Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? – вопрошает апостол ( 1Кор.1:13 ). Нет, он не был искупительной жертвой за весь мир, и никто не крестился во имя его. И его авторитет был дан ему волею Божией, чтобы привести людей не к самому себе, а ко Христу. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий ( 1Кор.3:5–7 ). Следовательно, среди христиан не может быть разделений на основе более высокого авторитета того или иного учителя, наставника подобно тому, как это произошло у коринфян, которые были Павловы, Аполлосовы, Кифины или Христовы (см.: 1Кор.1:12 ). Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин.17:21–22 ). И на этом основании апостол Павел усиливает увещевание: Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий ( 1Кор.3:21–23 ). Здесь, по мнению блаженного Феодорита , епископа Киррского, апостол «указал истинное богатство и Подателя богатства и научил презирать ничтожное. Ибо и мы, апостолы, говорит он, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и всё видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель сих благ, а чрез Него в единении с Богом всяческих. Ибо с нами в единении Он по естеству, которое от нас восприял, и со Отцом по Божественной Своей сущности, потому что от Отца рождён по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий. Итак, сие наше по Божественной щедроте. Мы же Христовы, мы члены Христа как человека и твари Его как Бога. Христос же Божий как преискренний Сын, рождённый от Него по Божеству» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа , которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны [к тому] (2Кор 11:4). Принятие Духа есть реальный, опытный факт в жизни каждого христианина, а не некая абстрактная идея или общее выражение изменения отношений человека с Богом. Святой Дух живет одновременно и во всей Церкви, и в каждом из верующих (Еф 2:19-22; Рим 8:1, 11; 2Кор 1:22). Обитание Духа в верующих есть центральная идея пневматологии апостола Павла. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор 3:16) Эта мысль подчеркивается апостолом чаще, чем можно видеть по Синодальному переводу - самим глаголом oikeo (обитать в доме), употребляемым для обозначения Духа, живущего в верующих. Обитая в каждом из верующих, Дух слагает их в единое жилище Бога, то есть Церковь: на Котором (Христе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2:22), sunoikodomeo - вместе строить, застраивать. Выражения “дом Бога” и “дом Духа” у апостола Павла синонимичны и взаимозаменяемы: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор 6:19) Дух Божий обитает в верующих, освящая тем самым все их естество - душу и тело. У апостола представлен и другой аспект отношений верующего и Духа: кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его (Рим 8:9; см. также 1Кор 7:40, где апостол говорит: думаю, и я имею Духа Божия). Выражение “иметь Духа” не может означать владение Духа как некоего объекта или даже как обладание силой, но следует понимать в свете предыдущего, так что имение Духа означает обитание, внутреннее присутствие Духа в верующем . В этой связи апостол даже считает возможным выражение мы живем Духом (Гал 5:25). Далее, апостол Павел пишет: все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом (1Кор 12:13). Данная фраза подразумеват сразу несколько выводов: 1. Это выражение ракрывает образ обитания Духа в верующем: Дух проникает естество верующего подобно тому, как вода усвояется телом, проникая его все, но не исчезая через смешение с ним;

http://pravoslavie.ru/1519.html

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» (ст. 5–6). Апостолу Павлу есть чем хвалиться, однако он не хвалится. Но не из желания представлять из себя что-то важное, как иногда это делаем мы: говорим загадками и многозначительно, а если бы нас расспросили поподробнее, то нам и сказать было бы нечего. Но апостол Павел говорит так для того, чтобы никто не подумал о нем более, чем он выглядит в глазах других людей. Как же он выглядел? Если говорить о внешности, то она у него была очень заурядная: он был мал ростом и плешив. Его еврейская внешность — вспомним, как он говорит о себе: «Еврей от Евреев» ( Флп.3:5 ), — естественно, могла вызывать у людей другого происхождения некоторое презрение. Однако речь, наверное, идет не о внешнем облике, а о том, как он себя вел. Что же мы знаем о нем? Апостол Павел был человек чрезвычайно добродетельный, необыкновенно красноречивый, никого и никогда не боялся, готов был пойти на смерть, вытерпел много всевозможных бед. Днем он проповедовал, ночью трудился, чтобы никто не мог его упрекнуть, что он нахлебник и проповедует за чужой счет, чтобы не полагать, как он говорит, препятствия проповеди (ср. 1Кор.9:12 ). Но этого мало, он совершал и многие великие чудеса: повязки, пропитанные его потом, исцеляли людей (см. Деян.19:12 ); когда его ужалила ядовитая змея, то он не потерпел никакого вреда (см. Деян.28:5 ). С ним происходило и много другого чудесного, что или описано в Священном Писании, или опущено за множеством. Несмотря на все это, апостол Павел говорил: «Я не хочу, чтобы о мне думали больше, чем видно». Значит, в нем было нечто такое, что больше даже дара чудотворений, который кажется нам самым высоким и удивительным. Чудеса апостола Павла видели многие люди, в том числе и коринфяне. Далее он говорит, что его проповедь в Коринфе была не меньше проповеди других, даже высших, апостолов и что в отношении чудес коринфяне тоже не были ничем, так сказать, обижены (см. 2 Кор.12:11–12).

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

В притчах Христа можно различать новое и старое. Старое – это те знакомые всем образы, которыми Он пользовался: сеятель, семя, плевелы, сокровище, жемчужины и прочее. Новое принадлежало Ему и было пока понятно только ученикам – это новые нравственные истины, разъясненные в притчах. Он указывает здесь поэтому просто на новый метод Своего учения, который должен быть усвоен и всяким книжником, наученным Царству Небесному, строить новое на основании старого, всем хорошо понятного и известного. Мф.13:53 .  И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Ср. Мк.6:1 ). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество под словом «отечество» обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и Марка сходен с рассказом Луки ( Лк.4:16–30 ), но многочисленные подробности, сообщаемые Лукой, у двух первых евангелистов опущены. Евангелист, как замечает Августин, не ведет здесь своего рассказа в последовательном порядке. Тождественность рассказов Матфея и Марка с Лукой ( Лк.4:16–30 ) одними отрицается, другими признается; в последнем случае говорят, что точная хронологическая последовательность соблюдена только у Луки. Разобраться, в каком порядке следовали действительные события, здесь крайне трудно. За приточной речью у Марка рассказывается о путешествии на восточный берег озера и об исцелении дочери Иаира. Но Матфей уже рассказал об этом в 8-й и 9-й главах, теперь опускает рассказ об этих событиях и продолжает с Мк.6:1–6 . Мф.13:54 .  И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мф.13:55 .  не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Ср. Мк.6:3 ). О братьях и сестрах Спасителя см. Ин.2:12 ; Мф.12:46 и параллельные места; Мф.13:55–56 и параллельные места; Ин.7:3 и сл.; Деян.1:14, 12:17, 15:13, 21:18 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ; 1Кор.9:5 . Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевий Кесарийский . «Церковная История», III, 11). Он, по свидетельству Егесиппа у Евсевия (III, 32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь «почти той же смертью, какую претерпел Господь» 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 г. от Р.Х. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. Внуки четвертого брата Иуды были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего не известно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышеприведенные цитаты). Само имя Иосий пишется по-разному: ωσφ, ωννης, ωσ ( ς) , родит. ωστος, как у Марка ( Мк.6:3 ). Наиболее достоверное чтение у Матфея – ωσφ, а у Марка – ωστος (родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Естественно, и у неверующего есть какие-то надежды, и не имеющие надежды ( 1Фес.4:13 ) так или иначе тоже живут надеждами 227 . Но это не истинные надежды, и заботящийся сам о себе человек фактически живёт в страхе, замыкаясь от будущего, которое недоступно его распоряжению. Этого страха у верующего больше нет, ибо он в вере удалил от себя всякую заботу о себе самом. Он надеется там, где по человеческим меркам надеяться не на что, по примеру Авраама, который сверх надежды, поверил с надеждою ( Рим.4:18 ). Так он живёт в истинной надежде, которая не постыжает ( Рим.5:5 ). Она обнаруживает и проявляет себя в терпеливом ожидании ( Рим.8:25 ), в терпении, для которого характерно хвалиться скорбями (ср.: Рим.5:3 ). Верующие – в надежде радостные, в беде стойкие (см.: Рим.12:12 ). Как любовь, так и надежда составляют единство с верою (см.: 1Кор.13:13 ). Вместе с делом веры и с трудом любви стойкость надежды – терпение упования ( 1Фес.1:3 , ср.: 1Фес.5:8 ) составляет единое целое христианского бытия. И когда Павел молится о совершенстве христиан, он молится так: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Терпение как свойство надежды подчёркивается апостолом Павлом там, где надежда выплавляется из скорби, которой апостол «хвалится», зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда ( Рим.5:3–4 ). Когда христиане переживают скорби, тогда они в своей личной жизни обнаруживают спасительное терпение, ибо им всегда в тяжёлых обстоятельствах помогает Господь (см.: 2Тим.1:8 ; Евр.2:18 ) 228 . Так как в терпении, совершаемом в христианских условиях, подаётся всегда вспомоществующая сила Божия, тем самым объясняется христианская выносливость в терпении. Кто терпит, тот не остаётся в пассивном состоянии, но старается преодолеть все препятствия, которые встречаются ему на пути. Там, где терпение стоит рядом с надеждой, оно может иметь и самостоятельное значение как качество, способствующее устойчивому сохранению надежды: чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду ( Рим.15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух еще подает отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: «Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; ...иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Далее Апостол сравнивает Церковь с телом, каждая часть которого имеет свое назначение: «Бог поставил в Церкви кого Апостолами, кого пророками, кого учителями; иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, дар языков» ( Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:28 ). Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет Апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – спрашивает ап. Павел. – Если кто разорит храм Божий [своей невоздержанностью], того покарает Бог , ибо храм Божий свят, а этот храм – вы " ( 1Кор.3:16–17 ). В своей притче о десяти девах Господь говорит о необходимости получения духовных даров. Без них человек все равно, что лампада без елея или обуглившееся и погасшее полено ( Мф.25:1–13 ). Объясняя притчу Спасителя о десяти девах, святой Серафим Саровский учит, что целью человеческой жизни является «стяжание» (приобретение) благодати Божией (См.: его беседу с Мотовиловым). Хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». Апостол Петр так наставляет христиан: «Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Пет.1:3, 5–7 ). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господа» ( Еф.5:8–9, 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Можно выразить его доктрину одной фразой: «Когда вы собираетесь для Евхаристии, то дары проявляются». Евхаристическое собрание и дары Духа неотделимы друг от друга. Многообразны дары Духа, служения Господу, действия Божия, но един Дух, един Господь, един Бог Отец (см. 1Кор.12:4 ). Итак, дело Духа – созидание единого Тела Христова, которое есть Церковь , в разнообразии даров, служений, но всегда в перспективе построения единого духовного здания, камнями которого являются христиане ( 1Пет.2:5 ). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). С одной стороны, в посланиях апостола Павла Дух является источником и подателем даров, Тем, Кто различает служения. С другой – мы видим, как подтверждаются слова Спасителя о том, что Дух «не от Себя говорить будет... Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). Служения и дары не существуют вне постоянного необходимого отношения к единственному Носителю Духа, в Котором они сосредотачиваются. Христос есть «Служитель» ( Евр.8:2 ), Первосвященник ( Евр.6:20 ), Посланник ( Евр.3:1 ), Служащий ( Рим.15:8 ; Лк.22:27 ), Блюститель ( 1Пет.2:25 ), Учитель ( Мф.23:8 ; Ин.13:13 ). «Потому что в Евхаристии Он Единый, вмещающий множества, Христос есть единственный Источник священства (служения), все служения и всякий строй не только от Него происходят, чтобы стать затем индивидуальной собственностью, но и отражают Его. И, чтобы Его отражать, служение это становится разнообразным, чтобы примениться к множеству. Действием Святого Духа, Который является связующей силой Тела ( Еф.4:3 ), исполняется «разнообразие служений», чтобы ни одно из них не могло быть объективно рассмотрено в самом себе или как собственное обладание, – но всегда в связи с другими, которые составляют тело Единого» 35 . Высшим даром Святого Духа и их объединяющей силой апостол Павел называет любовь: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Но что же тогда хочет сказать Апостол в этом стихе? По мысли святых отцов-толкователей Священного Писания, здесь речь идет о ходатайстве Святого Духа, изливающегося в наших молитвах, «дабы действием Своим укрепить немощь нашу и непредусмотрительность и ходатайствовать перед Богом о том, что полезно для нас» (Св. Амвросий Медиоланский ) 28 . Это вполне подтверждается следующим местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» 29 ( Еф.3:20 ). В Апостольских Посланиях под силою Божиею вполне определенно понимается благодать Божия, т.е. действие Святого Духа (См., напр. 2Кор.12: 9 ). Поэтому «ходатайство неизреченное» – это помощь благодати Святого Духа при совершении молитвы (См.: 1Кор.12:3 ), она выражается в укрепление духовных и телесных сил молящегося, в принятие нашей молитвы по ходатайству Духа Отцом Небесным и исполнение того, что нам действительно необходимо для спасения 30 . В этом заключается промыслительное и освящающее для верующих действие Третьего Лица Святой Троицы в Церкви, после её возникновения в День Пятидесятницы. Весьма странно звучит утверждение «пророка обновленного христианства» о том, что молитва на иных языках «стимулирует веру» (См.: Причина При этом, как обычно, совершенно не по теме, приводится новозаветная цитата: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» ( Иуд.1:20 ). Почему именно это место из Послания из Апостола Иуды стимулирует веру, становится ясно из его толкования К. Хейгиным: «Если Святой Дух сверхъестественно направляет слова, которые я говорю, то для того, чтобы говорить на языках, нужно проявить веру. Потому что я не знаю, какое слово будет следующим – я доверяю в этом Богу». То есть мы опять сталкиваемся с ложной духовностью неопятидесятников – опять видим утверждение о том, что молитва должна совершаться помимо ума и воли молящегося, что совершенно не соответствует Библейскому пониманию текста, как это было показано ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Мистически Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть евхаристическая актуализация (явление) воплощения Божественного Логоса – предвечного Сына Божьего . Принимая в себя обожённые Тело и Кровь Христовы, человек приобщается Таинству Боговоплощения. Уподобляясь Пресвятой Деве Марии, он становится вместилищем Христа, делается Христоносным. Исполняясь благодатной Новой Жизнью во Христе, он через Него соединяется с жизнью Самого Троичного Божества – Отца, Сына и Святого Духа. По учению Святой Церкви истинный смысл человеческой жизни состоит в «стяжании» спасительной нетварной благодати Божией. Человек, однако, способен к восприятию Полноты благодати Святой Троицы лишь в меру своей психофизической ограниченной природы и степени духовного совершенства. Ср. Мф.19:12 : «…кто может вместить, да вместит». Восприятие человеком божественной благодати не есть единовременный юридический акт, а есть следствие постоянного духовного подвига совершенствования «внутреннего человека» по образу Божьему, содействием Духа Святого, через нравственное и евхаристическое христоуподобление, участие в освящающих и спасительных таинствах Церкви Христовой. Ср.: Фил.2:5 : «Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»; 1Петр.1:15–16 : «Возлюбленные, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Благодать (греч. «энергиа»), подаваемая человеку исключительно по воле Божией, не имеет «количественных» или «качественных» ограничений или онтологических (сущностных) отличий, «ибо не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). Дух Святой – Сокровищница Благодатных Даров и Свершитель нашего Богоусыновления, ниспосылается каждому члену Церкви Христовой в святых Таинствах Крещения и Миропомазания. Ср.: 1Кор.12:13 : «Ибо все мы одним Духом крестились (погрузились – авт.) в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»; 1Кор.12:4–7 : «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения (в Церкви – авт.) различны, а Господь один и тот же; и действия (проявления Духа – авт.) различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». Умножение благодати Божией в человеке означает лишь степень её преображающего спасительного действия. См. Ин.1:16 : «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Жизнь в Боге именуется в Евангелии пребыванием в Славе Божией. В Богочеловеке Христе Присутствие Бога и Славы Божией – совершенны. Ср.: Ин.10:30 : «Я и Отец – одно»; Ин.17:5 : «…ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»; Ин.17:22 : «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Степени же эсхатологического прославления человека в Царстве Небесном – различны, ибо, по св. ап. Павлу, «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор.15:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010