3 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом. 6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2ю Маркову главу под этим числом). 7 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 8 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103й псалом читается, а не поется. 9 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2 . Евергетидский ( Ευεργετιδο«) Типикон: рукоп. Афин. 788, XII в.: полный текст: ДМИ-1:256–656; см. ed. M. Mullet and A. Kirby «The Theotokos Evergetis and eleventh- century monasticism», Belfast, 1944; id. «Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200», Belfast, 1997. Thiermeyer: 490. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т. е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона. После 31 августа идет Триодная часть, соответствующая Канонарию, начиная с недели Мытаря и Фарисея. На каждый день указываются: а) начало всех стихир, тропарей и канонов, б) начало святоотеческих чтений на утрени, в) начало Апостола и Евангелия, г) разные типиконные указания. В конце, после недели Всех Святых, находится целый ряд важных указаний общего характера: а) Воскресное бдение, содержащее: 1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3 . Пантократорский ( Παντοκρατορο«) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4 . Мамонтский ( Μαμοντο») Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5 . Богородицы «тон Елегмон» Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6 . Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XIIXIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 в.от Рима, основанного иноком Нилом † 1004 г., который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II † 1303 г. в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы 1620 . 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону (с. 402) южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV в. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника » 1621 . В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слава, и ныне, праздника, глас 1: Лик Ангельский да удивится чудеси: (зри в сам день праздника). По 2-м стихословии седален святаго, глас 4. Подобен: Вознесыйся: На Божественней стражи стал еси, блаженне,/и разумел еси Божие приятие пророческими очима, Богодохновенне./Темже и возопил еси, Симеоне Богоприимче, со страхом:/Господи, услышах славное восприятие Твое/и воспеваю Тя, в плоть бренную от Девы волею облекшася. Слава, и ныне, праздника, глас 1: В церковь принеслся еси, Жизнь всяческих: (зри службу выше). Величание: Величаем тя,/святый праведный Симеоне Богоприимче,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши о нас/Христа, Бога нашего. По полиелеи седален Симеону, глас 5: Очистив от скверны ум, премудре,/зерцало Божественное соделался еси/и ныне к восприятию Сына Божия, радуяся, пришел еси, пророче Симеоне. Слава, и ныне, праздника глас 5: Во храм принеслся еси, обычная исполняя: (зри службу выше). Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой,/внегда молити ми ся к Тебе. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 8. По 50-м псалме стихира самогласна, славник Господи, воззвах: глас 6: Пророче и проповедателю Христов: (зри службу выше). Канон праздника со ирмосом на 6 (зри в сам день праздника) и святаго Симеона на 6 (зри службу выше). По 3-й песни кондак и икос праздника, седален святаго (зри в сам день праздника), Слава, и ныне, тойже. По 6-й песни кондак и икос святаго. Кондак Симеону глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Старец днесь отрешитися от юз молящеся/сего жития тленнаго,/Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Икос: Господня свидетельства прием, Симеоне Богоприимче,/паче всех человек высши был еси;/темже похвалы принести тебе ужасохся,/но, любовию понудився, песнь начати дерзнух,/темже не отрини, помощник нам буди, прехвальне,/да возмогу пети честны руце твои,/воистину прикоснувшиися Богоприятне Божественному Младенцу,/ибо се Христа восприял еси на руку, Зиждителя и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30 «В среду пятыя седмицы вечера звон в красныя. Такожде и в четверток ко утрени и вечерни» (Типикон, гл. 49, 4-я Неделя вечера). 31 Принято на практике читать этот канон священнику и так же, как и в четыре дня 1-й седмицы, посреди храма. Для этого священник во время пения ирмоса: «Помощник и Покровитель...», облаченный в фелонь (от начала утрени), исходит северными дверьми к уготованному аналою. Впереди свещеносец со свечой. Царские врата закрыты. Завеса Царских врат стоит отверзена от начала утрени. 32 «Поскору» выражается в том, что на кафизмах между «Славами» нет пения, тропари на часах читаются, а не поются; в конце каждого часа молитва св. Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами. «Во царствии Твоем…» на изобразительных читается, а не поется. 33 Храмовой праздник, если случится в Страстную седмицу до Великой пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в пятницу или в субботу Страстной седмицы, или на первый день Пасхи – переносится на понедельник Светлой седмицы. 34 «Поется же первее посреде церкве канонархом единожды. Таже: Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, Вел. понед., утреня). 35 «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь, Служба в Великий понедельник). 37 «На трапезе же ядим сухоядение и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»). 38 «Сице же творим в великий понедельник вечера и во вторник к среде» (Типикон, Великий понедельник вечера, 3-е «Зри»). 39 В обителях бывает расход. «В соборных же храмех и приходских росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, Великая среда, утреня). 41 «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны...» (Типикон, Великая среда, вечер). 42 «Ведомо же буди, яко от сего святаго дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такой порядок каждения полагается: а) на вечерне: 1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22); б) на утрене: 1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22); 2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22); 3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22); 4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника). в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста). Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского , с. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.); 2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы); 3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток); 4) на царских часах – 1-м и 9-м – перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы). Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

В качестве святоотеческих чтений на утрене В. с. используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон (слово читается не на утрене, а на «паннихис»)) и Епифания Кипрского (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Мессинский Типикон (составитель замечает, что существуют также слова свт. Григория Антиохийского и имп. Льва Мудрого), Евергетидский Типикон), что указаны в Святогробском Типиконе 1122 г. По-разному решен в студийских Типиконах вопрос с прокимнами в В. с. на вечерне. В Типиконе Великой ц., откуда в студийских текстах полностью заимствован корпус библейских чтений на этой службе, перед 1-й паремией пели прокимен из Пс 65, после 3-й - из Пс 26, перед литургийным Апостолом прокимна не было, аллилуиарий заменялся Пс 81. В то время как эта замена указана во всех источниках (так же, как и прокимен после 3-й паремии, исчезающий лишь в Евергетидском Типиконе), Апостол оставлен без прокимна только в южноитал. памятниках, остальные используют перед Апостолом прокимен из Пс 65. В связи с перемещением этого прокимна в неитал. памятниках перед паремиями прокимна нет (Студийско-Алексиевский Типикон) или используется обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92), как в иерусалимской практике (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон). Помимо прокимна из Пс 92 на вечерне в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели палестинское влияние (видимо, через груз. богослужебную практику, к-рая до X в. зависела от иерусалимской) заметно и в использовании на утрене вместо аллилуиариев особых припевов к непорочным: «Непорочны поем по нашему [т. е. как в Грузии.- Ред.], со стихами», и в пении на «Господи, воззвах» на вечерне воскресного догматика (и, вероятно, воскресных же стихир; среди др. студийских памятников использование воскресных стихир на этой вечерне встречается только в Триоди XII в. (Crypt. Δ. β. I), возможно, савваитского происхождения - см.: Bertoni è re. P. 183). Существуют и др. особенности этого Типикона: вместо кондака В. с. по 6-й песни канона поется кондак (воскресный тропарь 2-го гласа) «Егда снизшел еси»; упомянуты часы (читаются по кельям); описаны действия священника во время «Господи, воззвах» (облачение в черное) и во время паремий (совершение протесиса по 6-й) на вечерне ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289-291).

http://pravenc.ru/text/150073.html

Святаго апостола от 70-ти Кодрата, иже в Магнисии († ок. 130; службу зри 22 сентября) Преподобнаго Иосифа Заоникиевскаго, Вологодскаго († 1612) Преподобнаго Даниила Шужгорскаго (XVI) 22 сентября Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго († 117). Святаго пророка Ионы (VIII до Р. X.). Преподобнаго Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго († 22 января 1622; службу зри 22 января) Преподобнаго Ионы Яшезерскаго († ок. 1589–1592) 23 сентября Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Святителя Иннокентия, митрополита Московскаго (прославление, 1977; службу зри 31 марта) 24 сентября Святыя первомученицы равноапостольныя Феклы (I) Преподобнаго Никандра пустынножителя, Псковскаго († 1581) Святаго преподобномученика Галактиона Вологодскаго († 1612) Иконы Божия Матере Мирожския (1567; явилась в 1198) 25 сентября Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца († 1392) Преподобныя Евфросинии Александрийския (V) Преподобныя Евфросинии Суждальския, в миру Феодулии († 1250; службу зри 18 сентября) Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (пренесение мощей, 1595;службу зри 6 ноября) 26 сентября Святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова († нач. II) Святителя Тихона, Патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989; †25 марта 1925) Преподобнаго Ефрема Перекопскаго, Новгородскаго († 1492; службу зри 16 мая) 27 сентября Святаго мученика Каллистрата и дружины его († 304) Преподобнаго Савватия Соловецкаго († 1435) Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго († 1937) 28 сентября Преподобнаго Харитона Исповедника († ок. 350) Собор Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии († ок. 1337), родителей преподобнаго Сергия Радонежскаго Святаго благовернаго князя страстотерпца Вячеслава Чешскаго († 935) Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго († 1541) 30 сентября Святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России (пренесение мощей, 1730)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 верстах от Рима, основанного иноком Нилом († 1004 г.), который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II († 1303 г.) в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы [ 46 ]. 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV b. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители († 1125 г.), правившего ею 26 лет. Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника» [ 47 ]. В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 милях к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) [ 48 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники (свечи) перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон, 25 гл.). Но и нельзя препятствовать усердию богомольцев в поставлении свечей во всякое время. На вечерни в день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж»), в ее начале, возжигаются свечи перед образами Христа, Богородицы и перед образом храма (справа от образа Спасителя) (Типикон, 24 и 25 гл.). В начале пения «Господи воззвах» зажигают свечи (или лампады) перед аналоем и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (для этого существует спускаемая на шнуре лампада), и в алтаре у св. престола (Типикон, 25 гл.). На вечерни в день праздника или памяти святого, когда полагается петь «Блажен муж», все свечи, которые положено зажигать при пении «Господи воззвах», возжигаются в начале вечерни. На вечерни в воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (имеющих бдение) зажигается еще больше, чем в другие дни, свечей, а именно: На малой вечерни, в ее начале (см. стр. 3), кроме свечей перед образами Спасителя, Богородицы, храма, возжигается еще свеча перед аналоем, где обыкновенно полагается икона праздника (Типикон, 24 гл.). На великой вечерне, при указанных праздниках, в ее начале (см. стр. 13), зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и перед аналоем, но еще и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (Типикон, 24 гл.). В начале же пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) зажигаются и прочие свечи (Типикон, 24 гл.). Гасить свечи так же полагается не в одно и то же время. Но те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее (см. стр. 44), после конечного Трисвятого (Типикон, 24 и 25 гл.). На утрени, в ее начале (см. стр. 47), возжигаются свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма. При пении «Бог Господь» (см. стр. 49) свечи зажигаются и перед иконою на аналое и перед иконою Спасителя во 2–м ярусе. Если на утрени поется полиелей (см. стр. 52), то перед пением его (перед пением «Хвалите имя Господне»), возжигаются все свечи в храме (Типикон, 24 и 25 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010