БЕРИЛЛ: ливиринъ (сп2 ) в соот. с βηρλλιον. В сп2 первичный вариант, без метатезы. Наименования камней в ХГА совпадают с библ. ( Исх. 28:17–20 ) по Септ и Острож. Несколько разнится порядок: в Библии во 2-ом ряду сапфир, яспис; в 3-ем ряду агат, аметист; в 4-ом – берилл, оникс. В [Иосф Войн 5.5.7] (по слав. рук. XI в.) расположение камней в двух первых рядах такое же, как в ХГА; в 3-ем ряду обратный порядок; в 4-ом – хризолит, оникс, берилл. И ПЯДЬ – в пер. союз а на месте соединительного κα. Во Врем отмечено два употребления этого союза в соединительном (присоединительном) значении. См. си люди боуи, а не моудри И270 13 в соот. с греч. κα: οτος λας μωρς κα οχ σοφς Б390 16 и Септ Втор. 32:6 . Β Острож б и и не м дри . Неверно было бы думать, что а в этом месте Врем – противительный союз, противительное значение не соответствует источнику и неуместно здесь. Скорее это древнейшее соединительное значение, редко отмечаемое в памятниках (в СлРЯ только два примера, XIV и XVII в.), сохранившееся, например, в чеш. [Фасмер I, 55]. Ссылаясь на исследование И. А.Поповой , А.Л.Никитин дает новое толкование начальное фразе «Слова о полку Игореве», содержащей этот союз: автор «Слова» не противопоставляет свой стиль стилю Бояна, a следует ему [Никитин, 67]. АДАМАНТ: адамантиноу =δαμαντου; δμας – «сталь», позже «алмаз». Есть в Изб. 1073 г. (по Срезн). СМАРАГДЫ: – транслитерация σμραγδος, камень светло-зеленого цвета, всякий зеленоватый кристалл, изумруд. Есть в Минее 1096 (по Срезн). И44 ЕФОД. Комментаторы В3 различают ефод – короткую одежду священника, и ефод – предмет для бросания жребия. Этот последний предмет и имеется в виду в истории с Саулом, Авиафаром и Давидом ( 1Цар. 23:6, 9; 30:7:9 ). Место есть в Срезн. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БОЖЬЕГО ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРЕМЕНЫ: κ θεας μεταβολς κα λλοισεως Б28 . Βο Врем фраза отсутствует. Лет: бжи прмнни и измнни ЛМ10 17 . Реминисценция из Пс. 76:11 : «И сказал я: Вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Это место в святоотеческой литературе толкуется как перемена к худшему, наказание Божие [Феод. Ha Пс. 76:11 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хор: Стихиры на стиховне святого из Минеи, «слава», святого, «и ныне», богородичен во глас «славы» святого (на ряду в Минее и в Типиконе по первым словам. Как правило, воскресный). Стихиры на стиховне в воскресенье: святому с бдением, полиелеем и «на 6»: воскресные гласа, (читать «в субботу на вечерне» из Октоиха), «слава», святого, «и ныне», воскресный богородичен по гласу «славы» святого (или особый праздничный) от стиховных. Если в воскресенье святой без знака – «слава, и ныне», богородичен воскресный из Октоиха на ряду. В седмичный день: Хор: «Ныне отпущаеши…» Чтец: Трисвятое, по «Отче наш…» Священник: «Яко Твое есть царство…» Хор: «Аминь» и отпустительный тропарь святого (2), «Богородице, Дево…» (1). В субботу – так же. В воскресенье (в субботу вечером): При полиелейном, со славословием, шестеричном и без знака: «Богородице, Дево…» (3). Если в воскресенье святой с бдением, то: «Богородице, Дево, радуйся…» (2), тропарь святому (1). (Без благословения хлебов, Хор: «Аминь», «Буди имя Господне…» (3). Благословение хлебов Диакон: После каждения столика с хлебами трижды с четырех сторон, диакон кадит священника, потом опять столик только спереди и говорит: «Господу помолимся». (Кадит во время пения тропаря). Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый», (поднимает один хлеб, которым знаменует прочие) «Сам благослови хлебы сия» (указывает на хлебы) «пшеницу» (указывает на пшеницу) «вино» (указывает на вино) «и елей» (указывает на елей) «и умножи сия…» Хор: «Аминь. Буди имя Господне…» (3) на 4-й глас и 33-й пс.: «Благословлю Господа на всякое время…» до слов: «не лишатся всякого блага…» Священник: дойдя до Ц.В. и обратясь к народу, говорит: «Благословение Господне на вас…» (благословляет народ). Входит в алтарь, Ц.В. после этого затворяются. Без литии и благословения хлебов, священник говорит: «Благословение Господне на вас…» при закрытых Ц.В., выйдя на амвон северной дверью и после уходит южной дверью). Хор: «Аминь». Утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

20) Если в воскресные дни после ипакои полагаются седальны праздника или святого, то сперва поются седальны, положенные по 1 и 2 стихословии кафизм (не петые раньше, потому что были петы воскресные); затем на «Слава» поётся или читается «полиелейный» (т.е., положенный в службе на ряду по полиелеи) седален, а на «И ныне» или тот же седален во 2-й раз, или седален праздника, или богородичен, находящийся в Минее по полиелейном седальне (см. Уст., 2 гл., 1 янв., 2 фвр., 8 снт.). 21) В праздники чаще других антифонов (см. их в Окт., на ряду, и в ирмол.) поётся 1-й антиф. 4-го гласа: «От юности моея»; он поётся в седмичные дни всегда, когда в них на утрене полагается полиелей, будет ли то праздник Господень, Богородичен или святого, в недели же – только в двунадесятые праздники: 6 янв., 6 авг., 14 сент., 25 дек., случившиеся в недели, также в нед. Ваий, ап. Фомы, в нед. Пятидесятницы; если же другие праздники случатся в (неделю, а также если в неделю (исключая Фоминой) не случится никакого праздника, то поются «степенны (рядового) гласа» (Уст., 3, 4 гл., 8 сент., 21 нояб.). – Во время всенощного бдения звон должен быть пред чтением Евангелия, при пении степенн гласа (Уст., 2 гл.), дабы этот звон не мешал слушать Евангелие с подобающим вниманием (Ц.В. 1891, 2). 22) Всегда произносится прокимен или воскресный (рядового гласа), или праздничный, соответственно тому, какое Евангелие положено читать на утрене. – Диакон или иерей говорит 1-й и 2-й раз весь прокимен, а за ним каждый раз поют тоже весь прокимен певцы; в 3-й раз диакон или иерей говорит первую половину прокимна, а вторую поют певцы. – Обыкновенно в воскресные дни прокимен поётся на рядовой глас Октоиха или (от недели Мироносиц) Триоди той недели; но если в воскресенье случится указанный выше двунадесятый праздник (см. 21 прим.), то прокимен поётся на 4-й глас; вообще же прокимен поётся на тот глас, на который поются степенны. – Диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же – на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие на престоле, или посредине храма (Рук. д.с.п. 1893, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

11 янв.: седален святого 2-жды. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря: седален святого 2-жды. Слава, и ныне – предпразднства. Чтение. Степенна – 1-й антифон 4 гласа: От юности моея... (кроме Октоиха, чит. в Ирмологионе, л. 119 на об.). Так же. Прим. Когда поется полиелей, будет ли это в господский, или богородичный, или святого праздник, то в седмичные и субботние дни всегда поется степенна – 1 антифон 4 гласа. Прокимен святого, указанный в Минее и Служебнике, на один глас со степенной, т.е. на 4-й, – и т.д. Всякое дыхание, и т.д. Евангелие святого, указанное в 48 гл. Типикона. Псалом 50: Помилуй мя, Боже... Слава. Молитвами N... И ныне. Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира святого. Спаси, Боже, люди твоя... Лик: Господи, помилуй 12. Иерей: Милостию и щедротами... Лик: Аминь. Так же. 11 янв.: канон праздника 2-й с ирмосом на 8, ирмос по 2, святого на 6. 21 декабря: канон предпразднства с ирмосом на 6, ирмос по 2-жды, святого два канона на 8. Песни Свящ. Писания в соединении с канонами следует стихословить по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. Так же. Катавасия по уставу. 11 янв.: катавасия праздника (Глубины открыл есть дно...) 21 декабря: катавасия предпразднства (Христос раждается...) По 3 песни и обычной ектении седален святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен его. 11 янв.: кондак и икос праздника. Седален святого2-жды. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря: кондак предпразднства и икос. Седален святого 2-жды. Слава, и ныне – предпразднства. Чтение. Так же. По 6 песни и обычной ектении – кондак и икос святого. 11 янв.: кондак и икос святого. 21 декабря: кондак и икос святого. Чтение пролога. Так же. По 8 песни поется «Честнейшую». Непосредственно после 9 песни (т.е. не певши «Достойно есть») малая ектения. После ектении – светилен святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен его. Типик., гл. 20. 9-го октября. Так же. Но, напр., 6 октября: Светилен святого. Слава, другой светилен. И ныне, богородичен Минеи на ряду. 11 янв.: светилен святого 2-жды. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря: светилен предпразднства. Слава, светилен святого. И ныне – предпразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Типогр. библ. и др.) как еретическое, и сделано новое издание в 1633 г. несколько систематичнее и короче: исключены некоторые статьи русского происхождения, между прочим, и из Марковых глав. Издание это сделано тоже на основании славянских рукописей. Оно перепечатано в 1634 г. без изменений (исправлена только ошибка в пагинации). (С этого издания печатается ныне старообрядческий устав). Следующее издание при п. Иоасафе 1641 г. восстанавливает многое исключенное в 1633 г. и делает некоторые поправки в тексте. К нему близко издание 1651 г. при патр. Иосифе. Патр. Никон не успел заняться исправлением Типикона. Оно было сделано при патр. Иоакиме и результатом его явилось издание 1682 г., в котором Типикон получил уже нынешний свой состав и объем. Справщики теперь впервые обратились к греческим рукописям, а также и к древнеславянским; на одном экземпляре устава 1641 г. (в Моск. Типогр. библ. сохранились пометы справщиков для печатания — приписки, зачеркивания, наклейки и, между прочим, указаны (в приписке над месяцесловом) источники для исправления: «по указу святейшего патриарха со архиереи велено последовать во всем греческим уставом и Минеом, и славянским правленным Часословом и Трефолою (Празднич. Минее) Лвовскому изд. (в Львове 1632 г. и одобренному 4 восточными патриархами), к словенским уставом и Филаретову (т. е. Типикону 1633г., как наиболее приближающемуся по своей краткости к греческим). Сохранились следы работы справщиков и на некоторых рукописях устава, например, на ркп. Моск. Синод. библ. где на выходном листе прямо сказано: «начата печататися… совершися же и в типографии издадеся… в лето 1682» (есть пометы справщиков, но неизвестного времени, и на ркп. той же библ. например, против заупокойного икоса: «о аллилуе доложить одиножды или трижды», против Усекновения: «о рыбе доложити, на ряду не указано ясти»). Устав 1682 г. в сравнении с непосредственно предшествующими значительно сокращен, исключены все статьи русского происхождения (например, чин целования плащаницы) и до 50 памятей русских святых по неимению их в греческих книгах; затем этот устав согласован с текстом других богослужебных книг, недавно исправленных, в тех местах, где он соприкасается с ними, — в тексте тропарей, кондаков, начальных слов стихир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Чтец: седален Октоиха, (в Октоихе они напечатаны под заглавием: «по 1 стихословии седальны») «Слава, и ныне», богородичен из Октоиха, в среду и пяток: крестобогородичен оттуда же. Если предпразднество или попразднество, то седальны Октоиха заменяются седальнами предпразднества или попразднества из Минеи. Если на одной утрени, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизм двум празднествам, в этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея (на полиелейной утрени) или после 3 песни канона. Примечание: Во дни святых, имеющих славословие, полиелей и бдение, в предпразднества, попразднества Господских и Богородичных праздников, в субботние и воскресные дни и вообще, когда в Минее есть седальны по кафизмах, после кафизмы полагается малая ектения, но в обыкновенной повседневной утрени, ектении нет. В субботу: 16 кафизма, по стихословии ектения: «Паки, и паки…», седальны из Октоиха: 2 мученична 1-й и 2-й. «Слава, и ныне», богородичен 1-й настоящего гласа, глаголемый по тропаре на «Бог Господь…» и напечатанный после означенных седальнов на ряду. Если предпразднество или попразднество – седальны Октоиха заменяются седальнами предпразднества или попразднества из Минеи. Стихословится 17 кафизма (непорочны). Во время непорочнов священник кадит. После непорочнов малая ектения: «Паки и паки…», седальны из Октоиха: 2 мученична – 3-й и 4-й и покоин (всего три). Если предпразднество или попразднество, то седальны предпразднества или попразднества из Минеи. Хор: «Господи, помилуй» (3), «слава». Чтец: «и ныне» и читает первый отдел другой кафизмы, после которого то же стихословие, что и после первого отдела предыдущей кафизмы. За первым отделом кафизмы – второй отдел, и опять то же стихословие. Наконец, третий отдел кафизмы, оканчивающийся так же, как окончен третий отдел предыдущей кафизмы, т. е.: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Примечание: На обыкновенной утрени седмичных дней не положено ектении и после другой кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хор: «Тебе, Господи». Священник: тайно молитву: «Господи, Боже наш…» Священник: «Буди держава…» Хор: «Аминь». Если есть лития, то выход на литию северной дверью. При полиелейном святом литии нет. (В современной практике допускается выход на литию царскими вратами, которые и остаются открытыми до конца вечерни, и затворяются после вхождения в них священника, по произнесении им: «Благословение Господне на вас…») Без литии и благословения хлебов хор после возгласа священника: «Буди держава…», поет: «Аминь», и далее стихиры на стиховне. Лития Хор: поёт стихиру храма, литийные стихиры святого, «слава», литийных стихир святого, «и ныне», богородичен, указанный в литийных стихирах на глас «славы». В субботу на «и ныне» богородичен по гласу славы святого в Минее на ряду. В воскресенье святому с бдением: стихира храма, литийные стихиры святого, «слава», литийных стихир святого, «и ныне», богородичен воскресный от стиховных в глас литийных стихир. При полиелейном святом в воскресенье – так же. При святом «на 6» в воскресенье: стихира храма, стихиры святого стихирные (так как литийных у него нет), богородичен воскресный от стиховных гласа «славы» святого. (Или особый праздничный богородичен). Диакон во время пения литийных стихир кадит храм, начиная с алтаря, священник в это время выходит в притвор на литию. После каждения диакон подходит к священнику и начинает литийные прошения, стоя впереди священника, справа от него: Диакон: «Спаси Боже, люди Твоя…» Хор: «Господи, помилуй» (40). Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…» Хор: «Господи, помилуй» (50). Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…» Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о еже услышати…» Хор: «Господи, помилуй» (3). Затем тайное поминовение живых и умерших. Священник: «Услыши ны, Боже…» Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Священник: лицом к западу: «Владыко Многомилостиве…» Хор: «Аминь». Лития закончена. Выходим из притвора в храм к столу с хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если не было девятого часа, Чтец: «Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» Священник возглас: «Яко Твое есть царство…» Чтец: «Аминь. Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся…(3)» и т.д. Если был девятый час, после возгласа священника: «Благословен Бог наш…»: Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся…(3). 103-й псалом. Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (3)». Священник: Во время 103-го псалма с открытой головой пред царскими вратами читает светильничные молитвы. Священник: «Миром Господу помолимся…» (Когда есть диакон, великую ектению говорит он). Хор: «Господи, помилуй». Священник: «Яко подобает Тебе…» Хор: «Аминь». Хор: «Блажен муж…» (Первый антифон 1-й кафизмы на 8-й глас). Диакон: После «славы»: «Паки и паки…» Священник: «Яко Твоя держава…» Хор: «Аминь». Если вечерня под воскресенье, то вся первая кафизма. 2-й и 3-й антифоны на глас дня. После каждой «славы» ектения: «Паки и паки…» и возгласы: после второй – «Яко Благ и Человеколюбец…», после третьей – «Яко Ты еси Бог наш…» Хор: «Господи, воззвах…» (святого на 6 или 8, на воскресенье – на 10: из Октоиха – воскресных – 3, восточных из октоиха – 4, из Минеи святого – 3. «Слава», святого, «и ныне», богородичен воскресный по гласу «славы», указанный в Минее на ряду. (Под воскресенье – богородичен воскресный настоящего гласа из Октоиха). На «и ныне» – открываются царские врата, и совершается вход. Вход Диакон: Во время пения богородична пред царскими вратами стоя справа от священника чуть впереди, слегка обратясь к нему, тихо говорит: «Господу помолимся». Священник: Тайно молитву входа: «Вечер и заутра…» Диакон: «Благослови владыко, святый вход». Священник: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь». Диакон: После окончания пения богородична выступает на середину, становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий…» Диакон: Входит в алтарь, кадит престол и горнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Просьба: не путать «И чтение» на службе Утреня с таким же «И чтения» на службе Вечерня, которое обозначает вставку Паремий, после Прокимна. Продолжаем знакомство. Седален по 3й песне канона на Утрене оканчивается Богородичным». То есть, вы читаете сам текст Седальна, читаете после него молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», и сразу же читаете за ним следующий текст. Это — Богородичен. Все Богородичны посвящены Божией Матери. У нас есть много поводов славить Божию Матерь, поэтому то и Богородичнов у нас — превеликое множество! Закрепляем. Тропарь ищем в конце вечерни. Кондак, Икос ищем после 6й песни канона на Утрене. «Седальны по стихословии» ищем в самом, самом начале службы Утреня. «Седальны по 3й песне канона» ищем в каноне, на службе Утреня, сразу после 3й песни. Дело осталось за малым: схватиться за начало понимания заменяемости, добавляемости этих текстов в течении службы. Светилен по 9й песне Канона Пора вспомнить и о чтении по 9й песне канона на службе Утреня. Пришли на клирос, разложили книги, открыли, проанализировали. Не забудьте: на воскресение Светилен по 9й песне называется «Экзапостиларий». И дальше к нему приставляется Светилен Минеи, (ниже описывается, как правильнее это сделать). Теперь вспомните правило: если «не воскресение», и нету на службе Октоиха, то по 9й песне канона на Утрене читайте все из Минеи. (Исключение — в будни святому со «Славословием» тоже читайте Светилен из Минеи, хотя Октоих есть на службе, но только — на каноне). Светилен по 9й песне канона находится, если в Минее, то сразу прямо «на ряду». Отдельно его где-то искать не требуется. А вот по будням, если вам нужен сегодня Светилен с Октоиха, то придется открыть содержание Богослужебной книги Октоих. Теперь ищите «Светилен дневной», если он вам нужен. Переходите на ту страницу, и, как обычно и привычно уже, выбирайте название дня седмицы, к которому относится сегодня служба Утреня, и — читайте. Не забывайте о том, что стоЯ на клиросе в четверг вечером, и служа службу «Утреня», — у вас все содержание службы будет о «завтра», то есть — Пятницы (Креста). И также вы потом добавите чтение святому, чью память в Патриаршем календаре предложено поминать в Пятницу.

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Тропарь С чего продолжим? Я думаю, с самого простого. Наличие моих вопросов предполагает в вас уже немного знаний, имейте в виду. Но все-таки. Где взять тропарь святого или празднуемого события? В Минее Месячной на ряду, в конце Вечерни. И, гораздо реже, тропарь печатают на службе Утреня, практически сразу после оглавления «Бог Господь..». Также вам в глаза могут броситься слова: «По Шестопсалмии», и под ними ищите Тропарь. Если у святого Малая и Великая Вечерня, то ищите в Малой, потому что в Великой Вечерне обычно второй раз не печатают уже. Вы все посмотрели, а тропаря нет, как нет. А он вам нужен-пренужен. Тогда открывайте Патриарший календарь нужного вам года, найдите в нем ваш сегодняшний месяц, ваш день. Не забудьте: мы, в мирУ, торопимся, все бегом и бегом, а в итоге, убежали от Вселенского настоящего времени аж на 13 суток вперед! Значит, к первой указанной дате в календаре (их две: 6 ⁄ 19 например), приплюсуйте 13. Это наш с вами сегодняшний день, и проверьте, все совпало или нет? Также и по книгам не путайте: там все напечатано по старому стилю. Вот так! Однако бывает, что и там нет тропаря. Не беда! В таком случае загляните в Общую Минею, найдите в содержании «Служба преподобному, или мученику, или святителю, и т.д.» по чину вашего святого, который поминается сегодня Церковью. Откройте нужную вам страницу, и вот он — тропарь в конце вечерни. Берите для службы его. Этот вариант — самый последний потому, что тропарь то — общий, и, понимаете, не всегда «честно» отобразит подвиг святого, которому вы служите. Например: святого за преданность Христу утопили. А в тропаре, возможно, будет про него много чего разного еще. Иногда стоит вспомнить о тропарях в Типиконе. Их искать легко: в Типиконе, в Месяцеслове ищите ваш месяц, в нем найдите ваш день, в этом дне ищите имя вашего святого, кому служите. Для этой процедуры вам лишь нужно выучить церковно-славянские цифры и уметь прибавлять или отнимать от любого числа 13. Ведь в Типиконе тоже по старому стилю все данные печатаются.

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010