В богослужениях, совершавшихся в государственном святилище, принимал участие сам царь. 7:14. Пастух. Ни одно селение в гористой местности в центре Иудеи не могло обеспечить себя полностью всем необходимым. В каждом хозяйстве были небольшие поля пшеницы и ячменя, небольшой виноградник, несколько смоковниц и оливковые деревья (маслины). Таким образом, они едва могли сводить концы с концами. Кроме того, дополнительный доход могли приносить несколько овец, коз и другой скот. Скот выпасали на склонах холмов, обычно пастухом был подросток (см. о Давиде в 1Цар. 16:11 ). В аккадском языке есть термин naqidu, обозначающий пастуха-скотовода. 7:14. Собирать сикоморы. Родина сикоморы (или фиги; Ficus sycomorus L) в восточной части Центральной Африки; в железном веке она широко распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Эти деревья дают до шести урожаев в год. Поскольку, по сравнению с обычными фигами (Ficus carica L.), сикомора приносит плоды худшего качества, ею питались в основном бедняки. Финиковые пальмы достигают возраста плодоношения только через двадцать лет. Они требуют серьезного ухода, поскольку должны опыляться вручную. Плоды сикоморы обычно надрезают или протыкают, что способствует накоплению этилена, ускоряющего процесс их созревания. Нож, которым совершали эту операцию, изображен в настенной живописи одной из гробниц в Фивах. 8:1–14 Спелые плоды, созревшие для суда 8:5. Столкновение экономических и религиозных интересов. Как обнаружил Неемия несколько столетий спустя, в персидскую эпоху Иерусалима, желание торговцев совершать сделки иногда приводит их в столкновение с религиозным законом и установлениями о соблюдении субботы, которые они стремятся всячески обойти, даже обманным путем (см. коммент. к Неем. 10:31 ). У окрестных языческих народов были религиозные праздники (см. коммент. к Исх. 20:8–11 ), но только Израилю было дано повеление справлять субботы и прекращать на это время все работы (см. коммент. к Исх. 31:12–17 ). Это ограничение касалось и торговли, что вызывало подчас недовольство и, вероятно, приводило к коррупции в деловых отношениях вследствие стремления восполнить возникавшие потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

58 . μφπρυμνος νας: у римских и византийских писателей – название речного, по-видимому, преимущественно десантного и транспортного судна; очевидно, синоним δπρυμνος и μφ-/δπρρος: L.–S., s.vv.; δ[α]πρυμνα πλοα на Дунае см. Theoph. Chron. 234, 8 (A.M. 6051). Ср. также Agath. Hist. III.21.6, раздел «Агафий Миринейский». 59 . παραχρμα не обозначает непременно того, что поселения славян начинались сразу на том берегу Дуная; скорее М. подчеркивает то, что Баян, переправившись, не замедлил двинуться на славян; παραχρμα, конечно, – легкий плеоназм, ср. аналогичное ατκα у М. фр. 6 (выше), Agath. Hist. IV.131 и т.д. 60 . Фраза построена из литературных штампов, применявшихся описаниях разорения армией сельской местности: Herodian, VII.9.11 (γρος τε κα κμας μπιπρξαι, λεηλατεν τε κτλ.); М.: de Boor. EL, 210, 12 (κμας τε κα γρος μπρσαντος); ср. также Agath. Hist. V.1.2; Nov. Iust. Min., CLXI.2, p. 746, 15; Io. Epiph. 380, 5. Κ γ τε κα φερεν παντα см. коммент. 25.1. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что М. «описывает конкретную ситуацию безо всякого топического нюанса» (Zástrová. Les Avares 62), хотя, разумеется, нет сомнений, что авары именно грабили и разоряли. 61 . ς ατν Δαυρντιον; ατς указывает на то, что Даврентий уже упоминался выше, см. коммент. 47. Об имени см. коммент. 66. 62 .1. ο ν τλει – в Византии это высшие чиновники, приближенные императора: Malch.: de Boor. EL, 572, 27; Io. Antioch.: de Boor. EI, 134, 28 и др.; персидские вельможи, «из которых некоторые были даже родственны царскому дому»: М.: de Boor EI, 211, 14; 450, 31; Io. Antioch: de Boor. EI, 139, 4; V. Theodori, 76, 20: в числе ο ν τλει «архисатрапы» и γεμνες (ср. ниже); знатные люди из Персармении и Иверии: М.: de Boor. EL, 466, 22; Theodoret. ΙΙΙ.22.2: «отцы города» в Бероэ, Сирия. Весьма общий характер выражения виден и из противопоставления ему ο πολλο и т.п., «простых людей» у Агафия (Agath. Hist. .14.8) и у М. (de Boor. EL, 465, 32 – о Византии). Эти примеры дают основание предполагать, что Даврентий – вождь или во всяком случае primus inter pares в среде ο ν τλει племени; возможно, не случайно то, что он один назван по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

8:10. Еда. Нам точно неизвестно, какие первые праздники справляли израильтяне по возвращении домой с чужбины. Прежде всего, это, конечно, праздник благодарения, поскольку они должны были частично поделиться приготовленным со своими соседями. Жирное и сладкое было принято в пище(см.:Лев.З; 2Пар.6:19 ; 1Пар. 12:40,41; 29:22 ; 2Пар. 7:8–10; 30:21–26 ). 8:14–17. Праздник кущей. Подробнее об этом празднике см. в коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–36, 39–43 и Втор. 16:13–15 . Праздник кущей обычно справлялся в пятнадцатый день седьмого месяца. Постоянные даты праздников связаны с сочетанием разного рода традиций. В Лев. 23говорится о том, что празднующие должны брать ветви деревьев, а в ст. 42 – о том, что они должны жить в шалашах (кущах). Но инструкции построения этих шалашей не . приводятся, не говорится также о паломничестве в Иерусалим. Во Втор. 16этот праздник описывается как один из трех, который требует паломничества, но ничего не говорится о собирании ветвей или шалашах. Ездра же объединяет эти тексты и разъясняет, что праздновать нужно с ветвями деревьев и пальмовыми листьями и жить в шалашах во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи должны приходить на праздник. 8:16. Водяные ворота и Ефремовы ворота. О Водяных воротах см. коммент. к ст. 1. Ефремовы ворота составляли часть стены, существовавшей до плена (см. коммент. ко 2Пар. 25:23 ), и находились примерно в 600 футах от Угловых ворот. Эти ворота, должно быть, открывались на северо-запад. Однако в первом перечне в Неем. 3 они не упоминались. 9:1–38 Исповедание грехов 9:1. Хронология. Пост проводился спустя несколько дней после Праздника кущей, в седьмом месяце 445 г. до н. э. Если он начался 15-го числа, как предписывал закон, то должен был продолжаться до 22-го числа включительно. В таком случае довольно странно, что ничего не говорится о Дне искупления, который должен был справляться на десятый день седьмого месяца. Ст. 13, однако, позволяет полагать, что эти праздники начинались на второй день, а потому должны были продолжиться до десятого числа. Возможно, День искупления был слегка смещен и представлен этим постом, хотя здесь ничего не говорится о совершении ритуалов, предусмотренных в Лев. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    3:9,10. Об утверждении относительно безгрешности см. в коммент. к 3:6,7. Некоторые исследователи полагают, что Иоанн заимствует здесь образ «семени» у своих оппонентов, поскольку эта концепция позднее была известна среди гностиков; но этот образ уже был хорошо известен в христианской традиции (Иак. 1:18,21; 1 Пет. 1:23; см. коммент. к 1 Пет. 1:23). Считалось, что ребенок наследует природу отца через его семя, а потому Иоанн может здесь использовать этот образ для разъяснения своей мысли: рожденные от Бога через обращение в веру теперь отражают в себе Его характер, а те, кто не отражает его, имеют другую природу. Согласно Ветхому Завету, грех можно преодолеть, опираясь на слово, написанное или пребывающее в сердце человека (см., напр.: Пс. 118:11; Иер. 31:32,33).     3:11—13. Убийство Каином Авеля часто пересказывалось в иудейских преданиях с вымышленными деталями; подчас нечестие Каина описывалось весьма подробно. Он стал олицетворением нечестия (см., напр.: Книга Юбилеев и 1 Енох.; фарисеи иногда связывали Каина с саддукеями и их отрицанием грядущей жизни в вечности); в одном дохристианском еврейском тексте он назван «неправедным» (Прем. 10:3). Филон неоднократно использовал образ Каина как символ эгоизма и иллюстрировал на его примере тезис: «чем сильнее гонения, тем лучше», как здесь (ср.: Гал. 4:29). Некоторые более поздние гностики, противники закона, считали Каина героем.    Убийство брата рассматривалось в древности как одно из самых чудовищных преступлений (напр., у «Цицерона, Горация); Иоанн называет «братом» каждого члена христианского сообщества. Убийца считался сыном дьявола (3:10), поскольку первые дела дьявола принесли смерть Адаму (см. коммент. к Ин. 8:44); в некоторых более поздних раввинистических текстах утверждается, что отец Каина был злым ангелом, даже самим дьяволом. Соперничество между родными братьями (Быт. 37:8; 1 Цар. 17:28) могло развиваться постепенно, но поступок Каина прервал этот процесс.     3:14,15. Убийство было смертным грехом по ветхозаветному закону, а потому заслуживало геенны, согласно более поздним иудейским воззрениям. Иисус приравнивал ситуацию, которая ведет к убийству, к самому убийству (ср.: Мф. 5:21,22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

За исключением некоторых библейских текстов, до наших дней не дошли литературные произведения Древнего мира, создание которых приписывают придворным пророкам, поэтому определить характер этих источников не представляется возможным. Вторая книга Паралипоменон 1:1–17 Бог благословляет Соломона 1:3. Высота в Гаваоне. Гаваон (el-Jib), примерно в 4 милях к северо-западу от Иерусалима, находился в пределах холмистой области земли колена Вениаминова. Вблизи города было несколько природных источников и сооружена сложная система водоснабжения, что делало его благоустроенным и удобным для поселения местом. Вероятно, высота, на которой Соломон приносил свое колоссальное жертвоприношение в тысячу всесожжении ( 3Цар. 3:4 ), в действительности находилась на мысе Nebi Samwil, в миле к югу от Гаваона. О значении Гаваона свидетельствует его включение в перечень городов, завоеванных Сусакимом в ходе палестинской кампании. Использование высот для жертвоприношений до сооружения Иерусалимского храма и совершения «греха Иеровоама» (см. коммент. к 1Цар. 10:8 ; 3Цар. 12:28–31 ) библейским автором не осуждается. 1:3. Скиния собрания. См. коммент. к Исх. 27и 33:7–10 о сооружении и использовании святилища во время скитаний в пустыне. Тот факт, что скиния была отделена от ковчега Завета, известен только из данного фрагмента повествования. 1:4. Кириафиарим. В этом месте хранился ковчег Завета после того, как он был отнят у филистимлян ( 1Цар. 7:1,2 ). Этот город отождествляют с Tell el-Achar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, что, однако, не подтверждено археологическими или небиблейскими данными. Его связь со станом Дановым в Суд. 18:12 позволяет полагать, что они находились в пределах одной местности (см. коммент. к Суд. 13:25 ), всего в 6 милях от Гаваона. 1:5. Медный жертвенник. См.: Исх. 38и 39о сооружении этого жертвенника, который должен был находиться перед скинией собрания (см. также: 4Цар. 16:14 ). Нахождение скинии собрания и медного жертвенника в Гаваоне в то время, когда ковчег Завета перевозили в Иерусалим, указывает на существование двух разных религиозных центров до сооружения храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1,2 Введение 1:1. В обращении «рабы» не было ничего уничижительного ни для иудеев (пророки часто назывались «рабами Божиими»), ни для членов греко-римского общества (рабы императора и других высокопоставленных официальных лиц обладали большими властью и авторитетом, чем простые граждане). О «епископах» и «диаконах» см. в коммент. к 1Тим. 3:1,8 , где эти термины используются одновременно. 1:2. Павел здесь приводит христианскую формулу принятого в древности приветствия (см. коммент. к Рим. 1:7 ). 1:3–11 Благодарение Богу за филиппийцев Выражение благодарности было характерно для древних писем; Павел питает к фи-липпийцам особые чувства, он не упоминает о них только в Послании к Галатам, и то по вполне понятным причинам. 1:3,4. В еврейском языке иногда молитвы связываются с «напоминанием» перед Богом (как в Рим. 1:9 ); здесь Павел, вероятно, имеет в виду, что он благодарит Бога за филиппийцев во всех своих постоянных молитвах Ему (ср.: Флп. 4:6 ). 1:5 . Слово, переведенное как «участие», часто использовалось в деловых документах для обозначения партнеров, которые владеют общими денежными средствами. Здесь оно включает и ту финансовую поддержку, которую филиппийцы оказывали другим (4:10–20). 1:6 . Выражение «день Иисуса Христа» – адаптированный вариант «ветхозаветного термина «День Господень», что также предполагает божественную природу Христа. Уверенность Павла в их стойкости базируется на сказанном в 1:5–7. 1:7 . В дружеских посланиях часто выказывались чувства любви и привязанности к своим друзьям. В условиях своего заточения Павел естественным образом пользуется юридическим языком: «защищение» и «утверждение», или оправдание и обвинение. 1:8 . Древние обычно призывали в свидетели божество, предполагая его всеведение; лгать в такой ситуации означало навлечь на себя гнев богов. 1:9–11. Как и Павел здесь, философы подчеркивали необходимость различать добро и зло. Об источнике «праведности» см. в коммент. к 3:9. 1:12–26 Польза испытаний Греческие философы обычно утверждали, что ни смерть, ни тюрьма сами по себе не имеют значения; имеет значение только отношение к этому самого человека. Павел отчасти согласен с этой точкой зрения, но совсем по другим причинам: он уверен, что суверенный Бог использует испытания во славу Себе (1:12–14, иудейская и «ветхозаветная концепция), а также потому, что он безраздельно посвятил себя Иисусу (1:21,23). В посланиях, как и в речах, обычно присутствовал «повествовательный элемент – описание обстоятельств или сообщение читателям последних новостей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:7–10. Левиты на страже скинии. Левиты, расположившиеся вокруг скинии, получили повеление предавать смерти всех, кто вторгнется в священные пределы. Древние святилища предназначались не для общего богослужения, а для пребывания богов. Жрецы рассматриваются как стражи в хеттских текстах, а также в текстах из Мари. По представлениям вавилонян вход в храм охраняли еще и демоны, или духи-покровители. 3:12,13. Левиты занимают место первенцев. Во многих древних культурах существовал культ предков, отправление которого включало жертвоприношение возлиянием. С помощью этого ритуала живые надеялись умилостивить духов мертвых и получить их покровительство. По вавилонским поверьям бесплотный дух (utukki), или призрак (etemmu), мог стать очень опасным, если не уделять ему достаточно внимания. Забота об умерших начиналась с подобающего погребения и выражалась в регулярных жертвоприношениях и в почитании памяти усопших. Первенец нес ответственность за соблюдение культа предков, и потому наследовал родовых богов (скульптурные изображения предков). Хотя почитание предков и погребальный культ в Израиле не одобрялись, высказывания пророков свидетельствуют о том, что народ продолжал соблюдать эти обычаи. Поэтому передача статуса первенцев левитам подразумевает, что вместо культа предков, соблюдаемого первенцами на уровне семьи, в Израиле утвердится богослужение на национальном уровне, которое будет проводиться и регулироваться левитами (см. также коммент. к Исх. 13:1 ; Втор. 14:1,2; 26:14 ). О правовом оформлении этого явления см. коммент. к 8:24–26. 3:47–51. Серебро выкупа. В несколько ином контексте идея выкупа за деньги встречается также в аккадских (вавилонских) и угаритских (хананейских) текстах. Здесь народ выкупает своих первенцев у Бога, «продавая» левитов, а остаток первенцев должен быть выкуплен за деньги в соответствии со шкалой стоимостей, приведенной в Лев. 27:6 . Обычный сикль весил 11,4 грамма, хотя иногда упоминается «тяжелый сикль», который весил больше. По-видимому, вес и стоимость священного сикля, о котором здесь идет речь, были более устойчивы, чем соответствующие показатели обычного «рыночного» сикля. Принято считать, что священный сикль был легче (см. коммент. к Исх. 30:13 ). Пятьсиклей составляли примерно половину годичного заработка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Для решения этого вопроса выдвигается множество гипотез, но все они уязвимы, так как строятся на допущении, что указанные цифры следует истолковывать не традиционным способом, а как-то иначе. Исследования чисел, приведенных в ассирийских надписях, показывают, что они использовались не столько для точного подсчета, сколько в идеологических целях. Но переступить через наши собственные культурные ожидания очень трудно. Наиболее перспективный подход состоит в признании того, что древнееврейское слово, переведенное как «тысяча», можно переводить как «воинский отряд», в каковом случае там насчитывалось 600 таких отрядов. См. также коммент. к Нав. 8и Чис. 2:3–32 .   Предполагаемый маршрут исхода евреев из Египта   12:40. Четыреста тридцать лет. Хронология этого периода очень сложна. В 3Цар. 6сообщается, что со времени исхода из Египта до освящения храма в 966 г. до н. э. прошло 480 лет. Отсюда следует, что исход состоялся в середине 1400-х гг. до н. э. Прибавление 430 лет из этого стиха показывает, что евреи пришли в Египет в первой половине XIX в. до н. э. Впрочем, как библейские, так и археологические свидетельства не исключают вероятности других вариантов. Более подробное обсуждение см. в статье «Датировка исхода» на с. 84. 12:43–51 Устав Пасхи 12:43. Устав Пасхи. В ст. 38 говорится о множестве разноплеменных народов, присоединившихся к исходу, и в этой связи здесь представлено три дополнительных установления. Во-первых, принимать участие в праздновании Пасхи могли только обрезанные. Это означает, что праздник предназначался только для общины Израиля. Второе установление запрещало выносить мясо из дома, а третье предписывало «не сокрушать» костей. Оба этих установления были направлены на предотвращение разделения трапезы с не вошедшими в общину иноплеменниками. Ягненка следовало готовить целиком, внутри дома. 13:1–16 Первородные 13:1–3. Посвящение. Каждый первенец мужского пола, рожденный любой матерью, считался посвященным божеству. Иногда на древнем Ближнем Востоке это представление служило основанием для детских жертвоприношений, призванных обеспечить плодородие. С другой стороны, первенец наследовал функцию родового священника в культе предков. В Израиле это привело к освящению – передаче первенца во владение божества для отправления культа или в храм для совершения богослужения. Первенцы могли быть освобождены от этого статуса, и в еврейском законе их место заняли левиты ( Чис. 3:11–13 ). 13:4. Авив. Месяц авив приходится на март-апрель. Это древнее название месяца, получившего позднее название «нисан» в еврейском календаре. 13:5. Народы Ханаана и земля, где течет молоко и мед. См. коммент. к 3:7–10 и 3:8. 13:6–10. Праздник опресноков. См. коммент. к 12:14–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

67:5. Шествующий на небесах. В угаритской эпической литературе бог бури Ваал обычно именуется «восседающим на облаках». Примеры встречаются и в цикле мифов о Ваале и Анат, и в эпосе о герое Акхате. Образ Бога, шествующего на небесах, властвующего над ветрами и стихиями, служит в Псалтири еще одним примером того, как традиции других культур берутся на вооружение, чтобы продемонстрировать господство Яхве над природой и народами (см.: Пс. 103:3 ; Иер. 4:13 ). 67:7. Одинокие и сироты. В египетской «Повести о красноречивом поселянине» представлен идеал служения обездоленным и слабым. Царь в этом произведении периода Среднего царства назван «отцом сироты и мужем вдовы». В этом псалме Яхве представлен как сострадательный законодатель, проявляющий заботу о сиротах, вдовах и пришельцах, как если бы они принадлежали к обществу израильтян (см. коммент. к Втор. 24:17,18 и 24:19–22 о справедливости по отношению к обездоленным). В Еккл. 4:8,9 также говорится о бедственном положении одиноких и обездоленных. 67:7. Освобождает узников. В древности на Ближнем Востоке освобождение узников (из долговой тюрьмы) часто имело место в первый или второй год начала правления царя (а затем периодически повторялось). Так, например, старовавилонский царь Аммисадуга (XVII в. до н. э.) аннулировал финансовые долги именем Шамаша. Таким образом, освобождение в первую очередь касалось должников, а также тех, кто попал в долговое рабство. В отличие от израильского закона о «юбилеях», этот вавилонский указ целиком зависел от воли монарха и, по-видимому, не был основан на божественном повелении. Пример воплощения этих норм в жизнь идеальным царем см. в коммент. к Ис. 11:1 . Освобождение рабов исторически зафиксировано в правление последнего царя Иудеи, Седекии ( Иер. 34:8–10 ). Об этой и других особенностях правления справедливых царей см. в коммент. к Ис. 49:9–11 . 67:14. Голубица, крылья которой покрыты серебром и золотом. Среди исследователей нет единого мнения относительно значения этого выражения. Некоторые считают, что здесь речь идет о спасающихся бегством царях, штандарты которых были увенчаны изображением голубицы, символом хананейской богини Астарты. Другие истолковывают этот образ как обозначение Израиля (об использовании образа птицы см. также: Пс. 73:19 ; Ос. 7:11 ). Наиболее убедительной представляется гипотеза Тейта (Tate) о том, что украшенные голуби знаменовали победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010