„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6). 6 . Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь 1694 , и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2 , прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской ( Лк. 4:16–30 ). Они „не узнали времени посещения их“ ( Лк. 19:44 ) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“ 1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7 , но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. ( Евр. 12:25 ) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ ( Евр. 3:7–8,15 ). О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–14 1696 и Иер. 29:12–13 : „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“. 7 .                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. ( Мф. 3:2,8,10 ). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ ( Пс. 31:1–2 ), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 52 1–2. Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3–6. Обнаружение силы Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие. 7–8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы земли. 9–12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и прославление Иерусалима. 13–15. Пролог к следующей главе – о прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба. Ис.52:1–2 . Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис.51:17 ст.) – о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу – победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Ис.52:1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезан­ный и нечистый. Ис.52:2 . Отряси с себя прах; встань, плен­ный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, плен­ная дочь Сиона! «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона». Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле» ( Ис.47:1 ). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис.49:18 ). «Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» Иерусалим называется городом «святым» (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез.44:9 ; Зах.14 – СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте – не более, как образы или символы для выражения высших идей – духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» ( Деян.7:51 ; Рим.2:28–29 ; блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский ). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис.35ст. см. наш ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля. десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота. 5 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием. 5 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя «разве я Бог» свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его. и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3,11; 8,7.8; 3Цар. 17,24; 18,36 . 5 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4,3.4; 3Цар. 17,13 ). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу. 5 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства. 5 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города. не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки Авана и Фарфар (ст. 10). 5 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля ( 3Цар. 18,39 ). 5 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). 5 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому 5 в дом Риммона. Риммой (евр.: «гранатовое яблоко») искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон ( Зах. 12,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 Блажен. См. 3,13 и ком. в благоговении. См. 1,7 и ком. ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх. 7,3.13 ). 28:15 См. ст. 3 и 16. 28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе. 28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти. 28:18 См. ст. 13,14, а также 10,9 и ком. 28:19 См. 12,11 и ком. 28 завистливый человек. См. 23,6 и ком. нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения. 28:23 См. 27,5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их. 28:24 См. 19,26 и ком. 28 разжигает ссору. См. 6,13 и ком. надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1,7 и ком.). 28 надеется на себя. См. 3,5.6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа. ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа. 28:27 См. 11,24–26; 14,21; 22,9 и ком. на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим. ??? 64? ??? ?????? ??? I?????????? ???? ???? ??????????? ????? ?????????? ????????????? ????????????? I????????? ?????????????3 ???? 17–19 29 будучи обличаем. См. 1,30; 5,12; 9,7.8; 10,17; 12,1 и ком. ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28,14) и нежелание учиться. 29:2 См. 28,12.28 и ком. 29:4 См. 8,15.16 и ком.; 20,8.26. 29:5 См. 28,23. 29 сеть. См. 1,18. 29 Люди развратные. См. 1,22 и ком. 29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником. 29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13 . 13 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей ( Чис. 18,20–24 ; Втор. 14,29; 18,1 ), но у некоторых из них имелись иные источники дохода ( Втор. 18,8 ). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон ( Езд. 8,15–20 ). См. Мал. 2,17; 3,13–15 . 13 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7. оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39). 13 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37. 13 верными. См. Деян. 6,1–5 и 1Кор. 8,16–21 . 13 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19). 13:15–22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14). 13 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его. 13 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10,31. 13 я сделал выговор. См. 10,31 и ком. 13 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката ( Есф. 4,16 ), а иногда от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца. 13 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25). 13 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14). 13:23–30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено. 13 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1 ); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3 ). Азотянок. См. ком. к 4,7.8. Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36–38 . 13 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком. рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра ( Езд. 9,3 ; ср. Ис. 50,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 восемьсот. В 1Пар. 11,1 «триста» (возможно, ошибка переписчика). 23 И даровал Господь в тот день великую победу. Это утверждение, повторенное в ст. 12, служит напоминанием о том, что не человеческая отвага обеспечивает победу победу дарует Бог (8,6.14). 23 в пещеру Оишам. См. ком. к 1Цар. 22,1 . в долине Рефаимов. См. ком. к 5,18. 23 в укрепленном месте. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 23 вылил ее во славу Господа. В отважном поступке этих троих людей проявилась их преданность Давиду, а тот, отказавшись пить добытую ими с риском для жизни воду (ст. 17), со своей стороны выказал свою любовь к ним. 23 Авесса. См. ком. к 2,18. 23 Ванея, сын Иодая. См. ком. к 8,18. 23 в числе тридцати. Возможно, это число округлено. Вполне естественно, что большая часть воинов Давида принадлежала к колену Иудину. Асаил. См. ком. к 2,18. Елханан. Этого человека не следует путать с Елхананом, о котором говорится в 21,19 (см. ком.). 23 из Гивы сынов Вениаминовых. Давид имел сторонников даже из числа жителей родного города Саула ( 1Цар. 10,26; 11,4 ). 23 Ванея. Этот человек не тот Ванея, о котором говорится в ст. 20–23. 23 Елиам, сын Ахитофела. См. ком. к 11,3. 23 из Цобы. См. ком. к 8,13. 23 Беротянин. См. ком. к 4,3. 23 Урия Хепеянин. Перечень храбрых людей Давида завершает имя Урии, против которого так тяжко согрешил Давид (гл. 11). Таким образом, данная Глава оканчивается жгучим напоминанием о том, что, несмотря на все совершенное Богом ради Давида и с Его помощью, Давид был, как и все люди, грешником, нуждающимся в Божием прощении (гл. 12). Всех тридцать семь. См. ком. к ст. 8–39. Глава 24 24:1–25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12,13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7,11–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13:19 См. 1,20–33 и ком. 13:20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла. 13:21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им. 13:22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом. 13 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье. сберегается для праведного. В книге Иова (27,13–19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.). 13 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое. 13:26 См. ст. 13,19,23 и ком. Глава 14 14 Мудрая жена. Букв.: «мудрейшая из женщин». С одной стороны, здесь подчеркиваются преимущества семейной жизни, осененной женской и материнской мудростью, а с другой словесные совпадения с 9,1 (см. ком.) наводят на мысль о персонификации мудрости. 14 боится Господа. См. 1,7 и ком. 14:3 См. 10,13 и ком. 14 пусты. Смысл соответствующего слова в древнееврейском тексте неясен, возможен перевод «чисты». Однако главное здесь в следующем: чтобы иметь прибыль, необходимы определенные затраты, чтобы получить что-то, необходимо чем-то поступиться. 14 Распутный. См. 1,22 и ком. ищет мудрости. Даже распутные люди сознают, что у мудрости есть свои преимущества, однако они не могут понять и усвоить уроки мудрости, чтобы овладеть этими преимуществами (см. ком. к 14,4). 14 разумного. В контексте библейской литературы мудрости это слово означает человека, который избирает путь, ведущий к жизни (см. 12,16.23; 13,16 и ком.). заблуждение. Вероятно, самообман, хотя нельзя исключить и обман других. 14 благоволение. Слово, на котором строится противопоставление обеих частей стиха, подразумевает как признание Божие, так и установление добрых отношений с окружающими (см. 11,27 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 жребий. См. ком. к 15,1. 16 удел. См. ком. к 1,6. 16:5–10 Ефрем был младшим сыном Иосифа ( Быт. 41,52 ). То, что удел Ефремов описывается раньше удела Манассиина, отражает, вероятно, первородство, данное Ефрему ( Быт. 48,12–20 ). 16 не изгнали Хананеев. См. ком. к 15,63. до сего дня. См. ком. к 4,9. Период судей (Книга судей 16:31) Глава 17 17 выпал жребий. Это относится к половине колена Манассиина, поселившейся к востоку от Иордана (13,29–31). Манассии. См. ком. к 13,7. Манассия был старшим из двух сыновей Иосифа, но по занимаемому положению стоял ниже Ефрема ( Быт. 41,50.51; 48,12–20 ). первенец Иосифа. См. ком. к 16,5–10. первенцу Манассии. См. Быт. 50,23 . 17 Достались. Здесь говорится о наделении землей к западу от Иордана второй половины колена Манассиина. уделы. См. ком. к 15,1. 17:3–6 Согласно обетованию Божию, дочери могли наследовать удел отца «если у него не было сыновей» ( Чис. 27,3–11 ). 17:12,13 не могли выгнать... изгнать не изгнали их. См. ком. к 15,63; 21,45. 17:14–18 Жалобы потомков Иосифа (ст. 14) и их страх перед хананеями (ст. 16) контрастируют с верой и храбростью Халева (14,6–12). 17 один жребий. Территория колена Манассиина по обе стороны Иордана и удел колена Ефремова фигурируют здесь как «один жребий и один участок» (см. ком. к 15,1). многолюден ... благословил. См. ком. к 8,33. Бог обетовал Аврааму многочисленное потомство ( Быт. 15,5 ). 17 пойди... расчисти себе место. Вера в обетование Божие выражается в смелых и решительных действиях (см. ком. к 1,6.7; 14,12). 17 не останется... Хананеев. Страх сынов Иосифа и их нежелание подчиниться словам Иисуса Навина проистекают из неверия в обетование Божие. 17 сильны. Страхи потомков Иосифа будут рассеяны, когда они вспомнят об обетовании Божием (ср. 1,5). Глава 18 1819,51 Остальные семь колен получили свои наделы в Силоме; город Фамнаф-Сараи перешел в удел Иисусу Навину (19,49.50). 18 Все общество... собралось. См. 8,35 и ком. Силом. Находившийся на землях колена Ефремова (16,6) Силом ранее не фигурировал в библейской истории, но отныне он становится местом, которое изберет Господь, Бог Израиля ( Втор. 12,5.11.18 ; ср. Иер. 7,12 ). Во времена Давида эта роль перейдет к Иерусалиму. О значении Силома в истории Израиля см. 22,12; Суд. 18,31; 21,19 ; 1Цар. 1,3.24; 2,14; 3,21; 4,3; 14,3 ; 3Цар. 2,27; 11,29 ; Пс. 77,60 ; Иер. 7,12.14; 26,6.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком. ведет к жизни. См. 3,18 и ком. 19:24 См. 6,6 и ком. 19 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком. простой. См. 1,4 и ком. 19:26 Описываемая ситуация это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12 ). 19 Лукавый. См. ком. к 6,12. 19:29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено. Глава 20 20:2 См. 16,14. 20:3 См. 15,18; 17,14. 20:4 См. 6,6–11. 20 глубокие воды. См. ком. к 18,4. вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения. 20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей. 20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11. Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец большее счастье для детей, нежели отец богатый. 20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом. 20:10 См. 11,1 и ком. 20 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости. 20:13 См. 6,6–11; 19,15. 20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи. 20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее. 20 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду. за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться. 20:17 См. 9,17. хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды. 20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28–32 ). 20:20 См. Исх. 21,17 . того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

за рекою. См. ком. к ст. 2. в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль ( Иез. 20,7–10; 23,3–8.19–21.27 ). 24 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2,3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8–12). Аморреев. См. ком. к 2,10. я и дом мой. См. 6,24; 7,24; Деян. 16,15 . 24:16–18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17,18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18). 24 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение ( Суд. 2,7.10–13 ; 4Цар. 17,7–23 ; ср. Втор. 31,16 ; Нав. 7,1–26 и ком.; 23,12.13 и ком.; 24,31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22,17 и ком.). святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов ( Лев. 18,3; 20,26 ), может служить Святому Богу ( Лев. 19,2 ). ревнитель. См. Исх. 20,5 и ком. не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество. 24 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: «Ибо вы оставите... и Он наведет». Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор. 31,16–18 . 24 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор служить Господу подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16–18). 24 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком. 24 заключил... завет. Ср. Быт. 15,18 ; Втор. 4,23; 29,1 . постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010