Вт. 8:3). О четырех постах, по времени почти соответствующих нашим четырем постам, говорит пророк Захария: «Пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого, соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством, только любите истину и мир» (8:19). В Новом Завете читаем о мужах Апостольских, что когда они пребывали в служении Господу и в посте, то Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву (т. е. по окончании начатого до откровения поста и молитвы) и возложив на них руки, отправили их» ( Деян. 13:1–3 ). В книге Деяний говорится, что ап. Павел, совершая последнее путешествие в Рим, в зимнее время, советовал, в виду трудности путешествия, перезимовать в «Хороших Пристанях», близ города Ласеи, так как плавание, замечает дееписатель св. Лука, было уже опасно, потому что и пост уже прошел» ( Деян. 27:8–9 ). Таким образом, мы видим из св. Писания, что и в Ветхом и Новом Заветах были и различие в скоромной и постной пище и определенная продолжительность времени поста. 7) Зачем, спрашивают адвентисты, христиане употребляют мясо свиней, зайцев, едят рыбу без чешуи и другую, запрещенную Моисеем, пищу? (См. Лев. 11 гл. и Вт. 14:1–21). Если вы едите свинину, говорят они, то ешьте и мясо собак, кошек и т. п. животных, Моисеем запрещенных. 7) Для христиан всякая пища сама по себе чиста: «все чисто, говорит св. Апостол, нет ничего в самом себе нечистого, только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто» ( Рим. 14:14 ), «ибо Господня земля, и что наполняет ее» ( 1Кор. 10:26 ); только «сожженные в своей совести» лжесловесники, говорит ап. Павел, будут запрещать «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божьим и молитвой» ( 1Тим. 4:2–5 ). «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Естество нашей богоподобной души сотворено в сущности из божественного, из богоподобного, из сверхъестественного. Своей богоподобной сущностью оно всецело из мира оного и в мире оном. Поэтому всеистинные уста Всеистинного и изрекли об истинных людях следующее: «Вы не от мира» сего (Ин.15:19, 17:14). Наше естество естественно сверхъестественным, божественным, богоподобным. В самом деле, всё естество человеческого существа сверхъестественно: и естество тела, и естество души, ибо то и другое сотворено Богом, так что и то, и другое — собственно, не наше, а Божие (см. 1Кор.6:20). Корни всецелого человеческого естества — в мире оном. Поэтому внутренняя сила людского существа и влечет человека к небу, к миру горнему, к Богу и всему Божественному. Поэтому и логично, что Господь Иисус Христос воспринял на Себя человеческое естество и вознес его превыше всех небес, посадив одесную Бога, выше Херувимов и Серафимов. Без сомнения, человек призван к тому, чтобы верой и добрыми делами во Христе соделаться «богом по благодати», богочеловеком по благодати; таковым он становится по дару Христовой вселюбви в Христовой Церкви, простирающейся от земли превыше небес и всех небес над небесами. Благодаря ей и ею мы, Христовы верные=Христовы «сотелесники», живем и существуем одновременно в обоих мирах, ибо жизнь наша «сокрыта со Христом в Боге» (ср.: Еф.3:6; Кол.3:3), ибо жительство наше — на небесах даже тогда, когда с телом своим мы ступаем по земле (ср.: Флп.3:20). Мы, христиане, — «народ избранный, ревностный к добрым делам» (в синод. тексте: ««народ особенный». — Примеч. пер.») (Тит.2:14). Ибо всечеловеколюбивый Господь «избрал» нас «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф.1:4). А такими мы можем быть только Тем, Кто есть освящение наше и наша праведность (1Кор.1:30).    «Дабы ты, — говорит святой Златоуст, — услышав апостольские слова о том, что спасение совершается «не от дел», не пребыл нерадивым, посмотри, что святой Апостол говорит далее: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Отсюда бывает, что в отцах нет, а в детях и внуках и искать благочестия нечего. Так нынешние христиане первых христиан любовь оставили, и с любовью веру и благочестие истинное. И хотя многие из христиан нынешних созидают храмы Божий, как видим, каменные или деревянные, но одушевленные разоряют. Украшают Евангелие золотом и серебром, но того, чему Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, или даже и не знают. Иные дают милостыню, но у других отнимают. И какая оттого польза? Ибо это не богоугодное, но богопротивное дело. И так в христианство нынешнее языческое состояние вошло. Ибо хотя не устами, но делами нынешние христиане отвергаются Христа, от Которого древние христиане, и муками принуждаемые, и не хотели отречься. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются», — говорит апостол (Тит.1:16). И еще Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). § 273. Поэтому внимать мы должны, что далее Христос епископу Ефесской Церкви говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр.2:5). Этот сладкий голос Милосердного нашего Избавителя в уши всех ударяет. О, да ударит и в сердца Божественной своей крепостью и возбудит души, тяжким сном греха уснувшие! Ударяет пастырей: «Пасите Божие (Мое) стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, которое стяжал Кровью Моею» (1 Петр 5:2-3). Ударяет судей: «Вспомните, на каком сидите месте; «Я сказал «Вы боги». Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам» (Пс.81:6, 2). Ударяет родителей: «Вспомните о чадах ваших; «воспитывайте их в учении и наставлении Гос­поднем» (Еф.6:4). Ударяет всех вообще и людей всякого чина: «Вспомните, откуда вы нис­пали, и покайтесь» (см. Откр.2:5). Дух же Святой в псалме говорит: «Ныне, если голос его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс94:7-8). «Смотрите, братия, —говорит апостол, — чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что мы спасаемся не одною верою и добрыми делами, а благодатию Божиею, это ясно видно из Св. Писания: «Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (то есть язычники)» ( Деян. 15:11 ), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3:23–24 ). «Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшаго нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим. 1:8–9 ). «Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения ( Ин. 3:6 ) и обновления Святым Духом, Котораго излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:4–8 ). «Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:6–9 и Рим. 5:15–17 ). 4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божия? 4) Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (ст. 2), однако он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божией в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16). 5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия? 5) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее. 6) Что называется таинством? 6) Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия ( 1Кор. 4:1 , Еф. 5:31–32 ). 7) Сколько всех таинств? 7) Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9:1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

10 всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. Т.е. и чистые, и нечистые животные (Лев., гл. 11). 10 заколи и ешь. Петр, правоверный иудей, был голоден, но не мог нарушить ветхозаветные указания Божий относительно употребления в пищу нечистых животных (ст. 14). 10 что Бог очистил. Посредством этой образной картины Бог сообщает Петру, что изменил установления о ритуальной чистоте. 10 трижды. Видение повторилось, чтобы оно запечатлелось у Петра. Троекратное повторение это признак абсолютной истинности явления (ср., напр., Ис. 6,3 : «Свят, свят, свят»). 10 В следующий день. Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня. 10 Когда Петр входил. Степень духовного возрастания Петра была уже такой, что он мог войти в дом язычника (ст. 28). поклонился, пав к ногам его. Корнилий преисполнился благоговейного почтения к Петру, поскольку Сам Бог повелел ему призвать апостола. 10 мне Бог открыл. См. ст. 15 и ком. 10 Бог нелицеприятен. Евангелие обращено как к иудеям, так и к язычникам (1,8; Рим. 1,16 ). 10 боящийся Его и поступающий по правде. Страх Божий ведет к вере в Бога и доверию к Богу, а также к праведной жизни. 10 благовествуя мир чрез Иисуса Христа. Т.е. примирение с Богом кровью Иисуса ( Еф. 2,13.14 ). Сей есть Господь всех. Иисус Господь и иудеев, и язычников. 10 Дух Святый сошел на всех. Т.е. получили спасение через возрождение Духом ( Тит. 3,5.6 ). 10 верующие из обрезанных... изумились. Правоверные иудеи, которые не были свидетелями видения Петра, не могли осознать, что Бог дарует спасение нелицеприятно. 10 креститься водою. Подлинное возрождение, покаяние, вера и исповедание естественно приводят к крещению явному знаку внутреннего спасительного действия Святого Духа. 10 во имя Иисуса Христа. Прощение грехов даруется посредством имени Иисуса (ст. 43), т.е. через принятие Христа как Спасителя. Глава 11 11 обрезанные. Христиане из иудеев. 11 к людям необрезанным. Имеются в виду необрезанные язычники Корнилий и его домашние.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя!» — эти слова преподобного Серафима, которые так любит цитировать Святейший Патриарх, относятся именно к этому роду смирения. Знаешь ли ты его? Знаешь ли хотя бы, чего надлежит искать?    Так возопи же ко Господу вместе с преподобным Андреем: «Очисти мя!» Ведь «для чистых всё чисто» (Тит. 1:15., а для нечистого и чистый родник — мутен).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися.    «Божественное Писание повествует обо всем приспособительно к нашей немощи», — говорит божественный Златоуст. Снисходя к немощи нашей, оно готовит нас к исполнению заповедей рассказами о том, что бывает, когда заповеди эти нарушаются.     «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», — повелел Господь в Десятословии (См.: Исх. 20:12; Втор. 5:16). Рассказавши же ранее историю нечестивого Хама, Моисей показал тебе, душа моя, что бывает, когда грех побеждает природную любовь человека к родителям его.     «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:22—23).    Хам, «человек похотливый и невоздержный», «с самой ранней поры был развращен душою» и оскорбил родителя «по той же (развращенной) воле, по которой он не воздерживался от деторождения при таких обстоятельствах» (то есть во время потопа), — ведь «начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Ведь все сыновья Ноевы одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковой заботливостью и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился ко злу, а другие оказали отцу должное почтение».    «Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытой для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаружило в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю. Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые «не видали наготы отца своего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вопрос 32. Какое расположение должно иметь к родным по плоти? Ответ . Однажды принятым в братство настоятель не должен дозволять, чтобы они чем-либо развлекались, чтобы, под предлогом посещения своих, удалялись от братии и вели жизнь никем не свидетельствуемую и чтобы соглашались принимать на себя заботы попечительства о сродниках по плоти. Ибо устав вообще не одобряет, чтобы в братстве употреблялись слова «мое» и «твое», ибо сказано: «у всех уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4:32). Поэтому родители по плоти или братья одного из братии, если живут по Богу, да пользуются услугами всех, принадлежащих к братству, — так, как были бы всем отцы и сродники. Ибо, говорит Господь, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Но и о них попечение считаю приличным возлагать на настоятеля братства. А если они преданы еще мирской жизни, то нет никакого общего к ним отношения у нас, которые стараемся без развлечения преуспевать в том, что благообразно и поставляет нас пред Господом. Ибо кроме того, что им не доставляем никакой пользы, и свою жизнь исполняем тревог и смятения, и сами себе привлекаем случай ко грехам. Напротив того, презирающих заповеди Божии и уничижающих дело благочестия, если когда приходят для посещения своих, не следует принимать, как не любящих Господа, Который сказал: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:24). Но «какое общение праведности с беззаконием?... Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:14—15). Всего же более у тех, которые еще только навыкают добродетелям, должно стараться всеми мерами отнимать повод ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось с ними сказанного, что возвратились сердцем своим в Египет (см. Чис.14:4), а сие всего чаще бывает при постоянных беседах с родными по плоти. Вообще же не должно дозволять, чтобы свой или чужой вел разговоры с братьями, если не будем о них уверены, что разговор ведется к душевному назиданию и усовершению. Если же нужно сказать слово с встречающимися однажды, то предоставь сие тем, кому вверен дар слова, потому что они имеют способность и разумно говорить, и слушать к созиданию веры, как и апостол ясно учит, что не все имеют способность слова, но что дарование сие у не многих, когда говорит: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1Кор. 12:8), и в другом месте: «чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Вот что говорит премудрый царь Соломон о кротости: " Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей " (Притч. 14, 30). " Кроткий язык - древо жизни, но необузданный язык сокрушение духа " (Притч. 15, 4). " Кротость склоняет к милости вельможу, мягкий язык переламывает кость " (Притч. 25, 5). Апостол Петр указывает, что пусть украшением женщин будет " не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом " (1 Пет. 3, 3-4). Кротость потому является столь высоким свойством человека, что она есть плод духа, как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5, 22-23). " Кротость ваша, - пишет апостол Павел Филиппийцам, - да будет известна всем человекам. Господь близко " (Флп. 4, 5). Тот же апостол в Послании к Титу (Тит. 3, 2) предлагает ему напоминать пастве, чтобы верующие никого не злословили, не были сварливыми и оказывали " кротость во всем человекам " . Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, и смирение освобождает ум от надмения и тщеславия " - говорит Максим Исповедник (см.: " Добротолюбие " , т. III, стр. 189). Господь Иисус Христос дает великие обетования людям, достигшим кротости: " Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю " (Мф. 5, 5). Это говорится о конечных судьбах человечества и Церкви, и поэтому не должны мы смущаться тем, что наблюдаем теперь на земле преобладание везде и во всем зла над добром и грубого насилия над миролюбием и кротостью. Верно по этому поводу говорит оставивший по себе светлую память покойный епископ Таврический Михаил Грибановский (1857-1898) в своем замечательном труде " Над Евангелием " : " Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень. Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, и тем более ревновать до того, чтобы им делать зло " . И далее, указывая, что во вселенной все в руках Божиих, продолжает: " Злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самим стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. " Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю " (Пс. 36, 34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

И вновь о том, что не человек, но Сам Бог помазывает тебя руками иерея, послушай, как говорит Павел: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21). Поскольку же этими веществами помазуются все члены 19 , ты можешь безопасно удерживать сего дракона и не верить ничему страшному. 8. После сего помазания остается приступить к купальне со святой водой. Тогда иерей, совлекши с тебя одежды, сам подводит тебя к проточной воде. Почему нагого? Он напоминает тебе о прежней наготе, когда ты был в раю и не стыдился, ибо сказано: Были Адам и Ева наги и не стыдились (см. Быт 2:25) пока не приняли одеяние греха, бремя великого стыда 20 . Поэтому здесь не стыдись, ибо купальня намного лучше рая. Здесь нет змея, но есть Христос, приводящий тебя к таинству возрождения от воды и Духа (ср. Ин 3:5; Тит 3:5). Нет здесь деревьев, красивых и приятных на вид (ср. Быт 2:9), но есть дары духовные. Нет здесь древа познания добра и зла, нет закона и заповедей, но есть благодать и дары [Святого Духа]. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим 6:14). 9. Однако после того как с такой радостью выслушали вы мое слово, испрошу я у вас об одном вознаграждении за эту радость, о чем уже просил вас вначале 21 . Когда вы спуститесь в купальню с той водой, вспомните мое несовершенство. Об этом недавно просил я вас, когда упомянул об Иосифе, который сказал виночерпию: Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет (Быт 40:14). И я сказал вам вначале: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”. Ныне же не говорю: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”, но вспомните меня, потому что вам уже стало хорошо. И тот [Иосиф] сказал: “Вспомните, что ничего плохого я не сделал” (ср. Быт 40:15). Я же говорю: вспомните обо мне, ибо много по лукавству своему содеял я зла. Ныне велико дерзновение всех вас к Царю: мы посылаем вас вместе как ходатаев за естество человеческое. Не золотой венец вы подносите Ему, но венец веры, — посему примет Он вас с большим доброжелательством.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010