И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). Спасительные плоды или действия причащения таковы: оставление грехов (см.: Мф.26:28 ); теснейшее соединение с Господом (см.: Ин.6:55–56 ); возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин.6:57 ); даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни (см.: Ин.6:58 ). Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение (см.: 1Кор.11:29 ). Глава 4. Прочие таинства 4.1. Таинство покаяния «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1299 . Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ; также см.: Мф.16:19 ). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им власть отпускать людям грехи силою и действием Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила 1300 и церковные писатели первых веков христианской эры (сщмч. Ириней Лионский , Тертуллиан , Лактанций , Ориген , Фирмилиан Кесарийский, сщмч. Киприан Карфагенский и др.) 1301 . Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону: а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Христос есть вселяющийся, христиане же – Церковь (см.: Еф. 3, 17 ; 2Кор. 6, 16; 13, 5 ). Христос есть Первенец, христиане же – братия (см.: Кол. 1, 18 ; Рим. 8, 29 ). Христос есть лоза, а христиане ветви (см.: Ин. 15, 5 ). Христос есть Жених, христиане же – невеста (см.: Мф. 25, 1–13 ; 2Кор. 11, 2 ). Христос есть Глава, христиане же тело, то есть духовное (см.: Еф. 1, 22–23 ; 1Кор. 12, 27 ). Христос есть Наследник, христиане же – сонаследники (см.: Евр. 1, 2 ; Рим. 8, 17 ). Видишь общение христиан со Христом. Это видим в Писании, а особенно в посланиях святого апостола Павла. Отсюда можешь познать: 1 . Что есть истинный, а не ложный христианин, то есть который во Христа, Сына Божия, живую и сердечную веру имеет, свято и благочестиво во Христе Иисусе живет. Свята Глава, свята Лоза, свят Жених, святыми и членам Ее, святыми и ветвям, святою и невесте должно быть. Иначе какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою ( 2Кор. 6, 14 )? 2 . Отсюда видишь, сколь высокое и превознесенное истинных христиан благородство и достоинство. С царем земным общение и дружество иметь преславно, насколько несравнимо более славно общение иметь с Царем Небесным, Царем царствующих и Господом господствующих! 3 . Видишь, что из сего святого общества исключаются те, которые против совести грешат, хотя и думают, что они внутри Церкви. 4 . Познав, что есть истинный христианин, старайся быть таковым, ибо само знание без дела – ничто. Ибо что пользы знать свет и быть во тьме; знать добро и не искать добра; видеть трапезу и не вкушать трапезы? А если хочешь и стараешься быть христианином, то убегай от всякого греха. Христианство Великое, высокое и совершенно небесное звание христианское, почему оно должно быть от земных и мирских скверн и нечистот удалено. Царская семья мира сего в рубищах не терпит ходить и от пороков, помрачающих славу ее, бережется, но покрывается порфирой и виссоном и прочими украшениями, царству земному приличными. Христианство – это семья Небесного Царя, для которой рубища мирского смрада и греховной скверны крайне неприличны; но как она одета в порфиру и чистый виссон правды Христовой, так и ходить в этом царском украшении должна, и благодатью Божией украшать себя украшениями добродетелей христианских. Поэтому святые апостолы, рассуждая об этом высоком христианском достоинстве, везде в посланиях своих это нам перед душевными очами полагают и поучают нас достойно этого жить и увещевают: я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, и проч. ( Еф. 4, 1 и далее). И еще: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2, 11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Мы хорошо знаем лукавство ваше, знаем и то, что никакого дара языков у вас нет и вам остается одно обманываться самим и обманывать других. Но даже и имея сей дар, вы должны были бы знать из Писания, что он далеко не главный из тех, какие подаются от Бога верным Его. Ибо великий апостол Павел учит, что есть и иные дары Святого Духа большие: Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и разъяснять, чтобы церковь получила назидание ( 1Кор.14:5 ). Видишь ли, что есть дары пророчества и истолкования, которые превосходят дар языков, как приносящие большую пользу Церкви? Доказывая это, апостол говорит: Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? ( 1Кор.14:23 ). Посему узнайте, заблудшие, что если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? И тогда вы будете говорить на ветер ( 1Кор.14:9 ). Итак, дары пророчества и толкования намного выше, ибо служат назиданию Церкви Христовой (см.: 1Кор.14:2–4 ). Наибольший же из всех даров – любовь, о чем опять слышим слово божественного Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий ( 1Кор.13:1 ). Сектант : Когда на нас находит дар Святого Духа и мы начинаем говорить иными языками, то выходим из себя, или, другими словами, пребываем в духовном исступлении. Но тогда и язык не может издавать ничего, кроме звуков ликования или сокрушения, сопровождаемых различными движениями и непонятных тем, кто не имеет такого дара. В подобное состояние впал и Саул, когда, придя в Раму, охвачен был духом пророческим и начал вещать, сотрясаясь всем телом, а потом сорвал с себя одежду и пролежал день и ночь на земле нагим (см.: 1Цар.19:22–24 ). Вы же, православные, не ведая пророческих тайн, называете нас еретиками и прельщенными. Но что за дело нам до мнения внешних, когда нашими словами и действиями руководит Дух Божий?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

1Кор. 11:33 . «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» 1Кор. 11:34 . «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно: 1Кор. 14:40 . «Только все должно быть благопристойно и чинно.» 1Кор. 14:23 . «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим , епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина ). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно ( 1Кор. 14:40 ), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев: Исх. 28:2 . «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.» Лк. 2:42 . «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.» 1Кор. 11:16 . «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.» Все храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения ( Евр. 9:1–7 ). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление. А что говорят о церковном богослужении и молитве последующие за апостолами св. угодники Божии? Например, преп. Иосиф Волоколамский: «Если кто говорит, что и в дому могу помолиться, то прельщает себя тот человек. Помолиться и в дому можно, но помолиться так, как в церкви – невозможно. Там множество народа, там возносится к Богу пение единодушное; там единомыслие, согласие и союз любви. Поэтому не так бывает услышан, молясь отдельно Господу. Потому что здесь воссылаются священнические молитвы и вместе с народом восходят на небо. Так, ап. Петра молитва избавила от темницы, потому что молитва бывших в церкви была прилежна о нем ( Деян. 12:5 ). Если Петру помогла церковная молитва , то как ты умаляешь ее силу и какое можешь найти себе оправдание?» («Просветитель», слово 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.3:18 .  Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. 1Кор.3:19 .  Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 1Кор.3:20 .  И еще: Го­с­по­дь знает ум­с­т­во­вания мудрецов, что они суетны. Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века, тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова ( Иов.5:13 ) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее ( Пс. 93:11 ) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу. Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет ( Флп. 4:8 ). 1Кор.3:21–23 . Показавши, каково должно быть отношение проповедников к христианскому обществу, Ап. говорит теперь о том, как христиане должны относиться к своим пастырям. Верующие не должны считать себя принадлежащими учителям веры – напротив, учителя веры принадлежат верующим, а верующие принадлежат Христу и Богу. 1Кор.3:21 .  Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: «Не хвались человеками» – см. 1Кор.1:12 . – «Все ваше». Стоики говорили, что они всем владеют (omnia sapientis sunt). С еще большим правом эти слова могут повторить о себе христиане, потому что они принадлежат Богу, а Бог все отдает в пользование им, все направляется к их спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В главе тринадцатой. (о любви христианской, как самом высочайшем даре) Св. Апостол сначала сравнивает любовь со всеми благодатными дарами и подвигами благочестия; потом описывает ее собственные свойства и действия и, наконец, говорит о ее непреставаемости. а) Сравнение любви с другими нашими благами и подвигами благочестия. 1Кор. 13:1 . Без любви ничего не значат все те чрезвычайные дары, о которых так ревновали Коринфяне, не исключая и того дивного дара, о котором они ревновали паче всего, т. е. дара языков. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» и проч. ( 1Кор. 13:2, 3 ). Любовь – внутренняя сила жизни, а говорение на языках совсем внешнее дело. И ослица говорила, когда то нужно было (Еп. Феофан). 1Кор. 13:2 . Без любви ничего не значит все наше знание, возвышающееся даже до пророческого проникновения во все тайны, и вся чудодейственность веры, если бы мы таковую имели. «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», исчисленные дары внутреннее и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются и не существенное сочетание с Богом означают (Еп. Феофан). По особым целям исчисленные дары Господь может сообщить и недостойным людям. Это Он Сам подтверждает ( Мф. 7:22–23 ). 1Кор. 13:3 . Без любви ничтожны самые добродетели наши, как бы ни были чрезвычайны их проявления: «и если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Возможность таких явлений оправдывается на деле (см. Чет. Мин. 9 февр.). б) Описание любви в ее собственных свойствах и действиях. Эти свойства таковы, что они поистине являются исполнением всего закона ( Рим. 13:10 ). 1Кор. 13:4 . «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится (не поступает с легкомысленной заносчивостью, но степенно и основательно. Св. Златоуст), не гордится (своими доблестями)» и проч. ( 1Кор. 13:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо оно есть священие, телу духовное хранение и души спасение. Об этом от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил, что сотворит Господь всем народам на горе этой (см. Ис.25:6 ); горой же называет он Церковь , как и в другом месте, когда говорит: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор ( Ис.2:2 ). Испиют вино, испиют радость, помажутся миром (см. Ис.25:6–7 ). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он об этом мире, как о таинственном: уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Итак, вы, этим святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе непорочно и неукоризненно, успевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение четвертое [О Теле и Крови Христовых. На слова из Павлова Послания к Коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал и проч. ( 1Кор.11:23 ).] 1 . Даже одно это блаженного Павла учение довольно для того, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, которых сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял апостол: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание ( 1Кор.11:23–24 ). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя ( Мф.26:27 ). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть Кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его? 2 . Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (см. Ин.2:1, 10 ), сходное с кровью, и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он это преславное чудо, не паче ли, сынам чертога брачного ( Мф.9:15 ) даровав Свое Тело и Кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего. 3 . Почему со всякой уверенностью примем это как Тело и Кровь Христовы. Ибо в образе хлеба дается тебе тело, а в образе вина дается тебе кровь, чтобы, приобщившись Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, соделаемся причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ). 4 . Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Они же, не духовно услышав реченное, но соблазнившись, отошли от Него ( Ин.6:66 ), думая, что к плотоядению склоняет их. 5 . Были и в Ветхом Завете хлебы предложения, но они, как относившиеся к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существуют хлеб небесный и чаша спасения (см. Пс.115:4 ), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И еще об этом же Патриархе некоторые говорили мне, что он тайно ел мясо, и из этого я понял: то, что он писал о мясе, было вызвано страстями, так же, как и снисхождение к другим вещам, к крови и удавленине, которое есть и у фрягов. Пишет он Константинопольскому Патриарху: “В греческой земле едят кровь, и даже в самом Константинополе, и ты не можешь запретить этого, как же говоришь фрягу не есть удавленины?” Но да будет известно всем, что он пишет так по своим страстным помыслам, на соблазн и преткновение многим, как говорит Писание: «Каждый увлекается и обольщается собственною похотью» (см. Иак.1:14 ). И еще Сам Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо и сами не входите в Царствие Небесное, и другим возбраняете» (см. Мф.23:13 ). И еще о принявших талант и не научивших других говорит: «Лукавый раб, подобало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, взял бы свое с прибылью» (см. Мф.25:26–27 ). И божественный Златоуст, так понимая это, говорит: «Тебе прилично было бы говорить и учить, и принести Мне прибыль – наставление на добрые дела. Нам же, все это видящим и слышащим, что подобает говорить или разуметь? Ибо если свет, который в нас – тьма, то какова же тьма (см. Мф.6:23 )? И где же слово божественного Павла, гремящее: Если мясо соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовеки (см. 1Кор.8:13 )? И не прибавил: Если праведно соблазняется, но в любом случае. И не говорю, – продолжает Златоуст, – идоложертвенное мясо, которое возбранено вкушать и по другой причине, но если и то, что в нашей власти и дозволено, соблазняет, удаляюсь от этого, и не один день, но всё время жизни моей, как сказал апостол, во веки не буду есть мяса». Но вот, как видим, вся Антиохийская епархия со всем освященным чином архиерейским, и иерейским, и монашеским, и мирским не желала иметь Патриарха, вкушающего мясо, и считала это соблазном себе. Однако кир Петр нисколько не обращал на это внимания, лучше же сказать, презирал имеющего Христовы уста самого апостола Павла, истолковывая писания которого, божественный Златоуст сказал в двадцать первом поучении на послание к Коринфянам: «Да услышим мы это, возлюбленные, и да не презрим соблазняющихся, и да не лишимся своего спасения! Не говори мне: Что из того, что соблазняется брат, ведь это не возбранено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010