И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

« Επιθυμι’αι» – к чему-либо направленное, как бы привязанное к своему объекту (на что указывает приставка πι-) желание. (Cremer. S. 488). В своем непосредственном значении это слово в нравственном смысле нейтрально, и его оттенок в каждом отдельном случае зависит от ближайшего определения (субъекта или объекта). Ср. Мк.4:9 . – В нравственно добром значении πιθυμι’αι употребляется, напр., Лк.22:15 ; ср. ст. Лк.22:22 ; Флп.1:23 . 1Сол.2:17 . Откр.18:14 . То же следует сказать об употреблении πιθυμι’αι и в святоотеческой литературе. Ср., напр., И. Златоуст. Т. XLVIII, col. 528. Исаак С. Λ. L1X, σ. 357. Ближайшее, непосредственное, тесное отношение πιθυμι’αι к πα’θος отмечено Апостольским выражением 1Сол.4:5 . В частности у св. Ап. Иакова ( Иак.1:14 ) πιθυμι’αι, – не сопровждаемое никаким эпитетом, служит «исходной точкой отправления в психологическом изображении возникновения фактического греха» (Свящ. Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе (Киев. 1904), стр. 38, примеч.) и, следов., в нем implicite уже мыслится качественно определенное содержание с дурным оттенком. Ср. 2Пет.1:4 . У ев. Ап. Иоанна в частности указывается двоякая похоть. 1Инн.2:16. Επιθυμι’αι в специфически-дурном смысле имеет своим источником мир ( πιθυμι’αι ατο κο’σμου. 1Ин.2:17 ; Здесь ατο genitivus subjectivus. Проф. H.B Сагарда, стр. 412–413). У свв. отцов «страсти» называются «мирскими». Исаак С. Λ. XLIII, σ. 264). An. Павел упоминает вообще о различных похотях. 2Тим.3:6 . Господство в человеке похотей препятствует ему быть «святым», (Ср. 1Пет.1:14 ), проводить добродетельную жизнь (ibid., II, 12 ср. ст. 11; IV, 3). В частности похоть ведет к нечистоте. Рим.1:24 . Достигнуть высшей христианской цели – сделаться причастниками Божественного естества – можно не иначе, как «удалившись от господствующего в мире растления похотью». 2Пет.1:4 . По учению св. Ап. Павла, в «пожелании» выражается конкретным образом господство в его природе и личности греха. Рим.7:8 : « грех произвел во мне всякое пожелание».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Объясн. Здесь апостол разумел тех князей, которые премудрости Божией противопоставляли свою «премудрость», т.е. премудрость века сего: ст.6; потому-то они и распяли Господа славы: ст.8, и хотели на место Его правды поставить свою правду: Рим.10:3 . Вопреки воле Сына Божия, усиливались удержать в своей власти достояние Его: Мф.21:38 . Таковы были книжники и фарисеи, считавшие себя мудрыми и разумными: Мф.11:25 ; таковы были подобные им самообольщённые руководители людей в мире языческом; они нераздельно называются у апостола князьями века сего, потому что господствовали в мире пред явлением Христа. Сим веком называется мир, лежащий во зле: 2Тим.4:10 , и враждебный Евангелию и Царству Божию. Все эти черты не приложимы ни к православным государям, ни к властям, от них поставленным: Рим.13:1–7 , ни к пастырям Церкви Христовой, от Господа получающим обязанности пастырства: Еф.4:11 . Кол.2:15 . «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Объясн. Апостол говорит здесь не о гражданском начальстве и не о государственной власти, а о том князе мира, который осуждён и изгнан чрез страдания и прославление Христа: Ин.12:31:16:31 , о сатане, которого Сам Господь созерцал спадшего с небес, как молнию: Лк.10:16 , а по отношению к власти земной Господь учил воздавать каждому должное: Мф.22:21 ; а апостол Павел просил молиться за царей и за всех начальствующих: 1Тим.2:1–3 , и учил, что противящийся власти противится Божию повелению: Рим.13:2 ; ср. 1Пет.2:13 . Тит.3:1 . «Напоминай им повиноваться и покоряться властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Объясн. Этими словами удостоверяется обязанность покоряться гражданским начальникам: Рим.13:1–5 . Что здесь под «начальством и властями» разумеются именно правители гражданского общества усматривается из употребления этих слов в Евангелии: Ин.19:11 . За царя и начальников должно молиться: 1Тим.2:1–4 ; только злые не уважают начальства: 2Пет.2:9–10 , но за это они и осуждаются строго: Иуд.1:7–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пётр особенное значение придаёт воскресению Господа Иисуса Христа. Благовестие о воскресении составляет центральный пункт речей Апостола (2:24, 32, 3:15, 4:10, 5:30, 10:40 и д); призвание Апостольства св. Пётр полагает в том, чтобы быть «свидетелю воскресения» (1:22, 3:15, 10:41); в речи на Пятидесятницу он не прежде высказывает мысль о мессианстве Иисуса Назарянина, как только – удостоверив воскресение Его. Знамения и чудеса сами по себе могли свидетельствовать только, что Иисус – «от Бога» (2:22), но после того, как на Иисусе исполнилось великое пророчество Давида о воскресении (2:25), не могло уже оставаться сомнения в том, что Он Христос. Такое же центральное место в благовестии Апостола занимает факт воскресения и в Послании его; и там воскресение представляется главнейшим основанием веры и надежды ( 1Пет.1:3, 21, 3:21 ). Только там, сообразно общему ходу мыслей, не столько говорится о воскресении, как о доказательстве мессианства Иисуса, сколько выясняется спасительное значение воскресения, как такого факта, благодаря которому мы возрождаемся «в крещении» во «упование живо» (3:21, 1:3). Замечательно при этом, что в то время, как Ап. Павел выясняет в крещении, гл. обр., момент, связанный с смертию Господа Иисуса Христа, – «спогребохомся Ему (погружаясь в воду) крещением в смерть» ( Рим.6:3:4 ), – Ап. Пётр останавливает внимание своё, гл. обр.. на момент крещения, связанном с воскресением (3:20–22, 1:3) 715 . Воскресение Господа, вероятно, имело особенное значение и в личной душевной жизни Ап. Петра: не даром Г. Иисус Христос по воскресении Своём повелевает женам: «возвестите о сем ученикам и Петрови» ( Мр.16:7 ): Он знал душу и настроение ученика Своего. И мы видим, какое впечатление произвела эта весть на Симона Петра: он одним из первых устремляется ко гробу, и только старость мешает ему прийти раньше Иоанна. Доказывая приведёнными фактами и пророчествами, что Иисус есть Христос, Апостол вместе с тем раскрывает учение о Лице Его. Будучи потомком от семени Авраама ( Деян.3:25–26 ) и чресл Давида (2:30:32), Назарянином по происхождению (2:22, 4:10, 10:38), Он – «муж от Бога» (2:22), «святыи и праведный» (3:14, 4:27, 30 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если молитва одних за других, даже отсутствующих, и приносимая для испрошения духовных благ ближним очень полезна, и если отдельность существа и свободы не препятствует действовать молитве за живых, то также отдельность не препятствует молитве за усопших. Пред Богом все живы ( Лк.20:38 ). Мир настоящий и будущий, живые и умершие, соединяются в Иисусе Христе и образуют одну великую Церковь ( Еф.1:21–23 ; Фил. 2:10 ). Если Апостолы и все святые имели нужду в пособии молитвы других, то тем более в ней нуждаются умершие, не успевшие очиститься в здешней жизни не могущие сами себе помогать. «Молиться за умерших не то ли значит, что бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда, может быть, часто благопомощную вервь отторгшимся от брега жизни временной, но не достигшим вечного пристанища и последним судом Христовым зыблются над бездной. То возникая верой, то тяготея делами ей несообразными, то возвышаясь благодатью, то низводясь остатками поврежденной природы, то восторгаясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений» (Митрополит Филарет, слов. 1848 г., ч. 2, стр. 22). В силе молитвы уверяет Сам Господь Иисус Христос: вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете ( Мф.21:22 ). Он и хочет и может исполнять молитвы живых об умерших, ибо Он для того и умер и воскрес и ожил, чтобы обладать мертвыми и живыми ( Рим.14:4 ). Он имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), т. е. власть освобождать пленников его. Так, сошедши в темницу ада, Он вывел оттуда души сопротивлявшихся некогда долготерпению Господа ( 1Пет.3:19–21 ). Молитвы за умерших суть выражение благоговейной веры и истинный святой любви к ним живых. Господь Бог, по Своей милости, благоволит плоды веры и молитвы одних усвоять другим ( Мф.8:13, 9:2, 15:18 ); по молитвам живущих на земле иногда души умерших возвращались из другого мира и соединялись со своими телами ( 4Цар.4:38 ; Деян.9:40 ). В изъяснение того, что умершие чувствуют общение молитв за них, препод. Ефрем Сирин указывает на масло и вино. «Разве, – говорит он, – не замечали вы, когда зреет живое вино в винограднике, бродит и мертвое в глиняном сосуде? И масло, выжатое из растений, поднимается в сосудах в то время, в какое цветут растения? Не тем ли паче должны чувствовать умершие, когда творят память о них» ( Ефрем Сирин , Творения. Предсмертное завещание).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Интересные ссылки – у Исаии (6:20) о Серафимах. Херувимы – Быт. 3:24 . Здесь много упоминаний – Еф. 1:21 ; Рим 3:38 . Престолы, начала, господства, власти – Кол.1:16 ; Еф.1:21 и 30:10. Архангелы – 1Фес. 4:16 ; Иуд.1: 9 . Ангелы – 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 Эти ссылки для нас важны, потому что они устанавливают разные ангельские чины. Между ними нет совпадающих. Что понимать под чинами? Неизвестно. Когда мы говорим о небесной иерархии, речь идет о священноначалии, о предстоянии перед Богом. Что означает тот или иной чин предстояния перед Богом, мы не знаем. В догматическом богословии известно, что существует субординация между Ангелами. Так, пророк Даниил называет Архангела Михаила “одним из первых князей” ( Дан. 10:13 ) В другом месте (12:1) Даниил называет его “великим князем”. Вот, по сути дела, то немногое, что мы знаем. Хочу сделать замечание о книге “О небесной иерархии” Дионисия Ареопагита . Он устанавливает между чинами ангельскими субординацию, которая делится следующим образом: высшая иерархия (Серафимы, Херувимы, Престолы), средняя иерархия (Господства, Силы, Власти), низшая иерархия (начала, Архангелы, Ангелы). Несмотря на то, что это довольно признанная в нашей церковной практике схема, она не бесспорна. Против такого расположения существует много доводов, и оно не догматично. Это мнение Дионисия Ареопагита . Замечание Иоанна Златоуста этими чинами число чинов ангельских не исчерпывается. Златоуст ссылается на ап. Павла ( Еф.1:21 ): “Посадил его превыше всякого начальства и власти и силы и всякаго имене, именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем”. Это цитата Иоанна Златоустом прочитывается так: вероятно, в жизни человечества будут еще откровения, связанные с ангельским миром, и будут даны новые имена. Потому что когда говорится “имена чинов”, а рядом говорится о именах в веце грядущем, то это можно понимать как упоминание о новых чинах ангельских. Есть еще одно упоминание вне чинов ангельских – семь высших Ангелов (Архангелов, Архистратигов). Они не относятся к чинам ангельским, это совершенно особые, какие-то высшие Ангелы, о которых нам не дано знать. Это прежде всего Михаил (перевод этого имени “Кто яко Бог”, или “Кто равен Богу”) Дан. 10:13 ; Иуд.1:9 . В Откровении говорится о нем (12:7–8). Гавриил – “Муж Божий”, “Сила Божия” ( Дан. 8:16 ; Лк. 1:19,26 ). Рафаил – “Помощь, исцеление Божие” ( Тов. 3:16 ; гл. 12). Уриил “Огонь, свет Божий” ( 3Ездр. 4:1 и 5:20). Салафиил – “Молитва к Богу” ( 3Ездр. 5:16 ). Иегудиил – “Славитель Бога, хвала Божия” (в Св. Писании нет этого имени, оно взято из Предания), Варахиил (тоже нет в Св. Писании) – “Благословение Божие”. Обычно их называют Архистратигами воинств небесных. Назначение мира чистых духов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

—96— совокупности, согласно указывают на известное лицо, – обвинительный акт построен со всевозможною доказательностью. И однако ж преступник не тот, кто обвиняется. Сам обвиняемый, лично для себя, не имеет конечно ни малейшей нужды самоудостоверяться в своей невинности, сознавая свою правоту непосредственно, без всяких доказательств. Но если он будет упорное хранить молчание на суде и не употребит всех, от него зависящих, мер к раскрытию правды; то подобное поведение обнаружит в нем тот утонченный эгоизм, который заставил одного стоика сказать, что великий дух (характер) не защищается, но подобен льву, спокойно (презрительно) выслушивающему лай собачонок, – который побудил Будду представлять врага-убийцу как своего благодетеля, который приближает убитого к вожделенной нирване. Такой изысканный эгоизм непротивления злу чужд истинно христианской любви к ближнему, как к своему родному по духу брату или сестре. Заблуждаются брат или сестра, христианин не может оставлять их в заблуждении и не научить, самоуслаждаясь при сем своею правотой паче приточного фарисея. 1617 Неправедно обвиняемый не должен оставлять в слепоте весь суд, обвинителя, ближних и знаемых своих. И если Сам Безгрешный Богочеловек не защищал Себя пред синедрионом иудейским, так это не потому только, что таково было безначальное предопределение Божеского Совета, – но и потому, что обвинение тут было лицемерное, для виду, для сокрытия уже —97— предрешенного осуждения на смерть, – тут было не заблуждение, а сознательное злодейство, которое решено было совершить независимо от действительной виновности или невиновности Подсудимого (ср. Ин.11:50 ; Лк.22:67–71 ; Мф.26:60 сл.). Напротив, Пилату, пребывавшему в неведении касательно истинного положения дела, Господь благоволил дать такой ответ, из коего тот увидел невинность Подсудимого ( Мф.27:12–14, 24 ; Лк.23:3–4, 14 сл. особ. Ин.18:14, 19–21, 33–38 ). Так и Церковь , подвергаясь непрестанным и всевозможным нападениям со стороны вражеских сил тьмы, не может покоиться в бездейственном сознании своей самотвердости, правоты и непогрешимости, но должна препобеждать зло добром 1618 и ложь истиною ( Мф.5:25, 40–48 ; 1Пет.3:8–9 ; особ. Рим.12:27–21 ; 1Кор.7–8 ; 1Фес.5:15 ), дабы тем исторгнуть из власти антихриста людей неверующих или укрепить немощных верою членов своих. Всечеловеческое и всемирное назначение Царства Божия заставляет Церковь печаловаться о каждом без исключения человеке – ближнем и дальнем, сыне и враге своем. Церковь препобеждает зло добром, ложь правдою, наглость кротостью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

362. Писания мужей апостольских. (Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления в послеапостольский век). А.А. Папков. а) 1-е послание Климента Римского к Коринфянам (93–95 гг.). 2-е послание Климента к Коринфянам (около 170 г.). Послание Варнавы (около 130 г.) 1911, I, 2, 269–296. б) «Пастырь» Ермы (около 140 г.) 1911, I, 3, 449–466. —34— в) Послания св. Игнатия Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125). 1911, II, 5, 38–51. 363. К вопросу о компетенции судов государственного и церковного по преступлениям духовных и монашествующих лиц. Предисловие проф. Н.А. Заозерского к статье Еп. Саввы. 1911, I, 3, 549–555. 364. Какое значение имеет для церкви лишение священнического сана духовных лиц, когда таковое является последствием решения гражданского суда? Еп. Жичский Савва. 1911, I, 3, 555–560; 4, 737–753; II, 6, 381–398. 365. Важнейшие постановления собора 1667 года относительно благоустройства русской церковной жизни. Н.Ф. Каптерев. 1911, II, 5, 17–37; 6, 274–297. 366. Вопрос о подлинности церковных грамот, входящих в состав Новгородских летописей. А.В. Марков. I. Грамоты Всеволода Мстиславича и Всеволода Владимировича. 1911, II, 6, 361–367. II. «Правило законно» и разные редакции Устава Кн. Владимира. 1911, III, 9, 136–447. III. Церковный Устав Ярослава Мудрого. 1911, III, 10, 331–344. 367. Церковное землевладение в Новгородской области во второй половине XV в. и конфискация земель Иоанном III. А. Гневушев. 1911, II, 6, 368–380; 7–8, 560–566. 368. Отношение христиан к мирской власти. Объяснение Деян.4:19–20 и 5:29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13:1–10 ср. 1Пет.2:13–20 и 1Тим.2:2–4 , М. Д. Муретов. 1911, II, 7–8, 467–492. 369. Что есть православный приход и чем он должен быть? (Опыт канонико-юридического освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия и периодической печати). Н. А. Заозерский. 1911, III, 11, 523–562; 12, 653–687. 370. Заметка о ведении точной записи рождений в метрических книгах. (По поводу статьи С. Григоревского, О метрических записях о рождении и крещении вообще и в частности о внесении в метрические книги записи о рождении и крещении внебрачных детей. «Церковные Ведомости» 42 – 1902 г.). Н.А. Заозерский. 1902, III, 12, 506–508.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но ещё величественнее обетование тому Царю, о коем Бог говорит: и положу на мори руку его, и на руках десницу его, и аз первенца положу его, высока паче Царей земных... и престол его яко дние Неба ( Пс.88:16–38 ). По сему то подданным повелевается повиноваться Царю, яко Богу не токмо за гнев, но и за совесть, не по страху рабскому, но по любви сыновней; посему то и завещаваются молитвы, моления, благодарения за Царя ( 1Пет.2:13–18 ; Рим.13:1, 22 ; 1Тим.2:1–3 ; Тит.3:1–2 ). Проповедник с жаром и чувством благоговения должен приниматься за всякий случай, какой только подаёт или причину или намёк изрещи слово благо о Царе своём. Молится ли Церковь в известные дни за Владык своих; вспоминает ли Отечество важные события; подаёт ли повод само Правительство новыми учреждениями, благотворительными законами; обязывает ли к чему, взывает ли о помощи в трудные для Отечества времена; основывает ли новые заведения для доброты нравов, просвещения, народной силы и достатка проч., – все это должно быть у проповедника предметом слова Христианского; ко всему он должен убеждать и одушевлять народ, к чему обязывает и приглашает мудрый Государь. В храмах Божиих прочитываются Манифесты или всенародные объявления Монаршие; в храмах Божиих совершаются Торжественные молебствия; в ежедневных службах и ектениях указуются предметы молитв за Царя и Его Дом. Крайняя была бы несообразность, если бы проповедник при всех сих случаях оставался без слова назидания, без благой, трогательной беседы о Царе своём. § 73. Об источниках и образцах поучений, которые должны назидать любовь и благоговение к Верховной Власти в сердце народа, можно заметить следующее: а) Самое слово Божие в этом случае есть и обильнейший источник, и вместе высочайший образец витийства о Верховной Власти; в нем есть самые сильные побуждения и увещания благоговеть пред Помазанниками Божиими. Не только не делай, но и не говори, и не мысли зла о богах земли твоей ( Исх.22:28 ), говорит Писание; ибо птица небесная возвестит. ( Еккл.20:20 ) и ветер утренний или вечерний донесёт Царю глагол души твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010