Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании. Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых ( Деян.10:42 ). В осуществлении суда будут участвовать также а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ); б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:30 ); в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор.6:2 ). Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31 ). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать: а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово ( 2Кор.5:10 ); б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1Кор.6:3 ) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ); б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36–37 ); в) намерения сердечные ( Евр.4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке ( 1Кор.4:5 ). Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48 ) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21–23 ), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11 ). Приговор (см.: Мф.25:32–46 ) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50 ). Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46 ). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23). Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста.

http://pravoslavie.ru/4314.html

В Законе Благодати видения от Бога были святому и всехвальному апостолу Петру (см.: Деян.11:5 ), так же как и святому и всехвальному апостолу Павлу (см.: Деян.9:3 ; 2Кор.12:1 ). Видения и великие откровения от Бога были и всехвальному апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (см.: Откр.1:10 ). Сон от Бога был святому и праведному Иосифу обручнику Пречистой и Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (см.: Мф.1:20; 2:13 ). Видения от Бога удостоился и святой апостол и первомученик архидиакон Стефан (см.: Деян.7:55 ). И во многих других местах Священного Писания мы находим бесчисленные свидетельства о снах, видениях и откровениях, явленных от Бога патриархам, пророкам, апостолам и другим людям святым и избранникам Божиим, когда Он благоволил явить Свою славу; волю и заповеди Свои на общее благо рода человеческого. Брат: Преподобный отче, а о ложных снах и видениях что говорит Священное и Божественное Писание? Старец: Учение Священного и Божественного Писания, брат Иоанн, о ложных снах и видениях всегда связано с лжепророками, потому даже нельзя говорить о первых, не упомянув о лживых и лукавых пророках, выдумавших их. Эти лжепророки, не будучи посланы Богом (см.: Иер.14:14 ), но являясь сынами диавола, полными всяческого лицемерия и зла, и врагами всякой правды (см.: Деян.13:10 ), и мерзостью пред Богом, дерзнули, лукавнейшие и безумные, говорить от имени Бога о ложных видениях, бывших выдумками и изобретениями их лукавых сердец (см.: Иез.13:2 ), прельщая и вводя в заблуждение народ Божий. Бог излил гнев Свой на этих лжецов и их ложные видения, говоря: Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением ( Иер.23:32 ). И в Плаче Иеремии мы читаем об обманчивых видениях лжепророков так: Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию ( Плач.2:14 ). Через святого пророка Иезекииля Бог грозит лжепророкам, вводившим в заблуждение народ своим обманом и ложными видениями, говоря: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! – и затем, показывая их лукавый нрав, говорит: Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах ( Иез.13:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Жертвоприношения Ветхого Завета знаменовали собой грядущую совершенную жертву, которую пошлет Бог, дабы истребить грех. Перед тем, как Сын Божий должен был родиться во плоти, ангел сказал Иосифу, что Мария «…родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат. 1:21). В Библии ясно говорится о цели пришествия Христа – Он пришел, чтобы умереть за грехи мира. Иоанн Креститель, вопреки тому, что говорит о нем Мун, не отрицал того, что Иисус – Мессия. Когда Иоанн увидел приближающегося Иисуса, он сказал толпившимся вокруг людям: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Иисус Христос добровольно отдал Свою жизнь, стад заместительной жертвой за людей в умилостивление Отца Небесного за наши грехи (см. Ин.10:17, 18 ; 1Иоан.2:2 ) и теперь все, осознающие свою греховность и верящие в искупление Христа, получат прошение грехов и наследуют вечную жизнь (см. Ин.5:24 ). Принимающие Иисуса Христа как своего личного Спасителя, становятся частью Его Тела – Церкви (см. Еф.1:22, 23 ). В будущем Господь Иисус Христос вернется, и все верующие вознесутся вместе в Ним на небеса (см. 1Фес.4:17 ). Вопреки тому, что говорит Сан Мьян Мун, при Втором пришествии людям явится все тот же Иисус Христос, Который был распят, а затем, воскреснув, вознесся на небеса. После Его вознесения ангелы свидетельствовали Его ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). В Свое Второе пришествие Иисус будет судить верующих и на 1000 лет установит Царство Божье на земле (см. Мат.25; Отк.20 ). В течение этих 1000 лет сатана будет скован, но потом его на некоторое время освободят. Тогда сатана соберет армию неверующих, чтобы вступить я бой с Христовым воинством. Но Бог победит сатану и его армию, а сам сатана будет ввержен в озеро огненное и серное, где ему предстоит мучиться день и ночь во веки веков (см. Отк.20:10 ). Исполнив все, что надлежит, на земле, Бог очистит ее огнем, чтобы уничтожить заразу греха (см. 2Пет.3:12 ) и создаст «новое небо и новую землю» (см. 2Пет. 3:13 ; Отк.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Кроме того, апостол Павел утверждает, что Иисус Христос Сам был потомком Адама: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» ( Гал.4:4 ), «от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:5 ) и сделался Он «подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:7 ). И «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). То есть человеческая природа Христа «в подобии плоти греховной» была вполне реальной (см.: 1Ин.4:2 ; 2Ин.7 ), но при этом Христос оставался безгрешным (см.: 1Пет.2:22 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15, 7:26 ). Он целиком разделил то, что означало быть чадом Адама, и «умер за грехи наши, по Писанию» ( 1Кор.15:3 ). Таким образом, умалив и уровняв себя с человечеством и осудив грех , Христос позволил тем, кто разделил с Ним Его смерть и воскресение, разделить и Его праведность: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим.6:4 ). Вот он, выход из вод погружения – прекраснейший символ обновления воскресения человека: «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ); «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор.5:17 )! Это и есть исполнение эсхатологического обетования – восстановление попранного порядка, знаменующее собой новое начало и тот «образ будущего», о котором писал апостол в Рим.5:14 . Исполнилось данное Богом обетование о том, что в Аврааме и семени его упразднится грех, ради чего, собственно, и был заключён завет. Для апостола Павла это абсолютно очевидно: в послании к Римлянам он, говоря о верности Бога завету, сначала рассуждает об исполнении данных Аврааму обетований (см.: Рим.3:21–4:25 ), потом об освобождении от Адамова греха (см.: Рим.5:6–21 ) и, наконец, об освобождении и освящении всей твари (см.: Рим.8:17–25 ). В послании к Галатам от повествования о завете с Авраамом и исполнении его во Христе апостол приходит к идее «новой твари» (с.: Гал.6:15 ). Во 2-м послании к Коринфянам «новый завет» (см.: 2Кор.3 ) так же «обновляет тварь» (см.: 2Кор.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)» . В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27). Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим.

http://pravoslavie.ru/28265.html

Кол.3:7 .  в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. В виду этого славного, нас ожидающего, будущего, мы должны бороться с страстями, которые так срастаются с человеком, что могут даже быть названы земными его членами, т. е. членами его земного тела. Из этих страстей Ап. прежде всего упоминает о страстях чувственных (блуд с лежащими в его основе нечистыми плотскими настроениями), а потом о страсти духовной – любостяжании. «Блуд» и «любостяжание» – это два порока наиболее свойственные язычникам: они, по выражению одного древнего писателя, были могильщиками, которые рыли могилу для древнего мира. – Ап. называет любостяжание «идолослужением», потому что «те, кто работает мамоне, удалили себя от служения Богу» (Златоуст). – «Грядет» ( ρχεται), т. е. постоянно идет, постоянно проявляется (ср. Рим.1:18 «открывается» ). – «Сынов противления» – см. Еф 2:2 . – «В которых», т. е. в пороках. – «Между ними» , т. е. между сынами противления. Кол.3:8 .  А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; «Отложите» – как негодную грязную одежду. – «Гнев, ярость» – см. Еф 4:31 . Кол.3:9 .  не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его «Не говорите лжи» – см. Еф 4:25 . – «Совлекшись»… См. Еф 4:22 . Кол.3:10 .  и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, См. Еф 4:24 . – «В познании» – правильнее: «в познание». Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге. Кол.3:11 .  где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. См. Гал 3:28 . При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы. Кол.3:12 .  Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, «Итак» т. е. в виду того, что вы сложили с себя старую одежду. – «Облекитесь» – т. е. вам необходима новая одежда, а такою могут быть только различные христианские добродетели. – «Избранные, святы, возлюбленные» – см. Еф 1:4, 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но совпадает ли первое упоминание о пророческих школах в Библии с их действительным историческим началом? Появились ли пророческие школы только при Самуиле, или они существовали и раньше него? Большинство ученых исследователей принимают, что учреждение и основание этих школ обязано инициативе Самуила. Ранее времен Самуила никаких пророческих школ не было, о них поэтому нигде и не упоминается; кроме того, в 1-й книге Царств (3:1) замечено: Слово Господне было редко в те дни, и видения... не часты. Это замечание свидетельствует будто бы о том, что в период судей никаких школ пророческих не было. Но, во всяком случае, для того чтобы решительно отвергать существование пророческих школ в том или другом виде до времени жизни и деятельности пророка Самуила, нет достаточных оснований. Если в Библии нигде не говорится о существовании пророческих сонмов в досамуиловское время, то нужно заметить, что в Библии ни слова не сказано и о том, что будто Самуил основал эти институты пророческие. В Библии сонмы пророческие являются без всяких предисловий, об их возникновении ничего не говорится, но говорится о деятельности их как уже существующих институтов. Правда, в Библии сказано, что слово Божие было в период судей редко и видения не часты (см.: 1Цар.3:1), но все же слово Господне и видения были, хотя и не часто. Промысл Божий всегда бодрствовал над судьбами народа избранного; не прекращалась деятельность Промысла Божия и во времена судей, которые принято считать временами особенно мрачными. Господь воздвигал судей, которые спасали евреев от рук грабителей их (см.: Суд.2:16,18), на которых, по Библии, был Дух Господень (см.: Суд.3:9–10), которые иногда обладали даром пророчества (см.: Суд.4:4). Иногда посылал Господь и пророков Своих, которые проповедовали слово Божие (см.: Суд.6:8–10). Этих пророков Библия называет в тот период иногда " людьми Божиими " (см.: 1Цар.2:27–36; ср.: 2Пар.25:7,9) и Ангелами Господними (см.: Суд.2:1–4). Иегова говорил через Моисея: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор.18:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» ( Лк.19 Примеч. ред.), и расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20 ), и многим: «Вера твоя спасла тебя»? Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну, В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё – Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим.11:33 ). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ). «Тайну Своей воли» Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом ( Еф.1:9 ). Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа – спасти людей, погибших в грехе (см. Мф.18:11 ), избавить людей от греха и смерти (см. Ин.4:34, 6:40, 17:4 ). Другими словами, Его дело – обновить, возродить человека (см. Ин.3:1–10 ), просветить его (см. Ин.1:9, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ), усовершить его (см. Еф.4:13 ), сделать его подобным Христу (букв.: «охристоподобить». – «Примеч. пер».), обожить (см. Ин.10:34 ; 2Пет.1:4–5 ), соделать бессмертным и овековечить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Нам кажется, что Богу все легко. Но о чем говорит Евангельское повествование? Когда приступил дьявол и сказал: «Скажи, чтобы эти камни стали хлебами», Спаситель отвечал ему: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих» (см. Мф.4:3–4 ; Лк.4:3–4 ). Происходила борьба: Христос искушался, но не искусился. Дьявол искушал, но не смог стать победителем в этой необыкновенной, непостижимой борьбе. Затем он показал Спасителю все царства мира (см. Мф.4:8 ; Лк.4:5 ), то есть все, что вообще может привлекать человека. Почему мы думаем, что это ничего не значило для Господа Иисуса Христа как для человека? Неужели Он не понимал всего величия и сладости земных благ, которые предлагал ему дьявол , требуя взамен поклонения себе? Но Он отверг и этот соблазн: Господу Богу твоему поклонися, и тому одному послужишь. Отойди от меня, сатана (см. Мф.4:9–10 ; Лк.4:7–8 ). Но дьявол и после этого не отступил. Так бывает и в нашей жизни. Дьявол не отступает от нас сразу, даже если мы решительно готовы отвергнуть его. Он вновь и вновь дерзновенно и нагло вторгается в наш ум. Искушая Спасителя, дьявол предложил Ему новый соблазн. Он принес Его на стену Иерусалимского храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз. Тогда Ангелы на руках понесут Тебя» (см. Мф.4:5–6 ; Лк.4:9–11 ). Дьявол искушал, наверное, для того чтобы Спаситель, когда Ангелы Его подхватили бы, соблазнился человеческой славой. Необыкновенно искусительно уже и то, что дьявол перемещал Спасителя в пространстве. Представьте себе: он владел самим телом Спасителя: сначала вознес Христа на высокую гору, потом перенес на стену храма. Господь допустил это ради того, чтобы мы в искушениях всегда были поддерживаемы Его примером, живым и подлинным, и могли бы, верой соединившись с Ним, устоять Его силой. И в третий раз Спаситель с глубоким смирением отверг соблазнительное предложение дьявола, сказав: «Не искушай Господа Бога твоего» (см. Мф.4:7 ; Лк.4:12 ). Следуя за Спасителем, за Начальником нашего спасения (см. Евр.2:10 ), или, по выражению святых отцов, за нашим Подвигоположником, то есть тем, кто начал подвиг борьбы с дьяволом, мы должны Ему подражать. Мы должны всегда быть готовыми к борьбе, трезвиться, молиться, чтобы всегда быть укрепленными силой победившего все искушения Господа Иисуса Христа. Аминь. Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010