—199— отец в ночи в самую глухую полночь, и после того венчания привезли меня в дом к означенному мужу моему Василию Лукьянчикову, и от того волшебного напоения и до ныне я при смерти, вся опухла и одряхлела, руками и ногами не владею, и у того мужа своего жила во дворе только 20 недель, и после того оный муж отрекся от меня и со двора сослал без одежды, а означенный брат мой Петр меня во двор не пустил, и на пропитание одежды себе ничего не имею, и питаюсь не имея пристанища». Поп Максим показал на допросе, что волхва он в церковь не призывал, а просительницу действительно бил в храме по щекам за то, что «когда он подносил к ней для целования крест, она вся затряслась и целовать крест не хотела, в чем он, поп, усмотрел принадлежность её к расколу, почему и бил её как раскольницу». Дело кончилось мировой и не имело никаких неприятных последствий для попа по службе. 2423 За оградою церковною большинство духовенства, по-видимому, совершенно забывало о своём сане, ведя крайне зазорную жизнь. Грубое пьянство, с посещением корчемниц и игрищ было господствующим пороком среди священно-церковно-служителей, 2424 от которого они иногда не могли удержаться даже в храме. 2425 Белгородские архипастыри были бессильны в борьбе с этой укоренившейся привычкой к крайнему «винопитию»; из указов последнего Бел- —200— городского епископа Феоктиста Мочульского видно, что «гнусное пьянство» среди духовенства в его дни, по сравнению с прежним временем, нисколько не уменьшилось, если только не усилилось. 2426 Не были редкостью среди духовных лиц Белгородской епархии и неизбежные спутники пьянства, бесчинства и драки; 2427 в некоторых же случаях пьянство доводило священников до кощунства. 2428 Жизнь монашествующих представляла собою тоже мало отрадного. Устав иноческий в обителях соблюдался настолько слабо, что его «едва уже и след обретался» по выражению одного указа святителя Иоасафа; монахи не знали общей трапезы, а брали пищу порциями по кельям; не соблюдалось ни очередного седмичного священнослужения иеромонахов и иеродиаконов, ни очередного чтения псалтири; монахи не носили мантий, а хранили их «токмо для смерти»; самовольно оставляли обитель, чтобы «волочиться без позволения настоятеля за монастырем». 2429

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в сочинении О поклонении и служении в Духе и истине он пишет: «Поскольку Христос есть “новая тварь”, по Писаниям» 2424 , то посему и мы «приемлем Его в себя, чрез святую Его плоть и кровь», дабы, чрез Него и в Нем преоб­ражаясь (ναστοιχειομενοι) в обновленной жизни (точнее, восстанавливаясь в обновление жизни), «отложить ветхого человека, тлевающаго в похотех прелестных» 2425 (κατ τς πιθυμας τς πτης) 2426 . Здесь стоит заметить, что в русский перевод внесен несколько отвлеченно-нравственный характер, тогда как у свт. Кирилла «преображаясь», «вос-стихиевляясь» «в обновление жизни» звучало гораздо более конкретно и онтологично (этот глагол обозначает не только преобразование вещества, но совместное изменение души и тела). Чем характеризуется это обновление жизни? «Отложением плоти», т. е. отложением «плотских сластей» (σαρκικν δονν) 2427 . Таким образом, мало-помалу «отрясем, как некое неудобоносимое бремя, вселившееся в наших телах тление… не отвергшись природы плоти 2428 , но преображаясь (ναστοιχειομενοι) в похвалу (καχημα) нетления и с плотию [будучи] облистаемы неизреченным светом Христа» 2429 . Конечная цель этого «пересозидания» – похвала нетления, возведение рабского во владычнее благородство, обожение. Новизна использования глагола «καινοτομω» у Святителя связана с употреблением его по отношению к человеческой материальной природе, причем в основном в контексте ее обновления через смерть и воскресение 2430 . Наряду с такими подчеркнуто «материальными» терминами, как «ναστοιχειω», «μεταστοιχειω», «μεταχαλκεω», «μεταχαρσσω», употребляющимися применительно к обновлению твари во Христе (которые, конечно, также обозначают процессы, касающиеся не только одной материи), свт. Кирилл для обозначения тайны Евхаристии чаще всего употребляет такой термин, как «ελογα» 2431 , как бы обобщенно-уклончивый в отношении определения процесса по сравнению с такими, как, например, «μετληψις», «κοινονα». В тех местах, которые касаются образа восприятия Словом нашей плоти, преображения человеческого естества Духом Святым и образа восприятия нами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

—590— большее распространение в Византии. Он был принят во всем Константинопольском патриархате и некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон и в южную Италию» 2428 . Следя за древне-иноческими уставами, мы сделали бы крупную ошибку и большой пробел, если бы не упомянули ни одного слова о двух древнейших уставах, вышедших из-под пера западных писателей. Разумеем уставы преп. Иоанна Кассиана и св. Венедикта. По своей древности они должны занимать место рядом с уставом св. Саввы Освященного, а по своему содержанию они всецело напоминают собою уставы первых законодателей монашества, воспроизводя их во многих случаях почти дословно если не по букве, то по духу. И здесь от каждого инока настоятельно требовался труд. «Всякий трудом своим должен доставлять доход монастырю», не изъявляя никакого притязания на свой заработок 2429 . После того как приведены свидетельства об обязательности для инока физического труда из древне-иноческих уставов, нет нужды обращаться за свидетельствами о том же к отдельным подвижникам. А эти свидетельства почти бесконечны. Достаточно только припомнить, что одних иноков Пахомианцев, хотя бы и по преувеличенному несколько свидетельству Иеронима, было 50000 человек. Каждый из них не только словом, но и самой своей жизнью осуществлял заповедь своего учителя о необходимости для инока физического труда. Какой же великий это сонм неподкупных свидетелей и защитников труда, физической работы! Говорить ли после всего этого о том, что говорили в защиту труда отдельные выдающиеся иноки древнего времени, как-то: Макарий Великий , Арсений Великий , Паламон, Стратон, Герасим, Пафнутий, Пистамон, Евагрий, Исаия, Аммон, Иоанн Колов, Исаак Сирин и многие другие? Не будем. —591— Переносясь мысленно в пустыни, в которых трудились древние иноки и представляя их за работами, невольно спрашиваешь себя: почему основатели монашества заставляли трудиться иноков? Ведь, кажется, великие созерцатели и действительные молитвенники должны были бы бежать от всякого физического труда. В самом деле, что общего между чистым созерцанием и трудом, наприм., на поле за сохой? И, однако, они от труда не бежали. Чем же и как они мотивировали свой труд?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первые три патриарха „избирались и низвергались исключительно светской властью, которая, преследуя свои интересы, распоряжалась патриаршей кафедрой по своему усмотрению и произволу“ 2429 . Никон, в грамоте Конст. патр. Дионисию, в следующих словах определяет отношение светской власти к духовной в его время: „егда царь повелит быти собору, тогда бывает и кого велит избрати и поставити архиереем, – избирают и поставляют и кого велит судити и обсуждати, и они судят и обсуждают, и отлучают“ 2430 . После столкновения Никона с царём Алексеем (вернее с окружающим царя боярством), кончившегося не в пользу патриарха, само собой понятно, можно было лишь „беречь своего клобука“, как выражался народ о патриархе Адриане. Ставились преемники Никона, как и раньше, придворными властями. По крайней мере, писатель конца XVII и начала XVIII в. Гавриил Домецкий говорил, что Адриан купил себе патриарший трон за 12,000 рублей, уплаченных партии Нарышкиных и что его конкурент Маркелл Псковский был отстранён от престола как человек образованный и сильный характером. С унижением патриаршей кафедры, когда открылась возможность назначать в Синод, для отправления Обер-Прокурорских обязанностей, драгун- —792— ских полковников, генерал-провиантмейстеров, лейб-гвардии капитанов и пр., дело превращения официальной русской церкви в рабыню светской власти, т.-е., в чисто чиновничье учреждение, пошло усиленным темпом. Русские цари до Петра были сами церковниками 2431 и без особенных настояний со стороны иерархов более или менее входили в интересы православия, а Пётр и его преемники заняли положение верховных чиновников в государстве и требовали от представителей русской церкви лишь чиновничьей исполнительности, без рассуждений о существе и характере церковного идеала. И официальная русская церковь вполне вошла в эту колею, намеченную для неё правительственными верхами, и не поднимала своего голоса даже против самых безобразных распоряжений. Напр., понадобилось Петру сохранить от порубки дубы и он, ничтоже сумняся, даёт распоряжение „из Синода во все епархии послать подтвердительные указы, дабы священники нигде никого в дубовых гробах не погребали“ 2432 и разумеется приказ приводится в исполнение 2433 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ВМЧ митр. Макария память 20 000 Н. м. и др. святых, упомянутых в Мученичестве Индиса и Домны, также указана под 28 дек. (ВМЧ. Дек. Дни. 25-31. Стб. 2429-2431, 2433-2436). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, в «Книге житий святых» под 28 дек. поместил общее сказание о 20 000 Н. м. и проч. святых, пострадавших в этом городе ( Димитрий Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 212-219 об.- 485 об.). В зап. «исторических» мартирологах IX в. присутствуют памяти: под 12 марта - кубикулария Петра, под 27 апр.- еп. Анфима и пострадавших с ним, под 9 сент.- Дорофея и Горгония, под 23 дек.- память 20 Никомидийских мучеников ( Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 104, 135, 306, 423; MartUsuard. 1965. P. 193, 219, 300). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память Н. м. содержится под 25 дек. без уточнения их числа. В краткой заметке сказано, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (MartRom. P. 600). Под др. числами этого же месяца упоминаются святые из Мученичества Индиса и Домны, о к-рых также говорится, что они были казнены при Диоклетиане: под 21 дек. обозначена память пресв. Гликерия, преданного огню, под 22 дек.- воина Зинона, к-рому отрубили голову, под 23 дек.- Мигдония, сожженного заживо, Мардония, засыпанного во рву землей, а также не названного по имени диакона, приносившего мученикам письма от еп. Анфима. Под этим же числом упоминаются 20 безымянных Никомидийских мучеников, пострадавших во время «великого гонения» Диоклетиана, под к-рыми, возможно, следует понимать 20 000 Н. м. (MartRom. Comment. P. 597-598). Под 24 дек. обозначена память еп. Анфима (имя передано в искаженной форме - Евфимий), под 28 дек.- евнуха Индиса, Домны, дев Агапии и Феофилы и др. (MartRom. P. 595-597, 599, 600, 604). В совр. редакции Римского Мартиролога под 23 июня содержится общая память «многочисленных Никомидийских мучеников, во времена имп. Диоклетиана скрывавшихся в горах и пещерах, к-рые за имя Христово с невозмутимым духом претерпели мученичество» (MartRom (Vat.). P. 331). Под 12 марта здесь упоминаются пресв. Мигдоний, Евгений, Максим, Домна, Мардоний, Петр, Смарагд и Гиларий. Отдельно под этим же числом обозначена память кубикулария Петра, Дорофея и Горгония и приводится краткая заметка о них, составленная на основе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Ibid. P. 176, 177). Под 24 апр. обозначена память еп. Анфима и пострадавших с ним, под 2 сент.- Зинона (Ibid. P. 238, 465).

http://pravenc.ru/text/2566232.html

Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней» 2424 . Входом в Иерусалимский храм, как известно, была площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами 2425 . Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно святой Захария. Как исполненный Святого Духа пророк он сказал Анне: «Благословен твой плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою» 2426 . После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость – в Церковь Господа Твоего: теперь в земную, позже – в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна 2427 . Из святилища, к удивлению всех, Захария повел Ее за вторую завесу храма, т. е. во Святое святых, и там указал Ей место к молитве. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит 2428 . Только одной Богоотроковице Марии со времени Ее введения было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим пременения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария по внушению Божию и просвещению благодатию вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святом святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве живого Кивота Божия – Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую 2429 . Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство во храм принесением жертв и всесожжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Византийские монахи оказали и другие услуги той заботливостью, с которой они относились к делам милосердия, и огромным развитием благотворительных учреждений и общественных попечительств. Уже в IV-м веке св. Василий Великий  и св. Иоанн Златоуст советовали монахам употреблять монастырские имущества на облегчение человеческих несчастий, и этот призыв не остался бесплодным. В VI-м веке; в каждом монастыре имелся монах обязанный принимать иностранцев, бедных и больных, доставать им все, в чем они нуждались, «ибо то был не только телесный человек, которого они принимали, но сам Бог , воплотившийся в этом презренном и несчастном теле». 2422 Поэтому в большие константинопольские монастыри приходили сотнями со всех сторон несчастные, ища пропитания и крова 2423 , и нередко такой странник оставался в призревшем его монастыре многие годы, часто даже до конца жизни, при чем никто и никогда не подумал относиться к нему, как к лицу постороннему. 2424 " Если к нам приходит брат, писал святой Василий, исполняющий те же правила, как и мы, пусть он почувствует себя дома. Он найдет у нас все, что он покинул в своем жилище. Если он устал с дороги, принесем ему необходимое облегчение, чтобы он забыл свое утомление. Если это мирянин, пусть он получит у нас пример и правила воздержания, которые нужно соблюдать при еде, и скудости, которую мы требуем для нашего стола во имя любви ко Христу». 2425 Равным образом и св. Савва устанавливает меры, которые необходимо принимать «в виду множества бедных, ежедневно приходящих в монастырь». 2426 Кроме приюта и гостиницы, которые имелись во всех монастырях, существовало еще множество благотворительных учреждений, ксенодохии или больницы, геронтокомии или убежища для престарелых, птохотрофии – для бедных, нозокомии для больных, орфанотрофии для сирот, ясли или брефотрофии , лепрозории или 1овотрофии , – целая совокупность учреждений, называвшихся εαγεε οκοι. 2427 Императоры и частные лица соперничали в старании увеличить число этих благочестивых учреждений и в царствование Юстиниана они появились в очень большом числе. 2428 Один из самых знаменитых домов подобного рода в Константинополе был ксенодохиум Сампсона, который сгорел во время возмущения Ника, но потом был роскошно отстроен вновь и богато одарен императором. 2429 Другие обязаны своим учреждениям щедротам Феодоры. 2430 Точно также во всех больших городах империи, в Антиохии 2431 , в Иерусалиме 2432  и во многих других 2433 имелись подобные же учреждения. На

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Ипостасное начало в Боге соответствует принципу отличения, обозначая особенность бытия каждого из лиц Троицы 2427 посредством идиом или совокупности личных свойств 2428 , тогда как природное начало соответствует принципу единения 2429 . При этом, хотя автор признает условность нашей терминологии и тварных аналогий «различения» и «единства», применяемых к Богу, тем не менее он настаивает на допустимости и даже «непогрешительности» 2430 подобного богословского языка. Также он свободно применяет местоимение «τερος» (другой) для обозначения различия ипостасей 2431 . Развивая троичное богословие образа, автор 38-го письма говорит об одновременных тождестве и отличии образа и прототипа 2432 и связывает понятие «образа» именно с ипостасным началом в Боге. Так, ипостась Сына есть «образ» и «лицо», с помощью которого познается ипостась Отца 2433 . В результате выстраивается прямая связь между взаимным отличием ипостасей и познанием их посредством друг друга. Они познаются по своим отличиям 2434 . Понятие «знание», таким образом, оказывается неразрывно связано с понятием «ипостась» в Боге. Свт. Григорий Нисский Из святых каппадокийцев именно свт. Григорий Нисский оставил нам максимальное по объему число цитат, употребляющих термин «ипостась» практически во всех богословских аспектах. Понятие «ипостась» в триадологии Нисского святителя В триадологии свт. Григорий Нисский продолжает линию остальных каппадокийцев, исповедуя в «Троице ипостасей» единство сущности и энергии и различие и равенство трех ипостасей, или лиц 2435 . Различие ипостасей Троицы по присущим им идиомам не нарушает единства природы и единосущия ипостасей 2436 . Слово отличается от Отца, от Которого имеет ипостась, но по природе Оно то же, что и Отец 2437 . И Дух, подобно Слову Божию, ипостасно («καθ’ πστασιν» или «καθ’ αυτν») существует в естестве Божием, не внося разделения 2438 . Антиномия одновременной счислимости ипостасей и несчислимости Божества, разделения по ипостаси и неделимости «по подлежащему» (τ ποκειμν) осмысливается Нисским святителем как отражение непостижимости тайны Троицы, где ипостаси существуют одна в другой 2439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

И всё то недоброе разномыслие, всю ту оккультно-эзотерическую, магическую путаницу, о которой мы говорим, можно преодолевать, только держась здравого учения Церкви, которое дарует нам действительную, а не призрачную свободу. Свободу от лжи, омрачения, заблуждения и греха. И только свобода во Христе может научить нас жить общей достойной жизнью и двигаться к общей цели. «А цель-то какая?» – спросит кто-нибудь. Да всё та же, высшая и единая как для отдельного человека, так и для Отечества в целом. И обозначена она в Священном Писании простыми словами: «Войти в радость Господа своего» (ср.: Мф. 25: 21). Другой, более важной цели у нас нет, как нет и иной, высочайшей радости. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана Анатольевна 12 июля 2017, 15:48 Низкий поклон за статью, отец Дмитрий. Достойный ответ Николаю. Сейчас таких " МУДРЫХ " становится все больше и больше и задача их ужалить по-сильнее. Суеверий не становится меньше, наоборот, их становится больше. На месте " разоблаченных " появляются новые и более нелепые. Но на первом месте, на мой взгляд, так и лидирует " обычай " скормить батюшку блином, который три дня должен пролежать на лице покойного, его при этом промасливают, чтобы не засох, а перед подачей за помин распаривают и предлагают верному Божьему слуге-священнику, который совершал отпевание. Прочитав такое, долго вспоминаешь и содрогаешься, а представьте каково было священнику, который съел его. Татьяна Константиновна (Киев Украина) 2 июня 2017, 01:37 " Повальное невежество в вопросах церковной жизни " - это уж точно. Я сама не шибко грамотная, но " знающие " блюдут везде и всюду, не только на похоронах. Я на Пасху причастилась и, проходя мимо икона Святого Воскресения приложилась к ней, как женщина почти с ужасом закричала " Женщина, что вы делаете, нельзя! " А почему нельзя? александр 30 мая 2017, 14:57 Вопрос батюшке. Если я должен попросить прощения за отсутствие на поминках, значит, это грех.Скажите пожалуйста, какими церковными канонами предусмотрено проведение поминок именно в присутствии родственников? Почему нехорошо помянуть отдельно, у себя дома, тем более, что имеются негативные обстоятельства? Конечно, если бы я был здоров, никогда бы поминки не пропустил - маму я очень любил, в отличие от сестры, которая прямо заявляла о противоположном. Если я виноват перед мамой и Богом, то перед сестрой - то в чем провинился?

http://pravoslavie.ru/103739.html

15 авг. 1907 г. в Н. Новгороде открылся собор спасовцев большого начала, в к-ром участвовали 175 делегатов из Вологодской, Ярославской, Саратовской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Костромской, Казанской губерний. Собор подтвердил беспоповское мнение об отсутствии в наст. время правосл. пастырей и, следовательно, о невозможности совершения мн. таинств, запретил мирянам совершение крещения, исповеди и венчания. Таинство брака, по мнению собора, состоит «не в молитвах священника, а в согласии лиц, вступающих в брак по воле родителей». Собор предписал крестить тех, кто переходит в Спасово согласие от «еретиков» и не имеет крещения в 3 погружения, имеющих же - не перекрещивать. Отлучение от церкви полагалось тем, кто стрижет или бреет бороду, а также «тайно причащающимся запасными крохами». В постановлении говорилось, что «иночество может существовать и без священства». Представители Спасова согласия приняли участие в прошедшем 24 сент. 1917 г. в Н. Новгороде губ. политическом съезде старообрядцев, к-рый был созван Нижегородским политическим союзом старообрядцев всех согласий (основан 29 авг. 1917) с целью объединения старообрядчества в ходе выборов в Учредительное собрание. На съезде говорилось: «Для объединения старообрядцев на политической основе нет препятствий, так как речь идет о гражданском объединении во имя спасения погибающей Родины... Родина гибнет, народ беззаконничает, нет между людьми Бога, искренней любви» (цит. по: Сиднев. Порушенная деревня. С. 18). В съезде, на к-ром председательствовал поморец А. А. Молодов, приняли участие 150 уполномоченных от поморцев, белокриницких, спасовцев. Начиная с 1920 г. новоспасовцы регулярно собирались на съезды, где обсуждали гл. обр. способы ограждения общин от влияния внешнего мира. Собор, прошедший в 1920 г. в Вольске, решал вопросы «о стрижении головы по-польски», о роженицах, о всенощных на Рождество, Богоявление и Благовещение, о навечерницах, о наречении имени младенцу в 8-й день, о крещении младенца, о каждении. В 1924 г. состоялись 2 собора: 2 февр.- в дер. Кизатовке Вольского у. Саратовской губ. и 15 авг.- в Н. Новгороде. В 1925-1927 гг. прошли 3 собора в Н. Новгороде, в мае 1927 г.- собор в Самаре. Все эти собрания решали разнообразные насущные вопросы жизни согласия и стремились к тому, чтобы эти постановления выполнялись всеми членами согласия. В 1926 г. новоспасовцы предприняли попытку создания «центральной организации Всероссийского братства», был избран совет братства из 17 чел. под председательством И. И. Востроухова. Собор 1927 г. принял решение зарегистрировать все новоспасовские общества и установить сбор с каждого из их членов в пользу Всероссийского братства в размере 5-10 к. (ОРКиР НБ МГУ. 2429. Л. 37-37об. Л. 54).

http://pravenc.ru/text/78246.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010