31 город. Т.е. Иерусалим. от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар. 26,9 ; Зах. 14,10.11 ). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета. 31 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3 ; Зах. 1,16; 2,1 . до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно. 31 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33). конских ворот. См. Нав. 3,28 . Глава 32 32 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная Глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21,3–7; 34,1–7;37,3–8.17–20; 38,14–28). 32 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1,1). по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31,11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным. 32 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило. 32 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29,14 и ком.; 31,38.40). 32 чудеса и знамения. См. Исх. 7,3 . между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество. 32:21 Ср. Втор. 26,8 . См. также ст. 20; Исх. 15,14–16 . 32 сожгут. См. 21,10; 34,2; 37,8. на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1,16; 7,18; 19,13, а также Втор. 31,29 ). 32 с раннего утра. См. 7,13. не хотели принять наставления. См. 2,30; 5,3; 7,24; 11,8. 32 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49,1.3; Лев. 18,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 я оказал бы ему милость ради Ионафана. О завете между Давидом и Ионафаном см. 1Цар.18,4;20,15 и ком. 9 Сива. См. 16,1–4; 19,17–30. 9 в доме Махира, сына Аммиэлова. См. 17,27. По всей видимости, он был богат и пользовался уважением среди соплеменников, ибо, скорее всего, только такой человек мог оказывать гостеприимство потомку первого израильского царя. Другой Махир, сын Манассии, согласно Нав. 17,1 , был прародителем жителей Галаада. в Лодеваре. Этот город предположительно находился в Галааде, приблизительно в шестнадцати километрах севернее Маханаима. В течение недолгого времени он являлся столицей заиорданских владений Иевосфея (см. ком. к 2,8). 9 Мемфивосфей. См. ком. к 4,4. 9 возвращу тебе все поля Саула, отца твоего. «Ради Ионафана» Давид возвращает Мемфивосфею как его наследственную собственность (возможно, даже с избытком; см. ком. к ст. 10), так и причитающиеся ему почести. ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. Давид не только возвращает Мемфивосфею наследственную собственность, но и отводит ему почетное место за своим столом (ср. 4Цар. 25,29 ). Иногда высказывается предположение, что Давид делает это, преследуя свои цели, ибо, столуясь вместе с царем, Мемфивосфей всегда находился бы под его наблюдением. Но в силу целого ряда причин такое предположение кажется несостоятельным: во-первых, в тексте не содержится никаких указаний, которые можно было бы истолковать в его пользу; во-вторых, маловероятно, чтобы Давид мог рассматривать Мемфивосфея в его тогдашнем положении в качестве претендента на престол; и, в-третьих, по своему собственному опыту Давид знал, что присутствие претендента на престол при царском дворе ни в коем случае не идет на пользу царю. 9 мертвого пса. См. ком. к 1Цар. 24,14 . 9 пятнадцать сыновей и двадцать рабов. Столь большое число людей, назначенных обрабатывать возвращенные Мемфивосфею поля, дает основание предположить, что Давид передал ему земли больше, чем в свое время принадлежало его отцу Саулу. 9 малолетний сын, по имени Миха. См. 1Пар. 8,34.35; 9,40.41 . Упоминание о сыне Мемфивосфея призвано, видимо, подчеркнуть, что «ради Ионафана» (ст. 1) Давид обратил свою милость не только на сына своего покойного друга, но и на его внука. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

27 открытое обличение. Т.е. слова, направляющие человека ко благу и, таким образом, целительные для него. скрытая любовь. Такой любви, несмотря на ее искренность, не хватает нравственной силы, чтобы открыто высказать упрек. 27 укоризны от любящего. Смысл этих слов тот же, что и «открытое обличение» в ст. 5. поцелуи. В отличие от ст. 5, эта любовь не является искренной. 27:7 См. 25,16.17.27 и ком. Имеется в виду не только пища, но и все, что желает человек. 27:10 Человек должен заботиться о своих взаимоотношениях не только с родными, но и с другими людьми, ибо может случиться так, что ему придется искать у них помощи. 27:11 См. 10,1. 27 Благоразумный. См. 1,4; 12,16 и ком. неопытные. См. ком. к 1,4. Этот стих показывает преимущества тех, кто научился мудрости. 27:13 См. 20,16 и ком. 27:14 См. 26,18.19.24.26. Возможно, эти слова относятся к лживым и неуместным заверениям в дружбе, которые прикрывают недобрые намерения. 27:17 Вероятно, здесь речь идет о взаиморазвивающем и обогащающем влиянии друзей. 27:18 См. 22,29. Прилежный труд и верная служба вознаграждаются. 27:19 Немногословие древнееврейского текста оставляет перевод и истолкование этого стиха открытыми для разного рода предположений. Если дословно принять перевод NIV («Как вода отражает лицо, так сердце отражает человека»), смысл стиха можно понять так, что, глядя на других людей, мы видим отражение самих себя. Другой возможный смысл стиха заключается в том, что наши мысли (поскольку они находят выражение в поступках) отражают наш характер. 27 Преисподняя и Аваддон. См. ком. к 15,11. 27:21 Ср. 17,3. Похвала испытание для человека, испытание его способности не впасть в гордыню. Глава 28 28:1 По сравнению с предшествующими, эта Глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

42 Иакова на разорение и Израиля. Намек на уже состоявшийся разгром ассирийцами Израильского царства (в 722 г. до Р.Х.) и предстоящее падение царства Иудейского от вавилонского нашествия в 586 г. до Р.Х. 42 ярость гнева. См. ком. к 10,5. войны. Господь Воинств является Своему народу, обрекая Самарию и Иудею на опустошительное нашествие ассирийцев и вавилонян. Глава 43 43:1 Исаия передает слова Самого Господа, напоминая о Божественном происхождении обетовании (ст. 14,16; 44,2.6.24; 45,1.11.14.18; 48,17; 49,7.8; 49,25; 50,1; 52,3; 56,1.4; 65,8; 66,1.12). назвал... по имени. «Назвать по имени» очень хорошо знать, т.е. знать саму сущность. Мой. Народ Иакова и Израиля является народом Божиим ( Исх. 19,5.6 ). 43 воды... огонь. Господь говорит о бедствиях, пройдя через которые Его народ обретет спасение ( Пс. 65,6.12 ). 43 Я Господь. См. ком. к 41,4. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. в выкуп за тебя. Господь позволил персам, которые отпустили народ иудейский из плена, завоевать Египет с провинциями и зависимыми территориями (Эфиопия и Савея). Это произойдет после смерти персидского царя Кира, при его преемнике Камбизе в 526 г. до Р.Х. 43 дорог... многоценен. Народ Иакова и Израиля возвышается над другими народами как избранник Божий (45,4; 49,5; 54,12; Втор. 7,6–8 ; Исх. 19,5 ). Я возлюбил тебя. См. 54,10; 63,9; Ис. 19,4 . 43 Северу... югу. Так же, как «восток» и «запад» в ст. 5, эти слова подразумевают все области земли, где только могут оказаться дети Божий во времена плена и рассеяния. 43 слепой... глухой. См. ком. к 29,18; 42,18. Израилю суждено исполнить реченное Богом через его пророков, невзирая на его духовную слепоту и глухоту. 43 что было от начала. Народы отвратились от истины и исказили ее, они уже «не помнят», что было «от начала», а в начале «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» ( Еккл. 7,29 ). 43 раб Мой. Мессия. это Я. Мессия и народ Божий знали и верили, что не было, нет и не будет иного Бога, кроме Единого, Который открыл Себя как извечно Сущего ( Исх. 3,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа ( Ис. 53,12 ; Рим. 8,34 ). 20 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16,2; 20,1.2 и ком.). Глава 21 21:1–7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11,27–32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1 2; 17,1–6.15–16; 18,1–15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17,16) и обрезав его (ст. 4,5; 17,9–14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6,7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа ( Ис. 9,6 ; Лк. 2,10.11 ). 21 призрел. Букв.: «посетил». Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50,24. 21 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17,17.24; 18,11–14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом. 21 обрезал. См. 17,9–12 и ком. 21 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости. 21:8–11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов «смех» и «насмехается» и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14). 21 насмехается. См. ком. к 21,6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины ( Гал. 4,29 ). 21 выгони. Т.е. «лиши прав наследования» (25,5.6). 21 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16,6 и ком.; 17,18). 21 в Исааке наречется тебе семя. Божий обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское ( Рим. 9,7.8 ). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17,7 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

слуг господина твоего. Ср. «люди Иоавовы», ст. 7. 20 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к 1Цар. 30,14 . все храбрые. По всей вероятности, имеются в виду люди, перечисленные в 23,8–39. 20 близ большого камня. Возможно, это был один из общеизвестных ориентиров, о которых неоднократно упоминается в книгах Царств (ср. 15,17.23; 1Цар. 19,22; 20,19 ). «Большой камень» мог, кроме того, служить алтарем (ср. 1Цар. 14,33 ), а некоторые исследователи даже отождествляют его с главным жертвенником Гаваона ( 3Цар. 3,4 ). у Гаваона. См. ком. к 2,12. 20 взял... Амессая за бороду. Этот жест, как предваряющий поцелуй, был естественной частью приветственного ритуала и потому не мог ни у кого вызвать подозрений. 20 меча, бывшего в руке Иоава. Иоаву уже, по крайней мере, во второй раз (3,27) удается, застав врасплох, убить своего соперника. 20 тот, кто предан Иоаву и кто за Давида. Из данных слов можно сделать два вывода: 1) Иоав все еще мог полагаться на преданность части воинов, несмотря даже на то, что был изгнан Давидом (19,13); 2) преданность Амессая Давиду не была абсолютной (см. ком. к ст. 5). 20 до Авела-Беф-Мааха. Данное поселение упоминается также в 3Цар. 15,20 ; 4Цар. 15,29 . Относительно царства Маахи см. 10,6 и ком. Авел обычно отождествляется с селением в девятнадцати километрах к северу от озера Мером и в четырех километрах к западу от Дана. Берим. Поскольку данное название больше нигде не встречается, некоторые исследователи предлагают, что это Бихри (ср. «Савей, сын Бихри», ст. 1). 20 умная женщина. См. 14,2. 20 город, и притом мать городов в Израиле. В древнееврейском сознании город представлялся в образе матери его обитателей. Данное выражение, другой вариант перевода которого звучит как «город и мать в Израиле», может указывать также и на «умную женщину», которую, как Девору в Суд. 5,7 , можно назвать «матерью Израиля». наследие Господне. Иными словами, Израиль его земля и его народ, как весь в целом, так и часть его (14,16; 21,3; 1Цар. 10,1 и ком.; 26,19). 20 с горы Ефремовой. Данное выражение можно понимать двояко: либо некая местность с таким названием входила в земли Вениамина, либо Савей, родом вениамитянин (ст. 1), жил во владениях колена Ефремова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9:4–6 Происхождение переселенцев из числа потомков Иуды прослежено до его сыновей (см. ком. к 2,3–9): Фареса (9,4), Силома (9,5), если предположить, что «Шилон искаженное написание имени «Силом», ср. 2,3; 4,21–23 и Чис. 26,20 ) и Зары (9,6). 9:7–9 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,7–9 . 9:10–13 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,10–14 . 9 начальствующий в доме Божием. Родословие первосвященников ранее уже было прослежено летописцем (ср. 6,12–15). 9:14–16 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,15–18 . 9:15–16 сын Асафа... сын Идифуна. Названные левиты были начальствующими над певцами (6,39; 16,41). 9 в селениях Нетофафских. Нетофаф город поблизости от Вифлеема ( Неем. 7,26; 12,28 ). 9:17–21 Неем. 11,19. См. также перечень привратников в 26,1–19. Здесь же названы поколения привратников вплоть до времен Давида (ср. 26,2–14). 9:22–27 были на страже у ворот. Летописец рассказывает о распределении обязанностей между привратниками. Для скинии Давида требовалось по двадцать четыре привратника в каждую из трех, дежуривших в течение суток, смен. Дежурство между привратниками распределялось по жребию (26,12–18). 9:28–34 На левитов был возложен целый ряд обязанностей по обеспечению храмового богослужения. Освобождены от них были только музыканты-певцы (см. ком. к 15,16–24). 1Пар. 9,35 2Пар. 9,3 . Объединенное царство. Определив посредством родословных перечней, кого следует считать представителями народа Божиего, а также описав его племенное устройство и то, какие земли он населял, летописец переходит к повествованию об объединенном царстве. Рассказав о Сауле (9,35 –10,14), он сосредоточивается на царствованиях Давида (11,1 29,30) и Соломона ( 2Пар. 1,1–9,31 ). 910,14 В отличие от книг Царств, подробно повествующих о возвышении и падении Саула, летописец ограничивается пересказом его родословия (9,35–44) и сообщением о том, как власть от Саула перешла к Давиду (10,1–14). 9:35–44 См. ком. к 8,29–40. 9 Мериббаал. Мериб-Баал. Древнееврейский (масоретский) текст содержит иное написание этого имени Мерибаал (Мериб-Баал, см. ком. к 8,34). Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 не искоренишь потомства моего. См. 20,14.15. Глава 25 25 И умер Самуил. Смерть Самуила знаменует собой конец целой эпохи в истории Израиля. все Израильтяне, и плакали по нем. Эти слова подчеркивают то значение, какое имело для Израиля служение Самуила. Ср. оплакивание Иакова ( Быт. 50,3.10 ), Аарона ( Чис. 20,29 ) и Моисея ( Втор. 34,8 ). в Раме. См. ком. к 1,1; 9,6. 25 в Маоне. См. ком. к 23,24. на Кармиле. В этой местности Саул в свое время воздвиг себе памятник (см. ком. к 15,12). 25 Навал. Авигея утверждает, что это имя означает «безумный» (ст. 25). Однако представляется маловероятным, чтобы родители назвали так ребенка. Вероятнее всего, имя этого человека звучало несколько иначе, Авигея же, желая унизить мужа, намеренно исказила его так, чтобы сделать похожим на слово «безумный». Авигея. Имя Авигея в переводе означает «отец мой ликует». из рода Халева. См. Нав. 14,13;15,13 . 25 сыну твоему Давиду. Ср. обращение Давида к Саулу «Отец мой» в 24,12. 25 но он обошелся... грубо. Букв.: «пронзительно кричал» или «бросался». Оскорбив посланных Давидом слуг, Навал тем самым продемонстрировал свою нечестивость. Этот же оборот встречается в словах Самуила (15,19), укоряющего Саула за то, что он «бросился» на имущество амаликитян (ср. 14,32). 25 они были для нас оградою. Люди Давида не только не наносили ущерба имуществу Навала (ст. 7), но и охраняли принадлежавшие ему стада и пастухов (ст. 21). 25 А мужу своему Навалу ничего не сказала. В свете неблагодарных и недальновидных поступков Навала не вызывает удивления тот факт, что Авигея не известила мужа о своем намерении встретиться с Давидом (ст. 17). См. сходный поступок Ионафана (14,1). Проявив исключительную проницательность, Авигея признает в Давиде избранника Господнего (см. ст. 28 и ком.). Ее решение пойти против воли мужа подпадает под сказанное в Деян. 5,29 о том, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». 25 пала пред Давидом на лице свое. Авигея склоняется перед Давидом так же, как он сам прежде склонялся пред Саулом (24,9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 третью часть. Тактический военный прием (см. 1Цар. 11,11 ). Авессы. См. ком. к 2,18. Еффея. См. 15,19–22. 18 не ходи. Военачальники Давида разделяли высказанное ранее Ахитофелом мнение о том, что гибель царя неизбежно обрекает войско на поражение (17,2.3). 18 у ворот. Т.е. у ворот Маханаима (17,24.27). См. ком. к 19,8. 18 в лесу Ефремовом. Земли колена Ефремова располагались к западу от Иордана, однако настоящий контекст предполагает, что «лес Ефремов» находился за Иорданом, вероятно, в окрестностях Маханаима. Ефремляне могли распространить свои владения на восточный берег Иордана благодаря войнам. 18 и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день. Другие примеры того, как сама природа оказывалась на стороне тех, кому в битве сопутствовал Господь: Нав. 10,11–14 ; Суд. 5,20.21 ; ср. 5,24; 22,8–16; 1Цар. 2,10; 7,10; 12,17.18; 14,15 . 18 он был на муле. Мул являлся традиционным средством передвижения членов царского рода (13,29; 3Цар. 1,33 ). Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба. См. ком. к 14,25.26. Не столь важно, каким именно образом случилось так, что Авессалом оказался висящим «между небом и землей», важнее в данной связи тот факт, что, согласно Втор. 21,23 , «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». 18 я дал бы тебе. Эти слова Иоава можно понимать либо как сожаление об упущенной возможности убить Авессалома, беспомощно висящего на дереве, либо как предложение вознаградить собеседника, если тот теперь пойдет и убьет его. В любом случае ясно, что Иоав с легкостью готов преступить запрет Давида (ст. 5). 18:12–13 Очевидно, что человек, видевший Авессалома, не разделяет отношения Иоава к приказу Давида, закономерно заключая, что если он и убьет Авессалома, то вся тяжесть вины падет именно на него, а Иоав останется в стороне. 18 И затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар. 13,3 . 18 огромную кучу камней. Обычай погребения недругов и преступников ( Нав. 7,26; 8,29 ). 18 поставил себе памятник. Ср. поступок Саула в 1Цар. 15,12 . Повествователь с горькой иронией упоминает о памятнике, воздвигнутом для себя Авессаломом, противопоставляя ему могилу под «огромной кучей камней» (ст. 17). Уже видя себя царем Израиля, Авессалом при жизни воздвиг в свою честь памятную стеллу; но в памяти поколений он остался как изменник, чьей могилой стала груда камней. Упомянутый в данном стихе «памятник Авессалома» не следует путать с сохранившейся до наших дней позднеантичной «гробницей Авессалома» в долине Кедрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:1–7 Ср. отличные отданного перечни в 7,6–12; Быт. 46,21.22 ; Чис. 26,38–41 . 8:8–13 в земле Моавитской. О живших в ней израильтянах см. Руфь 1,1.2 и 1Цар. 22,3–5 . 8:29–40 В этом перечне, который, в основном, повторяется в 9,35–44, потомки Вениамина, жившие в Гаваоне, прослежены до Саула (8,33) и на много поколений после него. 8 родил... Ешбаала. Ешбаал («человек Ваала») очевидно, первоначальное имя человека, который фигурирует и под другими именами: Иессуи («человек Господа»; 1Цар. 14,49 ) и Иевосфей («человек позора»; 2Цар. 2,8 ). 8 Мериббаал. Это первоначальное имя Мемфивосфея («из уст стыда»). Сначала оно, возможно, писалось как Мерибаал (см. ком. к 9,40; «герой Ваала» или «возлюбленный Ваалом»), но позже было изменено на Мериббаал, означающее, предположительно, «противник Ваала» (см. 2Цар. 4,4 ). Глава 9 9 все Израильтяне. Летописец подводит итог обзору колен Израилевых, рассматривая всех их представителей в качестве единого народа (см. ком. к 11,1; 2Пар. 10,1; 29,24 ). 9:2–34 Первые жители... во владениях своих. В данном перечне названы представители народа Израильского, первыми переселившиеся из Вавилона на родину. Ср. Неем. 11 . Этот отрывок делится на пять частей: Введение (9,2.3), перечни потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9), священников (9,10–13) и левитов (9,14–34). 9:1–2 переселены... жили во владениях своих. Летописец упоминает вавилонский плен и возвращение из него. 9 во владениях своих, по городам Израильским. Т.е. переселенцы поселились во владениях, по праву им принадлежащих. Израильтяне, священники, левиты и нефинеи. Следующий далее перечень (9,4–34) включает в себя названные здесь категории, за исключением нефинеев (служителей при храме). Они, по всей видимости, были иноземцами, в свое время слившимися с левитами (см. Нав. 9,23 ; Езд. 8,20 ). 9:3–4 Летописец перечисляет некоторых видных представителей колен Иудина и Вениаминова, вошедших в число переселенцев. 9 из сынов Иудиных... Вениаминовых... Ефремовых... Манассииных. Летописец перечисляет возвратившихся из плена потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9) и ничего далее не уточняет о Ефреме и Манассии. Объясняется это тем, что Езекия осуществил объединение северного и южного царств (см. ком. к 2Пар. 29,1 36,23). До того были уведены в плен и затем отпущены представители всех колен Израилевых, населявших оба царства. Поэтому летописец и посчитал необходимым упомянуть в числе обратных переселенцев потомков Ефрема и Манассии. Но поскольку Иуда и Вениамин представляли собой южное царство, откуда происходил род Давида и где находился храм, им, как и прежде, уделено большее внимание (9,4–9; ком. к 2,3–9,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010