15 в старости доброй. См. 25,8. 15 Аморреев. См. 14,13 и ком. 15 дым как бы из печи и пламя огня. Символы Божия Присутствия (ср. Исх. 13,21; 19,18; 20,18 ). прошли между рассеченными животными. Показывая Свое Присутствие между рассеченными частями, Всевышний заявляет, что принимает на Себя те обязательства, о которых говорил раньше. 15 даю Я землю сию. Точный перевод: «отдал Я землю». Несмотря на то, что речь идет о будущем, употребляется прошедшее время, чтобы подчеркнуть, что указанное событие не только обязательно произойдет, но уже сейчас его нужно рассматривать как свершившийся факт. от реки Египетской до... Евфрата. Точно установленные границы не только конкретизируют права потомков Аврама, но и определяют те народы, на которые через израильтян падет кара Божия. 15:19–21 См. ком. к 15,18. Глава 16 16 не рождала. В древности бесплодие было позором, т.к. свидетельствовало о наказании Божием. 16 я буду иметь детей от нее. Согласно обычаю, свидетельства о котором имеются в законах Хаммурапи и в письменных источниках из городов Нузу и Нимруд, власть над детьми, родившимися в результате такого союза, принадлежала жене, а не наложнице. послушался слов Сары. То же древнееврейское слово переведено как «послушал» в 3,17, когда Бог осуждает Адама. 16 презирать. Это же древнееврейское слово в 12,3 переведено как «злословить» (см. Притч. 30,23 ). Агарь, как и Лот, была отделена от благословенной семьи, поскольку относилась к Саре с презрением. 16 ты виновен. Только Аврам обладает правом принимать окончательное решение. в обиде. Сара обращается к Авраму как к судье, способному восстановить справедливость. Господь пусть будет судьею. Она обращается к высшему суду (31,53; Исх. 5,21 ; 1Цар. 24,12.15 ). Бог защищает невиновную сторону. 16 что тебе угодно. Согласно своду законов Хаммурапи, оскорбленная госпожа в такой ситуации не могла продать свою служанку, однако имела право заклеймить ее и сделать рабыней. 16 Ангел Господень. Здесь впервые упоминается слово «ангел». «Ангел» означает «вестник». Светские посланники полностью отождествлялись с теми, кто их послал ( Суд. 11,13 ; 2Цар. 3,12.13 ; 3Цар. 20,2–4 ), точно так же и Божий ангел отождествляется с Самим Богом (21,17; 22,11; 31,11 ; Исх. 3,2; 14,19; 23,20; 32,34 ). В других случаях ангел приносит весть о рождении ребенка ( Суд. 13,2–5 ; Лк. 1 ) или же о спасении (31,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 пятом. См. ком. к 7,2.3. седьмом. Пост в знак траура по убиенному Годолии, правителю Иудеи, назначенному вавилонянами ( 4Цар. 25,25 и ком.). семьдесят лет. Прошло шестьдесят восемь лет после разрушения храма, но здесь употребляется округленное число (семьдесят). для Меня ли вы постились? Этот вопрос показывает лицемерие поста тех, к кому он был обращен: они постились, более скорбя о своей собственной утрате, чем о разрушении храма, что говорит о непокорности этих людей. 7 южная страна и низменность, были населены? Южная часть земли израильской и окрестные невысокие холмы. 7:9 Народ все еще не понял, что причиной постигшего его предков несчастья было отступление от праведности. производите суд справедливый. Захария призывает людей сделать то, чего не сделали их отцы. Производить суд справедливый означает применять слово Божие ко всем проблемам, как личного, так и общественного характера. 7 вдовы и сироты, пришельца и бедного. Эти группы людей в силу своего положения легко становились жертвами эксплуатации. Бог любит их ( Исх. 22,21 ; Втор. 10,18 ) и заботится о них ( Втор. 24,17–22 ). Бог также насылает проклятия на тех, кто эксплуатирует этих людей ( Втор. 27,19 ). См. Пс. 93,6 ; Ис. 10,1.2 . зла друг против друга не мыслите. Корень зла не внешние поступки, но внутренняя ненависть и неуважительное отношение к другим ( Мф. 5,21.22 ). 7 Духом Своим. Бог вдохновляет пророков говорить от Его имени. 7 Я не слушал. Наказание народа Божия изгнанием соответствовало его непокорности. Пророки неоднократно подчеркивали, что религиозные обряды обесцениваются непокорностью Богу. См. 1Цар. 15,22 и Ис. 1,15 . 7 они сделали вожделенную страну пустынею. Непокорность отцов навлекла осуждение Божие. Глава 8 8:1–23 В этой главе изображается окончательно наступившее Царство Божие, когда Бог ниспошлет на Свой народ последнее и самое щедрое благословение. См. Ис. 65,66 . Они возвращали евреям надежду, что Бог по-прежнему хочет благословить их. 8 возревновал Я о нем. Ревность Бога проистекает из того, что Он, преданно любя Свой народ, ждет от него ответных чувств (1,14), и направлена она не против народа, но во благо ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 отпустил Исаак Иакова. После того как Авраам и Исаак получили благословение, они послушались Бога (12,1–4; 26,2–6). Однако, благословив Иакова, Исаак отсылает его прочь из обетованной земли. 28 Исав увидел. Исавом движет чувство соперничества, а не послушание Богу. 28 не угодны ... отцу его. Своим путешествием Исав старается подражать Иакову, однако Измаил, к которому пришел Исав, был отвергнутым сыном Авраама по плоти. 28 сверх других жен своих. См. 31,50 и ком. 28:10–22 Господь являлся Иакову и давал ему обетования в критические моменты его жизни: во время его бегства из обетованной земли (28,10–22), перед встречей с Исавом, когда он возвращался обратно (32,1.2.22 32), а также перед лицом угрозы, исходившей от сыновей Лавана (31,1–3) и хананеев (35,1–15). Данное откровение предваряет события, изложенные в гл. 29 31, а откровение, записанное в 32,1,2 (ком.), служит завершением этих событий. 28 пришел. В 32,1 это же слово переводится как «встретил»; оно связывает между собой эти два события. на одно место. Здесь в еврейском тексте использован определенный артикль следовательно, речь идет о хорошо известном месте. Таким местом, которое ассоциируется с молитвой и служением Богу, может быть только гора Мориа. положил... изголовьем. Это же древнееврейское выражение переводится как «у изголовья его» в 1Цар. 26,7 ; возможно, этот камень послужил своеобразным прикрытием для его головы. Так обыкновенный камень был превращен в святилище. 28:12 Общий смысл сна Иакова очевиден: между духовным и материальным миром, образами которых являются небо и земля, существует неразрывная связь. лестница. Символический образ этой связи. Ангелы Божии. Это древнееврейское выражение встречается еще раз в 32,1. Ангелы выступают в роли стражей (3,24), вестников (18,2) и защитников (гл. 19). См. статью «Ангелы». восходят и нисходят. Их действия свидетельствуют о том, что эта земля, заменив собой Эдемский сад, стала именно тем местом, которое связало небо и землю. Вефиль, врата Божии, указывают на Иисуса Христа ( Ин. 1,47–51 ), Который дает «доступ к Отцу в одном Духе» ( Еф. 2,18 ), является единственным «посредником между Богом и человеками» ( 1Тим. 2,5 ) и посылает Своих ангелов «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 не на землю проливал ее. Пролитая кровь, если она не «покрыта пылью», вопиит об отмщении (см. Быт. 4,10 ; Иов 16,18 ). 24 чтобы он разгорелся. Огромный котел пустым ставят на огонь, чтобы он, раскалившись, очистился, но накипь ничто не может удалить. Символически это означает, что Господь принял решение погубить город. 24:16–17 Погребальный ритуал сопровождался плачем и рыданием (27,31; Быт. 23,2 ; Ам. 5,16; 8,10 ; Мк. 5,38; 16,10 ; Откр. 18,19 ). Скорбящие обнажали головы и посыпали их пеплом и пылью ( Нав. 7,6 ; Иов 2,12 ). Снимали обувь и шли босиком ( Ис. 20,2 ; Мих. 1,8 ). Лицо и голову прятали в ладонях ( 2Цар. 15,30 ; Есф. 6,12 ). В пищу принимали лишь то, что приносили благодетельные утешители. Но для Иезекииля эти признаки скорби слишком слабы, чтобы передать его безмерное горе. 24 не останешься уже безмолвным. См. ком. к 3,24–27. Сообщение Иезекииля подтверждается: к уведенным в плен пришла весть, что Иерусалим разрушен. Отныне пророк свободен от немоты, на которую был обречен Богом. Глава 25 2532,32 Пророки нередко предсказывали исход того или другого сражения ( 3Цар. 20,13.14.22; 22,6.7 ; 4Цар. 9,6,7 ; Иер. 28,8 ). Пророчества против чужих народов фактически участвуют в священной войне. Слова Иезекииля напоминаю пророчества с поля сражения, которые его предшественники нередко произносили по ходу реальных военных действий. Иезекииль строит свои пророчества как бы по географическому принципу: он начинает с Аммана, расположенного на севере, и далее, по ходу часовой стрелки, продвигается к югу, чтобы затем вновь вернуться к северу, к финикийским государе вам. Потом он обращается к великой державе на юге, к Египту. Иезекииль делает большинство древних государств Ближнего Востока прямым предметом своих пророчеств. Однако в своих обличениях Иезекииль ни разу не назвал Вавилон и не призвал на него суд Божий (см. ком. к 38,2). 25:1–7 Ср. 21,28–32. Длительные взаимоотношения израильтян с аммонитянами носили изменчивый характер, но все же превалировал конфликт ( Втор. 2,19.37 ; Суд. 3,13 ; 1Цар. 11,1–11 ; 3Цар. 11,7.33 ; 2Пар. 20,1.10.22.23; 26,8; 27,5 ; Иер. 27,3; 40,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 согласились между собою. Разумеется, Даниила в их числе не было. Придирчивость вельмож Дария объясняется тем, что они любой ценой пытаются доказать царю свою преданность. кто... будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя. Дарий видел в этом решении скорее политический, чем религиозный смысл, рассчитывая таким образом укрепить свою власть над только что завоеванными землями. 6 неизменен, как закон Мидийский и Персидский. См. Есф. 1,19; 8,8 . Постоянство персидских законов подтверждают и другие источники. Царский указ породил противоречие между верой Даниила и его государственными обязанностями. 6 открыты против Иерусалима. См. 1Цар. 8,44.48 ; Пс. 5,7; 137,2 . преклонял колени. Обычно иудеи молились стоя ( 1Пар. 23,30 ; Неем., гл. 9), но в особых случаях в знак смирения преклоняли колени и простирались ниц ( 3Цар. 8,54 ; Езд. 9,5 ; Пс. 94,6 ; Лк. 22,41 ; Деян. 7,60; 9,40 ). 6 который из пленных сынов Иудеи. Именование Даниила по этническому признаку, возможно, выражает предубежденность царских чиновников по отношению к иудеям (3,8). 6 и положил в сердце своем спасти Даниила. Дарий сразу понял, что стал орудием придворной интриги. Его расположение к Даниилу в результате этой интриги нисколько не переменилось. 6 Бог твой... спасет тебя. Против своей воли Дарий подписал указ и, тем не менее, он надеется, что Бог Даниила придет на помощь Своему преданному рабу. 6 царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих. Перстни с печатками и собственно печати были широко распространены в Ассирии, Персии и Вавилоне. Чтобы получить отпечаток, перстень или круглую печать прикладывали к мягкой глине; полученный оттиск указывал на владельца печати и рассматривался как факсимиле. Сломать чужую печать значило совершить преступление. 6 Бог мой послал Ангела Своего. По всей вероятности, это был Ангел Господень (см. ком. к 3,49). 6 повелел поднять Даниила изо рва. Царский указ уже был фактически исполнен, и поэтому данное повеление не противоречило ему. 6:26–27 См. 2,47; 3,17.18.28.29; 4,2.3.28–37; 5,18.29. Как и в предыдущих эпизодах, Бог являет Свое превосходство над земными правителями и царствами и Свою власть, объемлющую творение и историю. Дарий своим повелением особо и глубоко исповедует Бога Израиля как Бога живого, вечносущего, подающего избавление и спасение, Чье царство несокрушимо и вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4:1–5 Бог предъявляет Самарии обвинение в безнравственности. 4 Слушайте слово сие. См. ком. к 3,1. телицы Васанские. В данном контексте женщины из богатых семей Самарии, которых холили и лелеяли как отборное стадо в Васане плодородной долине к западу от Иордана. Ранее Васан был царством Ога ( Чис. 21,33–35 ). господам. Евр.: люди высокого общественного положения. 4 Клялся... святостью Своею. Это выражение ( Пс. 88,36 ) означает верность Господа исполнению завета как в благословениях, так и в том, что касается проклятий. Никакая клятва не может превзойти клятву Бога ( Евр. 6,13.14 ). Господь Бог. См. ком. к 3,7. крюками... удами. Ассирийцы вели пленных на веревках, привязанных к кольцам или крюкам, продетым через нос или нижнюю губу. 4 Вефиль... Галгал. Вефиль ( Быт. 28,10–22 ) и Галгал ( Нав. 4,19.20 ) играли заметную роль в раннем периоде истории Израиля как важные центры религиозного культа. Вефиль был святилищем в период Судей ( Суд. 20,18–26 ), в нем и в Галгале вершил суд Самуил ( 1Цар. 7,16 ). Оба города сохраняли свое значение в качестве мест поклонения Господу и в дни пророка Амоса (ср. 5,5; Ос. 4,15; 9,15; 12,11 ). каждые три дня. Здесь содержится критика исполнения религиозных предписаний израильтянами, которые в своем показном рвении старались «перевыполнить» требования закона. Но такой энтузиазм они проявляли только по части ритуала, не имея при этом живого общения с Богом. В религии они следовали внешней форме и не принимали ее спасительную силу. 4 квасное. Завет ясно предписывал не «сжигать в жертву Господу» хлеб из дрожжевого теста ( Лев. 2,11; 6,17; 7,12 ). Пресный же хлеб напоминал о тех лепешках, которые израильтяне испекли накануне исхода из Египта. Здесь, безусловно, в ироническом смысле пророк «призывает» израильтян продолжать упорствовать в своей непокорности. ибо это вы любите. Эта фраза может означать: «Именно так вы любите поступать». Следует отметить, что в древности на Ближнем Востоке слово «любить» имело специфическое значение в контексте завета: оно означало любовь к своему господину, которая требовала повиновения ему (ср. Ин. 14,15 : «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»). Поэтому здесь смысл осуждения, видимо, таков: «Так-то вы любите Меня, что даже не исполняете Мои повеления».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29 не будут обитать на ней сорок лет. Во всей эпохе египетского рабства трудно выделить определенный исторический период в сорок лет; здесь приведенное число лет имеет скорее символический, чем конкретный характер. 29 Оно будет слабее других царств. В дальнейшем Египет никогда не достигал той военной мощи и славы, которая отличала его историю в библейские времена. 29 В двадцать седьмом году. Данное пророчество произносится в день нового года на двадцать седьмом году царствования Иехонии (апрель 571 г. до Р.Х.), т. е. шестнадцатью годами позже предыдущего пророчества (29,1). 29 войску его нет вознаграждения. Навуходоносор осаждал Тир в течение тринадцати лет (см. ком. к 26,7). Возможно, что в предыдущем году (572 г. до Р.Х.) Навуходоносор снял осаду Тира. Она продолжалась очень долго, а результаты оказались несопоставимыми с затраченными усилиями. 29 возращу рог дому Израилеву. Рог это символ политической мощи ( Втор. 33,17 ; 1Цар. 2,10 ; 2Цар. 22,3 ; Пс. 88,25 ; Откр. 17,12 ). Это пророчество против Египта завершается сообщением о надежде для Израиля (ср. 28,24–26). тебе открою уста. См. ком. к 24,27 и 33,22. Глава 30 30:1–19 Это единственное из пророчеств Иезекииля против Египта, которое не датировано. Оно могло быть произнесено между январем и апрелем 587 г. до Р.Х. (29,1; 30,20). 30 пошлю огонь на Цоан. Город Цоан расположен в восточной дельте Нила; известен также под именем Танис. 30 Син. Древнееврейское название г. Пелузий крепость на Средиземноморском побережье на северо-восточной границе Египта. 30 молодые люди Она и Бубаста. Древнееврейское название Гелиополиса города на западном ответвлении Нильской дельты; это был важный религиозный центр в истории Египта. Город Вубаст располагался в восточном рукаве дельты Нила и был столицей Египта на протяжении двадцать третьей и двадцать второй династий (950–750 гг. до Р.Х.). 30 В одиннадцатом году. Апрель 587 г. до Р.Х. 30 Я уже сокрушил мышцу фараону. Фараон Гофра отправил войско на подмогу царю Седекии, но оно было разбито ( Иер. 37,1–10 ; ср. Иез. 17,15–17; 29,6–7 ). В Библии мышца, как правило, символизирует воинскую мощь. Израильтяне, оставшиеся в Иерусалиме, и те, которые были уведены в вавилонский плен, неколебимо верили, что фараон сломит мышцу Вавилона, но теперь пророчество Иезекииля развенчало иллюзии. Вавилону было суждено сломить «другую руку» фараона, так что тот вообще не мог больше держать в руках меч. Египет потерял всю свою военную мощь. Глава 31

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:34. Делает ноги мои как оленьи. В древности на территории Палестины существовала довольно большая популяция иранского оленя (вымершего примерно в XIX в.). Олени никогда не были приручены, а доля оленьего мяса, как показывают раскопки стоянок бронзового и железного века, была в рационе обитателей этого региона очень незначительна. Иногда оленей держали в неволе, о чем свидетельствует отчет о расходе корма из приморского Алалаха (XV в. до н.э.). См. также ком мент, к Пс. 18:34 . 23:1–7 Последние слова Давида 23:1. Изречение Давида. Понятие, переведенное как «изречение», нередко используется для обозначения слова Господа, хотя иногда его употребляют по отношению к мудрым высказываниям (слова Агура, Прит. 30:1 ) или, как и в данном случае (см.: ст. 2 и 3), к пророческим речам (притчи Валаама, Чис. 24:3,15 ). В Ветхом Завете это единственное указание на возможность причисления Давида к пророкам. 23:1. Сладкий певец Израилев. Не вполне ясно, к кому относится это выражение, – к Давиду или к «Богу Иаковлеву». Каждое из этих толкований находит подтверждение в языке угаритских текстов. Таким образом, это либо признание поэтического таланта Давида, либо характеристика Бога как досточтимого адресата песнопений и защитника Израиля. 23:4–7. Метафоры царства. В метафоре, начинающейся в ст. 4, слышны отголоски солярного культа. Правление справедливого царя подобно солнечному свету, живительному для растений, но губительному для нечестивых. Изображение царской справедливости в виде солнца (в данном случае царем является Яхве) встречается в хеттской и особенно в египетской литературе. В гимне эпохи Среднего царства, посвященном богу Амону-Ра, царь изображен как повелитель лучей, который дарует живительный свет тем, кого он любит, и насылает испепеляющий огонь на своих врагов. В Месопотамии богом справедливости был именно Шамаш, солнечный бог. Терния символизируют мятежников, которые просто сгорают в огне солнечного жара. 23:8–39 Деяния храбрых и перечень вождей Давида 23:8. Храбрые у Давида. Принято считать, что «тридцать вождей» составляли особый отряд доблестных воинов, связавших свою судьбу с Давидом (см. коммент. к 1Цар. 17:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24), означает близкое общение с Господом (3,8; 6,9). 5 не стало его. Однако он не умер (см. Евр. 11,5 ). Бог взял его. Как и Илию (см. 4Цар. 2,1.5.9.10 ). 5 он утешит нас... Если Ламех из рода Каина стремится воздать за зло (4,24), то Ламех из рода Сифа надеется, что Господь даст ему семя, через которое придет освобождение от греха. 5 пятьсот. См. ком. к 5,1–32. родил Ной Сима, Хама и Иафета. См. 9,18. От сыновей Ноя произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам хамитских; Иафет индоевропейских, или иафетических. Глава 6 6 сыны Божий. Букв.: «сыны Всесильного». Принято считать, что это были либо потомки Сифа (согласно традиционному христианскому толкованию), либо ангелы (согласно раннему иудейскому толкованию и, возможно, 2Пет. 2,4 ; Иуд. 6,7 ) или царственные наследники тирана Ламеха (согласно раввинскому толкованию II в. по Р.Х.). Все три толкования носят одинаково умозрительный характер. Первое из них более всего соответствует контексту, противопоставляющему обремененный проклятием род Каина благочестивому роду Сифа, однако оно не дает объяснения, почему слова «дочери человеческие» относятся к женщинам из Каинова рода. Второе истолкование известно с древних времен, но оно явно противоречит словам Иисуса о том, что ангелы не женятся и не выходят замуж ( Мк. 12,25 ), и не объясняет, почему повествование сосредоточено только на смертных (ст. 3) и на их осуждении (ст. 5 7). Третье истолкование лучше всего объясняет фразу «какую кто избрал» (12,10 20; 20,1; 1Цар. 11 ), однако ему недостает авторитета древних экзегетов. увидели... красивы ... брали. В древнееврейском тексте здесь стоят слова «хороши», «взяли». Умножение греха происходит по первоначальной схеме: «увидела», «хорошо», «взяла» (3,6). 6 Духу моему. Когда Бог отнимает Свой Дух, Его творение погибает. быть пренебрегаемым человеками. В некоторых древних рукописях «пребывать в человеках». В языках, родственных древнееврейскому, это слово означает «оставаться», и именно так оно интерпретировано в греческом и латинском переводах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19:1–14 Здесь Иезекииль использует аллегорию, характерную для погребальных плачей, причитаний и надгробных рыданий. Ср. 26,17.18; 32,2–8. 19 что за львица мать твоя? Львица символизирует израильский народ или город Иерусалим, а они-то и породили этих львят, (т.е. царей). Ср. Ис. 54,1 ; Гал. 4,26.27 . Лев это образ, ассоциирующийся с династией царя Давида ( Быт. 49,9 ; Мих. 5,8 ). 19 отвели его в землю Египетскую. Царь Иоахаз был на троне всего лишь три месяца, а затем (в 609 г. до Р.Х.) был уведен в Египет как пленник фараона Нехао ( 4Цар. 23,30–35 ; 2Пар. 36,2–4 ). 19 отвели его к царю Вавилонскому. Иоаким поднял восстание против Навуходоносора, и гнев вавилонского царя излился на голову его сына Иехонию. Царь, пробыв на троне всего три месяца, был затем в 597 г. до Р.Х. уведен в Вавилон ( 4Цар. 24,8–16 ; 2Пар. 36,9.10 ) и находился в плену вплоть до воцарения Евил-Меродаха (562–560 гг. до Р.Х.; см. 4Цар. 25,27–30 ). 19 восточный ветер иссушил плод ее. См. 17,9.10. Ветер это орудие воли Яхве ( Исх. 10,13; 14,21 ; Пс. 77,26 ). Ветер с востока обычно приносил с собой испепеляющую жару, она-то и засушит виноградную лозу. 19 не осталось на ней ветвей крепких. Конец Иудейского царства ассоциируется с виноградной лозой, вырванной и брошенной на землю (ст. 12), так что не осталось ни одной живой отрасли, способной принять скипетр властителя (ст. 14). Глава 21 21:1–5 В Ветхом Завете Господь Бог часто выступает в роли воителя. Во главе небесного воинства Он сражается на стороне Израиля и гарантирует его безопасность ( Исх. 15,3 ; Чис. 10,9 ; 1Цар. 17,47; 42,13 ). Меч Божий был извлечен из ножен для истребления врагов Израиля ( Втор. 32,41 ; Ис. 31,8 ; Соф. 2,12 ), но сейчас он вложен в руки вавилонян и направлен на царство Иуды и на град Иерусалим (ср. 1Пар. 21,14–16.21 ). См. ком. к 7,7. 21:10–13 жезл. Деревянный жезл как оружие значительно уступает железному. Противостояние царств Иуды и Навуходоносора это отнюдь не борьба равных. 21:18–23 Навуходоносор с войском, двигаясь с севера, подошел к развилке путей. Это, скорее всего, пересечение так называемого «царского пути», проходившего за рекой Иордан, и тракта, пролегавшего по прибрежной низменности близ Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010