е. исповедывается. Если между говеющими бывают грешники, то таковыми люди оказываются всегда ( 1Ин.1:8 ), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом ( Лк.22:19 ) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, но грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Лк.5:31, 32 ). В Ос.9:2 высказывается много нагрешившему народу Израильскому угроза, что «гумно и точило не будет питать их», и потому «надежда на виноградный сок обманет их», т. е. их за грехи постигнет голод. Контекст данного места ясно показывает, что к христианскому «преломлению» оно не имеет никакого отношения. § 23. Чествование святых Престол Господень окружают сонмы ангелов и святых людей (см. Евр.12:22–24 ). Св. ангелы суть бесплотные духи добрые, ближайшие исполнители воли Божией ( Евр.1:14 ); между ними есть такие, которые нарочито поставлены Господом для руководства христианскими душами каждого в отдельности, – они называются ангелами хранителями («ангелы их», «ангел его» – Мф.18:10 . Деян.12:15 ). Святые люди суть те праведники, которые угодили Господу истинною верою и добрыми делами ( Иак.2:21–23 ; Рим.4:2, 4 ); Православная Церковь знает только тех праведников, которых открыто пред людьми Господь прославил необыкновенными знамениями и чудесами. Св. Писание называет св. угодников друзьями Божиими («друзья Мои – Ин.15:14 ) и говорит, что их «весь мир недостоин» ( Евр.11:38 ), что им предоставлено будет «судить мир и ангелов» ( 1Кор.6:2, 3 ). Святые ангелы и святые люди суть носители божественной благодати ( 2Пет.1:4 ; 2Фес.1:10 ), и потому чествованием их мы чествуем Самого Господа (ср. Мф.10:40 ). Само слово Божие показывает нам примеры чествования св. ангелов ( Нав.5:14, 15 ; 1Пар.21:16 ) и св. людей ( Лк.1:28, 48 ; 3Цар.2:15 ), чествования посредством словесного восхваления ( Лк.1:28, 48 ; Сир.44:1, 2 ) и посредством поклонения ( Нав.5:14, 15 ; 4Цар. 2:15 ). Всегда оскорбления царского посланника принимается за оскорбление самого царя, и потому чествование царского посланника есть чествование царя (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

П.Т. Лютов Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа. Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21 , «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17 ; 1Цар.6:14–18 ; Агг.1:1–14 , Кол.4:11 . Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи ( Лев.4:3–5 , в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари ( 1Цар.10:1 ). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16 ; 2Цар.1:14 ; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские ( Пс.104:15 ) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1 . Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь. Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам ( Иов.1:6, 2:1, 38:7 ), к Израильскому народу ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Ос.1:10 ), к праведникам ( Прем.2:12–18 ), к Давиду (ср. 2Цар.7:14 ), но, кроме того, имеет и мессианский смысл ( Пс.2:7 ; Ис.9:6–7 ). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

13-14; Ос 14. 8; Иер 31. 12). В Ин 2. 12 - 12. 50 упоминаются др. иудейские праздники (2. 13; 5. 1; 6. 4; 7. 2; 10. 22; 11. 55), ритуальная символика к-рых становится фоном для самооткровения Иисуса Христа в знамениях и речах. Напр., суббота (как праздник, видимо, подразумевается в 5. 1) становится поводом для последующих споров о статусе Христа и Его власти исцелять и воскрешать умерших - т. е. о том, что, согласно иудейским представлениям, является исключительной прерогативой Бога. Незадолго до Пасхи Иисус совершает чудо насыщения 5 тыс. человек и произносит речь о том, что Он есть «истинный хлеб с небес». Образы этой речи напоминают об исходе иудеев из Египта на Пасху и о даровании небесной манны, насыщавшей народ Божий (6. 4-14, 26-59; ср.: Исх 12-31; Borgen. 1965). Праздник Кущей включал обряды, где важную роль играли вода и свет. Именно во время этого праздника Христос дает обетование о «воде живой» (Ин 7. 37-39) и возвещает, что Он есть Свет миру (8. 12). За кульминационным моментом служения Христа в Иудее - воскрешением Лазаря - следует переходная 12-я глава, подытоживающая служение Христа в категориях веры и неверия. Его общественное служение завершается; прощальные наставления Христос дает уже кругу Своих ближайших учеников (главы 13-17). III. «Книгу славы» (13. 1 - 20. 31) можно разделить на 3 части: гл. 13 - Тайная вечеря с учениками; главы 14-17 - прощальная беседа Иисуса Христа с учениками; главы 18-20 - повествование о Страстях и Воскресении. По мнению большинства комментаторов (см.: Carson. 1991), в представлении И. Б. Тайная вечеря не была пасхальной, но произошла за день до традиц. пасхальной трапезы (см.: Kysar. 1993). В Евангелии от Иоанна отсутствует повествование об установлении Евхаристии (ср.: Мф 26. 26-28; Мк 14. 22-24; Лк 22. 19-20; 1 Кор 11. 24-25), но есть рассказ об умовении ног ученикам, к-рое символизирует предстоящую жертвенную смерть Спасителя и служит примером для учеников (Ин 13. 15, 34-35; 15. 12, 17). Главы 14-17 содержат увещевания о жизни общины (14.

http://pravenc.ru/text/469832.html

«Младенца и Матерь Его»: «здесь уже он не говорит жену свою, но – Матерь Его: ибо когда рождение совершилось, сомнение кончилось и муж был убежден, то Ангел уже открыто беседует с ним» (Злат., ср. Феофил.). – «Беги в Египет»: Египет – на юго-запад от Иудеи; его граница находилась верстах в 100 от Вифлеема. Он был в то время, как и Иудея, римской провинцией; там жило тогда очень много иудеев, был храм, были синагоги; туда не простиралась власть Ирода, и Иосиф с Младенцем и Матерью Его, прибыв к своим соотечественникам в Египте, совершенно был безопасен от замыслов Ирода. Почему местом убежища избран именно Египет, на это указывает пророческое изречение в Мф.2:15 (см. прим. к этому стиху, ср. Злат.). «Особенно два места были гнездом всякого нечестия – Вавилон и Египет. Итак, от Вавилона Он принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил собственным присутсвием» (Феофил., 3лат.). Мф.2:14–15 . Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. «Ночью»: частью потому, что днем, при тамошней жаре, очень трудно было путешествовать, особенно недавно родившемуся Младенцу с Матерью, частью потому, чтобы удобнее избегнуть преследования. – «Да сбудется реченное» и пр.: у пророка Осии, из книги которого взяты приведенные здесь слова Божии, – «из Египта Я воззвал Сына Моего» ( Ос.11:1 ), слова сии относятся, как видно из связи речи, собственно к изведению народа израильского из Египта при Моисее, и сыном Божиим называется собственно весь народ избранный и освобожденный Богом из рабства египетского, как он сим именем назван от самого же Бога и пред изведением его из Египта ( Исх.4:22 ); ко Христу же относятся слова сии в смысле прообразовательном, так как народ еврейский, называемый сыном Божиим первородным, по избранию его из среды других народов в особенный народ Божий, был прообразом истинного, первородного и единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, а потому и изведение его из Египта было прообразом воззвания Иисуса Христа из Египта. «Пророчества имеют, между прочим, и такое свойство, что многое, сказанное о них (иудеях), исполняется и на других. То же должно сказать и в настоящем случае» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На основании некоторого сходства этих слов пророка с словами Спасителя ( Мф. 12:28–29 ; Лк. 11:20–22 ) и свидетельства св. Кирилла Александрийского , помимо указанного значения, можно понимать их и в приложении к временам Мессианским, как пророчество о победе Иисуса Христа над диаволом, который до времени пришествия в мир Иисуса Христа представлялся как бы непобедимым исполином и все, что было в его власти, неотъемлемым от него. 67 В этом смысле слова эти, по связи с предыдущим имеют такое значение: для евреев казалось невозможным освобождение из плена; но пророк от лица Божия дает им понять, что Бог силен изъять не только свой народ от власти ассириян и вавилонян, но даже весь род человеческий может освободить и со временем освободит от власти диавола. Подобным образом, но яснее, говорит об этом другой пророк Осия (см. Ос. 13:24 ). 20. О страданиях Спасителя мира. Глава 53 Пророчество о страданиях и унижении Мессии-Христа начинается в конце предыдущей главы ( Ис. 52:13–15 ). Там пророк от лица Самого Бога Отца говорит, что Отрок Господень (ср. выше 42:1; 49:3, 6) весьма прославится, хотя и не вдруг: сначала Он пройдет скорбный путь унижения, а потом сделается предметом чествования со стороны даже тех, которые прежде ничего о Нем не знали и не слыхали. Эту мысль пророк раскрывает так: «вот Отрок Мой («так учит устами пророка всемогущий Бог Отец» – говорит бл. Иероним) войдет в разум (уразумеет), возвысится (вознесется) и весьма прославится» (13 ст.). В каком смысле Мессия Иисус Христос называется отроком (πας, или рабом, δολος, как выше – 49:3) Господним, об этом сказано выше (см. 42:1). Словами: «войдет в разум» (уразумеет, συνσει) выражается та мысль, что Мессия, будучи Сыном Божиим, в тоже время будет и совершенным человеком, и потому разум и премудрость, которыми Он будет обладать (см. выше 11:2), обнаружатся не сразу и не вдруг, а постепенно, хотя и быстрее, чем во всяком другом человеке. Так действительно и было по свидетельству ев. Луки: Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости ( Лк. 2:40, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

. Ириней Лионский. Против ересей. V 30.3; Ипполит Римский. О Христе и Антихристе, 50. . Пропущено слово: «ярости». . Образ «вышнего (=небесного) Иерусалима» в Новом Завете появляется а Послании к Галатам (4:26), а также в Послании к Евреям (12:22) апостола Павла и раскрывается в Откровении где он напоминает описание Иезекиилем нового идеального Храма (гл. 40-48). Земной, тленный Иерусалим отличается от Иерусалима нетленного и в Талмуде (В Таанит, 5а; Бава-Батра, 75Ь). . Отк 16:21. . Исх 8:28-32; 9:27-35 и др. . При 27:21; Зах 13:9; Мал 3:3; 1 Пет 1:7; Отк 3:8. . Отк 20:7. . См. примеч. 2 на с. 139. . Мф 22:13. . То есть автор Откровения, которого Андрей считает также автором четвертого Евангелия. . См. примеч. 2 на с. 546. . Идея посрамления, осуждения и даже заточения Сатаны в результате деятельности Христа (главным образом в результате Его победы над смертью-адом) имеет своим основанием некоторые новозаветные изречения (Лк 10:18; Ин 16:11 и др.), но развилась в Церкви позднее. Решающую роль тут сыграло сказание о нисхождении Христа в ад, попавшее в апокрифическое «Евангелие от Никодима» (IV в.). По этому сказанию, после погребения и перед своим воскресением Христос спустился в ад, освободил патриархов, а также поразил и сковал там Сатану, власть которого была «разрушена Древом Креста» (гл. 17-26). . Лк 8:31-32. . Ос 10:11: «Ефрем – обученная телица». . Ипполит Римский. Толкование на Евангелие и Откровение Иоанна Богослова. . Имеются в виду семь дней творения (Быт 2:2). . Впервые о семи главных ангелах упоминается во второканонической Книге Товита (12:15). В славянской Книге Еноха говорится о семи четах ангелов, особенно приближенных к Богу (2 Ен 8:1). Ныне в Православной Церкви архангелами считаются Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. . Лк 20:36 . 1 Фес 4:17. . Ин 4:34. . Такое рассуждение появилось у Андрея из-за упоминаемого далее вторичного осуждения «зверя» и «лжепророка», которое произойдёт после тысячелетнего царства Христа (Отк 20:10).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

е. один соделало предварительными образами других. Достоинство сего признака, как верного указателя прообразований, доказывается ещё а) тем, что Писание, сравнивая ветхозаветные лица и события с новозаветными, иногда и прямо замечает, что первые служили образами последних, напр., ( Рим.5:12 и далее). Адам, в качестве главы рода человеческого, сравнивается с Иисусом Христом, и тут же замечается, что он был образом будущего ( Рим.5:14 ); б) употреблением того же оборота речи в описании символических действий пророков, которые несомненно имели отношение к тем событиям или действиям, с которыми сравниваются, (например, Ис.20:3–4 ): якоже ходил раб Мой Исаия наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном: яко такожде отведет царь ассирийск плен египетский и ефиопский, юноши и старцы, наги и боси, откроесны в стыдение Египту. 2) Что говорится в Ветхом Завете об известном лице; или вещи, то в Новом Завете относится к другому лицу или к другой вещи. Это, опять, не иначе может быть объяснено, как тем, что ветхозаветный предмет служил прообразованием новозаветного; почему и то, что в Ветхом Завете говорится непосредственно о первом, посредственно, или в смысле таинственном, может также относиться и к последнему, как предначертанному в первом. Когда напр. у Пророка Осип говорится ближайшим образом об Израиле: понеже младенец Израиль, и Аз возлюбих его, и из Египта воззвах сына Моего ( Ос.11:1 ), а Евангелист Матфей (Мф:2:15) относит сии слова к Иисусу Христу: то необходимо допустить, что Дух Божий, по внушении Которого говорили Пророки и Евангелисты, заключил в сем изречении два смысла – буквальный, в котором оно относится к Израилю, наречённому от Бога сыном Его первенцем ( Исх.4:22 ), и таинственный прообразовательный, в котором оно в Евангелии и приводится о Христе. См. также ( Пс. 8:5–7 . Сл. Евр.2:6–9 ). 3) Имя какого-нибудь исторического лица или какой-либо вещи Ветхого Завета усвояется Писанием лицу или вещи Нового Завета, имеющим между тем свои особенные имена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

In Os. 1. 2, 4). Свт. Кирилл Александрийский, очевидно, был знаком с аргументацией Феодора и, несмотря на приверженность аллегорической экзегезе, утверждал, что «никакие доводы не убедят нас признавать неприличным самое событие и по примеру некоторых думать, что ничего такого и не было на самом деле». При этом он подверг критике мнение «небезызвестного мужа», рассматривавшего этот поступок О. исключительно как аллегорическое иносказание, согласно к-рому пророк служит образом высшего и небесного, а Гомер - возлюбившей постыдную жизнь души. Под анонимными оппонентами, отрицающими историчность необычного события, могут подразумеваться Ориген и Евсевий Кесарийский (см.: Cyril of Alexandria. Comment. on XII Prophets/Transl. R. C. Hill. Wash., 2007. Vol. 1. P. 5, 40). В полемике с ними свт. Кирилл приводит многочисленные свидетельства из Свящ. Писания о необходимости исполнения избранными мужами повелений от Господа (Исх 4. 11-14; Иер 1. 6-7; 3 Цар 20. 35-38, 42; Деян 10. 13-15). В качестве важного аргумента он привел свидетельство о том, что Сам Господь возлежал с мытарями и грешниками по Своему безмерному человеколюбию (Мф 9. 11-12), и описал примеры неформальных поступков богоизбранных людей, противоречивших на первый взгляд постановлениям закона (Рим 9. 3; 1 Кор 9. 20-22; Флп 2. 6-8). Поскольку Божественное Слово вступает с нами в общение, хотя мы еще нечисты и осквернены грехами, то и историю о браке пророка не следует считать неприличной. Поступив так, О. спас Гомер, к-рая оскорбляла своим поведением свою же природу; вступив в брак с О., она прилепилась к одному мужу и стала почтенной матерью детей. Историчность этого события не исключает ее таинственную образность, но, наоборот, действенно ее являет ( Суг. Alex. In Os. 1. 2-3). По мнению свт. Кирилла, в словах Ос 3. 1 о любви к «женщине, любящей злое» сокрыта полная тайна, указывающая на то, что Бог «по свойственной Ему благости любит даже и тех, которые не хотят Ему повиноваться» ( Суг. Alex. In Os. 3. 1-2). Позиция др.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Закон Моисеев предписывал не покаяние в грехах, но отмщение грешнику, так что убийство, нарушение субботы, прелюбодеяние и другие тяжкие преступления искупались лишь смертью, а всякий телесный вред — равным возмездием: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх. 21:23–25). То, что преступник может покаяться и исправиться, даже не принималось в расчет. Но уже и тогда Бог устами пророков говорил о прощении грехов через покаяние. Так, у пророка Исаии читаем: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1:16, 18). И в Книге Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11). И в Книге Осии: Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего! Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14:2–3). О прощении через покаяние много говорится и в Псалмах царя и пророка Давида. В Новом Завете Бог, желая приготовить мир к Своему пришествию во плоти, послал и нового проповедника покаяния — святого Иоанна Крестителя. Покайтесь, — призывал Иоанн иудеев, — ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:2, 8). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Мытарям (сборщикам налогов) он говорил: ничего не требуйте более определенного вам, а воинам — никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:11, 13–14). Господь же Иисус Христос, раскрыв ограниченность и несовершенство закона, показал, что покаяние — путь к Царству Небесному: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15); Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16:16). Поэтому и великий апостол Павел сказал, что конец закона — Христос (Рим. 10:4) и что уверовавшему в Него прощено все, чего не мог простить закон Моисеев (см.: Деян. 13:38–39).

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010