983 Спудей (студент) – техническое название для питомцев высшей школы. Σπουϑαον’ы были при св. Софии, при иерус. патриархе. Это, по-видимому, было что-то вроде училищных монастырей. Спудеи известны своими заботами о богослужении (см. об этом у проф. М.Н. Скабаллановича , Толковый Типикон, т. I, 260). Из словоупотребления преп. Максима (ср. ещё LIV, 541 А; Сар. de charitate I, 71) видно, что спудеями называли также и простых монахов и вообще ревнителей благочестия. 984 Сар. de charitate III, 3: Quaest. ad Thal. LIV, 548 D. Cp. у св. Григория Нисск., Об устроении человека, гл. 18, PG. 44, 193 В; русск. пер. I, 152. 987 Этот отрывок образует Сар. quing. I, 66 (Добротолюбие Умозр. и деят. гл., 116, т. III 2 , 258). 992 Пр. Максим, очевидно, держатся взгляда св. Григория Нисск. (О шестидневе, PG. 44, 77 D; русск. пер. I, 12), что «причинам и силам всех существ вдруг и в одно мгновение Бог положил основание» (в потенции создал мир мгновенно), после чего в известном порядке стали появляться отдельные виды бытия. 993 Λγοι – основоначала, идеи (см. выше, стр. 17, пр. 3). «Первые» идеи, это – самые общие родовые идеи (Quaest, ad Thal. III, 276 A и schol., стр. 64.); Божественный Логос, как средоточие и источник всех логосов (идей), как самый общий Логос, обычно называется Первым Логосом (Mystagogia V, PG. 91, 681 В; Quaest, ad Thal. XXV, 336 А). В данном месте, соответственно с вопросом Фалассия, под первыми идеями нужно разуметь общие видовые идеи, формирующее принципы отдельных видов бытия. 994 Если λγος есть формирующее начало вида, то οσα представляет собой материю, так сказать, бесформенное вещество, которому λγος и придаёт вид (εδος) или форму, тип. Так мы представляем у преп. Максима соотношение λγος, а и οσα по аналогии с философскими построениями неоплатоников (заимствованными ими у стоиков) в виду совпадения пр. Максима с неоплатониками в философской терминологии. Впрочем, учение о λγοι непосредственно почерпнуто пр. Максимом (как он сам даёт понять в глухой цитате в Quaest, ad Thal. XIII, 296 А; а прямо – в Ambigua, PG. 91, 1085 А) у Дионисия Ареопагита , De div. nominibus V, 7. PG. 3, 821 A – В: V, 8. 824 С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й – «Память их в род и род», 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 3-й: «Сияете верою…» (см. по 1-м стихословии), «Вооружившеся всеоружеством Христовым…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и седален: «Страстотерпцы святии…», стих: «Блажени, яже избрал …», и седален: «Егда словом Твоим…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Пророцы проповедаша…». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии . Припев к стихам 1-й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих...». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

В ЖК и ЖМ конкретно о переводе богослужебных текстов, использовавшихся в IX в. во время св. Четыредесятницы (великое повечерие, вечерня и 3–6 час), ничего не сказано. Но, однако, эти же источники говорят нам о том, что св. братья перевели «весь церковный чин» (ЖК, 15 гл.; ЖМ, 8 гл.) 152 , непременной частью которого был и Паримийник. Как историко-литературные данные, так и выводы, основанные на них, говорят о том, что Паримийник в древнейшем своем составе входил в корпус книг, переведенных свв. славянскими просветителями 153 . Очевидно, он был одной из первых богослужебных книг, переведенных Кириллом и Мефодием. В этот-то древнейший славянский богослужебный сборник, по мнению прот. Бл. Чифлянова, как раз и вошли те 2200 стихов ветхозаветных текстов, которые содержались в типике Великой церкви Константинополя 154 (см. Прил. 3). Типикон Великой церкви предлагал три вида библейских чтений – из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие. Из них нас интересуют ветхозаветные паримии, которые, обычно, в храмах Византии читались так: 1) в навечерие великих праздников – по три (исключения были в Рождество Христово, Богоявление и Пасху, в которые паримий было больше) 155 ; 2) на вечерне в св. Четыредесятницу (два чтения); 3) за третьим-шестым часом (одно чтение) 156 . С опытом подробного расписания паримий цареградского типикона на весь год, сделанного прот. Б. Чифляновым, мы предлагаем ознакомиться в том же Приложении 3. Приблизительное количество ветхозаветных чтений в составе Паримийника, входившего в типик Великой церкви Константинополя выглядит так: 1)   Кн. Бытия 2)   Кн. Исход 3)   Кн. Чисел 4)   Кн. Второзакония 5)   Кн. Иисуса Навина 6)   Кн. Судей 7)   1–4 Кн. Царств 8)   Кн. Иова 9)   Кн. Притчей 10)  Кн. Премудр. Соломона 11)  Кн. прор. Исайи 12)  Кн. прор. Иеремии 13)  Кн. прор. Иезекииля 14)  Кн. прор. Даниила 15)  Кн. прор. Иоиля 16)  Кн. прор. Ионы 17)  Кн. прор. Михея 18)  Кн. прор. Софонии 19)  Кн. прор. Захарии 20)  Кн. прор. Малахии 21)  Кн. прор. Варуха Во второй колонке мы представили, для сравнения, варианты ветхозаветных чтений древнеславянского Паримийника (по списку Киаса-Шарапатковой) 157 , который, как видно, почти отражает оригинал – греческий ветхозаветный Паримийник (Профитологий), представленный на данный момент 150 списками, датируемыми VI-XVI вв. Славянский Паримийник насчитывал на 1986 г. только около 70 списков XII-XVII вв. Исследовавшая эти списки Анна Пичхадзе, написала о них следующий отчет:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» 2704 . Лития утренняя Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ – не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии – в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного 2705 , но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» 2706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

102, I, с. 336; ср. буквальное совпадение этих формул с преамбулой «Постановления» Каллиста о разграничении митрополии Киевской и вновь установленной Литовской (102, I, с. 425). 102, I, с. 516. 102, I, с. 521; ср. Приложение 2. 102, II, с. 182. 102, II. с. 189. Epanagoge aucta, II, I, см. 190, IV, с. 182. «Эпанагога» предполагает существование «пентархии» из пяти равных патриархов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Филофей, однако, употребляет это выражение в более широком, вселенском смысле. 190, с. 183. 136, с. 487. Ср. гл. I; прямых указаний на то, что «Эпанагога» была переведена ранее XVI века, пожалуй нет, она появляется как часть «Синтагмы» Матвея Властаря (ср. 192, с. 201, прим. 14). Ссылки на «Эпанагогу» в патриарших документах XIV столетия могут означать стремление сделать этот документ официальным манифестом византийской политической идеологии. «Синтагма» Властаря также является юридической компиляцией XIV века. Ср. известное послание патриарха Антония IV великому князю Василию I: 102, II. с. 189; ср. глава 10. Ср. 17. См.. в частности. 238 и 208. «Хождение Стефана Новгородца», изд. М.Н. Сперанский, «Из старинной новгородской литературы XIV в.», Ленинград, 1934, с. 51-52; ср. также 158, с. 165-175. Оригинальный греческий текст «Жития» утрачен, а в славянских переводах могут быть вставки переводчика (издан В. И. Златарским. «Сборник за народни умотворения. наука и книжнина». XX, София, 1904, с. 1-44); о «Житии» см.; В. Киселков, «Житето на св. Теодосии Трновски като исторически паметник», София, 1926; ср. послание Каллиста болгарским монахам (в том числе св. Феодосию) от 1355 г., 102, I. с. 436-442. Ср. 198. с. 112-114 и 132. Ср. 240, с. 13-14. 53-103, и 214, с. 70-85. 160. с. 19. 113. с. 95. Лучшим сборником сведений об этих литургических изменениях остается до сих пор книга М. Скабаллановича «Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением», I, Киев, 1910, с. 410-416. Ср. 155. с. 152-170. «Житие Афанасия», написанное Феоктистов, изд. А. Пападопулос-Керамеус: «Жития двух вселенских патриархов XIV века»: Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, 76, 1905, с. 7; Филофей, «Жизнь Саввы», изд. A. Papadopoulos-Kerameus, Ανλεκτα " Ι ροσολυμιτικς Βιβλιοθκης, V, с. 264, 285-286.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Даров во время «Достойно есть» (Типикон, гл. 59; 169 прав. Номоканона при Требнике). Правильно ли поступают те, которые в вечер великих двунадесятых праздников (или, что то же, по церковному исчислению времени суток, в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками) на повечерии после канона поют вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона? В вечер двунадесятых праздников или в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками, уставом не полагается петь на повечерии вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона (см. в Типиконе последование 9 сентября; см. последование 16 августа). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е. в навечерие понедельника Св. Духа, поется на повечерии канон Св. Духа, творение Феофаново, и по 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос тот же (см. последование в неделю вечера с Пятидесятницы). Заметки о совершении богослужения в храмовые праздники В храмовые праздники служба совершается со всенощным бдением. На бдении бывает лития и благословение хлебов. На утрени бывает полиелей, величание, чтение Евангелия, помазание верующих освященным елеем. Перед литургией совершается малое освящение воды. По окончании литургии совершается торжественный молебен с произношением многолетия и вечной памяти создателям храма (если, конечно, они умерли). Где исполняются в престольные праздники стихиры «на стиховне» – на клиросе или среди храма, там, где пелись стихиры литии? Молитвою «Владыко многомилостиве...» лития оканчивается – это есть как бы ее отпуст. А так как лишь о литии сказано, что для совершения ее «исходят в притвор», то по окончании ее, при пении стихир «на стиховне» священнослужители и «лики» переходят в храм, причем первые останавливаются у стоящего посредине клироса. Какое Евангелие читать на утрени в храмовый праздник -воскресное или храму? Евангелие храма. Это ясно прямо и обозначено в храмовых главах: 1, 5, б, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 24; хотя в некоторых храмовых главах, а именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное, но это объясняется тем, что эти главы о чтении Евангелия особо не говорят, а просто указывают общий порядок совершения службы, если праздник случится в неделю (воскресение).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   Завещ. II, 8.     Красносельцев. Очерки из истории христианского храма, Каз. 1881, стр. 83.     Иуст. Апол. I, 67. Терт. Апол. 39.     Ефр. Песнь об елее. Дион. Ар. О небес. иер. 4, 12. Rahmani, testamentum. 157.     Клим. Ал. Педаг. II, 1.    Последнюю мысль в этих местах Климента видят Bigg Ch. The Christian Platonist of the Alexandria, Oxf. 1866, p. 102 и Соколов Агапы, 98. Противоположного взгляда держится Keating, The agapes, 79.     Pape W. Griechisch-deutsche Handwörterbuch, 3 Aif., Braunsch. 1880, S. 1132    Лк. 24:41    Притч. 15:17.    По переводу Корунского Н.: салат     Клим. Ал. Педаг. II, 1.     Клим. Ал. Стром. VI, 11.     Тертул. Апол. 39.     Тертул. О молитве 11.    См. выше, стр. 7.    «Завещание», Каноны Ипполита, см. ниже.     Мин. Фел. окт. 31.     Ориг. на кн. Иова 3.     Кипр. Письмо 63, к Цец.     Кипр. к Донату гл. 16.    Апост. Пост. V, 7. Соколов Агапы 621.    Sibyl orac v. 497 Keating, The agape. 105.    Против взгляда Функа, считающего «Завещание» самым поздним из этих памятников.    По Соколову Агапы, 13, 5: «пусть идут под благословение».    «Завещание», II, 13.    Против Соколова, Агапы, 127 и д.    Кан. Ипп. 180. 181. Егип. кан. 50.    Кан. Ипп. 164—167. В Египетских канонах нет такого указания.    Кан. Ипп. 169.    Кан. Ипп. 170. Егип. кан. 50.    Кан. Ипп. 178. 179. Егип. кан. 50.    Кан. Ипп. 180.181; Егип. кан. 50.    Кан. Ипп. 170. 172. 179. Егип. кан. 58. 50.    Кан. Ипп. 179.    Кан. Ипп. 171.    Егип. кан. 48. Кан. Ипп. 171.    Егип. кан. копт. пед. 48. Кан. Ипп. о чаше не говорят, а Егип. эфиоп. ред.: «чашу приносите одни».    Кан. Ипп. 171.    Кан. Ипп. 164—168. В Егип. кан. нет.    Египет. кан.: старым.    Егип. кан.: «прежде вечерней звезды»    Египет. кан.: «Если из (вдовам) невозможно (прийти на агапу) по жребию, который им выпал (по долгу службы?), то он дает им вина и поесть что-нибудь, и они станут есть дома, как хотят».    Кан. Ипп. 184. Егип. кан. 50.    Кан. Ипп. 175.    Кан. Ипп. 205.    Завещ. II, 25.    Егип.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

898 Служба Великого канона переносится на вторник в том случае, если празднику Благовещения случится в среду или четверток 5-й седмицы Великого поста. 899 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., напечатано (в послед. 25 марта, аще случится в понедельник Светлыя Недели) после «Свете тихий», прокимна и Евангелия, та же ектения. Такое указание означает на вседневной вечерне после прокимна ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». Но это указание есть типографская ошибка. Следует напечатать не «ектения», а «ектении». В Типиконе при указании: «ектении» разумеется сперва ектения: «Рцем вси» и после «Сподоби, Господи» ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» Таков Устав и для вечерни в пасхальную седмицу (Тип., послед. дня Пасхи – вечер). 900 После полиелея поется величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Ирмол.). 901 В Типиконе, в последовании 25-го марта находится такое указание: «И час первый с кафизмою». Это указание относится к Благовещению, случившемуся в те дни седмицы, в которые на великопостных часах положено чтение кафизмы, именно – ко вторнику, среде и четвергу, но не к понедельнику п пятку, когда чтение кафизмы на 1-м часе не положено (Тип., гл. 17). 902 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, начало вечерни говорит сам архиерей, и псалом; вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: «Господи, ниспосли», да в начале вечерни: «Боже, Боже наш»; да входная: «Вечер и заутра»; а после паремии ектения малая, а возгласа не говорит. Таже: «Господи, спаси благочестивыя», по чину и прочая литургии» (Чин свящ. и обряд, в Больш. Успенск. соборе, см. 15). 904 Типикон указывает в дни Петрова поста на утрени петь, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». Так, в последованиях на дни, не имеющие праздничного знака (1-го, 3-го июня и др., сказано: «Аллилуиа» или тропарь (См. подобные указания 4-го и 3-го августа), т. е., и то и другое можно петь. В Петровом посту, при пении «Аллилуиа», полагают великие поклоны (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Святая равноапостольная Нино, моли Бога о нас» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы Небесныя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины. Апостол и Евангелие – равноап. Нины и дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). 1 См.: Минея, 14 января. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12-я Маркова глава; 9 февраля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе...». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010