2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Глава 15 Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который 1Кор.15:5 . явился Петру, и Двенадцати ( Лк.24:34, 36 , Ин.20:19 , Мф.28:9, 17 , Мк.16:14 ); 1Кор.15:6 . явился и свыше пятисот [пятистам] братиям за раз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как 1Кор.15:7 . явился Иакову и Апостолам... всем, – то есть седмидесяти двум, 1Кор.15:8 . – после всех явился и мне, как худшему между апостолами ( Деян.9:4 ). 1Кор.15:11 . Итак, я ли, апостолы ли, все мы так проповедуем... 1Кор.15:12 . о Христе... что... воскрес из мертвых... Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что... воскресения мертвых... нет? 1Кор.15:13 . Если же воскресения мертвых... нет 42 , между тем как и распятие ради этого было, то , – следовательно, – и Христос доселе еще не воскрес 43 . 1Кор.15:17 . И тщетна [есть] вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда (хотя) вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день. И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие 1Кор.15:18 . во Христе, мученической кончиной, погибли, так как нет для них воскресения. 1Кор.15:19 . Если же в сей только жизни, подверженной преследованиям, на Христа... надеемся, то тогда жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, если это так будет, то «станем есть и пить» ( 1Кор.15:32 ), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, если, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого. 1Кор.15:20 . Но истинно 44 Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. Ибо как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых ( 1Кор.15:21–22 ). И хотя оживут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый таким оказывается, как и живет. 1Кор.15:23 . Первый 45 Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом... в пришествие Его воскресают те, кои суть

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Если Христос – не Бог, как тогда имеет Он и подает ту же самую благодать, какую имеет, подает и разделяет Бог Отец, и как наделяет Он познанием и откровением всего (см. 1Кор.1:3–8 )? Если Христос – не Бог, то разве бы Его Крест стал той Божией силой, которой верные спасаются; разве и Сам Христос был бы «Божией силой и Божией премудростью»; и разве мог Он тогда оказаться для людей «праведностью и освящением и искуплением» (см. 1Кор.1:17–30 )? Если бы Христос не был Богом от Бога, то как бы Он Собой олицетворял «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей»; и как бы Он, распятый, мог нарицаться «Господом славы» ( 1Кор.2:7–8 )? Как Христос – не Бог, если через восприятие Его и Его Духа верные делаются Божиим храмом (см. 1Кор.3:16 )? Ясно то, что Христос есть Бог и Господь: ведь во второй раз Он сойдет с неба судить всех, «осветить скрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения» (ср. 1Кор.4:5, 5:5 ). Если Христос – не Всемогущий Бог, то как Его именем освящаются, очищаются, оправдываются и становятся наследниками Божиего Царствия блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, разбойники (см. 1Кор.6:9–11 )? «Если через приятие Духа Христова мы стали Божиими храмами и мы не свои, ибо искуплены Его Кровию, и живем не для себя, а для Искупившего нас, то разве не очевидно, что Христос есть Бог, через Которого мы – и храмы Божии и Которому мы и служим как Богу?» Если Христос не единосущен с Богом Отцом, то как бы оказалось в Святом Откровении следующее утверждение: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Который все, и мы Им» ( 1Кор.8:6 )? «Если имеющий закон Христов имеет закон Божий, то как Христос – не Бог?» Если бы Христос не был Богом, как бы тогда богомудрый апостол именовал Христову Церковь «Церковью Божией» ( 1Кор.10:22 )? «Бог – Глава Христу (см. 1Кор.11:3 ), ибо Он [Христос] от Него по природе, так как Слово родилось от Бога Отца. Как тогда Христос – не Бог, если по природе Отец – Ему Глава?» Сказать, что Христос не по природе и не воистину Бог есть не что иное, как произнести анафему на Иисуса. Как Иисус – не истинный Бог, если во всех Своих действиях Он равен Богу Отцу и Богу Духу Святому (см. 1Кор.12:4–6 )? Говоря: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:28 ) – под словом «Бог» апостол подразумевает Господа Иисуса Христа. Вся христианская вера основывается на Воскресении Господа Иисуса Христа, потому что этим побеждаются грех и смерть и утверждается бессмертие человеческой личности через воскресение из мертвых, что составляет Божественную новизну в этом мире греха и смерти; как тогда Христос – не Бог (см. 1Кор.15:14, 17, 20, 22, 23, 57 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если исключить из Евангелий от Матфея и Луки весь материал, общий у них с Марком, и весь особый материал каждого из этих двух евангелистов, то останется общий для Матфея и Луки материал объемом примерно 240 стихов, который, как полагают, восходит к «источнику Логий» (Q). Этот источник заключал в себе преимущественно поучения Спасителя и немного повествовательного материала (проповедь и деятельность Иоанна Предтечи, искушения в пустыне, исцеление слуги сотника и др.) и заканчивался учением о последних временах, не включая в себя повествования о Страстях и Воскресении. Подробно общий материал Евангелий от Матфея и Луки, который был почерпнут ими из источника Q, можно представить в следующем виде: проповедь Иоанна Предтечи – Лк. 3, 7–9 ; Мф. 3, 7–10 искушения Христа в пустыне – Лк. 4, 1–13 ; Мф. 4, 1–11 Поучения из Нагорной проповеди: блаженства – Лк. 6, 20–23 ; Мф. 5, 3, 4, 6, 11, 12 о любви к врагам – Лк. 6, 27–42 ; Мф. 7, 1–5; 10, 24–25; 15, 14 слушатели и делатели слова – Лк. 6, 47–49 ; Мф. 7, 24–27 Повествования: исцеление слуги сотника – Лк. 7, 1–10 ; Мф. 7 , 28а; 8, 5–10, 13 вопрос двухучеников Иоанновых о Христе – Лк. 7, 18–20 ; Мф. 11. 2, 3 ответ Спасителя – Лк. 7, 22–35 ; Мф. 11, 4–19 Различные поучения: об ученичестве – Лк. 9, 57–60 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 наставления апостолам перед отправлением на проповедь – Лк. 10, 2–12 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 «горе» Галилейским городам – Лк. 10, 13–15 ; Мф. 11, 20–24 молитва Господня – Лк. 11, 2–4 ; Мф. 6, 9–13 Божественный ответ на молитву – Лк. 11, 9–13 ; Мф. 7, 7–11 о веельзевуле – Лк. 11, 14–22 ; Мф. 12, 12–32 о роде лукавом – Лк. 11, 29–32 ; Мф. 12, 32–42 светильник тела есть око – Лк. 11, 33–36 ; Мф. 5, 15; 6, 22–23 «горе» фарисеям и книжникам – Лк. 11, 37–12, 1 ; Мф. 23, 1–36 об исповедничестве – Лк. 12, 2–12 ; Мф. 10, 19, 26–33 попечение о земном – Лк. 12, 22–34 ; Мф. 6, 19–21, 25–33 о бодрствовании – Лк. 12, 39–46 ; Мф. 24, 43–51 не мир, но меч – Лк. 12, 51–56 ; Мф. 10, 34–36; 16, 2, 3 о примирении с противником – Лк. 12, 57–59 ; Мф. 5, 25, 26 притчи о горчичном семени и о закваске – Лк. 13, 18–21 ; Мф. 13, 31–33 плач об Иерусалиме – Лк. 13, 34–35 ; Мф. 23, 37–39 о самоотречении христианина – Лк. 14, 26–35 ; Мф. 10, 37–38; 5.13 служение двум господам – Лк. 16, 13 ; Мф. 6, 24 Царствие Небесное силою берется – Лк. 16, 16 ; Мф. 11, 12–13 о разводе – Лк. 16, 18 ; Мф. 5, 32 о дне Пришествия Сына Божия – Лк. 17, 22–27, 33–37 ; Мф. 24, 26–28, 37–39 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

5, самар. _Деян. 11:19–26, 29, 30: обращение язычников; Ин. 4, 5–42: беседа с самарянкой. 6, слеп. _Деян. 16, 16–34: изгнание беса из прорицательницы; Ин. 9, 1–38: исцеление слепорожденного. 7, св. оо. _Деян. 20:16–18, 28–36: наставления ефесским пресвитерам; Ин. 17, 1–13: первосвященническая молитва. Нед. 50-цы _Деян. 2, 1–11: сошествие Святого Духа; Ин. 7, 37–52; 8, 12: беседа в последний день Кущей. Нед. 1 по 50-це _Евр. 11, 33–12, 2: вера у святых; Мф. 10:32, 33, 37, 38; 19, 27–30: исповедание Христа и самоотвержение. 2 _Рим. 2, 10–16: совесть; Мф. 4, 18–23: призвание первых апостолов. 3 _Рим. 5, 1–10: оправдание Кровию Христовою; Мф. 6, 22–33: свобода от житейских забот. 4 _Рим. 6, 18–23: рабство греху и правде; Мф. 8, 5–13: исцеление слуги сотника. 5 _Рим. 10, 1–10: оправдание верою; Мф. 8, 28–9, 1: исцеление Гадаринских бесноватых. 6 _Рим. 12, 6–14: различие дарований; Мф. 9, 1–8: исцеление капернаумского расслабленного. 7 _Рим. 13, 1–7: отношение к власти; Мф. 9, 27–35: исцеление 2 слепцов и немого бесноватого. 8 _1 Кор. 1, 10–18: о единомыслии по поводу коринфских распрей; Мф. 14, 14–22: насыщение 5000. 9 _1 Кор. 3, 9–17: огонь последнего дня; Мф. 14, 22–34: хождение по водам. 10 _1 Кор. 4, 9–16: подвиги апостолов; Мф. 17, 14–23: исцеление бесноватого глухонемого. 11 _Кор. 9, 2–12: бескорыстие апостольского служения; Мф. 18, 23–35: притча о безжалостном заимодавце. 12 _1 Кор. 15, 1–11: воскресение и явления Христа; Мф. 19, 16–26: богатый юноша. 13 _1 Кор. 16, 13–24: приветствия; Мф 21, 33–42: притча о злых виноградарях. 14 _2 Кор. 1, 21–2, 4: запечатление Духом; Мф. 22, 1–14: притча о званых. 15 _2 Кор. 4, 6–15: тяготы апостольства; Мф. 22, 35–46: важнейшая заповедь. 16 _2 Кор. 6, 1–10: самоотвержение апостолов; Мф. 25, 14–30: притча о талантах. 17 _2 Кор. 6, 16–7, 1: чистота; Мф. 15, 21–28: исцеление хананеянки. 18 _2 Кор. 9, 6–11: благотворение; Лк. 5, 1–11: чудесный лов рыбы. 19 _2 Кор. 11, 31–12, 9: благодатная высота Павла; Лк. 6, 31–36: милосердие. 20 _Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1.4. Послушай теперь, в скольких грехах Павел обвиняет тех, кого называет «святыми» и «освященными». Ибо далее он говорит: «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ); и еще: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» ( 1Кор.4:8 ); и еще: «Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились» ( 1Кор.4:18 ); и далее: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников» ( 1Кор.5:1 ). И далее он говорит: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» ( 1Кор.5:2 )! И, разумеется, здесь он не делает исключений, осуждая одних за блудодеяние, других – за гордыню и высокомерие. Далее он обличает их и в тяжбах, говоря: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою» ( 1Кор.6:7 ). 1.5. Павел обвиняет тех, кого назвал «святыми», и в том, что они едят идоложертвенное (ср. 1Кор.8:7 ), и, словно объявляя им приговор, говорит: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор.8:12 ). Он порицает их за то, что они не только едят идоложертвенное, но и, как он полагает, пьют «чашу бесовскую», и говорит: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор.10:21 ). И еще им говорит: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения» ( 1Кор.11:18 ); и еще: «Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор.11:21 ). И об их прегрешениях говорит: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ). 1.6. После этого Павел обвиняет коринфян уже не в нравственных проступках, но в преступлениях против веры. Ибо он говорит: «Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» ( 1Кор.15:12 ); и еще: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:17 ). Однако пришлось бы слишком долго и не ко времени перечислять все свидетельства, доказывающие, что названных святыми не следует считать безгрешными; так полагают лишь те, кто небрежно и невнимательно читал Божественные Писания, в которых показаны множественные различия между святыми, о чем мы уже говорили весьма подробно в других беседах; теперь же скажем столько, сколько требует этот отрывок.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Почему? Потому, говорит Златоуст, что те переходят. Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды (т. е. в будущем веке). Но любовь, – прибавляет к сему Блаж. Феодорит, – тем паче возымеет силу, когда упокоятся срасти, тела сделаются нетленными, а души не будут избирать ныне то, а завтра другое. В главе четырнадцатой (о двух в частности духовных дарах: о даре пророчества и даре языков). Апостол раскрывает сначала превосходство первого дара над вторым ( 1Кор. 14:1–25 ); потом наставляет, как надлежит пользоваться тем и другим даром в церкви ( 1Кор. 14:26–38 ); наконец, делает заключительный вывод о сих двух дарах ( 1Кор. 14:39–40 ). а) Превосходство дара пророчества пред даром языков ( 1Кор. 14:1–25 ). 1) 1Кор. 14:1–5 . «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу (всеведующему, 1Кор. 14:2 ). А кто пророчествует (т. е. понятно изрекает волю Божию не только о будущем, но и прошедшем и настоящем), тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» ( 1Кор. 14:3 ). Итак, «пророчествующий (тоже, что учительствующий) превосходнее того, кто говорит языками (иностранными), разве он при том будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» ( 1Кор. 14:5 ). 2) 1Кор. 14:6–11 . Бесполезность для присутствующих в церкви говорения на незнакомых языках (хотя и по вдохновению от Духа) можно сравнить с нестройными и спутанными звуками разных инструментов – вместо приятной музыки, или с неопределенным звуком военной трубы – вместо понятных сигналов для воинов ( 1Кор. 14:7–8 ). Или еще: это будет говорение на ветер ( 1Кор. 14:9 ), или говорение на чужестранца для другого такого же чужестранца ( 1Кор. 14:11 ). 3) 1Кор. 14:12–19 . Пророчественный дар служит доброй и живой связью говорящего с церковью, а дар языков, когда им злоупотребляют, лишь разобщает его обладателя с верующими: «ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14:14 ). Духом называет Апостол дарование, а умом объяснение сказанного (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но и здесь мы видим неодобрение Апостолом такого поведения в Церкви (См.: 1Кор. 14: 5 и далее). Другая ссылка на 1Кор. 14, 2 – «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом», так же не служит подтверждением необходимости глоссолалии, т.к. при такой глоссолалии церковь не получает назидания и нарушается принцип любви, так как любовь не ищет своего, а пользы ближнего (См.: 1Кор.10:23–24 ; 1Кор. 12, 7 ; 1Кор.14:12, 26 и др. а так же – 1Кор. 13 гл.). Более того, если тайны, говоримые духом, непонятны никому, то как мы узнаем, благословения или проклятия произносятся при этом (Ср.: 1Кор. 12: 3 ), ведь о необходимости различения духов предупреждает коринфян святой Павел ( 1Кор.12:10 ), а во Втором своем Послании к Коринфянам укоряет за податливость их к иному благовестию и иному духу ( 2Кор.11:4 ). Таким образом, дух может быть и не от Бога (См.: Деян.16:16–18 ; 1Иоан.4:1, 3 ; Откр.13:15 ), духов необходимо различать ( 1Кор.12:10 ), что без знания образа здравого учения невозможно ( 2Тим.1:13 ), т.е. необходимо и участие ума при этом, иные духи могут пребывать и среди тех, кто называет себя христианами, но по сути таковыми не являются ( Рим. 8,9 ; Еф.2:2 ), эти же духи могут смущать и верных последователей Христа (2Фесс.2:2). Именно об этом и пытается очень корректно, но вполне определенно сказать Апостол Павел, что мы и будем рассматривать далее 25 . Утверждение о том, что глоссолалия это «сверхъестественное средство общения с Богом» помимо разума, так же оказывается притянутым «за уши», т.к. цитата: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор.14:14 ) на самом деле осуждает такой способ общения с Богом. Это видно из следующего стиха: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом (по древнегреч.: de kai tw noi – но также умом, т.е. вместе с тем, одновременно и умом); буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ), т.е. в данном случае говориться не о попеременном чередовании молитвы экстатической и молитвы, контролируемой разумом, а об одновременном процессе. Впадение в состояние, когда разум не контролирует речь человека и его поступки, Апостолом запрещено однозначно: «не будьте дети умом» ( 1Кор. 14:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Сам апостол своим установлениям придавал неодинаковый авторитет и неодинаковую степень обязательности. Когда он возвещает слово Самого Господа, например запрещающее развод мужа и жены, он дает повеление – διαταγ ( 1Кор.7:10 ср. 1Кор.7:6 и 1Кор.7:25 ), имеющее характер безусловно обязательного закона. В таком случае он не считается с суждением и волей общины. Она может конечно принять и не принять слово апостола, но он не изменит своих требований и не перестанет считать их заповедями Божиими. „Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни; а кто не разумеет, пусть не разумеет“ ( 1Кор.14:37–38 ). Если же апостол говорит от своего лица, не имея прямого повеления от Господа, как например о девстве, он выражает лишь суждение – γνμη ( 1Кор.7:25 ). В области таких наставлений верующим предоставляется свобода принять их или не принять, вообще поступить по своему усмотрению. Здесь апостол открывает как для отдельных лиц, так и для общин широкое поле самостоятельности. Каждое лицо и каждая частная церковь сама применительно к своим особенностям и потребностям может устанавливать для себя внешний modus vivendi. Отсюда в христианских общинах возможно и вполне естественно разнообразие внешних порядков. Против такого разнообразия апостол принципиально не возражал. Если он и указывал иногда на пример прочих церквей ( 1Кор.11:16 ; 1Кор.14:33–34 ), то и в этих случаях он обыкновенно исходил из самого существа дела, а не из принципа однообразия; он выяснял целесообразность известных порядков, их согласие с самым существом христианской веры. В других же случаях он предоставлял христианам и целым общинам свободу выбора и находил естественным разнообразие во внешнем строе. Давая совет, апостол допускал в некоторых случаях целесообразное отступление от него. „Желаю, писал он коринфянам, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе“ ( 1Кор.7:6 ). „Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто, и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в каком призван“ ( 1Кор.7:18–20 ). Он предоставляет самим христианам решить в каждом данном случае вопрос о браке и девстве, и если по обстоятельствам времени рекомендует девство ( 1Кор.7:8 ), то не считает грехом и брак ( 1Кор.7:36 ), а в иных случаях считает его целесообразным ( 1Кор.7:9 ). ,Пусть делает, как хочет, – не согрешит“ ( 1Кор.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (см.: 3Цар. 22:19 ). Функция Ангелов – служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (см.: Пс. 17:11, 79:2 ), а они везут колесницу славы Божией (см.: Иез. 10:9–19 ). В то же время Ангелы – вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы выполняют функции губителей (см.: 2Цар. 24:16 ; 4Цар. 19:35 ; 1Пар. 21:15–16 ; 2Пар. 32:21 ; Ис. 37:36 ), однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека (см.: Исх. 23:20 ; Тов. 3:17 ; Пс. 90:11 ) и спасают его (см.: Ис. 63:9 ). У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (см.: Иов. 33:23 ), и т.д. В Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел является Захарии и возвещает о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:13 ); является Марии и возвещает о рождении от Нее Иисуса (см.: Лк. 1:26–38 ). Ангел объявляет пастухам о рождении Мессии (см.: Лк. 2:8–20 ); при рождении Иисуса ангельское воинство взывает: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ). Ангел дважды является во сне Иосифу (см.: Мф. 1:20, 2:13 ). Ангелы служат Иисусу в пустыне (см.: Мф. 4:11 ). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (см.: Лк. 22:43 ), Ангел возвещает женам-мироносицам о воскресении Спасителя (см.: Мф. 28:2–7 ). Ангел является Филиппу (см.: Деян. 8:26 ); в видении беседует с Корнилием (см.: Деян. 10:3–7 ); выводит Петра из темницы (см.: Деян. 12:7–10 ). Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова. Иисус Христос нередко говорит Своим ученикам об Ангелах. По словам Иисуса, у каждого из малых сих (детей) есть Ангел, который всегда видит лице Отца... Небесного ( Мф. 18:10 ). Ангелы радуются покаянию каждого грешника (см.: Лк. 15:10 ). Ангелам неизвестен день последнего Суда и Второго Пришествия Христа (см.: Мф. 24:36 ). Однако при Втором Пришествии Ангелы будут сопровождать Христа (см.: Мф. 16:27 ): они отделят злых от добрых (см.: Мф. 13:49 ) и соберут избранных Божиих от четырех ветров (см.: Мф. 24:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010