Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собою.    Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.26:17-35); от Марка (Мк.14:12-31); от Луки (Лк.22:7-39), от Иоанна (Ин.13:1-18:1). Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под с...    Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!»    Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».    Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши, молился, говоря те же слова.    Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.    Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.    Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».    В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В таинстве св. Причащения «верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (св. митроп. Филарет. Катехизис, 10 чл.). В Божественном установлении этого св. таинства также никто не сомневался, как и в Божественном установлении таинства Крещения, ибо первый раз совершил его Сам Господь, Сам причастил Своих Учеников и в то же время, заповедал совершать его всегда (см.: Мф.23:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ).Также ясно сказал Господь и о необходимости его для спасения: «Истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 )… Во время Божественной Литургии, когда совершается св. Евхаристия (Причастие), перед духовным взором присутствующих проходит вся Евангельская история Богочеловека. Все чинопоследование Литургии, по слову архиепископа Фессалоникийского Николая Кавасилы ( † 1391), есть «как бы одно некое тело истории от начала до конца сохраняющее стойкость и целость» (Изъяснение Божественной Литургии, § 16. «ЖМП», 3. с. 49). В Святых Дарах истинно, действительно и существенно есть Сам Господь Иисус Христос и через причащение ими всецело подает Себя принимающим. Но этим пользование Святыми Дарами в Православии и ограничивается. Православная Церковь не допускает нарочитого совершения Евхаристии для приготовления Святых Даров, предназначенных только для поклонения, – адорации, не находя к подобным обычаям свидетельств в Священном Писании и в древней церковной практике. В таинстве Елеосвящения человек врачуется духовно и телесно. Совершается оно в Церкви в согласии с действием св. Апостолов, которые «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ) и заповедали другим поступать также:«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). В таинстве Брака подаются дары к освящению супружеского союза и к созиданию домашней церкви. Что и это таинство имеет Божественное установление, следует уже из слов св. ап. Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Таким образом, св. Апостол называет Брак великой тайной и сравнивает его с союзом Христа с Церковью . – Значит, он был исполнен особых благодатных даров. – В послании к другой Церкви тот же св. Апостол пишет: «Жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Слова «только в Господе» дают возможность прийти к выводу, что в Апостольское время христианский брак заключался во имя Божие, то есть был делом веры и Церкви, – освящался. Св. отцы Церкви в этом не сомневаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Таинстве святого Причащения «верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихизис, 10 чл.). В Божественном установлении этого святого Таинства также никто не сомневался, как и в Божественном установлении Таинства Крещения, ибо первый раз совершил его Сам Господь, Сам причастил Своих Учеников и в то же время заповедал совершать его всегда (см.: Мф.23:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Также ясно сказал Господь и о необходимости его для спасения: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 )... Во время Божественной Литургии, когда совершается святая Евхаристия (Причастие), перед духовным взором присутствующих проходит вся евангельская история Богочеловека. Все чинопоследование Литургии, по слову архиепископа Фессалоникийского Николая Кавасилы († 1391), есть «как бы одно некое тело истории, от начала до конца сохраняющее стойкость и целость» ( Николай Кавасила св. прав. Изъяснение Божественной Литургии, § 16//ЖМП. 1971. 3. С. 49). В Святых Дарах истинно, действительно и существенно есть Сам Господь Иисус Христос и через причащение ими всецело подаёт Себя принимающим. Но этим пользование Святыми Дарами в Православии и ограничивается. Православная Церковь не допускает нарочитого совершения Евхаристии для приготовления Святых Даров, предназначенных только для поклонения – адорации, не находя к подобным обычаям свидетельств в Священном Писании и в древней церковной практике. В Таинстве Елеосвящения человек врачуется духовно и телесно. Совершается оно в Церкви в согласии с действием святых апостолов, которые многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ), и заповедали другим поступать также: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). В Таинстве Брака подаются дары к освящению супружеского союза и к созиданию домашней церкви. Что и это Таинство имеет Божественное установление следует уже из слов святого апостола Павла: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Таким образом, святой апостол называет Брак великой тайной и сравнивает его с союзом Христа с Церковью. Значит он был исполнен особых благодатных даров. В послании к другой Церкви тот же святой апостол пишет: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Слова «только в Господе» дают возможность прийти к выводу, что в апостольское время христианский брак заключался во имя Божие, т. е. был делом веры и Церкви – освящался. Святые отцы Церкви в этом не сомневаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава 19 1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма. Лк.19:1 .  Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Лк.19:2 .  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, Лк.19:3 .  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, Лк.19:4 .  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф.20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. «Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – ες μπροσθεν, а по Textus receptus – просто μπροσθεν). «Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое. «Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δ κενης, но предлог δι здесь лишний, его нет в лучших кодексах. Лк.19:5 .  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Лк.19:6 .  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. «Сегодня надобно Мне быть...» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεναι – «быть» с Ин.1:39 ). Лк.19:7 .  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И посмотрите, христиане – прозвище, данное было в насмешку, а вот это слово привилось и стало обозначать последователей Христа. Но ведь не дерзает никто из нас говорить, что наша природа идентична природе божественной Христа. По благодати – да, по вере – да, – мы дети Божии. Дети Божии и дети диавола: чью волю человек творит, того он и сын (см. 1Ин. 3:7–9 ). Но ведь нельзя сказать так, что в прямом смысле, как талмудисты понимают 6-ю главу книгу Бытия: и увидели сыны Божии дочерей человеческих и вступали с ними в интимные связи. Сыны Божии – это ангелы, которые воспылали похотью к дочерям человеческим. Никакие это не ангелы, а это люди, которым их название сынов Божиих уже служит в осуждение. Это бывшие сыны Божии, которые не устояли в своём чине, а смешались с дочерьми человеческими – и грех ещё более усилился. Сыны Божии, не устоявшие в своём достоинстве, – это потомки Сифа. Потомки Сифа. А дочери человеческие – потомки Каина. Вот смешалось семя – то и другое, и в результате не освятилось, а осквернилось. Потому что грех, как правило, сильнее становится. Благодать начинает затухать, и человек со всеми своими рвениями, со всеми стараниями всё-таки сдаётся и в конце концов скатывается на тот же уровень. Теперь, смотрите, вот Он и приводит этот текст глубокий из 81-го псалма. «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я – Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» ( Ин. 10:35–39 ). Никак не доходило до сознания. Никак. Вот уж и слова Самого Христа – уж, кажется, они должны бы иметь непререкаемую силу и непререкаемый авторитет. Нет. Воспитание, духовное воспитание руководителей просто их сформировало так, что Неспособными они оказались вместить сию истину> .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иконографический сюжет, как и богослужебные песнопения, обращают внимание на контраст земных, человеческих переживаний апостолов от совершающейся разлуки со спасительным и величественным духовным содержанием происходящего. Позиции фигур и жесты рук одновременно призваны выразить и горесть, и недоумение, и желание вознестись за Спасителем ввысь: " Господи, мы везде шли с Тобою. Что же Ты не берешь нас с Собою теперь? " Несомненно, исторические обстоятельства Вознесения были близки к этому, и два ангела, которые обратились к стоящим: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? " (Деян.1, 1), - подоспели весьма кстати. Не будь этого, не пообещай они ученикам того, что " Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " , - те, пожалуй, так и остались бы на Елеоне: стоять и оплакивать одиночество, ожидать хоть какого-нибудь извещения от Учителя... Ведь, уже стоя наверху горы, каждый не переставал ожидать скорого наступления на земле Мессианского царства и земного блаженства с Иисусом: " ...сойдясь (т. е. посовещавшись и обратившись с единым словом), спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? " (Деян. 1, 6). Однако, как говорит св. Григорий Богослов, с Вознесения " оканчиваются дела Христовы телесные, а начинаются дела Духа " . Причиной того, почему Христу невозможно было остаться в мире и видимым, материальным образом возглавить христианство, св. прав. Иоанн Кронштадтский в " Слове на Вознесение " называет следующее: " Причина та, чтобы наполнить Собою все - небо и землю, быть Главою неба - всех ангелов, или сил небесных, начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и всякаго имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Ефес. 1, 21), и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью, и которую соединил Себе, ставши Главою ея " . Пока Иисус не был прославлен, в человечестве не было Духа (см. Ин. 7, 39). Прежде, чем Сыну Божиему вознестись, человеческая природа не смогла бы принять Утешителя. В Вознесении же преодолеваются законы природы, влекущие вниз и порабощающие человека. Св. Иоанн Златоуст учит: " Ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий; мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Какое впечатление произвела эта беседа на Никодима, Евангелист не поясняет; надо полагать, что если Никодим и уверовал в Иисуса как Сына Божия, то значительно позже, после множества новых совершенных Им чудес. Открыто присоединиться к ученикам Христа он, очевидно, не решался; не состоял он и в числе тайных учеников, к каковым принадлежал Иосиф из Аримафеи, а выступил как почитатель Иисуса лишь при погребении Его (см. Ин. 19, 38—39). Во всяком случае, Никодим был так поражен совершенно неожиданным исходом беседы с Учителем, пришедшим от Бога, что едва ли мог молчать о ней: вероятно, он передал содержание беседы хотя бы самым ближайшим своим единомышленникам из фарисеев. Эта знаменательная беседа дает повод некоторым делать неправильные из нее выводы: многие думают, что для вступления в Царство Небесное достаточно креститься и веровать в Иисуса Христа как Сына Божия; но они забывают, что, по точному смыслу слов Иисуса Христа, возрождение от воды и Духа и вера в Него составляют лишь условие для вступления в Царство Божие, но не обеспечивают вступление в Царство Небесное. Сам Христос сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Первый из толкователей этого изречения, Апостол Иаков, в соборном послании своем говорит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 14, 19-20). Прибывание Иисуса в Иудее После беседы с Никодимом, происходившей в дни праздников пасхи, Иисус оставил Иерусалим и пошел в землю Иудейскую, или в Иудею, где, конечно, учил и совершал чудеса. Евангелист не говорит, сколько времени пробыл Иисус с учениками в Иудее, но из дальнейших повествований его можно заключить, что пребывание в Иудее продолжалось около восьми месяцев: говоря об остановке Иисуса в Самарии, по пути из Иудеи в Галилею, он передает следующие слова Иисуса Христа, обращенные к сопровождавшим Его ученикам:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Мф.12:39 .  Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; (Ср. Лк.11:29 ). «Род лукавый» лучше бы перевести «злой, полный зла». Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием ( Иер.3:8–9, 5:7, 13:27 ; Иез.16 ). Но, с другой стороны, это выражение можно, кажется, поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре ( Мф.11:22–24 ) и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни. Этому поколению не будет дано теперь знамения. Морисон думает, что здесь чрезвычайно сжатое выражение, в которое намеренно внесен элемент неопределенности и таинственности. Полнее содержание этой речи Спасителя можно изложить так: «Никакого знамения, ради удовлетворения любопытства, вовсе не будет дано этому поколению. Знамение не принесет ни ему, ни кому бы то ни было никакой пользы. Ненависть злого поколения ко Мне не прекратится. Оно отвергнет Меня. Однако оно не сделает напрасной Мою миссию. Когда оно предаст Меня смерти, Я дам ему знамение гораздо более удивительное, чем те любопытные вещи, которых оно ожидает от Меня. Я дам ему знамение Ионы пророка». Спаситель хочет дать иудеям знамение не небесное, а земное, и притом знамение в сердце земли. Это, однако, не значило, что Христос до совершения этого знамения не будет творить никаких чудес и никаких знамений. Они не казались знамениями неверовавшим в Него иудеям. Указываемое знамение будет дано специально им и вообще всем неверующим. Мф.12:40 .  ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Ср. Лк.11:30 ). Речь здесь, очевидно, образная. Вопрос может возникать только о том, почему здесь Спаситель говорил образами, а не выразился просто: Сын Человеческий будет погребен и останется в земле три дня и три ночи. Но подобные же образы употребляются и в других местах (см. Ин.2:19, 3:14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нами не ощущается, что божественный кенозис  каким-то образом уменьшает Божество, но, скорее, нами воспринимается как знак особого Божия величия : Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек  (Флп. 2:6–7). И высшая слава Христова связана с Голгофскими страданиями, когда, казалось, большего уничижения невозможно и предположить:  ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем  (Ин. 13:31). Точно так же и взаимосвязь Божьего Предопределения  с  ответ ом  человека на Божий Промысл не умаляет Всеведение Божие. Фото: Hadzi Miodrag Miladinovic/Flickr Если кальвинистское понимание спасения строится на праведности человеческой жизни, которая предопределена Богом заранее, то становится непонятным оправдание благоразумного разбойника всего лишь за то, что тот попросил вспомнить его в Царствии Христовом (см.: Лк. 23:39–43), ибо, как считают кальвинисты,  « кальвинизм более других отводит место нравственности » , в отличие от Православия, которое в большей степени полагается на безграничное милосердие Сына Человеческого, пришедшего  взыскать и спасти погибшее  (Лк. 19:10). Таким образом, предопределение, принимаемое православным сознанием, в сути и основе своей имеет некую вариативность, которая всегда тяготеет к Божественному провидению и Промыслу. И для нас очень интересно, что современная астрофизика и квантовая физика, являясь релятивистскими, саму Вселенную и вс е  мироздание рассматривает вариативными, если хотите, сослагательными. Наше спасение зиждется на простом и ясном ответе Девы Марии Архангелу Гавриилу:  се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему  (Лк. 1:38). Но этот ответ последовал после очень ч е ткого вопроса, которым необходимо было разрешить все сомнения : как будет это, когда Я мужа не знаю?  (Лк. 1:34). И только после разъяснения Ангела:   Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя  (Лк. 1:35), последовал этот сознательный и смиренный ответ в день Благовещения, который Церковь в тропаре исповедует как:  « Днесь спасения нашего главизна » .

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010