2:18. Стези к мертвецам. В древней литературе Ближнего Востока есть несколько примеров подобного рода размышлений. В эпосе о Гильгамеше богиня Иштар, восхищенная проявленной героем доблестью в сражении с Хувавой, предлагает ему стать ее мужем. Несмотря на выгоды, которые сулит ему богиня, Гильгамеш хорошо представляет преисподнюю, которая неизбежно ожидает его, если он поддастся на ее обольщения. В угаритском эпосе об Акхате богиня Анат предлагает Акхату золото, серебро и вечную жизнь в обмен на его чудодейственный лук. Как и Гильгамеш, Акхат видит ее ложь и рассуждает о неизбежности смерти. Тема преступной любви, затронутая во многих произведениях литературы премудростей, трактуется как верный путь к погибели. Анкшешонги говорит: «Тот, кто вступает в любовную связь с замужней женщиной, будет казнен на пороге ее дома» (см. также: Прит. 6:25,26 ). Об этой опасности напоминает и судьба Думузи, возлюбленного шумерской богини Иштар, который был вынужден проводить по полгода в преисподней в качестве выкупа за нее. Мир теней, где пребывают духи, был крайне непривлекательным местом. Согласно эпосу о Гильгамеше, в «жилище праха» нет света, мертвецы одеты «как птицы», а «прах и глина служат им пропитанием». Тем не менее в древности считалось, что живые могут спрашивать у мертвых духов совета (см.: 1Цар. 28:11–15 ). 3:3. Обвяжи ими шею твою. См. коммент. к Втор. 6об использовании амулетов в напоминание о законе и для защиты от зла. Использование слова hesed («милость») из терминологии завета можно сопоставить с его использованием в Иер. 31:3 , где Бог говорит о Своей «вечной любви» к Израилю. 3:3. Скрижали сердца. Казалось бы, автор подразумевает обычай носить на груди небольшую глиняную табличку в качестве амулета (ср.: печать и перевязь в Быт. 38:18 ). Однако параллель с Иер. 31позволяет с уверенностью утверждать, что здесь речь идет о познании закона Божьего сердцем: «на сердцах их напишу его». 3:15. Дороже драгоценных камней. Хотя и рубины, и сапфиры представляют собой разновидности минерала корунда, который по составу является сложным оксидом алюминия, рубины встречаются реже, а потому ценятся значительно выше. Египетский мудрец Птахотеп также сравнивал мудрость с редкими драгоценными камнями (изумрудами). В Древнем мире алмазы не были известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:30. Священник в колене Дановом. Обязанностью левитов было священническое служение Господу от имени всех колен. Поэтому говорить об Ионафане, сыне Гирсона, как о священнике в колене Дановом вполне правомерно. Ионафан занял этот пост, послужив сначала домашним священником в колене Ефрема и совершая ритуалы перед идолами, а затем согласившись на конфискацию этих сакральных объектов из дома Михи. В этом смысле Ионафан, как и осуждаемые Осией священники, не сумевшие передать народу истинное ведение Бога ( Ос. 4:6 ), виновен в закреплении одной из форм незаконного богослужения. 18:31. Дом Божий в Силоме. Святилище в Силоме функционировало как культовый центр в период судей ( Суд. 21:19 ) и во времена Самуила ( 1Цар. 1:3 ), но, по-видимому, было уничтожено филистимлянами после сражения при Авен-Езере ( 1Цар. 4:1–11 ). Упоминание в Пс. 77и Иер. 7:12; 26:6–9 указывает на то, что святилище, вероятно, было восстановлено и действовало, пока Соломон не построил храм в Иерусалиме. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Археологические раскопки обнаружили руины Силома железного века I и следы разрушений, вызванных пожаром. Несмотря на обнаружение остатков общественных зданий этого периода, никаких следов святилища не нашли. Вероятно, оно находилось на вершине кургана, наиболее пострадавшей от эрозии и позднейших поселений. 19:1–21:25 Война с вениамитянами 19:1. Левиты. Информацию о роли и обязанностях левитов, а также о связанных с ними предписаниях закона см. в коммент. к Чис. 16:10 ; Втор. 14:27–29; 18:1–5; 18:6–8 . 19:1. Наложницы. Наложница – неполноправная жена, вышедшая замуж без приданого. Ее дети могли рассчитывать на часть наследства только в том случае, если отец публично признает их наследниками (см.: Быт. 25:1–6 ). Вероятно, необходимость в такой форме отношений возникала тогда, когда первая жена оказывалась бесплодной (см.: Быт. 16:1–4; 35:21,22 ). Как бы то ни было, в брачном соглашении с отцом женщины, взятой в наложницы, указывалось, что она будет иметь более низкий статус, чем законная жена. Следует учесть, что в силу своего особого положения левит имел право жениться только на женщине, соответствующей определенным требованиям (см.: Лев. 21:7 ). Возможно, по этой причине он не спешил возвратить наложницу домой (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В ст. 17–20 Иисус ставит закон наравне с пророками и подчеркивает, что пришел исполнить ветхозаветные установления (в смысле исполнения пророчеств до пришествия Иисуса; см.: 11:13 и Рим. 10:4 ; Гал. 3:24 ). «Исполнить» – означает воплотить в жизнь предначертанное в Писаниях, что и совершил Иисус. Но это исполнение закона не означало его упразднения; он остается в силе и требует неукоснительного и полного исполнения со стороны Его последователей (18,19). Остается вопрос, однако, как на учеников повлияло исполнение закона в Иисусе, и в ст. 20 отмечается, что неукоснительное соблюдение буквы закона (законничество книжников и фарисеев) не отвечает духу Царства Небесного. Здесь необходимо осуществить качественный скачок, и это раскрывается далее в ст. 21–47, где показано, как установления Иисуса выводят на более высокую ступень развития нравственного учения, по сравнению с базирующемся на ветхозаветном законе. Речь идет не о более скрупулезном соблюдении буквы закона, но о более глубоком понимании воли Божьей, которая священным образом запечатлена в этом законе. В первых двух примерах (21–30) тот факт, что человек не совершает буквального убийства или прелюбодеяния, не решает существа проблемы. Подоплекой таких внешних действий служит внутреннее состояние ненависти и похоти. Если они коренятся в сердце, необходимы решительные усилия, чтобы преодолеть эти пороки, прежде чем они реализуются в конкретных внешних проявлениях. Третий пример (31,32). Буквальное обращение к Втор. 24:1–4 приводит к оправданию развода при определенных обстоятельствах, но Иисус по–новому формулирует и подчеркивает первоначальный замысел Бога о неразрывности брачных уз (см.: более подробный коммент. к 19:3–12). Четвертый пример (33–37). Иисус оставляет в стороне сложную дискуссию об относительной важности разных обетов (ср.: 23:16–22), подчеркивая важность послушания и верности, что делает клятвы и обеты необязательными. Здесь, как и в случае с проблемой развода, Иисус отдает предпочтение не тем требованиям закона, которые предназначены контролировать греховные проявления человеческой натуры, но первоначальному замыслу Божьему в этой связи. Нравственные критерии должны базироваться не на согласительной силе закона, но на непреложных установлениях Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

7:10–17 Знамение Эммануила. Из предложения представить любое доказательство, которое выбрал бы Ахаз, становилось совершенно ясно, что призыв к вере был (и остается) прежде всего призывом к покорности воле Божьей (ср.: Ин. 7:17 ). Отмахнуться от этого предложения означало бы откровенно воспротивиться Богу, но Ахаз уже принял решение. Вера не играла большой роли в его религии ( 4Цар. 16:3–4, 10–20 ) или политике. За благочестивыми речами (12; ср.: Втор. 6:16 ) скрывался план перехитрить врагов, подружившись с самыми могущественными из них (ср.: 4Цар. 16:7–10 ). Какой друг может выйти из Ассирии, Исайя объяснил в ст. 17, развернув целую картину в ст. 18–25. Тем временем Господь Сам послал знамение, предназначенное не только для царя Ахаза (обращение в ст. 13–14 имеет форму множественного числа, т. е. подразумевается вся династия Давида) и имеющее гораздо большее значение, чем простое доказательство могущества. Сопутствующие подробности частично ободряют (15,16), частично предупреждают (17). Мед и молоко здесь непонятны, поскольку они символизируют земное изобилие (ср.: 22; Исх. 3:8 ) и одновременно страну обезлюдевшую (22б) и невозделанную (23–25). Но самое главное знамение – это Эммануил. Кто Он, здесь пока не говорится; это прояснится позднее в 9:6–7; 11:1–5. Как видим, пока царь собирает армию, Господь собирается послать в мир Сына (ср.: Быт. 17:19 ). Много споров возникало по поводу того, насколько знамение соответствовало ситуации. Как прямое пророчество о Христе (ср.: Мф. 1:22–23 ), оно было слишком далеко от Ахаза, хоть и предназначалось для находившегося под угрозой дома Давидова (6, 13; см. предыдущий отрывок), подтверждением чему служило видение грядущего Князя. Ср. 37:30; Исх. 3:12 ; Рим. 4:11 о знамениях, скорее поддерживающих веру, нежели принуждающих к ней. Также см. ниже коммент. к 8:1–4. Однако Бог мог открывать значение будущего на примерах из настоящего. Некоторые полагают, что большое значение знамения заключалось в следующем: а) был указан промежуток времени (с момента зачатия ребенка – какого–то ребенка – и до достижения им сознательного возраста; 16); или б) из–за имени ребенка («С нами Бог»), которое современная мать по внушению свыше даст своему сыну, в противоположность Ихаводу ( 1Цар. 4:21 ); или в) происхождение, поскольку было объявлено, что Он будет царского рода, что внушало некоторую надежду. (Однако в любом случае ребенок не мог быть Езекией, который уже родился за несколько лет до этого.) Все эти предположения не обязательно противоречат друг другу или заблаговременному предсказанию о рождении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

24:2. Межи передвигают. Перемещение пограничных знаков считалось страшным преступлением ( Втор. 19:14 ; Прит. 23:10 ). Межи служили защитой семейной собственности (обычно земли). В Месопотамии пограничные камни вписывались в перечень собственности, и преступники, которые осмеливались передвигать эти вехи, подвергались страшным проклятиям. Обычно эти проклятия представляли собой подробные описания болезней, которые поразят преступников. Как ни парадоксально, именно благодаря этим описаниям нам удалось многое узнать о понимании заболеваний в Древней Месопотамии. 24:9. Отторгают от сосцов. В Месопотамии детей иногда брали в залог как гарантию оплаты долга или просто забирали в счет неоплаченного долга. Однако это считалось делом незаконным. См. также коммент. к Иов. 17:3 . 24:11. Процесс изготовления оливкового масла. Возможно, использованное здесь слово (shur) относится к стенам, образующим террасы на склонах холмов, где выращивали оливковые деревья, хотя некоторые исследователи полагают, что речь идет об оборудовании, необходимом для изготовления оливкового масла. В пещерах Марешы найдены двадцать две давильни, которые позволяют более детально рассмотреть этот процесс. Вначале ягоды растирались в каменном бассейне вращающимся чечевицеобразным камнем, после чего тростниковые корзины с получившимся месивом помещали в высеченные в камне углубления, где масло отжималось при помощи подвешенного на брусьях груза. Одно из аккадских слов для обозначения тростниковой корзины – shuru. 24:11. Точила. Здесь говорится о той стадии изготовления вина, когда виноград топчут ногами в давильнях, откуда сок стекает в чаны. Точила были найдены археологами в Палестине. Они обычно представляют собой квадратные или круглые ямы в скальной породе или вырытые в земле, оштукатуренные или выложенные камнями. Виноград помещали в такую яму и топтали его, а сок стекал в расположенную ниже емкость (чан), где происходил процесс брожения. 24:17. Ужасы смертной тени. Использование выражения «цари ужаса» в 18:14 и контекст, в котором этот термин встречается в Иез. 27и 28:19, позволяет полагать, что слово «ужасы» может относиться к духам мертвых, которые, как считали, обитают в преисподней. 25:1–6 Третья речь Вилдада

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:26. Призыв избегать гнева взят из Пс. 4:5 ; о нечестивых, кто постоянно пребывает в гневе, см. в Ос. 7:6 ; ессеи и некоторые греческие философы также требовали, чтобы все споры были улажены в тот же день, до захода солнца. Умение преподносить истину, используя приличествующие случаю слова, избегая худого «речения», тоже подчеркивалось особо (4:29). 4:27. Здесь, вероятно, прослеживается связь с терминологией военных действий: согрешающий мог легко попасть на территорию дьявола (в тыл врага; ср: 6:10–20). 4:28 . Иудаизм ценил ручной труд и помощь бедным. Хотя греческие ремесленники, несомненно, гордились своей работой, представители высших слоев общества по всему Средиземноморью презирали физическийтруд, считая, что он предназначен для низших слоев. 4:29. В древней литературе часто подчеркивалась важность умения говорить правильно (ср.: 4:25; 5:3,4); многие изречения и сентенции в притчах подчеркивают эту мысль, в том числе умение произноситьблагородные, возвышенные речи (см., напр.: Прит. 12:25; 15:23; 25:11 ; ср.: Зах. 1:13 ). 4:30 . «Оскорбление» Духа является очень серьезным грехом. В Ис. 63 (в одном из двух случаев употребления в Ветхом Завете титула «Святой Дух») это относится к мятежу в пустыне, который привел к отказу от Бога. Аналогичным образом, мятеж Израиля против Духа заставил Моисея «согрешить устами», согласно Пс. 105 (ср.: Чис. 20:10 ; Втор. 3:26 ). О термине «запечат-ление» в значении печати, охраняющей товары от подделки, использовавшемся в торговле, см. коммент. к Еф. 1:13,14 . Эфесяне должны сохранить свою аттестацию до дня окончательного искупления (ветхозаветный «День Господень», когда Бог будетсудить мир и оправдает Свой народ). 4:31. Перечень пороков – это обычный литературный прием древних моралистов; иногда все эти грехи перечисляются в рамках конкретного прегрешения, как здесь (гнев). 4– 5:2. Разные моралисты, в том числе греческие, римские нехристианские и Филон, призывали к подражанию образу Бога, на котором зиждется вся этика. Но нехристианские писатели во времена Павла не могли сослаться на пример бога, который, руководствуясь безграничной любовью к людям, принес бы себя в жертву ради них (4– 5:2). (Некоторые богословы приводили в пример титана Прометея, который пострадал за то, что выдал людям божественные секреты. Но не ясно, осознавал ли Прометей возможность сурового наказания за свой труд, а потому данный пример не мог быть убедительным; с точки зрения наказания титанов и ран, которые получали бессмертные в греческой мифологии [напр., ранение Ареса в «Илиаде» Гомера], пример Прометея не мог служить параллелью христианской идее об Иисусе, Который, обладая Божественной природой, добровольно предложил Себя в жертву во имя человечества. Качественная разница между греческой и иудейской концепциями божественности делает сравнение между историями Прометея и Иисуса бессмысленным.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

5:5; 16:21; Пс. 31:1—5; Прит. 28:13; Иер. 3:13). (Некоторые молитвы в «синагоге о прощении также предварялись исповеданием греха. Это указывает на то, что иудеи в первые века н. э. в целом воспринимали эту мысль; ср. также: «Псалмы Соломона 9и др.) Об очищении см. в 1 Ин. 1:7. О грехах отступников см. в коммент. к 3и 9.     2:1—11 Тест на нравственность    Христиане были новым народом, и, хотя они еше не могли жить абсолютно безгрешной жизнью (1:8—10), их возрождение во «Христе воздействовало на их образ жизни. Поскольку грех имел реальную силу (1:5—10),нравственное поведение было действенным путем проверки истинного посвящения себя Христу. Особенно важно было понять, лежит ли в основе поведения любовь к своим ближним (2:5,9—11). В иудаизме также подчеркивается, что истинные участники договора-завета с Богом соблюдают Его заповеди.     2:1. Философы и иудейские учителя иногда обращались к своим «ученикам как к «детям». «Ходатай» означает «заступник» или «посредник», «защитник». В «Ветхом Завете Бог мог разбирать дела Своего народа перед другими народами (Иер. 50:34; 51:36); в древнем иудаизме милость Божья или заслуги Израиля защищали его на суде перед Богом. Иисус по своей природе — Защитник, в силу Своего положения, Своей праведности и Своих деяний (ст. 2). 2:2. «Умилостивление» — «искупление, путь примирения с Богом, призванный удовлетворить Его «гнев», вызванный нарушением Его предписаний; это указывает на жертвы, приносившиеся во имя искупления в Ветхом Завете. В иудаизме жертвоприношение в День искупления касалось только Израиля; но жертва Иисуса была принесена не только за христиан, но даже и за тех, кто был врагом Бога, оставляя их, тем самым, без оправдания.     2:3,4. В «Ветхом Завете Израиль «знал» Бога, Его народ находился с Ним в отношениях в рамках завета-договора — если они соблюдали Его заповеди (напр.: Иер. 22:16; 31:33,34).     2:5. Любовь к Богу человек должен продемонстрировать путем соблюдения Его заповедей (Втор. 6:5,6); эту концепцию разделяли повсюду в Древнем Израиле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    10:5—9. Гостеприимство было одной из главных добродетелей в древнем Средиземноморье, в том числе у евреев. Правила этикета строго регламентировали, кого и при каких обстоятельствах следует (или не следует)приветствовать, особенно по той причине, что обычное еврейское приветствие «мир...» было, по сути, благословением или молитвенным пожеланием. Иисус вносит в эти правила этикета Свои коррективы.     10:10,11. Благочестивые евреи, возвращаясь из дальних странствий, больше всего боялись принести на подошвах своей обуви пыль языческих земель.     10:12. Как у библейских пророков, так и в позднейшей иудаистской традиции Содом был олицетворением греха (напр.: Втор. 32:32; Ис. 1:9; 3:9; 13:19; Иер. 23:14; 50:40; Пл. 4:6; Иез. 16:46; Ам. 4:11; Соф. 2:9). Тяжкий грех, который подразумевает здесь Иисус, — это,    очевидно, неприятие Божьих посланников, хотя сами они и меньше Иисуса Гсп • Быт. 19).     10:13. Евреи рассматривали Тир и Сидон как города чисто языческие (ср.: 3 Цар. 16:31), но известно, что и там были люди, которые покаялись (3 Цар. 17:9—24). «Вретище и пепел» — символы траура, которые иногда выражают покаяние.     10:14. В ряде еврейских текстов о конце времен (или «Судном дне», как его часто называли) говорится, что праведники из язычников будут свидетельствовать против остального своего народа, т. е. ни один человек, отвергнувший Бога, не будет иметь оправдания.    10:     15. В еврейской литературе суд часто описывается в сходных выражениях (Ис 5—14-Книга Юбилеев 24:31), особенно если речь идет о правителе, который возомнил себя божеством (напр., упоминание о смерти вавилонского царя в Ис. 14:14,15).     10:16. См. коммент. к 9:48.     10:17—24 Причина для истинной радости     10:17. Экзорцисты обычно использовали различные заклинания для подавления бесовской силы, поэтому ученики были изумлены незамедлительным действием имени Иисуса.     10:18. Несмотря на то что в текстах, часто преподносимых в наше время как описание падения «сатаны (Ис. 14; Иез. 28), в действительности подразумеваются только цари возомнившие себя богами, иудаистская традиция в значительной мере подтверждает представление о падении ангелов (основываясь главным образом на Быт. 6:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    10:1. Учителя, выступавшие публично, собирали своих слушателей в определенных местах. Знаменитые и популярные личности повсюду привлекали своими выступлениями массы народа, что, естественно, вызывало зависть у местных религиозных деятелей и недовольство властей.     10:2. Матфей (Мф. 19:3; см. соответствующий коммент.) приводит более точную формулировку вопроса фарисеев: речь идет об основаниях для развода, а не о его принципиальной возможности. Поскольку развод допускал сам Моисей (Втор. 24:1), еврейские толкователи спорили только о причинах развода; спрашивать Иисуса о допустимости развода означало бы спрашивать, знает ли Он или согласен ли Он с законом Моисея.     10:3—5. Раввины различали библейские заповеди и некоторые уступки в законе; спрашивая о том, что «заповедовал» Моисей, Иисус заставляет их обратить внимание на то, что Моисей только «разрешал», а не «предписывал» разводиться по каким бы то ни было причинам.     10:6—9. Обычно еврейские толкователи обращались к одному ясному тексту Писания, чтобы показать, что какой-то другой текст не означает того, что приписывают ему другие толкователи. Некоторые книжники, втом числе создатели Свитков Мертвого моря, разъясняя замысел Бога относительно брака, обращались к рассказу о творении. Они опираются на Быт. 1:2, чтобы обосновать недопустимость полигамии; Иисус использует эти тексты как довод против развода. (•? В Септуагинте — в согласии с греческой традицией отрицания полигамии — в Быт. 2местоимение «они» древнееврейского оригинала переведено как «двое» [в русской синодальной Библии — «и будут одна плоть " ].)     10:10. Ученики часто требовали от учителя более подробных разъяснений наедине.     10:11. Как и многие другие мудрые изречения еврейских учителей, это изречение отражает общее правило; Матфей (5:32) и Павел (1 Кор. 7:15) приводят исключения (в пользу невиновной стороны, разведенной против его или ее воли). Это изречение не что иное, как гипербола, т. е. преувеличение, призванное подчеркнуть суть: поскольку Бог не признает законную силу развода, всякий, кто разводится со своей женой, фактически не разведен, и совершает прелюбодеяние, если женится на другой. Никто до Иисуса не говорил о разводе в столь жесткой форме. (Многие еврейские учителя допускали полигамию, и потому не рассматривали повторный брак мужчины как прелюбодеяние, даже если признавали, что фактически он все еще состоит в браке с первой женой. Но Иисус отвергает этот двойной стандарт; мужчина, имеющий двух жен, такой же прелюбодей, как и женщина, имеющая двух мужей. Иисус отстаивает необходимость хранить верность в первом браке, а не призывает разрушать уже существующие полигамные союзы.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    6:1. Некоторые исследователи считают, что под «эллинистами» здесь подразумеваются говорящие по-гречески палестинские евреи, но большинство евреев в Палестине были двуязычными, и греческий, вероятно, был первым языком для многих жителей Иерусалима. По всей видимости, в этом отрывке речь идет об иудеях диаспоры, недавно поселившихся в Иерусалиме, в противоположность оседлым палестинским евреям.    Библия призывает заботиться о вдовах, у которых нет средств к существованию или живущих поблизости родственников. В отличие от других народов, евреи относились к этой обязанности очень серьезно. Но поскольку иудеи диаспоры свято верили, что погребенным можно быть только в земле Израиля, многие из них возвращались на родину, чтобы провести там последние дни, и, умирая, оставляли после себя вдов. (Дополнительный стимул давали иммигрантам палестинские раввины, утверждавшие, что мертвые будут воскрешены только в Израиле, и потому останки праведников, умерших на чужбине, необходимо перенести в Израиль, что было сопряжено с большими сложностями.)    Поэтому в Иерусалиме было немало вдов, и в городе не хватало синагог (6:9), которые могли бы предоставить материальное обеспечение всем вдовам в равной мере. Эту социальную проблему Иерусалима пришлось решать и церкви.     6:2—4. В позднейшем палестинском иудаизме распределением благотворительных средств занимались определенные должностные лица. Это были пользующиеся всеобщим доверием люди с безупречной репутацией (см. коммент. к 1 Тим. 3:7). Избрание «начальников», утвержденных затем предводителем народа, описано и в Ветхом Завете (Втор. 1:13); известно, что руководство ес-сеев также было выборным.     6:5. Надписи на гробницах показывают, что многие жители Иерусалима носили греческие имена, независимо от того, жили или нет их отцы и деды за пределами Иудеи. Даже в Риме около 40 процентов евреев имели греческие имена или элементы имени, тогда как среди апостолов преобладали еврейскиеимена. То обстоятельство, что все семеро избранных служителей имеют греческие имена, позволяет рассматривать их как «эллинистов» (6:1), еврейских иммигрантов первого или второго поколения, принадлежавших, следовательно, к обделенному вниманием меньшинству. Среди них упоминается даже один прозелит — бывший язычник из Антиохии (ср.: 11:19), обращенный в иудаизм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010