1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

Апокалиптическое значение этого образа в том, что провидец через отверстую дверь на небе (Откр 4:1) узнаёт вечную истину, и в том, что дверь — путь, которым приходит на землю эсхатологическое спасение. В Евангелии от Иоанна Слово предстаёт миру одновременно и как истина, и как спасение. В третьих, синоптические Евангелия часто говорят о вхождении в Царство (Мф 7:13–14=Лк 13:24; Лк 13:25; Мф 25:10; Мф 7:7=Лк 11:9; Мк 9:43,45,47=Мф 18:8–9), и то, что у синоптиков называется Царством, у Иоанна предстаёт в самой Личности Иисуса Христа. В-четвёртых, о двери говорят и раннехристианские источники: святитель Игнатий Антиохийский в послании к филадельфийцам (9:1) называет Христа дверью Отчей, хотя зависимость этого выражения непосредственно от текста Ин сомнительна. Как везде в четвёртом Евангелии, тут подчёркнута исключительность возвещаемой истины: как есть только один вход в овечий двор, так есть один источник познания и жизни и один путь в Небо. Кто войдет Мною — нет другого входа в мессианскую общину и нет другого спасителя, кроме Иисуса. Тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет — верующий вначале обретает спасение, затем свободу (и войдет, и выйдет, ср. 8:32,36) и пажить, то есть те источники вечной жизни, о которых говорится в следующем стихе и говорилось уже в гл. 4 (вода живая) и в гл. 6 (хлеб жизни). Ст. 10 Вор — тот, кто входит, не имея для этого полномочий и, конечно, не с добрыми намерениями. Убить — глагол qЪein выбран, может быть, потому, что он имеет ещё значение ‘резать (скот)’. Погубить — глагол ‘губить’, частый у Иоанна, выражает именно то, чего Христос не делает и от чего хранит Своих людей, см. 3:16; 6:39; 10:28; 17:12; 18:9. Я пришел для того, чтобы имели жизнь — о том, что явление в мире вечной жизни есть цель служения Иисуса, в четвёртом Евангелии говорится неоднократно, см. 3:16; 20:31. Ст. 11 Я есмь пастырь добрый — о выражениях, содержащих Я есмь ( ™gu e„mi), см. комментарий к 6:35 3 .У язычников некоторые боги и герои — такие, как Анубис, Аттис, Мардук, Заратустра, Агамемнон, — именовались пастырями; “стадом” называл своих учеников Аполлоний Тианский.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

34. Подтверждая Моисееву заповедь «не прелюбодействуй», т. е. не нарушай верности брака, Христос требует чистоты самих помышлений и чувств (Мф. 5.28). Брак рассматривается Им не просто как гражданский акт или. союз, а как священное единение двух, которое благословил Бог (Мк. 10.8; см. Быт. 2.24; Еф. 5.31). Именно это единство мужчины и женщины — главная цель брака, а не деторождение, которое есть и у животных (к тому же брак может быть и бездетным). Из высокого значения любви и брака вытекает и евангельское осуждение развода (Мф. 19.1–3). Примечание: 1) Апостол Павел называет мужа «главой жены» (Еф. 5.23), но чтобы слова его не истолковали как освящение семейного деспотизма, он тут же поясняет, что муж должен относиться к жене с жертвенной любовью (Еф. 5.25). «Главенство» же мужчины выражается в его инициативе, взятии на себя ответственности и создании опоры для семьи. 2) Благословляя брак, христианство в то же время высоко ценит и безбрачие как жертву ради Царства Божия (Мф. 19.12). Оно есть дело личного призвания человека (1 Кор. 6.7). Церковь на своих соборах признала брак и девство «равночестными». 3) На основании Евангелия Церковь защищает неповторимость брака. До Х в. разводы и вторые браки заключались государством. Но с Х века на церковные власти была возложена юридическая функция в брачных делах. В результате православная церковь допустила (с большими ограничениями) развод и второбрачие, а римская — продолжает отстаивать неповторимость брака. 4) Церковь допускает брак между верующим и неверующим (1 Кор. 7.12–16). Однако идеал брака предполагает полное единение супругов во всем. 35. Запрет клятвы (Мф. 5.34–37) тесно связан с заповедью о правдивости (Мф. 5.6–10; ср. Кол. 3.9). «Отцом лжи» именуется сатана (Ин. 8.44). Примечание: Внутренняя правда отличается от правды формальной. (Иуда, например, указав врагам Иисуса место, где Он находился, формально говорил правду). 36. Христос недвусмысленно говорит об осуждении как о грехе (Мф. 7.15), что, впрочем, не означает, что моральный компромисс есть благо. Различие здесь в направленности воли. Следует «ненавидеть грех, но любить грешника».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Согласно последней, «совершенные» должны быть подобны ангелам, которые не одевают нагих, не питают голодных и не заботятся о своих братьях: Liber Graduum, col. 751. 357 I/14 (55)=B18 (148—149). 358 Мф. 5:7. 359 B65 (456—457). Текст отсутствует в греческом и русском переводах. 360 I/41 (173)=B65 (455). 361 Этот термин заимствован Исааком у Макария Египетского, Иоанна Апамейского и других сирийских писателей. См. Brock. Note 1 to II/10,34. 362 II10,33—34. 363 I/10,35. 364 II/10,35. 365 Мы будем подробно рассматривать тему мистического «опьянения» в главе VII. 366 П/10,36. 367 Ср. Рим. 12:15. 368 Букв. «из–за чрева». 369 Последние три фразы отсутствуют в греческом и русском переводах. 370 I/89 (424)=B50 (349—350). 371 I/14 (59)=B18 (154). 372 II/1,19. 373 I/89 (424)=B50 (350). 374 Букв.: «Сначала будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию». 375 I/41 (171—172)=B65 (450—452). 376 I/14 (59)=B18 (154). 377 I/91 (434)=B57 (403—404). Речь идет о философе Секунде (II в.). 378 I/42 (178—180)=B66 (468—470). 379 I/42 (180)=B66 (470). 380 I/85 (412)=B46 (334). 381 1 Пет. 3:4. 382 Письмо 2 (сир. версия). 383 В греческом тексте: «свободного образа жизни». 384 I/21 (92—94)=B35 (243—247). 385 Ср. 1 Кор.9:24—25. 386 II/10,40. 387 I/14 (59)=B18 (154). 388 I/2 (10)=B2 (12). 389 Достаточно вспомнить «Толкование Блаженств» св. Григория Нисского и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского. 390 Сир. «что нет конца ее прозрениям». 391 I/21 (81)=B35 (225). 392 I/21 (87)=B35 (235). 393 I/36 (156)=B60 (424—425). 394 I/63 (340)=B11 (119). 395 I/21 (91)=B35 (242). 396 I/35 (152)=B59 (418). 397 Ср. Рим.8:17. 398 I/74 (371)=B35 (222). 399 I/41 (174)=B65 (459—460). 400 II/31,1. 401 Ср. Мф.4:1—2. 402 I/21 (89—90)=B35 (238—240). 403 I/56 (276)=B4 (40—41). 404 II/24,3. 405 Букв. «детскому и иудейскому». 406 Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. 407 II24Д—5. 408 По этому учению, «деятельность» есть собственно исполнение заповедей Христовых, «естественное любомудрие» — созерцание тварного бытия и проникновение в сокровенный смысл тварных существ (познание «логосов тварных вещей»), а «богословие» есть созерцание света Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

34–36. Эти два стиха сложным образом связаны с различными отрывками Мф и Лк, ср. Лк 12:35–38; Мф 24:42–44=Лк 12:39–40; Мф 24:45–51=Лк 12:42–46; Мф 25:14–30=Лк 19:12–27 и представляет собой “гомилетическое эхо нескольких притч” (Тейлор). Четыре стражи, перечисленные в ст. 35, отражают римский обычай деления ночного времени. 37. Заповедь бодрствования обращена не только к четырем Апостолам, но и к остальным из Двенадцати, к читателям Мк в Римской Церкви и ко всей Церкви на протяжении последних времен. 74. Заговор первосвященников и книжников (14:1–2) (Мф 26:1–5; Лк 22:1–2) Общепризнанно, что повествование о Страстях сложилось в своей целости на самом раннем этапе устного предания. Апостол Марк опирался, скорее всего, на тот вариант этого предания, который бытовал в Римской Церкви (можно предполагать, что к нему непосредственно восходит по крайней мере 14:1–2,10–11,17–21,26–31,43–46,53a; 15:1,3–5,15,21–24,26,29–30,34–37,39,42–46), дополняя его воспоминаниями апостола Петра и, возможно, других очевидцев. 1. πσχα ‘Пасха’, из арам. pîs’, что в евангельские времена должно было произноситься как pas’ — слово, часто используемое в переводе Семидесяти наряду с φασεκ и φασεχ, которые ближе к евр. форме pesa. Здесь и в ст. 12 (второе употребление), 14 и 16 это слово обозначает праздничную трапезу. Первое употребление этого слова в ст. 12 обозначает пасхального агнца, а в Лк 22:1 — праздник в целом. Трапеза происходила между заходом солнца и полуночью 15 нисана (у евреев день начинается с вечера, см. Быт 1:5). τ ζυμα ‘опресноков’. Праздник опресноков (евр. maô t) продолжался с 15 по 21 нисана. См. Исх 12:15–20; 23:15; 34:18; Втор 16:1–8. Поскольку день 14 нисана, в который закалывались жертвенные агнцы, иногда назывался первым днем праздника опресноков, не ясно, от какой даты следует отсчитывать два дня; скорее всего имеется в виду все же 15-е и, следовательно, действие происходит 13 нисана. 2. Если ν τ ορτ ‘в праздник’ означает просто ‘во время праздника’, то можно предположить, что план схватить Иисуса после праздника был изменен в результате предательского предложения Иуды. Однако лучше, как предлагает Иеремиас 49 , переводить ν τ ορτ как ‘в присутствии толпы, собравшейся на праздник’, ср. Ин 2:23; 7:11 и также Лк 22:6 τερ χλου ‘не при народе’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

25 Они «безучастны» по отношению к действию образа, и могут быть обращены лицами друг к другу, т.е. лик одного из них повернут  от  Христа. Зачастую они композиционно выделены: возможно,изображение их изолированно в верхнем углу образа (фреска церкви св. Варвары, Соганлы, Каппадокия, рельеф Миланского диптиха, мозаика церкви Санта Мария Ассунта, Торчелло и др.)  26 Для истинного суда и свидетельства Библия не раз признает необходимым показания двух человек. См.: Вт. 17.6; Ис. Нав. 2:1, 2 ; Ис.8:2 , Мф.18:16 . В Новом Завете это тот минимум, который признан необходимым для существования церкви: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ), ср. также: Мф. 18: 19 . 27   Kartsonis , А. Ibidem. Р. 232–233. 28 Напр., икона XV в., Псковский историко-художественный музей-заповедник (инв. 2731), икона XVI в. из г. Острова, Государственный Русский музей (инв. ДРЖ 3140). 29 О вариантах цветовой гаммы одежд Христа, см.:  Овчинников А.Н.  Ук. соч. Прим. 32; о вариантах формы и цвета мандорлы см:  Там же . Прим. 18. 30 Варианты по классификации А. Картсонис: идет ли Христос к Адаму или от него и др.  31 На Новгородской иконе XIII (?) в., хранящейся в Виченце (Италия) Ева не изображена. Это можно назвать единичным случаем, кроме фрески в подземной церкви Сан-Клементе, в которой вполне вероятно предположить сюжет «Сошествие во ад», а не «Анастасис». 32 Т.е. жив ли в этот момент Христос. Я приношу извинение за эти слова, которые могут показаться верующим звучащими оскорбительно, но приходится произнести их, так как по крайней мере более двух веков подразумевается, что на этой иконе Христос изображен в тот момент, когда Он еще мертв. 33 Термин «топос» означает  место  события. 34 См.:  Овчинников А.Н . Ук. соч.;  Шалина И.А . Псковские иконы «Сошествие во ад»: О литургической интерпретации иконографических особенностей.//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230–270. 35 Здесь и далее выделение наше —  С.И. 36   Мансветов К . Иконы Господских праздников, или О том, как надобно писать образ Великих праздников церковных, относящихся к жизни воплотившегося Сына Божия. СПб., 1855. С. 52.

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

17. «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» – Здесь и ниже голос Карсавина обретает интонации Книги Иова. 18. Плирома, плерома (греч. «pleroma») – полнота. 19. Неточно цитируется стихотворение Ф. И. Тютчева «Не верь, не верь, поэту, дева…» (1839). 20. Страшно впасть… – Евр. 10, 31. 21. …предан будет смерти. – Исх. 19. 22. …не будет зримо. – Исх. 33, 23. 23. …а не мертвых. – Мф. 22, 32. 24. Балет конца XVIII b. «Тщетная предосторожность» (композитор П. Л. Гертель) был известен в постановке М. И. Петипа и Л. И. Иванова (Мариинский театр в С. -Петербурге, 1885 и 1894). 25. …чтобы мыслить и страдать. – См. прим. 1. 26. …чтобы уничтожить Смерть. – Намек на фёдоровское учение о «научном воскрешении» всех почивших поколений. 27. …человекоубийца искони. – Ин. 8, 44. 28. «как бы» – В Св. Писании: «вы будете как боги». Быт. 3, 5. 29. logique du coeur – логика сердца (франц.). 30. …и альфою, и омегою. – Ап. 1, 8. 31. …за Вами волочился. – Аллюзия на стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» (1829). 32. Тартарен из Тараскона – герой одноименного романа (1872) А. Доде. 33. …я человек грешный». – Лк. 5, 8. 34. …ибо они утешатся». – Мф. 5, 4. 35. …не может спасти». – Мф. 27, 42. 36. «Добро пожаловать, сестра моя!» – Цитируется предсмертная реплика основателя монашеского Ордена святого Франциска Ассизского (1181/1182–1226), особо почитаемого в России. Упомянут он и в трактате Карсавина «О бессмертии души» (Абезь, 1951). Св. Франциск – главный герой обеих книг Карсавина о средневековой Италии. См.: о. Августин, архим. Франциск Ассизский в русской культуре//Христианство и русская литература. СПб., 2002. Вып. 4. С. 497–534; Самарина М. С. Франциск Ассизский и литература Серебряного века//Итальянский сборник: От древности до XXI века. СПб., 2003. С. 28–51; Исупов К. Г. Франциск из Ассизи в памяти русской литературно-философской культуры//Вопросы литературы. М., 2006. С. 60–88. 37. Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330–379) – классик патристики. 38. …приблизилось Царство Божие». – Мф. 3, 2.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

“Иссохшия смоковницы за неплодие, прещение убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость” (утреня Великого понедельника, стихира на стиховне 3, также на “Господи Воззвах” на вечерни в понедельник вечером). “От смоковницы о душе моя, научися кончины! Егда младо будет листвие, и прозябнет ветвие, жатвы час прочее, и ты егда сия увидиши, разумей, яко при дверех есть” (канон на повечерии в понедельник вечером, песнь 9, тропарь 2). Притча о бесплодной смоковнице близка к притче о талантах ( Мф. 25, 14-30 ), читаемой на Преждеосвященой литургии Великого вторника. Гимнография призывает нас не пренебрегать дарами, полученными от Христа через таинства Церкви и слышание Слова Божия, а приумножать их, чтобы наследовать Его Царствие: “Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши” (канон на повечерии в понедельник вечером, песнь 8, тропарь 2). “Час душе конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай окаянная бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова” (утреня Великого вторника, кондак). “Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего” (стихира на хвалитных Великого вторника, стихира на “Славу”. См. также 1ю стихиру на стиховне на утрене Великого вторника). Второе пришествие и Страшный Суд Евангельское чтение на Преждеосвященных литургиях Великого понедельника ( Мф.24:3-35 ) и Великого вторника ( Мф.24:36-26, 2 ) говорят о признаках конца времен, о Втором пришествии Христовом, о дне и часе, которого никто не знает ( Мф.24:36 ), и о Страшном Суде. Это чтение, упоминающееся уже в конце IV в. Эгерией, в ее описании богослужений Великого вторника в Иерусалиме, читавшуюся на Елеоне. Это место имело особый эсхатологический характер, поскольку оно почиталось как место Вознесения и место Второго пришествия ( Деян.1:11 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010