Поскольку мироздание есть творение, а не Бог, идолопоклонством было бы поклоняться ему или любой его части. Вселенная не состоит из божественной субстанции; она сотворена Богом из ничего. См. раздел о творении ex nihilo в статье см. творение: различные взгляды. Тяжкий грех – поклоняться и служить «твари вместо Творца» ( Рим. 1:25 ). По этой причине Библия сурово осуждает идолопоклонство. Бог заповедал: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх. 20:4 ). Бог настолько же отличен от мира, насколько горшечник отличен от глины ( Рим. 9:20–21 ). Восхищения и поклонения достоин Создатель, а не сделанная Им вещь. Значение для общества/этики. Творение освящает брак. Иисус выводил нравственную основу брака из факта сотворения Адама и Евы. Отвечая на вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» ( Мф. 19:3 ), Иисус сказал: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:4–6 ). Творение утверждает человеческое достоинство. Моисей сказал, что убивать человека нельзя, «ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 9:6 ). Иаков добавил, что проклинать человека нельзя по той же самой причине: «им [языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию» ( Иак. 3:9 ). Творение придаёт смысл нравственности. Все нравственные принципы (см. нравственность: абсолютная природа) определяются абсолютным совершенством и неизменно нравственной природой Бога (см. Бог: сущность). Творение самым непосредственным образом указывает на нравственные принципы, обязательные для взаимоотношений между человеческими существами, как собратьями, несущими в себе образ Божий. Например, запрет на убийство другого человека обусловлен тем, что только Бог даёт человеческую жизнь и имеет право отнять её ( Быт. 9:6 ; Иов 1:21 ). Мы не смеем делать то же самое без разрешения, потому что не мы создали человеческую жизнь, и мы не властны над нею. Наша нравственная обязанность защищать и оберегать человеческую жизнь вытекает из того факта, что она создана Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Сектант: 4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное. Объяснения православного: 4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона ( Исх. 27:26 ). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» ( Еф. 2:15 ). Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» ( Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8 , Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства. Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» ( Исх. 12:1–24 ). Сектант: 5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику ( Лeb. VII, 13–14 ). 599 (Ст. 3–4). Из сравнения Лeb. XVI, 4 , видно, что омовение заключалось не только в омывании рук и ног, как то требовалось перед каждым священнодействием от всех священников ( Исх. ХХХ, 19 ), но в полном омовении всего тела. Это же омовение требовалось от Первосвященника в великий день отпущения (Лев. loco citato), дабы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святыню в страхе Божием ( 2Kop. VII, 1 ). И здесь омовение, которое совершал Первосвященник перед вступлением в священство и ежегодно перед жертвой отпущения, было преобразованием крещения Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника непорочнаго» ( Ebp. VII, 26 ), который, однако, «чтобы исполнить всякую правду» (Матф., III, 15), принял крещение Иоанново. 600 (Ст. 5–6). Об одеждах смотри предыдущую главу, в 40;III, Лев. 8 , более подробно описано облачение Аароново, и прибавлено: «возложил наперсник.... и на наперсник положил Урим и Туммим» (ср. пр. 26 предыдущей главы). 601 (Ст. 7). Здесь только вкратце даются указания о тех важнейших действиях, которые составляют существенную часть обряда возведения в сан Первосвященника. Из более же подробного исторического описания исполненного обряда (Лев. 40;III), мы видим, что священным елеем (составление его описано Исх. ХХХ, 23– 25 ) Моисей сперва помазал скинию и покропил на жертвенник и потом возлил священный елей на голову Аарона (Лев. 40;III, 12). Заметим, что хотя о простых священниках ничего не сказано здесь, чтобы они были помазаны, но в кн. Исх., в глав. XX40;III, 41, и в особенности в глав. XL, 15, положительно указано, что сыновья Аароновы помазаны как и отец их, но не великим помазанием (см. in loco в Лев. 40;Ш, 30, примечание, а также следующее примечание). 602 (Ст. 8–9). В стихе 21 наст. главы и в стихе 30, главы 40;III, кн. Левит сказано, что после жертвоприношения «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона, и одежды его, и сынов его, и одежды его с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский ; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы ; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный. История термина Греческое слово κανν родственно существительному κννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник (  ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш (  ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (     букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (=Ис 36. 6). Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (    ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость (  ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19). Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανν соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (καννες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (καννας)» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/1470223.html

Прежде, однако, надо рассмотреть, почему Бог , являясь общим Богом ангелов, людей и всякой твари, говорит, что Он будет Богом преимущественно тех, кто просветится благодатью, т. е. Евангелием и крещением. Как когда Он сказал «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова» ( Исх.3:6 ), ответив на чистую веру в Него отцов своей к ним любовью и расположением, будучи, как мы сказали, не только их Богом, но всей сотворенной природы, так же надо понимать и в этом случае. Ведь тогда Он сказал, что будет для них Богом, а они для Него народом (см. 2Кор.6:16 ), обнаруживая крепкую и несгибаемую веру народов и жар Своей любви к ним. И разве же Его обещание быть милостивым к их несправедливостям и беззаконий их и грехов не попомнить больше (см. Евр.8:12 ) не намекает на божественную благодать крещения? О Законе ведь Он говорит, что исполнивший все, написанное в книге Закона, будет жив (см. Гал.3:12 ). Уверовавший же в Слово Божие, Христа, и воспринявший купель божественного крещения, будучи омыт от всех своих прегрешений, отпускается совершенно чистым. Видя это, Исайя говорит: «Мойтесь и очищайтесь, освобождайтесь от вашей испорченности» ( Ис.1:16 ), проповедуя, что Богу будет приятно некое духовное и божественное омовение людей, счищающее все грехи и вымывающее из душ всю грязь. И даже если бы со звездами или песком морским по числу сравнялись у кого-нибудь грехи, путем такого необыкновенного омовения он смог бы от них избавиться, словно бросив пучок пакли в огромное море огня. Пусть свидетельствует тебе пример чуда, совершавшегося прежде в Силоамской купели и являющегося прообразом и проявлением дарованного нам обновления и оставления грехов посредством воды: как там первый, кто входил в купель после возмущения воды божественным ангелом, избавлялся от всякой болезни ( Ин.5:4 ), так и при божественном крещении принимающий его совлекает и отбрасывает всякую душевную скверну, словно некую обветшалую одежду, и весь становится чистейшим и святым. Знай же, что божественное омовение дарует оставление старых прегрешений, и это и означает: «Милостив буду к несправедливостям их и беззаконий их не попомню больше» ( Иер.31:34 ). А за все грехи, совершенные после этого, мы должны дать ответ в неложный день ожидаемого Суда (см. Мф.24:30–31,25:31–46 ), когда Сын Божий придет со Своими святыми ангелами судить мертвых и живых и по справедливости воздать добрым сострадание, неограниченную силу и царство, а тем, кто прожил нечестиво, – неизреченные скорби и неугасимый огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

е. постоянное первосвященническое облачение (см.: Исх 28. 2-39), и приносил всесожжения за себя и за народ (Лев 16. 23-24). После всесожжений жир жертвы за грех сжигался на жертвеннике (Лев 16. 25), а тело жертвенного животного выносилось за пределы стана и сжигалось (Лев 16. 27) на чистом месте (см.: Лев 4. 12). Согласно храмовому свитку, обряды, описанные в Лев 16. 25, 27, совершались до изгнания козла отпущения (11QTa 26. 6-10, см.: The Dead Sea Scrolls Study Edition/Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 19992. P. 1248-1249). В Числ 29. 8-11 указаны дополнительные жертвы, приносившиеся в этот день: «…приносите всесожжение Господу... одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на тельца, две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, [приносимой в день] очищения, и [сверх] всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их...» Остается неясным, подразумевается ли в этом тексте овен, приносимый во всесожжение от народа Израиля (Лев 16. 5), или имеется в виду добавочное всесожжение (подобно тому, как предписано приносить дополнительную жертву за грех). В ВЗ описание богослужения на Й. К. в эпоху Второго храма предположительно содержится в Неемии книге (Неем 9. 1-3) и в неканонической Иисуса, сына Сирахова, книге (Сир 50. 5-21). В НЗ обряды праздника Й. К. подробно рассматриваются в Евреям Послании (Евр 6-9) в связи с учением об искупительной жертве и о вечном священстве Иисуса Христа (см.: St ö kl Ben Ezra. 2003. P. 180-197). В Деян 27. 9 Й. К. упоминается как «пост». Богословское содержание обряда Главная цель окроплений, совершавшихся первосвященником,- очищение храмового помещения от нечистоты: «...и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скинией собрания, находящейся у них, среди нечистот их» (Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Кроме того, ты должен помнить наш уговор не стараться объяснить законами природы то, что выше природы, и логикой – то, что выше ее. Если же, допустим, это будет оставлено, объясни мне тогда ты, как Моисей сделал, что ваши отцы перешли Чермное море; как он источил из камня столько воды, что все люди напились (см. Исх.17:6 ); как кивот, носимый священниками, был переправлен через реку Иордан посуху (см. Нав.3:16 ); отчего сотряслись стены Иерихона (см. Нав.6:16 ); как Елисей милотью рассек Иордан, так что разделились воды, отступив туда и сюда, и он посуху его перешел (см. 4Цар.2:14 ). Исходя из законов природы, как сказать, что это такое? Никак. Если это превыше естества, то и то не по законам природы. Ваше же непослушание хорошо обличил великий в речах Исайя, говоря: «Весь день простирал я руки мои к людям непокорным и прекословящим» ( Ис.65:2 ). Вы ведь ко всем явным и истинным пророчествам о Христе безумным образом относитесь, уклоняясь от путей выровненных и с обрыва многократно себя низвергая более, чем другие, к настоящему времени. Однако же вернемся немного назад и постараемся понять смысл изречений пророка, и о ком в них идет речь. «Продолжал, – говорит он, – Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа. Тогда сказал Исайя: потому Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил. Коровье масло и мед съест, прежде чем начнет разуметь или изберет злое, изберет доброе; потому что прежде, нежели Ребенок сможет отличать добро от зла, он отвергнет злое и изберет доброе» ( Ис.7:10–16 ). Еще раз, сначала понемногу прочтя, подумаем: «Продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: проси себе знамение от Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа». Итак, прежде всего надо разобраться, какова причина ослушания Ахаза, ведь он не захотел выполнить Божье повеление. Мы уже говорили, что человек, пожив в суете и безумии, доверившись лжепророкам, прорицателям и подобным им обманщикам, не устрашился пренебречь божественными заповедями. Понося его пренебрежительность, равно как и бесстыдство, Исайя сказал: «Потому Сам Господь даст знамение», – то есть Господь, пославший меня к тебе, скверному и злочестивому, надругавшемуся над божественными заповедями. Да не возомнишь ты, что я послан к тебе как к достойному, ибо ты далек от того, чтобы быть таким, так что не тебя ради я послан, но ради дома Иуды и всех сыновей Израиля. «Потому Сам Господь даст вам знамение: вот, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 5:1–3. Так как ветхозаветный первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, то и избирался из народа и посвящался на службу Богу, чтобы посредством даров и жертв умилостивлять Бога, и ходатайствовать перед Ним за народ. Он избирался из людей для того, чтобы опытно знать и сострадать, сочувствовать немощам людей, грешащих по невежеству, по неведению, хотя каждый почти грех, увлекая прелестью удовольствия, омрачает сознание грешащего и делает его невежествующим, заблуждающимся (Феофилакт). А так как первосвященник и сам как человек с немощами – грехами народа, то должен был сам предварительно очиститься от них, чтобы его жертвы за народ были угодны Богу. Во-вторых, всякий первосвященник должен иметь законное избрание, Богом установленное. 5:4. Так как первосвященник, есть служитель Господа, то и не имел права приступать к служению Ему, без призвания от Него, как было с Аароном (см. Исх. 28:1 ; Лев. 8:2–2 ; Пар. 26:18). Самовольно принявший на себя это служение, наказывался смертью от Бога (см. Чис. 16:3–17:11 ; 2Пар 26:19 ), так и Иисус Христос был призван к служению первосвященническому самим Богом. 5:5–6. Не Свою волю пришел Он исполнить в мире, но волю Отца Своего, Который и послал Его в мир (см. Ин. 8:42 ). Но святой Павел не ограничивается этим, а доказывает ветхозаветным пророчеством, что Иисус Христос Самим Богом поставлен именно Первосвященником. Ибо Бог, назвавший Иисуса Христа воплотившегося Сыном Своим (см. Пс. 2:7 , ср. Мф. 3:17 ), в другом псалме назвав рождение Его превечным – прежде денницы, называет Его и Первосвященником, но не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). Следовательно, Иисус Христос имеет Свое первосвященство от Бога. Потом Он, как и ветхозаветные первосвященники, был избран как человек, ведущий немощи людей, и ходатайствующий за них перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

313 Ср. например, Fischer 2001:155: полагает, что глава делится на группы 1–3, 4–17 и 18–23, причём центральная часть, в свою очередь, устроена концентрически, так и Bush 1996, Gow 1992, Nielsen 1997, ibidem, только Bush относит полустих 17b к третьему отрезку. 315 Fischer 2001:205: она делит центральную часть по времени: до полуночи (6–7), по полуночи (8–13) и на рассвете (14–15), ещё один вариант тоже хиастической структуры 3 гл. см. Radday 1981:74. 323 О хиазме и параллелизме в библейской поэзии см. основополагающую работу Berlin 1983 и отечественную работу Десницкий 2007 с новейшей библиографией вопроса. 327 Его точку зрения разделяют, например: Fischer 2001:37, Bush 1996:52, Sakenfeld 1999:11, Campbell: 30, Nielsen 1997:31. 339 «Поэтическими словами» мы называем далее слова, которые постоянно встречаются в таких, несомненно, поэтических книгах, как Псалтирь, Плач Иеремии, Песнь Песней, в пророческих оракулах или в поэтических отрывках, прямо в тексте поименованных «песнями», таких как Песнь Моисея ( Втор.31:30–32:43 ) или Песнь Деборы ( Суд.5:1–31 ). 340 См., например, Fischer 2001:34–36, которая на этом основании отказывает КР в историчности; а также Cohn 1980:52–74. 341 Шифман 1993: текст 44, перевод 63, комментарий 152; в текстах Телль-Амарнской переписки 286, 36 также упомянут иерусалимский правитель Ильмильку. 353 См. также Пс.36:9 («насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их») и 65:11 («напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её»), где для описания насыщения влагой людей или земли использован тот же глагол. 360 Ср. намёк на переименование в 21а: «Полной ушла я, Опустелой воротил меня Господь», что семантически отвечает противопоставлению Руфи-Полной Чаши и Орфы-Донышка. 361 Исх.15:23–25 : «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010