591. Там же 5 (С. 114). 592. Там же 39 (С. 119). 593. Монах. 594. Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595. Тамже 168 (С. 139). 596. Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597. Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598. Там же 62 (С. 122). 599. Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600. Там же 28 (С. 117). 601. Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602. Там же 47 (С. 121). 603. Там же 142 (С. 134). 604. Там же 7 (С. 114). 605. Там же 91 (С. 126). 606. Там же 97 (С. 127). 609. Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610. Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611. Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de JesusChrist dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. ParisLyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988; Repges W. Die Namen Christi in der Literatur der Patristik und des Mittelalters. — Trierer Theologische Zeitschrift 73. 1964. S. 161—177; RuckSchroder A. Der Name Gottes und der Name Jesu. Neukirchener, 1999; Sabourin L. Les noms et titres de Jesus. BrugesParis, 1963; Sabourin L. The Names and Titles of Jesus: Themes of Biblical Theology. New York, 1967; Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588 Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589 Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590 Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128). 591 Там же 5 (С. 114). 592 Там же 39 (С. 119). 593 Монах. 594 Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595 Тамже 168 (С. 139). 596 Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597 Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598 Там же 62 (С. 122). 599 Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600 Там же 28 (С. 117). 601 Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602 Там же 47 (С. 121). 603 Там же 142 (С. 134). 604 Там же 7 (С. 114). 605 Там же 91 (С. 126). 606 Там же 97 (С. 127). 607   608   609 Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610 Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611 Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de Jesus-Christ dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. Paris-Lyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Bd. 73. S. 161-177; Foester W. Ιησος//TDNT. 1965. Vol. 3. P. 284-292; idem. Κριος//Ibid. P. 1039-1094; Bietenhard H. Ονομα//Ibid. 1968. Vol. 5. P. 246-247; Kinyongo J. Origine et signification du nom divin Yahvé à la luimière de récents travaux et de traditions sémitico-bibliques. Bonn, 1970. (BBiblB; 35); Vaux R., de. The Revelation of the Divine Name YHWH//Proclamation and Presence: Old Testament Essays in Honour of G. H. Davies. L., 1970. P. 48-75; Tournay R. Le Psaume VIII et la doctrine biblique du nom//RB. 1971. T. 78. P. 18-30; Cross F. M. Canaanite Myth and Hebrew Epic. Camb. (Mass.); L., 1973; Noye I. Jésus (Nom de)//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1109-1126; Parke-Taylor G. H. Yahweh: The Divine Name in the Bible. Waterloo (Ont.), 1975; Gese H. Der Name Gottes im Alten Testament//Der Name Gottes/Hrsg. H. von Stietencron. Düsseldorff, 1975. S. 75-89; Cazelles H. Le Dieu du Yahviste et de l " Elohiste, ou le Dieu du Patriarche, de Moïse et de David avant les prophètes//La notion biblique de Dieu. Louvain; Gembloux, 1976. P. 77-89; Vigan ò L. Nomi e titoli di YHWH alla luce del semitico del Nord-Ovest. R., 1976; Parys M., van. Unification de l " homme dans le Nom//Irénikon. 1977. Т. 50. P. 345-358, 521-532; Wambacq B. N. Eheyeh asher eheyeh//Biblica. R., 1978. Vol. 59. N 3. P. 317-338; Cothenet E. Nom//DSAMDH. 1981. T. 11. P. 397-407; Solignac A. Les noms de Dieu dans la spiritualité//Ibid. P. 407-410; Ware K. Name of Jesus//A Dictionary of Christian Spirituality. L., 1983. P. 222-223; он же (Каллист (Уэр), еп.). Сила Имени: Молитва Иисусова в православной духовности//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 187-217; Fossum J. The Name of God and the Angel of Lord: Samaritan and Jewish Concepts of Intermeditation and the Origin of Gnosticism. Tüb., 1985; Ware K., Jungclaussen E. Hinführung zum Herzengebet. Fr. i. Br., 1986; Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988; Mettinger T. N. D. In Search of God: The Meaning and Message of the Everlasting Names/Transl. F. H. Cryer. Phil., 1988; N ü tzel J.

http://pravenc.ru/text/389525.html

984 . Mehlmann Johannes. Der " Namé Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956. 985 . Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988. 986 . Mettinger T. In Search of God: The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988. 987 . MeyendorffJ. Le theme de " retour en soí dans la doctrine palamite du XIV [е ]siecle. – Revue d " histoire des religions 145, 1954. P. 188–206. 988 . Miller P. D. The Divine Warrior in Early Israel. Cambridge, Massachusetts, 1973. 989 . Maine (Un) de ÍEglise d " Orient. La priere de Jesus, sa genese et son developpement et sa pratique dans la tradition byzantinoslave. Chevetogne, 1959. 990 . MontanaroA. II culto al SS. Nome di Gesu. Teologia, storia, liturgia. Napoli, 1958. 991 . Moor J. C. de. The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Louvain, 1990. 992 . Neudecker R. " And You Shall Love Your Neighbor as Yourself- I am the Lord» ( Lev. 19:18 ) in Jewish Interpretation. – Biblica 73, 4, 1992. P. 496–517. 993 . New S. The Name, Baptism and the Laying of Hands. – The Beginnings of Christianity, Ï Acts of the Apostles, 5. 1933. P. 121–140. 994 . Niviere A. L " experience liturgique chez les moines onomatodoxes de Г Athos. -Actes du 35 [е] Congres Liturgique de 1 " Institut Saint-Serge. Roma, 1989. P. 247–263. 995 . Niviere A. L " onomatodoxië une crise religieuse a la veille de la Revolution. – Mille ans de Christianisme russë 988–1988. Paris, 1989 . P. 285–294. 996. Niviere A. La philosophic du Nom dans 1 " oeuvre de Pere Serge Boulgakov. – Le Messager orthodoxe N. 124Я. Paris, 1994–1995. P. 33–50. 997 . Niviere A. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines rasses du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite de Paris IV-Sorbonne, 1985. 998 . Niviere A. Les moines onomatodoxes et Г intelligentsia russe. – Cahiers du Monde russe et sovietique XXIX (2). Paris, 1985. P. 181– 194. 999 . Noye I. Jesus (Nom de). – Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1109–1126.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

P., 1963. P. 66-116; Miquel P. Gloire (vaine gloire). [Pt.] 1: Tradition monastique orientale//DSAMDH. 1967. T. 6. Col. 494-502; idem. Parrhèsia//Ibid. 1984. T. 12. Pt. 1. Col. 260-267; Gutierrez P. La paternité spirituelle selon saint Paul. P., 1968. (Études bibliques); Adn è s P. Hésychasme//DSAMDH. 1969. T. 7. Pt. 1. Col. 382-398; idem. Humilité//Ibid. Col. 1136-1187; idem. Larmes//Ibid. 1976. T. 9. Col. 287-303; idem. Népsis//Ibid. 1981. T. 11. Col. 110-118; idem. Lexique du désert: Étude de quelques mots-clés du vocabulaire monastique grec ancient. Bégrolles-en-Mauges, 1986. (Spiritualité orientale; 44); Bartelink G. J. M. Quelques observations sur παρρησα dans la littérature paléo-chrétienne//Graecitas et Latinitas Christianorum primaeva: Studia ad sermonem Christianum primaevum pertinentia: Suppl. Fasc. 3. Nijmegen, 1970. P. 5-57; Morard F. Monachos, Moine: Histoire du terme grec jusq " au 4e siècle//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1973. Bd. 20. S. 332-410; eadem. Encore quelques reflexions sur Monachos//VChr. 1980. Vol. 34. N 4. P. 395-401; Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 291-305; Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems. Collected Studies. L., 1974; idem. L " hésychasme, problèmes de sémantique//Mélanges à H.-Ch. Puech. P., 1974. P. 543-547; Deseille P. Jeûne//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1164-1179; Noye I. Jésus (nom de)//Ibid. Col. 1109-1126; Leduc F. Péché et conversion chez saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien. 1976. Vol. 26. P. 34-58; 1977. Vol. 27. P. 15-42; 1978. Vol. 28. P. 44-86; idem. Penthos et larmes dans l " oeuvre de saint Jean Chrysostome//Ibid. 1991. Vol. 41. P. 220-257; Špidlík T. La spiritualité de l " Orient chrétien: Manuel systematique. R., 1978. Vol. 1. (OCA; 206) (рус. пер.: Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: Систематическое изложение. М., 2000); он же.

http://pravenc.ru/text/674926.html

С. В. Троицкого и Святейшего Синода, с одной стороны, не была исчерпывающе убедительной, особенно после «силовых аргументов» на Афоне, а с другой, не была воспринята надлежащим образом. И сторонники, и противники имяславия опирались, в частности, на авторитет св. прав. Иоанна Кронштадтского , формально находившегося вне традиц. рамок И., но в дневниках к-рого находится много сведений о почитании Имени Божия. Жизнь и уникальный опыт этого святого, отраженный в дневниках, позволяют говорить еще об одном своеобразном вкладе России в И., расширяющем и видоизменяющем традицию путем подвижничества в миру при сохранении сути традиции - борьбы с помыслами, хранения сердца и обожения всего человека. Любовь к творению Божию, открытость сердца к людским страданиям тем не менее не могут компенсировать в рус. И. недостаток богословской рефлексии, когда ум стоит на страже сердечных помыслов; тем самым И. был менее защищен перед лицом ересей и ложного мистицизма. В целом необходимо отметить недостаточную изученность рус. И. как феномена, что затрудняет его адекватную оценку. И. и западная традиция . Сам термин «исихазм» употребляется обычно применительно к вост. традиции, и это справедливо, если иметь в виду 2-е (в смысле конкретной устойчивой формулы Иисусовой молитвы) и 3-е значения термина. Однако здесь недостаточно изучены типологические параллели между почитанием имени Иисуса в Византии и в средневек. Европе (см.: Noye. 1974, особенно: Col. 1114-1122) и между лит. наследием визант. и западноевроп. мистиков. По наблюдениям совр. ученого М. Ю. Реутина, почитание имени Иисуса было широко распространено в жен. цистерцианских и доминиканских мон-рях Саксонии, Баварии, Швабии и вост. кантонов Швейцарии в XIII-XIV вв.; следы этой традиции заметны во мн. текстах т. н. «женской мистики»: «Струящемся свете Божества» Мехтхильды Магдебургской, «Посланнике Божественной любви» Гертруды Великой, «Книге особой благодати» Мехтхильды из Хакеборна (монастырь Хельфта, Саксония), «Откровениях» Кристины Эбнер, Адельхайд Лангманн (монастырь Энгельталь), Кристины Эбнер (монастырь Мединген близ совр.

http://pravenc.ru/text/674926.html