Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова ( Филип. 3:18 ); всех же истинных последователей Его призывает: «Выйдем к Нему (И. Христу) за стан, нося Его поругание», т. е. крест ( Евр. 13:13 ). Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия ( Откр. 7: 2–3, 9, 4 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы почитаем Крест Христов, но только не крест деревянный или вещественный, но духовный – страдания Господа нашего Иисуса. «Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ), (см. 10:38; Мк. 8:34 ). Этот крест мы и почитаем. 1) Страдания крестные и самый крест разделить нельзя. Когда мы говорим о крестных страданиях Спасителя, то сейчас же вспоминаем и самый крест; и когда мы говорим о Кресте Господнем, то тотчас же вспоминаем и его крестные страдания. Посему напрасно сектанты ссылаются на тексты Св. Писания и стараются вывести из них учение о каком-то духовном кресте. В Евангелии страдание и терпение разных грешных людей фигурально названы крестом, «крест свой» ( Мф. 10:38 ). Но замечательно, что страдания Самого Господа Иисуса Христа ни разу не названы крестом, а прямо называются «чашей» ( Мф. 26:39 ). Когда же говорится о кресте Христовом, то разумеется, именно, крест вещественный. Возьмем например Иоан. 19:16–18 и прочитаем там: «И взяли Иисуса, «повели. И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа, там распяли Его» (см. Мф. 27:32 ; Мк. 15:21 ; Лук. 23:26 ). В Ветхом Завете прообразы Креста Господня были вещественные. Так псалмопевец Давид, обращаясь к Господу Богу, говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс. 59:6 ). Также пророк Исаия предрекал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Исаии 1:12). О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и именно так: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

662 Срав. тоже сочинение стр. 25. «Тайно водящи (μυσαγωγουσα) други Своя, душепитательную уготовляет трапезу, бессмертия же воистину Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: Славно прославися Христос Бог наш», учит нас св. Церковь , имея в виду Прит. 9:2  и дал. см. 2-й тропарь 1-й песни канона в Великий Четверток, твор. Св. Козьмы, срав. 1-й 3-й тропари той же песни, стр. 221–222 по цит. изд. Профессора Ловягина. 663 Срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф.» гл. 53, стр, 149 и др. Из новых: О. А. Михаила на Мф. 26:31, также И. Смирнова «Пророк 3ахария», стр. 72. Рязань 1872. Из западных: Ольсгаузена на Мф. 26:31; – Хаупта цит. соч. стр. 127 и др. вопреки Мейеру и др., видящим здесь только типологию. 665 Срав. Св. Иустина 1 Апол. гл. 38, стр. 66 и др. «Обыдоша, яко пси мнози, и удариша, Царю, ланиту Твою заушением, вопрошаху Тя, Тебе же ложна свидетельствоваху, и вся претерпев всех спасл еси». 4-й тропарь 9-й песни трипеснца на Великий Пяток, твор. Св. Козьмы. 666 Срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф». гл. 97–105, стран. 193–200 и мн. др. Из новых срав. Высокопреосв. Арсения Цит. соч. стр. 96: «в Псалме (21) чистое пророчество или даже евангелие»; – Преосв. Палладия Сарат. на тот же Псал. и др. 667 Срав. Св. Кирилла Иерусалимского «Огласител. поуч. 13, 24, 25, стр. 212–213, Москва 1855. Срав. сочинения «Иисус Христос на Голгофе» и пр. стр. 72. 668 Срав. толков. о. А. Михаила на Иоан. 19:37 . Срав. Св. Златоуста бес. 85 на Иоан. стр. 674 ч. 2 цит. изд. Из западных срав. Мейера и Хаупта (стр. 326) и др. Что в пророчестве речь идет о Самом Иегове, как пронзаемом, это с нашей (раскрытой в отделе об основоположениях новозаветного толкования) точки зрения, вовсе не представляет «затруднений», которые находит Хаупт, признающий однако же пророчество за прямое предсказание о Христе (цит. 11). 669 В объяснении ветхозаветного места Св. Отцы и учители церкви вполне следуют толкованию Св. Апостола, для чего срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф.» гл. 39, стр. 136 и гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

24 См. в издании Gustav Ebe, Akanthus, рисунки аканфового листа из Пантеона (портик), Тиволи (храм Сивиллы): здесь мы имеем только схему аканфа, но лист совершенно иного характера, широко-лопастный; напротив того, аканф храма Весты – рисунок того же издания – представляет вариант натурального типа. 25 Фотография Dumas в Дамаске, без нумера, под названием temple de Bacchus. Лежащую рядом развалину тетрапила относят ко временам Септилия Севера (193–211), украсившего город. 27 На стр. 277, прим. 16 автор указывает, наоборот, что и острозубый тип листов аканфа не принадлежит собственно Византии, а уже встречается на воротах Адриана в Адалии, в Памфилии (по изд. Ланкоронского). Будто бы эта форма зависит от небрежной обработки капители одним сверлом. 32 Автор говорит здесь о «появлении» кубовой капители и вспоминает по этому поводу слова Шнаазе, что эта форма есть остаток античного архитрава, по-видимому, полагая ее византийским изобретением V века и отчасти, хотя под вопросом,– равеннским, стр. 283. См., между тем, кубовые капители в атриуме большого здания или базилики Кенавата, фот. экспед. 36 Очень ранняя черта, что доказывается напр. ионическим храмом в Эзани в Малой Азии, времен первых императоров, см. Le Bas Voyage, publ. p. S. Reinach, 1888, pl. Archit. Asie M.30 bis. 38 См. их свидетельства, подобранные Ферд. Пипером в статье Adamsgrab auf Golgotha, Erangel. Kalender 1861, pag. 17–29. Однако, соображение автора, что историк Юлий Африкан (около 221 г.) первый указал гроб Адама на Голгофе, слишком натянуто: этот ряд свидетельств о существовании темного, собственно иудейского предания начинается с конца II века Оригеном , Тертуллианом , Иеронимом, Василием Великим , Иоан. Златоустом и продолжается Евтихием Александрийским, Епифанием и другими до позднейших включительно. См. особенно Mommert, Carl, Golgotha und das hl. Grab zu Jerusalem, 1900, стр. 25–32. 39 Мы обязаны Е.К. Редину указанием любопытной стихотворной надписи, приводимой известным еп. Аньеллом, XX, 41, р. 306, в описании ныне исчезнувшей церкви Св. Креста в Равенне, вероятно, как и другие западные церкви этого имени, воспроизводившей базилику Св. Креста (Голгофскую) в Иерусалиме. В Равеннской церкви была живопись мозаическая, представлявшая Крест на Голгофской скале, и по сторонам его двух ангелов, а у подножия Креста была Адамова голова (?) и вытекало четыре реки: Te viucente, tius pedibus calcata per aevum germanac morti criminal Sacra tacent. Но что значат, в существе дела, слова эти, еще остается вопросом, хотя мы считаем возможным и данное толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Наставлениями и чудесами Иисус подготовил сцену для последней недели служения в Иерусалиме и усилил ожидания людей. Его популярность временно помешала замыслам вождей ( Матф. 26:4–5 ). Однако Он знал, что в конце недели будет предан на смерть ( Лук. 22:15 ; Матф. 26:1–2; 20:17–19 ). В последний раз Он прошёл от Иерихона к Иерусалиму, прибыв в Вифанию за 6 дней до Пасхи. Иисус в Иерусалиме Посещения Иисусом Иерусалима до Страстной недели отмечены буквами А–3 (зелёный фон). Шесть из 8 событий, описанных в Евангелиях, произошли на Храмовой горе. События последней недели перед Его распятием и воскресением, отмечены (жёлтый фон). ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ A. Благословения Симеона и Анны, Луки 2:22–38 Когда Иисусу было 40 дней, Его принесли в храм для представления Господу ( Исх. 13:2, 6 ; Лев. 12:2–6 ). Симеон и Анна радовались спасению, которое принесёт это Дитя. Б. Отрок Иисус в храме, Луки 2:41–52 Когда Иисусу было 12 лет, Он остался в Иерусалиме после Пасхи. Родители нашли Его в храме беседующим с религиозными учителями. Его ответ родителям отражает понимание Им Своей мессианской роли. B. Искушение, Луки 4:9–13 Перед выходом Иисуса на служение сатана искушал Его, требуя доказать связь с Отцом прыжком с храма. Г. Первое очищение храма, Иоанна 2:13–25 В начале служения Иисус на Пасху очистил храм, приобретя этим последователей среди простых людей. Это не была простая задача, но она не сравнится с Его главной целью – умереть и воскреснуть из мёртвых. Д. Купальня Вифезда, Иоанна 5 Иисус прервал служение в Галилее (карта 9–5), чтобы прийти на праздник в Иерусалим. У купальни Вифезда был исцелён человек, парализованный 38 лет. Он ожидал исцеления, возможно связанного с еврейским суеверием или даже римским богом исцеления Асклепием. Упоминание в некоторых манускриптах ангела, возмущающего воду, добавлено в ГУ веке (см. Иоан. 5:36–4 ). Е. Кущи, Храмовая гора, Иоанна 7–9 См. пояснение к карте 9–8. Ж. Притвор Соломонов, Ханука, Иоанна 10:22–39 См. пояснение к карте 9–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

38 Строгость наказания, определяемого Апостольскими правилами за удаление от брака и от употребления мяса и вина, объясняется тем, что «гнушение» ими было следствием ложного еретического учения. Ибо еще при жизни самих апостолов были лжеучители или, как называет их апостол Павел – «в лицемерии лжесловесники, которые возбраняли жениться и употреблять брашна, иже Бог сотвори в снедение верным», которых апостол осуждает как «сожженных своей совестью, зане всякое создание Божие добро и ничто же отметно, со благодарением приемлемо; освящается бо Словом Божьим и молитвой» ( 1Tuм. IV. 2–5 ). После Апостолов это лжеучение возобновилось в разных сектах. См. Epiphan. Haeres. 23. 60. Iren. Haeres. I. 22. Orig. in Math. 19. (Иоан. Опыт курса церковного законовд. Разд. стр. 199, 200). В Апостольских постановлениях читаем: «одни из них (еретиков) учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество, и рождение детей, и принятие снедей – гнусно. Другие же из них учат, что должно воздерживаться только от свиного мяса, а что признано в законе чистым, то надобно есть» и т. п. (см. кн. VI гл. 10, стр. 177). 39 Правило не определяет, сколько именно епископов должны составить собор для суда над обвиняемым епископом. Но практика древней церкви возводит ко временам fnocmoльckuм обычай, предписывающий, чтобы епископа низлагал собор целой области (митрополии). Котельер в примечании к 74 Апостольскому правилу передает следующий, важный в настоящем случае факт. «В 391 году Дионисиевой эры, в 3-й год царствования Аркадия и 2-й Гонория поместный в Константинополе собор рассматривал дело Агапия и Вагадия; тот и другой предъявляли права свои на епископскую кафедру города Востры. Дело в том, что Вагадий был перед тем низложен (depositus) и на место его был избран Агапий. Собравшемуся собору стало известным, что низложение Вагадия было совершено только 2-мя епископами. Посему настоящим собором было определено: «Не подобает впредь епископу судимому извергаему быти от священнаго чина ни двумя, ниже тремя епископами: но по приговору большаго собора и, аще возможно, всех епископов тоя области, как и Апостольскими правилами постановлено» (καθως και οι Αποσολικοι κανονες διωρισαντα)»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

1Петр. 1:19:20 ); вземляй грехи (μαρταν грех , греховность) мира, т.е. который берет на Себя всю тяжесть грехов всего мира: проклятие за грехи – смерть, и самые грехи, т.е. Своею жертвенною смертью очищает мир от грехов ( 1Иоан. 2:2,3:5 ). Ст. 30–34. Наименованием И. Христа агнцем Божиим Иоанн обозначил цель пришествия Его на землю. Так как он в первый раз употребляет по отношению к И. Христу такое наименование и его слушатели могли не понять, о ком он говорит, то Иоанн определяет теперь Христа по Его достоинству и природе. Ход мыслей здесь такой: высказавши смиренное сознание своего недостоинства пред И. Христом, как вечно сущим (30), Креститель говорит, что и он, как и прочие люди, не знал Его, но для того и пришел крестить в воде, чтобы познать и потом своим свидетельством явить Его Израилю (31). После сего Иоанн передает, каким образом он получил познание лица И. Христа: он получил его, увидев сошедшего на Иисуса при крещении Духа Божия (32), ибо Сам Бог указал ему в этом знамение: посылая его крестить в воде, Бог сказал ему, что на кого он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (33). И я видел это, заключает Иоанн свою речь, – и не только сам познал, но сообразно с своим призванием, и другим засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Что здесь Иоанн именует И. Христа Сыном Божиим в собственном смысле, на это указывает то, что в 30 ст. он исповедует Его от вечности существующим. (Объяснение других предметов в этом отделении см. в пп. 18 и 19). 23. Первые последователи И. Христа ( Иоан. 1:35–51 ). Ст. 35–37. На другой день И. Христос снова проходит около Иоанна, и этот, указывая на Него двум, бывшим тут, своим ученикам, говорит: «се агнец Божий». Эти два ученика Иоанновы оказались настолько подготовленными своим учителем к вере в И. Христа, что тотчас, не колеблясь, последовали за ним. 108 Ст. 38–39. Но они робко следовали за Иисусом, не смея с Ним заговорить. Ободряя их, вселяя в них вместо страха доверие к Себе и дерзновение, Христос обращается к ним с вопросом: «чесо ищета» (ζητεν=λετν)? Тогда они высказывают свое желание посетить Его в месте Его пребывания, разумеется, для того, чтобы иметь возможность поучиться от Него. Иисус дает им на то позволение, и они пребывают вместе с Господом весь тот день, с 10 часов (или 4 часов пополудни – по еврейскому счету, или 10 часов утра – по римскому счету).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

В ту церковь введена бысть Пресвятая Богородица трию лет... питана бысть от ангела хлъбом небесным двоюнадесяти лет. – Богородица с четвертого года своей жизни, по обету родителей Иоакима и Анны, была отдана на воспитание в Иерусалимский храм как ребенок, посвященный Богу. Сведения о детстве Богородицы могли быть взяты автором «Хождения» из апокрифического Первоевангелия Иакова. Вифания – селение, лежащее за Елеонской горой на дороге от Иерихона к Иерусалиму; здесь, по преданию, жило семейство Лазаря и его сестер Марфы и Марии, у которых любил бывать Христос. Дети же еврейския... пояху до церкви: «Благословен гряды во имя Господне! Осанна в вышних, цар Израилев!» – О торжественном въезде Иисуса Христа в Иерусалим и о том, как встречал его народ, рассказано в Евангелии ( Мф. 21, 7–9 ; Мр. 11, 7–10 ; Лк. 19, 35–38 ). К л. 123. ...изгна Господь наш торжников... рене им: «Не творите дому Отца моего дому купленого. Дом молитве – дом Отца моего». – Об изгнании Христом торжников (торговцев) из храма см.: Мф. 21, 12–13 ; Мр. 11, 15–17 ; Лк. 19, 45–46 ; Иоан. 2, 13–16 . Мерило праведное – весы для «взвешивания душ», которые вместе с другими раритетами: щитом Магомета, знаменем и мечом пророка Али, копьем Давида, подлинником Корана, седлом кобылицы Эль-Борак – хранились в мечети Омара, построенной на месте храма Соломона (см. коммент. к л. 104 об.). ...разорена вся до основания Титом, царем Римским... – Тит Флавий Веспасиан (39–81) – римский император из династии Флавиев (79–81). Во время правления Нерона Тит Флавий командовал римскими войсками в Палестине, взял штурмом и разрушил Иерусалим (70). В память об этом событии в Риме была воздвигнута Триумфальная арка – арка Тита. К л. 123 об. Сафьяны – мягкие, специальной выделки козьи или овечьи кожи, окрашенные в яркий цвет. ...поток Кедрской... – Речь идет о долине Иосафата с дождевым потоком Кедрон, находящейся к северо-востоку от Иерусалима и спускающейся в виде глубокого и пустынного ущелья к Мертвому морю. По пророчеству Иоиля, здесь будет проходить Страшный суд ( Иоил. 3, 2 и 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, мое четырехлетнее академическое образование завершилось этим Синодальным утверждением в присужденной мне академической Конференцией ученой степени. Этим же пролагался мне и дальнейший путь движения по службе. Между тем я все более и более утверждался также и в своей новой должности – Синодального ризничего, в которой доселе по всем частям делал лишь первые опыты. По мере такого утверждения в ней расширялся мало-помалу и круг сношений и отношений моих как в области обязанностей по этой должности, так и независимо от нее. Все это будет составлять предмет дальнейшего повествования «Хроники моей жизни». Алфавитный указатель личных имен, встречающихся в книге А. Аверкиев М. Аверк., землемер. 100. 107. 217. 220. Авраамий, иером. ст. ак. 451. Агапий (Введенский), инсп. сем. 93. Агафангел, иер. банк. акад. 218. Аграфена Петровна, зап. торгов. 35. Аграфена Сергеевна, жена свящ. 2. 100. Акимов Ив. Бор., студ. ак. 372. 427. 444. 445. Александра Иосифовна, Вел. Княгиня. 407. Александра Николаевна, В. Княж. 323. Александр Невский, св. Вел. Кн. 245. Александр Николаевич, наслед. прест. 465. Александр 1-й, Импер. 245. Александр, свящ. 2. Александр, сын причет. 20. Алексий (Ржаницын) , архим. рек. акад. 323 и прим. 1. 340. 368. 381. 386. 388. 450. Алексеевичи Иоан. и Петр., пар. 17. Альбицкий А.В., уч-к сем. 194. 257. Алявдин В.Б., инсп. сем. 55. Алякринский Гр., уч-к сем. 142. Алякринский М.Ив., врач. 167. 172. Амвросий, игум. 105. 106. 111. Аменицкая Над.Ст., жена свящ. 173. 186. 188. 203. 209.228. 232. 233. 498. Аменицкий А.Е. сынъ свящ. 229. Аменицкий Вл.Ег. свящ. 265. Аменицкий Е.О. свящ. 186. 204. Аменицкий Ив. уч-к уч. 75. Амфилохий (Ал. Тумский), рек. сем. 94. Амфитеатров Е.В., проф. ак. 313. 321. 431. Андреевский, докт. 38, пр. 1. Андрей Боголюбский, В. Кн. 87. 89. 103. Андрей Григорьевич. 206. Андрей, монах, см. Гаврилов. Андреян, стр. мон-ря. 59. Аничков-Платонов И. Н., проф. эк. 381. 392. 446. Анна Васильевна, жена дьяк. 3. 19. 39. Анна Михайловна, дочь поном. 180. 459.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Въ отъ пророчества словеснаго. 25 Буквально: вырастаетъ подъ закономъ незаметно. 26 Мощи св. въ времени изъ Халкидона перенесены были въ Константинополь въ церковь, где и находились до Императора Константина Копронима, который, воздвигши противъ иконопочитателей, и противъ иконъ и мощей, приказалъ потопить въ море мощи св. но оне были сохранены, и ныне находятся въ городе, лежащемъ на берегу Мраморнаго моря между Константинополемъ и (Prince Cantemir. Histoire de l’empire Otton. L. 3. cap. 1. 27 писали железными грифелями на досчечкахъ, покрытыхъ воскомъ. 28 То есть, Медею, которая, желая отмстить супругу своему Язону за неверность его къ ней, умертвила двухъ сыновъ своихъ отъ него. 29 креста. 30 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250:not. 37. 31 οιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: γενετς — от рождения. 32 Марк. 3:17. 33 Т. е. единоипостасности божества. 34 ψηλαμενος — букв.: будучи осязаем. 35 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?». 36 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 37 γνσει, Cod. Seg. προγνσει. 38 ατος, но Фотий читает; ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 39 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες. 40 α μ αινμενος; y Фотия: α αινμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: α μ βλεπμενος α αινμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3:4. 41 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 42 νϑρωπιο λγου, Фот. νϑρωπνης σοας — человеческую мудрость. 43 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повиненъ». 44 Ср. Иез: 18:20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5:9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно–сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010