4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: «женщина, пророчица, жена Лапидофа». Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2,16; 6,8 и ком.). 4 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа. 4 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15). 4 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины. 4 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8). но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан «в руки» другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением ( 2Кор. 5,7 ). 4 Завулонян и Неффалимлян. См. 5,13–18. 4 к потоку Киссону. См. ст. 7,15. 4 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия. 4 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и «все ополчение его», сообщается в песне Деворы (5,4.5.20.21). 4:18–21 См. 5,24–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2–5 Твой народ. Псалом открывается сообщением об угрозе народу Божьему, который враг стремится уничтожить и стереть память о нем среди народов (5), не оставив ему вообще места на земле и в истории. Эта смертельная вражда со стороны мира обращена и против Господа Иисуса ( Ин. 1:10 ; Деян. 3:13–15 ). Отделение наше от беззаконного мира должно быть бескомпромиссным ( 2Кор. 6:14 – 7:1 ; Иак. 4:4 ). 4 Хранимых Тобою – спрятанных в потаенном месте, как нечто ценное и сокровенное. 5 Истребим – сотрем с лица земли, уничтожим. 6–9 Ты Сам. Не только Его народ, но еще в большей степени Сам Господь – мишень для вражеского альянса (6). Несомненно, что Он никогда не покинет нас ( Ис. 41:10 ; Евр. 13:5 ); еще более несомненно, что Он отстоит славу имени Своего ( Нав. 7:9 ; Ис. 42:8 ; Иез. 20:9,14,22,44; 36:22 ). 7 Союз народов востока, предположительно связанных с Авраамом и Агарью. Агаряне – потомки Агари ( 1Пар. 5:10; 11:38; 27:31 ). 8 Гевал – некоторые полагают, что это место к востоку от Иордана. Гевал (северопалестинский [финикийский] порт) упоминается в Нав. 13:5 ; 3Цар. 5:18 ; Иез. 27:9 . Если имеется в виду этот город, тогда география политического союза против народа Божьего значительно расширяется: перечисление стран и народов начинается с крайнего севера, продолжается на восток – Аммон, на юг – Амалик, через Филистию на западе и снова на север – к Тиру. Таким образом, образуется плотное кольцо. 9 Ассур – возможно, темная сила за спиной коалиции враждебных государств, наподобие «бога века сего» ( 2Кор. 4:3, 4 ), который стоит за каждым враждебным актом по отношению к Церкви; однако не исключено, что здесь речь идет об арабском племени на севере Синая (ср.: Быт. 25:3,18 ; Чис. 24:22,24 ). Лотовых – см.: Быт. 19:36–38 ; Втор. 2:9,19 . 10–13 Твоя страна. Ханаан назван селениями Божиими (13), то есть Его пастбищами, поскольку Он пастырь для Своего стада. Вся земля принадлежит Ему, но эта страна особенно драгоценна для Него ( Втор. 11:12 ), так же, как и Его народ ( Исх. 19:5 ). 10 Этот союз ( Суд. 6:1,2 ) сразу же вызывает ассоциации с Мадиамом и далее с Сисарой ( Суд. 4–5 ). Мадианитяне были разгромлены отрядом, состоящим всего лишь из трехсот воинов, – так продемонстрировал Господь Свою силу ( Суд. 7:1–7 ). Сисара пал от руки женщины ( Суд. 4:17–22; 5:24–27,31 ). 12 См.: Суд. 7:25; 8:18–21 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Разделять себя и сливаться со своим ближним . Я отменяю одно оглашение, отчасти потому, что не успеваю этого делать, а отчасти потому, что вижу, что вам достаточно вместо многих слушать в неделю только одно оглашение. Ибо вы сами совершенны, сами можете быть своими учителями, вы сами уже наставлены в добре и научены вполне Богом (см. 1Фес. 4:9 ). Увещание Обращайтесь между собою ласково и приветливо И когда я не говорю наставления, то вы сами восполняйте причиняемый мною недостаток (см. 1Кор. 16:17 ). Крепись, эконом; мужайся, старший пахарь ( πρωτοαροτριων); возмогай, келарь; будь тверд, повар, и вы, все остальные пахари, а также и несущие другие послушания, особенно старшие между вами, – благодать вам, мир и сила от Бога. Радуйтесь и вы, надсмотрщики 74 , будильщики 75 , которым приходится бдеть и заботиться об исполнении своих послушаний. Храните залог (см. 1Тим. 6:20 ) моих смиренных наставлений, воздерживайтесь от неприличного смеха, буйных порывов, долгих праздных бесед; о раздражительности же и об ослушании с вашей стороны я даже слышать не должен (см. Еф. 5:3 ); я желаю, чтобы ваши речи были степенны, снисходите друг к другу, будьте радушны, обращайтесь между собою ласково и приветливо. Вся искушающе, как говорит апостол, добрая держите, от всякия вещи злыя отгребайтеся ( 1Фес. 5:21–22 ), и Господь мира ( 2Фес. 3:16 ), возводящий меня, по вашей молитве, от рова преисподнейшего (см. Пс. 87:7 ) моих прегрешений, да подаст вашим душам силу и крепость, да упасет Он Сам вас и да воспитает на воде покойне ( Пс. 22:2 ), обращая вас на стези правды ( Пс. 22:3 ), охраняя от козней лукавого змия и волка, возвеселяя, услаждая, делая кроткими, утешая и удостаивая нас и Царства Небесного, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 12 Об отречении от мира и родства и о посвящении себя делам добродетели Уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других Отцы мои, братия и чада. Посредством этой письменной беседы 76 и рассуждения я в настоящее время как бы посещаю вас и указываю вам должное, оглашая вас и возвещая вам оправдания Господни (см. Пс. 18:9 ). И вы в свою очередь постоянно молитесь обо мне, чтобы мне, благовествующему вам, как сказано, волю блаженного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дан был дар слова. Я знаю и помню, каким мне следует быть в отношении бесстрастия. Ибо слово истины (см. 2Кор. 6:7 ; 2Тим. 2:15 ; Еф. 1:13 ) требует такого предстоятеля, который бы сначала сам стал выше страстей, дабы затем мог подавать руку и тем, кто труждается. Но я далек от должного порядка вещей, и настолько, что ко мне вполне приложимы слова: врачу, исцелися сам ( Лк. 4:23 ); и: изми первее бревно из очесе твоего ( Мф. 7:5 ); и: уврачуй свои язвы, а потом уже начинай лечить и других. Ибо я сознаю, что я погряз во грехе больше всякого человека. Увещание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

2. Во-вторых, свидетели Иеговы считают смерть бессознательным состоянием или небытием. Такого нет в Библии. Ни в одном из Заветов, ни на греческом, ни на древнееврейском, смерть не означает исчезновения или уничтожения. В Библии смерть описывается как отделение. «Душа согрешающая, та отойдет» ( Иез. 18:4 ) – так более верно передастся смысл текста. Когда Адам согрешил, душа его отделилась от Бога, то есть нарушилось общение с Ним: вследствие греха люди умирают или отходят от Бога за грех Адама, а равно и свой собственный. Но Бог примирился с нами через Сына Своего, и мы «родились свыше», возрожденные и искупленные Богом через жертву Сына Его Кровью Его, в Котором мы имеем прощение грехов ( Ин. 3:3–7, 15–16 ; 2Кор. 5:17–21 ; Кол. 1:14 ). Итак, мы видим, что в действительности смерть не является уничтожением, а представляет собой осознанное существование, о котором и говорится у Матфея 17:1–3 , когда Моисей и Илия общаются с Христом. Тело Моисея мертво – этого никто не оспаривает. Согласно взглядам свидетелей Иеговы, душа его тоже мертва. Тогда кто или что говорит с Христом? Ответ простой. С Христом говорил Моисей как живая душа, он был живой и в сознании! В подтверждение всего этого приведем слова Христа: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» ( Ин. 11:25 ) Поэтому смерть есть лишь разделение, но не исчезновение ( Ис. 59:1 , см. также 2Кор. 5:8 и Флп. 1:21–23 ). 3. На с. 96 книги «Пусть Бог будет истинным» свидетели Иеговы заявляют: «Везде, где греческое слово геенна переводится как «ад», оно означает вечное уничтожение». Это откровенное искажение греческого текста, которое стоит в одном ряду с их ложным переводом «бог» ( Ин. 1:1 ) и являет собой еще один показательный пример абсолютной фальши. В Новом Завете ничто не указывает на то, что геенна когда-либо значила «уничтожение», скорее наоборот. В Евангелии от Матфея 5:22 сказано буквально: «геенна огненная», а в 10:28 оно сочетается со словом «погубить», или «довести до нищеты вечной» («Лексикон» Тейера, с. 64). Матфея 18:9 подтверждает значение «вечной нищеты» в 5:22 – «геенна огненная». По аргументам свидетелей Иеговы, «геенна» – это просто раскаленные угли Гиннома. Но вечен ли его огонь? Нет! Сегодня в долине Гинном ничего не сжигают, так что если Иисус не хотел взять пример, понятный только живущим в те времена (а этого не утверждают даже свидетели Иеговы), то геенна является символом вечного разделения в осознанных муках негасимого огня ( Ис. 66:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Сатанинские знамения связаны с этическим злом. Поддельные чудеса имеют тенденцию в аспекте морали сочетаться с восстанием и гневом против Бога ( 1Цар. 15:23 ), сексуальной распущенностью ( Иуд. 1:7 ), аскетизмом ( 1Кор. 7:5 ; 1Тим. 4:3 ), законничеством ( Кол. 2:16–17 ), гордостью за предполагаемый дар видений ( Кол. 2:18 ), ложью и обманом ( 1Тим. 4:2 ; Ин. 8:44 ) и другими делами плоти (ср. Гал. 5:19 ). Сатанинские знамения связаны с оккультизмом. В число оккультных ритуалов и действий, которые могут сопровождаться сатанинскими знамениями, входят: вызывание духов (Вт. 18:11), практика медиумов или проводников и посредников, впадающих в транс (Вт. 18:11), утрата контроля над своими дарами ( 1Кор. 14:32 ), бесчинное поведение ( 1Кор. 14:40 ), применение кристаллов, камней, жезлов и других орудий чародейства (Вт. 18:11; Лев. 19:26 ), опустошающие разум восточные медитации, скандирование или повторение фраз ( Мф. 6:7 ), самообожествление ( Быт. 3:5 ; 2Фес. 2:9 ), астрология (Вт. 4:19; Ис. 47:13–15 ), идолопоклонство или применение в богослужении различных изображений ( Исх. 20:3–4 ), наблюдение явлений призраков (Вт. 18:11; 1Кор. 10:18–21 ; 2Кор. 11:14 ). Могущество для сатанинских знамений ограничено. Сатана может подражать Божиим чудесам, но не воспроизводить их. И ещё раз, чудеса Моисея и Илии в состязании с египетскими волхвами и жрецами Ваала продемонстрировали это превосходство. Иногда ошибочно предполагают, будто бы сатана может создавать живых существ и воскрешать умерших. Это явным образом противоречит Писанию. Только Бог – Творец жизни ( Быт. 1:21 ; ср. Вт. 32:39; 1Цар. 2:2, 6 ; Иов 1:1 ). Сатана сам есть сотворённое существо ( Кол. 1:15–16 ), а тварь по самой своей природе не может творить жизнь. Подручные сатаны признали в Исх. 8:18–19 , что не могут произвести даже мошек. Воскрешение мёртвых служило особым признаком апостола ( Мф. 10:8 ; 2Кор. 12:12 ). Если бы на это был способен и сатана, это вряд ли смогло быть отличительным признаком Божьего апостола. И если бы сатана мог воскрешать мёртвых, он смог бы повторить Воскресение – это венчающее доказательство Христа в провозглашении Себя Богом ( Мф. 12:40 ; Ин. 2:19–21; 10:18 ) – и тем самым оспорил бы уникальность христианской апологетики. Свидетельства о воскресении Христа не были бы «верными доказательствами» ( Деян. 1:3 ). Фактически, если бы сатана мог творить те же чудеса, что и Бог, не осталось бы сверхъестественных путей для выявления истины. Ведь тогда сатана мог бы подтверждать, что лжепророки говорят правду. Точно так же, если бы сатана мог давать непогрешимые пророчества (см. пророчества как подтверждение Библии), тот критерий, что несбывшееся пророчество есть признак лжепророка, оказался бы неэффективным (Вт. 18:22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Непритворная любовь – это любовь подлинная, лишенная лукавства (см. также: 2Кор. 6:6 ; 1Тим. 1:5 ; 1Пет. 1:22 ), любовь, которая должна проистекать из обновленного сердца и ума. Выражение отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (9), вероятно, поясняет, что представляет собой непритворная любовь, но, быть может, это независимые призывы. В начале ст. 10 Павел пробуждает христиан следовать непритворной любви и делать добро по отношению к другим верующим. Выражение в почтительности друг друга предупреждайте можно перевести и как «отдавайте предпочтение друг другу», то есть, как Павел говорит об этом в Флп. 2:3 , «почитайте один другого высшим себя». Сходство этого призыва с увещеванием в ст. 3 наводит на мысль, что Павел уже знаком с проблемами разобщенности, дававшими о себе знать в Римской церкви (см.: 14:1 – 15:13). Усердие (11) во имя Бога и Его дел всегда должно отличать христиан, как оно отличало нашего Господа (см.: Ин. 2:17 ). О том, как поддерживать это усердие говорится в следующем призыве, который лучше всего перевести как «воспламеняйтесь Святым Духом» (Кранфилд; в NIV дается другой вариант, там слово рпеита не относится к Святому Духу). Такое усердие, зажженное Самим Духом, приведет к истинному служению (Господу служите). Ранее Павел говорил о надежде (5:2–10; 8:18–30), скорби (5:3,4) и молитве (8:26,27); теперь же он вкратце напоминает христианам (12) обо всем этом. Непритворная любовь приводит также к конкретной помощи нуждающимся братьям (13; см. также: 1Ин. 3:17,18 ). В ст. 14 призыв любить друг друга и делать добро прерывается; он предвосхищает ст. 17–21. Очевидна связь между призывом Павла Благословляйте гонителей ваших и Нагорной проповедью Иисуса ( Мф. 5:44 ). Заповедь Иисуса, вероятно, легла в основу раннехристианского наставления (см. также: 1Пет. 3:9 ). Начиная со ст. 15 Павел возвращается к теме взаимоотношений между христианами. Сочувственное отношение к радостям и горестям единоверцев – признак непритворной любви к братьям и сестрам (10). Проблема заключается в том, что христиане слишком много думают о самих себе. Павел снова предостерегает от этого римских христиан (ср. также: ст. 3,10) и побуждает их проявить свою сочувственную заботу к смиренным, то есть бедным, людям низкого звания, которые больше всего нуждаются в их заботах. Слово, которое Павел здесь использует (tapeinos) обозначает многих христиан I в., которые не отличались достатком или высоким социальным положением (см. также: Лк. 1:52 ; Иак. 1:10 )

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Бывают минуты, в которые и преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каком они держат его. Видит он ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно суть семя будущих казней и что самые добродетели его не устоят пред взором Вечного Судии. Видя все это, осуждает сам себя, трепещет всем существом своим и, будучи отчаян в самом себе, через это отчаяние влечется к упованию на Бога. Это расположение к покаянию – что есть иное, как не то «дыхание бурно», которое предвещает сошествие Святого Духа (см.: Деян.2:2 )? Что, как не тот страх Господень, среди которого мы во чреве приимем, как выражается Пророк, Духа спасения Божьего (см.: Ис.26:18 )? Блажен, кто с покорностью дает влечь себя сему стремлению Духа Божьего! Оно поведет его тесным путем (см.: Мф.7:14 ) самоотвержения, заставит его самого исторгать то, что прежде посеял, и разрушать то, что созидал, научит его страдать и радоваться в страданиях (см.: Кол.1:24 ), распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), чтобы совершенно предать дух в руки Божьи. Мало-помалу бурное дыхание превращается в те кроткие неизглаголанные воздыхания, которыми Сам Дух о нас свидетельствует (см.: Рим.8:26 ), в тот живой глас, коим вопиет Он в сердцах наших: Авва, Отче ( Гал.4:6 ), и тогда человек исполняет Христову заповедь о непрестанной молитве (см.: Лк.18:1 ), что при одних собственных силах было бы невозможно, и при его склонности к рассеянию, и по неведению предметов и образа истинной молитвы. С упражнением же в непрестанной молитве неразлучно соединяется духовное уединение, в котором христианин, войдя в клеть свою и затворив двери (см.: Мф.6:6 ), пребывает в ожидании обещанного от Отца ( Деян.1:4 ). Он не вдается в развлечения, в коих миролюбцы, связанные суетными благоприличиями, редко возвращаются к себе, но пленяет разум в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ) и все свои желания или устремляет горе, где живот его сокрыт со Христом в Боге ( Кол.3:3 ), или упокаивает внутрь себя, где благодать должна открыть наконец Царствие Божье (см.: Лк.17:21 ). Если человек твердо решится всегда удерживать себя в этом состоянии внутренней молитвы, самособранности и самоотчуждения, то скоро пустыня души его жаждущая расцветет как нарцисс ( Ис.35:1 ). И сквозь тлеющий покров ветхого человека постепенно будет просиявать в нем новый человек, созданный по Богу в правде и в преподобии истины (см.: Кол.3:9 ). И Дух святости дышать будет во всех его способностях и действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

На мст там всели м. Слово там – прибавка слав.-грек.-лат. переводов и в евр. т., равно как в пер. Халд. и Сирск. и у бл. Иеронима не находится. Оуготовалъ предо мною трапез сопротивъ стжающымъ мн: умастилъ глав мою, и чаша тво уповающи м, к державна. 5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. 5 . Псалмопевец представляет, далее, Господа как бн добрым, гостеприимным хозяином, который, укрывая его от врагов, вопреки их злобным намерениям, приготовляет ему трапезу с полною чашею вина, – т. е. вообще обильное угощение (ср. Притч.9:2, 3:5 ), и при этом умащает голову его елеем, т. е. оказывает ему все принятые на востоке знаки особенного внимания (ср. Лк.7:46 ; Мф.26:7 ), стараясь возбудить в нём приятные чувства радости и удовольствия (ср. Пс.44:8 ; Еккл.9:7–8 ; Ам.6:6 ). Такое милостивое попечение Божие Давид испытал на себе в Маханаиме (см. выше). В мессианском смысле, это изображение попечения Христа Спасителя о верующих в Него, которых Он, защищая и ограждая от врагов спасения, питает от святой трапезы пречистого своего Тела и честные Крови своей ( 1Кор.10:16–21 ) и укрепляет помазанием благодати Духа Святого ( 2Кор.1:21–22 ; ср. св. Кирилл Иерусалимский тайнов. сл. 4; св. Афанасий, бл. Феодорит, Евф. Зигабен и др.), исполняя сердца их радостию, преизбыточествующую при всякой печали ( 2Кор.7:4; 8:2 ) и даже в самих страданиях ( Кол.1:24 , ср. бл. Августина и толк. припис. Иерониму). чаша тво уповающи м, к державна. Сопоставление слова уповающи с словом державна, т. е. сильна, крепка, даёт всему выражению следующий смысл: «чаша твоя опьяняет меня, поточу что крепка», т. е. наполнена цельным, крепким вином: но с греч. точнее было бы перевести: «чаша твоя, обильно напыляющая меня, есть наилучшая» (ср. еп. Порфирия). Слову державна соответствует κρτιστον (ср. Пс.15:6 ), значащее здесь лучше добра зл, а μεθσκον= уповающи, точнее: обильно напояющи (ср. Пс.64:10–11 ; Быт. 47:34 по сл.-русск.). В евр. т. вместо чаша тво читается моя=(русск. и бл. Иерон.), что впрочем также значит: предложенная мне также Господом; слова же к державна («наилучшая»)= по евр. т. составляют начало след. стиха, – русск.: так благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

А дивный Савва, возвратившись к себе и тихо напомнив о своем предсказании, стал рассказывать им о таких же и гораздо худших неудачах великого Павла, а потом присовокупил: «Однако мы, любезные отцы, никак не должны оставлять намерения и усердия нашего, ибо это служит к нашему спасению. Это, – говорит, – величайший из подвигов, ибо с миром постоянно борется возмущение, с добрым зло, с заповедью опять – преступление и с Христом велиар, который многих уже опутал, как мы видим, так как, будучи тьмой, он прикидывается, выражаясь словами великого Павла (см. 2Кор. 11:14 ), светом. Но мы, как я сказал, будем держаться лучшей части, ибо нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2:11 ). И хотя они и презрели наши увещания о согласии и спасении, из-за этого никак не должно оставлять любви к ним и лишать посильной помощи, но должно, уединившись, употребить молитвы и слезы о них и об общей пользе. По отношению к людям изберем благовременное молчание, так как время слову и время молчанию, как и всякому другому делу, по словам мудрого Соломона ( Еккл. 3:1–7 ), а к назирающему над правдой Господу никогда не станем прекращать обращаться с несказанными воздыханиями сердца, ибо Он умеет и молчащих выслушивать. И не устанем, говоря с пророком, следовать за Ним, пока не найдем места Господу ( Пс. 131:5 ), чистый, разумею, и невозмутимый мир, в котором обитает Бог, сущий мир наш». Так сказав к своим наедине и как бы окрылив их к общим молитвам и духовным подвигам, великий сам показывает пример. Ибо, заключившись телом в некотором домике, он стал проводить обычную жизнь, совсем мало заботясь о теле – только лишь бы не разрушились узы природы, а на себя и Бога постоянно взирая и принимая от Него осияния, и то стенаниями и неиссякаемыми источниками слез оплакивая взаимное, как бы в ночной битве, погубление и неистовство людей, а также то, как несчастная, добровольно отвратившаяся от Бога человеческая природа оставила через страсти свое благородство, приложившись скотам несмысленным ( Пс. 48:21 ), по пророчеству, а вернее, сделавшись хуже даже скота и всякого зверя, сама себя не щадя, то человеколюбивого Господа призывая к состраданию о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Псалом 110 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 4. Памятными соделал чудеса Свои – хранить память о чудесах, которые Бог совершил ради Своего народа, считалось священной обязанностью древних евреев: для вечного воспоминания о том, как Бог вывел древних евреев из Египта, было установлено празднование Пасхи (см.: Исх. 12:14; 13:8 ). Ст. 5. ...завет Свой – Бог установил Завет с Авраамом, обещая размножить его потомство и отдать ему во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 17:1–8; 22:17–18 ). Пророчество о потомке Авраама Господе нашем Иисусе Христе, Который приносит благословение всем народам. Ст. 6. ...достояние язычников – земля Ханаанская, отвоеванная у различных племен. Ст. 7. ...заповеди Его – см.: Исх. 20–23 . Ст. 9. Этот стих, исторически относящийся к освобождению древних евреев от египетского рабства, св. отцы относят к Новому Завету и к новому народу Божию -христианам.   Псалом 111 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Пс. 111 построен как параллель к пс. 110 и дополняет его: в пс. 111 возносится благодарение Богу за Его благодеяния, в пс. 111 прославляется богобоязненный человек. Ст. 3. Слава и богатство считались Божиим благословением за богоугодную жизнь (см.: Втор. 28:1–5 ; Притч. 3:9–10; 13, 19; 22:4 ). В ст. 3 пс. 111 – своеобразный параллелизм к ст. 3 пс. 110. Ст. 4. ...свет – св. отцы подразумевают под этим словом Господа нашего Иисуса Христа; Милостив и щедр – ср.: Пс. 110:4 ; Притч. 14:21–22 . Ст. 8. ...врагов своих – св. отцы под врагами подразумевают бесов. Ст. 9. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 9:9 ); ...достоинство – букв. «рог», символ силы и гордости.   Псалом 112 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 112 воспевается всеобъемлющее величие Бога: слава Его не знает границ ни во времени (ст. 2), ни в пространстве (ст. 3). Она простирается над всеми народами (ст. 4); это величие проявляет себя и в том, что Бог возвышает самых отверженных, нищих и убогих. Этот псалом – пророчество о вселенском характере Христианской Церкви и призвании к Богу всех народов, об обращении язычников в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010