Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно, Он хочет чистого сердца: «блажени чистии сердцем» ( Мф.5:8 ). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – Христос ( «живет во мне Христос») ( Гал.2:20 ). Научитесь все мудрости апостола, – это наша общая задача: вселить верою Христа в сердце» (оттуда же, т. II, стр. 73–74). IV. «Чистии сердцем... Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Бог есть Око Всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром, проникающее умными очами своими в мысли и сердца людей, озаряющее всякую тварь. Душа наша – око от Ока, зрение от Зрения, свет от Света. Но ныне, по грехопадении, на нашем оке-душе – болезни-грехи. Сними бельмо на сердце и увидишь Солнце мысленное, Оно бесконечное, тьмами тем крат светлейшее солнца вещественного (из кн. «Моя жизнь во Христе», прот. Кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II-й, изд. 1-е, 1892 год, стр. 4). V. «Нечистые мысли, чувства и желания закрывают от внутреннего взора человека духовный мир, подобно тому как облака закрывают от глаз его твердь небесную. С очищением сердца, духовному зрению нашему яснее и яснее открывается высшая область жизни, где слава Божия озаряет высшие создания, как солнце озаряет вещественные предметы. Таким образом, уже в настоящей жизни чистые сердцем начинают созерцать Бога и предвкушать то блаженство, которое свойственно небожителям. А о том, что будет для них в другом мире, св. ап. Иоанн говорит так: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны ему, ибо увидим Его, как Он есть. И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:2–3 ). (См. «О христ. нрав.», прот. Фавор., стр.62). 9. В чем будет заключаться блаженство чистых сердцем? Никто не может отрицать, что обетованием лицезрения Божия Иисус Христос указал на то величайшее блаженство, которое вообще все чистые сердцем последователи Его получат от Бога как в сей жизни, так и в будущем веке. По образному представлению ветхозаветных израильтян, как и многих других народов, иметь право и возможность постоянно зреть царя, видеть его очи – значит быть самым приближенным к царю лицом, пользоваться его доверием расположением, быть высокопоставленным, знатным; уважаемым, пользоваться счастьем и благополучием. Так, в книге Есфирь ( Есф.1:14 ) мы читаем: «Приближенными к нему (царю Артаксерксу) тогда были Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан – семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве». В Третьей книге Царств ( 3Цар.10:8 ): «Блаженны люди твои... которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Публикуется по изданию: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. Братья и отцы! Приближается уже праздник Богоявления, и день радости у дверей; радость же великая, какой не было от века. Ибо Сын Божий приходит к нам не в гаданиях и символах, как некогда являлся отцам, но чрез Рождение от Девы нисходит, самолично являясь нам. Блаженнее этого ничего не было в родах родов и ничего не было удивительнее во всех чудесах, которые Бог сотворил от века. Поэтому Ангелы благовествуют таинство [Рождения] и звезда указывает, что на земле родился Небесный. Поэтому пастухи спешат увидеть благовещенное спасение и волхвы несут царственные дары (см. Лк. 2:7–20 ). Поэтому новая песнь воспевается о новых делах, что в вышних славимый Бог явился на земле как мир. И апостол свидетельствует, говоря: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем ( Еф. 2:14–16 ). Это желали видеть бывшие от века пророки и праведники, но не видели иначе, как только верой. Мы же и видели своими очами, и осязали руки наши, как написано, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась ( 1Ин. 1:1–2 ), и мы приняли усыновление. Но что воздадим Господу за все, что Он даровал нам? (ср. Пс. 115:3 по LXX)? Уже святой Давид, предупреждая, возгласил: Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115:4 ). Итак, возрадуемся, братья, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь [монахов], которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся надеждою славы Божией ( Рим. 5:2 ), что, безспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Сектанты говорят: Мф.23:8 : православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию . Православный ответ: Мф.28:19 . «...идите, научите все народы». Еф.4:11 . «Он... поставил... иных учителями». 1Кор.12:28 . «Иных Бог поставил в Церкви... учителями». Евр.13:7, 17 . «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»... Гал.4:19 . «Дети мои!» 1Ин.2:1 . «Дети мои!» 1Кор.4:15 . «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием». Деян.7:2 . «Мужи братия и отцы!» Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4 ). Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6 , а не по назначению, как у православных. Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6 , и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов ( Мф.3:13 ) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших ( Деян.14:22–23 ; Тит.1:5 ). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет. Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, 18). Православный ответ: 1Тим.4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Еще: 2Тим.1:6 . «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28 : «Дух Святой поставил вас». Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого« ( Деян.6:4 ), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Без Христа мы совершенно беспомощны в этой борьбе. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим. 7:24-25 ). Покаянные труды есть усвоение плодов Христовой победы. Грехи различаются тяжестью и количеством, но не нам, грешникам, их измерять. Любые наши долги неоплатны. У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят ( Лк. 7:41 ). Но платить обоим было нечем, и прощать нужно было обоих. Условно говоря, один торговал наркотиками, а другой обвешивал на базаре, торгуя черешней. Но ни тому ни другому платить нечем. В милости нуждаются оба. Покаяние — всечеловеческое занятие. Входить ли в точное и подробное перечисление грехов? Классифицировать или анализировать их? Этот вопрос тревожит не одну христианскую совесть. Истинное покаяние чувствительно к тончайшим действиям греха, но чуждо мелочности. Вытирая пыль, мы не считаем пылинки. Математическая точность в перечислении грехов не равна покаянию. Покаяние — это, скорее, слезы без слов, чем много слов без слез. Блудница, омывшая ноги Христа слезами и вытершая волосами головы, услышала: «Прощаются тебе грехи твои», — хотя подробного исповедания она не принесла. У воцерковленного человека есть соблазн заменить борьбу с собой, искоренение гордыни и самолюбия на своеобразное «отцеживание комаров». Оставаясь тяжелым и вздорным, или ленивым, или склочным человеком, христианин, оставив первую любовь свою ( Отк. 2:4 ), то есть первую радость о Господе и первые слезы, заменяет христианскую жизнь на псевдохристианскую мелочность. Жить с ним рядом легче не становится, но сам себя он может мнить подвижником. Бог знает о нас всё. Если мы не до конца облысели, то, причесываясь, снимаем с расчески некую часть оставшихся на ней волос. Мы не считаем их и почли бы за глупость заниматься таким подсчетом. Но Бог посчитал то, что мы не посчитали, ибо у Него власы главы нашей изочтены (см. Мф. 10:30 ). То же касается и грехов. Вряд ли нужно знать о себе всё, что знает о нас Бог. Это невместимо и непереносимо. Мы идем на покаяние, движимые внутренней болью. Идем к Тому, Кто больше сердца нашего и знает всё ( 1Ин. 3:20 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Если в вере человек действует как бы заодно с всемогущим Богом, если он даже действует и получает ведение о Боге силою всемогущего Бога, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос придавал вере такую силу, что считал возможным все для верующего: «если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдете и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17:20 ). Необычные действия веры изображает ап. Павел в 11-й главе послания к евреям. Древние праведники, говорит он, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (11:33–34). И ап. Иоанн пишет: «сия есть победа победившая мир, – вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Если вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все человеческие мысли и действия, и направляющим их на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос и Его апостолы поставляли в зависимость от нее всю судьбу и спасение человека: «верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ). «Верующим во имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1. 12 ; см. проф. Олесницкий. Нравственное Богословие, §40, стр. 142–144). Необходимо указать, какие бывают уклонения и грехи против веры. Уклонения от христианской веры выражаются в форме неверия и богоотступничества, сомнения (скептицизма), суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизм) и др. Против первой обязанности человека вообще иметь веру грешат неимеющие веры, незнающие Бога и своего и Нему отношения или отступившие от Него и отрицающиеся от Него. Неверие может быть теоретическое и практическое. Первое больше всего по причине гордости ума и превратного воспитания. Практическое неверие более распространено. У такого рода неверия один общий характер – жизнь в Богозабвении, в волях сердца, без сознания над собой какой-либо власти высшей, божественной, без чувства неизбежной необходимости и отвечать за жизнь (Ср. Пс. 13:1 ). Предавшись чувственности и страстям, человек подавляет лучшую часть своего существа и порывает нить, связующую его с небом, «не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 , Еф. 2 гл.; Рим. 1 гл.). Бывают такие и среди христиан, которые нельзя сказать, чтобы вели жизнь развратную, но которые живут в естественных чувствах сердца и, зная о Боге, проводят многие годы жизни в суете ума, как бы без Бога (Еф. гл. 2). Есть и другой вид неверия – богоотступничество, т. е. измена вере, отречение от Христа по страху или ради мирских выгод, или по человекоугодничеству и легковерию. О таких апостол Павел говорит, что «они распинают в себе Сына Божия и ругаются (посмеиваются) над Ним» ( Евр. 6:4–6 ; проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие. §41, стр. 148. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, стр. 358–359, 363–364).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Потому утверждения о том, что крещение обязательно должно в каждом случае сопровождаться получением особых Даров, противоречит Писанию и историческим фактам в Апостольского времени. То, что имеет место в сектах при Крещении Духом Святым может быть идентифицировано только с воздействием бесов на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии), а человек оказывается вообще некрещенным. Православное учение о получении даров Святого Духа – Миропомазании Апостолы после крещения возлагали руки на новопросвещенных и те получали Дары Святого Духа. Уже сами Апостолы ввели миропомазание, заменившее возложение рук. О Миропомазании упоминается неоднократно: 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 . Его введение имело причины практического характера – со временем число крестящихся увеличилось, Апостолы и епископы были неспособны на всех возложить руки, и, чтобы это таинство могли совершать и пресвитеры, было введено Миропомазание. Миро освящают епископы. В принципе, православный епископ может совершить таинство возложением рук, но это вышло из обихода. То, что получение Даров Святого Духа не является частью крещения, не является крещением Духом и огнем, было рассмотрено выше, здесь же отметим, о каких Дарах идет речь. В крещении человек рождается заново и после этого получает Дары Святого Духа. Необходимость следует из того, что Апостолы сообщали их после крещения всегда. Даже специально были посланы апостолы Петр и Иоанн в Самарию, где они возложили руки на уже крещенных, а ведь те времена не было транспорта и, скорее всего, Апостолы десятки километров шли пешком. В тексте нет ни малейшего даже намека на то, что прибывшие Апостолы совершили крещение: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 197

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Павел спрашивает коринфян, пользовался ли он чем–нибудь из того, что они послали с теми братьями, которые прибыли за добровольными пожертвованиями (ср.: 8:16–24; 9:3–5), например, с Титом и другим братом, который по просьбе Павла отправился вместе с ним. В заключение он пишет: …не в одном ли духе мы действовали? Вопрос требует положительного ответа. И Павел, и посланные им в Коринф действовали в одном духе, совершенно честно. 12:19–21 Назначение «неразумньис речей» 19 Павел вынужден был говорить в таком духе, поскольку коринфяне находились под воздействием хвастовства его противников, и он должен был показать, что ни в чем не уступает этим людям. Но главная цель его речей – в назидании им; не следует считать его высказывания простой самозащитой. Во имя укрепления их веры он должен был раскрыть суть лжеапостолов и вернуть доверие к себе как их апостолу и к своей Благой вести. 20,21 Он стремится укрепить их в вере, поскольку боится, что по прибытии к ним в третий раз ни он, ни они не найдут друг друга такими, какими хотели бы видеть. Он мог найти их в том же греховном состоянии, что и раньше, в нераскаянных грехах (особенно в нечистоте, блудодеянии и непотребстве). Они же могли увидеть его в том же состоянии непримиримости к их грехам с высоты своего авторитета. 13:1–10 Строгие предписания Павла 1 Павел предупреждает коринфян, что если, придя к ним в третий раз, он увидит, что они собираются предъявить ему те же беспочвенные обвинения, он призовет свидетелей: …при устах двух или трех свидетелей будет твердо каждое слово. Это необходимое условие обвинения в присутствии двух или трех свидетелей восходит к Втор. 19:15 и было включено Иисусом в Его наставления ученикам относительно церковной дисциплины ( Мф. 18:16 ; см. также: Ин. 8:17 ; 1Тим. 5:19 ; Евр. 10:28 ; 1Ин.5:8 ). 2–4 Павел предупреждает их и о том, что, поскольку они требуют доказательства того, говорит ли в нем Христос, то, когда он придет, они получат нужные доказательства. Это не будут свидетельства того рода, которые они ожидают (видения и откровения, знамения и чудеса и др.); это будет действие силы Христовой в них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Сам Бог подал людям пример бесконечной и спасительной любви, и Новый Завет , а за ним и христианские мыслители на протяжении всей истории христианства неустанно призывают единоверцев к подражанию Божественной любви. «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5:1–2 ). Все три синоптических Евангелия передают (хотя и несколько в разной форме) эпизод с искушением Иисуса книжником, который вопросил его о наибольшей заповеди Закона 313 и услышал в ответ: «... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ) 314 . Иисус фактически дословно повторил заповеди из Пятикнижия Моисея 315 . Однако там они перечислены среди множества других наставлений и «уставов» и находятся в разных книгах. Иисус же выдвигает их на первое место в качестве главных и объединяет. Понятие же «ближнего», относившееся в Ветхом Завете только к «сынам Израиля», он распространяет на все человечество, подведя под него в ответе книжнику презираемого иудеями самаритянина (см.: Лк. 10:30–37 ). В данном случае Иисус не отменяет заповеди Закона, но. напротив, усиливает их. выдвигает на первый план и делает акцент на второй (в его исчислении) заповеди: любви к ближнему. Главной же, предельной, идеальной в Новом Завете выступает заповедь любви к Богу. О ней помнят все его авторы, ибо любовь – от Бога. Он принес ее людям, возлюбил их и страстно желает ответного чувства. Однако оно невозможно без реализации второй заповеди, без любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин. 4:20 ). Любовь к ближнему, т. е. к каждому человеку, в Новом Завете – необходимое условие любви к Богу, главная ступень на пути к нему, и поэтому она стоит практически в центре внимания всех новозаветных авторов. Апостол Павел страстно убеждает римлян: «...любящий другого исполнил закон», ибо все Христовы заповеди «заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столкнувшись с угрозами со стороны властей, апостолы заявили: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян. 4:20 ). Пётр провозглашает себя свидетелем о Иисусе ( 1Пет. 5:1 ). В 2Пет. 1:16 он пишет: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Священнописатель четвёртого Евангелия говорит: «и видевший [это] засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Ин. 19:35 ). Далее он указывает: «сей ученик и свидетельствует о сём, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» ( Ин. 21:24 ). Действительно, Иоанн проповедует о Христе: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни [...] о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» ( 1Ин. 1:1, 3 ). А Лука пишет: «как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:1–2 ). Шесть свидетельств имеют решающее значение в вопросе о новозаветных чудесах (Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Книга Деяний и 1 Коринфянам). В этих шести книгах пятерых священнописателей содержится свидетельство о чуде Воскресения. Даже критически настроенные учёные ныне признают, что эти книги были написаны раньше 70 г. по Р. X., когда многие современники Иисуса ещё оставались живы. Имеются кое-какие доводы в пользу того, что 1 Коринфянам было написано апостолом Павлом примерно в 55 или 56 г. по Р. X., всего лишь через два десятилетия после смерти Христа. Это сильнейшее свидетельство о реальности такого чуда, как Воскресение. Это документ очень ранний. Он написан одним из очевидцев явлений воскресшего Христа людям ( 1Кор. 15:8 ; ср. Деян. 9 ). Павел говорит о более чем 500 свидетелях, которые лично видели и слышали воскресшего Христа ( 1Кор. 15:8 ). В то время большинство из этих свидетелей были ещё живы и доступны для проверки показаний (см. воскресение Христа: свидетельства).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010