Ной называется «надеждой мира» ( Прем.14:6–7 ) и «остатком». «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением: посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом» ( Сир.44:16–18 , см. также Иез.14:22–23 ). О жизни Ноя после потопа Книга Бытия сообщает немногочисленные факты — он начинает возделывать землю и выращивать виноград. После потопа Ной прожил 350 лет и умер в возрасте 950 лет (см. Быт.9:28–29 ). Носить на руках НОСИТЬ НА РУКАХ кого Оберегать, заботиться, окружать вниманием и любовью; относиться к кому-либо как к высшей ценности. В тексте Б . это образное выражение раскрывает одну из сущностных сторон отношения Господа к человеку — Его любовь и заботу, сравнимые с отцовской и материнской: «…Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути…» ( Втор.1:31 ); «Ибо так говорит Господь: вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» ( Ис.66:12–13 ). Об одном из колен Израилевых Господь говорит: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» ( Ос.11:3 ). В хвалебном псалме Давида сказано об уповающих на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…» ( Пс.90:11–12 , ср. Мф.4:6 и  Лк.4:10–11 ). У пророка Исайи этот образ дополняет картину будущего, ожидающего израильский народ: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 ). Ныне отпущаеши НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Восклицание, выражающее радость, облегчение; произносится в связи с событиями, свидетельствующими о благих переменах (в общественной, семейной жизни), ожиданием которых человек жил долгое время, а также в обстоятельствах, когда наконец освобождаются от каких-либо обязательств, завершают трудное дело, выполняют долг перед кем-либо.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   Многопопечительность о делах мирских есть пагубное самообольщение. Слово Божие ходит за нами всюду и внушает одно: знай, что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар. 2:7). Боговдохновенный псалмопевец с печалью говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Куда ни посмотрите, человек при всех заботах ничего не может прибавить к своему счастью, ни одного часа к своему благоденствию вопреки судьбе, т. е. Божией воле (см. Мф. 6:27).    Божественный Учитель указывает на то, чего мы должны искать постоянно и усердно. «Ищите, — говорит Он, — прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Он хочет, чтобы мы искали и просили Его благ, хочет, чтобы мы стучались в двери Его милосердия и царствия. Если мы будем поступать так, Он нас напитает не только хлебом земным, но и небесным, напоит водой живой, облечет нас сокровищами Своей святости, Своей праведности, Своей славы.    Где и как надобно искать царствия Божия? «Царствие Божие внутри вас», — говорит Спаситель (Лк. 17:21). Здесь, внутри, в собственном сердце оно. Здесь, в сердце и совести сокрыто «сокровище, которое найдя, человек» больше ничего не желает, кроме Христа (см. Мф. 13:44). «Царство Божие, — учит св. Павел, — не пища, не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Будем искать духовной пищи, а Бог даст нам и телесную, облечет нас, наше тело не в серебро и драгоценные жемчуга, а в ризы оправдания и спасения. Тогда Он придет к нам. Он грядет к нам с Престола славы, чтобы обитель сотворить в нашем сердце. Он принял нашу плоть, и мы должны принять Его Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и сохранить навсегда. Тогда «все приложится нам».    Готовься, духовный Израиль, встретить Господа твоего! Господь приближается... Звезда над головой! Волхвы в пути! Приготовься к воспоминанию Рождества Христова; прочти со вниманием или прослушай повествование Евангелия о Рождении Спасителя и размысли обо всех обстоятельствах преславного события. И тогда твоя душа обратится в Вифлеемскую храмину! Ожидай гостей — Приснодеву Марию и Иосифа. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Все больные и увечные, которые ели эту еду, исцелились, остальные же пожалели о том, что отказались от еды. Говорят, что потом эта трапеза ниспосылалась ежедневно, а яств, которые на ней были, оказалось достаточно, чтобы их отведали около семи тысяч человек. Потом она стала ниспосылаться через день, а потом Аллах велел Исе раздавать эти яства только бедным, но не богатым, о чём многим людям было тяжело слышать. Среди лицемеров об этом пошли разговоры, и тогда трапеза перестала появляться, а люди, которые вели эти разговоры, были превращены в свиней» 262 . Комментируя в своих творениях чудесное умножение хлебов, святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы были ещё не совершенны в вере, так как относились к нему как простому мирянину, а не как к Богочеловеку: «Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда ещё не видели. Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том… По той же причине берёт и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо» 263 . Приступая же к разбору отличительных черт двух вероучений, прежде всего, важно заметить, что, согласно евангельскому повествованию, само чудо умножения хлебов было совершено дважды. В первом Христос насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек (См.: Мф. 14:13–21 ; Мк. 6:31–44 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–14 ), а во втором – семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи человек (См.: Мф. 15:32–38 ; Мк. 8:1–9 ). Также важно подчеркнуть, что эти два повествования из Евангелий различаются между собою и в деталях, и в обстановке их совершения. Однако по своему буквальному и символическому смыслу оба фрагмента идентичны. Рассмотрим один из отрывков Евангелия от Матфея, в котором видны основные отличия двух религий: И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Страстное стремление к власти, к преобладанию над братьями — искажает в человеке образ Божий: делает его поклонником Искусителя: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4 :6, 7). Христос же заповедал обратное: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними... но между вами да не будет так» (Мф. 20 :25, 26). Господствование Он заменяет служением, ради которого люди становятся «соучастниками в славе, которая должна открыться»(1Пет. 5 :1); «домогаться же славы не есть слава» (Притч. 25 :27). Апостолы до смерти Христа и воскресения Его, до вознесения и ниспослания Духа Святого не были свободны от идеи славы в земном царстве Христа (см.: Мф. 20 :21). Перед самым вознесением Христа они спрашивали Его: «...не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1 :6). Христово Царство — не от мира сего; оно гонимо от царства князя мира сего. Первое есть власть любви, сила смирения, влекущая красота святости и мудрости. А князь мира сего действует насильнически; он же и «отец лжи»: «Диавол... был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8 :44). Редкие достигают власти без насилия над слабыми и даже без человекоубийства, прямого или косвенного. Насилия сопровождаются оправданиями, преимущественно ложными. Последствием сего являются войны, гибель неисчислимых душ, разорения, бедствия, катастрофы, отчаяние жертв террора. Такова история падшего человечества. Каиновы потомки чрезвычайно умножились на Земле. Но велико и множество кротких сынов первой жертвы — Авеля (см.: Быт. 4 :8). Трагизм положения усугубляется тем, что, казалось бы, героические души борцов против одной формы гнета в случае победы и сами становятся на тот же путь насилия; и нет исхода из этого кошмара. Немного таких мест на Земле, где не стонали бы от тяжкого бремени побежденные, порабощенные; и стоны их восходят до неба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Данную ситуацию хорошо характеризуют слова Спасителя: « Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:21).  Христос получил плоть от своей Пречистой Матери, в которой в той или иной мере текла кровь всех предыдущих поколений. Таким образом, человеческая природа Христа объединила в себе воедино все человечество. И эта человеческая природа во Христе должна была найти в себе силы не склониться под власть сатаны, а полностью покорить себя Божественной воле Спасителя. Насколько напряженной была эта внутренняя борьба человека за свободу, нам говорит кровавый пот Иисуса Христа во время Его моления в Гефсиманском саду (см. Лк. 22;44). Но вот настало время самой Крестной смерти Спасителя. Сначала определим, кто приносится в Жертву. Однажды Иисус Христос, отвечая неверовавшим в него иудеям, сказал: «Когда вознесете Сына Человеческого , тогда узнаете, что это Я…» (Иоан. 8:28, см также Мф. 17;22, Мф. 20;18 и др.). Словами «Сын Человеческий» Спаситель определяет, что в Его лице в Жертву приносится благая, безгрешная часть всего человеческого рода. Прежде чем предать Себя в руки беззаконников, Спаситель обращается к ученикам: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30). Теперь скажем несколько слов о жертвователях. Вспомним слова Иисуса, обращенные к иудеям: « Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину… Вы делаете дела отца вашего Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего…» (Иоан. 8:40-44). Таким образом, Спаситель был принесен в жертву не просто служителями, а «сынами» дьявола. Наверное, стоит провести аналогию с жертвоприношением Каина и задаться вопросом, имели ли «дети» дьявола юридическое право распоряжаться «собственностью» своего отца? Подобно тому, как власть к Каину перешла в связи с тем, что этой власти был лишен его отец Адам ( смертию да умрешь), так и сатана был лишен власти на земле Боговоплощением и последующей проповедью Христовых учеников, о чем Спаситель свидетельствует словами: « Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук.

http://bogoslov.ru/article/5824367

Почитайте, как говорил об этом Давид: «согршилъ, и грхъ мой предо мною есть выну», – вот, он стоит предо мною всегда. Почему мы не говорим такие слова Давидовы? Для кого они написаны? Долбим каждый день 50-й псалом и грхъ мой предо мной есть выну. Почему оправдываемся пред Богом? Не нужно оправдываться. Праведный Судия Сам разберётся. Не нужны Ему ни адвокаты, ни обстоятельства описывать – ничего . Есть Судия. Следовательно, этот ответ не достоин человека: Голос Твой я услышал и убоялся, потому что я наг, – всесторонне: и внешне, и внутренне. И скрылся. Как будто можно скрыться от очей Божиих. Начинается Суд. Суд начинается с виновника, с диавола, которого Господь в Евангелии от Иоанна назовет отцом лжи (см. Ин. 8:44 ). Отцом лжи. Вот с этим отцом лжи ни в коем случае не нужно вступать ни в какую беседу. Он обладает способностью запутать любого человека. Не нужно вступать с ним в беседу – отойди от меня, сатана (см. Лк. 4:8 ). Вот что нужно ему говорить словами Господа. Не вступать в беседу. Он обязательно обольстит и прельстит человека. Читайте Клайва Льюиса «Письма Баламута». Вот на художественном уровне очень много найдёте там для себя полезного. Так вот, начинается Суд Божий и вот на эти слова я прошу обратить внимание. Смотрим текст. 14-й стих: «И сказал Господь змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей [а вот дальше запишите: Первоевангелие (это первая Благая Весть о Христе) и отметьте: 3-я глава, 15-й стих наизусть. И звучит это Первоевангелие таким образом]; вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно бу дет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Очень трудный текст для понимания. Это первое Мессианское пророчество о Христе. Прародители изгоняются из Рая вот с этим обетованием, и этой надеждой будет жить всё ветхозаветное человечество. Всё дальнейшее течение, вся дальнейшая История Священная работает на раскрытие вот этого пророчества. Вот оно в основе лежит всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А я, особенно в гневе, сколько раз поносил образ и подобие Божие, нанося оскорбительные слова, проклятия человеку. – О, Боже, прости меня грешного, осквернившего дар Твой – дар слова, и поносившего образ Твой и подобие Твое проклятиями и неприличными словами и названиями. Христианин не должен осуждать ближних своих, по заповеди Господней: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). А я осуждаю чужие слабости, несмотря на свои собственные (см.: Мф.7:2–5 ), забывая, что один Судия всех – Бог. – О, Боже, милостив буди мне грешному! Прости мое осуждение ближних; мое злоречие, и благослови меня любить всех по заповеди Твоей! Христианин соблюдает во всем меру; он всегда скромен и кроток. Превосходство своей личности прикрывает смирением. А я?.. – О, Боже, милостив буди мне грешному! Прости мои уклонения от благоразумия, правды и любви. Даруй мне, рабу Твоему, скромность, кротость, смирение и благовременную молчаливость! Христианин любит врагов своих; он никого не обижает, а причиненные ему обиды и оскорбления прощает, по заповеди Спасителя, Который заповедует всем нам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного (см.: Мф.5:44–45 ). А я оскорбляю и обижаю многих; ненавижу врагов своих и склонен вредить им... – О, Боже, помилуй меня грешного и помоги мне благодатию Твоею исполнять в жизни моей святые заповеди Твои! В страданиях, постигающих земные дни жизни нашей, будем всегда помнить пострадавшего за нас, распятого и воскресшего Христа Иисуса. И будем всегда молиться словами своего Спасителя и Господа: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ). Заповедь Господня гласит: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 ). А я, окаянный, сам со многими ссорясь, и других ссорю между собою. – О, Господи, помилуй меня грешного и укроти мой нрав, жестокий и злой! Христианин должен быть сострадательным, милостивым и добрым и все делать во имя Бога, Который есть Любовь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Иудеи, особенно начальники их, имели все средства знать, что Иисус есть их Мессия, но они не веровали в Него и были совсем ослеплены до такой степени, что действительно не думали, что они распинают Мессию своего. Вот почему Апостол Петр в речи своей к иудеям после уже говорил им прямо, что они и начальники их распяли Господа по неведению ( Деян.3:17 ), и Ап. Павел говорит, что если бы они знали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). Неведение не оправдывает их преступления, ибо они имели средства знать. И наказание за преступление они должны понести по неложному слову самого Господа. Но преступление так велико и наказание за него должно быть так страшно, что Господь молит Отца своего небесного простить им хотя часть этого преступления, иначе наказание их могло равняться совершенному их уничтожению. Какое величие души Господа, извиняющей перед Отцом своим небесным самых упорных врагов своих неведением!.. «И, конечно, грех этот простился бы им, если бы после этого они не остались в неверии» (Феофил.).– «Делили одежды»: см. прим. к Мф.27:35 . Лк.23:39–43 . «Один из повешенных злодеев» и пр.: только один ев. Лука подробно говорит о разбойниках, распятых с Христом, и говорит, по-видимому, несогласно с двумя первыми евангелистами, но только по-видимому; их краткие сказания об этом восполняются этим более пространным (см. прим. к Мф.27:44 ), из которого оказывается, что один из этих разбойников покаялся на кресте и явил удивительно высокий пример исповедания распятого Иисуса Мессией царем.– «Один злословил» и пр.: злословил теми же словами, какие слышал вокруг, произносимые на разные лады начальниками, подущенным ими народом и римскими солдатами. – «Спаси себя и нас»: т. е. избавь от креста и смерти позорной. – «Другой унимал его»: усовещивал, убеждал не говорить того, что он говорил. – «Осужден на то же»: на такую же мучительную смерть. Слова – «или ты не боишься Бога» – указывают в этом преступнике человека богобоязненного, а потому религиозного в строгом и чистом иудейском смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» ( Мф.27:34 ), – и опять тот же Давид говорит: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). В ребра пронзен был копьем ( Ин.19:34 ), – а Захария говорит: «Воззрят на Меня, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ; Ин.19:37 ). Густая тьма среди дня повсюду разлилась (см. Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ), – и опять тот же Захария говорит: «И день этот ведом Господу, и не день и не ночь, и к вечеру будет свет, и будет Господь царем над всей землею, и в тот день будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах.14:7–9 ). И Амос: «И будет в тот день, говорит Господь, зайдет солнце в полдень, и померкнет днем свет» ( Ам.8:9 ). И Иеремия: «3ашло солнце в полдень» ( Иер.15:9 ). Обрати в связи с этим внимание на трепет вызывающую совершенно чудесную вещь: луна была тогда четырнадцатого дня, диаметрально противоположная солнцу, ибо с момента обновления она минула солнце, а свет полностью исчез в полдень, и повсюду распространились такой мрак, такая тьма, что казалось, что наступила глубокая ночь. И вот что способно удивить еще больше: когда по причине естественного течения светил какая-то часть земли оказывается затемненной, все остальное пребывает освещенным; тогда же тьма разлилась повсюду. Происходит это обычно так: когда в восточной части небосклона сходятся светила, тогда для одних только тамошних стран исчезает солнечный свет, а западные остаются освещенными; если же это случается в западной части неба, то соотношение затемненного и освещенного оказывается обратным. А тогда, когда и весеннее равноденствие настало, и неподвижный полдень, луна четырнадцатого дня, наиновейшая, противоестественно закрыла солнце, – явление никогда не бывавшее и по естественным причинам невозможное никогда, – и чтобы произошла такая встреча светил, и чтобы такая тьма по всей земле разлилась. И не только это произошло, но и земля от самих корней отрывалась, и храмовая завеса разодралась (см. Мф.27:51–53 ), и все было исполнено смущения, и казалось, что наступает развязка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010