Тому же учил Он и словами. По учению Евангелия, не мир принес Христос на землю, а меч, не спокойствие обещал Он своим последователям, а борьбу с самими собой с плотскими вожделениями, с греховной природой их, с окружающим их злом. Желающий спастись должен избрать между Богом и радостями мира. Избравший первое спасется, но за то будет страдать, путь к добру путь тесный, скорбный ( Мф.6:24 ; Лк.13:22–23 ). Праведник, по Евангелию, не должен стремиться к благам мира и в них полагать свое счастие. «Горе богатым, горе смеющимся, горе любимцам мира» ( Лк.6:24 ). Он не может надеяться на мирное и спокойное пребывание на земле, на невозмутимое счастие, не может иметь даже семейных привязанностей, коль скоро они идут в разрез с требованиями Евангельской истины ( Лк.14:26–27 ). Евангелие высказывает мысль, что добро здесь на земле не признается первым; истинно первые, добродетельные люди, здесь оскорбляются, унижаются ( Лк.13:30 ; Мф.20:25–27 ; Мк.10:28–31,42–44 ). Для достижения истинной жизни человек должен умереть, отрешиться от мира, убить в своей душе то, что приковывает ее к земной жизни ( Мф.10:37–38 ; Лк.9:23–29 ; 2Кор.4:16 ). Иисус Христос учил, что и невозможно христианину наслаждаться земным внешним счастием, потому что принципы мировой жизни и идеалы христианина различны. «Если мир вас ненавидит, то знайте, что Меня прежде вас возненавидел; если бы вы были от мира сего, то мир любил бы свое, а как вы не от мира сего, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» ( Ин.15:18–19 18:36–37). Также рассматривалось и Апостолами благо жизни, возможное на земле. Они видели во всей земной жизни человека лишь подготовление к загробному бытию, указывали возможность полного воздаяния за земную жизнь только в будущей жизни ( 1Пет.2:11 Ср. Евр.13:13–14 ; 2Кор.4:17–18, 5:1–10 ). Величайший из тех, чья жизнь была выражением общих нравственных качеств, требуемых от христианина, Апостол Павел, сам по собственному опыту знал участь добра на земле. Он в качестве общего закона моральной жизни всего человечества выставил положение, что все желающие благочестиво жить во Христе Иисусе будут гонимы 2Тим.3:12–13 ). Так было и в прошедшей истории человечества одни праведники были замучены, другие испытали поругания, побои, а также узы и темницы. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по темницам и ущельям земли ( Евр.11:35–37 ). Христова благодать вменяется человеку, по учению того же Апостола, только под условием страданий и жизни подобной (по возможности) жизни Христа ( Гал.2:18–21 ; Рим.8:1–13 и особенно ясно 2Кор.5:14, 17 ). Апостол Петр страдания добрых людей считает их уделом, неотъемлемой принадлежностью жизни их ( 1Пет.2:19–21, 3:14–17, 4:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Только единородный Сын, единосущный Отцу, знает существо Отца и как вечное Слово отображает Его в Себе. Сын во Отце и Отец в Сыне ( Ин.10:37–38 ) и оба совершенно едино ( Ин.10:30, 1:18 ) в познании ( Ин.10:15 ), в воле ( Ин.5:30 ), в деятельности ( Ин.5:17–19 ); поэтому Сын один может сообщить истинное и возможно полное ведение о Боге. Поэтому же только признание и познание Сына есть путь к познанию Бога и Отца. И Сына человек знает только потому, что Он явился как Спаситель мира, Христос, и вочеловечился в Иисусе. Поэтому в познании Иисуса дано уже и познание Отца. Таким образом, незнание и отрицание Сына в конечном результате ведут к незнанию и отвержению Отца; но отрицание Сына имеет свое основание в отрицании коренной истины христианства, что Иисус есть Христос. После этого для нас совершенно ясен ход мысли Апостола в 22 и 23 стихах. Познание Иисуса как Христа, Спасителя мира, для того, кто им действительно обладает, есть непререкаемая истина, и Апостол не может представить себе, чтобы можно было отрицать эту истину, не отказываясь вместе с тем от всякого познания истины вообще; кто отрицает эту истину тот показывает, что он утратил всякое чувство истины, потому что, по Апостолу Иоанну, нельзя видеть Иисуса, чтобы не признать в Нем Христа. Отрицающий эту истину в конце концов показывает, что с истиною, которая в Боге и от Бога, чрез Его Сына Иисуса Христа ( Ин.14:6 ), он не имеет ничего общего: она не просвещает его. Он сын того, кто во истине не стоит, кто есть лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). На основании сказанного вполне точно, как нам кажется, определяется и смысл формулы: ησος οκ στιν Χριστς=Иисус не есть Христос в том точно определенном смысле, как понимает Его Апостол Иоанн ( Χριστς). В этом отрицании ясно сказывается антихристианское существо лжецов: все они одинаково служат делу антихриста и потому, кто бы ни произнес: ησος οκ στιν Χριστς, он есть один из тех ντχριστοι πολλο, которые своим явлением свидетельствуют, что дух антихриста уже действует в мире; поэтому Апостол далее и называет такого лжеца приличествующим ему именем; οτς στιν ντχριστος.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

    «Три лета и месяц шесть». Вместо этого определённого числа, Третья Книга Царств (18:1) говорит только о третьем лете, но, вероятно — от пребывания Илии в Сарепте, а не от начала голода. Иисус Христос определяет голод также в 3 ½ года (Лк. 4:26).    Стих 20. Спасет душу. Многия рукописи (например, Синайская) прибавляет: его, ατο, Вульгата: ejus. Это прибавление указывает на спасительность обращения грешника на путь истины.    Но так как спасший грешника от заблуждения совершает великий подвиг, заслуживающий награды на Небе, то в то же время он спасает и свою душу, покрывает не только грехи падшого брата, но заслуживает прощение грехов и себе.    [Таким образом, вопреки мнению некоторых новейших сектантов, мнящих себя быть совершенными и признающих таинство Покаяния совсем излишним для себя, по возможности Христианам грешить (1 Ин. 3:9), и даже безполезным, по возможности обновлять покаянием согрешивших Христиан (Евр. 6:4-6) — Апос­тол прямо утверждает и возможность для Христианина уклонения на ложный путь и возможность обращения его на путь истины — конечно, посредством покаяния и, наконец, возможность спасения его даже и от множества грехов (αμαρτιν)].    Здесь, однако, нужно отметить, что Раав, считая евреев слугами Бога и пото­му уверенная, что Иерихон не устоит перед ними, ради спасения себя и своей семьи, предала свой народ на избиение, разграбление и уничтожение (Нав. 2:24) — Ред. Первое Послание Апостола Петра. Сведения о писателе.    Апостол Пётр, брат Андрея Первозваннаго, был сыном Ионы (Мф. 16:17), из Вифсаиды, небольшого Галилейского города по ту сторону Иордана (Ин. I:44), занимался рыбною ловлею (Мф. 4:18), был женат и имел дом в Капернауме (Мк. 1:20, 30). До призвания он назывался Симоном, по призвании же в предзнаменование и в награду своей твёрдости в вере, получил прозвание Кифа (по-Гречески Пётр — камень) (Ин. 1:42; Мф. 16:18). Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказывал это многочисленными примера­ми своей крепкой привязанности к Господу. И Господь всегда отличал его перед прочими Апостолами, делая его участником и свидетелем самых боль­ших чудес Своих (Лк. 8:51) и важнейших событий Своей жизни (Мф. 17:1; 26:37). По воскресении Иисуса Христа, ободрённый к прежней ревности лю­бовью Господа (Ин. 21), он сначала является одним из важнейших деятелей образующейся Церкви Христовой и первый начинает проповедь о Христе в день Пятидесятницы (Деян. 2:14) и перед синедрионом (4:8), и в числе пер­вых подвергается и опасности пострадать за Христа (12:3). Он же первый заботится об устройстве Церкви вне Иерусалима (8:14) и первый полагает начало Церкви Христиан из язычников обращением Корнилия (глава 10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б) Б обетованном Царе Мессии обещано было благословение всем племенам земным ( Быт.12:2–3 . и др.), и показаны свойства такого Царя, который должен был пользоваться чрезвычайным благоволением Божиим, неограниченным могуществом и другими высокими и Божественными совершенствами ( Ис.9:6–7, 11:1 и сл.). в) Сей Царь есть вместе великий Пророк, за неповиновение Которому Бог угрожал страшным мщением ( Втор.18:18 ), Который Сам возвещает повеления Господня ( Пс.2:7 ), и в тоже время Он – вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). г) Обетованный Спаситель изображается необыкновенным Миротворцем ( Быт.49:9–10 ), Царём мирного царства, которого мир проистекает от обильного боговедения ( Ис.11:9 ); Ему обещана покорность народов ( Быт.49:10 ), и неограниченная власть над вселенною ( Пс.2:8 ); и царство Его есть царство вечное ( Пс.44:7, 18 ; Дан.2:44 ). д) Но яснее сего показано было духовное величие сего царства в тех местах пророчественных, где обетованный Спаситель – Царь изображается в уничижённом состоянии, как в Псалмах 21, 39, 68; – страждущим и умирающим за грехи наши, как у Пророка Исаии 52:1 слд. 53:5. Дан. гл. 9. – И е) Чрез уничижение сей Царь достигает величия, власти и славы ( Пс.21:26–32, 68:33 слд. 109:7. Ис.50:6–9, 52:14–15, 53:12 ; Зах.9:9–11 ). II. В Новом Завете с очевидною ясностью раскрывается та истина, что царство Иисуса Христа не есть земное – видимое, но небесное – духовное. а) Иисус Христос на вопрос Пилата: «Ты ли еси Царь Иудейск?» даёт ясное свидетельство о том, что Его царство не есть земное, а духовное: «Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися Быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же царство Мое несть отсюду» ( Ин.18:36 ). Далее Спаситель объясняет главную черту Своего царства: «Ты глаголеши, яко Царь есмь Аз. Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину. И всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» ( Ин.18:37 .). Слова сии показывают, что царство Христово состоит не во внешнем обладании странами и народами, и не во внешнем величии и могуществе, но в распространении Божественной истины, которая, и без внешнего владычества, может обладать сердцами, преданными ей, и руководить их ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О деятельности падших духов, которую Бог только попускает, потому что не хочет стеснять их свободы, православная Церковь учит: «они (злые духи) виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ... Впрочем не могут употребить насилия ни над одним человеком..., если Бог не попустит им» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 21). То есть, диавол действует, как враг Божий и вместе как враг человеческий. I. Сам Спаситель называл диавола – врагом Своим, который всевает плевелы на том селе, где Он, Сын человеческий, сеет доброе семя ( Мф. 13 : 37, 39 ); князем мира сего ( Ин. 12 : 31; 14:30; 16 : 11 ), имеющим свое царство, совершенно противоположное Царствию Божию ( Мф. 12 : 26, 28 ), и выражал мысль, что эта область сатанина есть язычество ( Деян. 26 : 18 ) и вообще греховное состояние людей, которым отец – диавол ( Ин. 8:44 ). Св. Апостолы именовали диавола и ангелов его началами, властями и миродержителями тмы века сего ( Еф. 6 : 12 ); его царство – державою смерти ( Евр. 2 : 14 ), властию (областью) темною, противоположною царству Сына Божия ( Кол. 1:13 ). II. О вражде диавола против людей известно следующее: 1. Диавол, будучи человекоубийца искони, т.е. искусив наших праотцов еще в раю ( Ин. 8:44 ), с того времени не преставал искушать и преклонять ко злу нравственному и каждого из людей всеми возможными мерами. Он яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ); у одних ослепляет разум, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы ( 2Кор. 4:4 ); у других, для кого уже возсиял сей свет, взимает слово Божие от сердца их, да не веровавше спасутся ( Лк. 8:12 ); третьих, как благочестивого Иова ( Иов. 1:9 и дал.), по Божии попущению, преследует бедствиями, и всаждает в темницы, да искусятся ( Ап. 2:10 ), и т. п. 2. Диавол или его демоны нередко даже вселялись, по Божии попущению, и вселяются в человека, чтобы его мучить. В этом несомненно убеждают нас Евангельские сказания о бесноватых: а) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на людей, действительно имевших в себе демонов, и потому, когда беседовал с бесноватыми, то направлял слова Свои не к людям, но прямо к демонам, называл их ясно духами нечистыми и повелевал им изыти от людей: изыди душе нечистый от человека ( Мк. 5:8 ; снес. 1:25 ); душе немый и глухий, Аз mu повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него ( Мк. 9:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

37:2. 3. 14). 53. Все сие я привел на память для того, чтобы, рассматривая жития святых, «не влаялись мы всяким ветром учения» (Еф. 4:14), но воодушевлялись на труд, и, житие их имея образцом в предлежащей нам жизни, соделались народом Божиим особенным.— «Не будем оскорблять Духа Святаго, Которым знаменались мы в день избавления» (Еф. 4:30), «ни угашать Его, ни пророчествия уничижать» (1 Сол. 5:19. 20), дабы не оказалось, что, когда Дух Святый благоволит обитать в нас, мы не даем Ему места. Никого другого не будем бояться, кроме Бога, Который есть праведный Воздаятель и Судия дел каждого, и Который с преподобным – преподобен, и с мужем неповинным-неповинен,-как Сам говорит: «Аз любящия Мя люблю, ищущии же Ме­не, обрящут благодать» (Прит. 8:17); и в другом месте: «аще пойдете ко Мне страною, пойду и Аз с вами в ярости страною» (Лев. 26:23. 24). 54. Не будем гневаться друг на друга; а если, когда гневом побеждены будем, сделаем так, чтоб и гневаясь не со­грешать, т. е., будем покаянием предварять захождение солн­ца (Пс. 4:5; Еф. 4:26). Будем помнить, что нам заповедано в Писании, многократно прощать согрешающего против нас (Мф. 18. 21), и даже оставлять пред алтарем дар наш, угрожая, что он не примется, пока чрез примирение не сделаем его угодным Богу, – чтобы можно было нам с дерзновением возглашать в молитве: «о ста в и нам долги наша, якоже и мы оставляем должником на­шим» (Мф. 6:12), и апостол заповедует «прощать, аще кто на кого имать поречение, яко же и Христос простил есть нам» (Кол. 3:13). Будем в кротости учениками всех Святых и особенно пророка Давида, о котором написано: «помяни, Господи, Давида и всю кро­тость его» (Пс. 131:1), и Моисея, о котором читаем, что он был «кроток –зело паче всех человек, сущих на земли» (Числ. 12:3). И Господь в Евангелии о кротких говорит: «блаженни кротцыи, яко тии на­следят землю» (Мф. 5:5); и еще сказано: «бывайте под­ражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1); и: «будете вы совершени, акоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48); и в другом месте: «будете святи, якоже свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш» (Лев. 11:44) 55. Читая сии свидетельства, да сеем и мы семена правды, дабы пожать плод жизни. Потщимся возжечь свет ведения; ибо время уже нам познать Бога, да приидет к нам чрез сие плод правды. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2). Искрен­но возлюбим друг друга, согласно с словом Писания: «исполнение закона любы есть» (Рим. 13:10). Что под­тверждает и св. Иоанн, говоря: «заповедь прияхом от Отца... да любим друг друга» (2 Ин. 4; 1 Ин. 3:23); и еще: «да любяй Бога любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21); и опять: «не якоже Каин от лукаваго бе, и закла брата своего. И за какую вину закла его? Яко дела его лукава беша, а брата его праведна. Не чудитеся, братия мои, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Ин. 3:12 –14). –Будем же любить себя взаимно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Хотя Господь и пришел в Иерусалим как простой паломник, встреча с людьми, Его знавшими и о Нем наслышанными, неизбежно вызвала Его на учение. Учение Господа в Иерусалиме, как и в Его раннейшие посещения, вращается вокруг догматических тем. Оно отличается особенностями, характерными для Ин. вообще, но, преимущественно, для сохраненных в Ин. Иерусалимских бесед Спасителя. Слова Христовы, или даже одно Его присутствие, то впечатление, которое Он производит, та молва, которая Его окружает (7: 14; 8:12; 10:18), вызывают недоумение иудеев (ср. 7:15; 8 и слл., 10 и слл.). Недоумение есть повод для учения. Но учение никогда не исчерпывает недоумения. Оно возбуждает новые вопросы и оставляет непонимание – часто враждебное (ср. 7:35–36; 8:57–59; 10:39). Многое стало ясным впоследствии в опыте Страстей. Это, в равной мере, касается явления Мессии в Страстях (8:28), предварения славы в воскрешении Лазаря ( Ин. 11 ср., особенно, стт. 4, 40), как прообразе воскресения Христова, ниспослания Св. Духа, обусловленного прославлением Иисуса чрез Страсти (7:37–39), утверждения на жертвенном подвиге Пастыря нового союза Его овец (10:1–18). По содержанию, учение Господа в Иерусалиме и его окрестностях – учение словом и учение делом – являет противоположение Его и мира (7–8, ср., особенно, 8:21–23) и возводит это противоположение к противоположению двух отцов: Бога, как Отца Иисуса, и диавола, как отца иудеев (8:38–44). Послушание диаволу, как отцу, выражается в рабстве греху. В доме Божием присутствие раба есть случайность. Сын освободит раба (8:31–36). Освобождение есть спасение, т. е. утверждение Царства – основная тема Ин. и всего благовестия Христова, – но в контексте отрывка ударение лежит на контрасте. Преодоление контраста чрез Страсти ведет к установлению на месте старого союза иудейства нового союза Доброго Пастыря и Его овец (9–10), и в воскрешении Лазаря (11), которое оказывается ближайшим поводом к Страстям и прообразует воскресение Христово, дается предвосхищение славы, в которую Господь войдет чрез Страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Словами: призвах (и дах) тя в правде пророк от лица Божия говорит о том, что Иисус Христос призван на Свое служение Самим Богом по требованию Его Божественного Правосудия (в правде), т. е. потому, что так требовала Его правда. Служение же Его роду человеческому будет состоять в следующем: 1) чтобы быть в завет рода Израилева и во свет языков, т. е. ввести Израиля в новый, лучший завет с Богом (ср. Иер. 31:31–34 ), а вместе просветить светом нового закона и язычников, короче – спасти тех и других, еже быти тебе во спасение даже до последних земли, как говорит пророк в другом месте ( Ис. 49:6 ). Таким образом спасение рода человеческого имело совершиться, по словам пророка, прежде всего чрез привлечение в новый завет с Богом иудеев, а потом уже чрез просвещение новым законом язычников. Так действительно и было. Иисус Христос, согласно этому пророчеству Исаии (и подобному же пророчеству Иеремии – 31:31–34; 32:40), явившись в мир в качестве ходатая или посредника нового завета Бога с родом человеческим ( 1Тим. 2:5 : Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ; 1Ин. 2:1 ), прежде других призвал ко вступлению в этот новый и лучший завет израильтян, чтобы восстановить колена Иаковлевы и рассеянных израильтян обратить к Богу (ср. Ис. 49:6 ). Об этом Сам Иисус Христос так сказал: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф. 15:24 ), и, поэтому, посылая первых учеников Своих на проповедь, Он сказал им: на путь язык не идите, и во град самарянский не внидите: идите паче ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 10:5–6 ). Но, так как израильтяне, в большинстве оказались непослушными Его призывающему голосу ( Ин. 12:37–41 ; Рим. 10:16–21 ), и так как с другой стороны Иисусу Христу подобало привести и ины овцы, яже не суть от двора сего ( Ин. 10:16 ), чтобы послужить во свет языков ( Ис. 42:6 ) и таким образом быть во спасение даже до последних земли ( Ис. 49:6 ), – то Иисус Христос по отвержении Его проповеди иудеями повелел ученикам Своим идти со словом благовестия к язычникам: шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф. 28:19 ). Они же изшедше проповедаша всюду ( Мк. 16:20 ), так что во всю землю изыде вещания их и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). Но, проходя грады и веси с проповедью Евангелия, апостолы, следуя примеру своего Божественного Учителя, прежде всего обращались к иудеям и только, будучи отвергаемы последними, предлагали евангельское слово язычникам ( Деян. 13:44–47 ). Таким образом, согласно настоящему пророчеству, Иисус Христос назначенный в завет рода израилева, послужил вместе и светом для язычников, как Сам благоволил именовать Себя: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ), Аз свет в мир приидох ( Ин. 12:46 ), и как именовали Его праведный Симеон ( Лк. 2:32 ) и апостолы ( Ин. 1:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Десятый член. Святое Причащение. На Тайной Вечери Господь Сам сказал о благословленных Им хлебе и вине: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:2628 ; Лк.22:1920 ; 1Кор.11:2329; 10:16 ). Кроме того, Господь сказал: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается Таинство святого Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.18:18 ; Ин. 20:2223 ); от святых апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, то есть к истинным пастырям Церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри Церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:15 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), то есть те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников Церкви, суть тати или волки. Первая заповедь Десятословия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что святые угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:2223 ). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первой заповедью. Посему воистину почитаются святые пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все святые праведники ( Притч.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их житиях ( Сир.44:114 ; Пс.77:37 ). Вторая заповедь. Идолы, или кумиры, были и имеются у языческих народов, которые не знают Бога истинного. Идолы, или кумиры, суть не действительные, но вымышленные, ложные боги и вещественные изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большей частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу или выше земли, например: Ваал, Астарта, Вил.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вскоре после этого Иоанн вместе с Иаковом, Петром и Андреем от своего рыбного промысла был позван Иисусом на вечное последование за Ним, на апостольское служение ( Мф.4:18 и далее; Мк.1:16 и далее; Лк.4:1–11 ). Таким образом, он есть представитель тех христиан, которые мало-помалу, без насильственной внутренней борьбы и без поразительных внешних перемен, введены в общение с Искупителем, между тем как апостол Павел представляет нам разительный пример внезапного, быстрого обращения. Первый способ обращения применен особенно к душам нежным, чувствительным и девственным; а другой – по отношению к характерам сильным и решительным. Иоанн, сердце которого рождено для глубокой дружбы и искренней любви, сделался одним из самых близких учеников Господних. Он брат его Иаков и Симон Петр составили общество, самое избранное из избранных, тот священный дружеский круг, который пользовался особенным благоволением у Богочеловека. Только они одни были очевидцами воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:37 ), преображения Христова на Фаворе ( Мф.17:1 ) и Его страданий в Гефсимании ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ). Основания такому предпочтению нужно искать частью в благой воле Господа, частью в свойствах этих трех учеников. Об Иакове мы почти ничего не знаем. Кажется, он был от природы тих, серьезен и глубокомыслен и умер в 44 году мучеником – первым из мучеников-апостолов. По значению и влиянию занял его место и некоторым образом заменил его апостол Павел. Петр известен нам как человек порывистый, горячий, деятельный; Иоанн не сильно высказывался вовне, но зато яснее и сильнее пламенеет душа его внутри. Его любящая душа, свойственная ему особенная религиозная настроенность поставила его выше даже двоих из избранных апостолов и дала ему первое место в этом кругу друзей Богочеловека. Он имел особенную честь возлежать на персях Господа и прислушиваться к биению сердца в вечно Милосердом ( Ин.13:23 ). Поэтому в писанном им Евангелии он обыкновенно, по скромности, скрывает себя и вместе с тем по чувству глубочайшей благодарности называет себя учеником, которого любил Иисус ( Ин.13:23, 19:26, 20:2, 21:7, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010