7 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса ( Пс. 109,4 ) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является ( Рим. 6,9.10 ). 7:19 См. ком. к ст. 11. лучшая надежда. См. 6,17.18 и ком. 7 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс. 109,4 . 7 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер. 31,31–34 ). поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет лучший. 7 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного. 7 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса». 7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда. 7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия. Глава 8 8:1–2 Служение Первосвященника «навеки совершенного» связано со священнодействием «в святилище и скинии истинной», воздвигнутой Богом. 8 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9,12) и тело (10,10). 8 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7,13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным. 8 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели они указывали на Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

40 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55,8–11). 40 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении. вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10,11. 40 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13,4). мышца. Сила Божия. награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии. 40 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе ( Пс. 22,1–4; 77,52; 79,1 ; Иер. 31,10 ; Иез. 34,11–16 ; Мих. 2,12 ; Ин. 10,11 ). 40:12–26 См. статью «Духовная природа Божества». 40 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией. 40 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46,5). См. статью «Духовная природа Божества». 40 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться. 40 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие. от начала... из оснований..? Слава и величие Божий открываются в явлениях природы ( Рим. 1,20 ). 40 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66,1). над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод. шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42,5; 44,24; 51,13; Пс. 17,11; 18,4 ). 40 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2,22). 40 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6,7. 40 Святый. См. ком. к 1,4. 40 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении ( Рим. 1,18–32 ). воинство их. Звезды. 40 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Подводя итог нашему разговору о Фил.2:12 , следует сказать, что Общество Сторожевой Башни заблуждается, истолковывая слова Павла как призыв «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано» 675 . Подобное толкование противоречит не только остальному тексту Послания к филиппийцам, но и всему Писанию в целом ( Пс.36:24; 137:7–8 ; Ин.5:24; 6:37–40; 10:27–30; 17:8–11 ; Рим.5:1–5 ; 1Кор.1:8–9 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:4–5 ; Фил.1:6 ; 1Фес.5:24 ; 2Тим.1:12; 4:18 ; 1Пет.1:3–5; 5:10 ; 1Ин.2:1–2; 5:10–18 ; Иуд.1 ). Возможно, стоит уделить некоторое время тому, чтобы рассмотреть со Свидетелем Иеговы некоторые из этих отрывков. 618 Draper " s Book of Quotations for the Christian World (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1992), p. 205. 619 Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 132. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 января. С. 19. 627 Сторожевая башня. 1979. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 20. См. также: Сторожевая башня. 1980. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 13. 630 Life Everlasting – In the Freedom of the Sons of God (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1966), p. 398. 631 См.: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 18; 1999. 1 октября. С. 19; 2000. 15 октября. С. 19. 633 Duane Magnani. The Watchtower Files: Dialogue with a Jehovah " s Witness (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1985), p. 232. 636 Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 62. 637 Следует ли верить в Троицу? С. 15. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 12–13; 1999. 15 февраля. С. 14; 2000. 15 марта. С. 4; 2001. 15 ноября. С. 6. 642 Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73. 645 J. Н. Thayer. A Greek English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 50. 646 Spiros Zodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 193.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Сектанты возражают: «для чего молиться о тех умерших людях, которые перед смертью покаялись, и тем от Господа уже получили разрешение грехов своих»? На это возражение можно ответить вопросом: можно ли всегда поручиться, что предсмертное покаяние человека имело полную глубину и соответствующую грехам силу? – Нельзя; само слово Божие заповедует нам заботиться «молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). Поэтому нельзя считать излишней молитву за людей, умерших с покаянием. В Пс.6:6 говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т. е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа (ср. Пс.29:10 ). В Пс.48:8 говорится о том, что человек не может «искупить» брата от греха первородного («чтобы не увидел могилы» – ст. 9. Рим.5:12 ) посредством «множества богатства своего» (ст. 7 ср. Прит.11:4 ; 1Пет.1:18, 19 ). Слова этого места к молитвам христианской Церкви об умерших не относятся потому, что молитвами об умерших совершаем мы не искупление от первородного греха, которое совершено Господом Христом и подается христианам в таинстве крещения, и совершаем не посредством богатства, а посредством усердного моления о братиях пред Господом (ср. Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ). Сектанты возражают: «мы не знаем точно участи всех умерших братий наших: некоторые из них вероятно уже прощены Господом и удостоились Царства небесного, а некоторые, быть может, виновны в хуле на Духа Святаго и находятся в числе отверженных. Поэтому не бесполезны ли наши молитвы об умерших»? В ответ на это должно сказать, что заповедующее нам молиться обо всех людях слово Божие не делает никаких ограничений в этом отношении (см. Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ): наше дело молиться, миловать же будет Господь (ср. Лк.18:1, 7 ). Молясь обо всех умерших, мы окажем помощь действительно нуждающимся и не повредим ни осужденным, ни спасенным. Если бы наши молитвы в самом деле оказались излишними для умерших спасенных людей, то эти молитвы будут спасительны для нас самих (ср. Мф.10:13 ; Пс.34:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

3 Поскольку новая эра Сиона начнется с рождения Мессии в Вифлееме, то Михей делает вывод, что Он оставит Израиль, пока не родит имеющая родить (см.: 4:9–10) Мессию. Это пророчество исполнилось примерно через 700 лет через праведных Захария и Елисавету, Симеона и Анну, Иосифа и, прежде всего, Марию ( Лк. 1:52:40 ; ср.: Ис. 7:14 ). Ядро нового царства Сиона, сосредоточенное на Мессии, состоит из оставшихся братьев, связанных с Ним не только кровно и исторически, но и духовно. Они возвратятся (слово, обозначающее обращение) из порабощенности греху и примкнут к сынам Израиля (понятие, имеющее религиозный смысл). Христос собрал избранный остаток и начал царствовать с небесного Сиона: Он ниспослал Святого Духа на братьев, собравшихся в горнице, и они перевернули мир ( Лк. 3:16 ; Деян. 2 ). 4 И станет Он (т. е. Мессия вступит в управление Своим народом и Его царствование будет продолжаться вечно; ср.: Пс. 32:11 ; Ис. 14:24 ) и будет пасти, оберегая Свою паству и удовлетворяя все ее потребности, включая потребность в духовной пище ( Ин. 10 ; Евр. 13:20 ; 1Пет. 5:4 ). Он будет править в силе Господней посредством веры, а не посредством человеческих интриг и лжи (ср.: 5:10–15). Его подданные будут жить безопасно, ибо, сокрушив сатану ( Мф. 12:22–29 ; Рим. 16:20 ), Он раздвинет Свое царство до краев земли (4:3–4; Мф. 28:18–20 ; Ин. 17:2 ). Христос дарует Своим избранным жизнь вечную, и никто не может исторгнуть их из Его руки ( Ин. 10:28 ). 5 Михей полагает, что будущие нападения на царство Мессии будут осуществляться ассирийцами (Ассуром), которые были разбиты в 612 г. до н. э., за несколько столетий до прихода Христа. Пророки не обращали внимания на столетия, отделяющие их от исполнения предсказаний, и видели будущие события как живые сцены, которые разыгрывались у них перед глазами. Кроме того, они описывали будущее в категориях, почерпнутых из своего собственного опыта (см.: 4:1; Ис. 25:10 ; Ам. 9:12 ). Под водительством Мессии сообщество праведников выставит семь (совершенное число) пастырей (защитников) и восемь (т. е. более чем достаточно) князей (в оригинале использовано редкое слово, встречающееся в хрониках Саргона для обозначения военачальников). 6 Они, сопастыри Мессии (ср.: 1Пет. 5:1–4 ), мечем будут пасти землю Ассура, которая символизирует всех врагов Божьего царства, все силы зла, которые выступают против Него под руководством Его главного врага – сатаны ( Еф. 4:7–12; 6:10–18 ). Земля Немврода – это Вавилон ( Быт. 10:8–12 ), Рим и Мекка современного Михею языческого мира. Упоминание Вавилона после Ассирии подтверждает сведения, указанные в надписании книги (1:1). Во времена Михея Вавилон подчинялся Ассирии. Позже, в 612 г. до н. э., Нововавилонская империя уничтожила Ассирию, а в 539 г. до н. э. была уничтожена сама. В свете новозаветного учения меч символизирует Божье слово, явленное Святым Духом. 5:7–9 Остаток будет править народами

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

во гневе... о милости. Дерзновение соединяется с тревогой в ожидании ответа на его молитву. 3:3–15 Аввакум пророчески описывает Богоявление в трех динамических картинах: ст. 3–7,8–11, 12–15. В описании используются традиционные поэтические средства и язык, характерный для поэтических книг (напр., Пс. 49,2–6 ). 3:3–7 Пророк в поэтической форме описывает пришествие Господа. 3 от Фемана. Внук Исава; в данном случае имеется в виду земля Едома. от горы Фаран. Гора Фаран расположена в пустыне Фаран на Синайском полуострове. 3 язва... по стопам. Аввакум описывает картины грядущего суда ( Пс. 90,5–7 ). 3 Он... опали. Символы незыблемости «вековые горы» и «первобытные холмы» сотрясаются от пришествия Господа. 3 Ефиопские... Мадиамской. Эти названия являются синонимами. 3:8–11 Возвещение о приближении Господа как непобедимого Воителя, словно ужасная гроза, разразилось над «шатрами эфиопскими». 3:12–15 Бог господствует не только над природой, но над историей ( Пс. 45,2.3.6.8 ). Он приходит, чтобы спасти Свой народ и покарать нечестивых. 3 попираешь. Т.е. «молотишь». См. Ам. 1,3 . 3 Ты выступаешь для спасения народа Твоего. Аввакум надеется, что теперь, как и прежде, Господь не оставит Свой народ. помазанного. Возможно, это синоним слова «народ», но более вероятно, что речь идет о царе из рода Давида. Ты... от основания. Во времена Аввакума Господь поступит также в отношении вавилонян и их царя. 3 Ты... через пучину великих вод. Аввакум снова ссылается на историю исхода, когда Бог Творец проявил Свою абсолютную власть над силами природы. 3:16–19 Аввакум говорит об уповании и ликовании веры. 3:16 Описание личного восприятия Богоявления. Я... колеблется. Аввакум глубоко потрясен откровением. а я должен быть. Аввакум может быть уверен в том, что Господь, верный Себе, покарает нечестивых. когда придет. Т.е. снова и снова будут нападать вражеские войска. 3:17–18 Даже во времена гибельных бедствий, ввергающих общество в голод и нищету, исполненное веры ожидание Аввакума не может быть поколеблено. Вера и надежда преобразили его страх за будущее в стремление постоянно радоваться о своем Боге-Спасителе ( Рим. 8,35–39 ; Флп. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:24–30 В царствование Иехонии, которому посвящены эти стихи, в Вавилон впервые было угнано значительное число людей. 22 перстнем. Перстень представлял собой личную печать его владельца. 22 тебя и твою мать. См. 13,18 и ком. в чужую страну. Т.е. в Вавилон. Это пророчество исполнилось в 597 г. до Р.Х. (29,2; 4Цар. 24,15 ). 22 Иехония... сосуд непотребный. См. 19,10.11. Символ разбитого кувшин непосредственно связывается с Иехонией и его потомками. 22 О, земля, земля, земля. В этом троекратном обращении к земле сожаление Господа о Своем достоянии, которое осквернил грех Иудеи (2,7 и ком.; 12,4). 22:30 Детям Иехонии ( 1Пар. 3,17.18 ) не довелось стать продолжателями династии Давида. Таким образом, обетованное царство потомков Давида (см., напр., 23,5.6) нужно понимать не как идущее на смену историческим царствам Израиля и Иудеи, а как царство Христа Сына Человеческого (см. Дан. 7,13 и ком.) величайшего из сыновей Давидовых ( Мф. 22,41–46 ). Глава 23 23:3–8 Иеремия пророчествует о новом исходе и о восстановлении царств Давида. 23 соберу. Крушение царской власти означает, что Господь Сам займет место царя (24,7 и ком.). остаток. По сути дела, собирание остатка свидетельствует о непрестанном попечении Бога о Своем народе и Его промысле об исполнении завета. В данном контексте понятие остатка предполагает прежде всего, что некоторая часть Иудеи (ср. Рим. 11,17–24 ) будет уничтожена, разделив судьбу своих царей, покинутых Богом и понесших заслуженное наказание. стада Моего. На месте пастыря оказывается Сам Господь ( Пс. 22 ). будут плодиться и размножаться. Ср. Исх. 1,7 . 23 поставлю над ними пастырей. Под властью Пастыря они станут пастырями добрыми и с верою будут править царством нового века ( Мих. 5,5 ). 23 восставлю Давиду. В основе этих слов лежит 2Цар. 7,12 ; обетование Мессии есть исполнение обещанного Давиду ( Мф. 1,1.17 ). Отрасль праведную. Мессианское понятие; см. Ис. 4,2; 11,1 ; Зах. 6,12 (где Зоровавель выступает прообразом Христа). 23 Иуда ... Израиль. Объединение народов одна из примет мессианского века ( Иез. 37,15–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 наставление. См. ком. к 3,1. 1 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни. 1:10–19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10,11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость. 1 в могилу. Евр.: «шеол» преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь матерью ( Иов 17,13.14 ), как врата преисподней ( Ис. 38,10 ), как край, откуда нет возврата ( Иов 7,9 ), как страна молчания ( Пс. 93,17 ), как область тьмы ( Пс. 142,3 ) и забвения ( Пс. 87,11–13 ). 1 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2,4; 3,13–16; Иов 28,12–19 ). 1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис. 59,7 и цитируемый апостолом Павлом ( Рим. 3,15 ), отсутствует в Септуагинте греческом переводе ВЗ. 1:17–18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее. 1 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу. 1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис. 55 ). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3,14–18; 8,1–36; 9,1–12. 1 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета ( Втор. 22,15; 25,7 ; Руфь 4,1.11 ; 2Цар. 19,8 ), здесь же они могли услышать слова мудрейших. 1 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18,19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф. 7,24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Будущего (Н.Л.). 252 fÚsewn: «естества» Лосев. 253 Вариант: «внутрь» (Н.Л.) 254 В слав. Добротолюбии «простретися» (Н.Л.). 255 Оба русских перевода в этой и предыдущей фразе нами исправлены. 256 «Служит» в рус. переводах — опечатка. 257 Ср., напр., 1 Тим. 2, 4. 258 Ср. Рим. 1, 20. 259 В подлиннике игра слов: æj e«kÒj, oÙk e«ka‹a. 260 покоя (Н.Л.). 261 Ср., напр., Флп. 2, 9. 262 фундамента (Н.Л.). 263 Ср. Иов 26, 7 и Пс. 101, 26. 264 Ср., напр., Пс. 92, 1. 265 Латинский переводчик расшифровывает: «в Твоем Воплощении» (in tua Incarnamione) (Н.Л.). 266 Метафизика (Н.Л.) Ср. ниже примеч.95 (В.Б.). 267 Ср., напр., Кол. 3, 2. 268 То есть износити слово (Н.Л.). 269 «таким образом» в рус. переводах. 270 Ср., напр., Кол. 3, 2. 6. 271 В славянском тексте в этом месте есть прибавка «светлостию сущего превыше доброты видения оного похвальны зело», которой нет в греческом тексте Добротолюбия (Н.Л.). 272 Собственно, «скачет» (Н.Л.). Ср. Лк. 6, 23 (А.Д.). 273 Ср., напр., 3 Цар. 3, 12. 274 Ср., напр., Еф. 4, 13. 275 Ср. примеч.28 и др. 276 Ср. Еф. 3, 18. 277 Ср., напр., Евр. 3, 13. 278 Ср. Сирах 1, 3. 279 Ср. Пс. 106, 11. 280 С знанием Священного Писания (Н.Л.). 281 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3, PG 3, 376 А7—8. 282 Там же, 376 А8—9. 283 Ср. Песн. Песн. 2, 5. 284 Григорий Богослов, Слово 38 (на Богоявление), PG 36, 317 B9—10. 285 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3: PG 3, 376 А10—11. 286 (Пс. — ?)Василий Великий, Толкование на Исаию 5, 162: PG 30, 385А (дословно конец звучит так: «Продвинувшись к тому, что выше фисиологии, к называемому у некоторых метафисическим, он может стать и созерцателем») (В.Б.). 287 Василий Великий, Толкование на Исаию — там же; PG 30, 385В (В.Б.). 288 Ср. Максим Исповедник, Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1401D (В.Б.). Аналогичные мысли рассеяны по многим творениям св. Максима Исповедника, и поскольку цитата не дословная, точный источник ее указать вряд ли возможно (А.Д.). 289 Имеется в виду одно место из слова 43 по нумерации русского перевода (Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911 [репринт М., 1993], с.181 и далее), где говорится о редкости совершенства ведения в одном человеке. О познании твари и Бога у св. Исаака Сирина см., напр., его слова 3 и 55. 290

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010