9 А то, что произносится на литургии священником, находится в Служебнике. 10 Догматы – это боготкровенные вероучительные истины, утвержденные Церковью на Вселенских Соборах. 11 А. Бобринский. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго века о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Клин, 2002, с. 35. 12 Светильничные молитвы дали другое название Вечерни – «Светильничное». 13 Напомним, что орать – это часть диаконского облачения, широкая лента, которая носится на левом плече. 14 догматик. 15 «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам…» ( Ин.14:27 ) 16 «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» ( Мф.10:12-13 ). 17 Лк.2:24-32 . Текст в Часослове. 18 Тексты величаний находятся в Ирмологии, Следованной Псалтири и Общей Минее. 19 Текст находится в приложении Часослова. 20 Утрене с великим славословием и с полиелеем. 21 Это ирмосы канона на Благовещение Пресвятой Богородицы, глас 4. 22 По преданию, он был сиротой и воспитывался вместе со св. Иоанном Дамаскином в его доме. Впоследствии они вместе подвизались в палестинском монастыре св. Саввы Освященного, а затем, около 735 года, св. Косьма был поставлен епископом портового города Маиюмы в Палестине. 23 Слова из «Свете Тихий». 24 При работе с богослужебными книгами следует иметь ввиду, что праздничный входной стих — это второй вариант входного (а не какой-то особенный текст), в последовании праздничной службы от так и озаглавлен «входное». Входным стихом мы называем его для того, чтобы отличить от «Приидите, поклонимся». 25 В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими чинами». «Копьеносимый» – это перевод слова «дориносимый». Имеется ввиду римский обычай, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, который воины поддерживают снизу копьями. В Херувимской песни это слово используется как образ торжественного шествия.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

В книге пророка Захарии: «Что значат те две маслины… что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото… И сказал он: это два, помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (4, 11–12, 14). О том же, что под двумя маслинами пророк Захария разумеет двух пророков Илию и Еноха, доказывает нам Архиепископ Андрей Кесарийский , ссылаясь на то, что и в Апокалипсисе они также называются «двумя маслинами» (Толкование на Апокалипсис, гл. 30). В книге пророка Малахии один из свидетелей прямо называется по имени: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (4, 5). Св. отцы – Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и Иоанн Дамаскин  («Точное изложение Православной веры») – определенно учат, что в лице «двух свидетелей», долженствующих явиться перед кончиной мира, следует разуметь св. пророков Илию и Еноха. Предание Церкви, выраженное в наших богослужебных книгах, также говорит за буквальное понимание предсказания Слова Божия о явлении Илии и Еноха перед концом мира, не давая никаких оснований для иносказательного понимания. В синаксаре, читаемом в неделю Мясопустную, говорится: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия, проповедающе людем не приимати его (антихриста); сей же емь их умучит, таже и главы их отсечет» (Триодь Постная). В службе св. пророку Илии, в стихире на «Господи, воззвах», поется: «Илие Фесвитянине, нетленна тя сотвориши, еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину»; в тропаре пророк Илия именуется «вторый Предтеча пришествия Христова», также и в седальне по полиелее – «пророче и Предтече пришествия Христова, Илие великоимените» (Минея месячная, 20 июля). В «Четье-Минее» (20 июля) мы читаем: «Св. пророк Божий Илия, огненною колесницею с плотию взят сый, жив есть даже и до ныне, в плоти виден бысть во время Преображения Господня на Фаворе от святых триех Апостолов и паки виден будет плотскими смертными человеки пред вторым Господним на землю пришествием. Избежав прежде от меча Иезавелина, постраждет в то время от меча антихристова, и не токмо яко пророк, но яко мученик больший славы сподобится от праведнаго Мздовоздаятеля Бога».

http://azbyka.ru/antihrist

В первом тропаре 3-й песни второго канона Кирилл называется «Философом Богогласным»: «Лествица избрана явися, Философе Богогласне, вся бо учением на небо возводиши». Во всей службе именование Кирилла Философом встречается один раз, тогда как в Пространном житии, по нашим подсчетам, — 52 раза. Конечно, слово «философ» употребляется в службе в его христианском смысле: Кирилл не философ в традиционном смысле, не представитель внешнего знания, а любитель Божественной премудрости — он «любомудр», он «Богогласный» философ. Здесь опять надо отметить, что речь идет не просто о личной человеческой учености Константина Философа, хотя он действительно для того времени исключительно образованный человек в области «внешней премудрости». Речь здесь идет о Божией Премудрости, которая даруется свыше и в некотором смысле противостоит, мудрости мира сего. Причем, надо отметить, с этой Божественной мудростью Кирилл был обручен, согласно житию м службе, еще в семилетнем возрасте. Кирилл «от отрочества премудрость в сожитие себе избрал» (Минея 1987: 406–407). Итак, Кирилл мудр Божественной мудростью, которая дарована ему от Бога. Сама Премудрость — источник его мудрости и его личная покровительница. В общей сложности о Премудрости и мудрости в службе говорится 15 раз. На третьем место по числу упоминаний в богослужении выходит учительство, т.е. учительская деятельность Кирилла и Мефодия, их проповедь христианства среди других народов. 2-я стихира на Господи воззвах называет братьев «мудрыми учителями»: так соединяются темы мудрости и учительства. Другая стихира называет Кирилла «златоглаголивым» (Минея 1987: 406). В этой оценке ораторских способностей Кирилла можно видеть скрытую отсылку к Иоанну Златоусту, сравнение с ним. Кирилл и Мефодий «винограда Христова делатели», благодаря им, люди словенские «прицепились» как дикая маслина к благоплодному корню (Минея 1987: 406). Здесь имеется скрытая ссылка на ап. Павла, который пишет Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями» (Рим. 11: 17). В другой стихире говорится, что они взыскали людей словенских, как «погибшую драхму». Это отсылка к притче о потерянной драхме из Евангелия от Луки: «Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 8–10). В тропаре, составленном в XIX веке, говорится: Кирилл и Мефодий — «апостолам единонравнии», «словенских стран учители». Далее в тропаре содержится просьба «все языки словенские утвердить в Православии и единомыслии» (Минея 1987: 409). Итак, Кирилл и Мефодий — Учители и Первоучители, о чем поется в службе 14 раз.

http://pravoslavie.ru/46730.html

И сказал Он мне: «Изреки пророчество к духу, сын человеческий, изреки пророчество и скажи Духу: Так говорит Господь: От четырех ветров приди, (Дух,) и дохни на этих мертвых, и пусть они оживут». И изрек я пророчество, согласно с тем, что Он повелел мне, и вошел в них Дух (жизни), и они ожили, и стали на ноги свои – собрание весьма многочисленное. И сказал Господь мне, говоря: «Сын человеческий! Кости эти – весь дом Израилев. (Ибо) они говорят: Сухи стали кости наши, потеряна надежда наша, мы погибли. Потому изреки пророчество, (сын человеческий,) и скажи им: Так говорит Господь: Вот, Я открываю гробницы ваши, и выведу вас, (народ мой,) из гробниц ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда Я открою могилы ваши, чтобы вывести Мне (вас) из могил (ваших,) народ Мой. И вложу Дух Мой в вас, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал – и сделаю, говорит Господь». в греч. Минее: Господь Господь, в лучших списках текста 70 – Господь, в синод. – Господь Бог. Иез 37:1–14 Прокимен, глас 7 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца! Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2 К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение, зачало 133, 206. Аллилуия, глас 5 Стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня. Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся. Пс 67:2, 3а, 3б–4а Евангелие от Матфея, зачало 114. Затем ектении Возгласим все от всей души: Восполним утреннюю молитву нашу Господу: и далее как обычно, и отпуст тот же, что на вечерне. И затем целование плащаницы, а где нет плащаницы целуем образ. Стихира, глас 5 Придите, прославим Иосифа, навеки памятного,/ночью к Пилату пришедшего и Жизнь всех испросившего:/«Отдай мне Сего Странника,/Который не имеет, где главу приклонить;/отдай мне Сего Странника,/Которого ученик коварный предал на смерть;/отдай мне Сего Странника,/Которого Матерь, видя висящим на Кресте,/с рыданиями взывала/и по-матерински восклицала:/«Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой/и Жизнь Моя возлюбленная!/Ибо предсказанное в храме Симеоном в сей день сбылось:/Мое сердце меч пронзил,/но в радость о воскресении Твоем плач претвори!»/Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе,/и святому воскресению! НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры на 8 Глас 1 Вечерние наши молитвы/приими, Святой Господи,/и даруй нам прощение грехов,/ибо Ты Один,/явивший миру воскресение. Окружите, люди, Сион/и охватите его/и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/искупивший нас от беззаконий наших. Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу,/прославляя воскресение Его из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/от обольщения врага искупивший мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Максим Грек держал в руках, скорее всего, какую-либо служебную минею XV в. и старше. Примечательно, что отмеченная им ошибка содержится и в древнейшем гимнографическом сборнике (уже упомянутом выше), а именно в Ил. В ней в начале 2-го тропаря VIII песни Рождественского канона 767 читается: [%Органы псни оуклони не бо видша въ тждихъ дти сион.%] Такая же самая неисправная версия представлена и в остальных древних (XII в.) служебных минеях (они приведены в разночтениях в кн.: Древнейший сборник 2006: песнопение ДХХУ–18). В современной обиходной служебной минее – текст, конечно, исправный: «Органы уклониша плачевныя песни, не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы». Рассмотрим, наконец, еще один анализ преп. Максима, посвященный неисправностям в славянских переводах. Случай энантиосемантичной лексемы: [%художнейшие%] versus [%бесобознейшие%] Максим исследовал две лексемы из знаменитой речи-проповеди первоверховного апостола Павла, сказанной в Афинах ( Деян.17:22–31 ). Ситуация в Деяниях апостолов изложена следующим образом: «И, взяв его (Павла), привели в ареопаг (π τν ρειον πγον γαγον) и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны( κατ πντα ς δεισιδαιμονεστρους μς θεωρ) 768 . Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:19–23 ). Лексемы, обсуждаемые Максимом, выделены шрифтом. [%»Тако же погршиша преводници и в томъ еже есть писано в стымъ ап(с)тломъ лукою, в нихъже явлетъ стго павла ап(с)тла стоща на паг, а не на лед, и глаголюща « по премногу вижю вас художнейишхъ» и прочая, аще oyбw преводникъ по существоу вдалъ бы книжное еллинское якоже и стыи ап(с)лъ лука вдалъ, превелъ бы не такъ, но бсобознйшихъ, якоже и лука предалъ есть стй цркви. онъ бо дисидмонестерус писалъ есть, еже есть бсобоязнйшии(х), дисись бо бознъ, а дмони бси толкуютс. а не писалъ епистимонас еже есть худоги(х), ни техникус еже есть хитры(х), ни софус еже есть премоудры(х), ни гностикус еже есть разумны(х)».%]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы не знаем, что представлял из себя мощный «оркестр», устроенный Навуходоносором, чтобы побудить народы поклоняться золотому истукану. Вероятно, музыка здесь должна была внушать чувство страха и преклонения перед величием власти царя. Это хочет передать тот вариант славянского перевода, который более распространен в певческих книгах: «согласно устраши пищальская песнь...» Впрочем, употребленное в этом месте греческое слово фроэо означает не «устрашать», а «кричать», «провозглашать». Соответственно этому, в Праздничной минее дан такой перевод: «согласная возшуми пищальская песнь...» Во многих песнопениях, написанных на эту тему и самим Дамаскином, и его продолжателями, делается акцент не на устрашении, а более на соблазне от впечатляющего «мусикийского согласия» игры. Тем самым, золотой идол и «музыкальное сопровождение» его культа представляются как бы образами всевозможной мирской прелести, которая есть ни что иное, как «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). Исповедничество, мужественное и даже мученическое стояние за веру должно проявляться не только во время открытых гонений. Оно – в повседневном подвиге верности Христу, Его Евангелию и Святому Духу, живущему в нас, перед лицом окружающих отовсюду, различных и часто весьма искусных и тонких искушений мира, с его ложными красотами, удовольствиями и пустой славой. Согласная игра музыкальных орудий возгремела, призывая почтить сотворенный из золота бездушный идол. Светоносная же благодать Утешителя научает такому почитанию, чтобы взывать: благословенна Ты, Троица – единая, равносильная, безначальная. Тропарь 1. Глас пророковещательныи неразумевше, яко странны речи слышаша от апостол, и глаголаху безумнии, вином сотворено пиянство. Благочествии же Тебе вопием божественно: Обновителю всех, Благословен еси. «Обновитель всех». – В писаниях Нового Завета мы читаем, что Крестная жертва Господа Исуса Христа и Его Воскресение из мертвых являются началом обновления человека и провозвещают будущее обновление всего мироздания. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.4:6 ); «Ибо во Христе Исусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь » ( Гал.6:15 ); «...Вы слышали о Нем и научились... обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:21, 23, 24 ); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое » ( Откр.21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Но апостол святый благодатью Божиею жив соблюден был, проповеда потом слово Божие в Риме со святым верховным апостолом Петром. Св. Павел от Коринфа к Римляном пишущи послание воспомянул Иродиона святаго, тогда в Риме при св. Петре бывшаго: „целуйте, рече, Иродиона сродника моего“. И егда св. Петр распят бысть, тогда св. Иродион (по свидетельству Метафрастову) вкупе со св. Олимпом и множеством верных мечем посечен бысть». Последующие церковные писатели и составители библейских словарей (Архим. Никифор, прот. Ф. Солярский и др.) начали признавать Иродиона и Родиона за одно лицо. Так в Богослов, словаре протоиерея Ф. Солярского об Иродионе сказано; «Иродион родственник ап. Павла, из 70 апостолов был епископом в Патрах, и пострадал от Нерона с ап. Петром и Павлом в Риме. Память его указана: 4 января, 8 апреля и 10 ноября» (Вып. 2, стр. 94). В службе св. апостолам 8 апреля Иродион называется блаженным первопрестольником г. Патр (4-й песнь канона (в г. Патрах см. у Лепорского: История фессалон. экзархата. Спб. 1902, стр. 312). В греческой минее память св. ап. Иродиону обозначена 28 марта (Синаксарь Никодима Святогорца ), у католиков память его 8 августа. Святой апостол Агав Св. ап. Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (XI, 28; XXI, 10). «В те дни (между 40–43 г., когда Варнава отыскал Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.). «Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. ап. Павел, еванг. Лука и др.), пришли в Кесарию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (что и исполнилось см. Деян. XXI, 33). На том основании, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Характерной чертой врачей-Б. является то, что они действуют как двоица, связанные друг с другом родственными или дружескими узами (если этих связей в жизни не было, то Б. объединяются в двоицы типологически: Сампсон и Диомид, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон). Образ двоицы сближает Б.-исцелителей с апостолами, к-рых Христос посылал проповедовать «по два» (Мк 6. 7). Эта духовная связь выявляется в евангельских чтениях на полиелейной утрене (Мк, зач. 23) и литургии (Мф, зач. 34) службы Б. Косме и Дамиану (1 нояб.): «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. ...и заповедал им, говоря... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10. 1, 5, 7, 8; из зач. 34). «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 12-13; из зач. 23). Ср. также: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 19-20). Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Вслед., вероятно, малочисленности Б.-исцелителей, а также принадлежности к различным ликам мучеников, священномучеников и преподобных характера общепризнанного лика и единой службы им в Минее общей не было. Но известна попытка осмыслить чин Б.-исцелителей как единый лик. Архиеп. Сергий (Спасский) сообщал, что «Венедикт из русской киновии на Афоне составил службу всем бессребренникам вообще» ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 241). Служба эта была составлена, вероятно, в XIX в., впервые опубликована в 1980 г., после того как она была прислана из Русского вмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Что же касается прочих людей — тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, — то достоверно о их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией. Конечно, Бог промышляет о каждом человеке. И если для членов Церкви Христос есть Искупитель, то для внешних Он является Владыкой и Промыслителем. О том, что Господь промышляет о всех людях, в том числе и о не принадлежащих Церкви, говорится в Свщ. Писании: " ...Который (Бог) есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных " (1 Тим. 4, 10); " Который (Бог) хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4); " ...Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему " , — это слова ап. Петра (Деян. 10, 34-35); " Который (Бог) воздаст каждому по делам его: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина! Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2, 6,9-11). В пользу того, что Господь может спасти тех, кто не принадлежит земной Церкви, свидетельствует, например, судьба ветхозаветных праведников, которые, не принадлежа к Церкви видимым образом во время земной жизни, тем не менее были спасены, и многие даже прославлены Церковью как святые. Можно сослаться на прецедент из жития вмч. Уара, который вымолил у Бога прощение грехов некрещенных родственников некоей Клеопатры, причем это не есть некий апокриф, а неотъемлемая часть Церковного Предания. Это событие вспоминается в службе вмч. Уару, которая содержится в Минее. Канон вмч. Уару представляет собой прошения, обращенные к вмч. Уару, молиться о некрещенных и неправоверовавших усопших. Можно также вспомнить древние предания о том, как святая Фекла своей молитвой исхитила из вечного огня Фалконилу, а свт. Григорий — императора Траяна. Свт. Марк Эфесский ссылался на эти факты как на вполне достоверные свидетельства. Говоря о людях, которые пребывают вне Церкви, необходимо отметить, что их положение по сравнению с людьми церковными является ущербным. Они лишены полноты богообщения подлинной духовной жизни, для них закрыт путь святости. Для них невозможно усвоение плодов Искупления, и в этом смысле они остаются, по словам апостола, " чадами гнева " Божия (Еф. 2, 3). О том, что подлинной духовной жизни у них быть не может, свидетельствует Иоанн Предтеча: " Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " (Ин. 3, 36). Но поскольку Господь и для людей, находящихся вне Церкви, остается Промыслителем и Владыкой, то и для них в определенной степени возможно богообщение, возможно стремление к добру и правде, покаяние и даже достижение на этом пути определенных результатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Часы и литургия Златоустого Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Вседневная вечерня накануне понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка при двух святых, не имеющим в Типиконе праздничного знака 242 . Сначала читается, как и и другое время, 9 час; потом отправляется вседневная вечерня. Порядок ее такой же, как при одном малом святом. Но стихиры на Господи, воззвах Октоиха оставляются; поются же только стихиры Минеи: одного святого 3 и другого святого 3 (см. в Октоихе Указ о службе всей седм., а также в Типик. 2 сентября). Слава – святого, если который-нибудь имеет (см. там же и в Месячной Минее 2 и 3 сентября). И ныне, богородичен по гласу Славы из Ирмологиона или дополнительной части Месячной Минеи, а на среду и пяток крестобогородичен, положенный в Минее наряду (см., напр., 2 сент.), также по гласу Славы. А если Славы нет, то Слава, и ныне, богородичен, напечатанный в Минее наряду, а на среду и пяток крестобогородичен, также напечатанный в Минее наряду (см., напр., 19-го ноября). Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то на Господи, воззвах стихиры, напр., 11 сент., так: преподобные 3, Автонома 3. Слава, и ныне–праздника, или еще 20 ноября: праздника 3, первого святого 3. Слава, и ныне – праздника. Стихиры на стиховне из Октоиха (см. Окт. Указ о службе всея седм. и Типик. 2 и 3 сентября, 18 и 19 ноября). Слава, и ныне, богородичен, а на среду и пяток крестобогородичен из Октоиха (см. тааже и в Месячной Минее под 18 и 19 ноября, где нет никаких песнопений для стихир на стиховне). Но если в Минее есть песнопение на Славу (см. напр., 2 и 3 сент,. и 3 ноября), то поется это песнопение, а на И ныне богородичен по гласу Славы из Ирмологиона или дополнительной части Месячной Минеи, а на среду и пяток крестобогородичен, напечатанный в Минее наряду (см. там же). Если случится предпразднство или попразднетво господского или богородичного праздника, то на стиховне стихиры, напр., 11 сент., праздника. Слава, и ныне – праздника, или еще 20 ноября: стихиры на стиховне второго святого. Слава и ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010