Другие исследователи считают более вероятным, что Зарай был вождем одного из бедуинских племен (см. коммент. к Чис. 12:1 ). Обсуждение численности армии см. в коммент. к 13:3–20. В древнееврейском языке нет слова «миллион», поэтому здесь говорится о «тысяче тысяч» (т. е. о тысяче дивизионов), что указывает на неимоверно большую военную силу. 14:9. Число колесниц. По сравнению с приведенной численностью войска Зарая, количество колесниц кажется неожиданно малым. Но все же сами по себе 300 колесниц представляются немалой силой. Как известно из месопотамских и египетских источников, а также дворцовых рельефов, экипаж колесницы, состоявший из двух-трех человек, обстреливал противников градом стрел. Кроме того, на колесницах разъезжали командиры или вестовые, которые сообщали сведения о ходе битвы или приказы командующего о проведении головных атак. Войска часто сосредоточивались вокруг таких групп колесниц, при этом каждому командиру колесницы придавалось в помощь подразделение пехоты. Более подробно о силах, которыми располагали колесницы, см. в коммент. к 1:14. 14:10. География. Битва между Асой и Зараем произошла вблизи Мареши, города, укрепленного Ровоамом и отождествляемого с Tell Sandakhanna на юго-западной границе Иудеи. Мареша расположена в 4 милях к северо-востоку от Лахиса и почти в 30 милях к юго-западу от Иерусалима. Цефата (которую, вероятно, можно отождествить с Цефафой в Суд. 1:17 ) упоминается только в данном тексте. Поскольку эта долина лежала к северу от Мареши, ее можно идентифицировать как вади Guvrin. 14:12–14. Герар. См. коммент. к Быт. 20об этом городе, расположенном в западной части Негева. Его местоположение точно не установлено, но наиболее вероятным вариантом является Tel Haror, в 25 милях к юго-западу от Вирсавии. Герар может быть названием области, а не города-государства, что расширяет масштаб опустошения городов, совершенного Асой. 15:8. Мерзости языческие. Конкретные идолы не названы. В оригинале этот термин описывает все, что внушает отвращение и является существенным искажением религиозных установлений, в частности, запрещенная пища или предметы, используемые в языческом культе. 15:10. Хронология. Если Аса стремился связать собрание и жертвоприношение с крупным религиозным праздником или событием, то на третий месяц приходятся Богоявление на горе Синай ( Исх. 19:1 ) и Праздник седмиц ( Лев. 23:15,16 ). Поскольку обновление завета тоже составляет часть этого события, возможно, Аса совершил этот ритуал в память об обновлении завета на горе Синай ( Исх. 24 ). Это празднество, вероятно, имело место в 892 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    6:10. В это время года, на Пасху, трава была уже достаточно густой (ср.: 6:4), и на ней можно было удобно расположиться. Иоанн называет цифру 5 тыс. «человек» (это греч. понятие включает только мужчин); общее количество народа, включая женщин и детей, могло раза в четыре превышать названное здесь число. Таким образом, Иисус обращается к аудитории, которая по численности сопоставима с вместимостью театра вЭфесе и примерно в четыре раза превышает вместимость театра в галилейской Сепфоре; общение с такой массой народа было большим искусством.     6:11. По еврейскому обычаю хозяин дома воздавал благодарение перед началом (а также после) трапезы. Чудеса умножения пищи упоминаются в Ветхом Завете (ср.: 3 Цар. 17:16; 19:8) и изредка -в иудаистскойтрадиции (напр., умножение масла в позднейших преданиях о Маккавеях), а также в греко-римских источниках; за основу здесь положены тексты 4 Цар. 4 (см. коммент. к Ин. 6:8,9) и особенно Исх. 16 (манна; см. коммент. к Ин. 6:31—33).     6:12. Греко-римские моралисты и иудейские Учителя резко выступали против расточительства, небрежного отношения к добру; хотя лишний хлеб был дарован чудодейственным путем, эту пищу нельзя расточатьбездумно.     6:13. Остатков было больше, чем исходных продуктов. По римскому обычаю всегда оставляли какое-то количество пищи, чтобы показать ее изобилие, избыток. Иисус проявляет Себя как щедрый хозяин.     6:14. Под «пророком» здесь подразумевается пророк, подобный Моисею, из Втор. 18:15—18.    В дни Моисея Бог чудодейственным образом даровал израильтянам хлеб с неба — манну. Во время Пасхи (Ин. 6:4) надежды на избавление возрастали, поскольку евреи вновь вспоминали, как Бог через Моисея избавил их от угнетателей.     6:15. Некоторые народные вожди в I в. собирали в пустыне множество последователей, веривших, что те способны совершать знамения, как Моисей или Иисус Навин, и свергнуть римское иго; см. коммент. к 6:14.Народ мечтал о чудесах на земле и о земном вожде, подобном Моисею (в некоторых еврейских преданиях — у Филона, раввинов и др. — Моисей рассматривался как царь; ср.: Втор. 33:4,5); но не в этом заключалась миссия Иисуса (6:63). Возможно, для читателей, устрашенных притязаниями римского императора на божественную власть (см. введение к коммент. к Книге Откровение), это предостережение было особенно своевременным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

27:7. Хронологическое замечание. Это последний период перед восшествием Давида на престол. Обычно его воцарение датируют примерно 1010 г. до н. э. 27:8. Гессуряне. Этот народ жил в северной части Синайского полуострова, к юго-востоку от Филистии (см.: Нав. 13:2 ). Его не следует путать с обитателями «Гессурской земли» в регионе Васана (см.: Нав. 13:11 ). Эта местность была недосягаема для Давида и его людей. Возможно, Давид совершал набеги на южных гессурян еще и потому, что они были союзниками филистимлян. 27:8. Гйрзеяне. Гирзеяне упоминаются только в этом фрагменте и не встречаются в других древних источниках. Некоторые варианты чтения позволяют отождествить этот народ с газерянами. 1азер находится в 10–12 милях к северо-востоку от Гефа. Однако, если Секелаг находился в 30 милях к югу от Гефа, маловероятно, что Давид совершал набеги на этот регион. 27:8. Амаликитяне. См. коммент. к Втор. 25:17–19 . 27:8. Сур. Пустыня Сур лежала на севере Синайского полуострова между Ханааном и северо-восточной границей Египта (см. коммент. к Исх. 15:22 ). Суровые условия пустыни служили естественной защитой для населявших ее племен скотоводов-кочевников, таких, как гессуряне и амаликитяне. 27:10. Страна Иерахмеела. Отвечая на вопрос Анхуса о направлениях набегов, Давид дает понять, что опустошал селения Иуды. Клан Иерахмеела принадлежал к колену Иудину, а его территория находилась к югу от Беэршивы (см.: 30:29). 27:10. Страна Кенеи. См. коммент. к Чис. 24:21,22 . 28:1–24 Саул и аэндорская волшебница 28:2. Давид в роли телохранителя. Как и во время службы при дворе Саула (22:14), Давид стал начальником телохранителей царя Анхуса. Это назначение поставило Давида в затруднительное положение, так как означало, что ему придется принимать участие в сражении против Саула. 28:3. Волшебники и гадатели. Общую информацию о гадании и колдовстве см. в коммент. к Втор. 18 . Гадатели и волшебники подвергались в Израиле осуждению из-за их связи с хананейской религией, а также потому, что своим «искусством» общения с духами они пытались перехитрить Яхве. Они представляли низовую, «народную» форму религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24и Езекией во 2Пар. 29:7,27–29 ) – после периода отступничества и после запрета со стороны ассирийцев. 3:4. Праздник кущей. См. коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–43 и Втор. 16:13–17 , где приводятся сведения об этом важном религиозном празднике. Праздник кущей связан также с освящением храма Соломона ( 2Пар. 5:3 ) и церемонией обновления завета Ездрой ( Неем. 8:13–18 ). Во всех трех случаях это означало национальное возрождение, а праздник всегда знаменовал собой торжество, связанное с заключением завета или договора (см. коммент. к Быт. 31:54 ). 3:5. Новомесячия и другие священные праздники. См. коммент. к Чис. 28:1–30 , где рассматривается религиозная основа этих праздников в религиозном календаре израильтян (см. также: 1Цар. 20:5 ). Что особенно бросается в глаза, так это решимость упорядочить религиозную жизнь народа с помощью восстановления всех ритуалов допленного периода. 3:7. Пища, питье и масло. Расчеты заработной платы всегда основывались на дневной норме пищи, питья и оливкового масла (см. перечень во 2Пар. 2:10 ). Подобные сведения содержатся также в документах о выдаче продовольствия (как вольнонаемным работникам, так и рабам) из Вавилона, Мари и многих других месопотамских городов. 3:7. Доставка кедровой древесины морем. Подобно тому, как в XI в. до н. э. египетский жрец Ун-Амун заключил контракт с правителем Сирии о поставке кедровых бревен по морю, здесь представлен вариант договора о поставке древесины в портовый город Яфу для восстановления храма (см. коммент. ко 2Пар. 2:16 , где приводятся дополнительные примеры подобной практики). 3:8. Хронология. Как и храм Соломона, второй храм начали сооружать весной, во второй месяц сиф ( 3Цар. 6:1,37 ). Сказано, что работа началась «во второй год по приходе [Зоровавеля] к дому Божию». Но в данном тексте нет никаких разъяснений по поводу того, когда пришел Зоровавель. Он никогда со всей определенностью не рассматривается как современник Шешбацара или Кира (хотя это можно предположить на основании 4:1–5), но всегда связывается с Дарием. Многие считают, что в Езд. 2 описывается эпизод возвращения из плена, имевший место примерно через пятнадцать лет после первого возвращения, о котором говорится в гл. 1. В такой ситуации трудно установить, какой год был вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:13. Должность Давида. Давид был поставлен «тысяченачальником», однако понятие «тысяча», по-видимому, обозначало отряд, укомплектованный членами одного клана, а численность подобных отрядов зависела от величины соответствующих кланов. Позднее эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в начальный период отряд мог состоять всего из десяти человек. Очевидно, израильское войско было разделено на такие «кланы» ( Чис. 31:5 ; Нав. 22:21,30 ; Суд. 5:8 ). Следующим подразделением израильского войска была «сотня» ( 1Цар. 22:7 ) и даже «пятьдесят» (см. коммент. к 1Цар. 8:12 ). 18:17. Женитьба на дочери царя. Женитьба на старшей дочери царя могла принести Давиду титул «царского зятя», что чрезвычайно повысило бы его статус. Во многих древних обществах это было единственной возможностью приблизиться к престолу, но в Израиле подобная практика не подтверждается. Давид осознавал, что его род имеет более низкий социальный статус, чем род Саула. Саул хотел обеспечить преданность и заручиться поддержкой прославленного воина (см. коммент. к 17:25). Следовательно, низкий социальный статус Давида не рассматривался как препятствие его принятию в семью Саула. 18:25. Выкуп за невесту. Выкуп за невесту (вено) – денежная сумма, выплачиваемая женихом родителям невесты (см. коммент. к Быт. 29:21–24 ; Исх. 22:16,17 ; Втор. 22:23,25; 22:29 ). Обычно эти деньги хранили на тот случай, если муж разведется с женой или умрет. Для членов царского рода в подобной предусмотрительности не было необходимости, но величина выкупа имела значение, поскольку отражала статус невесты. Давид не располагал средствами для женитьбы на царской дочери. Но, очевидно, величина выкупа определялась отцом невесты (см.: Быт. 34:12 ), и Саул решил связать этот вопрос не с финансовыми возможностями будущего супруга, а с его воинскими качествами. На древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (см. коммент. к Суд. 8:6 ) или отрубленным головам ( 4Цар. 10:6–8 ). Саул потребовал принести «краеобрезания», чтобы убедиться, что убитые действительно были филистимлянами, поскольку многие другие соседи Израиля практиковали обрезание. 19:1–24 Саул преследует Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:14. Аморреи. Наряду с хананеями аморреи составляли основное население Ханаана до прихода израильтян и филистимлян. Дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 13:29 . 7:16. Территория Самуила. Округ, включающий Вефиль, Галгал и Массифу, по-видимому, находился на территории Вениамина. Было несколько городов с названием «Галгал», в том числе на северной границе территории Иуды. Если здесь подразумевается этот Галгал, то Самуил начинал обход от Рамы, где был его дом, и шел около 15 миль на юго-восток до Вефиля. Пройдя еще 2 мили к югу, он попадал в Массифу, а оттуда почти 10 миль шел до Галгала. Обратный путь составлял 25–30 миль. Впрочем, возможно, здесь идет речь о каком-то другом Галгале, менее отдаленном от Вефиля и Массифы. В документах из Мари упоминается прорицатель Asqudum, который регулярно обходил четыре города, предлагая горожанам свои услуги. 7:17. Жертвенник в Раме. Текст не уточняет, предназначался ли этот жертвенник для жертвоприношений, или был памятником (см. коммент. к Нав. 22:9–34 ). Если на этом жертвеннике совершались жертвоприношения, то, вероятно, он заменил жертвенник, который находился в Силоме и был уничтожен филистимлянами. 8:1–22 Просьба о царе 8:2. Сыновья Самуила. Самуил «судил» в округе, очерченном в 7:16. Это было несколько иное судейство, чем то, которое описано в 7:6, и заключалось оно в решении гражданских споров (см. коммент. к Исх. 18:13–27 и Втор. 16:18–20 ). Такие же функции выполняли сыновья Самуила, которые отнюдь не принадлежали к разряду судей-спасителей, фигурирующих в Книге Судей. В отличие от Самуила, судившего в центральной части Израиля, они судили на далекой окраине (см. следующий коммент.). 8:2. Вирсавия. Вирсавия (Tell es-Sebá) расположена на южной окраине обетованной земли, в Негеве, в 3 милях к востоку от современного города. Археологические раскопки показывают, что в этот период процесс превращения временного поселения в постоянное только начался; появились первые немногочисленные дома. Население Вирсавии составляло менее 200 человек. Следовательно, это было очень скромное назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

44:9. Чертоги из слоновой кости. О широком применении слоновой кости для украшения мебели и настенных панелей см. в коммент. к 3Цар. 22и Ам. 3:15; 6:4 . Роскошь убранства царского дворца вполне могла отражать благосостояние народа, ибо дворец служил олицетворением могущества и престижа государства. 44:10. Офирское золото. См. коммент. к 3Цар. 22и Ис. 13о золоте высшего качества. 44:13. Дар. В письмах из Мари содержится информация о попытках царя Мари заключить брачный союз с дочерью царя Алеппо. Из этой переписки явствует, что знаком завершения переговоров, длившихся в течение года, служит свадебный дар, который был доставлен во дворец Мари и, по-видимому, принят царем. 44:13. Дочь Тира. Хотя не исключено, что речь действительно идет о дочери тирского царя, более вероятно, что это общее понятие, обозначающее жителей этого финикийского портового города. Встречаются и другие подобного рода выражения, например, «дочь Сиона» ( Пс. 9:15 ) и «дочь Вавилона» ( Пс. 136:8 ). Финикийцы, контролировавшие всю морскую торговлю в Средиземноморье, славились своим богатством, поэтому считалось, что дары из Тира должны быть щедрыми, экзотическими и дорогими. 44:14. Одежда шита золотом . В Древнем мире одежда отражала социальное положение ее владельца. Одежды принцессы-невесты в этом псалме представлены как богатейшие. Как и дщерь Иерусалима в Иез. 16:10–13 , она облачена в узорчатые одеяния, возможно, окрашенные финикийскими красителями в пурпурный цвет. Роскошь ее одежд подчеркивается искусным золотым шитьем. Изготовить прочную нить из золота не представлялось возможным, но обычно нить просто покрывалась золотой пылью. Исх. 39объясняет процесс, посредством которого золото вплеталось между нитями, образующими ткань. 45:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент, к заголовку Пс. 41 . 45:10. Прекращение брани. Если Яхве как Бог-воитель помогал Израилю в сражениях (см. коммент. к Нав. 3:17 ), то Яхве как Бог завета был источником мира и процветания. Тема вселенского мира составляет неотъемлемый элемент упования на возрождение нации в пророческой и апокалиптической литературе. В Ис. 2говорится, что Бог разрешит все споры между народами, и они «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы». Иезекииль утверждает, что одним из средств, с помощью которых Яхве убедит народы, что Он – Господь, будет создание такого положения в мире, при котором оружие войны можно будет использовать как топливо ( Иез. 39:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фелефеи упоминаются только во фрагментах, подобных этому, где они всегда связаны с хелефеями. 8:18. Сыновья Давида – первые при дворе. В оригинале использовано слово «священники», но эта проблема не так сложна, как принято считать. Обязанности, связанные со служением в скинии, действительно возлагались только на колено Левия (см. коммент. к Лев. 10и Чис. 18:1–7 ), но в тексте не содержится никаких предписаний, запрещающих нелевитам выполнять другие священнические функции (см. коммент. к Исх. 28:1 ). Известно также, что со временем священнические обязанности, не связанные со служением в святилище, постепенно исчезли (см.: 4Цар. 23:9 ). После Синая все большее распространение приобретают домашние святилища (см.: Суд. 6:24–26; 13:19 ; 1Цар. 20:29 ), а исполнение старшим сыном жреческих функций в культе предков было характерно для древнего Ближнего Востока в целом (см. коммент. к Чис. 3:1 ). Саул был наказан за попытку исполнения священнических функций, но, возможно, это объясняется тем, что он нарушил устав ( 1Цар. 10:25 ), четко разграничивающий роли Саула и Самуила (см. коммент. к 1Цар. 13:8–13 ). Возможно, священнические функции Давида были связаны с традиционной ролью Иерусалима. Существование традиции, объединяющей функции царя и священника, подтверждают такие фрагменты, как Пс. 109и, пожалуй, эпизод с участием Давида в церемонии установки ковчега в Иерусалиме (6:14). 9:1–13 Милость, оказанная Давидом Мемфивосфею 9:3. Хромой ногами. О Мемфивосфее и его увечье см.: 2Цар. 4:4 . 9:4. Лодевар. Область в Трансиордании, присоединенная Саулом и ставшая позднее вассальным государством Давида. Селение Tell Dober, раскопки которого обнаружили остатки материальной культуры железного века I и II, вполне могло быть главным городом этого региона. Оно расположено в юго-западной оконечности Голана, к северу от реки Ярмук. 9:7. Необычность поступка Давида. У Мемфивосфея были веские причины опасаться Давида. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новыми царями всех претендентов на царский престол (ср. истребление Ваасой дома Иеровоама в 3Цар. 15:29 ). Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Например, Ашшурбанипал изуродовал, казнил и отдал на съедение псам тела противников своего деда, представив это как свой первый официальный акт в роли царя Ассирии. Давид, напротив, относится к Мемфивосфею, единственному уцелевшему члену царской фамилии, как к законному наследнику владений Саула. Приглашая Мемфивосфея есть с ним за одним столом, Давид проявляет великодушие и оказывает внуку Саула честь. Впрочем, некоторые исследователи отмечают, что это позволяло Давиду держать Мемфивосфея под наблюдением на случай, если того склонят к перевороту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 34и Суд. 6:25 . 17:11. Курение благовоний как языческий ритуал. В небиблейском мире благовония использовали в самых разнообразных целях. Финикийцы использовали их, чтобы подготовить тело царя к будущей жизни. В одной надписи из Библа царь называет себя «возлежащим на благовониях». В хананейском Угарите благовония использовались в культе предков. В Месопотамии они составляли элемент посвятительных и искупительных приношений. Там существовало поверье, что курение помогает донести молитвы до божества, которое будет вдыхать аромат благовоний. Все эти практики осуждались авторами Писания. 17:16,17. Неприемлемые формы богослужения. Литые изображения тельцов, или быков, были типичными культовыми предметами в Ханаане. Подобные статуэтки обнаружены археологами во многих местах этого региона (дополнительную информацию см. в коммент. к 3Цар. 12:28 ). Упрек в поклонении «воинству небесному» подразумевает почитание богов, связанных с небесными светилами, особенно бога солнца, бога луны и Венеры (в Вавилонии – Шамаш, Син и Иштар, соответственно). Управляющие календарем и временем, временами года и погодой, они считались наиболее могущественными богами в большинстве регионов Древнего мира. Они давали знамения, с помощью которых гадатели предсказывали будущее и наблюдали за всем, что происходит в человеческом мире. Зодиак в то время был еще неизвестен. Информацию о Ваале см. в коммент. к Суд. 2:11–13 . Сведения о «проведении детей через огонь» вне Писания встречаются крайне редко, но известно, что подобный обычай существовал у ассирийцев и арамеев (см. коммент. к Втор. 18:10 ). Гадание и занятия волшебством были широко распространены в Месопотамии. Гадатели исходили из того, что знание о замыслах и деяниях богов можно получить с помощью различных указателей (таких, как внутренности жертвенных животных). За прошедшие сто пятьдесят лет археологических исследований были обнаружены тысячи предсказаний и заклинаний. 17:24. Переселение других народов в Самарию. Хотя царь Ассирии здесь не назван, ассирийские источники утверждают, что этот регион был преобразован в 720 г. до н. э. Саргоном II. В этих же источниках не упоминаются конкретные народы, депортированные в Самарию. Тем не менее некоторые арабские племена были переправлены в Самарию в течение пяти лет после начала преобразований. В этот период Вавилон находился под властью Ассирии. Куту отождествляют с Tell Ibrahim, в 20 милях к северо-востоку от Вавилона. Авву в настоящее время идентифицируют как Awa (акк. Ата, Amatu в Восточной Вавилонии). Емаф был крупным арамейским городом на реке Оронт в Сирии. Сепарваим предположительно определяют как Sipirani, к югу от Ниппура, хотя такой вариант, как Shabarain в Сирии, тоже не исключается. Как бы то ни было, политика Ассирии заключалась в том, чтобы заселить этот регион различными народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

36:5. Поведение Эдома. См. коммент. К 35:5. 36:25. Окропление чистой водой. Хотя окропление водой для очищения было частью ритуального омовения, который совершали священники, выражение «чистая вода» нигде больше в Ветхом Завете не используется. 36:26. Метафоры. Сердце, как считалось, отвечает за рассудок и волю человека, его побуждения и намерения. Более подробную информацию о каменном, или тяжелом, сердце см. в коммент. к 11:19; Ис. 6:9,10 и Исх. 8:11 . 37:1–28 Поле, полное костей 37:1. Вывел и поставил. О перемещении в видении см. коммент. к 8:3. 37:1. Поле, полное костей. Поле, изобилующее костями, – метафора, указывающая на великое бедствие. Описание множества тел, которые не были преданы должным образом земле, напоминает описание батальных сцен, известных с самых древних времен месопотамской и египетской истории. В подобных выражениях описывается уничтожение врагов и в ассирийских анналах. Одним из типичных проклятий на древнем Ближнем Востоке была угроза оставления мертвого тела под открытым небом. 37:12,13. Концепция воскресения на Ближнем Востоке в древности. В отдельных странах Ближнего Востока в древности существовала концепция воскресения. Так, египтяне верили, что некоторые умершие восстанут из мертвых, как звезды, и займут свое место на небе. Однако, в целом, единственное представление о воскресении в мировоззрении древних людей связывалось с возможностью вызывать духов умерших и с пробуждением богов плодородия в природных циклах. Боги умирали ежегодно в конце сельскохозяйственного цикла и «зимовали» в преисподней. Они ритуально пробуждались весной. Но все это не имеет никакого отношения к богословскому учению о воскресении из мертвых. Случайные «оживления» или указания на национальное возрождение, как в данном тексте, не связаны с концепцией воскресения. См. коммент. к Ис. 26:19 . Некоторые исследователи полагают, что Иезекииль представляет здесь восточные воззрения. В зороастризме был обычай оставлять тела умерших непогребенными в надежде на то, что в один прекрасный день они оживут. Однако распространение персидской культуры и воззрений относится к более позднему времени – спустя несколько десятилетий после Иезекииля, а становление зороастризма в Персидской империи произошло лишь в конце VI в. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010