Написал правила для выбора благочинных. По переписке, обещал мне показать, не подскажу ли чего. Существующими недоволен. Один из раскольничьих Архиереев, Конон лет 80 старик, давно заключённый в Суздальской крепости, объявляет своим, в Австрии и России, что не желает более называться епископом, считая недостойным носить высокое звание; но не присоединяется к православию. Человек очень разумный и нечуждающийся нас. Читает всё. Владыка говорил с ним, но ничего не успел. Я советую Владыке повторить своё ему увещание на письме. —70— 1879 г. Я печатаю поучения Протоиерея Белоцветова 1328 в пользу детей умершего и частью в пользу нашей епархиальной библиотеки. Поучения очень хорошие. Не прикажете ли выслать экз. сотню или более в пользу Вашей епархии? Деньги не даром пойдут“. 10-го ч. в воскресенье, на литургии, которую я совершил в Отроческом монастыре, возведена была мной в сан Игуменьи Настоятельница Бежецкого Благовещенского монастыря, монахиня София 1329 . При вручении ей жезла сказана была мной следующая краткая речь: „Возлюбленная о Господе Игуменья София! Приими жезл сей в знамение духовного правления и путеводительства. Держа его, продолжай пасти вручённое тебе Пастыреначальником Господом духовное стадо с материнской любовью, утешая малодушных, утверждая и врачуя немощных, исправляя духом кротости согрешающих. Путеводи и словом назидания, а наипаче примером чистого и доброго жития Богодарованных тебе сестёр по стезям Христовых заповедей, памятуя, что за всякую душу вверенной тебе паствы, уклонившуюся, по твоему невниманию или небрежению, от спасительного пути Христовых заповедей и уставов монашества, имеешь дать ответ на последнем и страшном суде Христовом. Аминь“. 20-го ч. вечером переселился я из Отроча монастыря в свой архиерейский дом, хотя ещё не окончательно отделанный. 30-го ч. получено было мной, с разных сторон, 8 писем и 2 телеграммы, в коих заключались поздравления с предстоящим днём моего ангела. В тот же день, т. е. 30-го числа, приехали ко мне, для личного поздравления со днём ангела, добрые знакомые – из Москвы А.В. Краснопевков (брат покойного Архиепископа Леонида) и из СПб. И.Г. Слиборский (бывший профессор Витебской Семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  СОБОР БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова — 26 декабря (8 января). 2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры, приписываемой Иоанну Дамаскину «Что ти принесем...» Представляет собой символический вариант иконы «Рождество Христово»; в центре располагается Богоматерь с Младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры — ангелы, пастухи и волхвы («...каяждо благодарение Тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — дивление»), а также аллегорические изображения Земли и Пустыни («земля — вертеп, пустыня — ясли»). Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы Церкви. Композиция «Собор Богоматери» складывается в сербском искусстве на рубеже VIII-XIV вв.; на Руси известна с XIV века. Собор (Похвала) Богоматери. Ростово-Суздальская школа. Середина XV b.   СОФИЯ (греч. — премудрость), Премудрость Божия — в Ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, принцип творения мира. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом («мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость» — 1 Кор. 1.24 и др.). В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры — как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: «Премудрость созда себе дом» (Притч. 9.1) и «София, Премудрость Божия» новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит символический характер, оба иконографических извода связаны с темой воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом — важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в XIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII b.) нередко сближает Софию с Богоматерью — отражением такого сближения служит, в частности, т. н. «киевско-ярославская» икона Софии, Премудрости Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Рядом с супругою Темного, уже вдоль западной стены, две жены великого Иоанна: Мария, княжна Тверская, принесшая ему сильное княжество, которое утвердило прочность Московского престола, и дочь Палеологов, греческая царевна София. Остановимся на громком имени, которого женская слава достойна была Иоанновой! Какими дальними путями вело ее Провидение из разоренного Царьграда чрез ветхий Рим в Москву, вторую Византию и новый Рим, по словам летописцев, чтобы передать ей залоги первой! Гордый первосвященник дал у себя пристанище бежавшему отцу ее, деспоту морейскому Фоме, и сосватал ее великому князю Московскому, чтобы подавить Западом Восток и затмить униею Православие; но Русь восторжествовала над стихиями западного мира, и София сделалась опорою не только Церкви Православной, но и возрастающего царства. Она познакомила Иоанна с величием царским и укрепила в нем мысль самодержавия, сновидением изгнала из Кремля баскаков ханских, и, как сон, рассеялась Золотая орда Ахмата пред утреннею славою возникающей Руси. Как темные лики византийского высокого письма невольно поражают нас в древних храмах недоступным величием взора и строгою правильностию в чертах, так и византийское лице царственной Софии в чрезвычайном величии является посреди княжеского сонма, идущего пред нею и за нею. Но ах! память отрока Димитрия, развенчанного ею внука Иоаннова, и память матери его, несчастной княжны Волошской Елены, которой даже прах не внесен в общую усыпальницу, бросает тень на сияющее царским блеском лице Софии. Нет здесь и другой ее невестки, кроткой Соломонии из рода Сабуровых, которая заплатила за невольное свое неплодие насильственным пострижением в обители Суздальской; но вторая супруга Василия, Елена Глинская, рядом с дочерью Палеологов. Честолюбивая мать грозного Иоанна явила пример жены-правительницы в земле Русской, и недостойный ее любимец наполнил палаты смутами бояр. Стена Китайская осталась памятником ее краткого правления, но пострадало царство от неопытной руки, которая хотела держать кормило, не имея доблестей царских, подобно дочери Палеологов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

783 В 1384–1385 годах Патриархат назначил архиепископа Суздальского Дионисия управляющим делами митрополии на время борьбы между Пименом и Киприаном (Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 231–233 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 497–498]). 785 Ср.: Пьрвев Г. Констанцкият събор (1414–1418) и участието на Григорий Цамблак в него//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 484513 (приведены ссылки на более раннюю литературу). 786 Визит Цамблака в Констанц и предпринятые им шаги описываются Ульрихом Рихенталем в «Хронике Констанцского собора» (англ. пер.: The Council of Constance: The Unification of the Church/Mundy J.H., Woody K.M., eds. New York, 1961. P. 105, 176–178) и французским кардиналом Гийомом Филастром в Деяниях («Gesta») собора (англ. пер.): Ibid. Р. 434–437). О визите Григория в Констанц см. также: Halecki О. From Florence to Brest. Rome, 1958. P. 29–31; Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1961. P. 24–26. Cm. выше, гл. VI, с. 392–393. 788 Это назначение свидетельствует о политической слабости Москвы в то время. Непрекращавшиеся династические усобицы между Василием II и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой за великое княжение препятствовали проведению согласованной церковной политики. Герасима, видимо, признали митрополитом, по крайней мере де–факто. В 1434 г. он поставил Евфимия во епископа Новгородского. 789 Описание путешествия Исидора и сведения о его деятельности во Флоренции содержатся в четырех русских источниках (ср. анализ: Chemiavsky М. The Reception of the Council of Florence in Moscow//Church History 24 (1955). Pt. 1. P. 347–359). Все эти источники, вероятно, восходят к сообщению суздальского монаха Симеона, сопровождавшего Исидора на собор. 790 На самом деле русские клирики и миряне, входившие в свиту митрополита Исидора во Флоренции, вели себя не вполне достойно, как сообщает проницательный свидетель событий Геннадий Схоларий (ср. тексты: Sevcenko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence//Church History 24 (1955). Pt. 1. P. 307–309). О самом Флорентийском соборе см. ниже, гл. IX, с. 548 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 174. 564 Макарий архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 314. 570 Ин канон, 6 песнь, 2 тропарь//Минея Октябрь. М., 980. С. 664. Преподобная София Суздальская (†1542; пам. 16 дек.) сравнивается с «пчелой мудрой» (Минея Декабрь. М., 2008. Ч. 1. С. 569). 575 Там же. Л. 86 об.–87. Православные священнодействия оказывают своё благодатное действие не только на пчёл. Как отмечает англичанин, посетивший Москву в середине 576 В службе святого мученика Ермея (II в.; пам. 31 мая) говорится: «Яко необорим столп, прилоги враг не поколебался еси отнюд» (2 стихира на Господи воззвах//Минея Май. М., 2008. Ч. 3. С. 300). За мужество против злых духов преподобный Дионисий Глушицкий (†1437; пам. 1 июня) прославляется Церковью следующим образом: «Доблественне претерпев биения невидимых врагов, показался еси столп непоколебим» (3 тропарь 5 песни канона на Утрени//Минея Июнь. М., 2008. Ч. 1. С. 23). Образ столпа дважды употреблён в службе преподобному Давиду Солунскому († ок. 540; пам. 26 июня): «...столп явился еси световиден» (1 стихира на Господи воззвах//Минея Июнь. М., 2008. Ч. 2. С. 367); «Богосиянен монашествующих столп» (3 тропарь 8 песни канона на Утрени//Минея Июнь. М., 2008. Ч. 2. С. 373). Этот образ был распространён и в других жанрах христианской литературы (См.: Руди Т.Р. «Яко столп непоколебим» (об одном агиографическом топосе)//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 211–227). 577 Елеонская А.С. «Древесные образы» в произведениях древнерусской литературы//Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1995. С. 4–18. 584 Градарь – садовник, огородник. Данное слово «происходит не от слова град – город, а от слова гряда для овощей в огороде» (Дьяченко Г, свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 130). 585 Мурьянов М.Ф. У истоков лексики садоводства в славянских яэыках//Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1028 Верный Месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 годах. М., 1903. С. 55−58. 1029 См. Сергий, архим. Полный Месяцеслов Востока. М., 1875−1876 (2-е изд., испр. и много доп.: Владимир, 1901). Т. 1: Восточная агиология; Т. 2: Святой Восток. 1030 См., например: Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб. (1913) (репринт, изд.: (М., 1992). Т. 2. Стб. 2047−2048; Христианство . Энциклопедический словарь: В 3 т. M., 1995. T. 2. С. 551−552. 1032 См.: Пятидесятилетний юбилей службы Высокопреосвященнейшаго Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Владимир, 1904; Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Владимирский и Суздальский († 20-го ноября 1904 года): (Некролог). Владимир, 1904; и др. 1033 Исследование библейской хронологии: Сочинение студента Киевской духовной академии Ивана Спасского. Киев, 1857. 1034 См., например, об этом: Августин (де Мовильон). Преосвященному архиепископу Владимирскому и Суздальскому владыке Сергию агиологическое письмо от отца Августина, пресвитера и игумена, священнослужителя церкви Святейшего Синода. СПб. 1904. С. 1. 1036 Там же, л. 8−11 об. В деле имеются две пагинации – синодальная и архивная; здесь и далее листы указываются по новой, архивной, пагинации. 1040 Архиепископ Сергий здесь имеет в виду названные им ранее «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви» издания 1836 г. и известный труд архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» издания 1861−1865 гг. 1041 Далее архиепископ Сергий перечисляет следующие имена: 1) митрополит Макарий († 6 декабря 1305 г.); 2) Роман, почивающий в соборе г. Киржача Владимирской губернии, ученик Сергия Радонежского; 3) София, во иночестве Соломония, бездетная супруга великого князя Василия Иоанновича († 1 декабря 1542 г.); 4) блаженный Киприан Суздальский († 2 октября 1622 г.) иˆ5) Корнилий, Христа ради юродивый (Переяславль, мощи свидетельствованы в 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отношения Грозного царя к потомкам Захарии Чета формировались очень интересно. Первый раз он посетил Суздальский монастырь (место, где провела остаток жизни первая жена его отца - инокиня София) в 1552 году, перед походом на Казань. После его взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену. В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии - будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии - Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна. Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом (то есть свидетелем) при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким (они менялись землями). Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед - троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой. Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походке, третий дядя Тимофей Константинович погиб под Оршей в 1514 году - во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году. В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене (документально подтвердить или опровергнуть это сейчас не представляется возможным), ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде (и частично уже в Москве) была казнена семья Третьяка Пешкова - сына боярского новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына - Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть, утоплен в реке - по царскому приказу, целый ряд представителей Сабуровых. Среди них был родной племянник Соломонии Сабуровой - видный воевода Тимофей Иванович Замятня Кривой Сабуров с сыном.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Святые правители Руси» — святая София Суздальская,( Соломония Сабурова), вед. доктор исторических наук Д.Володихин 26.11.2015 19:00 Дмитрий Михайлович Володихин «Святые правители Руси» — святая София Суздальская (Соломония Сабурова), вед. доктор исторических наук Д.Володихин. Между образом злой, мстительной Соломонии Сабуровой, первой жены великого князя Василия III, созданном в отзывах совеменников, и истинным образом преподобной Софии, человека большого благочестия, бездна. Пора переходить эту бездну, постепенно принимая историческую правду второго из этих двух образов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/11/26/19-0...

Шахты. Церковь Софии Суздальской в посёлке Текстильщиков. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Софии Суздальской Год постройки:не ранее 2015. Адрес: Россия, Ростовская область, город Шахты, поселок ХБК, проезд Строителей, д. 46. Координаты: 47.73523, 40.244381 Проезд:От автовокзала автобусом или маршрутным такси до остановки " Минский переулок " , далее пешком по просп. Строителей примерно 600-700 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В районе п. ХБК (хлопчатобумажного комбината) в городе Шахты 19 мая 2015 года установили купол на достраивающийся храм преподобной Софии Суздальской. Первой женой великого князя Василия Третьего была Соломония, инокиня София. Он отправил ее в монастырь из-за ее бесплодия. Русская церковь канонизировала ее как Софию Суздальскую. Перед этим прошел чин освящения купола нового шахтинского храма, его совершил епископ Симон. Храм святой Софии строят на территории Иоанно-Кронштадтского епархиального подворья, собственно новое строение расположено в 20 метрах от храма праведного Иоанна Кронштадтского. Храм обещают достроить к 28 августа 2015 года в рекордные строки, если учесть, что строить его начали 5 апреля, сообщает Шахтинская Епархия. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50368

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010