α) Обязанности в обществе церковном 101 . Отношение пастырей к пасомым. Как говорит Свящ. Писание о должности пастырей к духовной пастве? Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Петр.5:2–3 ). Катих. 109 стр. Рекли мы, яко не подабает епископу или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неопустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати по заповеди Господней ( Мф.6:24 ). – Прав. Св. Апост. 81. См. также (выше об обетах) IV Всел. соб. пр. 7. Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словам благочестия, выбирая из Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов или предания богоносных отцев.... Ибо посредством учения упомянутых отцев народы, получая познание о желательном и достойном избрания и о негодном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою к лучшему и не изнемогают от недуга неведения, но, внимая этому учению, стараются избавиться от недуга и в страхе угрожающих наказаний соделывают себе спасение. VI Всел. соб. прав. 19. ...У Бога и у того, кому вверено пастырское водительство, все попечение о том, чтобы возвратить заблудшую овцу и вылечить уязвленную змием... VI Всел. соб. пр. 102. 102 Отношения пасомых к пастырям. – (Третья заповедь церковная предписывает), чтобы духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, кои исповедуют нас, как Отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасении нашем. О сей заповеди так говорит Писание: каждый должен разуметь нас 103 , как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). И в другом месте: просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их ( 1Фес.5:12 ). И в другом месте: разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:13–14 ) И еще: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове ( 1Тим.5:17 ). Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные, по слову Апостола: братия, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте таковаго в духе кротости ( Гал.6:1 ). Испов., I, отв. на вопр. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Григ. Неокес. прав. 8. б) Отныне клирик да не определяется к двум церквам; потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковному обычаю. От гласа самого Господа мы слышали, что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть ( Мф.6:24 ). Итак каждый, по слову Апостола ( 1Кор.7:20 ), к чему призван, в том должен пребывать и находиться при одной церкви; потому что все, что происходит в церковных делах из-за гнусного своекорыстия, чуждо Богу. Для потребностей же сей жизни существуют различные занятия и если кто хочет, пусть при помощи их приобретает потребное для тела; потому что Апостол сказал: нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии ( Деян.20:34 ). Это соблюдать в этом богохранимом городе, а в других местах, по недостатку в людях, можно допустить исключение. VII Вселенск. соб. пр. 15. ...Председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: научитесь добро делать, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову ( Ис.2:17 ). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые, алчущие и жаждущие правды получать блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи, ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. Испов., II, ответ на вопр. 36. См. также (о посильной деятельности V, β) Катих. стр. 106; также (о воровстве) Кат. стр. 114–115; еще (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 41. См. еще ниже немного извлечение из послания III Всел. соб. в) Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Puм. II Всел. соб. прав. 3; срав. I Всел. соб.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Если же он все-таки останется при своем упорстве и не захочет ее принять, да будет извержен из священного сана окончательно, поскольку очевидно: тем, что он делает, он бесчестит брак, который, по апостолу, честен, и считает нечистым ложе и соединение, которое самим апостолом названо непорочным (см. Евр. 13:4 ). Остается сказать, что прелюбодеяние служит оправданием и для такого развода, как сказал Господь: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать ( Мф. 5:32 ). Кроме того, апостол сказал: Соединен ли ты с женой? не ищи развода и Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, для упражнения в посте и молитве ( 1Кор. 7: 5 и 27). [ 339 ] Согласование Так и правило VI Всел. 13 постановляет, чтобы брак священнослужителей оставался прочным и нерасторжимым, чтобы, если до посвящения в сан они были женаты, ради принятия священства им не запрещалось состоять в браке и чтобы при рукоположении от них не требовалось давать обязательство развестись со своими женами, поскольку они стали священниками, – такой противозаконный обычай распространился в Риме. Правда, правила Карфаг. 4 и 33 говорят о том, чтобы епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы хранили целомудрие и по свойственному каждой из этих степеней правилу воздерживались от своих жен. Но толкователи правил – имею в виду Зонару и Вальсамона, – а в особенности VI Вселенский собор в 13-м правиле, толкуя вышеупомянутые правила, говорят о том, чтобы они воздерживались только во времена своей чреды, а не всегда, за исключением епископов. Смотри об этом в своем месте. [ 340 ] Правило 6 Епископ, или пресвитер, или диакон да не принимает на себя мирских попечений. В противном случае да будет извержен. (Апост. 81, 83; IV Всел. з, 7; VII Всел. 10; Двукрат. 11; Карфаг. 18.) Толкование Не извинительно для имеющих священный сан опутывать себя делами мирскими, но необходимо, чтобы они усердно занимались божественным служением, свойственным их званию, и хранили свой ум свободным от всякого смущения и волнения житейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2) Что должно наблюдать, чтобы не впасть в... тонкое внутреннее 86 прелюбодейство? Должно убегать всего, что может возбуждать в сердце нечистые чувствования, как-то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Должно стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф.5:29 ). Надобно вырвать его (соблазняющий глаз) не рукою, а волею. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз. – Кат. стр. 113. См. также (ниже о зрелищах) VI Всел. соб. прав. 100. 3) Почему запрещаются (в десятой заповеди) не только худые дела, но и худые желания и помышления? Во-первых, потому, что когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом и Его недостойна, как говорит Соломон: мерзость пред Господом помышления злых... ( Притч.15:26 ). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). – Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как семян, родятся дела греховные, как сказано: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). – Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:14–15 ). – Катих. стр. 117. Великое дело все возносит к Богу и не быть рабом своих пожеланий; потому что Божественный Апостол говорит: ядите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). И Христос, Бог наш, в евангелии Своем повелел отсекать самые начатки грехов; ибо он наказует не только прелюбодеяние, но Им осуждено и движение мысли к совершению прелюбодеяния, так как Он говорит: ... всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем ( Мф.5:28 ). Итак, наученные этим, мы должны очищать свои помыслы, потому что хотя и все мне позволительно, но не все полезно, как научает нас Апостол ( 1Кор.10:23 ) ... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Аще кто из причта или мирянин из святой церкви похитит воск или елей, да будет отлучен от общения церковного и пятерицею да приложит к тому, что взял. Прав. св. Апост. пр. 72. Сосуд златый или сребряный освященный или завесу никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет, да накажется отлучением. Прав, Св. Апост. 73. Кто своекорыстно присвоит или обратит на употребление не священное святую чашу, или дискос, или лжицу, или честное облачение трапезы, или так называемый воздух, вообще какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд, все таковые подвергаются совершенному низложению. Берущих же для себя или других на несвященное употребление сосуды или одежды, вне алтаря употребляемые, и правило отлучает и мы также отлучаем; совершенно же похищающих эти предметы подвергаем обвинению в святотатстве. Двукр. соб. пр. 10. Рукополагаемых в епископы ли, или в какие бы то ни было клирики за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни повелеваем извергать, а также и тех, кто их рукоположил. VI Всел. соб. пров. 22. Проповедник истины, Божественный апостол Павел как бы правилом полагая для ефесских пресвитеров или лучше для всего священнического сословия, с дерзновением изрек следующее: ни серебра, ни золота, ни одежды я ни om кого не пожелал. Во есем показал я вам, что тако трудясь надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженее давать, нежели принимать ( Деян.20:35 ). Поэтому и мы, быв научены им, определяем, чтобы епископ отнюдь не помышлял из низкой корысти отыскивать в грехах предлоги к требованию золота, или серебра или чего либо другого от подчиненных ему епископов или клириков, или монахов, потому что божественный апостол говорит: неправедные царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9 ) и: не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей ( 2Кор.12:14 ). Итак если кто-либо окажется удаляющим от служения или отлучающим кого-либо из подчиненных ему клириков или запирающим честный храм (чтобы не совершалось в нем богослужения) ради вымогательства золота или чего либо другого или по каким-либо личным отношениям; то таковый, как простирающий свое неистовство и на бесчувственные предметы, поистине бесчувствен и должен быть подвержен тому, чему подвергал другого и обратится злоба на его голову ( Пс.7:17 ) 66 , как преступника заповеди Божией и Апостольских постановлений; потому что и верховный апост. Петр заповедует говоря: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подовая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Петр.5:2–4 ). VII всел. соб. пр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

В Новом Завете Апостолы показывают нам пример отношения к суевериям. Ап. Павел поражает Елиму-волхва слепотою. Заслуживает при этом внимания речь Апостола, обращенная к Елиме. «О, исполнение всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! – говорит Елиме ап. Павел. – Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» ( Деян.13:10–11 ). В Филиппах тот же Апостол изгоняет злого духа из служанки, занимавшейся прорицаниями. И это Апостол делает с негодованием, несмотря на то, что служанка, идя за ним и его спутниками, кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» ( Деян.16:16–28 ). Взгляд последующей христианской Церкви на волшебство, колдовство и всякого иного вида суеверия выражен в ряде соборных постановлений и отеческих правил. Укажем на 61-е прав. VI всел. собора. Оно гласит: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам 136 или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыта, согласно с прежними Отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей 137 , обаятелей 138 , делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающихся же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. «Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое служение Церкви Божией со идолы; или, кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром» ( 2Кор.6:14–16 )». Славянская Кормчая добавляет к этому правилу: «Волхвов и скомросей в дом не приводити и к ним не ходите: но и бегати». Следующее, 62-е правило IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен [ 439 ] . (VI Всел. 87; Анкир. 20; Карфаг. 113; Василия Велик. 9, 21, 35, 77.) Толкование Поскольку Сам Господь в Евангелии возгласил: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32; 19:9 ), – постольку и божественные апостолы, следуя заповеди Господа, говорят в настоящем правиле: тот мирянин, который разведется со своей женой не по причине блуда, т. е. прелюбодеяния (потому что евангелист здесь под блудом имел в виду прелюбодеяние, см. об этом 4-е правило св. Григория Нис.), и возьмет другую, свободную от брачных уз, да будет отлучен. Подобным образом да будет он отлучен и в том случае, если после того, как развелся со своей женой не по причине блуда, он взял другую жену, также разведенную со своим мужем не по причине блуда, т. e. прелюбодеяния. То, что мы сказали о мужчине, следует относить и к женщине, которая оставит своего мужа не по причине прелюбодеяния и выйдет за другого. Мужчина или женщина, которые разведутся без уважительной причины и вступят во второй брак, по правилам должны быть на семь лет отлучены от церковного общения как блудники, согласно VI Всел. 87, Анкир. 20, правилам 77 и 37 Василия Велик. Прочти и правило Карфаг. 113, которое определяет, что если супруги разлучатся не по причине блуда, то им следует или оставаться безбрачными, или примириться и соединиться, как об этом говорит и ап. Павел в 7-й гл. Первого послания к коринфянам. Правило 49 Если епископ или пресвитер вопреки установлению Господа крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), но во имя трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, то да будет извержен. Толкование Когда Господь послал учеников на проповедь Евангелия, Он сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 440 . Итак, и настоящее апостольское правило определяет: тот епископ или пресвитер, который крестит не таким образом, не согласно с этим установлением Господа, но в трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, должен быть извержен. В самом деле, некоторые еретики, возводя хулу на Святую Троицу, крестили таким образом. В Православной же Церкви принято именовать безначальным одного только Отца, поскольку Он не имеет причины и не рожден. Впрочем, и Сын, равно как и Дух Святой, именуется безначальным относительно начала во времени, как богословствует Григорий Богослов , но не относительно также и причины и начала по природе, ибо это – свойство одного только Отца 441 . И только одного Церковь именует Сыном из-за неизреченного рождения, и только одного – Утешителем, Духа Святого, из-за Его непостижимого исхождения от Единого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Наказание монашествующих за нарушение обетов. Монах, обличенный в блуде, или берущий к себе жену для брачного общения и сожития, пусть будет подвергнут епитимиям, положенным по правилам блудникам. VI Всел. соб. пр. 44. См. также выше (о монашестве) Прав. Вас. Вел. 60 и 19. IV Всел. соб. прав. 16. 2 отделение. Обязанности христианина в отношении к самому себе 79 Сущность их заключается в любви к самому себе; отношение этой любви к любви к Богу и ближним. См. выше (Перв. полов. о главном начале христ. деятельности) Катихиз. стр. 96, 94 и 95. IV. Общие обязанности к самому себе Обязанность смирения; пороки, противные смирению, – гордость и тщеславие. Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное. – 1-е блаженство. (Быть нищим духом) значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению Св. Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (На Мф. бес. 15). (Нищими духом и богатые), без сомнения, могут быть, если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 ). Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Может, если христианин избирает ее добровольно ради Бога. О сем сказал Сам Иисус Христос богатому: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Что обещает Господь нищим духом? Царствие небесное... В настоящей жизни внутренно и начинательно посредством веры и надежды; а в будущей совершительно посредством участия в блаженстве вечном. – Катих. стр. 84. Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие. О нем премудрость говорит: страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь и коварныя уста я ненавижу ( Притч.8:13 ). И в другом месте Писание (говорит): Гордость ненавистна и Господу и людям ( Сир.10:7 ). Противоположная сему греху добродетель есть смирение. Господь наш Иисус Христос, похваляя оное и призывая нас к люблению онаго, говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ) Испов., III, отв. на вопр. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

О нем (кресте) таким образом беседует ап. Павел: я не желаю хвалиться разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира ( Гал.6:14 ) и в другом месте: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Итак по важным причинам мы должны почитать крест, именно как такое знамение Христово, которое потому самому, что Сын Божий пролил на нем Кровь Свою и на нем умер, имеет силу прогонять злых духов. Посему св. Кирилл Иерусалимский (Огл. 14) говорит: „когда мы изображаем на себе знамение честного креста, тогда диавол, помышляя в себе, что к нему пригвожден был Христос Господь для нашего спасения и для истребления демонской силы, не может более оставаться с нами и переносить силу креста, но бежит от нас и более не искушает, особливо потому, что мы в сем случае имеем обыкновение призывать имя Христово». Итак, мы должны, как можно чаще изображать на себе знамение крестное, поскольку часто испытываем и искушения бесовские, которые не иначе можем отогнать, как только животворящим крестом и призыванием имени Иисус – Христова. Чрез сие мы прогоняем их не только от нас самих, но и от всех наших вещей, как то: от пищи, пития, сосудов и пр. Посему тот же Кирилл (там же) учит: „твори знамение честнаго креста, когда принимаешь пищу и пятие; когда сидишь, стоишь, беседуешь, ходишь и не начинай никакого дела, не ознаменовав себя честным крестом ни в доме, ни на пути, ни днем. ни ночью и ни в каком месте. Испов., 7, отв. на вопр. 50. Поскольку животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения. Поэтому принося ему поклонение мыслью, словом и чувством, повелеваем совсем уничтожить изображение креста, устрояемого некоторыми на помосте, чтобы знамение нашей победы не оскорблялось попиранием ходящих. Тех, кто на будущее время будет устроять изображение креста на помосте, определяем отлучать. VI Всел. собор. 73. См. еще догмат VII Всел. соб. (тетрадь первая: вероучение, стр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Об этом и боговидец Моисей говорит так: He подобает прибавлять к тому и убавлять от того (см. Втор. 12:32 ). И божественный ап. Петр, хвалясь ими, восклицает: Во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет. 1:12 ). И Павел говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ). Поскольку это истинно так и засвидетельствовано перед нами, то мы с радостью, подобной той, которой радовался бы кто, если бы нашел большую добычу ( Пс. 118:162 ), с любовью принимаем божественные правила и храним в целости и без изменений их повеления, изложенные трубами Духа, всехвальными апостолами, а также шестью святыми Вселенскими соборами, и соборами, собиравшимися поместно для изложения таких постановлений, и святыми отцами нашими. Все они, будучи просвещены одним и тем же Духом, определили полезное. И тех, кого они предают анафеме, и мы анафематствуем; тех, кого извергают, – и мы извергаем; тех, кого отлучают, – и мы отлучаем. А кого они подвергают епитимии, – такую же епитимию налагаем и мы. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр. 13:5 ), – ясно взывает божественный апостол Павел, восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы. (IV Всел. 1; VI Всел. 2.) Толкование Божественные правила для посвященных суть свидетельства [ 388 ] , потому что они свидетельствуют и показывают им, как подобает жительствовать. А руководством они названы потому, что если их соблюдают, то они исправляют жизнь посвященных и руководят ею. Итак, этот Собор, с радостью принимая данные правила, в настоящем правиле воспевает Богу, так определившему, эти пророческие слова Давида, возвещающие следующее: «Я возрадовался, Господи, о свидетельствах Твоих, подобно тому как возрадовался бы, если бы обрел все богатства мира. И Ты повелел, чтобы я вечно хранил свидетельства Твои, которыми умудри меня, – и я буду жить в них». И если этот глас пророка повелевает нам хранить свидетельства Божии вечно и жить в них, то ясно, что и они пребывают вечными и незыблемыми (ибо, по толкованию Зонары, греческим словом κρδη называется хрупкая и легко ломающаяся ветка смоковницы, a тο, что твердо и неподвижно, называется непоколебимым (κρδανχα).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010