1021 Сб. РИО. Т. 41, С. 435–436; С. 456; С. 489; СПб., 1892. Т. 35, С. 432; С. 464. Иоасафовская летопись. С. 145. 1022 Сб. РИО. Т. 41, 94–95, 97–98, 100–101. С. 459–460, 462, 467, 471, 474, 477–478, 482, 486, 489–490, 492–493, 503, 509–510, 516, 521–523, 527–528, 532–539, 556–557; Т. 35. С. 463–464; Базилевич К.В. Указ. соч. С. 505–508, 532–533. 1023 Неясно, на чем основано утверждение В.В. Трепавлова, что «до начала XVI в. сохранялась практика выдачи ханских ярлыков на великое княжение» (Трепавлов В.В. Россия и кочевые степи: проблема восточных заимствований в российской государственности//Восток. 1994. С. 55). Последним ярлыком был тот, по которому Иван III вступил на княжение в 1462 году. 1024 В то же время традиционная трактовка «послеахматовой эпохи» в истории Орды как ее агонии требует корректировки: такой взгляд исходит из знания последующих событий, для современников же Орда вплоть до ее гибели продолжала оставаться достаточно серьезным политическим фактором (ведь и прежде бывало, что она ослабевала, существовала в условиях междоусобной борьбы, но затем вновь усиливалась). 1025 Например, в США годом обретения независимости считается 1776, хотя война за освобождение продолжалась после этого еще семь лет и Англия признала независимость североамериканских колоний только в 1783 г. 1026 На это обратил внимание Ч.Дж. Гальперин (Halperin Ch.J. Russia and the Golden Horde. P. 70–73). 1027 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV-XVI вв. Л., 1989. Ч. 2. С. 325–326. 1028 Голохвастов Д.П., Леонид. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания//Чтения ОИДР. М., 1874. Кн. 1. С. 71. 1031 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стремившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников А.А. Червленый Яр: исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45–49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеоновской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого «подозревает» А.А. Шенников, умер в 1489 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

531 Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733//Silloge Bizantina in onore di Silvio Giuseppe Mercati. R., 1957. (Studi Bizantini e Neoellenici; 9). P. 14–31. 532 Частично издана А. А. Дмитриевским в его «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (К., 1901; Hildesheim, 1965r. Т. 2: Εχολγια. С. 993–1052); в компиляции М. Арранца (Arranz M. L’Eucologio costantinopolitano agli inizi del secolo XI: Hagiasmatarion & Archieratikon (Rituale & Pontificale) con l’aggiunta del Leiturgikon (Messale). R., 1996) приведены разночтения по этой рукописи (под сиглой COI). 533 Passarelli G. L’Eucologio Athon. Panteleimonensis 77 alias 162 (1980)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1982. Vol. 48. P. 124–158, здесь p. 134; Ruggieri V. The Cryptensis Euchology Gb XI//Ibid. 1986. Vol. 52. P. 325–360, здесь p. 334; Arranz. L’Eucologio costantinopolitano. P. 9. 534 См.: Parenti S. L’Eucologio manoscritto G. b. IV (X sec.) della Biblioteca di Grottaferrata: Edizione/Tesi di Dottorato in Scienze Ecclesiastiche Orientali. Pontificio Istituto Orientale. Facolta di Scienze Ecclesiastiche Orientali. Sezione Liturgica, tesi n°373. R., 1993. P. 35–42; затем, в новой редакции, в: idem. L’Eucologio Slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino. R., 1997. (Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa centro-Orientale – Universita di Roma «La Sapienza», Filologia Slava; 2). P. 13–20. 537 Baldanza G. Il rito del matrimonio nell’eucologio Barberini 336: Analisi della sua visione teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 316–351. 540 Baldanza G. Il rito matrimoniale dell’Eucologio Sinaitico Greco 958 ed il significato della coronazione nella δξα κα τιμ: Proposte per una ricerca teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1981. Vol. 95. P. 289–315. 542 См. обзорную статью: Martin J.-M., Jacob A. La Chiesa greca in Italia (c. 650 – c. 1050)//Storia del Cristianesimo. Religione – Politica – Cultura, IV: Vescovi, Monaci e Imperatori (610–1054). R., 1999. P. 367–388, и последовавшее за ней исследование: Martin J.-M. Hellénisme et présence byzantine en Italie méridionale (VIII S -XIII S siècle)//L’Ellenismo Italiota dal VII al XII secolo: Alla mémoria di Nikos Panagiotakis. θνα, 2001. Σ. 181–202.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

еже ближняго в вещех прелстити готово. Третий есть клятва во лжу, а та умноженна, паче песка на брезе морстем положенна. Четвертый грех татбою 528 излише 529 бывает, таже в мбре, в мерилех часто ся свершает, – Ибо они купуют во меру велику, а внегда продаяти, ставят не толику. Инии, аще меру и праву имеют, но не право мерити вся вещы умеют. Инии хитростию вещы отягчают, мочаще 530 я, неции худыя мешают 531 . А вся сия без греха немощна суть быти, яко Бог возбраняет сих лукавств творити. Пятый есть грех: неции лихоимства деют, егда цену болшити за время 532 умеют; Елма бо мзды чрез время неко ожидают, тогда цену вящшую в куплях поставляют. Шестый грех , егда куплю являют благую, потом лестно ставляют ину вещь худую. Седмый грех , яко порок вещы сокрывают, вещь худую за добру купующым дают. Осмый, яко темная места устрояют, да худыми куплями ближния прелщают, Да во темности порок купли не узрится, и тако давый сребро в купли да прелстится. О, сынове тмы люты! Что сия творите? Летяще ближния вашы, сами ся морите. В тму кромешную за тму будете ввержени, от света присносущна вечно отлучени! Отложите дела тмы, во свете ходите, да взидете на небо, небесно живите. (Из цикла «Лакомство») Екклисиаст богатство немощь именует, 533 яко всяк негли 534 богачь выну недугует 535 Болезнию лакомства, яже всего томить, держателя си мучить, разслабляет, ломить. Мучатся богатии, во-первых, главою, ибо выну печални пребывают тою, Безчисленными мыслми ону удручают, да выну злато, сребро в ковчег прилагают; Дручатся 536 промыслами, како я щадити, да бы сохраненнаго ни мало изжити. Еще и очима си тии болезнуют, иже лакомо злато сокровиществуют; Не могут бо оныма на нищих взглядати, воеже бы просящым ничесоже дати, – Яко богачь Лазаря никогда смотряше, 537 иже пред домом его при вратех лежаше. Недугуют и слухом, не могут слушати, обыкоша ушеса своя отвращати От просящих милости; всуе стенание пред ними пущается и воздыхание. Не слышать гласа сирых и вдовство терпящих, ни вредами 538 тлеющих, на гнои лежащих;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается новейшего времени, то вот что пишет Дорову Людовик фон-Фосс. «Не смейтесь надо мной, если я скажу вам, что могу угадать где – на диване или на стуле – сидело известное лицо полчаса назад, особенно если это лицо очень живого темперамента. Вчера я угадал, что один господин пришёл издалека и очень устал; благодаря его влиянию на меня, я чувствовал всем своим существом, что он после полудня очень много занимался счетоводством, так что выбился из сил... В моём существе развилась чудесная и вместе с тем несчастная способность усматривать в находящихся в самом спокойном состоянии людях все страдания и слабые стороны их и видеть, как во время мышлений постороннего мне человека в мозгу его приходит в деятельность малейшая фибра. На улице я должен далеко обходить людей, особенно находящихся в болезненном состоянии. Примеры необыкновенного развития способности сомнамбул созерцать внутренний организм постороннего им лица можно найти у английского врача Гэддока. «Если пациенты пожелают лично быть исследованными Эммой, – говорит он о своей сомнамбуле, – то я настоятельно прошу их до тех пор ничего не сообщать мне о своём здоровье, пока ясновидящая не произведёт над ними своего исследования и не опишет внутреннего состояния их организма и симптомов их болезни, так как нередко случается, что они выражают своё удивление, когда слышат от неё, с какой точностью она описывает эти симптомы и с какой правильностью указывает место, или определяет часы периодического наступления их страданий, хотя ни я, ни они не слышали от них ни слова обо всём этом... В двух или трёх случаях Эмма на своей собственной голове заочно указала место страдания умалишённых, а я, основываясь на её показаниях и на френологических данных, отважился сделать заключение относительно главных симптомов их болезни. Заключения мои, как подтвердили пользовавшие больных врачи, оказались верными 532 . Нередки и такие случаи, когда правильность диагнозов, даваемых сомнамбулами, подтверждалась вскрытием трупов. Разумеется, эти исключительно основывающиеся на внутреннем созерцании, но отнюдь не на абстрактных анатомических и физиологических сведениях о человеческом теле диагнозы не могут отличаться такой научной точностью и такой определённостью выражений, какими отличаются медицинские заключения, даваемые на основании анатомических вскрытий, но опытный врач может извлечь и из них пользу. Одна замагнетизированная с целью получения от неё показаний относительно состояния здоровья её матери сомнамбула, по фамилии Лажандре, дала такой диагноз: «правое лёгкое сморщено и сдавлено, облечено тягучей и клейкой оболочкой и плавает в водянистой влаге. Это лёгкое уже не дышит, оно умерло. В околосердечной сумке находится некоторое количество воды». После того, как, согласно предсказанию сомнамбулы, на другой день умерла её мать, врачи Друзар и Моро (секретарь королевской медицинской академии) произвели вскрытие трупа, и оно вполне подтвердило вышеприведённый диагноз 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

530 Аще ли же понеже вера добрая, доброе же завидимо, завидимое же ратуется, ратуемое же с терпением хранится. Не того ради верному, понеже терпети, веры добрыя отставати: аще не хощет безверный или зловерный быти 530 ибо Спас во Евангелии, на сие нас, правоверных, избирая, рече: «Нужно Царствие Небесное, и нужницы восхищают Аще бо погании языцы 531 о безбожных и мерзских своих верах тако стоят, тако от законов своих отстати не хотят, тако вне красоты 532 безбожия валятися нудятся, яко ини ратовати на християн со многими нуждми и ратными скорбьми и смертьми понуждаваются, якоже моамефяне, угождающе сквернопреданию Моамефа, инии же, яко зверие дивии 533 посреде зверей нужно 534 живуще, безсловесствуют, якоже самоядцы, вотяки, вогуличи и прочий степнии бедственную жизнь живут, и живут, да вечно, окаяннии, в преисподней тмы бедно бедствуют, тако и от еретик прельщении християне, в новопреданных их развратах толико укрепляются, яко мняти проповедают кождо их свое согласие паче всех законов на земли добрейше быти. То кольми паче нам, християном правоверным, не за скверныя языческия законы, не за еретическая новодерзостная предания, но за чистую веру православную, веру евангельскую, веру апостольскую, соборную, отеческую; веру, святыми содержиму и до нас обычаем и писанием веру, держащих ю соблюдателно спасающую и живота вечнаго сподобляющую, должно мужественно стояти, и стояти не телеса чуждая низлагати, но самем в терпении и нуждах богорадных себе не ослабевати, вражия бесовския советы страстная похотения побеждати, грехи изничтожати, не радоватися в пространствах, в покои, в богатстве кроме веры 535 , не низпадати 536 в нищете, в скорбех, гонениих с верою православною. Сице убо, о, православное сословие, слово показует, како праведный от веры жив будет, согласно сему многа наказания, многи образы во святых книгах имеем. Слышавше же, возрадуемся о славе веры, возвеселимся о богатстве возторжествуем о тоя силы непобедимой, о красоте величества ея возусердствуем. Возлюбим с нею быти и в ней, яже нищих безсмертнаго богатьства и безродных небеснаго благородия достойных быти творящую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому тех, которые поют «песнь Господню на земле чуждей» ( Пс. 136, 4 ), «т.е. вслух всякому» 526 , которые «подвизаются за слово более, нежели угодно Слову» 527 , святой Григорий ставит наравне с лишёнными ума, зажигающими свой дом, терзающими своих детей и гонящими от себя родителей 528 . Нельзя любомудрствовать и о всём. Философствуй «о том, – учит святой Григорий, – что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе» 529 . В частности, Святитель перечисляет те предметы, рассуждения о которых более безопасны и не бесполезны. Это: «О мире, о веществе, о душе, о разумных природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии» 530 и проч. Но исследование таких высочайших и таинственных истин христианского вероучения, как догмат о Святой Троице, «об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа» 531 и др., святой Григорий признавал недоступными для человеческого понимания и почитал довольствоваться в отношении их данными Откровения. Этими рассуждениями святой Отец заканчивает своё наставление любомудрствующим. После этого он приступает к изложению учения о богопознании. Учение святого Григория о богопознании (второе слово о богопознании) В раскрытии учения о познании Бога святой Григорий останавливается, главным образом, на непостижимости Его Существа. Побуждением к уделению такого особого внимания этому вопросу, несомненно, служило появление еретиков евномиан. Последние учили о возможности полного познания самого существа, основываясь в этом случае на том соображении, что если мы не постигаем Божество, то и не знаем кому кланяемся. Вот в противоположность их заблуждениям святой Отец даёт истинный православный взгляд на Богопознание. В Своём существе «Божество непостижимо для человеческой мысли 532 , – говорит он, – ибо что постигнуто разумом, то человеку, имеющему не совсем поврежденный слух и тупой ум, быть может, объяснит и слово, если не вполне, то, по крайней мере, слабо» 533 . Если же кто познал Бога и это засвидетельствовано, «то познание сие, – по словам святого Григория, – приписывается ему в том отношении, что, сравнительно с другими, не только просвещенными, оказался он причастником большего света».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Дай, Господи, чтоб и в Вашем селе она была милостива! Думаю, что она у Вас уже утихла или совсем прекратилась. Даруй, Господи! Благослови Вас Господь всех. Спасайтесь! Известите, когда пройдет гроза. Ваш доброхот Е. Феофан. 532. Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь, а тем, к кому большее имеет доверие. 27 авг. 1892 г. Милость Божия буди с Вами, Поздравляю с дарованием Вам новых чад. Не всем это дарует Господь, а тем, к коим большее имеет доверие, говоря по-человечески. Но мать не здорова и дети плохи... Тем очевиднее будет милость Божия, когда все поправятся и явятся лучшими тех, кои теперь здоровы. Не тяготитесь умножением семьи. Это будет походить на ропот и служить выражением неодобрения Божию о Вас распоряжению. 533. О посылаемых в помощь деньгах 5 июля [без года]. Други мои – Василий Иоаннович и Мария Иван. – Бог в помощь! Услышав, что у вас случилась небольшая беда, посылаю вам сто рублей. Господь да благословит вас счастьем и довольством. Мира вам желаю. Иван Гаврилович, Иван Иванов, и Алеша – здоровы. Кланяются. Феофан, Еп. Тамбовский. 534. О посылаемых деньгах. Общие благожелания Поздравление с дарованием новых чад: не всем это дарует Господь, а тем, к кому большее имеет доверие. [Без даты] Милость Божия буди с Вами, Насилу собрался я выслать недостающую Вам сумму... Посылаю при сем 200 р[ублей]. Из того, что Вы молчите, заключаю, что у Вас все хорошо, и благодарю Господа... Да благопоспешит Он Вам и в деле служения Вашего и в устроении семейной жизни, и во внешних Ваших отношениях. Идет ли, и как идет Ваше проповедничество?!. Благослови Вас, Господи, и Александру Вашу. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 535. Благословение и материальная помощь вдове 24 сент. 1885 г. Милость Божия буди с Вами! Брат Ваш писал, что Вы теперь одна домохозяйкою. Господь да умудрит Вас. Будьте разумны! – Посылаю Вам на текущ[ие] нужды – 20 р[ублей]. – Благослови Вас, Господи. Спасайтесь. Е. Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Может быть, некоторые заслуги Директории в оценке Болдырева были фиктивны 532 . Одну «историческую миссию», как говорил проф. Рязановский в упомянутом обзоре законодательной деятельности государственной власти в Сибири» [«Пр. Вест.», 195], Директория совершила – она начала собирание России и ликвидировала областные правительства. Казалось бы теоретически, что областные правительства, возникшие в процессе борьбы с большевизмом, должны были только содействовать «собиранию России», в действительности в ненормальных условиях жизни они создавали лишь тормоз для центральной власти, плодили недоразумения и конфликты 533 . Грамотой 6 ноября Директория ликвидировала правительства. «Подтверждая ныне непреклонную волю признать и предоставить отдельным частям Государства Российского права широкой автономии, провозглашённые в грамоте, данной в городе Уфе 11–24 сентября 1918 г., – гласил документ 6 ноября, – и в полном сознании великой ответственности перед народами России, Вр. Вс. пр. в исторический момент создания единого и крепкого государства признало необходимым установить: с образованием органов центрального управления всероссийской власти на ближайший период времени все без исключения областные правительства и областные представительные учреждения должны прекратить своё существование»… [«Хроника». Прил. 124]. Грамота сопровождалась специальными указами правительствам Урала, Совету упр. ведомств, Алаша-Алаш-Орды [Прил. 126–128]. Несомненно, личный состав Директории облегчил дело упразднения местных правительств: только Директория могла заставить, напр., владивостокское земство, претендовавшее на роль областной власти, признать центральное Правительство 534 . Кроль, видевший в упразднении областных правительств нарушение уфимской конституции 535 , конечно, не противодействовал тому, чтобы Уральское правительство беспрекословно сложило свои полномочия во имя подчинения «верховному водительству» всер. власти. Не подчинялись или пытались не подчиниться по «мотивам политическим» лишь остатки Комуча. Это достаточно характерно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В третьей части Антониевской редакции при описании 13 чудес заметно использование тех же источников, которые были определены для первой и второй частей. Начало рассказа о 1-ом чуде («О слепомъ»): «Некоему человеку … славна же и богату родителю сын, сему бо на многа времена зрак от очию отъятся, и многым врачем приходящим к нему, но не успеша ничто же» (Нижегор., 39, л. 33 об. – 34) – выписано из рассказа об аналогичном чуде Жития митрополита Алексия 531 . Дальнейший текст: «Слышав яже от преподобнаго бываемая чюдеса и прииде в манастырь Святого Спаса, вожю же его юноши отшедшу . . , благодарение воздаяше святому о прозрении своемъ» (Нижегор., 39, л. 34) списан с чуда «О прозревшим слепом» из Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 395). Заключительная фраза вновь заимствована из Жития митрополита Алексия. Рассказ о 2-ом чуде «О муже, исцелевшем зубною болезнию» (Нижегор., 39, л. 34 об. – 35) полностью основан на чуде с Захарием Бороздиным из Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 392– 393). В рассказе о 3-ем чуде «О беснующемся муже» автор ориентируется на изложение чуда «О иступившемь ума» Жития митрополита Алексия, а фрагмент «Сему же ума изступившю да толико, яко не ведати ему, камо идет … и абие в себе быв» (Нижегор., 39, л. 35 об.) переписывает из творения Пахомия Логофета 532 . В дальнейшем тексте встречаются выражения из статьи «О беснующимся велмужи» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 368–369), а именно: «бывшю же ему на пути», «и наложиша ему железа», «визите мя, иде же мя взясте, а тамо не хощю ити», «и водим бяше шестию человекъ», архимандрит «благослови его крестом», и др. В рассказе о 4-ом чуде «О мужи сухорукомъ» начальная фраза «Ни же се да умолчанно будет съдеянное святым: некоему юноши» (Нижегор., 39, л. 37) выписана из 4-го чуда Жития митрополита Алексия 533 . Весь дальнейший текст описания основан на чуде «О имущим сухую руку» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 395 об. – 396). Пятое чудо «О болящем трясовицею» (Нижегор., 39, л. 38) изложено в соответствии с имеющим тождественный заголовок рассказом Жития митрополита Алексия, причем начальный фрагмент «Ин же пакы человекъ Тимофеи именем, трясовицею одержим . и скоро исцеление получив» почти полностью переписан из названного источника 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это обстоятельство принесло препод. отцам и много других огорчений. Их заключили в тесном жилище, тщательно заградив дверь кельи и оставив в ней одно только отверстие для света, через которое доставляли преподобным и пищу, разумеется – самую скудную. «Какие и сколь многие нужды и бедствия претерпели приснопамятные отцы в том заключении, невозможно изобразить словом, – говорит биограф препод. Феодора, – ибо во время зимы, подвергаясь холоду, они по необходимости должны были терпеть крайний недостаток тепла, за неимением топлива; во время же противоположное зиме, палимые чрезмерным жаром, они, казалось, переносили мучения не меньше, как от пещного пламени. Притом зарождающиеся от пыли блохи не мало усиливали их мучения, так как перемены одежд не было у исповедников Христовых» 530 . От недостатка питания преп. Феодор так ослабел, что был близок к смерти 531 . Но православные старались, сколько возможно было, облегчить его страдания 532 . Препод. Феодор Студит не падал духом и в этих обстоятельствах, продолжая своими письмами поддерживать в иконопочитателях постоянную готовность «быть схваченными, явиться исповедниками, подвергнуться бичеванию, потерпеть смерть» 533 . Из писем одно было перехвачено иконоборцами и попало в руки императора. Прочитав его, Лев Армянин «рассвирепел от разгорячения крови в сердце его» и отправил Восточному военачальнику приказание – наказать преп. Феодора сотней ударов ремнями, что и было исполнено 23 февраля 819 года. От этого жесточайшего бичевания преп. Феодор едва не умер: раны на его теле воспалились и обратились в сплошные язвы. От нестерпимой боли он не мог спать и потерял всякий аппетит. Ученик Николай с трудом поддерживал его силы. «Доставши ячменного отвара, Николай подавал ему не больше одной чашки в день; также за неимением врачей отец позволил этому духовному сыну обрезывать ножичком сгнившие части висевшей кожи его, чтобы остальные части тела мало-помалу со временем пришли в обыкновенное состояние здоровья» 534 . Около пятидесятницы этого года последовало распоряжение императора о переводе препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010