Совесть, мышление и рассуждение Беседуя с Божественным Воспитателем, ветхозаветный священник Ездра так говорил Торцу о венце Его творения, о человеке: " Ты воспитал его Твоею правдою, научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом, и умертвишь его, как Твое творение, и опять оживишь, как Твое дело " (3 Езд. 8: 1213) Воистину такой путь предлежит перед каждым из сынов Адама, приходящих в мир! Но мы знаем также, что сила Божия в немощи человеческой совершается (см.: 2 Кор. 12: 9), а значит, мы должны позаботиться о том, чтобы Божественные правда, закон и разум были открыты перед человеком от его самого раннего возраста, чтобы они проповедовались, и кто имеет уши слышать, – да слышит! Коль скоро мы приняли к употреблению понятие о Божественной педагогике, нам надлежит определить и ближайшие педагогические цели, к достижению которых мы призваны в нашей воспитательной миссии. Также нам надлежит обнаружить воспитательную методику, которая будет содействовать достижению этих целей. Правда, закон и разум Творца, о которых говорит Ездра, раскрываются перед человеком при помощи таких параллельных человеческих понятий, как совесть, способность здраво мыслить и умение рассуждать. Врожденный нравственный закон известен каждому человеку. Это и есть совесть, понимаемая как " совместное ведение " человека и Бога о Законе сохранения человеческой жизни, о ее высоком качестве и небесном достоинстве. Значит, воспитание совестливого человека, то есть самое простое, понятное и доступное каждому родителю или наставнику задание, – это одновременно важнейшая и первоначальная задача также и воспитания религиозного. И в этом деле нет различий ни конфессионального, ни национального, ни социально-политического характера. Бессовестный человек одинаково непригляден и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке... По словам апостола Павла, цель христианского увещания " есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры " (1 Тим. 1: 5). Методологически для нас очень важна последовательность перечисленного, когда чистота сердца христианина-воспитателя и его добрая совесть имеют преимущество даже над его личной верой.

http://religare.ru/2_25470_1_21.html

11 Кто не подвизается, тот ослабевает, приходит в нерадение и забвение должного. «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям», — говорит слово Божие. «Горе сердцу расслабленному, ибо оно не верует (малодушничает, мало надеется на Бога) и за то не будет защищено. Горе потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его» (Сирах. 2:12—15). 12 Чин пострига. Изречение, равнозначащее Исаии (49, 15). 13 Святой апостол Павел истинным христианам желал быть беспечальными (1 Кор. 7:32). 14 Власяница — рубашка козлиного, верблюжьего волоса или овечьей шерсти (мухояра), одеваемая на голое тело. 15 Малый четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, носимый монахами на спине. У схимников великий параман, многокрестник или полиставрион. 16 Чин пострига. 17 Она заменила милоть, или козью кожу, носимую древними иноками (См. Древ. иноч. уст. 1892 г. С. 107). 18 Как шлем или каска — головной убор воина, так камилавка — головной убор духовно-воинствующего монаха. 19 Наметка, или монашество, одеваемое на камилавку и покрывающее шею и плечи. Покрывалу усваивают название клобука. Клобуком также называют камилавку с надетым покрывалом. 20 В чине пострига сказано: «Брат наш обувается в сандалии благовествования мира, во еже скору быти ему и тщательным на всякое послушание». Под благовествованием мира следует разуметь радость и спокойствие от сознания исполненного долга: когда совесть мирна и монах, совершенно покоривший волю свою воле Божией, во всякое время ради Бога и своего спасения с радостью готов на всякое послушание, на всякое доброе дело. Присутствие такого человека и на других изливает мир. Спокойное расположение духа по Богу принято называть «благодушием», хотя оно и не всегда понимается правильно. Благодушием иногда (неправильно. — Примеч. издат. книги «До и после пострига… " ) называют благотелие, т. е. такую спокойную жизнь человека, когда он ест, пьет, спит и безразлично относится к исполнению высшего своего призвания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

Дмитрий, посоветуйтесь с духовным отцом. Если не имеете такого, то обратитесь к опытному в духовном отношении священнику. Помощи Вам Божией! А я буду молиться, чтобы Господь помог Вам определиться на Вашем жизненном пути. 15. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли общаться с людьми не очень церковными, заблудшими? Заранее спасибо. Рита, г. Новосибирск По одному этому вопросу мне сложно установить, кого Вы подразумеваете под " не очень церковными, заблудшими " людьми, поэтому лучше обратиться за благословением к духовнику или Вашему приходскому священнику. Главное – разобраться и честно ответить самой себе: к чему в конечном итоге может привести дружба, знакомство или даже просто общение с тем или иным лицом? Общаться можно, если вы имеете силы и благословение положительно воздействовать, по сути, совершать миссионерское служения для еще не обретших Бога людей. Сам Господь, обращаясь к Своим ученикам, учил: " Вы – соль земли... Вы – свет мира... Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф. 5: 13-16). С другой стороны, всем нам хорошо известна истина, запечатленная в народной поговорке: " С кем поведешься – от того и наберешься " . Она основана на мудрости Священного Писания. В частности, апостол Павел так учит: " Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы " (1 Кор. 15:33). Дорогая Рита, посоветую Вам: постарайтесь сохранить себя от соблазнов, имейте твердую веру и, совершая поступок, общаясь с людьми, постоянно помните, что ничто не должно отлучить Вас от Христа. Да поможет Вам в этом Господь. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_94527.html

особенно беседу о разрушении Иерусалима Мф. 24 и пар. и прощальн. беседу Его с учениками Ин. 13:31–16 ); и в самом Ветхом Завете они не строго разграничивались 303 . Утверждением этой-то тесной связи и объясняется то глубокое толкование св. апостола Павла о покое субботнего дня ( Евр. 3–4 ), которое стоит во внутреннейшем взаимоотношении с 1Кор. 10:1–11 , составляющим как бы частнейшее разъяснение на то толкование и с Евр. 11:12–16; 12:18–29 и некотор. друг. Основная мысль всех этих толковательных отделений может быть выражена так: стремление к наследию земли обетованной в Ветхозаветном Израиле при его странствовании по пустыне по изведении из Египта, как прообраз, имеет свою истину в искании новозаветным Израилем, при его земном странствовании по избавлении от рабства греху в крещении, небесного наследия во граде Божием (см. Евр. 11:16; 14 с 13, 14 и др.). Из этой основной мысли толкования вытекают все частные объяснительные замечания великого Апостола, взаимно себя уславливающие и уясняющие. а) Исходной точкой толкования св. Апостола служат слова псалма, как изречения Св. Духа ( Евр. 3:7 ): «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род, и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 сн. Псал. 34:7–11 ). Псалмист, призывая всех к восхвалению великого в делах Своих Бога Израилева, говорит: «о, если бы вы послушали голоса Его!» т. е. Бога, причем приводит и следующие слова, т. е. «не ожесточите сердец ваших» и пр. прямо как слова Божии. Их-то и берет св. Апостол сначала прямо как вечно значащие и приложимые ко всем тем, которые хотят быть Божиими ( Евр. 3:12–14 ). Непосредственно затем начинает и само толкование этих изречений. При этом, подобно как в Кор. 10:5–11, он сперва берет просто в пример для предостережения сделавшихся недостойными взойти в покой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   10—11. Бог же всякой благодати и проч.: великое утешение читатели послания могли получить при своем положении в мысли, что такие же страдания, какие претерпевают они, претерпевают и их братия в мире; но еще высшее утешение предлагает им апостол в том, что указывает им на благодать Божию, которая поможет им перенести всякие скорби и искушения в надежде славы вечной, чт апостол оканчивает славословием Богу. — Бог всякой благодати: то есть как источник самобытный благодати и как податель оной людям. Благодать понимается здесь как дар божественный человеку (4, 10), не только как один тот или другой дар, но как множество или, точнее, совокупность даров, на что указывает слово — всякой благодати (ср. 3, 17; Иак. 1:17; 1 Кор. 12:6; Евр. 4:16; Рим. 1:5). — Призвавший нас, всех христиан верующих, из тьмы неведения и греха во свет истины и святости (1, 15), в вечную славу во Христе, так как самое это призвание служит ручательством, или обеспечением, что призванный наследует вечную славу, которую уготовал Бог любящим Его, во Христе Иисусе (5, 1; 4, 13; 1, 11). — По кратковременном страдании: апостол предсказывает, что страдания их будут кратковременны не только в сравнении с вечною славою, к которой они призваны, но и в сравнении вообще с непродолжительностию постигшей их скорби, которая, значит, минует через некоторый срок. — Да совершит вас: усовершит, сделает более совершенными, восполнит недостатки, какие есть у вас, и исправит их. Это — общее понятие о совершенстве, или усовершенствовании, которое частнее определяется дальнейшими выражениями — да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми, каковые выражения и составляют как бы оттенки этого общего понятия. Утвердит: сделает твердыми, так, чтобы не шатались из стороны в сторону, как трость, ветром колеблемая; да укрепит: сделает крепкими, как твердая скала, или стена, или крепость; соделает непоколебимыми: собственно — оснует, положит основание, как фундамент для здания, которое потому не упадет (Мф. 7:25; Евр. 1:10). — Ему слава и держава и проч.: выражение славословия Богу и Господу Иисусу Христу, краткое и сильное (см. Мф. 6:13). Слава и держава — как выражение силы и могущества Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия “печать Бога живого” (Откр 7:2) тав — “знак Иезекииля” (Иез 9:4), то есть “личный знак Бога” и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Откр 14:1), славу Яхве (Иез 43:2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:23–24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (см. Откр 19:12). Имя Ему Слово Божие ( Ð lÒgoj toà Qeoà, Verbum Dei) (Откр 19:13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? — только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:8–11). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через крест. Здесь крест — не только форма, но и образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: “Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы” 29 . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест — образ славы Божией и образ имени Яхве, явленный в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: “Радуйся Живоносный Кресте…” 30 или “Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень” 31 , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он — печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями в области подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди “О Страстях Господних”, возможно одним из первых среди сохранившихся до нас авторов, прямо говорит о “живом кресте”: “иногда не верят живому кресту и Слову распятому на нём но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог этот человек, Который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах” 32 .

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Самарянка ищет ответ на вопрос о том, где правильно поклоняться Богу — в храме или на горе, — и получает ответ от Христа, что не в храме и не на горе, не в каком-то месте. Отец ищет людей, которые будут поклоняться Ему не «где», а «как», не в каком-то месте, но «в духе и истине». Это поклонение Богу везде и всегда предчувствовал еще царь и пророк Давид, написавший удивительные по красоте слова 138-го псалма: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет ( Пс. 138:7-12 ). Бог — всюду. Бог — рядом. Самарянка у колодца еще раз напоминает нам о том, что к встрече с Богом невозможно специально подготовиться. Он Сам решает, когда прийти. Встреча эта может произойти в любом месте и в любое время — посреди дороги, в гуще городской жизни, в тишине уединенного чтения, — но всюду мы должны быть готовы Его разглядеть. Сколь часто, встречаясь с людьми верующими и исполняющими все религиозные требования, с книжниками, фарисеями и первосвященниками, людьми, посвятившими себя изучению Писания, Христос не находил такого живого ответа, какой  Он услышал от самарянки! Даже когда Он совершал удивительные чудеса и знамения, часто более впечатляющие, чем то, что так удивило самарянку, сердца так называемых истинно верующих оставались закрытыми. Занимаясь изучением богословия, символов и традиций, правил и возможных интерпретаций, чтением святых отцов, разбором строк Священного Писания, мы порой как бы отгораживаем себя от Бога и людей стенами метафор, сложных лингвистических конструкций, где-то лишь краем сознания цепляя самое важное, но оставаясь к нему бесчувственными. У многих из нас есть целый арсенал цитат, аргументов и силлогизмов, с помощью которых мы готовы спорить с теми, кто что-то понимает иначе, с теми, кто делает что-то, с нашей точки зрения, не так. И хотя очень важно знать и понимать правила веры, главным в вере все же остается правило любви, без соблюдения которого все остальное теряет свое прекрасное звучание (см. 1 Кор. 13:1–2) и становится пустым и бессмысленным.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

к. «корень зла» унаследовали «все... происшедшие» от Адама (3 Езд 3. 21). Ездра говорит о том, что Адам преступил заповедь «с сердцем лукавым» (cor malignum; это выражение восходит, по-видимому, к Быт 6. 5: «...все мысли и помышления сердца их были зло»); источник этого «лукавого сердца», злой воли Адама, вовлекшей его в грех, Ездра не называет. Нигде в книге не говорится, что источником этой злой воли и соответственно зла в мире является Бог; более того, Ездра молится «о даровании сердцу... чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный, кто будет носить имя человека» (3 Езд 8. 6); в конце времен «изменится сердце живущих и обратится в чувство иное» (3 Езд 6. 26), что можно понимать как освобождение Адама от тяготеющей над ним власти греха. В отличие от Е. т. к. в раввинистических источниках прослеживается мысль о том, что творцом злой человеческой воли является Бог, Который, однако, даровал людям и способность преодолевать ее (подробнее см.: Urbach E. E. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Camb. (Mass.), 1987. P. 472). Преступление Адама, происшедшее от «сердца лукавого», привело к известным последствиям. Он сам и его потомки были осуждены на смерть (3 Езд 3. 7; ср.: Быт 3. 19; Рим 5. 12-14; 1 Кор 15. 21-22), жизнь на земле наполнилась бедствиями, и «сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными» (3 Езд 7. 12; ср.: Быт 3. 17-19). Однако, несмотря на это, в книге неоднократно утверждается наличие у людей свободной воли, благодаря к-рой имеется возможность исполнять заповеди Божии (3 Езд 7. 19-24; 8. 56-62). Противопоставление настоящего и будущего века занимает в книге важное место. Наиболее ясно о «двух веках» говорится в 3 Езд 7. 50: non fecit Altissimus unum saeculum sed duo (перевод по тексту Вульгаты: сотворил Всевышний не один, но два века; в др. местах книги говорится о 2 временах - 3 Езд 6. 7). В книге содержатся различные характеристики буд. века: он будет пространным и безопасным (3 Езд 7. 13); его началом будет «день суда» (dies...

http://pravenc.ru/text/189579.html

Любить всех пастырю необходимо ежеминутно и ежемгновенно, молится ли он в храме и дома, совершает ли Таинства, вступает ли в общение с прихожанами, трудящимися, учащимися, со взрослыми или детьми. Настроение любви должно быть у него неотступным, особенно при совершении Божественной Литургии, которая вся есть Таинство бесконечной любви Божией к роду человеческому. «Истинного пастыря,— внушает преподобный Иоанн Лествичник,— укажет любовь, ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь».    Быть любвеобильным пастырем — значит жить всецело для своей паствы, ставить ее всегда на первое место, а свою пастырскую личность забывать и считать себя лишь слугою и попечителем паствы. Кто из вас больше,— учил Господь святых Апостолов,— будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22:26; ср.: Мф. 20:26—27). Добрый пастырь, по притче Господней, о том только и печется, как бы напитать своих овец (см.: Ин. 10:10—11). Таким Добрым Пастырем был, прежде всего, Сам Спаситель, сказавший о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28; ср.: Мк. 10:45). Все пастырское Христово служение, в сущности, было пасением овец, завершенным положением души за други (ср.: Ин. 15:13) на Кресте.    Истинные преемники Господа Спасителя подобно Ему всю свою жизнь отдавали пастве. Для образца стоит вспомнить любовь к духовным чадам апостола Павла. Чувством любви он руководится во всех отношениях к пастве, обличает ли ее в проступках, убеждает ли к добру, одобряет ли в подвигах веры. Перечитывая его послания, можно видеть, как сильно он любил руководи-мых своих верующих. Дабы выразить силу своей привязанности к ним, он не только говорит о любви в превосходной степени: Излишне вас любя (ср.: 2 Кор. 12:15), но сравнивает ее с родительскою любовию, выше которой естественный человек ничего не знает. Вы знаете,— пишет он к фессалоникийцам,— как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли (1 Фес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010