Бог Сам говорит, что как Он вывел Израиль из Египта, так же Он участвовал и в судьбе языческих народов и вывел Филистимлян из Кафтара и Арамеян из Кира ( Ам. 9:7 ). На некоторых язычников Бог, согласно Его Собственным словам, возложил спасительную миссию. Так, например, царю Киру он поручил вывести израильтян из Вавилонского плена (см.: Ис. 41:1-5; 45:1-6 ). Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека ( Быт. 14:18 ); Иофора ( Исх. 18:12 ); Неемана ( 4 Цар. 5:17 )… А вспомните святого праведного Иова, которому посвящена библейская книга. А ведь Иов, память которого отмечается в Православной Церкви 19 мая, – это язычник из земли Уц. Итак, Господь любит всех детей: и тех, кто в Его доме, и тех, кто, подобно блудному сыну, ушел от Отца. Но говорить мы будем сейчас о тех, кто все-таки живет в доме Отца. А это народ Божий, иудеи. Народ, не избранный из других, потому что не было готового народа, который бы Бог выбрал, а скорее и точнее созданный Богом. Господь повелел Аврааму идти в ту землю, которую Он ему укажет, и обещал произвести из Авраама великое потомство. Так зарождается великий народ Божий – иудейский, авторству которого принадлежит Ветхий Завет. Господь заботится о всех людях, но естественно, что особый Промысл и участие Господь предпринимает в судьбе иудейского народа, Своего народа. На страницах Ветхого Завета можно столкнуться с целой массой поразительных событий. Какие-то, очевидно, кажутся мифологическими, какие-то узнаются нами в явлениях природы – в таком случае возникает вопрос: в чем же чудо, если это обычное природное явление. Со всем этим сейчас разберемся. В Библейских чудесах можно выделить несколько категорий.   Чудо как поэтическое преувеличение Да, не забывайте, что библейские книги – это не репортажи и не новостные ленты; это сочинения, которые порой в мифологической, поэтической манере, принятой в то время для сочинений такого рода, сообщают нам о заботе и всемогуществе Господа! Может быть, самый известный момент – рассказ об остановке солнца. В книге Иисуса Навина мы читаем: Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?” (Ис. Нав. 10:12-13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Иоанном Златоустом см., напр.: Jurevi D. La parola di Dio nella vita dei popolo di Dio: Giovanni Crisostomo//La Parola di Dio nella vita spirituale/Atti dei Convegno ecumenico intemazionale di spiritualita ortodossa. Bose, 7–10 settembre 2011. [Bose, 2012]. P. 136–140. Pyc. текст см.: Юревич Д. , прот. Слово Божие в жизни народа Божия: свт. Иоанн Златоуст /Доклад на XIX Международной богословской конференции по православной духовности «Слово Божие в духовной жизни». Монастырь Бозе, Италия, 07–10.09.2011//Сайт Санкт-Петербургской православной духовной академии. URL: http://spbdais.ru/news/a-1325.html (дата обновления: 19.09.02011; дата обращения: 07.10.2013). 439 См.: Трубецкой С.Н. Мессианический идеал евреев в его отношении к учению о Логосе//Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. III (43). 5–6. С. 463. 442 «Через него [израильского царя] осуществляется на земле Божия правда и сила – сила и слава Израиля; он праведен, благочесгив и могущественен по своему сану и званию, по своему помазанию» (см.: Там же. С. 464–465). «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным» (там же. С. 93). Эта характеристика святителем Иоанном Златоустом знамения, вполне соответствует библейскому использованию термина , который стоит в еврейском тексте Ис. 7:14 . Буквально оно означает «знамя, флаг», а также – «знак» или «памятный знак» (12 камней, сложенные на память перехода через Иордан, Нав. 4:5–7 ). Это слово употребляется при заключении Господом завета с миром (после потопа), с потомством Авраама и народом Израилевым (радуга, как знак завета Господа с землей, Быт. 9:13 ; обрезание, как знак завета Господа с потомками Авраама, Быт. 17:11 ; суббота, как знак завета Господа с сынами Израилевыми, Исх. 31:17 ). Оно служит отличительным и непреходящим признаком завета с Господом. Но завет – это не только юридически понимаемый договор, это обещание взаимной верности между Господом и Его народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

91 Синаксарь 29. тоут, cp. 29. фаофи. 29. атир («благовещение, – рождество и–воскресение нашего Господа и Бога, нашего Спасителя и Царя, und Königs, Иисуса Христа»), 29. тиви и 29, мехир. 93 По Dillmann, Cat. codd. aeth. Mus. Brit., 48 49, cod. 44 и Zb: 12 атир (8 ноября) Михаил, архистратиг силы Господни, явился Иисусу Навину ( Нав. 5, 13– 15 ). 12 хиак (8 декабря) архангел Михаил угасил пламя в пещи вавилонской и спас трех отроков ( Дан. 3, 92 – 95 ). 12 тиви (7 января) он боролся с Иаковом ( Быт. 32, 24–30 ). 12 мехир (6 февраля) он послав на помощь Сампсону ( Суд. 14, 6. 19 ). 12 фаменот (8 марта) он послан к Валааму ( Числ. 22, 22–35 ). 12 фармути (7 апреля) он послан освободить Иеремию из темницы (Иерем. 39, 15–18). 12 пахон (7 мая) оп послал к пророку Аввакуму ( Дан. 14, 34–39 ). 12 епифи (6 июля) оп послан истребить войска Сеннахирима (4 Ц. 19, 35). 12 месори (5 августа) он явился царю Константину и даровал ему победу над врагами. 12 тоут (9 сентября) он возвестил пророку Исаии, что Езекия выздоровеет ( Ис. 20, 4–6 ). 12 фаофи (9 октября) он повелел Самуилу помавать Давида на царство (1 Ц. 16, 1). Чтение на 12 пауни (6 июня) повествует об установлении праздника архангелу. См. прим. 63. – О наименовании «человеколюбец» см. прим. 8. 94 Так, под 12 атир, читаем: Боголюбивый человек, именем Феодор (Zb: Дорофей), с женою своею Феопистою, несмотря на свою недостаточность, ежемесячно 12-го числа праздновал память великого ангела Михаила. Однажды, находясь в затруднительном положении и не имея средств справить этот праздник, эти благочестивые люди решились было продать свои одежды и справить праздник. Но ангел Господень явился Феодору, по-видимому вручил ему 9 динариев, указал, что ему следует купить к празднику, а одежды продавать не велел. Уже, по обычаю, приглашены были гости, как Феодор увидел, что в его кладовой стоит сосуды с вином и много других драгоценных вещей. А в желудке купленной к празднику рыбы оказалось «300 динариев и трижды три червонца». Явившийся Феодору и Феописте архангел сказал: «Я–Михаил архангел, я избавляю вас от бед, я приношу пред Господа ваши жертвы и ваши добрые дела. И вы не лишитесь благ и в этом мире; ибо Господь помянул ваши добрые дела и воздал вам сперва на этом свете, а на том свете вас ожидает царство небесное».–В эфиопском синаксаре (Zb) под 12 сане (пауни) читается сказание о том, как некий человек, покровительствуемый архангелом, унаследовал имущество злого богача. Видимо в этом же роде сказания помещаются и в так называемых «деяниях Михаила», Zb. 206–207 (cod. 139); WrEth. 146–150 (codd. 218–226).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Поэтому означает: труба, издающая громкий звук (Гезений), или – блестящая по внешнему своему виду (Вюнше). По свидетельству Бл. Иеронима, у евреев так называлась металлическая труба, имевшая вид рога и издававшая сильные звуки 209 . Что труба имела форму рога, это подтверждается тем, что в Библии она иногда называется , рог (напр., Нав.6:5 , ср. ст. 4, 6, 8:13). В позднейшее время , кажется, стало общим названием труб, обнимающим собою разные виды их. Это видно из того, что к стали прибавлять разные эпитеты, напр., , большая, или точнее определять при этом, какая именно труба разумеется ( Ис.27:13 ). не была музыкальным орудием, но употреблялась для подавания сигнальных звуков. Так ею возвещали о внезапном нападении на страну неприятелей и призывали народ к быстрому ополчению ( Суд.3:27, 6:34 ; Иер.4:5, 6:1 и др.); в нее трубили во время битвы, чтобы возбудить в воинах мужество или дать им знак нападения, отступления и под. ( Суд.7:8, 16–20 ; Иер.4:19, 21, 42:14 ; Ам.2:2 ; Соф.1:16 ); наконец, ею возвещали народу о наступлении священных празднеств и о каких-либо радостных событиях, напр., о восшествии на престол царя ( Чис.10:10 ; 2Цар.6:15 ; 3Цар.1:34, 39 ; 4Цар.9:13 ). Здесь у Иоиля звуки трубы должны возвестить народу о наступлении дня Господня (ср. Иез.7:7:14 ). На Евр. . Слово , Сион, объясняют различно. Одни думают, что оно происходит от гл. , поставил, укрепил, воздвигнул, напр., – могильный памятник 210 ; и поэтому слову дают значение „нечто возвышающееся“, т. е. горное возвышение, холм (см. Gesen. HHWB. S. 708). Другие же корнем этого слова считают , окружал со всех сторон, защищал что-либо: откуда , по их мнению, означает: защищенный или защищающий горными утесами (см. ibid.). Наконец, по Гезению (ibid), происходит от неупотребл. гл. , был освещен, и означает „осененный лучами солнца“. Но, кажется, гораздо правильнее слово производить от , сухость. В таком случае означает: „сухое место“. – Сионом назывался один из холмов, на котором был расположен город Иерусалим, именно тот из них, где прежде находилась крепость иевуссеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Майерс Дэвид. Интуиция. «Питер», 2010, с. 9 – 10. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. Указ. изд., с. 366 – 398. Строка А. Ахм атовой. 1Кор. 2:15 . Мф. 13:47 . Мф. 13:44 . Мф. 13:46 . Мф. 13 . Лк. 17:21 . Преподобный Нил Мироточивый употребляет понятиепсилафизм,которое переводчики толкуют какчувственность;в греческом словаре есть близкое словопсилос:голый, обнаженный; Ева и Адам, говорит преподобный,псилафизовались,лишились Божиего света: подобно Ему, они в раю «одевались светом, яко ризою». Нисский Григорий, святитель. Аскетические сочинения и письма. М., 2007, с. 178 – 179. Гал. 3:27-28 . Василий Великий ,святитель. О происхождении человека. Беседа 1. Григорий Богослов , святитель. Творения, т. 1, указ. изд., с. 435. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. Клин, 2001, с. 218. Там же, с. 96. Мф. 15:19 . Ин. 10:10 . 2Тим. 3:6-7 . Гал. 6:2 . Палама Григорий, святитель. К старице Ксении, о добродетелях и страстях. Добротолюбие, т. 5, М., 1900, с. 267… Елец Ю. А. Повальное безумие. Новосибирск, 2006, с. 37. Следствием этой мании стало угрожающее распространение анорексии, при которой добровольное подавление аппетита переходит в стадию, часто необратимую, неприятия никакой пищи; только в США этой болезнью страдает более восьми миллионов молодых женщин. Фукс Э. История нравов. М., 2002. Палама, цит. изд., с. 268 – 269. Нарцисс в древнегреческом мифе – прекрасный юноша, влюбившийся в собственное отражение на поверхности воды. Карл Густав Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992, с. 272. См. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. М., 2007. 1Кор. 15:19 . Жизнеописание монахини Магдалины. Елец, 1903, с. 75. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. М., 1994, с. 220. Игнатий Брянчанинов , святитель. Письма к разным лицам. М., 1992, с. 28. Ис.164:6. Быт. 38 . Нав. 2 . Василий Великий , святитель. Беседы о сотворении человека. Указ. изд., с. 444. Вот жизнь вечная. Пер. с греческого. М., 2010, с. 205. Палама Григорий, архиепископ Фессалоникийский. К старице Ксении. Добротолюбие, том пятый, М., 1900, с. 260.

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

6б–12 Давид раскрывает перед Господом свои нужды. Хотя Отец наш Небесный знает все, мы все равно должны молиться ( Мф. 6:6–13 ). Иисус, зная беду человека, все же спрашивает: «Чего ты хочешь от Меня?» ( Мк. 10:51 ). 7 «Яви дивную милость Твою» – прилагательное «дивный» указывает на чудодейственную силу Божью, «милость» – на бесконечную любовь Его к нам. 8 Храни… как зеницу ока – мы инстинктивно закрываем глаза, защищая их при опасности, такой же защиты – незамедлительной, мгновенной – ожидает Давид от Господа. Крыл Твоих – см.: Пс. 60:5 ; Руф. 2:12 . 9 От врагов души моей, то есть смертельных врагов. 11 Нас… меня – Давида не покидают мысли о друзьях, сопровождающих его в бедствиях. 12 «Лев» – единственное число предполагает, что либо «каждый из них подобен», либо «он подобен». 13, 14 Третья апелляция: просьба о Божественном вмешательстве. Давид ищет заступничества от врагов только у Господа – низложи их… мечем Твоим. 14 От людей мира, которых удел в этой жизни, то есть людей, от которых вряд ли можно ожидать проявления мягкосердечия, так как они руководствуются сугубо мирскими критериями и ценностями. Вероятно, это может звучать следующим образом: «А то, что Ты растратил на них или чем наполняешь их чрево! Пусть их сыновья получат все в избытке! Пусть останется и на долю их детей!» То, что Господь «растратил» на них, – это наказание, которое они заслужили и которое, согласно библейскому принципу воздаяния ( Исх. 20:5 ), распространяется и на их потомков. Это не молитва о возмездии, но слова «уст нелживых» (1). Скорее Давид ощущает себя рупором праведного гнева Господня. 15 А я – противопоставляется предшествующему тексту. Будущее его врагов – в руке Господней. Они насытятся (14), получат свою меру наказания сполна, он же будет радостно взирать на лице Господа, окажется в Его присутствии (ср.: 10:7). Пробудившись, то есть восстав от смерти (ср.: Ис. 26:19 ; Дан. 12:2 ; см. также: Пс. 48:16; 72:24–25; 138:19 ). Псалом 17. Бог «в тени»: Бог управляет всем Читая надписание псалма, мы восклицаем с удивлением: все было совсем не так! Когда это в жизни Давида Господь внезапно появился, восседая на херувимах, спеша ему на помощь (11)? Да, Господь посылал с небес град во избавление от врагов ( Нав. 10:11 ), но где грозные атмосферные явления (13) в опыте Давида? От дуновения ветров, посланных Господом (16), расступились воды Красного моря ( Исх. 14:21; 15:10 ), но в жизни Давида такого события не было. Избавление Давида от врагов протекало иначе: иногда его спасал набег филистимлян ( 1Цар. 23:26–28 ), иногда пустыня ( 1Цар. 24:1–3 ), а от больного воображения Саула ( 1Цар. 24:26 ) даже бегство ( 1Цар. 27:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

И на всякую стену высокую. Опять и стена есть ограда, построенная для охранения города и для отражения неприятельских нападений. Подобным образом есть некоторые науки, которыми ополчает нас сама истина, чтобы спасительные догматы соблюлись неодолимыми; а есть также науки, изобретенные внешними и годные для ограждения лжи и охранения суетности. Ибо сила диалектики есть стена для догматов и не дозволяет расхищать и брать их в плен всякому, кто хочет. Посему–то стены Иерусалима написаны на руках Господних (см.: Ис. 49, 16); а стены Иерихонские ниспровергнуты Иисусом, разрушаемые одним гласом (см.: Нав. 6, 19). Выше осуждается только высокое, а здесь и то, что при высоте имеет крепость. Правдоподобие, в доказательных способах учения слишком усиленное и возвышенное, Пророк в переносном смысле называет высокой стеной и утвердительно говорит, что оно будет низложено в день Господень. (16) И на всякий корабль морский. Это — загадки, предложенные для упражнения нашего ума, чтобы мы не напрасно слушали Писание и не поникали умом к земле. Сказав об уме высокомудрствующем и не увлекающемся предметами низкими, Пророк, сообразно с сим, в том же виде прикровенной речи рассуждает и о телах. Ибо день Господень страшен не кораблям неодушевленным, но тем, которые чрез тело обуреваются солеными волнами сей жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают и легко подвергаются кораблекрушениям, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягощены тучностью и сластолюбием вовлечены в бездну погибели, называются кораблями морскими. Есть и достойные похвалы корабли, которые служат сходящим в море творити делания на водах многих (ср.: Пс. 106, 23). О них в псалме славословия сказано: тамо корабли преплавают (Пс. 103, 26). Ибо похваляются корабли, переплывающие море, но не остающиеся в нем и не погружающиеся в волнах. И живущие во плоти, но не по плоти воинствующие, попирая волну жизни и будучи ее выше, творят делания на водах многих, если нисходят в жизнь, чтобы приобресть некоторых из погрязших. За сие они видят дела Господня, в награду за свое делание приобретая разумение дел Господних и чудес во глубине (ср.: Пс. 106, 24).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Существует предание, идущее еще от ветхозаветной Церкви, что перед Богом на небе предстоят семь высших Архангелов, каждый из которых имеет свое особое служение (см., например, Тов. 12, 15). В пользу того, что речь здесь идет именно о них, свидетельствует слово εστκασιν, точный перевод которого не «стояли», а «встали и стоят», и смысл, следовательно, тот, что Ангелы эти не просто на данный момент стояли, но всегда, вечно предстоят перед Богом.    «и дано им семь труб» – в библейских повествованиях наступление каких-либо важных событий нередко предваряется звуком трубы. Например, трубным звуком сопровождалось получение Моисеем закона Божия на Синае (Исх. 19, 16). Семикратный звук трубы предварил разрушение стен Иерихона (Нав. 6, 15–19). Этот же звук предшествовал возвращению евреев из плена (Ис. 27, 13). Согласно книге пророка Иоиля (2, 1), трубный глас будет предварять наступление Страшного суда. 3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.  Перед наступлением событий конца и рождением Нового века Богу приносятся от всей Церкви молитвы, касающиеся этих великих и грозных Божественных судов. Господь прежде совершения Своих финальных и важнейших судеб как бы слушает, что скажут Ему люди, не все, конечно, а кто способен говорить с Богом, то есть святые и праведники.  О чем же просят святые Бога? По словам Андрея Кесарийского, они просят, чтобы «по бедствиям, поражающим при всемирной кончине, были ослаблены мучения нечестивых и беззаконных людей в будущем веке и чтобы Своим пришествием Он наградил потрудившихся». Кроме того, можно думать, что святые просят о пресечении беззакония и восстановлении поруганной правды. Нужно также заметить, что сам факт принесения Богу молитв перед событиями конца говорит об участии святых в раскрытии судеб мира, особенно в ключевые моменты нашей истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вопрос народа: «Как нам обратиться?» (Мал 3. 7b) - дает повод автору передать послание Яхве, касающееся храмовых налогов (Мал 3. 8-12). В нем говорится о том, что весь народ «обкрадывает» Бога, не принося в храм десятины и возношения, поэтому на людях лежит проклятие. Яхве призывает народ испытать Его верность, принеся в храмовое хранилище десятину. В том случае, если народ послушается Бога, Он обещает обильно благословить его землю (Мал 3. 10b - 12). В шестом разделе (Мал 3. 13-21 (4. 3)) продолжается развитие темы божественной справедливости, которой был посвящен также 4-й раздел. Последний раздел начинается с утверждения, облеченного в форму пророческой речи: «Дерзостны предо Мною слова ваши» (Мал 3. 13a). Вопрос, к-рый, как полагает автор, может задать народ Богу («Что мы говорим против Тебя?» - Мал 3. 13b), дает ему возможность более полно раскрыть тему раздела. Вначале автор цитирует речи представителей народа, свидетельствующие о неверии в божественную справедливость (Мал 3. 14-15), затем воспроизводит речь неких «боящихся Бога» людей, к-рые в ней уверены (Мал 3. 16). Далее следует пророческая речь (Мал 3. 17-21 (4. 3)), в которой Яхве обещает боящимся Его людям Свою отеческую милость и исцеление, а нечестивым предсказывает гибель в день, «пылающий как печь»: богобоязненные люди в тот день будут попирать нечестивых (ср.: Ис 66. 24). В эпилоге (Мал 3. 22-24 (4. 4-6)) содержатся призыв соблюдать закон Моисея, данный ему на горе Хорив для всего Израиля (Мал 3. 22 (4. 4)), а также пророчество о грядущем пришествии прор. Илии (ср.: 3 Цар 19), который должен явиться перед наступлением Дня Господня (Мал 3. 23-24 (4. 5-6)). Большинство исследователей полагают (см., напр.: Hill. 1998. P. 363-366; Kessler. 2011. S. 301-305), что эпилог не относился к первоначальному тексту Книги прор. Малахии, а был позднее добавлен в качестве заключения ко всему корпусу книг Малых пророков либо ко всему разд. «Пророки» евр. Библии (ср. Мал 3. 22 (4. 4) с Нав 1. 7, 13). Датировка В тексте Книги прор. Малахии отсутствуют эксплицитные указания на время ее