22:2–19 Первое обращение Давида, в котором он назначает иноземных строителей (22,2–4), а также дает поручения Соломону (22,5–16) и вождям Израиля (22,17–19). 22 пришельцев. И Давид, и Соломон нанимали строителей из числа иностранцев ( 2Цар. 20,24 ; 3Цар. 5,13–18; 9,15–23; 11,28 ; 2Пар. 2,2.17.18; 8,7–10 ). 22 железа. Железо, видимо, было частью военной добычи, взятой Давидом у побежденных им филистимлян ( 1Цар. 13,19–22 ). меди. Медь для строительства была получена Давидом в качестве военной добычи. 22 молод и малосилен. Соломон в тот момент не обладал еще опытом, необходимым для того, чтобы взять на себя руководство по подготовке к строительству храма (ср. 29,1 и 2Пар. 13,7 ). заготовил... много. Т.е. Давид обеспечил все, что было необходимо для строительства храма: создал проект, заготовил строительные материалы, назначил строителей и тех, кому предстояло в храме служить, добился политической стабильности и всенародной поддержки. В целом, возведение дома Божиего плод объединенных усилий Давида и Соломона (см. ком. к 22,2 29,20; 2Пар. 2,3–10; 7,10 ). 22:6–10 Летописец отмечает, что Давид осквернил себя кровопролитием и потому не мог непосредственно участвовать в строительстве дома Божиего ( 2Пар. 6,9 ). 22:7.8.10.19 имя... имени. См. ком. к 13,6. 22 покой от всех врагов его... мир и покой. Летописец неоднократно представляет мир и покой Божиим воздаянием народу, хранящему верность Ему (22,18; 2Пар. 14,1.5.6.7; 15,13.15; 20,30; 23,21 ). Благодать мира и покоя распространяется и на восстановленную общину. 22:12–13 соблюди закон Господа... исполнять уставы и законы. См. ком. к 16,40. 22 Будь тверд и мужествен. Наставления Давида Соломону (22,12.13) перекликаются с обращением Бога к Иисусу Навину (ср. 28,20 с Нав. 1,6–9 ). 22:17–19 Летописец отмечает, что успешные войны Давида имели своим результатом политическую стабильность, необходимую для строительства храма (см. ком. к 18,1–20,8). 22 покой. См. ком. к 22,9. 22 взыскать Господа. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 23 2327,34 Сделанные Давидом назначения среди служителей культа (23,2 26,32) и гражданских чиновников (27,1–34) явились не только основой административного устройства Израиля при Соломоне, но и образцом для реорганизации восстановленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17:9 См. 10,12 и ком. 17:10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9,7–9). Эта тема распространена в учительной традиции. 17:11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе ( Рим. 13,1–5 ), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир. 17:18 См. 6,1–3 и ком. 17:21 См. 10,1; 15,20; 17,25. 17:22 См. 14,30; 15,13.30 и ком. 17:23 См. ст. 8 и ком. 17:25 См. ст. 21. 17:27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16,27.28. 17:28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее. Глава 18 18:1 Древнееврейский текст в данном случае труден для перевода. Вторая часть стиха указывает, что недружелюбный человек всегда корыстолюбив. 18:3 Безрассудство и неправедность влекут за собой презрение общества и потерю достоинства. 18 Слова уст человеческих глубокие воды. Эту фразу можно толковать по-разному: или слова обычного человека не бывают до конца ясны, или слова мудреца содержат глубокие мысли. Подобная двойственность смысла могла быть заложена автором в текст преднамеренно, дабы сделать его максимально емким. 18 для души. Т.е. для жизни. 18:9 Греховная природа человека обнаруживается и в том, что ему подчас доставляет удовольствие выслушивать сплетни. 18:10 См. 6,9–11. 18 Имя Господа. Имя не простое обозначение, а отражение всех свойств личности. Имя Божие Господь, Спаситель Своего народа (см. Исх. 3,13–15; 15,1–3 ). праведник... безопасен. Безопасность праведника покоится на его вере в Бога как в Спасителя. 18:12 Данный стих представляет явный контраст ст. 10 (см. Лк. 12,13–21 ; ср. 10,15). Здесь в скрытой форме высказано предостережение от чрезмерных упований на силу богатства. 18:15 Здоровый и сильный дух залог здоровья и силы человека. 18:17 Подарок, о котором идет речь, не обязательно является взяткой (17,8 и ком.). 18:18 Этот стих представляет собой практическую мудрость, данную в качестве совета как искать истину в спорном вопросе. 18 Жребий. См. 16,33 и ком. В ветхозаветные времена для принятия решений иногда бросали жребий, тем самым полагаясь на волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17 чей сын этот юноша? Этот вопрос и ответ на него Авенира звучат, на первый взгляд, странно. Если считать, что события, описываемые в гл. 16, предшествовали изложенным в гл. 17 (а это представляется вполне достоверным, ввиду сообщаемого в 17,15 и 18,2), то этому вопросу можно найти три объяснения. Во-первых, несмотря на то, что имя отца Давида было единожды названо Саулу (16,18), а Давид служил царским телохранителем (16,21), Саул мог быть мало осведомлен о семье Давида. Во-вторых, после того как он обещал столь многое победителю Голиафа (17,25), Саулу, естественно, хотелось знать, из какой семьи происходит его возможный зять и чей дом будет «свободным в Израиле». В-третьих, заинтересованность Саула могла объясняться тем, что ему прежде уже было сказано: «отторг Господь царство... от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (15,28). Т.е. он мог задаться мыслью: уж не этому ли выдающемуся юноше передано его царство? См. 18,8 и ком. Глава 18 18 не позволил ему возвратиться. См. ком. к 17,15. 18 снял Ионафан верхнюю одежду свою. Саул и Ионафан выделялись среди прочих израильтян тем, что только у них двоих имелись мечи и копья (20,31). Передача же Ионафаном своих одежд и оружия Давиду означает не только его доброе отношение к нему, но и то также, что сын Саула видит в Давиде Божиего избранника, которому суждено сменить на престоле его отца (ср. 23,17). 18 ему недостает только царства. Саул чувствует, что Давид и есть тот «ближний», которому Богом передано его царство (см. 15,28 и ком.; 17,55). 18 злой дух. См. ком. к 16,14. 18 потому что Господь был с ним. См. 16,18 и ком. а от Саула отступил. См. 16,14 и ком. 18:13–16 Удаляя от себя и понижая в воинском чине Давида, Саул, по всей видимости, стремился принизить его в глазах народа. Однако замысел Саула привел к противоположному результату: Давид стал ближе к народу, так что «весь Израиль и Иуда» полюбили его, «ибо он выходил и входил пред ними» (т.е. был впереди, когда они шли на битву). 18:17–19 Ввиду того, что Давид стал чрезвычайно популярен у народа, Саул уже не мог более откладывать исполнение обещанного им победителю Голиафа (17,25). Однако Саул выдвигает новое условие: женившись на его дочери, Давид должен был остаться при нем, дабы вести «войны Господни» (ст. 17). Услышав предложение Саула, Давид не дал ему определенного ответа (ст. 18), но не потому, что хотел устраниться от войн Господа, а лишь следуя принятой в такой ситуации манере поведения (ср. 9,21). В последнюю минуту, однако, Саул изменяет свое решение (видимо, под предлогом нерешительности Давида) и отдает Мерову другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос. 2,8.9 ). домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции. 5 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2,23.24). 5 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12,14–17; 16,14.15; а также см. ком. к 23,3). они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос. 1,9 и ком.). 5 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9,3–6). нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28,2–4). 5 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра. 5 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор. 7,13 ). 5 глупый и неразумный. См. Притч. 1,7 . у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис. 6,10 и ком. 5 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38,41 ; Рим. 1,18–20 ). 5 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор. 6,24 ; Пс. 4,6 ). 5 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч. 2,12–19 ). 5 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного. 5 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс. 72,7 ). сирот... нищих. См. Исх. 23,6 ; Втор. 14,29 . Глава 6 6 Вениаминовы. Речь идет о тех, кто населял землю, граничившую с Иерусалимом с севера, хотя обычно эта часть южного царства называлась Иудеей. в Фекое. Город в Иудее, родина пророка Амоса (см. Ам. 1,1 ). в Бефкареме. Неизвестно, где в Иудее находилась местность с таким названием. от севера. См. 1,14 и ком. 6 дочь Сиона, красивую и изнеженную. См. 2,2 и ком.; Ис. 3,16–26 ; Ам. 4,1 . 6 Пастухи со своими стадами. Т.е. неприятельские войска (ср. 4,15). 6:4–5 вставайте. Те же слова произносили израильтяне, отправляясь на поклонение в Иерусалим (31,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 в Лахис. Лахис крупный город в Иудее, располагавшийся в двадцати четырех километрах к западу от Хеврона. 14 которому было шестнадцать лет. Азария, вероятно, стал царем еще во время пленения его отца, поэтому периоды их царствования частично совмещаются (см. ком. к ст. 17). 14 Елаф. Морской порт в заливе Акаба ( 3Цар. 9,26–28 ). 14 В пятнадцатый год Амасии. Т.е. в 782 г. до Р.Х. Иеровоам. См. 3Цар. 11,26–14,19 . царствовал сорок один год. Т.е. с 793 по 753 г. до Р.Х. Первые одиннадцать лет царствования Иеровоам II, видимо, являлся соправителем своего отца Иоаса (см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 14 не отступал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . В политическом и экономическом аспектах царствование Иеровоама II было самым благополучным за всю историю северного царства (ст. 25). Иеровоам сумел заставить сирийцев отступить от Дамаска в центральную Сирию и распространил владения Израиля до Мертвого моря. 14 от входа в Емаф. Город на севере израильских владений ( Чис. 13,22 ; 3Цар. 8,65 ). до моря пустыни. Очевидно, до Мертвого моря ( Нав. 3,16; 12,3 ). Иеровоам расширил территорию Израиля не только на север, но и на юг по восточному берегу Иордана (в землях аммонеев и моавитян). Иеровоам II, таким образом, владычествовал над территорией, значительно большей, чем кто-либо из прежних царей (ср. Ам. 6,13.14 ). чрез... Иону, сына Амафиина. См.: Книга пророка Ионы. Введение. из Гафхефера. Гафхефер (Геф-Хефер) находился в двадцати двух километрах к западу от южной оконечности Галилейского моря ( Нав. 19,13 ). 14 ни заключенного, ни оставшегося. См. 3Цар. 14,10 . 14 Дамаск. Столица Сирии. Емаф. См. ком. к ст. 25. принадлежавший Иуде. Давид и Соломон, контролировавшие Дамаск и Емаф, принадлежали к колену Иудину ( 2Цар. 8,6 ; 3Цар. 8,65 ; 2Пар. 8,3 ). в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 И воцарился Захария. См. 15,8–12. Глава 15 15 В двадцать седьмой год Иеровоама. Т.е. в 767 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10:28–29 Остальные из возобновивших завет называются не по именам, а в составе соответствующих общественных групп. 10 вступили в обязательство с клятвою и проклятием. То, что клятва произносится народом, указывает на отличие Моисеева завета от завета, заключенного с Авраамом, при котором клятвенные обещания давал Бог (9,15; ком. к Езд. 10,5 ). по закону Божию. См. ком. к 8,1. 10:30–39 Излагаются условия, соблюдение которых со стороны Израиля необходимо для сохранения завета. 10 не отдавать дочерей своих. См. Исх. 34,15.16 ; Втор. 7,3.4 . Браки с выходцами из не знавших завета народов на всем протяжении истории Израиля представляли собой серьезную проблему (ком. к Езд. 4,3 ). 10 в субботу. См. Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 , а также ком. к 9,14. в седьмой год. См. Исх. 23,10.11 ; Лев. 25,1–7 . 10 по трети сикля. Исх. 30,13.14 предписывает давать на нужды храма по половине сикля в год; разница, по всей вероятности, объясняется тем, что при персидском владычестве действовала иная денежная система. 10 хлебы. См. Лев. 24,5.6 . предложения. См. Лев., гл. 1–7. 10:34–36 Излагаются обязательства священников и левитов. 10 начатки. См. Втор. 26,1–11 . 10 первенцев. См. Исх. 22,29.30 . 10:37–39 Заканчивается перечисление обязательств, возлагаемых на весь народ. 10 десятину. См. Лев. 27,30–33 . 10 не оставим дома Бога нашего. Восстановление дома Божиего одна из основных тем Ездры-Неемии. Глава 11 1112,47 Иерусалим вновь заселен жителями окрестных городов (11,1–36), стены города освящены (12,27–43). В 12,1–26 перечень священников и левитов приводится для того, чтобы показать, то те, кто производил освящение стен, имел право это делать. Согласно требованию закона, Израиль предпринимает меры по снабжению священников и левитов всем необходимым (12,44–47). 11 бросили жребии. См. 10,30–39 (ср. ст. 34). одна из десяти частей. Заселение Иерусалима десятой частью народа первый шаг в деле попечения о доме Божием. святой город. Это словосочетание, помимо данного места, встречается только в 11,18; Ис. 48,2; 52,1 . Святость имеет свойство распространяться от святых сосудов ( Езд. 1,7 ; ср. 8,28) на священников ( Езд. 8,28 ), на народ ( Езд. 9,2 ), на место святыни или святилище ( Езд. 9,8 ), на ворота (3,1), на субботу (9,14) таким образом, что в конце концов весь город оказывается святым, т.е. тем «домом Божиим», который повелел построить Бог ( Езд. 1,2 и ком.). Теперь, когда возведение «дома Божиего» завершено, можно приступать к освящению стен (12,27–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 Любящих меня я люблю. Мудрость сокрыта от неразумных (1,28.29) и опекает тех, кто предан ей (4,6.8.9). ищущие меня найдут меня. См. 2,4.5; 3,13–15. Эти слова предполагают связь между премудростью и милостью Божией (ср. Ис. 55,6 ), и потому не случайно, что их произносит Иисус ( Мф. 7,7 ). 8 богатство и слава. См. 3,2.16. Начало правления Соломона является примером тех благ, которые приносит мудрость ( 3Цар. 10,1–9 ). правда. Значение соответствующего древнееврейского слова не ограничивается одной лишь нравственностью, а подразумевает верность Божиему закону в широком смысле, имея в виду надлежащие отношения между Богом, людьми и всем тварным миром. 8:19 См. ком. к ст. 10,11. 8 правды. См. ком. к ст. 18. правосудия. В данном случае это слово синоним слова «праведность» (см. 1,3 и ком.). 8:21 См. ст. 18 и ком. 8:22–31 В этой части главы, по форме напоминающей гимн, говорится о мудрости как о сущности мироздания. Такая точка зрения отнюдь не отрицает историю завета и божественного спасения Израиля, поскольку сами мудрецы хранят верность завету. 8 Господь. См. ком. к 1,7. Завет с Израилем развивает обетования Божий, данные еще в раю. имел меня началом. Эти слова не приписывают премудрости самостоятельной божественной сущности, ибо она является одним из свойств Бога. прежде созданий. Премудрость есть первоначальная воля Божия ( Еф. 1,11 ), Его предвечный промысел, устанавливающий все существующее и определяющий ход истории. искони. Иными словами, премудрость предшествует самооткровению Божиему в завете и обетовании спасения. 8:23 Премудрость предшествует сотворению мира. 8:24–29 Мудрость, открывающая человеку знание о мире, основывается на данной ему Богом власти над всем творением ( Быт. 1,26–28 ; 3Цар. 4,29.33 ). Мудрость невозможна без понимания тварного мира, который дается в откровении (страх Господень: 1,7; 9,10). 8 Я родилась. Промысел Божий предшествует Его деяниям. Здесь эти слова являются поэтическим выражением, а не указанием на явление нового божественного существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 не будет дождя... повелю саранче... пошлю моровую язву. Бог отвечает на просьбы Соломона, о которых говорилось в 6,26–31. 7:14 Бог обещал Своему народу облегчение тягот, постигших его в наказание за беззаконие, в случае, если тот с молитвой и смирением обратится к Нему. Многие исторические события времен как разделенного, так и воссоединенного царства подтверждают этот принцип (см. ком. к 12,6; 13,14; 14,8–15; 18,31.32; 20,5–17; 30,18–20; 32,20–22; 33,12.13). смирится. «Смирение» означает состояние раскаяния и признание своей полной зависимости от Бога (12,6.7.12; 30,11; 33,12.19.23; 34,27; 36,12). будут молиться. Т.е. взывать к Богу о помощи во время нужды (6,19.21.24.26.32.34.38; 32,20.24; 33,13). взыщут. Т.е. станут чистосердечно и всей душой почитать Бога и искать Его (11,16; 15,4.15; 20,4; 1Пар. 16,10.11 ). обратятся. Т.е. отвратятся от греха и беззакония к послушанию (6,24.26.37.38; 15,4; 24,19;30,6.9; 36,13). 7:16.20 именем... имя... имени. См. ком. к 1Пар. 13,6 . 7:17–22 Обетование вечного царствования рода Давидова служило залогом надежд читателей на восстановление трона Давида в их дни. Хотя род Давидов ни при каких условиях не мог быть отвержен от престола, перед народом, тем не менее, всегда стояла угроза наказания и изгнания (см. ком. к 1Пар. 17,7–14;28,9 ). Глава 8 8:1–16 Летописец повествует о строительстве Соломоном городов и о назначениях для служения в храме, следуя 3Цар. 9,10–28 . 8 которые дал Соломону Хирам. Соломон сначала отдал эти города Хираму, который позже возвратил их ему ( 3Цар. 9,10–14 ). Летописец не упоминает эту подробность, поскольку главное для него осуществленные царем строительные замыслы. 8 сделал Соломон оброчными. См. ком. к 1Пар. 22,2 . до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,43 . 8 перевел... из города... ибо свят он. Книга Царств также сообщает о том, что Соломон переселил из Иерусалима свою жену-египтянку ( 3Цар. 9,24 ), не объясняя, однако, какими соображениями он при этом руководствовался. Летописец же отмечает, что язычнице нельзя жить во дворце, поскольку он, как и весь город, был освящен присутствием в храме ковчега. В отличие от 3Цар. 11,1–13 и Неем. 13,26.27 , во Второй книге Паралипоменон не содержится отрицательной оценки браков Соломона с иноплеменницами (см. ком. к 1,1 9,31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26:29–32 Судебно-административные функции левитов были определены законом Моисеевым ( Втор. 17,8–13 ; см. также ком. к 2Пар. 17,7.8 и 19,5–11). Глава 27 27:1–34 В данной главе летописец обращается к назначению Давидом военачальников (27,1–15), начальников над коленами Израилевыми (27,16–24), начальников отделов государственного хозяйственного управления (управляющих имением, 27,25–31) и царских советников (27,32–34). Забота Давида о всестороннем устройстве жизни государства явилась начальным вкладом в осуществленное Соломоном строительство храма (см. ком. к 22,5). 27 приходя и отходя каждый месяц. В организации воинской службы существовало чередование (ротация) обязанностей подобно тому, как это было в организации служения священников (см. ком. к 24,7–18). 27:2–15 двадцать четыре тысячи. См. ком. к 12,23–37. Из названных здесь начальников многие фигурируют в 11,11–47 (ср. 2Цар. 23,8–39 ). 27:16–22 над коленами Израилевыми... вожди колен Израилевых. По непонятным причинам летописец не упоминает колена Гада и Асира. 27:23–24 В этих стихах имеется в виду осуществленная Давидом перепись, о которой говорится в 21,1 22,1 (см. 2Цар. 24 ). Поскольку перепись оказалась неугодна Богу, ее результаты не были вписаны в официальную летопись. 27:25–31 Этот, по всей видимости, далеко не полный перечень приводится летописцем с целью показать, какие несметные богатства собрал Давид в процессе приготовлений к строительству храма (см. ком. к 22,5). 27:32–34 Приводя перечень ближайших советников Давида (ср. 18,14–17), летописец стремится показать, как хорошо было организовано управление государством, перешедшим Соломону от отца. Израиль: география. Глава 28 2829,20 Летописец переходит к последнему обращению Давида к Соломону и вождям Израиля. Давид дает поручения присутствующим (28,1–21), сообщает о даровании им сокровищ для храма и подвигает на пожертвования вождей народа (29,1–9), а в завершение обращается к Богу с молитвой благодарения и ходатайством о Соломоне (см. ком. к 22,2 29,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 от руки Давида и слуг его. Давид не только присутствовал при поединках, но и сам сражался с Иесвием (ст. 16,17). Глава 23 23:1–7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь. 23 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида. изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24,3.4 ; 4Цар. 9,25.26 ). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян. 2,31 ). певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов «возлюбленного Защитника Израилева». 23 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар. 28,11.12 ; Мф. 22,43 ; Деян. 1,16 . О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар. 16,13 . 23 скала. См. ком. к 22,3. владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар. 12,14 и ком. 23 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс. 71 . 23 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7,11–16; 2Пар. 13,5; 21,7 ; Пс. 88,3.4.28.29 ; Ис. 55,3 ; Иез. 37,25.26 ). 23 нечестивые. См. ком. к 1Цар. 2,12 . Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида. 23:8–39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21,15–22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8–12 и 13–17), также Авесса (ст. 18,19), Ванея (ст. 20–23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24–39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар. 11,10–47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010