21. Понедельник 6-й седмицы, ваий. Прп. Иакова исп., еп. Прп. Пахомия Нерехтского. Прп. Серафима Вырицкого . Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас тот же – 3, и стихиры преподобного, глас 4-й – 3 (с 21 марта, прп. Иакова исп., еп.). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скверну отмый страстнаго сердца моего...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесных чинов...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (с 8 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 19 марта 2014 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба прп. Серафиму Вырицкому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3609329.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/291 ). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-03/

29. Понедельник 6-й седмицы, ваий. Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих. Прпп. Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских. Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас тот же – 3, и стихиры святых, глас 8-й – 3 (с 29 марта, мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тя молим, Пречистая...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесных чинов…». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с 28 марта). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-11/

9. Понедельник 6-й седмицы, ваий. Мч. Евпсихия. Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 1-й – 3, и стихиры мученика, глас 8-й – 3 (с 9 апреля, мч. Евпсихия). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Помышления нечиста...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесных чинов...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра и мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (с 28 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-22/

Каф. 12-я. Каф. 13, 14, 15-я. – 18, 20-я, – Каф. 18-я. Каф. 16-я, 17-я. – (Каф. 1). 3 .) В 5-ю же неделю Вел. Поста, когда случится Благовещение в четв. этой нед. (и вел. канон чит. во Вт.) на утрени: на часах: 1, 3, 6, 9-м на вечерни: на веч. Каф. 1 Нед. на утр. 2, 3, 17-я. Каф. 4-я, 5-я, 6-я. – 7, 8, 9, 10-я. Каф. 11-я. Каф. 12-я. 13, 14, 15-я. Каф. 16-я. Каф. 19, 20, 1-я. 2, 3, 4, 5-я. Каф. 6, 7, 8-я. 9, 10, 11, 12-я Каф. 13, 14, 15-я. – 19, 20-я, – Каф. 18-я. Каф. 16-я, 17-я. – (Каф. 1). 4 .) На Страстной Неделе (с Лазаревой субб. до Вел. Среды): на утрени: на часах: 1, 3, 6, 9-м на вечерни: на веч. Каф. 1 Нед. на утр. 2, 3-я. Каф. 4-я, 5-я, 6-я. – 7, 8-я. – Каф. 11-я. Каф. 9, 10, 11-я. – 12, 13-я. – Каф. 16-я. Каф. 14, 15, 16-я. – 19, 20-я. – Затем отлагается Псалтирь до Фоминой недели; только в Вел. Субб. на утр. Каф. 17-я, с припевами. б) Чтение пслалмов в) Указание тех особенных стихов из Псалмов, которые поются в церкви, и известны по именем прокимнов, причастных, и проч. При сем не излишним, конечно, будет указать и те стихи Псалмов (весьма редко и других мест Св. Писания), которые поются на вечерни, утрени и литургии, и называются прокимнами (потому, что поются пред чтением «Апостолов» на литургии, а на вечерни – «Паремий», и без них, после «Свете тихий», в Великом же Посту не только прежде, но и после паремий), аллилуиарами, (так, как произносятся при троекратном пении «аллилуиа, (слова, означающего хвалите «Господа!»), пред Евангелием, и причастнами (как поются вовремя причащения священнослужителей на литургии), и др. 1) Прокимны и аллилуиари а) От недели св. Пасхи до недели всех Святых а.) В светлую седмицу на литургии: на вечерни: См. Пн. См. ниже: прок. дневные, на вечерни. б.) С 2-й нед. по Пасхи до 1-й нед. по 50-ц (до нед. всех Святых). 2Нд. Вк. на утрени: на литургии: На вечерни: см. нд. Пасхи, Вк. вечера. 4Нд. Вк. на утрени: на литургии: Ср. на утрени: на литургии: Преполовение 50-цы 5Нд. Вк. на утрени: на литургии: 6Нд. Вк. на утрени: на литургии:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Стих 2: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 3: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижится. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 4: Свидения Твоя уверишася зело:/дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Припев: Молитвами святых Твоих: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Ектения малая. Антифон 3-й Стих 1: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. Стих 2: Предварим лице Его во исповедании,/и во псалмех воскликнем Ему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 3: Яко Бог велий Господь/и Царь велий по всей земли. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 4: Яко в руце Его вси концы земли/и высоты гор Того суть. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 5: Яко Того есть море, и Той сотвори е,/и сушу руце Его создасте. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: По входе же Евангелия поем входное: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. (Тропари и кондаки же поем по уставу) Краткий устав-схема субботней службы (Аще Бог Господь) В пяток вечера Чтец: Приидите, поклонимся: трижды. Предначинательный псалом (см. выше) Великая ектения: Миром Господу помолимся: Господи воззвах: поем во глас Минеи, и поставим стихов 6. (Аще беззакония назриши: ) [Если святой Минеи имеет 6 стихир, то все стихиры – из Минеи. Если же Святому в Минее только 3 стихиры, то поем прежде ему, а затем – из Октоиха, 3 первые стихиры на Господи воззвах:] Слава: Святому, аще есть. И ныне: догматик текущаго гласа. Вход не бывает. Свете тихий: Прокимен дне: Боже, Заступник мой еси Ты,/и милость Твоя предварит мя. Таже Сподоби, Господи: Просительная ектения: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви: Стихиры на стиховне Октоиха, мученичны [помещены в цикле стихир на Господи воззвах: под стихами: Яко у Господа милость Его: Хвалите Господа вси языцы: Яко утвердися милость Его на нас: ] Поются с обычными стихами стиховных стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к тропарям канона Триоди (Креста) – припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней. Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения) . По 3-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...», и икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...»; седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й (по выбору). По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбранной Воеводе...», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель...». На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христов Честный...», «И ныне» – светилен Благовещения (по выбору). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и Благовещения, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником: «Еже от века таинство...», и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Отверзаются царские врата.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди (Креста) на 4 и Благовещения на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к тропарям канона Триоди (Креста) – припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней. Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения) . По 3й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…», и икос, глас тот же: «Три кресты водрузи…»; седален Триоди (Креста), глас 6й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8й (по выбору). По 6й песни – кондак Благовещения, глас 8й: «Взбранной Воеводе…», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель…». На 9й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется). По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христов Честный…», «И ныне» – светилен Благовещения (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3й – 4, и Благовещения, глас 1й и глас 2й – 4 (со славником: «Еже от века таинство…», и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 8й: «Высокомудраго разума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2 . В неделю вечера, т. е. в том случае, если праздник будет в понедельник, Блажен муж – один 1-й антифон. 3 . Во все прочие дни стихословия кафизмы вовсе не бывает. Стихиры на Господи, воззвах праздника на 8. Слава, и ныне – праздника. Вход. Прокимен дня (см., напр., 14 сент. и 6 августа). Если праздник будет в субботу, то в пяток вечера поется прокимен великий, а в субботу вечера прокимен дня: Господь воцарися; между тем, в другое время накануне праздника поется прокимен дня, а в самый праздник, т. е. накануне дня, следующего за праздником, прокимен великий. Паремии праздника 3 с обычными предшествующими им возглашениями. Ектения: Рцем вси…, Сподоби, Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем, – и т. д. На литии литийные стихиры праздника из Минеи. Слава, и ныне – праздника. Или же на Славу особое песнопение, на И ныне также особое (см. 14 сент. и б августа). Обычные литийные молитвы. На стиховне стихиры праздника с их припевами. Слава, и ныне – праздника. После Ныне отпущаеши,.. и трисвятого тропарь праздника 3. Благословение хлебов. Буди имя Господне... 3. Псалом: Благословлю Господа... до «Не лишатся всякого блага» (см., напр., 6-го августа). Иерей: Благословение Господне... Чтение. Напр., 14 сент. читается слово о честном кресте. После Бог Господь, всегда поемого во глас тропаря, тропарь праздника 3. Стихословится рядовая кафизма по указанию 17 гл. Типикона. После малой ектении – седален праздника. Слава, и ныне – праздника. Чтение праздника или же из Толкового Евангелия (см. 14 сент. и 6 авг.). Стихословится рядовая кафизма. После малой ектении седален праздника. Слава, и ныне – праздника. Чтение праздника или же из Толкового Евангелия. Полиелейные псалмы: Хвалите имя Господне... Исповедайтеся Господеви... Величание и избранные стихи из псалмов Давидовых попеременно на оба лика 177 . После малой ектении седален праздника. Слава, и ныне праздника (см., напр., 14 сёнтяб.). Чтение праздника. Степенна 1-й антифон 4 гласа: От юности моея... Прокимен праздника, указанный в Минее и Служебнике, на один глас со степенной, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

14) Иногда бывает один канон, иногда – два (см. 538, 564, 569, 576, 651 стр. печатного оригинала); обыкновенно, полагается «канон молебный Пресвятей Богородице во осмогласнике» (Уст., 9 гл.), за исключением тех дней, в которые этот канон отменяется, при чём в некоторые дни он заменяется другими канонами (см. выше, 7, 14, 15, 17, 32, 510, 528, 534, 540, 544, 545, 549, 562, 564, 569, 583, 591, 636, 688, 689 стр. печатного оригинала). 15) Хотя в Часослове, в последов. Великого повечерия, «Достойно есть» не указано, но Уставом (см. в Уст. 9 сент., 20 дек., пяток 1-й седм. Вел. поста) оно полагается (см. также 651 стр. печатного оригинала). В Страстную седмицу на великом и малом повечериях, вместо «Достойно», поётся ирмос 9-й песни канона (см. в Триоди Пост., Вел. понед. и пяток, и «Служ. Стр. седм.»; см. также выше, 583 стр.; сн. 510 и 651 стр. печатного оригинала). – В вечер двунадесятых праздников, или в навечерие дней, непосредственно следующих за этими праздниками, Уставом не полагается петь на повечерии, вместо «Достойно есть», ирмос 9-й песни праздничного канона (см. Уст., напр., 9 снт., 16 авг.). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е., в навечерие понедельника Святого Духа, поётся на повечерии (см: Уст. веч. 50-цы) канон Святого Духа и «по 9-й песни, вместо Достойно, поем ирмос тойже» (Рук. д.с.п. 1889, 12). 16) Тропарь: «Господи сил» поётся пред стихами 150-го пс., как припев; сперва один лик поёт тропарь, затем другой лик; потом первый лик поёт 1-й стих псалма и тропарь; далее второй лик поёт 2-й стих псалма и тропарь и т.д. После пения всех 5 стихов псалма (6-й его стих присоединяется к 5-му) оба лика поют 1-й стих псалма и тропарь. – Если во вторн., среду, четв., пяток и суб. в Четыредесятницу до субботы Лазаря случится святой с полиелеем, то, вместо «Господи сил», поётся кондак святому. Если в субботу на 3 и 4 седм. случится предпразднство Благовещения, то поётся кондак предпразднства. См. также 564, 569, 583, 591 стр. печатного оригинала. 17) Все эти песнопения читаются только в непраздничные дни (см. об них в 52 гл. Уст.); если случится праздник, то вместо всех этих песнопений читается только один кондак праздника или кондак святого; а если с праздником святого совпадёт предпразднство или попразднство, то, кроме кондака святого, полагается на «Слава» и «И ныне» кондак праздника; в предпразднства и попразднства, случившиеся в непраздничные дни, положен кондак праздника; если «в субботу вечера к недели» совершается великая вечерня отдельно от утрени, то отправляется и малое повечерие, и на нём, «глаголем кондак воскресен» рядового гласа (Часосл., Уст., 52 гл.); см. также 592 стр. печатного оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Хотя с положенными на этой утрени канонами храма и Триоди, по указанию Триоди Постной, стихословятся песни Свящ. Писания «Господеви поем», но Устав предписывает стихословить «Поем Господеви». Канон Триоди имеет и вторую песнь, поемую на 8; с ней второй песни Свящ. Писания (находящейся во Псалтири (Следованной), не глаголем, но припеваем (вместо стихословия второй песни Свящ. Писания): «Преподобнии Отцы, молите Бога о нас...» В сырную неделю (воскресение), равно и во все следующие за тем недели до недели Ваий, всегда, за исключением праздников только с бдением (см. в Уставе храмовые главы, гл. 34 и Марковы главы, 25 марта), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы, и после следующего за великой ектенией возгласа поется на рядовой глас Октоиха «Господи, воззвах» и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» Богородичен (из тех, которые печатаются в книге Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» Богородичен «в тойже глас Минеи» (см. в Триоди Постной, неделя сырная вечера). При пении Богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет «Свете тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вопием», и бывает пение великого прокимна (в недели сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего...»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние...»); за входом (не ектения «Рцем вси...», как на великой вечерне) следует «Сподоби, Господи...» и проч., как на вседневной вечерне. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Устав, неделя Ваий вечера) тропарь «Богородице Деве...» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010