«А Иисус не приходил к ним». Отсюда некоторые (например, еп. Михаил) заключают, что Христос обещал апостолам сойти с горы и ехать с ними в лодке. Но стоящий здесь глагол ( οπω ληλθει) правильнее перевести выражением «еще не пришел» и видеть здесь указание на то пришествие Христа к апостолам, о котором говорится далее в 19-м стихе (пришествие по морю). Ученики, отправляясь одни в лодке, могли полагать, что Христос на другой день один прибудет в Капернаум. Ин.6:18 .  Дул сильный ветер, и море волновалось. Ин.6:19 .  Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Ин.6:20 .  Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Ин.6:21 .  Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Евангелисты Матфей и Марк указывают время, когда к апостолам по морю подошел Иисус. Это было в четвертую ночную стражу. Вместо этого Иоанн указывает расстояние, какое проплыли ученики до встречи со Христом (стадия – см. Лк.24:13 ). Когда ученики «хотели принять» Христа в лодку, она тотчас подошла к тому месту, куда они держали путь, т.е. к Капернауму. Согласно Евангелиям Матфея и Марка, они «действительно приняли» Иисуса в лодку, после чего буря, начавшаяся на море, успокоилась. Чтобы примирить эти противоречивые показания евангелистов, можно допустить, что Иоанн не упомянул о самом вступлении Христа в лодку, чтобы поскорее сообщить о чуде неожиданного прибытия лодки к месту назначения. Притом слово «вдруг» ( εθως) не всегда значит «тотчас же» (ср. Мф.24:29 ), так что между прибытием лодки и явлением Христа на море могло пройти некоторое время, когда Он ехал в лодке с апостолами. Это было второе чудо, совершенное Христом в Галилее, о котором упоминает евангелист Иоанн. За этот период времени Христос, конечно, совершил в Галилее еще много чудес, но Иоанн описывает только два из них – насыщение пяти тысяч и хождение по морю. О символическом значении первого уже сказано выше (стих 4). С какой целью Иоанн сообщает о хождении Христа по морю? Вероятнее всего, он видел в этом чуде указание на то, что Христос будет помогать апостолам во всех опасностях, хотя бы апостолы считали Его далеким от них по месту пребывания. Затем Иоанн мог видеть в этом чуде доказательство того, что Христос имеет власть над силами природы и что дух вообще возвышается над телесностью и ее условиями. Как стоящий по своей божественной природе выше закона тяготения и пространственной ограниченности, Христос шествует по волнующемуся морю, и при Его приближении к кораблю прекращается буря. В другом подобном случае ( Лк.8:22 и сл.) буря прекращается по слову Христа, здесь – при одном Его приближении к кораблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира. При этом под «первым воскресением» имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в таинстве крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется воскресением (см.: Кол.3:1; Еф.2:5-6, 5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд. «Вторая смерть» есть осуждение грешников на Всеобщем суде, которое не коснется тех, кто имеют «участие в воскресении первом», т. е. духовно возрождены во Христе и очищены благодатью Его в Церкви. Таковые не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова. 2.8. Мздовоздаяние после Всеобщего суда 2.8.1. Мздовоздаяние грешникам, вечность и степени мучений грешников    После Всеобщего суда беззаконники «будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом».    В этом состоянии грешники будут удалены от Бога, или, по слову Спасителя, прокляты (см.: Мф.7:21, 25:41; Лк.13:27). Это удаление от Бога, лишенность благ Царствия Божия уже само по себе является для грешников величайшим наказанием. Грешники не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них (Ин.3:36), они будут ввержены в озеро огненное (Откр.20:15), в огонь вечный (Мф.25:41, ср.: Лк.16:24), в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк.9:47-48), где будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть вторая смерть (Откр.20:14) в вечном удалении от Источника жизни.    Не все грешники подвергнутся наказанию в одинаковой мере, мучения их будут иметь свои степени, соразмерно тяжести содеянного, ибо раб... который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47-48; ср.: Мф.10:16, 11, 21-22; Лк.12:47-48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Общение с Богом и Христом (6—10).    Глава 2. Христос — умилостивление за грехи всего мира (1—2); познание Его и общение с Ним, как со светом, в любви (3—11); возможность сего общения для всех (12—14); противоположная сему любовь мира (15—16). Последняя година, антихрист и антихристы (17—19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20—29).    Глава 3. Сыны Божии и дети диавола (1—10). Братская любовь к ближнему и ненависть (И-18). Успокоение сердца в Боге (19—22). Вера и любовь (23—24).    Глава 4. Дух Божий и духи обольстители (1—6). Любовь Божия и любовь к Богу (7—10). Любовь к ближним (11—12). Любовь к Богу и к ближним (13—21).    Глава 5. Победа верующего и любящего над миром (1—5). Три свидетеля на небе и на земле об одном (6—9). Внутреннее свидетельство верующего (10—13). Дерзновение верующего (14—15). Согрешающий брат (16—19). Бог истинен (20—21). Глава 1. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1—4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6—10).     1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,— 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.    1—4. Сложную речь в стихах 1—3 нужно перестановкою слов упростить и перефразировать так: о Слове жизни, которое было от начала, которое мы слышали, которое видели своими очами, которое рассматривали и которое осязали руки наши; мы возвещаем вам. — Словом, как в Евангелии от Иоанна, так и здесь, именуется второе лицо достопоклоняемой Троицы Сын Божий, в воплощении — Господь наш Иисус Христос (Ин. 1:4; см. прим. к ст. 1 и 14). Сын Божий называется Словом потому, что это слово выражает особенное отношение Сына Божия и к Богу Отцу, и к твари, как Творца ее, и особенно к разумной твари — человеку (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

19. В чреве отделяется чистое пищи от нечистого: но какую мысль принимает сердце, такая и входит в него, и выходит. 21. Если кто помыслил зло и принял оное сердцем, то помышления делаются уже злыми. Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. Мф.5:28 . Гл. 8. Ст. 33. Мудрый одному дает наставление словом, а другого учит взором. 34. Самоотвержение делает легкой всякую скорбь ( Мф.11:30 ); ибо кто отвергается себя для Бога, тот ни о чем не помышляет кроме Бога ( Деян.20:23–24 ). 34–35. Кто не хочет отвергнуться себя, тот не может нести и креста своего: а кто предпочитает жизнь свою смерти за исповедание Христа и за благовествование о Нем, тот погубит душу свою. Ибо нет другого имени кроме Христова, которым бы можно было спастись нам ( Деян.4:12 ). Без самоотвержения спасение невозможно ( Рим.8:8, 13 ), а отвергается себя тот только, кто хочет во всем последовать Христу. 36. Мирские удовольствия губят душу: все теряет тот, кто приобретает мир; только исполняющий волю Божию пребывает во век ( 1Ин.2:17 ). 37. Дорог выкуп за душу ( Евр.2:14 ), если кто потеряет ее; человек отнюдь не освободит от смерти, и не даст Богу выкупа ( Пс.48:9 ,). 38. Кто соблазняется смирением Иисуса Христа ( 1Кор.1:23 ) и Его учением ( Мф.15:12 ), тот отвержен будет Им, когда приидет во славе Отца Своего с Ангелами святыми (См. Флп.2:5–11 ). Грешники – род прелюбодейный; и кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак.4:4 ). Гл. 9. Ст. 10. Кто не умрет, тот и не воскреснет; а если есть воскресение ( Ин.11:24 ), то необходима и смерть ( 1Кор.15:35–36 ): хотя и написано, что Христос пребывает во веки ( Ин.12:34 ). 10–11. Есть смерть телесная, и есть смерть духовная ( 1Тим.5:6 ); первой умирают как праведники, так и грешники ( Евр.9:27 ), а второй только грешники: перед вторым же пришествием Христовым телесной· смертью ·не все умрут, но все оставшиеся в живых изменятся ( 1Кор.15:51 ), подобно не умиравшему еще пророку Илии ( Мк.9:11 ). 24. Веруй Господу, и не заставляй себя Ему не верить: крепко веруй, и получишь, чего ни попросишь: впрочем, не полагайся только на свое расположение к вере, а помни, что и вера есть дар Божий ( Еф.2:8 ). Веруй Господу со смирением!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

     Сердечно поздравляю всех с праздником Пасхи словами непреходящей радости, воссиявшей от Гроба Спасителя: Христос воскресе! Эта истина, как и весть о воплощении Бога Слова, возвещена людям ангелами. Пришедшие к месту погребения Христа жены-мироносицы услышали ангельское благовестие: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6). Христос воскрес, сбросив иго смерти, довлевшее над человечеством, и «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Способностью усыновления Господу не обладает никакое иное творение. Ею наделены только люди, которые, по слову апостола, «от Бога родились» (Ин. 1, 13) и используют данную им власть, чтобы вечно быть вместе с Воскресшим Христом. Сегодня завершено поприще Великого поста, во время которого мы старались тщательно очистить свою душу от всего, что удаляет нас от Бога, и приобщались Христу в таинстве Причащения. Что нам делать дальше? Как отныне строить свою жизнь с Богом, чтобы дольше оставаться в этой светозарной радости о Воскресении Господа? Многие люди сегодня пекутся об экологии, желая привести в порядок общечеловеческую среду обитания. Но мало кто заботится об организации своего духовного пространства. Как телу чистый воздух, так человеческой душе жизненно необходимо благодарение Богу. Апостол Павел пояснял: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18). Благодарение присуще вечности (см. Откр. 4, 9; 7, 12), и через жертву хваления Богу мы прикасаемся к тайне будущего века. Благодарить Господа можно в любое время и на всяком месте. Но особое значение для нашего духовного благоустройства имеет церковная молитва. Благодарение составляет основу и сущность церковного богослужения. В нем мы найдем воспоминание обо всей истории бытия материального мира от сотворения до гибели, о домостроительстве нашего спасения и предстоящем Страшном Суде. Через участие в церковном богослужении, особенно в Божественной литургии, наша судьба вписывается в книгу жизни (см. Откр. 21, 27), что намного важнее, чем оставить свой след на страницах человеческой истории.

http://pravoslavie.ru/102763.html

О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление, – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень, – то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест, – древо крестное, свидетельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24:30 ). Что это за знамение? – По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень (См.: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 7. СПб., 1901, с. 767; т. 2. СПб., 1896, с.455). Какое значение в жизни православного христианина имеет Крест, говорят слова св. Иоанна Златоуста : «Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться, – предлагается нам Крест; хотят ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать, – везде предстоит нам этот знак победы. Потому то, мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самих лучей солнечных» (Его же. Творения. Т. 7. СПб., 1981, сс. 558–559).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Флп.3:18 . «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова». Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18 . Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . Кол.1:20 . «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное». Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8 ; Ин.3:14–15 . Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18 . Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1Пет.2:24 . Втор.21:22–23 ; ср. Гал.3:13 . «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»... Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35 , – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16 . В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мысль эту Господь повторяет (ст. 20 и 21), употребляя при этом те же выражения, в каких Он говорил о судьбе учеников, когда отправлял их в первый раз на проповедь Евангелия (см. Мф.10:22–25:28 ). «Не знают Пославшего Меня». Здесь указана причина ненависти мира к проповедникам Евангелия, требующим от людей веры во Христа (за имя Мое). Эта причина указывалась и раньше ( Ин.8:19 ). Ин.15:22 .  Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ин.15:23 .  Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Ин.15:24 .  Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Ин.15:25 .  Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Так как мир мог в свое оправдание выставить неведение, о котором говорит здесь Христос, то Христос разъясняет, что такое самооправдание совершенно неосновательно. Самое это неведение является несомненным грехом после того, как Христос учил иудеев и совершал перед их глазами Свои великие дела или чудеса. Нет, если они не воспользовались этими средствами к приобретению истинного познания о Боге, Пославшем Христа, то ясно, что они питают в своем сердце ненависть не только ко Христу, но и к Богу. «Но да сбудется слово». Ученикам такое неверие мира могло казаться чем-то неожиданным для Самого их Учителя. Поэтому Господь указывает в этом неверии, в этой ненависти к Нему со стороны мира на исполнение ветхозаветного пророчества. Ближе всего Господь, по-видимому, говорит здесь о словах Давида, содержащихся в Пс.68:5 . Здесь Давид изображает обрушившиеся на него гонения со стороны врагов, но Господь усматривает в Давиде Свой прообраз и в отношении к Давиду его врагов – предуказание на те отношения, в которые станет мир к истинному Царю Израилеву, потомку Давида по плоти (68-й псалом поэтому принято называть мессиански-прообразовательным). Такие же мысли находятся в Пс.34:19, 118:161 . Псалмы названы здесь «законом» в общем смысле, так как вообще всё Священное Писание считалось у евреев руководственным началом в жизни. Называя закон «их», т.е. еврейским законом, Господь этим не хочет отвергнуть обязательность закона и для Своих последователей, а указывает только на то, что иудеи слишком часто ссылаются на закон как на свое священное достояние. Вот эта-то их опора и говорит теперь против них, обличая их в несправедливом отношении ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? 1Кор. 15:52 ; 1Сол. 4:17 . Ученик тот не умрёт: условно сказанное Господом понято было в среде некоторых верующих как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрёт. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть, служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своём Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрёт, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия Своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, если хочу, но не сказал именно, что хочет этого. 24. Ин. 21:24 . Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Ин. 15:27 ; Откр. 1:2, 19:35 ; 3Ин. 1:12 . Сей ученик и свидетельствует и пр.: это заключение относится не к рассказанному только в этой 21 главе, а ко всему Евангелию. Это видно из следующего стиха и из торжественности удостоверения, содержащегося в этом самом стихе. – Свидетельствует и пр.: см. прим. к 19:35. – Знаем: удостоверение в подлинности происхождения Евангелия именно от возлюбленного ученика Господа Иоанна и в истинности всего в нём описанного; удостоверение, высказанное Иоанном от лица всего сонма апостольского в том же смысле, в каком тот же Иоанн в начале своего Евангелия говорит: мы видели славу Его (1:14), и в первом послании своём: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, – возвещаем вам (1:1–2). 25. Ин. 21:25 . Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010