2:1–13 Павел вновь призывает Тимофея быть верным Христу. 2 сын мой. См. ком. к 1,2. 2 при многих свидетелях. По-видимому, это относится к рукоположению Тимофея (1,6; 1Тим. 1,18; 4,14 ). верным людям, которые были бы способны и других научить. Предположительно, имеются в виду епископы (пресвитеры). См. 1Тим. 3,2; 5,17 . Однако не исключено, что Павел имеет в виду тех, кто остается верен Христу и Евангелию. 2 не увенчивается. Во втором и третьем сравнениях говорится об обещании будущего воздаяния (2,10–12). 2 вкусить от плодов. См. ком. к 2,5. 2 воскресшего из мертвых. Воскресение Христа занимает центральное место в теологии Павла ( Рим. 6,4–10 ; 1Кор. 15,12–22 ). В данном случае о воскресении говорится как об основе надежды (см. 2,11.12). от семени Давидова. В Иисусе исполняется обетование, что Бог даст одному из потомков Давида Царство, которому не будет конца ( 2Цар. 7,12–16 ; Мф. 1,1 ; Мк. 12,35 ; Лк. 1,32.33 ; Ин. 7,42 ; Деян. 2,30–36 ; Откр. 5,5 ). О Христе, Который родился от семени Давидова и открылся Сыном Божиим, см. Рим. 1,3.4 . 2 за которое я страдаю даже до уз, как злодей. См. ком. к 1,8. 2 избранных. Тех, кого Бог избрал, чтобы они уверовали во Христа. В данном случае это выражение может относиться, скорее, к тем, кто уже уверовал ( Тит. 1,1 ) и спасется через освящение и стойкость, нежели к тем, кто только еще уверует и возродится к новой жизни. спасение во Христе Иисусе. Спасение, которое приходит через веру в Иисуса Христа (3,15). с вечною славою. То же, что и жизнь вечная (2,11; Мф. 13,43 ; ком. к 1Тим. 1,16 ). 2 Верно слово. См. ком. к 1Тим. 1,15 . Далее следует, по-видимому, фрагмент из раннехристианского гимна. если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Указание на то, что уподобление Христу в смерти и воскресении Его залог жизни вечной ( Рим. 6,8 ). 2 если терпим. Указание на стойкость перед лицом тяжких испытаний (см. ст.10). то с Ним и царствовать будем. Новозаветный образ вечной славы (вечной жизни), которую христиане обретают через Христа ( Мф. 19,28 ; Рим. 5,17 ; Откр. 3,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. анафору Василия Великого ), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство. Иисус Христос из большого числа своих последователей выделил только небольшую группу (апостолов), которой даровал особые полномочия. Мф.28:19 – «итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Ин.20:21-23 – «как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Венцом получения апостолами особых духовных дарований является событие Пятидесятницы – сошествие Святого Духа на апостолов, после которого апостолы начали совершать Таинство Евхаристии. Еще перед Вознесением Иисус Христос сказал ученикам: «Вы примите силу, когда сойдет на Вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями… даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Ср.: Лк.24:49 – «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Особый благодатный дар священства апостолы передавали своим ученикам через хиротонию, возложение рук ( Деян.14:23 ). 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». О поставлении диаконов через хиротонию и молитву говорится в Деян.6:6 . О необходимых качествах священников и диаконов говорится в 1Тим.3 . А в 1Тим.5:22 апостол Павел предостерегает своего ученика: «Рук ни на кого не возлагай поспешно». Таким образом, священство – это особое благодатное служение в Церкви, имеющее основание в Божественной воле Иисуса Христа. Священнослужители. Епископ Священнослужители – это лица, получившие в таинстве священства Божественную благодать для особого служения в Церкви – совершения (возглавления) богослужения, учительства и управления. В настоящее время в Православной Церкви существует три степени священства – епископ, пресвитер (священник) и диакон.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Странствуя по земле, плоть Христова желала преображения своего на Фаворе. Когда на Фаворе зазвучал голос Отца о возлюбленном Сыне, о благоволении к Нему, когда Его осенило Светлое Облако, когда слава превечного Логоса возсияла, как солнце, на лице Его – тогда свершилось это божественное Лобзание, которого так желала плоть Его в уничижении. Но сие было однажды. А во дни земного странствования томился Он, не имея где и главы приклонить. Когда уста предателя целовали лик Христа в ночи Гефсиманского сада, как томилась тогда плоть Христова ища лобызания уст Божества, вместо сего, Иудина. Когда тело Христово бездыханным лежало во гробе, когда без жизни, ожидало жизни и воскресения, тогда взывало оно: Да лобжет мя Жизнь и Воскресение ( Ин. 11:25 ) от лобзаний уст своих! Яко блага сосца твоя паче вина. Ибо ласки твои лучше вина. Сын Человеческий пил вино от земных виноградников ( Мф. 11:19 ), но жаждал ласки и пития от Божественного сосца, которые паче вина земного. На тайной вечери Он сказал: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое (вино) в Царствии Отца Моего» ( Мф. 26:29 ). Вино веселит сердце человека ( Пс. 103:15 ), а Сын Человеческий желал Божественного веселия во Царствии Божием. 1:2 Миро излиянное имя твое. 1:2 Имя твое – как разлитое миро. Когда в Вифлееме родился Младенец, то наречено было имя Ему «Иисус». Во Израиле известно было имя сие, и многие им нарекались. Но вот, по указанию ангела, наречено это имя Тому, в Ком воплотился Божий Сын, Тому – в Ком совершилась «великая благочестия тайна – Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). И стало имя сие – как разлитое миро , стало мироизлиянное имя твое, Господи, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). Человеческое имя преисполнилось силы Божией. Им низводится разлитое теперь на всякую плоть миро Духа Святого ( Деян. 2:17 ), Им спасается всякая тварь и человеческий род. 1:3 В след Тебе в воню мира Твоего течем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В святых водах Крещения человек омывается от первородного греха и, если он крестился взрослым, он полностью очищается от содеяных грехов; но потом он по немощи человеческой может впадать в новые согрешения. Снисходя к этой нашей немощи, Господь и установил святое Таинство Покаяния, чтобы в нем мы, как во втором крещении, снова и снова очищались от содеянных грехов, которые нам отпускает через пастырей Сам Бог. Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни обещал апостолам дать власть прощать и оставлять людям грехи. Сначала Он обещал эту власть апостолу Петру, когда тот исповедал, Его Сыном Божиим ( Мф.16:18–19 ), а потом и всем остальным апостолам, когда повелел отлучать нераскаявшихся грешников от Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:17–18 ). Явившись ученикам после Своего воскресения, Господь действительно даровал им эту власть и таким образом установил святое Таинство Покаяния: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... приими- те Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Апостолы, выполняя волю Господа, пользовались дарованной им властью – принимали верующих, исповедывавшихся и открывавших им дела свои ( Деян.19:18 ), отлучали тяжких грешников, как например, коринского кровосмесника ( 1Кор.5:1–5 ), Именея и Александра от общения церковного ( 1Тим.1:20 ) и разрешали снова принимать в общение ( 2Кор.2:10 ). Апостолы передавали эту власть своим преемникам, епископам ( 1Тим.5:19–22 ), а те, через рукоположение, священникам. Мирянам же такой власти не дано. Следовательно, там, где нет законных пастырей, не может быть и Таинства Покаяния, не может быть прощения грехов. Протестанты отрицают покаяние как Таинство, отрицают необходимость исповедания грехов перед священником, считая, что каяться надо только перед Богом, как каялся Давид. Действительно, в сердце своем мы должны постоянно сокрушаться о содеянных грехах, молить Бога о прощении, о помощи, об очищении от греховной скверны, и чем ближе человек к Богу, тем сильнее в нем ощущение своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Православная Церковь признает покаяние таинством, установленным Господом для благодатного очищения верующих от грехов, совершенных ими после крещения. Необходимыми условиями этого таинства служат: чистосердечное, без утайки, исповедание кающимся своих грехов перед законным пастырем и словесное разрешение их последним в силу власти, данной ему от Христа. Такое учение имеет твердые основания в Св. Писании, которое свидетельствует, что Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни неоднократно обещал апостолам дать власть прощать и оставлять на людях грехи. Так, Он обещал ее сперва ап. Петру, когда тот исповедал Его Сыном Божиим ( Мф. 16:18–19 ), а потом и всем апостолам, когда поведал отлучать нераскаянных грешников от Церкви и сказал: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на не6е; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18: 17 – 18 ). После же Своего воскресения, явившись ученикам, собравшимся, кроме Фомы, в одном доме, действительно даровал эту власть, когда сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:21–23 ). Слова: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», «примите Духа Св. ясно показывают, что здесь идет речь об особом благодатном посольстве, об особом полномочии, соединенном с дарованием Св. Духа. Апостолы не только сами пользовались дарованной им властью, когда принимали верующих, исповедывавших и открывавших им дела свои ( Деян. 19:18 ), отлучали тяжких грешников, напр., коринфского кровосмесника и Именея и Александра, от общения церковного ( 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ) и снова разрешали принимать в общение ( 2Кор. 2:10 ); но и передали эту власть своим преемникам, епископам Церкви Христовой ( 1Тим. 5:19– 20 ), а те через рукоположение – священникам. Мирянам же такой власти не дано. Отсюда понятно, что где нет законных пастырей, там не может быть таинства покаяния, а без него нет прощения грехов; между тем, «все мы много согрешаем» и нуждаемся в очищении, так как, не очистившись, не можем войти в царствие Божие ( Откр. 21:27 ). 568

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Злат., и Феофил.). 39. Ин. 5:39 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Ин. 7:52 ; 1Тим. 4:13 ; 2Тим. 3:15 ; Ин. 5:46 . 40. Ин. 5:40 . Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Ин. 6:35 . Исследуйте Писания и пр.: изречение, показывающее всю извращённость, всю неестественность этого неверия иудеев во Христа на основании ветхозаветного слова Божия как свидетельства о Христе. Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Мне как о Мессии, вера в Которого приводит к жизни вечной; значит, кто исследует Писания с уверенностью достигнуть чрез них жизни вечной, тот свидетельствами их обо Мне должен быть приведён ко Мне. Вы исследуете Писания с целью найти в них жизнь вечную, и, однако же, их свидетельства обо Мне не приводят вас ко Мне, – какое странное и извращённое отношение ваше к ветхозаветным писаниям! – Исследуйте (повелительное, так Злат., Август., Феофил., Евф. Зиг.) или исследуете (изъявительное, так Кирилл Алекс., и мн. нов.); последнее более согласно с контекстом речи (и вы не хотите ст. 40). – Вы думаете чрез них и пр.: это указание не на то, что они напрасно думают чрез них иметь жизнь вечную, а только на то, что они, хотя правильно думают чрез них достигнуть жизни вечной, но на самом деле не достигают её, так как не веруют в Того, о Ком они свидетельствуют (ср. Феофил. и Злат.); значит, надежда их иметь чрез Писания жизнь вечную правильна, но она не осуществилась в них и для них. – Чрез них (точнее, в них) иметь жизнь вечную: в них содержится указание и раскрытие тех средств, чрез которые достигается жизнь вечная, или нравственное самоусовершенствование, которое приводит к жизни вечной в единении с Богом, или к Царству Мессии, в котором вечная жизнь, в противоположность вечной смерти вне его. – Они свидетельствуют о Мне: в них содержатся пророчества о Его пришествии, лице, царстве и всех благах Его Царства. – Но (точнее – и) вы не хотите и пр.: изучаете Писания и не приходите ко Мне, чтобы иметь жизнь вечную, которой ищете в них; это потому, что вы не понимаете свидетельств обо Мне, содержащихся в них, не слышите в них живого голоса Божия, не видите в них откровения Его и не имеете в себе слова Его пребывающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, благодать священства, полученная апостолами от Самого Господа и переданная ими своим преемникам дошла до наших дней и пребывает в настоящее время на православных пастырях Святой нашей Церкви. Можно ли, зная все это, отвращаться от православного пастыря, можно ли оставлять его, как это делают современные нечестивые сектанты? Нет, и да не будет! Помни это, христианин, и исполняй святые повеления Слова Божия, которое гласит: «Бойся Бога и почитай священника» ( Сир.7:33 ). «Служащие Господу да будет принят с благоволением» ( Сир 35:16 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Тех же, кто отвращается от своего пастыря «Лицо Господне рассеет их; Он уже не призрит на них, потому что они лица священников не уважают» ( Плач.4:16 ) «Бойся Бога и почитай священника» Когда Господь наш Иисус Христос основал на земле Свою Церковь , т.е. общество верующих в Него, то для руководства этим обществом Он поставил особых людей-пастырей Церкви. Первыми пастырями были святые апостолы, которых избрал Господь. «И поставил из них,– говорит Слово Божие,– двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:14 ). Избранным апостолам Господь повелел, прежде всего, учить людей. «И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Во-вторых, апостолы были призваны совершать богослужения и тайны. «Кому простите грехи,– сказал Господь апостолам,– тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22 ). Поэтому и св. апостол Павел писал: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Поставив апостолов, Господь посвятил их перед вознесением Своими, преподав им благодатные дары Св. Духа. «И говорит им: приимите Духа Святаго». ( Ин.20:22 ). Установив в своей Церкви пастырей, Господь заповедал, чтобы все христиане повиновались им и слушали их. «Слушающий вас,– сказал Господь апостолам,– Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается». ( Лк.10:16 ). «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» ( Ин.13:20 ). Вместе с тем Господь строго осудил тех, которые, не будучи поставлены, самовольно объявили себя пастырями. «Кто не дверью входит во двор овчий,– сказал Господь, – но перелазит инуде, тот вор и разбойник». ( Ин.10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Но Бог , Который обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ), всю Свою деятельность в мире проявлял и проявляет чрез Единородного Своего Сына. Им творил Он мир, как уверяет св.евангелист, говоря: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им Он содержит все, как уверяет апостол, говоря, что все в Иисусе Христе стоит ( Кол.1:17 ). Им искупил мир, как уверяет Сам Иисус Христос , говоря: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Ему предоставил и весь суд над миром, как уверяет Сам Спаситель, говоря, что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:22–23 ). Облеченный правом суда над целым миром, Богочеловек Иисус Христос неоднократно говорил: знайте, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Лк.5:24 ), – и, сказав наперед расслабленному: прощаются тебе грехи твои ( Лк.5:20 ), присовокупил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой ( Лк.5:24 ). Пребывая с верующими, по непреложному Своему обетованию, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), Иисус Христос поставил Своей Церкви одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Когда Христос жил на земле, Его окружали мытари и блудницы, исповедуя грехи свои и приемля от Него отпущения беззаконий. Потекли прекрасными ногами ( Рим.10:15 ) апостолы на евангельскую проповедь во все концы вселенной, и везде, где только с верою принято имя Христово, слышалось исповедание грехов пред ними. В них, как служителях алтаря Господня, Христос, по выражению ап.Павла, положил слово примирения ( 2Кор.5:19 ), соделал их посредниками между Богом оскорбляемым и человеком, прогневляющим Бога. Им даны от Бога ключи царства небесного ( Мф.16:19 ), власть разрешать и вязать – прощать грехи искренне кающимся и не прощать грехов за беспечность о покаянии или холодность сердца. Сам Господь по воскресении из мертвых облек их правами священной власти, говоря: Примите Духа Святаго. Кому отпустите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

После всего сказанного ясно, что несправедливы те, которые считают недействительными таинства, совершенные священнослужителями, не выдающимися по вере и благочестию среди других христиан. Конечно, совершители таинств должны особенно заботиться о вере и благочестии, опасаясь праведного гнева Божия за беспечность и небрежность в исполнении своих священных обязанностей, но от их личного недостоинства или достоинства нисколько не зависит сила действия благодати в таинствах. Если бы действие благодати в таинствах было связано с достоинством или недостоинством совершителей таинств, тогда мы должны были бы сказать, что Иисус Христос действие таинств, от которых зависит вечное спасение верующих, поставил в зависимость от личного достоинства совершителей таинств. В таком случае никто не мог бы знать, совершено ли над ним таинство подобающим образом или нет, ибо никто не знает личных достоинств совершителя таинств. Поэтому мы должны признать, если и недостойный, по своим личным качествам, священнослужитель, но имеющий на это право и полномочие, совершает правильно таинства, то последние не теряют своей силы и значения. Совершенно иное должно сказать о принимающем таинства. От принимающего таинства требуется соответствующее приготовление и от такого или иного приготовления зависит сила благодатного действия таинств. В православной христианской Церкви семь таинств. В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится в следующих местах: О Крещении: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). О миропомазании: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). О причащении: «И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ). Кроме того ясно говорится у Евангелистов: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:17–20 о покаянии: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ); о Священстве: «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ); «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). О браке: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5 –бет.); «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). О елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ; Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

3) Откровением вечности, во времени нашей земной жизни, суть святые таинства Церкви. Всего св. таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак и Священство. «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем. Число таинств сверх седьми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число таинств утверждается на Священном Писании » (Послание Патриархов, гл. 15). Действительно, все св. таинства Церкви есть проявление в ее жизни Апостольской веры, продолжение домостроительства нашего спасения. В таинстве Крещения человек духовно рождается для новой святой жизни. Св. Апостолами оно совершалось по заповеди Божественного Наставника: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Сомнений в необходимости этого св. таинства не было, ибо знали и помнили слова Христа Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Родившийся духовно нуждается в дарах, которые бы помогали ему возрастать в духовной жизни. Такие дары подаются в таинстве Миропомазания. О Божественном установлении его и благодатных дарах его св. Апостолы говорят так: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Hero, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Тим.2:20–27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел вас и дал залог Духа в сердца ваши» ( 2Кор.1:21–22 ). Из этих слов видно, что «помазание от Святого», «помазавший нас есть Бог», что подаваемые дары сообщают знание («знаете все»), «учат всему». – Все это не от человеческих измышлений. Но и после св. Миропомазания человек может грешить. Для оживления его в нравственной жизни, для прощения грехов в Церкви со времен Апостольских есть таинство Покаяния. Св. Апостолы совершали это таинство по прямому повелению Господа: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010