22 . Двадцать вторая степень – появление симпатии к врагам 162 . Святой Симеон Новый Богослов отмечает, что на этом уровне любовь к врагам заключается в том, чтобы «любить их от души, и другое по сравнению с этим – представлять в уме лицо каждого из них и бесстрастно приветствовать их, как близких друзей, с искренними слезами любви» 163 . 23 . Двадцать третья степень состоит в том, чтобы желать врагам блага и делать им добро 164 . Соответствует заповедям Христа: Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас... ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:27–28 ); любите врагов ваших, и благотворите ( Лк. 6:35 ); и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними ( Лк. 6:31 ), которым вторит апостол: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте ( Рим. 12:14 ); пекитесь о добром перед всеми человеками ( Рим. 12:17 ); если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его... ( Рим. 12:20 ). Святые апостолы свидетельствуют, что именно так они относились к своим врагам: Злословят нас, мы благословляем... ( 1Кор. 4:12 ). Преподобный Иоанн Газский так отвечал на вопрошание некоего мирянина, терпящего от одного человека оскорбления, о том, как следует себя вести: «Делай ему добро» 165 . Святой Исаак советует: «Докажи множество милосердия своего теми благами, какие воздаешь обидевшим тебя» 166 , и замечает, что «великое это дело – скорбеть о людях злых и благодетельствовать грешным паче праведных» 167 . Преподобный Максим говорит, что мы оказываемся способны любить только тогда, когда научимся «легко добром воздавать за зло», и что «с расположением делать добро ненавидящим свойственно одной духовной совершенной любви» 168 . Впрочем, любовь не состоит только в том, чтобы делать добро нашим врагам, но также и в том, чтобы думать о них хорошо 169 (заметим, что первое не предполагает непременно второе). Любящий своих врагов не только не радуется их неудачам или плохому, что приключается с ними, так же как и не печалится оттого, что видит их почитаемыми и довольными, но печалится, видя их пребывающими в искушении или в беде, радуется их успехам, искренне желает им счастья и во всяких обстоятельствах стремится им помочь 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вот почему с самых древних времен, у людей вошло в закон обращаться к заступлению святых угодников и поминать их в своих молитвах к Богу. Так по сказанию книги пророка Даниила, праведный Азария, молясь Господу говорил: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи взывал к святым угодникам, восклицая: «Благословите духи и души праведны, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:8 ). Но кто-нибудь спросит о том, как могут святые угодники слышать молитвы людей, ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни Святые получают от Бога дар прозорливости, почему знают то, что недоступно обыкновенным людям. Например, в четвертой книге Царств передается, что когда царь Сирийский удивлялся, каким образом царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей пророк, который у Израиля пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар.6:12 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они, силою Божией знают все, что делается на земле, так как на небе их способности развиваются и совершенствуются ( 1Кор.13: 9–12 ). Обращаясь к Святым с молитвою, призывая их, как ходатаев у Престола Божия, люди, разумеется, не могли не относиться к ним с великим благоговением и не могли не прославлять святых угодников и за их милости и благодеяния. «Восхвалим,– призывает праведный Иисус, сын Сирахов,– славных мужей и отцов рода нашего, много славного Господь являл через них величие Свое от века» ( Сир.44:1 ). Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы обращаемся к Святым с молитвами и не напрасно прославляем и ублажаем их. Поступая так, мы следуем заветам Слова Божия и подражаем примеру праведных людей. Но вот появились среди нас люди – сектанты, которые не прославляют святых угодников и не прибегают к их помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

42 . Справедливости ради надо сказать, что во многих списках Священного Писания стоит «от Духа», но в греческом тексте, с которого и выполнен перевод, говорится κ πνεματος γου, то есть из Духа Святаго. Если что-то происходит из чего-то, то происходит или из его сущности, или из власти. Из сущности, например, происходит Сын, как Он Сам говорит: Я вышел из уст Вышнего ( Сирах. 24:5 ), и Дух, Который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ) и о Котором Сын свидетельствует: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет ( Ин. 16:14 ). Из власти же, например, в написанном: Один Бог Отец, из Которого всё ( 1Кор. 8:6 ). 43 . В каком смысле Мария имела во чреве из Духа Святого? 35 Из Его природы? Значит, Дух преобразовался в кости и плоть? – Ничего подобного! Дева зачала по действию и власти Духа! 36 Кто после этого будет отрицать, что Дух есть Творец? 44 . А как же быть с тем, что Иов внятно провозгласил своего Творца Духом: Дух Божий создал меня ( Иов. 33:4 ) – и в одном коротком стихе показал, что Дух и Бог, и Творец. Если Дух – Творец, то никак не творение. Апостол проводит различие между творением и Творцом: И служили твари вместо Творца ( Рим. 1:25 ). 45 . Он осуждает тех, кто служит творению, а нас призывает служить Творцу как верных рабов. Он знает, что Дух – это Творец, и просит быть Его рабами: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Духу Божьему ( Флп. 3:2–3 ). 46 . Если возникнет сомнение в правильности латинских списков, некоторые из которых действительно были испорчены еретиками, то я посоветую обратиться к спискам греческим, где написано: πνεματι θεο λατρεοντες, что переводится «мы, служащие Духу Божьему» 37 . 47 . Если апостол говорит, что мы должны быть служителями Духа и служить подобает не творению, а Творцу, очевидно его желание показать нам, что Святой Дух есть Творец и Ему надо воздавать честь, подобающую вечному Божеству, как написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Заметьте, приставник получает отказ от должности за то, что он худо, во вред господину управлял имением. Если же от прточной речи обратится к действительному значению слов Господа, то ясным становится, что Господь Бог потребует у всех нас отчета, как и благоразумно ли, честно ли и верно пользовались мы дарами Его? Ведь все у нас от Господа Бога. Жизнь даровал нам Бог. Земные блага все от Его щедрой десницы. Св. апостол Павел с недоумением вопрошает: что же имаши. его же неси приял? т.е. что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ). От кого? От Господа Бога. Все в мире сем единому Богу принадлежит, все Его. А если мы бываем обладателями некоторых благ земных, то только по милости Божией. И обладание то наше временное. Воистину мы есмы приставники, поставленные управлять Божиим имуществом. Отсюда определяются и наши обязанности. Как приставники, мы ни на одну минуту не должны забывать, что воздадим ответ Богу в том, сколь хорошо управляли Божиим достоянием и исполняли Божие поручение. Господь повелел нам есть, одеваться, пользоваться благами Его добра и удовлетворять необходимые нужды житейские. Святый апостол Павел так кратко определил, чем мы должны довольствоваться из Божиих даров. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ), учит он. Конечно, нужно нам и жилище. Но если за удовлетворением нужд необходимых остается еще избыток средств, как нам пользоваться им? По заповеди Божией избыток наш есть имущество бедных. Первые христиане прекрасно осуществляли это повеление Божие. Вот что благовествуется в «Деяниях Святых Апостолов» о жизни их. «Все верующие (в Иерусалиме) были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли, всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.3:44–45 ). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (4:34–35). Подлинно, члены первенствующей Церкви все были людьми верными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4,6 ). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому-нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что-нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока.    Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» ( Рим. 13, 7 ), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5,44 ). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1, 10 ). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной.    Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Иоан.12,25 ). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель.    Вопрос 56. поскольку Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» ( Лук.18, 14 ), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» ( Римл.12,16 ), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» ( 2Тим. 3, 2, 4 ), и еще: «любовь не гордится» ( ου φυσιουται, 1Кор. 13, 4 ): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Да не будет позволено никому из числа мирян входить в священный алтарь, хотя по некоторому древнейшему обычаю это отнюдь не возбраняется царской власти и могуществу, когда та захочет принести дары Сотворившему. Толкование Святой алтарь предназначен для посвященных, поэтому настоящее правило запрещает входить в него какому-либо мирянину, за исключением царя, но и ему позволяет не как мирянину, а как тому человеку, который наделен властью и могуществом и есть помазанник Божий. Ему разрешается по древнейшему обычаю входить в алтарь, когда он хочет принести дары сотворившему его Богу и причаститься [ 303 ] . Согласование Поэтому правило Лаодик. 44 и запрещает женщинам входить в алтарь. А 1-е правило патриарха Николая ради уважения к монашескому образу разрешает тем монахам, которые не повинны ни в каком преступлении, входить в святой алтарь, чтобы зажигать лампады или свечи. Кроме того, св. Никифор в своем 15-м правиле говорит, что монахини могут входить в святой алтарь для того, чтобы возжигать лампады и свечи, украшать и подметать его. Однако если кто-то еще не монах, а только послушник, то он не должен входить в алтарь, как говорит Вальсамон в толковании 1-го правила Николая, которое и прочти. Правило 70 Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову ап. Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор. 14:34–35 ). Толкование Настоящее правило запрещает женщинам говорить во время Божественной литургии (несомненно, и во время всех собраний верных, бывающих в церкви). Они должны молчать, как пишет Павел, потому что им не позволено говорить, а заповедано подчиняться и слушать, как и в законе Моисеевом сказано о женщине: К мужу твоему (будет) обращение твое, и он будет обладать тобою ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят узнать что-либо, пусть спрашивают об этом дома у своих мужей. To же самое определяют и «Апостольские постановления» (кн. 3, гл. 6) 304 . И один внешний мудрец говорит: «Женщину украшает молчание» 305 [ 306 ] . Правило 71

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие” ( 1Кор.15:35, 42-44, 49, 52-53 ). Мы можем предположить, что тело духовное будет показывать греховное состояние человека, и отделит Бог овец от козлищ: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” ( Мф.25:31-46 ). Говоря о воскресении, святитель Григорий Палама пишет следующее: “Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти… Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

(ср. Пс.49:14; 50:18–19 ; Евр.13:15–16 ; 2Тим.4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ), почему в переносном смысле называются (христиане) «священством святым». Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви. 4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит? 41 Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» ( Мф.18:7 ), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (να) открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 42 Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест. 43 Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители». 44 Так как возникшие среди коринфян «разделения» ( 1Кор.11:18 ), «разномыслия» ( 1Кор.11:19 ) касались их благоповедения ( 1Кор.11:21 ), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» ( 1Кор.11:22 ср. 1Кор.11:16 ). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей ( Гал.1:8–9 ); называет то «псами» ( Флп.3:2 ), то «сожженными в совести» ( 1Тим.4:2 ), то «служителями диавола» ( 2Тим.2:26 ). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь ( Ин.10:16, 13:35, 15:4, 17:21 и др.), учил и молился апостол ( Еф.4:2–6 ; Рим 15:5–6 ; 1Кор.1:10 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В половом общении блудник и блудница образуют одно тело (σμα) 1Кор.6:16 : «или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело (ν σμα) с нею?» Ибо два тела, из которых каждое имеет в себе свой собственный принцип, вступают здесь в теснейшее общение, вполне подчиняются новой общей цели и принципу. Однако чаще всего Ап. Павел употребляет слово «σμα» о теле отдельного человека, и в этом смысле понятие по преимуществу имеет психологическую важность. Но мы должны остерегаться отожествления слова «σμα» (если не прибавлено пояснения) с видимым телом человека в настоящей земной жизни. И в загробной, небесной жизни человек будет облечен в тело – «тело духовное» (σμα πνευματικν) 1Кор.15:44 или «тело славы» (σμα τς δξης) Флп.3:21 , в противоположность настоящему земному телу – «телу плоти» (σμα τς σαρκς) Кол.2:11 , – «телу душевному» (σμα ψυχικν) 1Кор.15:44 , – «телу смирения» (σμα τς ταπεινσεως) Флп.3:21 . Смерть есть выход из тела 2Кор.5:8 : «желаем лучше выйти (переселиться) из тела (κ το σματος), и при воскресении получает человек небесное тело. Теперь спрашивается, это воскресшее тело будет ли тожественным с настоящим земным телом человека иди нет? Многое как бы говорит за нетожество. Так, прежде всего это видно из классического места 1Кор.15:35–37 , где Ап. Павел на интересующей нас здесь вопрос: «как воскреснут мертвые и в каком теле (σματι) придут?» ясно и отчетливо учит при посредстве сравнения с семенем, что воскресшее тело будет другим сравнительно с телом, которое предается земле для истления: «что сеешь, не тело (σμα) будущее сеешь» (ст. 37), «Бог дает ему тело (σμα), как хочет» (ст. 38). Стебель, вырастающий из гроба земли, есть другое тело (σμα) сравнительно с телом семени, которое полагается в землю. Это кратко и ясно высказано в ст. 44: «сеется тело (σμα) душевное, востает тело духовное; есть тело (σμα) душевное и есть тело духовное». Ясность этого места может затемняться только искусственным толкованием. Ап. Павел здесь очень далек от того, чтобы рассматривать настоящее тело и тело загробное, как тожественные. Если Ап. Павел восклицает в Рим.7:24 : «кто избавить меня от сего тела смерти» (κ το σματος το ϑαντου τοτου), то он молчаливо предполагает, что имеющее быть данным ему, им ожидаемое, новое тело, будет другим – другого высшего качества. Еще яснее земное тело, как тело иное, противопоставляется небесному в 2Кор.5:1 : «знаем, что когда земной наш дом разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Из дома земного тела мы переходим в другой дом – в небесное тело; земное и небесное тело – не одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Еще божественный Апостол говорит: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). И еще: сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, востает в силе: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, т.е. грубое и смертное, востает тело духовное ( 1Кор.15:42-44 ), каково тело Господа по воскресении, проходившее сквозь закрытые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье. Ибо будут, говорит Господь, яко ангели Божий ( Мф.22:30 ); не будет уже ни брака, ни деторождения. Действительно, божественный Апостол говорит: наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его ( Фил.3:20-21 ), разумея здесь не превращение в другой образ, нет, – но, вернее, изменение из тленного в нетленное 3 . Но речет некто: како востанут мертвии ( 1Кор.15:35 )? О неверие! О, безумие! Кто единым хотением превратил прах в тело, Кто малой капле семени в утробе повелел расти и образовать этот многовидный и многообразный организм нашего тела. Тот не скорее ли может одним только хотением воскресить то, что уже было и разрушилось? Коим же телом приидут ( 1Кор.15:35 )? Безумно (ст. 36)! Если ожесточение не позволяет тебе веровать словам Божиим, веруй, по крайней мере, делам! Ибо ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже севши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело ( 1Кор.15:36-38 ). Смотри, семена зарываются в бороздах, как в могилах. Кто образует им корни, стебель, листья, колосья и тончайшие ости (на колосьях)? Не Творец ли всего? Не повеление ли Того, Кто устроил все? Таким же образом веруй, что и воскресение мертвых будет по божественному желанию и мановению. Ибо Его желанию сопутствует могущество. Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т.е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во  огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А сотворшии благая просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ob-antihris...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010