Поэтому, когда Господь хочет отринуть народ, происшедший от Иакова, то Он не изменяет обетовании, говоря Монсею, – потомку того же Иакова, – что Он произведет от него многочисленный народ, истребив Израиля ( Исх. 32:10 ). Но потом обетования сосредоточиваются на племени Иуды, на доме Давида, который глаголал по откровению перед кончиной; „не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный“ ( 2Цар. 23:5 ). От сего времени дому Давидову принадлежит право ожидать в потомстве своем „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ) и потому все пророки упоминают об „Отрасли из корня Иессеева“ и о „Сыне Давыдовом“, а самый народ, происходивший от Иуды, сохраняется от истребления, „ради имени Господня, ради славы Его“, ибо из среды его, из града Иудина Вифлеема, говорит Господь: „произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных“. ( Мих. 5:2 ). 10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. 11 . Ради Тебя, ради Себя Самого делаю его, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Вспомним Ис. 1:24–25 : „Так говорит Господь:.... обращу на тебя руку Мою и как в щелочи очищу с тебя примесь и отделю от тебя все свинцовое“. Мы читаем в 10-м стихе укор Израилю,-среди которого исчезла правда 1550 , – что он очищается даже „не как серебро“, так мало в нем драгоценного металла. Тем не менее он должен быть очищен страданием и до пришествия Еммануила не будет сплавлен с другими народами 1551 , дабы, как видно из стиха 11-го, он мог исполнить свое назначение, которое есть: „прославить имя Божие“ (ст. 9). Поэтому стих 11 и повторяет мысль стиха 9-го, что народ сохраняется, чтобы явилась слава Господня ( Ин. 13:31–32 ). Следующие стихи 12–19 суть увещания народу исполнить волю Божию для собственного счастья и мира. 12 . Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Об этих величественных выражениях см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«И спасет Господь их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (9:16). «В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1; 1Петр. 3:21 ). «И Господь будет Царем над всей землей; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (14:9). Воскресный день это – день проявления торжества и силы Христа над Его врагами и над диаволом: «жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:2–3 ). А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главой угла (см. Лук. 20:17–19 и 1Петр. 2:7 ). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:21–24 ). В этот день и Христос велел Апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он ( Мф. 28:9 ), и они, действительно, в этот день радовались ( Мф. 28:8 ; Ин. 16:20–26, 20:20 ; Лук. 24:41 ). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа. Адвентисты напрасно празднуют субботу, ибо, по ветхозаветной букве, они все равно должны погибнуть. Ведь еще не прошло четыре рода, как появилось их учение: их деды и прадеды, а многих и отцы, праздновали день воскресный, некоторые из сектантов и сами недавно перестали его праздновать, почему они должны, по их же учению, все погибнуть за вину отцов своих, праздновавших воскресение, ибо в той же главе Исхода, где помещена заповедь о субботе, сказано о нарушителях заповедей Божьих, что не только они, а и потомки их будут наказаны, потому что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ; Числ. 14:18 ). Итак, ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказанию пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который «сотворил Господь», день славы Христа и нашей радости и веселья об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

п. Адвентистам нужно помнить, что слово Божье называет «душой» духовную природу не только человека, но и Бога: «Он тверд, говорит Иов о Боге, и кто отклонит Его? Он делает, что хочет душа Его» (23:13). «Господь, говорит псалмопевец, испытывает праведного, а нечестивого, любящего насилие ненавидит душа Его» ( Пс. 10:5 ; См. Суд. 10:16 ; Иер. 5:9  и др.). Нелепо и кощунственно было бы, на основании одинакового слова, обозначающего духовную природу человека и Бога, утверждать одинаковое существо и достоинство этой природы в твари и ее Творце. Равным образом нелепо, на основании того, что иногда духовная природа животного и человека называется в Св. Писании одним и тем же словом – «душа», утверждать, что душа человека, как и душа животных одинаковы, что она в крови его и потому уничтожима. Это противоречило бы всем приведенным нами местам Св. Писания. 2) Что душа человека не духовной, а телесной природы, говорят адвентисты, и потому уничтожима, это видно из тех мест Св. Писания, где не только говорится о душе, что ее можно съесть; но что она сама хочет есть: «ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Чис. 11:6 ) – и что ее можно искать и уловить; ты «ищешь души моей», говорит Давид Саулу, ( 1Цар. 24:12 ); «собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, говорит о врагах своих Давид, чтобы уловить душу мою» ( Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:19–20 ), – что душа умирает: «да умрет душа моя со смертью праведников», говорит Валаам ( Чис. 23:10 ; Иов, 7:15), – что, наконец, ее можно убить и истребить: «проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» ( Втор. 27:25 ); о необрезанном мужеского пола говорится: «истребится душа та из народа своего» ( Быт. 17:14 ; Исх. 22:12  и др.). Как в Ветхом Завете говорится: «Моисей раб Мой умер» (Иис. Н. 1:28), так и в Новом Завете, говорят адвентисты, сказано: «умер нищий», «умер богач» ( Лк. 16:22 ). «Лазарь умер» (Иоан, 11:14); «мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Фес. 4:16 ), «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» ( Ин. 6:49 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Когда спустя много веков инородцы, уверовавшие в единого Бога, пришли к еврейскому вождю Неемии, чтобы участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, тот решительно отказал им: Бог Небесный... благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме ( Неем.2:20 ). Говоря: «Нет памяти», Неемия, без сомнения, имел в виду четвертую заповедь Десятословия о субботе (см.: Исх.20:8 ; Втор.5:15 ), которая начиналась словом помни. Но будь у инородцев суббота, мог бы Неемия ответить им так? Нет, ибо они возразили бы, что и у них такое же знамение завета с Богом, как у израильтян. Итак, заповедь о субботе дана была лишь евреям, а не всему человечеству. Но доколе оставалась законной суббота? Апостол Павел напоминает нам, что закон был дан после по причине преступлений, до времени пришествия, к которому относится обетование ( Гал.3:19 ), то есть воплотившегося Сына Божия, и что конец закона – Христос ( Рим.10:4 ). С пришествием Христа окончился ветхозаветный закон, а значит, утратило былой смысл и его знамение – суббота. Сектант : Христос не упразднил ветхозаветный закон, о чем Сам сказал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ). А значит, и заповедь святить субботу остается в силе навсегда. Священник : Спаситель не упразднил и не умалил Ветхий Завет, то есть Писание закона и пророков, но заменил его Новым и совершеннейшим. Завет Ветхий, как мы знаем, лишь приуготовлял человечество к принятию Мессии и был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя ( Гал.3:24–25 ). Итак, спасение наше зависит уже не от дел закона, заповеданных Ветхим Заветом, в том числе и от соблюдения субботы но от веры в Господа нашего Иисуса Христа, ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

3и 15), Бог Евреев (18), Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ). Но – а) первые два названия совершенно объясняются из особенного отношения Бога к Иудеям. Избравши их для высокой цели – для сохранения истинной веры посреди всеобщего нечестия на земле, Он еще с праотцом их Авраамом постановил особый завет, который потом повторял неоднократно ( Быт. 17:7–9 ; Исх. 19:4–6 ; Втор. 26:16–19 ), – завет быть им, по преимуществу, в Бога и иметь их людьми своими, народом избранным от всех язык ( 2Цар. 7:24 ); вследствие чего, естественно, и мог называться, в особенном смысле, Богом Авраама, Исаака и Иакова, а равно Богом Евреев. Что касается – б) до слов Моисея к Израильтянам: Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ); то вовсе несправедливо утверж­дать, будто допускается здесь действительное существование и других богов низших, когда известно, что еще прежде в той-же книге Второзакония законодатель Еврейский ясно высказал своему народу: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его] (4:39). Моисей, очевидно, называет Всевышнего Богом над самими богами языческими, соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги действительно существуют, хотя сам называл их только идолами или существами воображаемыми ( Лев. 19:4 ; Числ. 33:52 ). 193 Святые Апостолы, естественно, провозглашали истину единства Божия всякий раз, как только надлежало им обращать ко Хри­сту многобожников – язычников. мужи! что вы это делаете, вос­кликнули Павел и Варнава, когда жители Листры, увидевши со­вершенное Павлом чудо, сочли их за нисшедших на землю богов, Юпитера и Меркурия, и готовы были принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:7–15 . См. также речь святого Павла в Афинском ареопаге – Деян. 17:22–31 ,и сказание о проповеди Павловой в Ефесе и других местах – Деян. 19:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это подтверждает и апостол Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Когда мы видим поножовщину, то все бросаемся разнять их и не допустить кровопролития и смертоубийства. Еще более и настоятельнее нужно, чтобы все, малые и великие, патриархи, архиереи, иереи, духовные отцы, учителя, игумены, монахи, цари, сенаторы, судьи, архонты, богатые, бедные и все вместе светские и частные христиане, – все, абсолютно все, повторяю, обязаны помогать нашим братьям исправляться и спасаться и стремиться избавить их от врага (рода человеческого) диавола и духовной смерти, то есть греха. Если евреи, когда Моисей сооружал неодушевленную скинию, поспешили помочь ему в строительстве, – кто нес золото, кто серебро, кто драгоценные камни для облачения первосвященника, и жены тоже спешили, прихватив с собой кто ткань виссон, кто пряденую багряницу, кто пурпур, все принесли овечьи шкуры и козью шерсть, кто что имел. Каждый и каждая по мере своих возможностей. И не было ни одного, кто бы не пришел на помощь. Насколько больше все христиане обязаны помогать своим братьям-единоверцам, образующим одушевленную скинию и храм Бога Живого, кто словом, кто делом, кто много, кто мало, каждый по мере своих возможностей вносил вклад в исправление своих братьев. И чтобы все, объединившись, предстали совершенными в Христовой обители и святом храме. Как говорит Григорий Богослов , «когда Моисей водружал на земле скинию во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено. А доброхотные подаятели (мужи и жены) – одни золото, другие серебро и дорогие камни для верхней ризы, другие «виссон тканый» и «червленую шерсть»; одни «багряницу, кожи бараньи красные», другие самое худшее, «козью шерсть» (см.: Исх.25:35 ); каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, все приносили в дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию скинию этой церкви, «которую воздвиг Господь, а не человек» ( Евр.8:2 ), в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково, при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в дело совершенно, в жилище Христово, в храм святой» (Слово 19). Почему сегодня преумножился грех и гибнет столько душ

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В библейской лит. критике XIX - нач. XX в. (см. ст. Библеистика ) декалог не рассматривался как произведение, восходящее к временам Моисея. В качестве обоснования такого подхода выдвигался тезис о том, что удаление текста Д. з. из кн. Исход якобы не влекло утраты смысловой связи между стихами Исх 19. 25 и 20. 18 ( Wright. 1988. Р. 786). Библейская критика объясняет расхождения в версиях Д. з. предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий. Ряд зап. исследователей XVIII-XIX вв., разрабатывавших документальную гипотезу (Ю. Велльгаузен , К. Будде и др.), указывали на связь повествования о воссоздании каменных скрижалей (Исх 34. 1-5) вместо разбитых (Исх 32. 19; Втор 9. 17) с изложением постановлений преимущественно ритуального характера (Исх 34. 11-26), к-рые они назвали «культовый декалог» ( Фрезер. 1990. Ч. 4. Гл. 2). По их мнению, этот декалог существовал задолго до декалога из Исх 20 и Втор 5, названного ими «этический декалог». В культовом декалоге выделяется ряд повелений ( Greenberg. 1997): запрет союза с идолопоклонниками - жителями Ханаана (Исх 34. 11-16); запрет на создание литых идолов (Исх 34. 17); соблюдение праздника опресноков (Исх 34. 18); посвящение первенцев Господу (Исх 34. 19-20); соблюдение субботы (Исх 34. 21); совершение праздников седмиц, начатков жатвы пшеницы и сбора плодов (Исх 34. 22); ежегодное 3-кратное собрание народа пред Господом (Исх 34. 23-24); правила жертвы (Исх 34. 25); принесение первых плодов в дом Божий (Исх 34. 26а); запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 34. 26б). Выделение культового декалога было обосновано тем, что, согласно Исх 34. 27-28, Господь повелел Моисею записать именно эти слова, к-рыми Он заключает завет с Израилем. Это, однако, противоречит прямому указанию Исх 34. 1, согласно к-рому на возобновленных скрижалях будут написаны те же слова, что и на прежних скрижалях, т. е. Исх 20. К тому же обстоятельства изречения заповедей в Исх 20. 2-17 более соответствуют идее заключения завета Бога с народом Израильским.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

Соответственно первому основному началу общественных отношений, законодатель требовал от народа: а) чтобы израильтяне всегда стремились к праведному и нелицеприятному суду и избегали мздоимства ( Исх. 23:6–8 ); б) чтобы они во всех местах своего обитания поставили себе судей и надзирателей по коленам своим, которые бы судили народ судом праведным, не извращая закона и нелицеприятно ( Втор. 16:18–19 ) и к которым бы народ относился с должным почтением ( Исх. 22:28 ); в) чтобы воздавали должное уважение старейшим по возрасту ( Лев. 19:32 ) и носителям власти ( Исх. 22:28 ); г) добросовестно платили как священные, так и государственные подати ( Исх. 22:29–30; 23:19 ) и д., избегали всякой лжи, обмана ( Лев. 19:11 ) и неправды в торговле, для чего должны были следить за верностью мер и весов ( Лев. 19:35–36 ; Втор. 25:13–16 ). Не ограничиваясь людьми, закон требовал справедливого отношения и к животным, почему запрещал заграждать уста вола молотящего ( Втор. 25:4 ), или относиться к ним с жестокостью (см. Притч. 12:10 ). Соответственно второму основному началу общественных отношений, т. е. милосердию, закон повелевал иметь чувство благожелательности к ближним ( Лев. 19:13–18 ; Втор. 22:1–4 ), запрещал притеснять пришельцев, вдов, сирот и вообще бедняков ( Исх. 22:21–24; 23:9 ; Лев. 19:33–34 ; Втор. 27:19 ), иметь чувство злобы и ненависти по отношению к своему ближнему ( Лев. 19:17–18 ), хотя бы даже и к своему личному врагу ( Исх. 23:4–5 ), и вместе с тем давал ряд таких постановлений, которые в значительной степени способствовали достижению возможно большего общественного благополучия. К таким постановлениям относятся постановления: а) о ссудах, залогах и должниках, б) субботних годах, в) десятине для бедных г) несжатом угле поля и д., оставляемых колосьях и плодах, во время уборки урожая. а) Согласно постановлению о ссуде денег в займы, закон вообще предписывал оказывать помощь бедным такой ссудой ( Втор. 15:7–14 ), и в том случае, если деньги ссужались бедному еврею, закон запрещал брать с него известный прирост ( Исх. 22:25 ), но разрешал это относительно иноземцев ( Втор. 23:19–20 ) 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

2:15. Долина Ахор. Когда Ахан взял из заклятого (herem) во время завоевания Иерихона, его вместе со всей семьей забили насмерть камнями в долине, которая стала с тех пор известна как долина Ахор ( Нав. 7:25,26 ). Она расположена на северной границе удела колена Иуды ( Нав. 15:7 ), современная область El Buque " ah. Осия упоминает об этой «долине печали», желая подчеркнуть, что даже если такое зловещее место может быть преобразовано, то и отношения Гомери/Израиля с Осией/Яхве также будут восстановлены. 3:1–5 Осия выкупает свою жену 3:1. Виноградные лепешки. См. коммент. к Иер. 44о сладких пирожках (с начинкой из фиг или фиников), которые приносили месопотамским богам. Использованное здесь древнееврейское слово вызывает затруднения в переводе. Некоторые комментаторы полагают, что имеются в виду кувшины с вином, а не выпечка с изюмом. В любом случае в качестве приношений использовали плоды виноградной лозы. 3:2. Точные цены. Если к цене за ячмень прибавить 15 сиклей серебра, то можно сосчитать, что всего Осия заплатил около 30 сиклей серебра. Такую сумму платили в качестве компенсации за потерю раба в Исх. 21:32 . Поскольку положение, в котором находилась Гомерь, неясно, то невозможно точно определить, почему Осия заплатил именно эту сумму. По законам Среднеассирийского царства, однако, муж мог выкупить жену в ситуации, которую она сама разрешить не могла (напр., заплатить ее долг). 3:4. Жертвенник ( в оригинале – «священные камни»). См. коммент. к Исх. 23и Втор. 7:5 , где говорится об использовании священных камней и рощ богини Ашеры как неотъемлемых элементах хананейского культа и идолопоклонства израильтян. Священные камни традиционно использовались в ритуале поклонения Яхве, по крайней мере в период разделенного царства (см.: Ис. 19:19 ). Однако, когда настало время разрушения, эти культовые символы, так же как и цари, не получили слова поддержки от Яхве (см.: Втор. 16:22 ). 3:4. Ефод и терафим. Жертвы и священные камни использовались как средства поклонения божеству. Эфод и терафим служили для вопрошания божества. Эфод составлял часть одежды священника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии в эфод облачали изваяния божества и его носили жрецы высокого ранга. См. коммент. к Исх. 28:6–14 об эфоде и его использовании в качестве инструмента познания воли Божьей. Люди, желавшие получить информацию от божества за плату, могли воспользоваться услугами специалистов в этой области. Терафимы, о которых здесь говорится (см. коммент. к Быт. 31:19 ), использовались на древнем Ближнем Востоке как средство вопрошания богов. Как и в случае со столбами (камнями), Бог не отвечал на вопросы таких гадателей. 4:1–19 Обвинительный акт за неверность Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

пр. Исаии указывается на все из них тоже иногда вместе. В 13 главе Исаии, напр., говорится: «будет ниспровержен Вавилон Богом, как Содом и Гоморра» (ср. Быт. и гл., и 19:25); прямо на 10-ю гл. кн. Бытия указывают особенно слова пр. Михея, который, как сказано, имел пред собою и пророчество Исаии о Вавилоне (13–14:27) или пророчествовал вместе с Исаией, Мих.5:6 : «будут пасти землю Немврода» (ср. Быт.10:8–12 ) и стихе 14-й 11-й главы Исаии (т. е. соседней с 13-ю); в 29-й гл. 22 говорится, что Господь «искупил Авраама» (ср. Быт.12 нач.), а в след. 30, 33 (равно как в 34 гл.) берутся образы огня и серы, от которых погибли Содом и Гоморра (ср. Быт.19:24 ). В 34 главе говорится еще, что меч Господа «нисходит» () на Эдом, и Господь вступает в суд с народами: может быть, здесь пророк имеет в виду 11 гл. кн. Бытия (т. е. опять находящуюся рядом с повествованием о призвании Авраама – в 12 главе), по которой Вавилон еще в древние времена был местом, где соединились народы, чтобы восстать против Господа, и куда «сошел» Господь, чтобы рассеять их. 287 Это можно видеть отчасти в тех же главах (какие указаны в предыдущем примечании), отчасти в некоторых других. Напр., см. Ис.11:11–12 гл.: здесь упоминается о Сеннааре, т. е. плене Вавилонском и об «иссушении моря Египетского» (ср. Исх.14:21 ), а затем в 12-й гл. следует песнь, 2-й стих которой до наглядности ясно указывает на песнь Исхода 10 гл. (ср. особ, слова : «Господь крепость моя и пение, и Он был мне во спасение». Влияние песни заметно и во всей книге пр. Исаии: ср. напр. Исх. 15:3 и Ис.42:13 «Господь муж брани»; Исх.15:8 «дуновение Господа» и Ис.59:19 и мн. др. Ис.15:19 ср. с Ис.51:10 » и др.: особенно же ср. Исх.15:13 : «вел народ», «святилище твое» и Исаии 63:11–18. Само слово «искупил», столь характеристичное для 2-й части книги Исаии, по-видимому, заимствовано пророком из песни же – 13-го стиха: другое слово, обозначающее в книге Исаии «искупить» , также употреблено в кн. Исх.13:13 относительно выкупа первенцев в память избавления из Египта, «дома рабства».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010