Церковь свята, прежде всего, потому, что свят Глава Церкви – Господь Иисус Христос, и потому, что живёт она в Святом Духе. От Них святость изливается на всё тело Церкви. Апостол Павел говорит о Христе как о начатке Церкви : Если начаток свят, то и целое ( Рим. 11:16 ). Из первосвященнической молитвы Спасителя видно, что освящение и святость людей были целью земного служения Господа Иисуса Христа: Освяти их истиною Твоею (...) за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною ( Ин. 17:17–19 ). Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел целью создание именно святой Церкви: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Основными средствами освящения для верующих являются: •      Слово Божие; •      молитва; •      священнодействия Церкви; •      добродетели. В силу этого освящения христиане образуют новый народ, который апостол Петр называет царственным священством ( 1Пет. 2:9 ). А по отдельности члены Церкви суть храмы Божии (см.: 1Кор. 3:16–17 ), храмы Духа Святого ( 1Кор. 6:19 ). Все члены Церкви призваны к святости, плод ваш есть святость ( Рим. 6:22 ). Будучи святой и обладая всей полнотой благодатных даров в целом, Церковь объединяет людей различной степени святости. В ней всегда были и будут члены, достигшие вершин обожения, неисчислимый сонм праведников всех времен и народов. Однако Церковь никогда не была «заповедником» одних лишь святых даже и в апостольский период своей истории. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 1-е Послание к Коринфянам, главу 5. Церковь – собрание не святых, но освящаемых, и своими членами она признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и в некоторых других (см.: Мф. 13 ). Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Одухотворяя внешний труд, делая его осмысленным, труд внутренний приносит нетленные плоды: из сынов Рахили один, Иосиф – «отрасль плодоносного дерева над источником, и ветви его простираются над стеною... оттуда Пастырь и твердыня Израилева» ( Быт.49:22, 24 ), – стал орудием спасения Израиля в годы испытаний, напитав его физически и призвав в Египет для избавления от голодной смерти (См.: Быт. 42–46 ), а о втором сыне ее, Вениамине, и потомстве его сказано от Господа: «возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, [Бог] покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его» ( Втор. 33, 12 ). Одухотворенный же труд становится причиной нашего духовного торжества: далекий земной потомок сына Лиина Иуды ( – «хвалящий Господа») – Матере Безмужныя Нетленен Плод 785 , Богочеловек Иисус Христос 786 , – дал всему миру, духовному Израилю, Воскресением Своим надежду на всецелое спасение и зримо явил через Духа Святого в день Пятидесятницы (См.: Деян. 2, 1–4 ) земное орудие этого спасения, соединив вся концы 787 в Святую Церковь Свою – «род избранный, народ святой, некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет. 2, 9–10 ). Какой же плод может принести христианин Тому, Кто не нуждается ни в нашем усилии, ни в нашей деятельности, Тому, Кто достаточен Сам в Себе и не испытывает никакой необходимости ни в каких сущностях и проявлениях извне? 788 Тому, Кто «не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира»? 789 И мы, как Рахиль, овцы стада Христова – Он ведь так и называет нас в многочисленных притчах 790 . И мы страждем от всякого рода внешних напастей и стараемся не отпасть, при этом, от Того, Кто силен избавить нас от них и даровать живот вечный 791 , а потому продолжаем исполнять Его заповеди, потому что только в делах наших может быть явлена вера наша, ведь «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20, 26 ) и только плоды дел наших показывают, что мы – чистосердечны в нашем христианстве, мы не на словах только, но и в глубине души искренни пред Господом и беспорочны перед людьми, ибо сказано: " по плодам дел их узнаете их» ( Мф. 7:16, 20 ) и дела наши обличают нас 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Она – Премудрость – в Своем Вочеловечении победила падший мир, сравниваемый святителем Амвросием с бушующим морем: победила нынешний век с его законом духовной смерти, мир как совокупность греховных человеческих страстей. Святитель Амвросий пишет об этом так: «Облекитесь, дети, в Господа Иисуса, ищите истинной Премудрости, о которой говорит Иов: «премудрость же где обретается? И где место разума?» (см.: Иов. 28:12 ). «Бездна сказала: не во мне она; и море: не у меня» (см.: Иов. 28:14 ). Хорошо сказала бездна: не во мне, ибо Он [Христос] воскрес; нет в ней Того, Кого она не могла удержать. Да и в Евангелии ты найдешь, что женам, пришедшим ко гробу, Ангелы сказали: Иисуса распятого ищете: Его нет здесь – Он воскрес ( Мф. 28:5–6 ). Что значит: нет здесь? Это значит: нет Его во гробе, нет Его в преисподней, но Он на Небе» 861 . «Следовательно, бездна говорит: не во мне ( Иов. 28:14 ), – потому что Сам Господь сказал: ибо Ты не оставишь души моей в аде ( Пс. 15:10 ). И Апостол также говорит: Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести ( Рим. 10:7 ). И потому-то на вопрос «где премудрость?» бездна и отвечает не во мне она, ибо Он воскрес» 862 . «И море также – то есть век, мир этот – говорит: не у меня, – ибо превыше мира Тот, Кого не изменили ни падения, ни прелесть человеческой жизни, – ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет. 2:22 ; Ис. 53:9 )» 863 . Но святитель Амвросий пишет также и о том, что море в ответ на вопрос о месте пребывания Ипостасной Премудрости говорит, что Она не у меня еще и потому, что Эта Ипостасная Премудрость, воплотившись, сделавшись Человеком, Сама – в евангельские времена – чудесным образом ходила по его волнам, при этом не погружаясь в них даже стопой. Он пишет: «И если море на вопрос где премудрость? отвечает не у меня, то тем самым как будто говорит: это так, ибо Он ходил по мне и не возмутил этим Своим шествием моих волн (ср.: Мф. 14:25 )» 864 . Но ведь и мы, христиане, также призваны, по убеждению Медиоланского Святителя, уверенно и твердо идти «по водам» вслед за Христом: пусть уже и не по водам материального моря, но проходить – как «по суху» – по волнам бурного моря мирских страстей, не погружаясь при этом в его глубину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Следующий вопрос: можно ли родителям просить у Бога для своего ребёнка духовные блага, в том числе добрую совесть? В Библии мы видим ряд примеров, когда одни люди просили у Бога за других людей, и Бог отвечал на эти просьбы (см. 3Цар.17:21–22 ; Мф.8:5–10,13; 9:18,19,23–25; 15:22–28; 17:14–18 ; Ин.11:41–44 ). Протестанты также постоянно просят у Бога различных духовных благ для своих ближних и родных, как-то: спасения, вразумления, смягчения сердца, исцеления, покаяния и пр. Так если мы можем просить Бога духовные блага для взрослых людей, которые имеют свою волю, то тем более родители имеют право испросить у Бога добрую совесть для своих малых детей, воля которых полностью подчинена их воле. Итак, главный смысл 1Пет.3:21 такой: «крещение есть испрошение у Бога доброй совести», и родители имеют полное право просить её для своего ребёнка. И хотя глагол επερωτω чаще всего значит «просить» (особенно в языке Нового Завета), но он всё же может обозначать и «обещать», потому это слово в разных языках и переводах и переводят по-разному. Но даже и в этом случает крещение ребёнка возможно, ибо Библия даёт нам ни мало примеров того, как родители посвящали Богу своих детей и давали за них обещание служить Богу. Так, Анна посвятила Богу Самуила не то что в детстве, но ещё до его рождения и даже зачатия: «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» ( 1Цар.1:11 ). То есть, Анна пообещала Богу за своего сына, что он не будет стричься, и будет служить Богу и во все дни своей жизни! И такое обещание, естественно, было угодно Богу. Обрезание, о чём выше я уже упоминал, также являлось заключением завета человека с Богом, а завет предполагает обещание и соглашение двух сторон . Таким образом, евреи через обрезание вводили своих детей в завет с Богом, и за них обещали состоять в этом завете и исполнять все требования закона Божьего. И такое обещание нисколько не противоречило Божьей воле – напротив, Бог Сам повелел так поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Как через это приведение язычников в общество Иеговы число сынов израилевых будет более и более умножаться; так само это размножение дойдет до своей полноты, когда в свою очередь потомки теперь еще скитающихся по странам света в отвержении сынов израиля обратятся к Иисусу Христу, как, к их Мессии – Спасителю ( Рим.11:25–26 ). Справедливость такого понимания обетования в его широком смысле, подтверждается апостолами Петром и Павлом, которые обетованные слова Осии: «и будет на том месте, где им было сказано: вы не мой народ, они будут названы сыны Бога живого» – ( Ос.1:10 ); и другие сходные слова пророка: «и помилую Непомилованную и тому, кто не народ мой скажу: ты народ мой» ( Ос.2:23 , ср. Ос.2:1 : «называйте братьев своих: народ мой и сестер своих: Помилованная») – относят к язычникам и почерпают из них доказательство усыновления язычников Богу во Христе. (См. 1Пет.2:10 и Рим.9:22–26 ): например, апостол Павел так говорит, касаясь обетованного пророчества: «Бог, желая показать гнев, и явить могущество свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Как и у Осии, говорит: не мой народ назову моим народом, и не возлюбленную – возлюбленной ( Ос.2:23 ). И на том месте, где сказано им: вы не мой народ, там названы будут сынами Бога живаго» ( Ос.1:10 ; Рим.9:22–26 ). Второе отделение первой части книги пророка Осии (Ос.2:2–23) Во втором отделении подробнее раскрывается то, что в первом было довольно кратко возвещено частью в образной, частью в прямой речи. Тесная связь обоих отделений формально через то уже обозначается, что как первое отделение заканчивается требованием усвоения возвещаемого спасения, так второе начинается требованием обращения. Символическая чета исчезает; на ее место является другая чета, уже не символическая: Бог , как муж и Израиль, как жена, но жена прелюбодейная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Святитель Григорий Великий , папа Римский, пишет: «Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к Ангелам: такова внутри его радость от этого дара, уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить» 466 . Говоря о мире Бога, мы не можем выразить и малой толики из того, что он реально собой представляет, но сам план домостроительства нашего спасения в своем осуществлении приближает нас к тайне грядущего блаженства. Сказано: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Христианин как духовное существо, живя на земле, участвует в созидании Небесного Иерусалима, как и сказано: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Верующие также осознают себя причастными к высшему служению Богу по чину благодати каждого, как «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу». Живя на земле, мы принадлежим уже жизни надмирной, Небесной, и хотя порою грех прорывается в реальность нашей жизни, мы отрешены от него своими внутренними побуждениями (см. Рим.7:22 ) и принадлежим Богу, а не своим прежним пристрастиям и склонностям. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). И хотя Закон Божий требует немедленного наказания для каждого из нас, но «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» ( Рим.3:21–22 ). То есть высшая правда Божия, которая, действуя через Закон Божий, требовала наказания грешнику, ныне, раскрываясь «через веру в Иисуса Христа» как Агнца умилостивления, не делает между нами различия, не вершит суд –  «потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лечение без согласия: Аналог: «детские прививки». Ангел, не спрашивая Самсона, наложил на него обеты ( Суд. 13:14 ). Аналогично: Самуил ( 1Цар. 1:11–22 ), Иоанн Креститель ( Мк. 5:22 ). Муж неверный освящается женою верной ( 1Кор. 7:14 ). Если признать, что их детей не надо крестить, то и мужа-язычника, если уверует, крестить не надо, ибо он уже освящен женой. А если их дети святы и без крещения, то через 2 поколения крещение упразднится. Крещение – есть обещание Богу доброй совести ( 1Пет. 3:21 ). Да, это важно, но покайтесь, и да крестится каждый из вас… и получите дар Святого Духа. Покаяние, обещание, как и само крещение, не цель, а средство. (Обещаем и каемся мы постоянно) Цель же – Дар Святого Духа. Спасает не «обещание», а благодать крещения (21 ст.). А дети способны её принимать. Таковых есть Царствие Божие ( Мк. 10:14 ). Речь о чистоте сердца, которая требуется и от взрослых. Кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него ( Мк. 10:15 ). Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф. 18:3 ). А иначе и взрослых крестить не надо, как только они сокрушатся духом и станут как дети. Ибо сказано: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 ). Во дни гонений крещение отменяется?! Ибо: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное (10 ст.) Следовательно, чистота сердца – необходимое условие и повод для крещения, а не причина его упразднения. Нет повеления крестить детей. В Новом Завете нет «Левита» с повелениями на все случаи жизни. Вопрос детского крещения не рассматривался апостолами просто потому, что для них этот вопрос не возникал. Апостолы были евреи, а для еврея естественно то, что ребёнок уже с самих пелёнок (8-й день) вступал в Завет. Если бы христианство ввело изменение, то они бы сказали об этом (как это было с обрезанием и пищей). О недостойных восприемниках. В крещении в человека всевается семя Нового Адама, а восприемники призваны помочь его росту. Сеятель (см. Мф. 13:3–9 ) знал, что не всё посаженное даст плод, но сеял. Так и мы. А если младенец умрёт? Какою закваской он переквасится в Царстве Небесном, если в него её не вложили?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Часть II. Богослужение Глава первая. Храм В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог . «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» , – говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), – учил апостол Павел.Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–5 ). Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передаётся посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего. Он создаёт впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, всё небесное и земное соединяется под главою Христом ( Еф.1:10 ) и что в Нём мы все исполнены полнотою Божьею ( Еф.3:19 ). Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами – как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него – ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию – «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ) – присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего. Престол Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол:   он есть трапеза Царства Божия (см. Лк.22:30 ); на нём мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам даётся Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери. Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Н. Орлин Второе соборное послание ап. Петра 1. Читатели послания, место и время его написания Второе послание ап. Пётр написал для тех же христиан, как и первое, как он ясно говорит об этом в 3:1: „сие уже, возлюбленные, второе вам пишу послание»... следовательно, христианам малоазийских церквей Понта, Каппадокии, Галатии, Асии и Вифинии ( 1Пет. 1:1 ), где христианство было насаждено ап. Павлом со спутниками ( Деян. 15:22 ) и где церкви состояли преимущественно из христиан из язычников (см. введение к 1 посланию ап. Петра). Время и место написания послания определяются предположительно. На основании уже приведённых слов апостола (3:1) ближе всего к истине и с большим основанием предполагают, что послание написано вскоре после первого и может быть даже в том же 64 году 307 . Отсюда само собой делается вывод, что оно было написано так же, как и первое послание, из Рима, где апостол пострадал. 2. Содержание и цель послания После приветствия (1:1, 2), упомянув, что Бог во Христе даровал христианам всё для жизни, возрождения и благочестия через познание Его, чтобы им сделаться причастниками божественного естества, ап. Пётр, прежде всего, обращается к ним с увещанием, – обнаруживать своё христианское знание и веру в своей жизни и своё звание и избрание делать твёрдым, чтобы им даровано было и вступление в вечное царство Господа и Спасителя нашего (1:3–11). Затем он обосновывает необходимость этого своего увещания к ним, во-первых, указывая на то, что он считает своей обязанностью всегда напоминать им об этом, а в виду быстро приближающейся смерти желает дать им возможность посредством послания и после его смерти приводить себе на память проповеданную у них истину, ибо он проповедал им силу Господа Иисуса Христа и Его будущее второе пришествие, быв самовидцем величия Воскресшего и сам, слышав ещё на горе преображения небесное свидетельство о нём Бога Отца, как о Сыне Своём, и христиане имеют вернейшее свидетельство о силе Господа и Его пришествии в слове пророческом (1:12–21); во вторых, указывая на обстоятельства Церкви (2 и 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010