Вместе с тем, это поклонение Кресту Господню среди поста св. Четыредесятницы напоминает нам и о приближающемся Светлом Празднике Воскресения Христова – и о том, что, если мы со Христом страждем и сраспинаемся, то с Ним и прославимся; если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Иными словами, Неделя Крестопоклонная должна напоминать нам, что  истинное христианство есть несение креста  и что  мы, христиане, если не напрасно носим это имя, должны быть крестоносцами. Об этом ведь и учит совершенно ясно и непререкаемо в евангельском чтении этого дня Сам Господь наш Иисус Христос, говоря:  «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет»  ( Марк. 8, 34 ). Эту же великую истину  подлинного   (а не фальшивого, современного лже-христианства!) христианства раскрывают нам и изъясняют в своих посланиях свв. Апостолы. «Аще (вы) добротворяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, – на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его»  ( 1Петр. 2, 20–21 ) – так учил христиан св. Апостол Петр. О христианстве именно, как о подвиге, ясно учит и св. Апостол Павел:  «всяк подвизаяйся от всех воздержится»,  говорит он, а «потому и я», ставя себя в пример христианам,  «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим   (негоден, недостоин)  буду "   (1 Коринф. 9, 25–27). Как Христос страдал за нас и чрез эти страдания вошел в славу Свою, так и мы, если хотим быть Его истинными последователями, должны страдать за Него,  в течение всей нашей временной земной жизни,  для того, чтобы потом войти в вечную славу Его в ожидающей нас будущей вечной жизни. Это – аксиома истинного христианства, которой упорно не хотят знать современные «реформаторы» христианства, стремящиеся путем разных модных «экуменических» течений переделать христианство «на свой лад», приспособить его к своему извращенному вкусу... превратив истинное христианство в антихристианство.  Вот почему они обыкновенно вовсе не постятся и даже других учат и настраивают не поститься. Им хочется блаженства  еще здесь на земле,  но они, конечно, никогда его не дождутся ни здесь, ни, тем менее, «там». Это – люди, в сущности, совершенно чуждые истинного христианства, хотя они и сами себя считают и поклонники их рекламируют, в качестве величайших авторитетов и «столпов» богословия. Не для них столь утешительное изречение св. Апостола:  «недостойны страсти нынешняго времене   (ничего не стоят нынешние временные страдания)  к хотящей славе явитися в нас   (в сравнении с тою славою, которая откроется в нас)» ( Римл. 8, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Для нас не может быть и не должно быть никакого иного нового пути, кроме старого и испытанного,прямого и честного пути, которым шли в течение вот уже почти двух тысячелетий все угодившие Богу истинные христиане.     Наш путь — это путь всецелой верности исконной, а не «модернизованной» Христовой Вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, — со всем тем подлинным духовным богатством, которое предали нам Св. Апостолы Христовы и великие Отцы Церкви, и которое получили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов.     «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»  (Чин Православия).    Сия вера и есть истинное Православие, в отличие от изобретенного врагом лже-Православия. Сей веры и будем твердо и неуклонно держаться, ею дорожить и ее свято хранить. Существо православия и современная борьба против него.     «Всяк подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен. Аз убо тако теку, не яко безвестно, тако подвизаюся, не яко воздух бияй; но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду».                                       (1 Кор. 9:25—27).    Эти слова великого Апостола языков Св. Павла ясно определяют нам существо истинного христианства, или Православия. Истинное христианство, или Православие, это есть подвигсамоотречения и самоотвержения, ради достижения венца нетленного. Здесь Св. Апостол употребляет хорошо знакомый Коринфянам образ бегущих на ристалищах и борцов (Коринф, как известно, славился своими «Истмийскими играми»), которые, ради получения тленных венцов, воздерживаются от всего, что может сделать тучным и тем разслабить их тело, проводя параллель между ними и теми, кто желает подвизаться подвигом христианской жизни. Ради успеха в этом точно так же необходимо «умерщвлять и порабощать свое тело», и это вполне понятно, если принять во внимание другие слова того же великого Апостола:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Крест стал для нас источником, обильно истекающей на нас из него, спасительной благодати Божией. Но каждый из нас, христиан, становится причастником этой спасительной силы Креста Господня не иначе, как чрез несение своего собственного креста. Об этом ясно учит нас наш Подвигоположник-Крестоносец Христос: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет»  (Мк. 8:34).    Этот «крест свой» и есть добровольно-принимаемый на себя христианином подвиг жизни христианской, символом которой является пост, ибо вся истинно-христианская жизнь и есть, в сущности, подвиг постный — подвиг самоограничения и всестороннего воздержания. Каждый истинный христианин призывается к тому, чтобы быть подвижником, и без подвига нет и не может быть истинного христианства, ибо для того, чтобы стать христианином, нужно во всем принуждать себя ко всему доброму и отвращаться от всего худого, злого, что, собственно, и значит: « подвизаться». Что этого подвига ждет от нас Сам наш Господь-Подвигоположник, видно, как из Его вышеприведенных слов о несении креста своего, так и из Его призыва: « Подвизайтесь внити сквозь тесная врата!»  (Лк. 13:24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими: потому что тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и мало их есть, иже обретают его»  (Матф. 7:13—14).    Уже из одного этого изречения Христова ясно видно, как далеки от истинного христианства все современные модернисты, желающие «реформировать» нашу Церковь и христианство вообще, устранив все неприятные для них стеснения и ограничения и дать волю разнузданным страстям своим и легкой привольной жизни без подвига!    Итак, Сам Христос-Спаситель дал нам заповедь подвизаться - входить узкими вратами, то есть все терпеть и всячески ограничивать себя, обуздывая свои греховные страсти и вожделения, ибо«Царствие Божие силою берется, и лишь употребляющие усилие восхищают его»  (Матф. 11:12).    А св. Апостол Павел, в полном согласии с этим, говорит: «Подвизаяйся от всех воздержится»  (1 Коринф. 9:25—27), а потому: «Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (ст. 27), то есть всякий подвизающийся должен научиться воздержанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

  (6) Между прочим, он добавляет:   «Был я в Арсинойском округе. Там, как ты знаешь, учение это уже давно набрало силы: целые Церкви откололись и отпали. Я созвал священников, местных учителей деревенских братьев и в присутствии братьев, пожелавших прийти, предложил всенародно разобрать это произведение. (7) Мне доставили книгу в расчете, что это— оружие и стена необоримая; я сидел с ними три дня подряд с восхода до заката и постарался вынести суждение об этом писании. (8) Я не мог нарадоваться, видя в братьях чувство меры, любовь к истине, понятливость и разумность. Я по порядку спокойно задавал вопросы, недоумевал или соглашался, ничего не подчеркивая, всячески воздерживаясь от сварливой критики однажды принятого, хотя бы оно и казалось неверным; я не уклонялся от возражений, но старался, насколько возможно, овладеть предложенным материалом и стать тут хозяином; я не стыдился, по требованию разума, изменять свои мысли и соглашаться, но добросовестно, не притворяясь, в простоте сердца, устремленного к Богу, принимал указания и доводы Священного Писания. (9) В конце концов глава и толкователь этого учения, по имени Коракион, перед всеми братьями во всеуслышание согласился со мною и засвидетельствовал мне, что впредь он не будет держаться этого учения, рассуждать и вспоминать о нем или учить ему, ибо он целиком побежден доводами противной стороны. Что касается остальных братьев, то они радовались этому собеседованию и общему миру и согласию». 25 Дальше, непосредственно за этим, Дионисий говорит об Откровении Иоанна следующее:   «Были и до нас люди, совершенно отвергавшие эту книгу; пересматривая главу за главой, указывая на ее непонятность и бессвязность, они объявили ее подложной. (2) Они говорят, что она не принадлежит Иоанну, что под густым слоем невежества тут нет никакого откровения, что автор этой книги не был не только апостолом, но вообще не принадлежал к святым и к членам Церкви, и что в ней облагородить свои вымыслы именем, заслуживающим доверия, пожелал Коринф, основатель ереси, по его имени названной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

а) Климент упомянут ап. Павлом в Послании к Филиппийцам между лицами, очевидно, постоянно жившими в г. Филиппах (IV, 2. 3), б) св. Павел называет Климента ( Фuлun. IV, 3 ), вместе с ним (Апостолом) подвизавшимся в благовествовании, именует сотрудником и, очевидно, в том же городе, (Филиппах), в) спутников у апостола в его путешествиях было вообще незначительное число (в 2 путешествии) как-то: Сила, Тимофей и Лука. Когда же и где Климент прибыл в Рим (если упоминаемого в послании к Филиппийцам считать за одно лицо с Римским) в Филиппы? Не видно ни из Апостольских Деяний, ни из посланий ап. Павла и, если бы Климент (такое знатное лицо) сопутствовал ап. Павлу, то без сомнения упомянули бы о нем или Дееписатель – св. Лука, или же сам ап. Павел, но св. Климент Римский , как спутник ап. Павла, нигде не упоминается. Память св. Климента Сардийского в Православной Церкви 10 сентября (но жития его нет) и 4 января в соборе 70 Апостолов, а св. Климента Римского – 25 ноября. В католической церкви празднование св. Клименту Римскому совершается 23 ноября. В полных месяцесловах и святцах под 23 апреля положена память св. ап. Нафанаила (Варфоломея), Луки и Климента, по случаю обретения их мощей. Климент здесь наименованный в некоторых святцах отождествляется с Климентом Римским (Месяцеслов Правосл. Церкви. Симбирск 1880); но это неверно. Мощи св. Климента, утопленного в 101 г. в Черном море, были обретены св. Кириллом и Мефодием в 9 веке и затем перенесены в Рим где и доселе хранятся в церкви его имени, следовательно, св. Климент коего 22 апр. воспоминается обретете мощей, отличное лице от св. Климента Римского и это отчасти может служить, доказательством что св. Климент, причисленный к св. 70 Апостолам, лице отдельное от св. Климента Римского. Святой апостол Сосфен Этот апостол упоминается в Апостольских Деяниях (XVIII, 17), в 1-м послании к Коринфянам (1, 1) – в приветствии вместе и Сосфен брать. Во время второго путешествия (в 53–54), ап. Павел из Афин прибыл в Коринф, где временно жил у Акилы и Прискиллы ( Дeяh. XXIII, 1, 2 ), а по прибыли Силы и Тимофея апостол, вероятно, вследствие тесноты помещения в доме Акилы, перешел к некоторому чтущему Бога человеку именем Иусту, дом которого находился близ синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3. содержательные параллели между первой проповедью ап. Петра ( Деян. 2:14 – 36 ) и проповедью ап. Павла в Антиохии Писидийской. 4. чудо, уже описанное в книге Деяний, напоминает исцеление хромого в Листре? 5. Какой вопрос был поставлен перед Апостольским Собором? Каково постановление Собора? Какие обрядовые ограничения предписаны обращающимся ко Христу язычникам? Кто принимал участие в Соборе? 6. Какие обвинения предъявляются апостолам во время миссионерских путешествий со стороны язычников? Со стороны иудеев? 7. Составьте план проповеди ап. Павла в Ареопаге ( Деян. 17:22 – 31 ). 8. Подготовьте сообщение о жертвеннике «Неведомому Богу» (Приложение 15). 9. Подготовьте сообщение о римском гражданстве (Приложение 14). Словарь. Кипр, Антиохия Писидийская, Листра, Галатия, Филиппы, Фессалоники, Коринф, Афины, Ареопаг. Галлион. План семинара I. Первое путешествие ап. Павла 1. Дух Святой призывает апостолов на проповедь а) управление Антиохийской Церковь , «Пророки и учители». Варнава и Савл стоят вместе с другими «пророками и учителями» во главе Антиохийской Церкви. Варнава упоминается первым, а Савл последним. б) призвание совершается, по всей видимости, во время богослужебного собрания. Но не исключено, что апостолы готовились к путешествию и, возвращаясь из Иерусалима после передачи пожертвования, взяли с собой племянника ап. Варнавы Марка для помощи во время путешествия ( Деян. 12:25 ) 2. Проповедь на Кипре а) Кипр – родина ал. Варнавы ( Деян. 4:36 ). В начале путешествия, когда проповедь распространяется только на еврейскую аудиторию, ап. Варнава руководит деятельностью миссионеров (упоминается первым). Этот отрезок путешествия предельно кратко упомянут Дееписателем, поскольку не происходит ничего принципиально нового б) обращение проконсула Сергия Павла. При обращении к язычнику Сергию Павлу на первый план выходит уже ап. Павел. Изменяется порядок упоминания апостолов в Деяниях «Павел и Варнава», что обозначает первенствующее значение ап. Павла в деле проповеди язычникам

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По его мнению, он указывает исключительно на давность принадлежности к христианской общине и впервые был усвоен лицам, пережившим первое поколение христиан, т. е. чрез 25–30 лет после образования христианской общины. Нет сомнения, что в понятие пресвитерства входил и этот момент давности. На него мы имеем немало косвенных указаний. Кроме словоупотребления II века, у Папия и Иринея, на которое указал Вейцзеккер, сюда может относиться то место в послании Климента, где он, говоря по всей вероятности о пресвитерах, посланных римскою церковью в Коринф, замечает: „посылаем вам мужей верных и разумных, от юности до старости беспорочно живших у нас“ (гл. 65). Однако нет оснований ограничивать так узко смысл слова „пресвитер“. Первоначальное его значение указывает несомненно на возраст. В этом смысле он употреблен в 1Тим.5:1 . Он является здесь синонимом πσβυς, каковое слово стоит в Тит.2:2 . Апостол Павел в послании к Филимону называет себя старцем (πσβυς – Флм.1:9 ). Очень близко к истине предположение, что ап. Иоанн и Петр, назвав себя пресвитерами ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; сопресвитер – 1Пет.5:1 ), придавали этому слову подобный же смысл. Давность принадлежности к христианству является при этом естественным следствием. Но она могла быть необязательна. Но если бы необходимым условием христианского старчества и считалось продолжительное пребывание в церкви, то непонятно, почему оно должно равняться человеческому поколению, почему через 5–10 лет первые вошедшие в христианскую общину по сравнению с новообращенными не могли считаться старцами по вере. Лишь в том случае необходимо было бы пережить целое поколение, чтобы выделиться из ряда других продолжительностью своей принадлежности к христианству, если бы община состояла из лиц, вступивших в нее одновременно, и из их потомков. Но так как в действительности она постоянно и ежегодно обновлялась, то вступившие в нее в самом начале через 5–10 лет рядом с большинством принявших веру после них должны были иметь в глазах общины авторитет старцев по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   Похвалив их набожность, сказавшуюся в построении алтарей даже неведомому Богу, он говорит, что Бог не может жить в рукотворенных храмах. Показав всемощную десницу Божию в сотворении Рода Человеческого и в промышлении о нём, он проповедует о наступлении предопределённого времени покаяния. Словами собственных их поэтов отожествляет Род Человеческий с Родом Божиим, а в судилище напоминает им о дне всеобщого Суда; говорит о Боге живом, воскресшем из мёртвых. И хотя проповедь Апостола не была выслушана до конца, но ею приобретено было для Церкви несколько членов, в том числе Дионисий Ареопагит и Дамарь (по мнению некоторых, жена его).     8) Приведённое апостолом Павлом выражение из Греческих поэтов: του γαρ και γνος σμν встречается почти буквально у Арата, из Соли Киликийской (за 272 года до Рождества Христова), у Клеанфа из Ассоса Мизийского (ученика стоика Зенона), и может быть даже у Пиндара, Беотийца из Кинокефала (родился за 522 года до Рождества Христова). Апостол, очевидно, имел в виду не одного, но нескольких поэтов. В другом случае он прямо указывает на одного (Тит. 1:12). Приведете изречений поэтов, и притом с соблюдением стихотворного разме­ра, показывает обширную учёность Павла и твёрдое знание им Греческих по­этов. Знание это, конечно, он мог приобрести во время пребывания своего в Тарсе Киликийском, где и родился. Этим он, между прочим, показал, что идея Богопочтения имеет одни общия основания, как у народов, поклоняющихся истинному Богу, так и у народов языческих. Таким образом, вопрос о есте­ственности и общности религиозного чувства — только в последнее время заим­ствованный и поднятый наукою, будучи решён ею положительно — как оказы­вается, был предрешён и осознан ещё во времена Апостолов.     9) Пребывание апостола Павла в Афинах нужно отнести к 52-му году, потому что он, отправясь оттуда в Коринф, застал там пришедших из Италии Иудеев Акилу и Прискиллу, оставивших Рим по причине изданного в 52-м году Импе­ратором Клавдием указа об удалении евреев из Рима (Suenon Claud). По словам Светония (Жизнь Двенадцати Цезарей; глава 25, жизнеописание Клавдия), Клавдий Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit. Думают, что здесь Светоний не точно выразился об Иудеях и о причине их изгнания из Рима; и слова его объясняют или тем, что Иудеи, возмущённые быстрым распространением Христианства между ними, часто вели с Христианами споры и тем нару­шали покой столицы мира; или, обольщаемые мессианскими надеждами, ста­новились всё дерзче против своих победителей. Римляне, слыша постоянно из их уст имя Христа (Греческое название Мессии), считали его за какое-либо лицо, скрывающееся между ними и их возмущающее, и потому требовали их удаления из столицы мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Похвалив их набожность, сказавшуюся в построении алтарей даже неведомому Богу, он говорит, что Бог не может жить в рукотворенных храмах. Показав всемощную десницу Божию в сотворении рода человеческого и в промышлении о нём, он проповедует о наступлении предопределённого времени покаяния. Словами собственных их поэтов отожествляет род человеческий с Родом Божиим, а в судилище напоминает им о дне всеобщего Суда; говорит о Боге живом, воскресшем из мёртвых. И хотя проповедь апостола не была выслушана до конца, но ей приобретено было для Церкви несколько членов, в том числе Дионисий Ареопагит и Дамарь (по мнению некоторых, жена его). 8) Приведённое апостолом Павлом выражение из греческих поэтов: του γρ και γνος σμν встречается почти буквально у Арата, из Соли киликийской (за 272 года до Рождества Христова), у Клеанфа из Ассоса Мизийского (ученика стоика Зенона), и может быть даже у Пиндара, беотийца из Кинокефала (родился за 522 года до Рождества Христова). Апостол, очевидно, имел в виду не одного, но нескольких поэтов. В другом случае он прямо указывает на одного ( Тит.1:12 ). Приведение изречений поэтов, и притом с соблюдением стихотворного размера, показывает обширную учёность Павла и твёрдое знание им греческих поэтов. Знание это, конечно, он мог приобрести во время пребывания своего в Тарсе киликийском, где и родился. Этим он, между прочим, показал, что идея Богопочтения имеет одни общие основания как у народов, поклоняющихся истинному Богу, так и у народов языческих. Таким образом, вопрос о естественности и общности религиозного чувства – только в последнее время заимствованный и поднятый наукой, будучи решён ей положительно – как оказывается, был предрешён и осознан ещё во времена апостолов. 9) Пребывание апостола Павла в Афинах нужно отнести к 52-му году, потому что он, отправясь оттуда в Коринф, застал там пришедших из Италии иудеев Акилу и Прискиллу, оставивших Рим по причине изданного в 52-м году Императором Клавдием указа об удалении евреев из Рима (Suenon Claud). По словам Светония (Жизнь Двенадцати Цезарей; глава 25, жизнеописание Клавдия), Клавдий Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit. Думают, что здесь Светоний не точно выразился об иудеях и о причине их изгнания из Рима; и слова его объясняют или тем, что иудеи, возмущённые быстрым распространением христианства между ними, часто вели с христианами споры и тем нарушали покой столицы мира; или, обольщаемые мессианскими надеждами, становились всё дерзче против своих победителей. Римляне, слыша постоянно из их уст имя Христа (греческое название Мессии), считали его за какое-либо лицо, скрывающееся между ними и их возмущающее, и потому требовали их удаления из столицы мира 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

3 . Матфий , восполнивший место одиннадцати апостолов. 4 . Фаддей , носивший письмо Авгарю. 5 . Анания . крестивший Павла, еп. Дамаска. 6 . Стефан первомученик. 7 . Филипп , крестивший Евнуха 4345 и Симона волхва), епископ в Траллии в Азии. 8 . Прохор , еп. никомидийский и первый исшедший ( πρτος ξελθν), уверовав с дочерьми своими. (у Адона 9 апр. умер в Антиохии и там покоится). 9 . Никанор , умерший во время мучения Стефана 1345 один от 7, по Адону 10 янв. умер и погребен в Кипре). 10 . Тимон , еп. Бостры 1345 един от 7, еп. в Листре неверно; у Адона 19 апр. св. диакона Тимона в Берее, который первый был учителем здесь, потом, сея слово Господне, пришел в Коринф, преданный Иудеями и неверными греками брошен в огонь и вышел невредим, потом кончил мученичество, будучи пригвожден ко кресту; погребен честно в Коринфе). 11 . Пармен , еп. Сол ( Ζλων, 1345 от 7 же, иже пред очима апостол умре в службе своей; у Адона 23 января св. диакона Пармена, который проповедуя получил славу мученика, упокоился в Филиппах). 12 . Николай , еп. Самарии (у Дорофея единомысленник Симона). 13 . Варнава , еп. медиоланский. 14 . Марк евангелист, еп. александрийский. 15 . Лука евангелист. Сии два из 70 учеников, которые разошлись, когда Христос сказал: аще кто не снесть моей плоти и не пиет моей крови, несть мене достоин; но тот, по убеждению Петра, а сей, по убеждению Павла, обратились ко Христу и оба сделались достойны того, чтобы написать евангелие; один был сожжен, а другой пригвожден в маслине. 16 . Сила , еп. Коринфа (у Адона 13 июля в Македонии в страданиях за Христа скончался). 17 . Силуан , еп. солунский. 12 . Крискент , еп. Кархидона в Галлии (в Дороф. Халкидова в Галатии). 19 . Епенет , еп. карфагенский. 20 . Андроник , еп. Паннонии, другие читают: Испании. Wiltsch 24. 21 . Амплий , еп. Одисса 1345 македонского; не в Македонии, а в Мизии, ныне Варна). 22 . Урван , еп. Македонии. 23 . Стахий , еп. Византии. 24 . Варцава , еп. ираклийский (во Фракии). 25 . Фигелл , еп. ефесский, мудрствовавший с Симоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010