11 Дом Духа Божественна мене сотвори – соделай (и) меня домом Духа Божия. Ср. 1 Кор. 3, 16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1 Кор. 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога? 12 Врача – Христа – Врача душ. См. Мк. 2, 16–17: Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. См. также Мф. 9, 11–12; Лк. 5, 30–31. 13 Волнующася – колеблемого (сотрясаемого). 14 Вечнующаго – вечного. 15 Червия же злаго, и тартара – от злого (адского) червя (змия), и от бездны ада. См. Мк. 9, 43–48. 16 Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника – не допусти, чтобы я, виновный во многих грехах, стал радостью бесам. 17 Обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении – ослабевшего и одряхлевшего от бесчувственных грехов (т. е. от грехов неощущаемых, к которым я уже потерял чувствительность), о, Пренепорочная. 18 Странна муки всякия покажи мя – отдали (отстрани) меня от всех мучений. 19 Умоли – ...о моем спасении. 20 Небесная ми улучити веселия со всеми святыми сподоби – сподоби меня достичь небесного веселия со всеми святыми. 21 Непотребнаго – негодного, бесполезного. 22 Струю давай мне слезам – даруй мне потоки слез. 23 Благоутробному – милосердному, сострадательному. 24 Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори – находящаяся превыше Ангелов, возвысь (вознеси) меня над страстями, сотвори меня выше смешения, слияния со всем мирским (со страстями), букв. возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего. 25 Сене небесная – Сень (Палата), вмещающая Бога, живущего на небесах. 26 Духовную благодать во мне направи – устрой, управь действие во мне духовной благодати. 27 Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве). 28 Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Поэтому врата, ведущие в царство небесное, Господь и назвал узкими и тесными, т.е. полными стеснений ( Мф.7:14 ). Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота и скорбь, но скорбь из-за веры в Бога» (Феофил.). – При сем апостолы рукоположили пресвитеров к каждой церкви, – предстоятелей и руководителей каждой общины, чем давалась и внешняя прочная организация общинам, – и совершителей тайн (см. прим. к Деян.11:30 ). – Рукоположив: возложив руки и тем посвятив на особое служение в церкви. Подобным рукоположением апостолы посвятили диаконов (см. прим. к Деян.6:2–6 ), здесь – пресвитеров, предстоятелей каждой частной церкви, даже может быть не по одному в каждой общине, как указывает выражение дееписателя. При прощании с каждой отдельной общиной апостолы возносили молитвы Богу с постом, как делали при всяких важных случаях ( Деян.13:3 и др.) и предали их, т.е. новообращенных христиан вместе с новопоставленными им предстоятелями, Господу, милости и покровительству и благоволению Господа Иисуса Христа, в которого они недавно уверовали. 24. Потом, прошедши чрез Писидию, пришли в Памфилию. 25. И проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26. А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. 27. Прибыв туда и собрав церковь , они рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам. 28. И пребывали там не малое время с учениками. Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию – первый город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии (см. Деян.13:13 и прим.). – Проповедав здесь снова слово Господне, они сошли в Атталию – приморский город в Памфилии же, к юго-востоку от Пергии, при впадении в море Катаракта; город построен был Атталом Филадельфом, царем пергамским, и от него получил свое название. Из этого приморского города они отплыли через Селевкию в Антиохию сирскую, из которой вышли на дело проповеди язычникам, при содействии благодати Божией ( Деян.13:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Под безымянным учеником, неоднократно упоминаемым в Евангелии от Иоанна (Ин 1. 35-40; 13. 23; 18. 15; 19. 26-27, 35; 20. 2; 21. 7, 20-21, 24), следует понимать самого евангелиста. О том, что «другой ученик», он же «ученик, которого любил Иисус», есть не кто иной, как сам Иоанн, свидетельствуют как внутренние данные 4-го Евангелия, так и многовековая церковная традиция, и совр. наука не нашла убедительных доводов, чтобы опровергнуть эту атрибуцию (об этом см.: Иларион (Алфеев). 2016. С. 166-189). Свт. Иоанн Златоуст видит в «другом ученике» того недостающего свидетеля, с чьих слов история отречения П. стала известной ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 83. 2//PG. 59. Col. 449). Ап. Матфей сообщает: «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф 26. 69-75). Первое отречение, согласно Матфею, происходит во дворе первосвященника, куда П. пришел и, «войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец» (Мф 26. 58). Т. о., он находился внутри дворцового комплекса, но вне помещения, где происходил суд над Иисусом. Второе отречение происходит на выходе за ворота. При описании 3-го отречения упоминаются «стоявшие там»: это означает, что если П. отошел, то недалеко. В рассказе ап. Марка события описываются в той же последовательности, однако упоминаются 2 двора, но только одна служанка. В 1-й раз она обращается к П., во 2-й - к находившимся рядом (Мк 14. 66-72). О том, что П. «сидел со служителями, и грелся у огня», ап. Матфей упоминал ранее (Мф 14. 54). Ап. Марк говорит, что это происходило «на дворе внизу»,- выражение может указывать на то, что заседание синедриона проходило на одном из верхних этажей здания, а П. был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. П. узнали по галилейскому акценту: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие повествования Марка от версии Матфея заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следов., между 1-м и 2-м отречениями проходит некоторое время.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:9–10). Взятая книжниками и фарисеями в прелюбодеянии и прощенная Христом грешница будет всегда громко обличать современных фарисеев–сектантов, считающих лишь себя святыми и с презрением, а не сожалением, относящихся к согрешающим людям ( Иоан. 8:3–11 ). 2) Церковь называется «святою», во–первых, потому, что имеет святую главу – Христа ( Евр. 7:26 ), освящающего все члены тела Своего ( Евр. 2:11 ), то есть Своей Церкви, кроме, конечно, отделившихся от нее. Нужно помнить, что в новозаветном св. Писании слово «святой» вовсе не значит «безгрешный», а значит: «избранный» и «освященный во Христе Иисусе», то есть получивший благодать Божию в святых таинствах Церкви и прежде всего в св. Крещении ( Ефес. 5:25–26 ). Вот почему Коринфяне, у которых, как мы уже видели, было так много грешников, все же называются «святыми» ( 1Кор. 1:2 ), ибо они были христиане, получившие освящающую благодать Св. Духа в св. Крещении и других св. таинствах. Во–вторых, Церковь называется «святою» именно потому, что, будучи освящена «единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10,14 ), она всегда освящается благодатью Св. Духа и ей очищает согрешающих членов своих от грехов, совершаемых и после крещения, подавая ее в святых таинствах, именно: в Покаянии: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан. 1:9 ). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Иоан. 20:22–23 ). (См. Деян. 19:18 ); в Причащении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Иоан. 6:54 ). «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26:27); в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего: и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах. Нераскаянные же грешники, участвующее недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» ( 2Пет. 2:3,9 ). «Кто ест и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:29–30 ). В–третьих, Церковь называется «свято» потому, что ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Феодорит 1859, с. 650. PG 81, 1161С. Господь именует Себя Пастырем и в других местах : Мф. 25, 31 — 33, Мф.26, 31; Мк. 14, 27. Так же апостол Павел называет Христа Пастырем овец (Евр. 13, 20). Впрочем, Зоровавель не был единоличным правителем. Он делил власть в народе с первосвященником Иоседеком, сыном Иисуса и с советом старейшин. Впоследствии вождями репатриантов были священник Ездра и вельможа Неемия. Сравни: притча о Добром Пастыре ( Ин. 10, 1 — 16) PG 81, 1157C; Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 25). См., например: Ибо думаю, что нынешние страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас…. Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 17 — 24); Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3, 2). См.: 1Кор., 13, 12; Мф. 5, 8; 13, 43; 25, 34.46; Рим. 8, 17; Откр. 3, 21; 7, 16; 2Тим. 2, 11 — 12.Сравни: Феодорит Кирский, блж. Сокращенное изложение божественных догматов//Творения. Ч. 6. М., 1859, с. 74 — 75. PG 83, 520C — 521C. Блж. Феодоритом приводит слова апостола Павла в сокращении, что, впрочем, не изменяет их смысл. Сравни: Σκινγρχων νμοςτνμελλντωνγαθν οκ ατν εκνατν πραγμτων . Théod.deCyr. SC 315: 19, 21 — 29. То же самое он пишет в толковании на послание ап. Павла к Евреям: Вещами называет апостол будущую жизнь, а образом вещей — евангельское житие; сению же образа вещей — Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть (Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Евреям//Творения. М., 2003, с. 549. PG 82, 746D — 748А). Максим Исповедник, прп. Схолии к сочинению св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» 3, 1. Цит. по: Иоанн Зизиулас, митр. Пергамский. Евхаристия и Царство Божие//Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009, с. 213.

http://bogoslov.ru/article/2293803

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

6) Называется Церковь Христова виноградом, как поет пророк: Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его (Пс. 79:9 см. еще: Иер. 2:21; 12:10; Мф. 20:1-16; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-18). Лоза в винограде этом – Христос, Сын Божий, Виноградарь – Бог и Отец Господа Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин. 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви – верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод. 7) Именуется Церковь Христова горой Господней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: Будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий наверху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3 см. еще: Пс. 14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее). 8) Уподобляется Церковь Христова кораблю, который по морю мира сего плавает и стремится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий этого спасительного корабля – Сам Христос, Сын Божий, ветрам и морю повелевающий (Мф. 8:26-27). Этот великий и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли, так и ныне от потопа греховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и уподобления святой Церкви, но это оставляю читающим со вниманием Святое Писание. А приведенных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Выслушай слова пророка Давида: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), они погибнут, а Ты пребудешь ( Пс.101:27 ). Но скажет кто-либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Это видно из последующего: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся ( Пс.101:27 ). Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу ( Ис.57:1 ), – между тем как он ожидает воскресения, – так равно ожидаем некоторого воскресения и небу. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь ( Деян.2:20 ). Да вразумятся этим обратившиеся из манихеев и не боготворят более светил; и это, имеющее помрачиться, солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова Господа: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мк.13:31 ). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки. 4 . Итак, прейдет видимое и придет ожидаемое лучше его. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ). И не дерзай назначать времени, когда это случится; впрочем, и не засыпай от беспечности: бодрствуйте, говорит Христос, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Так как надлежало нам знать признаки окончания мира и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончина века? ( Мф.24:3 ). Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана преобразуется в ангела светла (см. 2Кор.11:14 ); для этого предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному». Он, отверзши Божественные и святые уста Свои, говорит: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас ( Мф.24:4 ). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Утешение – одно из любимых слов пророка Исаии. Недаром Иисус в синагоге читает слова мессианского пророчества именно из его книги: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествоватъ нищим, послан. Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и, узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и, день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» ( Лк.4:17–19 – Ис.61:1–2 ). Очень важно, что Святого Духа, которого Сын Божий обещает послать всем верующим во имя Его, Он неизменно называет в Евангелии Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и, напомнит вам все, что Я говорил, вам» ( Ин.14:26 ; см. также Ин.14:15–17, 15:26–27 и 16:7–11). Итак, можно сказать, что суть любого пророчества – обличение и утешение, и одно без другого не бывает. Как от одного обличения человек может впасть в уныние, не выдержав его тяжести, так и от одного утешения можно впасть в нетрезвенность, принять желаемое за реальность. Заметим, что проповедь последнего пророка Ветхого Завета, о котором Сам Иисус свидетельствовал, что «из рожденных женами, не восставай больший, Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ), была, в передаче евангелиста Матфея, очень краткой: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). «Покайтесь» – это, конечно, обличение. Матфей не уточняет, в чем призывал покаяться Предтеча; к тому времени об этом уже столько было сказано и написано, что достаточно было только одного слова для обозначения покаяния. «Приблизилось Царство Небесное» – это утешение, ибо оно уже действительно близко, рядом. Пророк это знает, хотя еще не засвидетельствовал, через Кого оно приблизилось, и это знание – великая для него радость и утешение. Само возвещение близости Царства Небесного, означающее близость Мессии, – такое утешение, больше которого и быть не может во всем Ветхом Завете. Но в Новом Завете, с воплощением, смертью и воскресением Сына Божьего, появляется большее утешение. Царство небесное не просто теперь «близко», оно «внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010