По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. Ин. 8:34 и прим.; 1 Ин. 3:8; Рим. 6:16).    20Ибо если, избегнув скверн миро чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 20Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.    20—22. Ибо если... опять запутываются и проч.: «этими словами (апостол) подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия впадают в зло, худшее прежнего» (Феофилакт).— Опять запутываются: о ком речь здесь и далее? О лжеучителях обольщающих или о обольщаемых ими? — Кажется, и о тех, и о других, почему и речь о них не вполне определительная. — Избегнув скверн мира: всего того, что марает, грязнит и оскверняет христианина, всяческих грехов и беззаконий.— Чрез познание Господа и проч.: см. прим. к 1, 2, 3, 8, 3,18. Разумеется живое познание, приобретаемое верою с чистым разумением. — Опять запутываются: слово употребляется о тех птицах или животных, которые запутываются в сетях или силках, когда их ловят. Апостол Павел (2 Тим. 2:4) употребляет его относительно тех, кто запутывается в торговых делах в то время, как его прямые обязанности требуют того, чтобы он был свободен для другой службы. — Побеждаются ими: опять попадают в рабство греха и сатаны, из которого только что было освободились. — Последнее бывает и проч.: это, по-видимому, было приточным изречением (ср.: Мф. 12:45; 27, 64; Лк. 11:26). В данном изречении под первым разумеется прежнее их состояние до их обращения, под последним — позднейшее их состояние, в котором они очутились после своего отпадения; это последнее состояние есть состояние уже полнейшего всецелого рабства тлению (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Контекст Евангельского отрывка Ин.1:31–33 в котором Предтеча Господень Иоанн говорит о том, как он узнал явленного Мессию также показывает, что пророк знал о грядущем Христе и проповедовал о Нем, однако не знал (οκ δειν – плюсквамперфект от οδα ) Его лично. Непосредственное узнавание Мессии происходит в момент Крещения Господня, когда Иоанн Креститель воочию увидел (δς – аорист. от ρω – видеть) на Кого сошел и на Ком пребывал Дух Святой (см. Ин.1:33 ). В Евангелии от Иоанна имеется и другое место в котором глагол οδα употребляется в интересующих нас значениях. В последней беседе накануне Своих страданий Спаситель беседует с учениками, и они говорят Ему: «Νν οδαμεν τι οδας πντα», " Теперь видим , что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» ( Ин.16:30 ). Получается, что ученики убедились во всезнании Сына Божьего, т.е. фактически увидели это из своего опыта общения с Ним. Интересным в этом же значении представляется стих из 21-ой главы Евангелия от Иоанна, где одновременно употребляется два глагола имеющие значение знать: «Господи! Ты все знаешь (σ πντα οδας ); Ты знаешь (σ γινσκεις), что я люблю Тебя…» ( Ин.21:17 ). Апостол Петр исповедающий Иисуса Господом утверждает, что Сын Божий как сердцеведец знает все, т.е. видит его веру и поэтому знает (от γνσκω) о его любви к Нему. Как видно из предыдущего стиха, наряду с глаголом οδα в Евангелии обладание каким-то знанием обозначается при помощи глагола γνσκω , который является более поздним вариантом глагола γιγνσκω. В словаре Дворецкого этот глагол имеет следующие значения: 1) узнавать, познавать, знакомиться; 2) (об уже знакомом) узнавать, опознавать; 3) осознавать, замечать; понимать, знать; 4) полагать, считать; судить и т.д. 196 Другими словами, можно сказать, что глагол γνσκω и его формы в основном передают смысл обладания неким всецелым, интеллектуальным знанием. «И вы не познали (οκ γνκατε – verb. pf. act. ind. 2 pl. γνσκω ) Его, а Я знаю (οδα) Его; и если скажу, что не знаю (οκ οδα) Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю (οδα) Его и соблюдаю слово Его» ( Ин.8:55 ). Как видно из текста Евангелия, что Сын Божий обладает всей полнотой знания об Отце: «Как Отец знает (γινσκει) Меня, [так] и Я знаю (γινσκω) Отца» ( Ин.10:15 ) 197 . В Новом Завете глагол γνσκω встречается 207 раз в 54 формах, в Евангелии – 91 раз 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Св. апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом 16 , о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова ( Ин.1:45  и дал.; Ин.21:2 ). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев 17 , и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2 ). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:45–51 ). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия тайна откровения человеку Бога в Троице славимого и во святых своих дивного – есть тайна спасения нашего во Христе: «быв сначала проповедана Самим Господом, она утвердилась в нас слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Св. по Его воле» ( Евр.2:3–4 ). И ныне возвещается она в св. Церкви не только чрез письмена, но и чрез начертание в св. иконах, «не хитросплетеным басням последуя, но так, как принята от бывших очевидцами величия Его ( 2Пет.1:16 ). О том, что слышали, что видели они своими очами, что рассматривали и что осязали руки их о Слове жизни, которое было у Отца и явилось и обитало среди нас (людей) во плоти, они возвещают и нам, чтобы и мы (по вере) имели живое общение с ними, (очевидцами Слова), а чрез них были в общении со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1:1–3 ; Ин.1:14, 18 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителей и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ). Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (обольстители) противятся истине (Божией), люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим.3:8 ), отрицая видимое изображение божества (св. иконы), они не исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим пришедшим во плоти. А такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.7 ). «Итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждениями беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:17 ). Смотрите, чтобы по лукавству и неверности сердца в ком-либо из вас, не отступить вам от Бога живаго» ( Евр.3:12 ). «Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертью, то сколько тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия (попирая святейший образ Его) и не почитает за святыню Кровь (нового) Завета (уничижая крест Его)? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение» ( Втор.32:35 ; Евр.10:28–30 ). Н.П. 180 Внебогослужебное чтение на втором собеседовании с Киево-городскими штундистами. Члена Киевского Общества распространения религ.-нравств. просвещения в духе Православной Церкви, свящ. Александра Клитина. 181 Статья эта составляет продолжение ст. о загробн. Состоянии душ умерших. См. ж. «Мисс. Обозр.» Сент.-окт. кн. 2-я 500–598. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5:36; Лк. 8:50). Веруй, «потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Веруй, потому что «человек оправдывается верою» (Рим. 3:28). Веруй так, как сказал Христос о Себе: «Верьте делам Моим» (Ин. 10:38), — и о всех нас: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16; ср.: 1 Пет. 2:12).    Являй, душа моя, делами веру свою, чтобы не оскудеть тебе в «День тот страшный», когда «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Являй дела веры своей, чтобы не смутиться тебе, когда и для тебя прозвучит Христов вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя: оба бо на кресте свисяста. Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего.    Во дни оны, когда распят был Христос посреди двух разбойников (См.: Мф. 27:33—38; Мк. 15:22—28; Лк. 23:32—43; Ин. 19:18), «распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15:32; Мф. 27:44); «один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39—43).    «Один разбойник беспричинно проклинал Тебя, другой разбойник богословия Тебя — и оба на кресте висели», — так преподобный Андрей раскрывает пред тобою, душа моя, многосложность человеческой природы.    Не оба ли были разбойники? Не оба ли на крестную смерть были осуждены? Не оба ли достойное наказание по делам своим приняли? Не обоим ли осталось времени только лишь на покаяние, потому что смерть уже стояла при дверях, изготовилась и считала их вздохи, пытаясь угадать, какой из них станет последним? Не пред обоими ли предстал Господь,«имущий власть оставляти грехи», простерев руки Свои на кресте и обнимая ими весь мир?    Когда еще покаяться? Пред кем еще исповедать грехи свои? От кого еще ожидать избавления и спасения?    Однако для одного из казнимых этого вопроса даже не возникает: имея пред глазами своими Самого Господа, он Его — не видит! И не просто не видит — не хочет видеть, ибо сердце его — молчит! Воистину, он — один из тех, о ком сказал Христос: «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блаженны неплодные — глубоко трагическая смысловая инверсия утешительного пророчества об Иерусалиме в Ис 54:1 (Возвеселись, неплодная, нерождающая): бесплодие, которое считалось знаком отсутствия благоволения Божиего, отныне становится благословением, но не в том смысле, в каком об этом сказано у Исайи (и процитировано апостолом Павлом, когда он говорит о вышнем Иерусалиме в Гал 4:27), то есть, что лишенная благословения получит от Бога больше, чем имеющая его. Ввиду подступающих катастрофических событий происходит переворот ценностей: отсутствие детей, считающееся проклятием, становится благословением: не имеющие детей будут меньше страдать. Сходные мысли и выражения обнаруживаются в “Андро­махе” Еврипида (395) и “Агамемноне” Сенеки (659–661) по отношению к судьбе Трои. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! — почти буквальная цитата из Ос 10:8, ср. Откр 6:15–16. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Слово ШgrTj означает не только ‘зеленый’, но и ‘влаж­ный’ — сухое дерево, в отличие от зеленого, мгновенно вспыхивает при приближении пламени, то есть Божиего гнева. Если такое жестокое наказание претерпевает Тот, на Ком нет вины, какова же будет судьба согрешившего города? Распятие (23:32–38) И когда пришли на место, называемое Лобное — Лука дает только греческий перевод kran…on ‘череп’, в то время как другие Евангелисты приводят еще и арамейское слово Голгофа. Первая часть ст. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают отсутствует в некоторых важных рукописях. Ряд комментаторов считает ее позднейшей интерполяцией, однако скорее она была, наоборот, опущена в части рукописей, может быть, под влиянием антииудейской полемики, и, возможно, потому что переписчики были смущены тем, что усмотрели противоречие между этими словами и событиями 70 г. (разрушение Иерусалима и храма). В том месте рассказа, где Марк (15:29) говорит, что проходящие злословили Его, у Луки говорится только И стоял народ, и смотрел, а насмехаются над Ним начальники; здесь отражается Пс 21:8 (Все, видящие меня, ругаются надо мною). Говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий — ср. Пс 21:9 (Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему). О Христе как Избраннике Божием см. 9:35; Ин 1:34; 1 Пет 2:4; Ис 42:1.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

[Далее возможно чтение акафиста.] Д Внемлем! Премудрость! Ч Прокимен, глас 4 ( Пс. 89:17, 16 ). И да осияет нас Свет Господа Бога нашего, /и деяния рук наших направь. Стих И воззри на рабов Твоих, на создания Твои. Д Премудрость! Ч Из Послания к филиппийцам святого апостола Павла чтение. Д Будем внимательны! Чтение Апостола ( Флп.2:12–16 ) Ч Братья [и сёстры ], раз вы всегда были послушны, то – не только как в моём присутствии, но гораздо больше теперь в моё отсутствие – совершайте своё спасение со страхом и трепетом, ибо это Бог действует в вас, производя и хотение, и действие, по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, детьми Божьими непорочными, среди рода порочного и развращённого, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово Жизни мне в похвалу в День Христов. Проповедь [Ч и Н Аллилуия, аллилуия, аллилуия (гласа, трижды).] Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Матфея святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Мф. 7:7–11 ) Сказал Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдёте; стучитесь, и вам отворят. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят. Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень? Или рыбы попросит, а тот даст ему змею? Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, – насколько же более Отец ваш, Который на Небесах, подаст блага тем, кто у Него попросит?» Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Сугубая ектения Д Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй! Н Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). После прошения о стране (см. сугубую ектенью в благословении и резании «колача») добавляются и следующие прошения: Д Воззри, Господи, по Своему человеколюбию милостивым Твоим о ком начад Твоих (имена)/чадо Твоё (имя), с верою припадающих/-его к Твоему благосердию, и, услышав моления их/его, благое намерение и дело их/его благослови; и дабы благополучно начать его и вскоре без всякого препятствия во славу Твою исполнить, – Тебе, всесильному Царю, молимся: услышь и помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи (12). Нога моя стоит на правом пути, в церквях благословлю Тебя, Господи. Нога – опора человека. Нога моя – это моя воля, моё решение. Пророк Давид твёрдо стоит на пути служения Творцу – постоянно, а не только в момент, когда приносит Ему жертву. Праведные люди нацелены на то, чтобы жить по Божественной истине. Человек, который твёрдо стоит на правоте, совершает то, к чему призван, осмысляет свой духовный путь и твёрдо верит: Бог ему покровительствует и не позволит сойти с этого пути. И Давид будет всегда благословлять Господа в церкви – месте собрания людей. Шесть дней делай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему. Это одна из десяти ветхозаветных заповедей. И в субботу в храме израильский народ собирался для жертвоприношений, которыми освящался. В этих собраниях пророк Давид благословлял Создателя, проповедовал, учил людей молиться. И в них пробуждалось желание идти путём, который Бог открывает человеку. Псалом двадцать шестой Псалом Давиду, прежде помазания, 26, – так надписан этот чудный псалом. Замечательно в нём указание на хронологию: прежде помазания. Давид был помазан несколько раз. Сначала – пророком Божиим Самуилом. Господь повелел ему: «Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновей его Я усмотрел Себе царя». Пророк Самуил, «увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Пророк Самуил видел, что ни на ком из сыновей Иессея не почила благодать Божия. А Давида среди них не было, он нёс послушание, недостойное звания сына: пас овец. Отец позвал его – и пророк помазал юношу елеем, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (см. 1Цар.16:1–13 ). Второе помазание было не от Бога, а по желанию народа: его совершили «мужи Иудины» ( 2Цар.2:4 ). И, наконец, пророка Давида торжественно помазали старейшины «в царя над (всем) Израилем» ( 2Цар.5:3–4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Потому те погрешают, которые, часто соблюдая пост, тщеславятся им, высоко думая о своем постничестве, других пересуживают, уничижают или (от голода и разлияния желчи) бывают сердиты, в доме своем бывают немирны, угрюмы, раздражительны, строптивы, своенравны, упрямы, не терпят противоречий, оскорблений и т. п. К чему, говорит блаженный Иероним, утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой? Параграф четвертый О бодрствовании в отношении к козням бесовским и о способах брани с этими злейшими врагами нашего спасения Если, по словам Священного Писания, жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. Облекитесь во всеоружие… потому что наша брань, говорит он, не против крови и плоти, то есть бренных, слабых людей, но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и… угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6, 11–16). И апостол Петр говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8). Как вначале по вражде на Бога и по зависти счастью первых людей диавол обольстил их, ввел в грех и подверг за то погибели (см. Прем. 2, 24), так и ныне диавол со своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас за спасение души, за небесные блага. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны, гибельны… Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать: хитрости, способы нападения их; для чего Бог попускает им искушать нас; чем побеждать их; как вести себя после всякой жестокой брани. Как враги нападают на людей Бесы редко нападают на людей с открытой злобой, а большей частью лестью, обманом вовлекают в грехи под личиной благовидной, обещая удовольствие, счастье. Хитростей у них так много и так они тонки, что только строгие, просвещенные благодатью Божией подвижники ясно видели и разрушали их козни. Бесы действуют и непосредственно на душу нашу, через плоть нашу, посредством людей и посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни. Святые подвижники (авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только их проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Указав место пребывания Жениха, Невеста вновь говорит о своем к Нему отношении: Аз брату моему, и брат мой мне, пасый в кринех. Это теснейшее единение в любви души и Христа. О нем говорил и Сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Это достигается во святой евхаристии. О внутреннем духовном единении души со Христом пишет и бл. Феодорит: «Ибо с ним я соединилась, ему всю себя посвятила, так как и он всей меня предпочел вселенной, и к себе присовокупил, из старой сделав меня младою, из бедной богатою, из безобразной лепообразною, гнилыми с смрадными струпами страждущих исцелил, и наполнил сладостию благовония: для сего-то я и говорю: «Аз брату моему, и брат мой мне». Христианин принадлежит не себе. Он душой и телом Христов. Он говорит: Аз брату моему. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?... и вы не свои» ( 1Кор. 6:15.19 ). И брат мой мне. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Св. Григорий Нисский влагает в уста св. апостола Павла слова: «Не живет во мне ни одна из человеческих и вещественных страстей, ни сластолюбие, ни скорбь, ни раздражительность, ни страх, ни робость, ни смятение, ни кичливость... ни другое что-либо оскверняющее душу какою-либо связию. Но во мне живет Тот один, в Ком нет ничего из перечисленнаго». Еще св. Григорий сравнивает душу и Христа, как зеркало, отражающее в себе образ лица. «Аз брату моему, и брат мой мне, утверждает о себе (душа. – Г.Ф.), что она сообразна стала Христу, восприняв собственную свою красоту, первобытное блаженство естества нашего, украсившись по образу и подобию первой истинной и единственной красоты». Христос, Добрый Пастырь, сошел в сад (вертоград) и пасет там между лилиями . Он – пасый в кринех, или, по переводу Симмаха, пасый крины. О том и другом значении см. 2:16. Поиск Невесты завершился. Она нашла Его в саду пасущего между лилиями. Он уже не уклоняется более от нее, не уходит. Он принадлежит ей, а она Ему. Он вновь с любовью взирает на нее, восхищается ею и восхваляет ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010