Флп.2:25 .  Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей. «Потребнее же возмнех Епафродита брата испоспешника и своинника моего, вашего же посланника и служителя потребе моей, послати к вам». И его изобразил имеющим много заслуг, назвав не только «рабом, но споспешником и своинником», наименовал же его и апостолом их, так как ему было вверено попечение о них. А из сего видно, что под ним состояли в начале послания названные епископами, то есть исполнявшие должность пресвитерскую. «Служителем» же «потребе» назвал Апостол его, как принесшего посланные ими деньги. А сим дает разуметь, что к таковой услуге обязаны они, как и служащие обществу ко взносу податей. Флп.2:26 .  Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Флп.2:27 .  Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. «Понеже желанием желаше видети всех вас, и тужаше, зане слышасте, яко боле. Ибо боле близ смерти: но Бог помилова его, не его же токмо, но и мене, да не скорбь на скорбь прииму». Оправдывается Апостол в прошедшем замедлении, указывает на тяжесть посетившей болезни и дает видеть расположение к ним Епафродита, сказав, что скорбел он по причине замедления, произведенного болезнию, и по заботливости о них. А сие: «помилова его», выражает рачительность Епафродитову к совершению подвигов, ибо не пожелал избавиться от сей многоболезненной жизни, зная происходящую от нее пользу. Да и меня, говорит Апостол, помиловал Бог , не лишив споспешника. Флп.2:28 .  Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. Флп.2:29 .  Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении. Флп.2:30 .  Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. «Скорее убо послах его, да видевше его паки, возрадуетеся, и аз безпечален пребуду. Приимите убо его о Господе со всякою радостию, и таковыя честны имейте, зане за дело Христово даже до смерти приближися, презрев душу свою, да исполнит ваше лишение службы яже ко мне». Дал разуметь великость опасности, сказав: «презрев душу свою». Ибо, конечно, узнав, что я в заключении и под многочисленною стражею, пришел, презрев опасность, и увидел меня. А сим, говорит Апостол, воздал долг за всех вас, что должны были сделать вы все, то сделал один. После сего обращает слово к обличению требовавших сохранения излишеств закона. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Флп.4:4 .  Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. «Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся». Видно, что Апостол был сильно благорасположен к ним; потому-то так часто ободряет и хвалит их. Флп.4:5 .  Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Флп.4:6 .  Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. «Кротость ваша разумна да будет всем человеком». Нападения сопротивников переносите мужественно, не воздавайте злом за зло. «Господь близ». «Ни о чемже пецытеся». Приближается Судия и воздаст наконец награду за труды. «Но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу». Ибо прежде надлежит «прославлять благодетеля» Бога за все, будет ли это радостное или нерадостное, потом со тщанием приносить молитвы. Флп.4:7 .  И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. «И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и имен 1 ваша о Христе Иисусе». поскольку непрерывно следовали одно за другим гонения, то Апостол по необходимости испрашивал им мира. Но если мир Божий превосходит всяк ум, то как может быть постигнуто существо Божие? Флп.4:8 .  Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Флп.4:9 .  Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. «Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами». Короче же сказать: прошу всех вас украшать слова истиною, а жизнь осиявать честностию и справедливостию, делать то, что благоугодно Богу, и вам доставит за сие похвалу. Ибо и словами сему вас учил я, и в делах это же вам показывал. Поступая же так, будете иметь споспешником Бога всяческих. Потом Апостол пишет и о посланных ими деньгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Флп. 3:7–11 . Но все это я «вменяю уметы (сорт выметаемый) быти да Христа приобрящу» ( Флп. 3:8 ), т. е. чтобы все более и более походить на Христа и объединяться с Ним по духу «и чтобы найтись в нем», т. е. оказаться в живой связи с Ним, подобно розге, пребывающей на лозе и творящей плод, – «не с своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа» ( Флп. 3:9 )… «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп. 3:10–11 ). Апостол очевидно разумеет здесь не теоретическое познание исчисленных истин веры, для которого было бы достаточно нескольких уроков катехизиса, а постижение их всеми силами души своей и осуществление на деле, как законодательных правил всей жизни своей. Флп. 3:12–14 . Впрочем, – прибавляет Апостол, – «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я (до Христа столь же близко), как достиг меня Христос Иисус… Забывая заднее и простираясь вперед», я только «стремлюсь еще к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». Свое обращение ко Христу и дивные пути промысла Божия в своей прежней анти-христианской жизни Св. Ап. Павел изображает под видом того, как будто бы Господь преследовал его ловил, и, наконец, достиг и уловил. Нарочитого примечания заслуживают, после вышеозначенного смиренных слов Апостола, дальнейшие слова его, на которые неправильно ссылаются все мистические секты, отвергающие иерархическую власть учителей церковных и надеющиеся на внутреннее озарение и научение от Духа Святого. «Елицы убо совершени сие да мудрствуем: и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет» ( Флп. 3:15 ). Это не значит, что рассуждай и учи всякий, кто как сумеет, а там после Бог откроет истину. Нет, в связи с контекстом смысл апостольских слов получается иной. Говоря, что «все мы совершенные должны так мыслить», Апостол разумеет собственно мысли о праведности и смиренный образ мыслей о ничтожности собственных дел пред заслугами Христа Спасителя, представляет как общее правило для всех утвердившихся в вере совершенных христиан. Так и Св. Златоуст изъясняет, что «не о догматах сие сказано, но о совершенстве жизни и о том, чтобы не считали себя совершенными». «И аще ино что мыслите», – присовокупляет Апостол, – т. е. если еще есть между вами высокомудрствующие о себе по обольщение от иудействующих лжеучителей, то и сие Бог вам открыет; т. е. откроет то, о чем совершенные христиане знают с полным убеждением, подобно Апостолу, вменяющему в уметы все, на чем основывается праведность закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Это с их стороны, т. е. страх и трепет пред Богом, особенно необходимо в настоящее время, когда с ними нет Апостола Павла, который раньше одним своим присутствием среди филиппийцев вселял в них мужество. Флп.2:13 .  потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Филиппийцы не должны превозноситься в мыслях своих, потому что Бог , а не они, есть собственно действующий в деле их спасения: Он Сам и производит в них расположение к доброму делу, и дает им силы к осуществлению добрых стремлений. Во всем, словом, Он действует по Своему благоволению, а не по заслугам человека. «Это место говорит с одной стороны против пелагианства, а с другой стороны, через связь свою с 12-м стихом, ясно показывает, как далек Апостол от учения о принудительном действии благодати Божией на человеческую волю. Апостол здесь говорит, что благодать Божия совершает спасение человека не без участия его» ( Назарьевский, с. 93) 10 . Флп.2:14 .  Всё делайте без ропота и сомнения, Филиппийцы в деле своего спасения должны избегать ропота и сомнений по поводу того, что внушает им делать Бог . Сомневающийся, кроме того, очевидно, смотрит слишком низко и на себя, а этого не должно быть в человеке, искупленном Христом. Флп.2:15 .  чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, Флп.2:16 .  содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Флп.2:17 .  Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Флп.2:18 .  О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Цель, какую должны иметь в виду христиане, идя путем самоотречения, состоит в том, чтобы им стать неповинными пред судом Бога и свободными от пятен греха ( ικραιοι – в русск. перев.: «чистыми " ), чтобы сделаться истинными чадами Божиими, над которыми уже не обрушится тот страшный приговор, какому подвергнутся строптивые и развращенные дети, по сравнению с которыми филиппийцы, сохраняющие слово жизни или Евангелие, являются прямо как настоящие светильники мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. Поэтому апостол к месту повторил то же самое выражение, говоря о Господе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп. 2. 6–7 ). Что значит образ Божий, если не полноту Божества, явление божественного совершенства? Итак, будучи полнотой Божества, Он уничижил Себя и без изъяна воспринял полноту человеческой природы. Он как Бог ни в чем не испытывал недостатка, и человеком Он стал всецело, чтобы быть совершенным в обоих образах. Об этом и Давид говорит: Видом ты прекраснее сынов человеческих ( Пс. 44. 3 ). 7. Наконец, аполлинарист уловлен, и некуда ему бежать! Он уловлен своими же сетями, потому что сам сказал: Принял образ раба, а не был выбран в качестве раба. Я вновь его спрашиваю: Что значит образом Божиим? Он отвечает: Природой Божией. Ибо есть, как говорит апостол, которые по природе 1039 не боги ( Гал. 4. 8 ). Я продолжаю: Что же тогда значит приняв образ раба ( Флп. 2. 7 )? Без сомнения, приняв без изъяна человеческое состояние и человеческую природу, как я уже сказал, чтобы сделаться подобным человекам ( Флп. 2. 7 ). Безошибочно сказал апостол: подобным человекам, а не плоти. Он пребывал в плоти, но Он был без греха, а человек – во грехе, вот почему Он казался по виду как человек ( Флп. 2. 7 ), вот почему и пророк говорит: И человек Он, и кто Его узнает ( Иер. 17. 9 )? Он Человек по плоти, но превыше человека по божественному действию. Как человек Он прикасался к прокаженному, но был превыше человека – когда очищал его. Скорбя о мертвом Лазаре, Он плакал, словно человек, но был превыше человека, когда мертвому со связанными ногами дал повеление идти. Когда Он висел на кресте, то казалось, что Он – человек, но Он был превыше человека, когда, разрушив гробницы, воскресил мертвых. 8. И пусть не обольщается аполлинаристская пагуба словами: По виду став как человек ( Флп. 2. 7 )! Человек в Иисусе не отрицается, а напротив, ясно утверждается Павлом же в другом месте: Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?»  В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. « Но не сотворихом по области сей: но вся»  покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поелику упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. Флп 2:5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Уподобляйтесь общему человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное. всех Владыке. Флп 2:6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Флп 2:7. Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. «Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу»: « но Себе умалил, зрак раба приим». Бог, и  Бог  по естеству, имея равенство со Отцом, не почел сего великим (ибо свойственно это достигшим какой-либо чести не по достоинству), но, сокрыв достоинство, избрал крайнее смиренномудрие и облекся в образ человеческий. «В подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек». Говорит сие Апостол о Боге Слове, именно, что в Нем, сущем Боге, когда облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: « якоже человек». Потому что восприятое естество действительно было Флп 2:8. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. «Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя». Ибо не как раб исполнил Владычнее повеление, но добровольно восприял за нас спасение и послушлив был, как Сын, а не как раб. Флп 2:9. Посему и  Бог  превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

Глава III Апостол предостерегает читателей от увлечения учением иудействующих (1–11). Призыв подражать Апостолу в стремлении к достижению христианского совершенства (12–21). Флп.3:1 .  Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Заключая предшествующий отдел послания призывом радоваться о Господе, Апостол переходит теперь к новому обстоятельству, которое возбуждало в нем большие опасения, именно к возможности появления среди филиппийцев иудействующих лжеучителей. Резкими чертами характеризует он их приемы пропаганды иудейства и, в противовес им, изображает, как сам он относится к иудейству и его преимуществам. Именно он отрекся от всех мечтаний иудейства и всецело стремится к тому, чтобы быть во Христе. Этот стих составляет заключение к предыдущей главе. Апостол подробно сказал о Тимофее и Епафродите ( Флп. 2:19–30 ). Прибытие к филиппийцам последнего должно возбудить в них радость ( Флп. 2:29 ). В отношении к остальному, чего не коснулся Апостол ( «впрочем« – правильнее: в отношении к прочему – τ λοιπν) они также должны радоваться. Апостол если не говорит подробно об этом «прочем», то не потому, чтобы ему не хотелось: он с радостью может несколько раз писать о том же самом ( «о том же " – τ ατα), и знает, что это будет полезно ( «назидательно») для читателей, потому что призыв к радости должен их ободрить. Но – такова невысказанная мысль, составляющая переход к следующему отделу – ему теперь нужно поговорить о явлениях нерадостных, изменить тон своей речи… Флп.3:2 .  Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, Флп.3:3 .  потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, Филиппийцам угрожает серьезная опасность от иудействующих лжеучитетелей. Они должны поэтому быть очень осторожны (Апостол три раза повторяет слово: «берегитесь»). Апостол не стесняется при этом в выборе обличительных выражений для характеристики этих лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23). Флп.4:1 .  Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию ( Флп.3:17 ). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь ( «возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Флп.4:2 .  Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. «Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу. Флп.4:3 .  Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. «Сотрудник» – правильнее: Синзиг ( σγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный ( γνοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» ( Флп.1:1 ). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных ( «книге жизни» ср. Исх.32:32 и Отк 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Да будете чисти и непреткновенни в день Христов исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию». Пользуясь сими дарованиями, сохраните веру чистою, принося Богу плод правды и устрояя, чтобы Он всеми был прославляем. В сем смысле и сказал Апостол: «в славу и похвалу Божию». Пересказывает же к пользе их и бывшее в Риме. Флп.1:12 .  Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. Флп.1:13 .  Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим. «Разумети же хощу вам, братие, яко яже о мне паче во успех благовествования приидоша, яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех». Поскольку филиппийцы по крайней заботливости послали блаженного Епафродита, то Апостол утешает их, извещая, что возложенные на него узы стали для многих поводом ко спасению. Ибо «успехом благовествования» назвал множество верующих. И причина уз, говорит он, стала известна всем в царском доме; ибо «судищем» ( πραιτριον) назвал царский дом. Вероятно же, что он в это время так и назывался, потому что преобладало римское могущество. Флп.1:14 .  И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. «И множайшии братия о Господе, надеявшиися о словах моих, паче дерзают без страха слово Божие глаголами». Во многих же из братий вследствие уз моих родилась смелость, ибо, видя, что я с удовольствием переношу злострадание, небоязненно проповедуют Божественное Евангелие. Флп.1:15 .  Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. «Нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и соблаговоление Христа проповедуют». Но не у всех одна мысль, потому что одни делают это из горячего расположения к благочестию, а другие по неприязни, какую имеют ко мне, стараются увеличить тем мое бедствование. Ибо сие дает видеть Апостол в последующих словах: Флп.1:16 .  Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Обаче в неже достигохом, тоже да мудрствуем, и тем же правилом жительствуем ( Флп. 3:16 ), или, как в русском переводе, «впрочем до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». И это во всем должно следовать, и как она что признает истинным или обязательным, с тем и должно согласовать свои дела и жизнь. Апостол говорит как бы так: хоть я и сказал вам, что если иначе что разумеете, то Бог вразумит вас, но и без этого – ведь вам, конечно известно правило, что должно следовать тому, что сознано истинным и добрым, а я вам внятно разъяснил, что не должно считать себя совершенными, а все стремиться лишь вперед, как не достигшим еще должного. Следовательно, нечего вам дожидаться и особенных вразумлений от Господа; примите на совесть, что я вам ясно преподал и внушил, и сообразно с тем действуйте (Еп. Феофан). и) Обратный гибельный пример лжеучителей, забывающих высшую цель жизни Этот пример Св. Апостол приводит для наглядного доказательства лживости учения фанатичных ревнителей иудейства, силившихся увлечь за собой Филиппийцев. Как по плодам различают хорошее дерево от дурного, так по жизни всегда можно узнать, кто истинный учитель и кто лжеучитель. Флп. 3:17–4:1 . Посмотрите, как живут эти иудействующие лжеучители, «о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю», как о врагах креста Христова ( Флп. 3:18 ); «их конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и проч. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные!» ( Флп. 3:19 –20 ). Г) Краткое внушение некоторым частным лицам с приложением общего наставления i) Краткое внушение некоторым Еводию молю, и Синтихию молю, тожде мудрствовати о Госопде ( Флп. 4:2 ). Кто были Еводия и Синтихия – об этом не осталось определенных сведений. 101 Женщины сии, как видно, имели влияние на других, а потому несогласие их могло быть вредно, так что Апостол нарочито старался о примирении их и о том, чтобы они действовали согласно и единодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010