Поэтому, когда Господь дунул, говоря: «Примите Духа Святого» (Иоан. XX:22), этим действием Он, конечно, дал понять, что Дух Святой есть Дух не только Отца, но и Сына. Ибо тот же Дух, Который от Отца и от Сына, вместе с Ними есть Святая Троица. Не телесное дуновение, которое исходит из телесных же уст, было субстанцией и природой Духа Святого; дуновение это было знаком, по которому мы, как я сказал, должны понять, что Дух Святой равно присущ Отцу и Сыну, ибо не у каждого из Них особый Дух, но один на обоих. Дух этот в Св. писаниях называется по-гречески πνεμα, как и в этом месте назвал Его Господь, обозначая Его дуновением уст Своих и давая Его ученикам. Ни в каких местах Писаний я не встречал, чтобы Он назывался иначе. Здесь же, где читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (spiritum) жизни, и стал человек душею живою» (Быт. II:7), в греческом (переводе) не говорится πνεμα, как обычно говорится о Духе Святом, но πνο, — название, прилагаемое к твари, а не Творцу. Поэтому некоторые и по-латыни предпочли перевести это слово не как «дух» (spiritus), а как «дыхание» (flatus). Слово это встречается в греческом тексте и в том месте Исайи, где Бог говорит: «Всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16), обозначая этим, несомненно, всякую душу.    Итак то, что по-гречески читается πνο, наши иногда переводили словом «дыхание», иногда — словом «дух», а иногда и «вдохновение» или «дуновение» (inspiratio vel aspiratio). Πνεμα же всегда переводили словом «дух», — шла ли речь о духе человека, о котором говорит апостол: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. II:11); или о духе скота, как написано в книге Соломона: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. III:21); или о том телесном духе, который называется ветром, ибо это название прилагается и к нему, когда говорится в псалме: «Огнь, град, снег, голоть, дух бурен» (Пс. 148:8); или даже о Духе-Творце, о Котором говорит Господь: «Примите Духа Святого» (Иоан. XX:22), обозначая Его дуновением Своих уст. Равно и в том месте, где Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII:19), яснейшим образом свидетельствуя о Троице. Так же и там, где сказано: «Бог есть дух» (Иоан. IV:24), и в других весьма многих местах Писаний. Во всех них мы находим у греков πνεμα, а не πνο, а у латинян spiritus (дух), а не flatus (дыхание). Поэтому, если бы в словах Писания: «Вдунул в лице его дыхание жизни», греческий текст имел бы не πνον, а πνεμα, то и в этом случае отнюдь не следовало бы, что мы должны были бы непременно понимать здесь Дух Творца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

а) на служение самому Себе и - б) на служение людям. Служение ангелов Богу двоякого рода: 1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями , сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа (Пс. 148:2), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола ... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь ( 7:11—12). Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви: а) святой Василий Великий : «занятие ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю;» или: «главная и сообразная с естеством цель их жизни — погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;» б) святой Григорий Богослов : «второе место (по Боге) занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообразной Доброте, сколько эфир к солнцу;» «они песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно;» в) святой Афанасий Великий : «какое занятие небесных сил? непрестанное славословие и постоянная любовь к Божескому величию;» г) блаж. Феодорит : «служение ангелов состоит в пении хвалебных песней. Ибо о серафимах блаженный Исаия говорит, что они взывают друг ко другу и говорят: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его! (6:3). О херувимах же сказал божественный Иезекииль, что он слышал их глаголющих: благословенна слава Господа от места своего (3:12);»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Во-вторых, должно хва­лить не только словами, но и делами, и Бог желает особенно такой хвалы, такой славы: «так да светит свет ваш, говорит Он, пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Так славят Его херувимы. Потому и пророк, услышав таинственную песнь, в сокрушении сказал: «и сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис.6:5). Потому и Псалмопевец, заповедуя возносить хвалы, начинает с вышних сил и говорит: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях)» (Пс.148:1). Следовательно, нужно быть ангелом, и тогда хвалить Бога. Не будем же счи­тать эту хвалу делом маловажным, но прежде уст пусть воз­носит ее жизнь наша, и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога, и взывая будем совершать стройную песнь жизнью. Впрочем, не только этому научает нас псалом, но и тому, чтобы всем быть в согласии и составлять совокупный хор. Здесь говорится не одному, или двум, но целому народу. Как Христос, приводя нас к согласию и любви, заповедал совершать общую мо­литву, и от всей Церкви, как бы от одного лица, говорит: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:9-13), упо­требляя постоянно множественное число и повелевая каждому, хотя бы он молился один, хотя бы вместе с другими, мо­литься и за братьев, так и пророк призывает всех во­обще к согласию в молитве и говорит: «хвалите имя Господне». Что значит это прибавление имени? Оно особенно выражает расположение говорящего; но указывает и на нечто другое. На что же именно? На то, чтобы имя Его прославлялось чрез нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему; но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус, в славу Бога Отца ( Флп. 2:6–11 ). В литургических книгах очень часто одно выражение, заимствованное из Священного Писания, служит сигналом к тому, чтобы слушатель восстановил в уме весь контекст, в каком это выражение родилось. В данном случае выражение «в славу Бога Отца» напоминает об искупительном подвиге Спасителя, Который взошел на крест ради спасения людей. Се Агнец. Покровец. 1660-е гг. Мастерская боярыни Аксиньи Милославской (Русский музей, Санкт-Петербург) К песнопению «Един Свят…» присоединяется причастный стих, который бывает разным для каждого дня недели. Так, например, в воскресенье поется: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). Для других дней недели, а также для праздников положены иные стихи из Псалтири. В отдельных случаях причастный стих может быть заимствован не из Псалтири, а из иной библейской книги или из литургических текстов. Раздробление Агнца После того как священник поставил Агнец обратно на дискос, диакон произносит: «Раздроби, Владыко, святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Раздробляется и разделяется Агнец Божий – раздробляемый, но не разделяемый, постоянно съедаемый и никогда не иссякающий, но причащающихся освящающий. Раздробление Часть с надписью ИС будет вложена в чашу с Кровью Христовой; часть с надписью ХС будет употреблена для причащения священнослужителей, а части с надписями НИ и КА – для причащения мирян. Символизм раздробления Агнца связан прежде всего с воспоминанием о преломлении хлеба, которое Иисус Христос совершил на Тайной вечере ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ), а также в других случаях, описанных в синоптических Евангелиях ( Мф.14:19; 15:36 ; Мк.6:41; 8:6 ; Лк.9:16; 24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почему же Церковь не имеет право не только раз в 10 лет вспоминать о своих наставниках, а постоянно, каждое воскресенье, каждую службу? Кроме поминания Церковь через иконы чтит и прославляет своих святых, величайших из Ее учителей и пастырей, которых дал Ей Бог. Протестанты сразу скажут, как можно прославлять людей, ведь Бог говорил, что «...не дам славы моей иному...» (Ис. 42:8). Но говорил это Бог по отношению к другим богам: «Я -Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». В Новом же Завете Христос сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им...» (Ин. 17:22). В Пс. 148:14 также сказано, что Бог «возвысил... славу всех святых Своих...». В 1 Тим. 1:17 сказано: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Римлянам же Ап. Павел пишет: «...слава и честь, и мир всякому, делающему доброе...» (1:10). Но протестанты как будто не видят этих мест. Со Своими верными рабами Бог желает разделить Свою славу и божественность, и это в полной мере произойдет в конце времен. Но и сейчас о многих людях Церковь имеет свидетельство, что они уже в славе у Бога пребывают, и прославляет их так же, как когда-то народ прославлял Апостолов и всех христиан (Деян. 5:13) и не был в том винен против славы Божией. Все по Библии. Раз Христос дал славу Своим верным ученикам и святым, то Церковь их и прославляет. Прославляя святых, Церковь тем самим прославляет прежде всего Самого Бога, ту благодать Божию, которая сделала грешного человека святым. Во 2 Фес. 1:10 сказано, что Христос «...прийдет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших...». Св. Иоанн Кронштадский писал: «Изображениям святых мы поклоняемся, как изображениям славных добродетелей христианских... (а) в них - Самому Богу, в них (в святых) вселившемуся и в них действующему». 42 Т. е., в святости человека является прежде всего величие Божие. Чем больше Церковь прославляет святых, тем больше Она прославляет тем Самого Бога; слава Богу умножается, а не отнимается, как трактуют это протестанты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Таким образом, разумно-словесное, умственно-мысленное, идеальное отцовство, свойственное человеческой душе, где ум порождает внутреннее слово, говорит о человеке как образе Божьем. Оно бесконечно превосходит биологическое и, конечно, социальное отцовство по самой степени родства. Ведь родственные отношения ума и порожденной им мысли бесконечно ближе, чем отношения биологического отца и ребенка, а также всех видов отцовства в обществе. Такое отцовство есть самое возвышенное, самое одухотворенное отцовство, которое только и может быть в Самом Боге, являющемся Первообразом человеческой души и присущей ей разумно-словесной жизни. Божественное Отцовство имеет всецело духовный, возвышенный, нематериальный смысл. Божественный Ум называется Отцом и именуется так без какого-либо низкого и грубого вещественного значения. Ведь Он не сотворенное существо, не получил начала во времени, но существует от вечности, невидим, невещественен, нематериален, бестелесен, иносущен и иноприроден всему тварному миру. Его Отцовство – вечное, невещественное, невидимое, не имеющее грубости телесной, лишенное ограниченности, свойственной материальной природе. Кого же может рождать всесовершенный Божественный Ум как не всесовершенное Божественное Слово, именуемое Единородным Сыном Божьим? Божественный Отец, Ум Божий, рождает Божественного Сына, Свое Божественное Слово, рождает вечно, невещественно, нематериально, бестелесно, невидимо, рождает вне временных и пространственных ограничений,  без всякого места и часа, вне длины, высоты и широты, вне периода, момента и даже мига. О Божественном Слове многократно учит Писание. Уже в Книге Бытия мы читаем, что Бог творит мир Своим Словом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. ( Бытие 1:2,3 )». Все творение вершится Словом, через Которое возникает сущее: «И сказал Бог: … И стало так». ( Бытие 1:3-30 ). «Слово Мое, Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я посылаю Его ( Ис. 55:11 )», – говорит Господь через пророка. «Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились», – восклицает Богодухновенный псалмопевец Давид ( Пс. 148:5 ). «Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело, вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным», – говорит о творении мира Словом Божьим Ездра ( 3Ездр. 6:43,44 ). «Верою мы постигаем, что миры устроены Словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое ( Евр. 11:3 )», – говорит апостол Павел. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога, Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:1-3 )», – учит евангелист Иоанн.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут.    Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью. Псалом 145 Пс.145:1. Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем. Пс.145:4. В той день погибнут вся помышления его,    то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал на земле. Пс.145:7. Дающаго пищу алчущым,    то есть, пищу духовную алчущим всего доброго. Псалом 146 Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом.    В предыдущем псалме сам себя увещевал — иметь надежду на единого Бога, а в настоящем представляет Апостольский лик, который поучает множество народа — хвалить Бога за благодеяния человеческому роду. Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь.    «Кроткими» называет приявших веру Его, соделавшихся подражателями Сказавшему: «кроток есмь» (Мф. 11:29). А я, говорит, ненавижу грешников, каковы суть нечистые демоны, живущие в огне. Пс.146:8. И злак на службу человеком.    Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот. Псалом 147    Толкования псалма 147 у Афанасия Великого нет.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 148 Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны.   Святый Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, — небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом, — небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные — словами: Пс.148:11-12. князи и вси судии земстии, юноши и девы.   Но прежде чем сделать упоминание об этих, обращается к преисподним, которых обозначает словами: «змиеве и бездны». И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиеве». А всё прочее множество вселенной, существовавшее в родах первых и держимое смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо сказал «сущым во узах: изыдите, и сущым во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие никогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: о «немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда, противльшымся иногда» (1 Петр. 3:19–20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Псалом 148 Пс.148:1 . Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Пс.148:2 . Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его. НАДПИСАНИЕ Аллилуиа означает хвалите Бога, но Аггеа и Захарии в Еврейском тексте нет, как сказано выше. СОДЕРЖАНИЕ Пророк призывает здесь к хвалению Бога не токмо всех людей всякаго состояния и возраста, но и безсловесных и даже неодушевленных тварей, повелевая им прославлять Творца не потому, чтоб оне призывание сие разумели, но чтоб мы посредством их находили обильную материю к прославлению небеснаго Владыки. Слыша имя небес, надлежало бы по порядку разуметь самое небо и воздух, и все, что зрится тамо; но поскольку вскоре следует разделение, в котором первее призывает Ангелов, потом звезды и прочия небесныя светила, сего ради и первый стих относить должно к Ангелам, которые в первом чине поставляются потому, что созданы для непрестаннаго хваления Бога, как и Пророк Исаиа в видении своем глаголет о них: взываху друг ко другу, и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). И на других премногих местах Священное Писание вводит их таковыми же восклицаниями славословящих Бога. Толикая ревность к хвалению Бога требует ли каких-либо побуждений? Како убо Давид, который не только не мог сравниться с ревностию Ангелов, но издалече следовал за ними, мог возбуждать их к хвалению Бога? Нет, он не такое намерение имел, но просто засвидетельствовать хотел, что для него нет ничего приятнее и желательнее, как соединиться духом с Ангелами и вместе с ними прославить общаго Владыку: и потому, дабы ревностнее и лучше расположить себя к пению Божиих похвал, не неприлично призывает в сообщники Ангелов, хотя они и сами добровольно притекали к нему, да еще и другим путь показывали. Во второй части стиха тех же Ангелов нарицает силами, потому что всегда предстоят готовы исполнять повеления Божия, по оному: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему. Пс.148:3 . Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Затем, отметим термин ll, который сближается с арабским alla=«нечто делать», новоеврейское ll – «обрабатывать». Обычно от него производят существительное all, арамейское melt (W.Gesenius, op.cit., s.587), арабское illa=«причина, повод». Глагол означает «заниматься чем-либо», особенно in malo sensu – о причинении какого-либо зла к.-л. ( Плч.1:22; 2:10; 3:51; 1:12 ) и т.п. При этом признак причинности в этом термине обосновывает употребление последнего в смысле плача, сетования. Существительное all употребляется (напр., Ис.20:3; 21:9; 24:14; 36:17, 19 ) нередко с прямым отношением деяний (Бога) к чудесам ( Ис.12:4 ; Пс.9:12; 76:12 и др. Ср. C.Siegfried und B.Smade, op.cit., s.519). Наконец, термин √pl, араб. fa’ala, означает – «делать», «приготовлять», напр., могилу (ср. Пс.7:16 ). О Боге ( Авв.1:5 ), – иногда о деле истребления врагов истинного богопочитания ( Пс.43:2 ) и др. (ср. подробно у W.Gesenius " а cit. Handwörterbuch, s.646). Существительное pal – напр., о чудесных действиях Бога ( Ис.5:12 ; Авв.1:5; 3:2 ; Иов.36:24 ; Пс.27:4 . Ср. подробно у C.Siegfried und B.Stade, op.cit., s.589). Глагол √br, по существу, заметно выделяется из указанных синонимов. Он служит преимущественным выражением идеи божественного делания ( Ис.40:28; 43:1 ; Пс.148:5 ; Исх.34:10 ; Чис.16:30 ; Иер.31:22 ; Мал.2:10 и др.), а также для обозначения, в строгом смысле, творческой деятельности или, как говорят, – creatio ex nihil [по Деличу (cit. F.Delitzsch. Commentar über die Genesis, s.91), br в форме Pi., как и индийское thwrc – kerent, первоначально означает «резать, рубить, раскалывать, отделять». Предшествующее действию вещество, таким образом, здесь не только не исключается, а непременно предполагается. Однако br – только о деятельности Бога. При этом нигде –с винительным вещества (d.Stoffes). В форме Qal – «творить» (и в отношении природы, историиИсх.34:10 ; Чис.16:30 и духа – Пс.50:12 ), «призывать в бытие до сих пор не существовавшее». Из этого одного уже видно, что анализируемый термин должен обозначать божественную первоначальность как безусловную, и ее творение – как совершенно новое и Господом Богом установленное. (Ср. F.Delitzsch, op.cit., s.91). Это особенно ясно при употреблении нашего термина в Быт.1 . Ср. C.Keil, cit. Genesis und Exodus, s.19].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010