55 Мф 3,7-9 . Здесь игра слов “банайя” и “абнайя” — сыновья и камни. 56 Мф 3,6 . 57 Мф 3,8,10 . 58 Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 59 Лк 3,10 сл. 60 См. славянскую версию “Иудейской войны” Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета (Флавий И. Арх. XV,10,5; Мишна, Хагига, II,2). 61 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд. 7:24 ) означает “Место переправы”, а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает “Место корабля” (или лодки) – Ин. 1:28 . Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по-видимому, означает “Дом бедняка”. 62 См.: Ин. 18:15 . Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин. 1:38 . 63 См.: Втор. 18:15 . Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282–284. 64 Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 65 Ин 1,19 сл.; Лк. 3:16-17 ; Мф. 3:11-12 . 66 Мф 8,14-15 . Согласно Лк, мать Иоанна была родственницей Девы Марии, из чего можно было бы предположить, что Предтеча знал Христа с детства. Но этому противоречат слова пророка: “я не знал Его” ( Ин. 1:31 ). По-видимому, родители Иоанна умерли рано и, возмужав в пустыне, он не был знаком с Сыном Марии. Во всяком случае, слова “я не знал его” показывают, что пророк, если даже и слышал об Иисусе, в Его мессианскую тайну посвящен не был. 67 Ин 1,32-34 . 68 Мк 1,12-13 ; Лк. 4:1-13 ; ср. Мф. 4:1-11 . 69 1Ин. 1:29 сл. Из общего контекста Ин явствует, что это свидетельство Предтечи было произнесено перед уходом Иисуса в Галилею и, следовательно, уже после пребывания Его в пустыне. Фактически IV Евангелие начинает рассказ с событий, происходивших после крещения Христова и Его искушения от дьявола. 70 2Ин. 1:35 сл. 71 Мф 3,2 ; ср. Мф. 4:17 ; Ин. 3:26 . 72 Мф 14,23 ; Мк. 1:35 ; Лк. 5:16 . 73 Мк 4,38 ; Ин. 4:6 . 74 2Кор.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Надп. аломъ (см. выше стр. 15 а) двд ( – стр. 29 3), разума, – русск. Учение ( – стр. 13, в, Маскил). аломъ двд, разма, а. Блжени, ихже ставишас и ихже прикрышас грс. 1. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! в. Блженъ мжъ, не вмнитъ гдь грха, ниж во устхъ лесть. 2. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! 1–2 ст. содержат главную мысль псалма, что прощение грехов для человека грешника есть высочайшее благо, или блаженство. Блаженство это состоит в сладостном вкушении внутреннего мира, в полном спокойствии совести, отсутствии чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же – в сознании близости «общения своего с Богом» (ср. св. Дионисия Ареоп. о таинст. крещ.), и ощущении Его отеческой любви и милости (ср. ст. 10 б). Такое состояние души недоступно для человека грешника, нона он пребывает в своём грехе; но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает от Бога прощение грехов. Блажен, кому отпущены, т. е. прощены как долги ( Мф.6:12 ) беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим, так что «не осталось и следа» их существования (бл. Феодорит); блажен человек, которому Господь не вменит греха, т. е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, и в чьём духе нет лукавства, – кто искренно раскаялся в своих грехах, и «не имеет в своей совести никакой нечистоты лицемерия» (св. Кирилл Иерус. Огласит. сл. 1:2), чтобы извинять себя пред Богом ( 1Ин.1:8 ; Пс.140:4 ) или оправдывать пред людьми, но твердо решился исторгнуть из своего сердца всякое лукавство (δλος), т. е. злую наклонность ко греху (ср. 1Петр.2:1 ). Со времени искупления грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя это блаженное состояние оправдания приобретается раскаивающимися во грехах верою в Божественного Искупителя ( Рим.4:5–6 ) в установленных Им таинствах крещения ( Деян.2:38; 22:16 ) и покаяния ( Ин.20:21–23 ; 1Ин.1:9 ; ср. ев. Афанасия на ст. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

46 Богданов А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. С. 5. 47 Богданов А. Борьба за жизнеспособность. С.3. (Именно эта процедура – переливание себе крови молодого студента – и стала причиной гибели Богданова.) 48 Сухих Г. Секрет их молодости//Столица. 1994. 11. С. 32. 49 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви//Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. 2000. 8. С. 81. 50 2Фес. 2:7 . 51 Рим. 7:18-19 . 52 Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 87. 53 Гал. 6, 2 . 54 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное//Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст/Отв. ред. А. Рубцов. М., 1997. С. 24. (Выделено мною. — И.С.) 55 Там же. С. 29. 56 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 381. 57 Ницше Ф. К генеалогии морали//Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 436. 58 Ницше Ф. К генеалогии морали. С. 412. 59 См.: Там же. С. 432. 60 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное. С. 34, 35. 61 Сир. 17:12 . 62 1Мак. 2:64 . 63 Гал. 5:14 . 64 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1998. С. 421. 65 Там же. С. 422. 66 Иов. 22:22 . 67 Ср.: 1Ин. 4:7 . 68 Александр Ельчанинов , священник. Записи. М., 1996. С. 28. 69 Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 86. 70 Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 9. 71 Ин. 18, 38 . 72 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. М., 1999. С. 166. 73 Ильин И. Кризис безбожия. С. 348. 74 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 166. 75 Там же. С. 167. 76 Иак. 1:25 . 77 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 179. (Выделено нами. – Изд.) 78 Ильин И. Путь духовного обновления//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 97. 79 Гал. 5:13 . 80 Ин. 8:32 . 81 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галам. С. 174.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

6 Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец. 7 Света от Света – (ср. 1Ин.1:5 ): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 8 Рожденна, несотворенна – (ср. Евр.5:5 ): Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ; а также ( 1Ин.5:1 ): Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е. Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него . 9 Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. ( Ин.10:30 ): Я и Отец – одно ; ( Ин.14:11 ): Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне . 10 Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; (ср. Ин.1:3 ): Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. 11 Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности. 12 Сшедшего с небес – (см. Ин.3:13 ): Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ; ( Ин.6:38 ): Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 13 Воплотившагося – см. ( Ин.1:14 ): И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины. 14 От Духа Свята и Марии Девы – см. ( Лк.1:30-31, 35 ): И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 15 Вочеловечшася – т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. ( Флп.2:6-7 ): Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. 16 Распятого же за ны – распятого за нас. 17 Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utr...

Наверное, наиболее подробно об отношении Бога ко греху пишет пророк Иезекииль: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, u будет соблюдать все уставы Mou u поступать законно u праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: е правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, что бы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет ( Иез. 18:21–24 ). Ветхий Завет знает случаи, когда пророки согрешали перед Богом, здесь можно вспомнить истории из жизни Давида и Соломона, однако даже для них Господь не делал исключения. Мы знаем, как каялся пророк и царь Давид (см., напр.: Пс. 31:5 ; Пс. 50 и др.), но и его Господь не оставлял без наказания (см., напр.: 2Цар. 12:13 ). То же самое говорит Писаниеи о Соломоне (см.: 3Цар. 6:11,12 и 3Цар. 11:1–2, 31–35 ) 13 . Если же мы обратимся к Новозаветному Откровению, которое свидетельствует о совершенно новом качестве отношений Бога с человеком вследствие Искупления, которое мы получили через Господа Иисуса Христа (см., напр.: Рим. 3:25 ), то притязания Мухаммада на общение с Богом становятся еще более сомнительными. Ведь, по словам ближайшего и любимого ученика Христова апостола Иоанна Богослова, кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( Ин. 3:8 ). Поэтому, в силу духовного рождения для вечной жизни через вхождение в Церковь , человек при содействии Божией силы – благодати Святого Духа – может противостоять греху и может не грешить (см., напр.: 1Ин. 3:9 ; Рим. 6:14 ). Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин. 5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые» ( Ис.59:8–10 ). Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 , см. также 12:35–36, 46, ср. 1Пет. 2:9 ; 1Ин.1:5–7 ). Бог есть любовь, и потому, «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин. 2:11 ). Хранить как зеницу ока ХРАНИТЬ (БЕРЕЧЬ) КАК ЗЕНИЦУ ОКА Хранить как самое дорогое для человека то, что требует особой заботы и в силу ценности, и в силу своей уязвимости. Зеница — зрачок. Одна из метафор, выражающих в тексте Б. заботу Бога о сынах Израилевых: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего…» ( Втор.32:10 ); «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня…» — обращается Псалмопевец к Господу ( Пс.16:8 ); «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его» ( Зах.2:8 ). Выражение относится и к духовным ценностям. В книге Притчей отец наказывает сыну: «Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих» ( Притч.7:2 ); «Милостыня человека — как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» ( Сир.17:18 ). Ч Чающие движения воды ЧАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ Говорится о группе людей (имеющих схожие интересы в чем-либо), надеющихся на благоприятные перемены, ожидающих событий, которые изменят их жизнь к лучшему. Образность этого выражения связана с рассказом о целебном источнике, называемом Вифезда (букв. — Дом милосердия). «Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:1–4 ; в речи сохранился оборот слав.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В Ветхом Завете достаточно примеров, открывающих людям бытие Бога Отца. Но есть свидетельства и о Сыне и о Духе Святом: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). Эти высказывания относятся к Личности Сына – Господа нашего Иисуса Христа (см. Евр.1:5 ), (см. Лк.10:41–43 ; Деян.2:34–35 ). О Святом Духе же говорится: «И Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ) «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица твоего куда убегу» ( Пс.138:7 ), и прочие места. Теперь давайте сопоставим три цитаты из Священного Писания, и мы увидим, что Господь – Троичен. В этих местах Писания речь идет о том, что Господь – это истина. У пророка Иеремии читаем: «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). Здесь речь идет об Отце. В Евангелии от Иоанна Сам Христос говорит о Себе: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин.14:6 ). И, наконец, в послании Иоанна Богослова читаем: «Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ). Из трех этих фраз мы увидели, что истиной назвался как Отец, так и Сын, и Дух Святой. Не может же быть три истины! Истина всегда одна. Так и здесь – истина одна, но Три Личности, которые ее являют. Наконец, в доказательство учения о Боге – Троице предлагается рассмотреть следующие тексты из Священного Писания: пророчество Исаии, где Бог Отец говорит о народе израильском; Евангелие от Иоанна, где эти слова Бога применяются ко Христу, и книга Деяний апостолов, где эти слова вложены уже в уста Святого Духа! Итак, вот эти места: 1. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:8–9 ). 2. «... Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него... Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:37–41 ). Видно, что в первых строчках речь шла об Иисусе, который исцелял людей, и в которого люди не веровали, как это и предсказывал Исаия. Исаия «видел славу Его и говорил о Нем» – то есть того, кто исцеляет – Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:23–27 . См. также Кол.1:18–20 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). «Живем ли или умираем всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:8–9 ). «Все мы одним духом крестились в одно тело, Иудей и Еллины, рабы и свободные и все напоены одним духом» ( 1Кор.12:13 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их»? ( Мф.18:20 ). Ответ. Здесь говорится о единомысленном собрании на молитву христиан, принадлежащих к истинной церкви, как это ясно видно из предыдущих слов: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего не попросят, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18:19). Христос, сказавши, что молящиеся получат просимое, объясняет, почему получат: они получат потому, что о них Он будет ходатайствовать пред Отцем Своим небесным. Вопрос. Можно ли эти слова понимать в том смысле, что ими Иисус Христос желал обозначить, что составляет Его Церковь ? Ответ. Нет, потому что тогда было бы столько церквей, сколько частных молитвенных собраний христиан и сколько истинных последователей Христа, так как Он невидимо пребывает с каждым из них ( 2Кор.13:5 ; 1Ин.3:24 ; Гал.2:20; 4:19 ), а истинная Церковь Христова должна быть едина, как едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф.4:5–6 ). Вопрос. Почему должно думать, что истинное учение христианской веры находится только в Церкви Христовой? Ответ. Иисус Христос дал Свое спасительное учение не с тем, чтобы каждый верующий в Него соделывал свое спасение в отдельности от других последователей Его: Христос дал Свое учение святому живому единению верующих в Него, которые составляют Церковь Христову. «Отче святый, – молился Иисус Христос пред Своими спасительными страданиями, – соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да все будут едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе; так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты Мне дал, Я дал им: да будет едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11; 20–22 ). Апостолам, которые образовали первую Церковь , Иисус Христос сказал: «Когда приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всяку истину» ( Ин.16:13 ). «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается Пославшаго Меня» ( Лк.10:16 ). «Если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Итак, истина христианской веры дана Господом Церкви, а посему только Церковь есть истинная руководительница христиан ко спасению, и только она одна есть судья их действий в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Итак, христианство – это религия Боговоплощения и притом единственная подлинная религия Боговоплощения (если под Богом понимать подлинного Единого Бога). Иначе же христианство – одна из монотеистических религий (наряду с иудаизмом и исламом), исповедующих веру в Единого Всемогущего Бога. Точнее, христианство вовсе перестает быть самим собой. Различие между христианством и другими религиями лежит не столько в области учения о Боге («ведь Бог у всех один»), сколько в области учения о том, как соотнесены Бог и человек. Отсюда ясно, что термин «воплощение» (или, уточняя, «Боговоплощение») является «самым христианским», т.е. самым характерным для христианства как для религиозного мировоззрения и богословской доктрины. Своим появлением этот термин обязан св. Иоанну, который в Прологе Евангелия написал: И Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ), а затем повторил в своем 1-м Соборном Послании: 2 ... всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... ( 1Ин. 4, 2–3 ; ср. 2Ин. 7 ). Родившись в Иоанновом созерцании, термин «воплощение» стал вершиной и выражением смысла всего Нового Завета 855 – и как свода Писаний, и как Нового Союза Бога с человеком. Упоминания о Боговоплощении в других новозаветных Писаниях (например, Павловых посланиях) – будто отзвуки Иоанновых исповеданий (см. Кол. 2, 9 ; 1Тим. 3, 16 ). Пролог (1, 1–18) Здесь уместно более подробно остановиться на знаменитом Иоанновом Прологе, ибо именно он является тем первым и определяющим контекстом, в котором появляется понятие воплощения. 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Всяким родом зла нечистые духи улавливают людей в свои богоборческие сети, отравляя их грехами и пороками (см. 2Тим.2:26). Причем диавол, его ангелы и все их пагубные дела столь осязаемы, страшны и сильны в этом мире, что только Бог способен победить их и ниспровергнуть. Это и явилось причиной Боговоплощения и искупительного подвига Спасителя в мире сем, зараженном грехом и наполненном диавольскими кознями (букв. «о-диаволенном». — «Примеч. пер».): «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» (1Ин.3:8).    2. Происхождение диавола и его ангелов необходимо искать в них самих, в их свободном и добровольном отпадении от Бога как вечной Истины, Света и Блага. Всесовершенный и Всеблагий Господь и их сотворил светлыми, добрыми, и святыми, но они не захотели, любя Бога, устоять в добре, пребыть в истине и потому отпали от Бога, сделавшись ложью, злом и грехом. Об этом ясно говорят слова Спасителя грехолюбивым иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Это значит, диавол стоял в истине, был огражден истиной, и от него самого зависело, пребудет ли он в ней или нет; но он предпочел оставить ее и добровольно отпал от истины, ниспал из истины, в которой стоял, жил и обращался. Отпал он от Бога всем своим существом, так что в нем не осталось ни капли истины; поэтому он весь без остатка стал ложью и отцом лжи, всякой лжи на Бога и Божию истину на этом и на том свете (см. Откр.12:9—10; 2Фес.2:9). Безгрешный Господь сотворил диавола и бесов безгрешными Ангелами, но они, согрешив по собственной воле, выступили из Божией истины и Божия блага и пошли по пути горделивых скорбей и страданий, вводящих через Божий Страшный Суд в вечные муки и во вторую смерть. На это указывают слова святого апостола: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Об этом пишет и святой апостол Иуда: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных муках, под мраком, на суд великого дня» (церковнослав.: «Господь... ангелы, не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде», Иуд.5:6). Это значит: ангелы стали бесами, так как не сохранили своего первоначального состояния безгрешности, святости, истины, добра; они своевольно оставили свое жилище, свой Божественный дом истины, святости, правды, добра — и сковали себя тьмой зла, греха и лжи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010