" Приносить духовные жертвы. Есть жертва духовного сокрушения, которую признавал Давид: ( Пс.50:18–19 ). Когда человек усматривает свое пред Богом недостоинство, тогда дух его от обличения совести сокрушается… Кто не принес этой жертвы, от того прочие духовные жертвы не будут совершенны. Есть жертва славословия и молитвы (см. Пс.49:14 )… Есть жертва милости, которой учит Сам Иисус Христос (см. Мф.9:13 )… Есть жертва правды и истины (см. Притч.21:3 ; Пс.4:6 ). Всякий подвиг за истину обращается в жертву Богу, когда совершается с намерением исполнить волю Божию и особенно в ущерб собственной выгоде… Высшая из жертв за истину есть мученичество за веру христианскую» (Свт. Филарет Московский . Проповедь от 29 июня 1833 г.). 6). Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис.28:16 ). Апостол «называет Господа нашего Иисуса Христа камнем избранным, драгоценным и почитаемым, блистающим божественной славой и величием. Краеугольным же камнем он называет Его, потому что Он одной верой скрепляет духовное единство двух народов: израильского и языческого» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты, 74). 7). Итак, Он для вас верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, «Один Христос, но Он лежит на падение и на восстание ( Лк.2:34 ), – на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень претыкания и камень соблазна, а именно для тех, которые не познали, даже не уразумели, но во тьме ходят или служат идолам, или не прозревают далее написанного, и не хотят и не могут просветиться чем-либо кроме написанного. Для других Он камень краеугольный и камень похваляемый, именно для тех, которые обуздываются словом и утвердились на этом камне» (свт. Григорий Богослов . Слово 17). 8). О который они притыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. «Они притыкаются о слово Евангелия, на что они и положены. Этим не то говорится, будто они определены на это от Бога. Ибо от Того, Кто хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ), никак не может быть причины погибели. Но поскольку они сами из себя устроили сосуды гнева, присоединив к этому и непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять Того, кто отдает человеку именно ту честь, какую он сам себе приготовил своими делами» (блж. Феофилакт). «Как они отвергли Его, когда совершали свои поступки, не желая положить Его в основание своего сердца, так и сами ни будут отвергнуты Им во время Его пришествия» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел православной литературы». Это «жития» тех, чья вера стала для Церкви примером для подражания. Каждый день православные христиане имеют возможность знакомиться с жизнью и подвигами святых. Наряду с ними, прежде всего, поминаются, конечно, праотец Авраам, царь Давид, праведный Иов, апостолы Петр и Павел и другие «верные вере» библейские персонажи. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» ( Пс.115:6 ). Тем более она должна быть дорога в очах детей Божьих. «…Слава и честь и мир всякому, делающему доброе…» ( Рим.2:10 )! Почему? Потому что деланием своим он являет в себе образ Христа. Почитать людей, достойных того, – это не «исторические наслоения» в Православной Церкви. К такому почитанию (конечно, отличному от Богопочитания) призывает христиан Священное Писание. «Почитай отца твоего и мать твою…» ( Исх. 20:12 ). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:17 ). «Рабы… должны почитать господ своих достойными всякой чести… ( 1Тим.6:1 ). «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика… Почитайте таковых» ( 1Кор. 16:17-18 ). Можно привести еще немало мест из Библии подобного рода. Православные христиане почитают не только Царя, но и слуг Его. И такое почитание, в конечном итоге, восходит к Царю 19 . «И Царь скажет им в ответ: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если свою мать мы должны почитать, по заповеди Божьей, не тем ли более Матерь Господа нашего? Кто-то из западных богословов в пылу полемики сравнил ее с кошельком, который был ценен только потому, что в нем была золотая монета. Остался кошелек пустым, значит, его можно отбросить, как ненужную вещь. Надеюсь, что этот полемист о своей матери так не думает 20 Протестанты отвергают всякое почитание Девы Марии, боясь обожествить ее. Но не меньше надо боятся умалить ее «величие», которое сотворил ей Сильный перед всем человечеством на все поколения (см. Лк.1:46-49 ). Почитать Деву Марию можно за удивительное смирение. Среди людей, на мой взгляд, такого смирения не имел больше никто. «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице…» ( Лк. 2:7 ).Документальный, «бесстрастный» текст Писания говорит, что Младенец, Сын Божий, «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (см. Ис.9:6 ) был положен… в кормушку для скота. Унижение, непостижимое для нашего разума.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Ефес. 4:13 . (Непрестанно растет) в меру полного возраста Христова. Ефес. 15 . (И в себе) возвращает все в Того, который есть глава Христос. з) Православная Церковь, разрешая разные вопросы на соборах, основывалась на свящ. Писании и Предании Апостолов Деян. 15:28 . Угодно Св. Духу и нам... Деян. 16:4 . Они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. и) На вселенских соборах св. отцы проповедовали тоже, чему учили Христос и Апостолы, догматов не сочиняли, и брали их готовыми из свящ. Писания: напр., Символ веры весь основан на свящ. Писании. (См. подробности в кн. «Щит веры» стр. 9.). 6) О церковном учительстве в) Дар на проповедь евангельского учения дар чудотворения – различные дары 1Кор. 12:3–11 . Иному чудотворения, иному пророчество... 7) О поклонении Богу в духе и истине а) Вся жизнь человека должна быть служением Богу всем его существом Быт. 2:7 . Создал... Бог человека из праха земного и вдунул дыхание жизни. 1 Кор. 6:20. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших... 1 Фесс. 5:17–18. Непрестанно молитесь. За все благодарите... 1Тим. 6:17 . Богатых... увещевай, чтоб они... уповали на Бога живого... Евр. 9:14 . (Иис. Христ.) Духом Свят. принес Себя... очистив совесть вашу... для служения Богу живому... 8) О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой а) Благодать – Сила Божия 2Кор. 12:9 . Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи… б) Подается без всякой заслуги со стороны человека Рим. 11:6 . Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. Ефес. 2:8–9 . Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. в) Благодать открыта для всех людей Иоан. 1:14,16,17 . Слово стало плотью, полное благодати и истины... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Рим. 5:15–16 . Благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа. – 6:14. Мы не под законом, а под благодатью. е) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие. 3:1–2. Поскольку Иисус Христос есть милосердный и верный Первосвященник, то и вы, говорит, братия-христиане, святые как призванные к участию в небесном звании, которое идет с неба и ведет на небо (ср. Рим. 8:29–30 ), будьте особенно внимательны (уразумейте) к Иисусу Христу, Которого Бог Отец послал (см. Ин. 17:3–8, 20:21 ; Гал. 1:4 ) научить нас исповеданию – вере христианской (ср. 1Тим. 6:12–13 ), и Который есть наш Первосвященник – постоянный Ходатай за нас перед Богом. И Иисус Христос есть Первосвященник, верный Богу Отцу, вполне удовлетворивший правде Божьей Своим служением, соответствующий Своему назначению быть устроителем и ходатаем новозаветной Церкви, как Моисей был верным устроителем и ветхозаветной теократии, и ходатаем за свой народ, был верен во всем доме – народе Божьем (см. Чис. 12:7 ). Итак, оба – и Моисей и Иисус Христос, как служители двух Заветов, сравнимы между собою в верности своей, поставившему их. Но по существу лиц и дела, Иисус Христос превосходит Моисея. 3:3–4. Говорит святой Павел, что и Моисей был верен во всем доме, то есть, в народе еврейском, однако и он был один из этого дома, и он был человеком, как прочие, хотя и святым, но был раб вместе с ними, так же как и попечители в домах. Хотя они и превосходят остальных, однако они слуги вместе с другими. Посему, так как и Моисей был частью дома, то и он был создан кем-нибудь, и создавший его несомненно превосходит его. А создал его Сын Божий, принявший плоть и наименовавшийся Первосвященником ради него, следовательно, и превосходит его» (Феофилакт). Далее, Моисей – слуга в доме Божием, а Христос – Сын. 3:5–6. Моисей был верен во всем дому Божьем, то есть, в Церкви ветхозаветной как служитель, долженствующий засвидетельствовать о том, что Бог хотел возвестить народу израильскому, то есть Божественный закон установления церковные. Свидетельство Моисея было истинное, потому что Бог говорил с ним усты ко устам ( Чис. 12:8 ) В ветхозаветной Церкви Моисей занимал почти тоже положение, как Апостолы в новозаветной Церкви. А Христос Господь (верен есть), как Сын в доме. Он начальствует в доме, а не как слуга, который составляет часть дома (принадлежит к дому). Моисей был служителем в ветхозаветной Церкви, а Христос – Сын в Церкви новозаветной, Им самим основанной в сердцах верующих в Него (ср. Еф. 2:20–22:3–17 ; Апок. 3:20 ). Сочленами дома Христова – Церкви Его, мы становимся только тогда, когда твердо храним веру в Его благость, и надежду на невидимые блага, которые Он дарует нам. Но нельзя сделаться сочленом Его одним внешним рождением, как в Ветхом Завете одним телесным происхождением от Авраама, но нужно твердо верить и надеяться до конца, до получения ожидаемого блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

б. 13:1–7. Покорность властям В своих Посланиях апостол Павел, как и апостол Петр в своем первом Послании, призывает к лояльности и послушании властям, в частности римским. В 1Тим. Он велит молиться «за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (2Тим. 2:1–2; см. также Тит. 3:1). Апостол Петр пишет о том же ( 1Петр. 2:13). Вероятно, христиане той эпохи хотели отмежеваться от зелотов и других иудейских экстремистов, которые подстрекали к волнениям против римских властей, оккупировавших израильские земли. В конце века, когда кесари стали преследовать Церковь , отношение христиан изменилось (см. Апокалипсис). с. 13:8–14. Любовь к ближнему Все заповеди Закона Моисеева можно выразить в одной фразе: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (13:9). Тем более, что «ночь прошла, а день приблизился» (13:12), под «днем» здесь подразумевается Второе Пришествие. д. 14:1–13. Милосердие «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (14:1). В этой фразе – смысл всей главы: некоторые христиане, хотя и уверовали во Христа, еще считали себя связанными теми или иными иудейскими или языческими установлениями. Не следует ни осуждать, ни презирать брата (14:10), ибо «все мы предстанем на суд Христов» (14:11). И, обобщая, апостол Павел нам, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (13:17). е. 15:1–13. Братское гостеприимство «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас…» (15:7), чтобы просветились язычники (15:10–13). f. 15:14–21. Апостол Павел говорит о своем служении у язычников g. 15:22–33. Планы апостола Мы уже рассматривали этот параграф во введении. h. 16:1–23. Многочисленные приветствия апостола Павла Заключительное славословие. 16:25–27 В некоторых рукописях этот параграф помещен в конце 14 или 15 главы. Послание к Галатам Введение Подлинность к Гал. не вызывает и никогда не вызывала серьезных сомнений; а вот адресат Послания вызывал споры: кем были галаты, которым адресовано Послание (1:2; 3:1)? В то время Галатия была римской провинцией; северная часть этой провинции простиралась вокруг города Ансира (совр. Анкара), между Фригией и Понтом Эвксинским (Черным морем); раньше там жил кельтский народ, пришедший из Галатии (III век до Р.Х.). Апостол Павел проповедовал там, в начале второго миссионерского путешествия (Деян.16:6) и третьего (Деян.18:23). В собственном смысле галатами могли называться только жители этой северной территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Вот полная Библия и Ветхого Завета, и Нового: читайте ее магометанам, да познают они, что все спасение человеков заключается в действительности страданий и смерти Христовой, что нет ничего ужаснее и ненавистнее для диавола, как Животворный Крест Господа нашего Иисуса Христа... что Иисус Христос действительно пострадал за нас пречистою плотию и душею святейшею и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, умерши для грехов, жили для правды, и что ранами Его мы исцеляемся. ...Знать мои мысли о средствах, служащих к лучшему устройству миссии здешней, желали вы, избранный из тысячей муж. Желания мои не ограничиваются состоянием миссии во время пришествия моего на земли, которое, как видно, не продолжится. Если Российская Церковь получит российскую Библию, переведенную с оригиналов, то от сей меры, с несомненною верою, буду ожидать преемников по службе моей при миссии, которые будут лучше такого, как я, предшественника; от сей же меры буду ожидать еще того благополучия, что сии добрые делатели будут иметь в здешнем русском народе таких помощников и сотрудников, которые... просвещенным усердием и содействием возвысят успехи миссионеров. Из письма архимандрита Макария в Святейший Синод (26 декабря 1840 года) ...Благотворно и достохвально издание творений Святых Отцов на чистом русском языке. Но святые отцы посылают нас к Священному Писанию , которое все богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен ( 2Тим.3:15–17 ). Святые отцы посылают нас к здравым словесам Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:3 ), к апостолам Его, которые приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, что и возвещают не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но какими научились от Духа Святого (см.: 1Кор.2:12–13 ); Святые Отцы и Апостолы посылают нас к слову пророческому, которое не было произносимо по произволу человеческому и которое изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (см.: 2Пет.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Начало этому процессу положил сам Александр, который после завоевания персидской державы стал активно использовать накопленный побеждёнными опыт создания и удержания большой многонациональной страны. Хотя титул «царя царей» он так и не принял, но в его придворный церемониал стали входить обычаи, удивляющие и даже шокирующие его соратников, такие как обязательное простирание ниц перед его троном. Этому примеру следовали диадохи и их преемники, а после них императоры Рима. Спустя столетия к практике Селевкидов обратился и Рим. Так, двор императора Диоклетиана стал напоминать персидский, что вызвало неприятие даже у языческих авторов, считавших практику «простирания ниц» перед называемым «Dominus et Deus» правителем неприличной для свободных граждан. Поэтому и правители Византии имели все основания следовать примеру предшественников и перенимали из персидской культуры то, что считали полезным для себя. Особо заметным этот процесс стал в V–VI веках, о чём свидетельствуют многочисленные примеры заимствований 565 . Подчёркивая свою победу, Ираклий совершил то, что тысячелетием ранее не сделал Александр Македонский: добавил к своему титулу «βασιλες βασιλων», что буквально соответствовало персидскому «шаханшах». Этот факт часто забывается, однако он заслуживает пристального внимания, поскольку открывает принципиально новую страницу не только в царствовании самого Ираклия, но и в становлении идеологии императорской власти Византии. Хотя в Ветхом Завете этот титул встречается по отношению к правителям Персии (см., например, Ездр.7:12 ; Дан.2:37 ), христианские тексты относят его только к Богу: Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Откр.17:14 ; см. также 1Тим.6:15 ), И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:11–16 ). Учитывая уровень владения ромеев текстом Писания и порой даже болезненную внимательность к мелочам, употребление «βασιλες βασιλων» по отношению к императору не могло остаться незамеченным и уже по самому факту означало определённые претензии Ираклия на сакрализацию собственного статуса 566 и служило оправданием его вмешательства в дела Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010