Когда Он говорит: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну”, то этим Он показывает нам Свою власть и величие, ибо воистину Он есть Судия живых и мертвых, по свидетельству пророка Исаии: “Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел… Бог крепкий, Властелин, Князь мира”(Ис. 9, 6.). Если Он Бог крепкий, Властелин, Князь мира, то Он — Судия живых и мертвых. Приведенные выше слова сказаны Господом нашим Иисусом Христом о Своем втором пришествии, когда Он будет судить живых и мертвых. Когда же читаешь Его слова: “Я не сужу никого”, — то знай, что здесь Он говорит о Своем первом пришествии, о котором Он сказал: “Я пришел не судить мир, но спасти мир”(Ин. 12, 47.). Господь говорит: “Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно”, ибо “свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня”(Ин. 8, 18.): и Сам, и через пророков. Сам Бог Отец свидетельствует о Сыне на Иордане и на Фаворской горе, говоря: “Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте”(Мф. 3, 17; 17, 5.); свидетельствуют о Сыне Божьем также и неизреченные знамения и чудеса, явленные при Рождестве и при Распятии Господа Иисуса Христа; поэтому истинно свидетельство Сына Божьего о Себе. Однако Господь Иисус Христос сказал: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”. Если это так, то почему Он многократно говорил: “Я свет и жизнь”(Ср.: Ин. 8, 12; 14, 6.)? Почему Он сказал самарянке и слепому: “Я Христос”(Ср.: Ин. 4, 26; 9, 37.)? Почему Он много раз называл Себя Богом, равным Отцу, говоря: “Я и Отец — одно”(Ин. 10, 30.), — и еще: “Все, что имеет Отец, есть Мое”(Ин. 16, 15.)? Как соединить все сказанное со словами: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”? Если Его свидетельство не истинно, то какая может быть у нас надежда на спасение? Господь Иисус Христос сказал это из-за иудеев, хотевших так обличить Его: “Ты свидетельствуешь Сам о Себе, но никто, свидетельствующий сам о себе, не достоин веры”(См. Ин. 8, 13.). Возражая им, Господь говорит: “Если, по вашему мнению, Я не достоин веры, поскольку Я Сам о Себе свидетельствую, то есть другой человек, свидетельствующий обо Мне, — Предтеча”(См. Ин. 5, 32–33.). Ведь жиды посылали спросить Предтечу о Христе, и Иоанн отвечал им: “Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”(Ин. 1, 34.). И еще сказал Иоанн: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни”(Ин. 3, 36.). Много других свидетельств о Христе дал Предтеча пришедшим к нему иудеям. Поэтому сказал им Христос: “Вот, вы послали спросить Иоанна обо Мне, ибо вы верите ему и слушаете его более, нежели Меня. Поэтому говорю вам по вашим мыслям: если Мое свидетельство не истинно, тогда устыдитесь свидетельства Предтечи, к которому вы сами послали, считая его достойным веры, ибо вы все свидетельствуете о нем, что он — истинен. Я имею трех свидетелей: Моего Отца, Мои дела и Иоанна — все они свидетельствуют обо Мне”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Это усыновление Отцу и исполнение Святым Духом могло свершиться только через Иисуса Христа, только после Его прославления (см.: Ин. 7: 39). Иисус Христос постоянно намекал ученикам на то, что именно Он – причина прихода Духа-Утешителя. Идя на Спасительную Страсть, Господь сказал Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14: 16–17). И еще: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14: 26). А также: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26). Хотя Святой Дух явился в мире в полноте после Сына, но он, по святителю Григорию Богослову, был всегда равночестен Сыну и Отцу. Дух Сам «свидетельствует», «напоминает», «научает» учеников Христовых. Более того, из проповеди в Назаретской синагоге мы видим, что именно Дух Господень помазывает на служение Иисуса Христа (см.: Лк. 4: 18). Следовательно, в Пятидесятницу, как и при Крещении Господнем на Иордане, была явлена вся Святая Троица. Был голос Отца с неба, словно гром; было явление Духа в виде огненных языков, как ранее – в виде голубя; было явление Сына как Слова Божия, Которое стало основой проповеди о Воскресении. Действие Святого Духа, с одной стороны, подобно огню. Об этом духовном огне говорил Сын Божий, когда намекал, что пришел, чтобы низвести огонь на землю. И даже подчеркивал: «И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся!» (см.: Лк. 12: 49). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить «Духом Святым и огнем» (Лк. 3: 16). Посылаемый от Отца через Сына, Святой Дух просветил апостолов и зажег их к благовествованию Евангелия. И как свечи зажигаются одна от другой, сохраняя один и тот же свет, так и через рукоположение апостолов на их преемников, по мысли святителя Григория Паламы, благодать Божественного Духа стала передаваться от поколения в поколение в Церкви Христовой. Но, с другой стороны, действие Святого Духа подобно воде. На это намекает Евангелие от Иоанна словами: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей… Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 37–39). Принявшие Духа Святого и сами становятся источниками воды живой, которая исходит из чрева, то есть от сердца как центра жизни и телесной, и духовной. О сердце как о центре принятия Святого Духа писал и апостол Павел: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4: 6).

http://pravoslavie.ru/79665.html

«Наклонили лица свои к земле» (стих 5). Это свидетельствовало о том, что мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. «Что вы ищете», т.е. вы напрасно ищете. «Живого», т.е. того, кто жив, а не мертв (ср. стих 23). «Между мертвыми», т.е. в месте, где подобает находиться мертвым, – как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и оставаться мог только обыкновенный умерший! «Вспомните...» (стих 6). Евангелист Лука, очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные выше ( Лк.9:22, 18:32 и сл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание, чем у Марка. «Сыну Человеческому» (стих 7). Так Христос называл Себя только до воскресения (ср. стих 26). «Человеков грешников», т.е. язычников (ср. Лк.18:32 ; Гал.2:15 ) 32 . У евангелиста Матфея это выражение имеет более общее значение ( Мф.26:45 ). «И в третий день воскреснуть...» (см. Мф.16:21 ). «Возвестили» (стих 9). Здесь евангелист Лука согласен с Матфеем ( Мф.28:8, 10 ). Евангелист Марк говорит иное (см. комментарии к Мк.16:8 ). «То были Магдалина Мария...» (стих 10) Имена женщин, которые приводит здесь один евангелист Лука (Матфей и Марк имена этих мироносиц приводят ранее – см. Мк.15:40, 47 ; Мк.16:1, 6:3 и параллельные места Евангелия Матфея). При этом, согласно евангелисту Луке, были и другие женщины. «Не поверили им» (стих 11; ср. Мк.16:11 ). «Петр... побежал» (стих 12). Это упоминание о Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн ( Ин.20:3 ; ср. стих 24). «И пошел назад, дивясь сам в себе...» Правильнее: «и ушел к себе домой» ( πρς αυτν – «к себе», зависит не от слова «дивясь», а от слова «пошел», – Евфимий Зигавин; ср. Ин.20:10 ). Лк.24:13 .  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; Лк.24:14 .  и разговаривали между собою о всех сих событиях. О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление ( Мк.16:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прежде, однако, надо рассмотреть, почему Бог , являясь общим Богом ангелов, людей и всякой твари, говорит, что Он будет Богом преимущественно тех, кто просветится благодатью, т. е. Евангелием и крещением. Как когда Он сказал «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова» ( Исх.3:6 ), ответив на чистую веру в Него отцов своей к ним любовью и расположением, будучи, как мы сказали, не только их Богом, но всей сотворенной природы, так же надо понимать и в этом случае. Ведь тогда Он сказал, что будет для них Богом, а они для Него народом (см. 2Кор.6:16 ), обнаруживая крепкую и несгибаемую веру народов и жар Своей любви к ним. И разве же Его обещание быть милостивым к их несправедливостям и беззаконий их и грехов не попомнить больше (см. Евр.8:12 ) не намекает на божественную благодать крещения? О Законе ведь Он говорит, что исполнивший все, написанное в книге Закона, будет жив (см. Гал.3:12 ). Уверовавший же в Слово Божие, Христа, и воспринявший купель божественного крещения, будучи омыт от всех своих прегрешений, отпускается совершенно чистым. Видя это, Исайя говорит: «Мойтесь и очищайтесь, освобождайтесь от вашей испорченности» ( Ис.1:16 ), проповедуя, что Богу будет приятно некое духовное и божественное омовение людей, счищающее все грехи и вымывающее из душ всю грязь. И даже если бы со звездами или песком морским по числу сравнялись у кого-нибудь грехи, путем такого необыкновенного омовения он смог бы от них избавиться, словно бросив пучок пакли в огромное море огня. Пусть свидетельствует тебе пример чуда, совершавшегося прежде в Силоамской купели и являющегося прообразом и проявлением дарованного нам обновления и оставления грехов посредством воды: как там первый, кто входил в купель после возмущения воды божественным ангелом, избавлялся от всякой болезни ( Ин.5:4 ), так и при божественном крещении принимающий его совлекает и отбрасывает всякую душевную скверну, словно некую обветшалую одежду, и весь становится чистейшим и святым. Знай же, что божественное омовение дарует оставление старых прегрешений, и это и означает: «Милостив буду к несправедливостям их и беззаконий их не попомню больше» ( Иер.31:34 ). А за все грехи, совершенные после этого, мы должны дать ответ в неложный день ожидаемого Суда (см. Мф.24:30–31,25:31–46 ), когда Сын Божий придет со Своими святыми ангелами судить мертвых и живых и по справедливости воздать добрым сострадание, неограниченную силу и царство, а тем, кто прожил нечестиво, – неизреченные скорби и неугасимый огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Люди, отрицающие Бога-Сына, отрицают и дар Божьей любви. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет Отца» ( 1Ин.2:22, 23 ). Библия учит, что те, кто веруют в Него, не будут осуждены (см. Ин.3:16–18 ). Иисус Сам будет судить тех, кто отвергает Его, потому что Отец «весь суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ). Все неверующие тоже предстанут однажды на суд перед великим белым престолом (см. Отк.20:11–15 ). Но поскольку их имена не будут вписаны в Книгу жизни, их бросят в огненное озеро. Из Писания ясно видно, что они не подвергнутся при этом немедленному уничтожению, а будут испытывать вечные муки. В Откровении рассказывается о том, что перед тем, как на земле утвердится 1000-летнее царство Христа, зверь и лжепророк будут брошены в озеро огненное (см. Отк.19:20,21 ). В конце этого тысячелетия сатана тоже будет брошен в огненное озеро, где он присоединится к зверю и лжепророку, которые и через 1000 лет не погибнут, а будут продолжать мучиться в огне (см. Отк.20:10 ). Как бы ни казалось это противоречащим разуму, но, как говорит Библия, верующие в Иисуса Христа и спасение получат вечную жизнь. Те же, кто не восстановит правильные взаимоотношения с Богом через веру в Христа, обрекут себя на вечные муки. Обе эти истины излагаются в Писании. Евангелие от Матфея 25:46 свидетельствует: «И пойдут сии (осужденные) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Бессмысленно отрицать вечные муки, не отрицая вечной жизни. Как сказал христианский теолог Леон Моррис, «наказание столь же вечно, как и жизнь. И первое также неограниченно, как и второе». Унитариям-универсалистам следовало бы согласиться с тем, что говорится об аде в Библии. Как сказал Моррис, «если Иисус имел в виду не вечное возмездие, а что-то другое, то странно, что Он не оставил после Себя ни одного высказывания, где бы об этом говорилось. В Новом Завете нет подтверждений предположению, что наказание за грех когда-либо оканчивается».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Отсюда ясно, что святые могут ходатайствовать пред Богом о нашем спасении и что они при жизни, как и по смерти, молятся на небесах о пребывающих на земле, испрашивая для них то, что служит им на пользу. Но и ангелы также посылаются Богом в помощь молящимся Ему (см.: Быт.24:7 ). Так послан был от Него ангел, спасший пророка Даниила во рву от львов (см.: Дан.6:23 ). И великий апостол Павел говорит, что ангелы служители Божии, посылаемые Им в помощь желающим наследовать спасение ( Евр.1:14 ). Итак, на свидетельствах Священного Писания я показал тебе, что святые и ангелы могут ходатайствовать о нас своими молитвами пред Богом как други Божии ( Ин.15:14 ), как возлюбленные Божии ( Рим.11:28 ) и как присные Богу ( Еф.2:19 ). Сектант : Своим поклонением ангелам и святым православные умаляют честь, подобающую одному Богу. Апостол Павел обличал колоссян, которые, оставив поклонение Богу, поклонялись ангелам, и строго запрещает им поступать так: никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и лицемерным служением ангелов ...не держась главы (Христа), от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол.2:18–19 ). Священник : Почитание Божиих слуг нисколько не умаляет чести Владыки и Господина их. И прежде всего потому, что иное дело поклонение, воздаваемое Самому Богу, и иное почитание ангелов и святых как служителей и возлюбленных друзей Божиих. Сам Дух Святой внушает нам: хвалите Бога во святых Его ( Пс.150:1 ). Ведь Бога мы и тогда славим, когда обращаемся за помощью к святым и ангелам, возносящим к Нему наши прошения вкупе со своими хвалами и молитвами (см.: Деян.9:32–42; 20:9–12, 36; 28:3–9 ; Откр.5:8 ). Господь прославил святых (см.: Рим.2:10 ) и облек их Своею славой, о чем Сам свидетельствовал в молитве к Отцу: и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин.17:22 ). И еще: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 ); Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

24 Ср. Лк 16:26: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 25 Греч. йsme d…kaion sumpaq»santa m»te tolm»santa dielqe‹n. Возможный вариант перевода этой фразы: Так что ни праведный не мог бы принять к себе [неправедного], почувствовав [к нему] сострадание, ни неправедный не осмелился бы перейти [к праведному]. В лат. переводе: Так что никто из праведных, побужденный милосердием, не мог бы туда перейти или быть принятым, ни какой-нибудь неправедный не дерзнул бы перейти. 26 См. Платон. “Тимей” 34с: “Бог сотворил душу первенствующей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела”. О времени см. 37д – 38с. 27 См. Платон. “Апология Сократа” 41а: “В самом деле, если пребудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, — Миноса, Радаманта, Эака, Трип­то­лема, и всех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, — разве это будет плохое переселение?”. 31 См. Ис 66:24: И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ср. Мк 9:43–46. 32 Ср. гл. 1, где утверждается обратное о душах неправедных, находящихся в темной половине ада. Это противоречие объясняется тем, что в гл. 3 речь идет уже о душах, воссоединенных со своими телами после всеобщего воскресения. 33 Ср. Откр 22:5: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их. 34 Ср. Откр 21:23: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 36 Ср. евангельский эпизод с хождением Христа и апостола Петра по водам — Мф 14:22–33, Мк 6:46–51, Ин 6:16–21. 37 Ср. Откр 22:2: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

http://pravmir.ru/cohranivshiysya-fragme...

   Видите, возлюбленные христиане, какое лютое и тяжкое зло — злоба. Злы и горьки плоды злобы; зла и горька сама злоба, которая такие плоды рождает. Горе миру от злобы! Она всем и всячески вредит, как выше сказано, от нее никому и нигде невозможно укрыться. Когда не может иначе человеку повредить, то через свой язык пускает яд на человека. Сколько ни есть в мире бед, напастей и зол, причина им всем — злоба. Итак, горе миру от злобы! Но большее горе самим злобствующим! Они вредят телам других, и своей душе; тело других умерщвляют, а у себя души, временную жизнь у других отнимают, а у себя вечную; временно других губят, а себя навечно. К такому тяжкому злу злоба приводит.    Злобствующим, если они не хотят навечно погибнуть, должно исправиться и свое злобное сердце переменить. Этому способствует следующее:    1) Страшно злобиться христианам, кото­рым не только своих друзей, но и врагов повелено любить Господом Иисусом Христом. Страшно творить зло христианам, которым повелено и ненавидящим благотворить (см. Мф 5:44). Страшно христианам мстить, пото­му что им повелено и согрешения людям ос­тавлять (см. Мф 6:14). Мститель впадет в руки Мстителя — Бога. «Страшно» же «впасть в руки Бога живаго» (Евр 10:31)! Да внимает этому злобствующая душа и яд злобы своей да умерщвляет покаянием и сокрушением серд­ца. Иначе со своими грехами явится на Страшном Суде Христовом, и по делам своим примет (см. Мф 16:27).    2) Часто бывает, что злобные, желая по­вредить другим, прежде вредят самим себе: тот яд, который другим готовят, сами съеда­ют; тем мечом, который против других обна­жают, себя умерщвляют, и меч их входит в сердца их (см. Пс 36:15); и в тот ров, который другим выкапывают, сами впадают. Это есть то, о чем поет Псалмопевец: «Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет» (Пс 7:16—17). И Гос­подь говорит: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2).    Возлюбленные христиане! Послушаем мы увещание апостольское: «солнце да не зайдет во гневе вашем», и гнев в самом начале усмирим и укротим, и, пока мал этот беззаконный мла­денец, убьем его, чтобы не вырос и не овладел нами. Отложив всякую злобу и всякое ковар­ство, и лицемерие, и зависть, и всякое злосло­вие, как новорожденные младенцы, возлю­бим чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение (1 Петр 2:1—2). «Воз­любленные! Не будем подражать злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога». (3 Ин 1:11). Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1 Христа, Божию силу и Божию премудрость. Премудрость и сила Божий не абстрактные понятия, а личные качества, которые в полноте проявились в жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа (ст. 30; Рим. 1,4.16 ; Кол. 2,3 ). 1 Посмотрите, братия, кто вы, призванные. Букв.: «посмотрите на ваше призвание». Мало кто из коринфских христиан был мудр согласно критериям мира. Это доказывает, что спасение, по самой своей природе, не зависит от достоинств человека. Следовательно, и те члены коринфской общины, кого можно было бы счесть влиятельными людьми, не могли притязать на избранность благодаря своим личным качествам. Бог милует тех, кто проявляет смиренномудрие ( Мк. 2,17 ; Ин. 9,39–41 ). 1 чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Этот принцип, который Павел подтверждает в ст. 31 цитатой из пророка Иеремии (9,24), является основанием библейского учения о спасении: оно дар благодати от Бога, исключающий человеческие заслуги ( Еф. 2,8.9 ). 1 Который сделался для нас премудростью. См. ком. к ст. 24. Глава 2 2 И когда я приходил вам. Видимо, Павел подразумевает свое первое посещение Коринфа, о котором рассказано в Деян. 18,1–17 (см. Введение: Время и обстоятельства написания). не в превосходстве слова или мудрости. Под влиянием греческой культуры некоторые коринфские христиане, возможно, подвергали Павла критике за то, что он не прибегал к литературным приемам их современников ( 2Кор. 11,5.6 ). См. ком. к 4,1.8–13; 9,3.19; 10,30. 2 Иисуса Христа, и притом распятого. См. ком. к 1,23. 2:3–5 Из этих стихов можно было бы заключить, что Павел был робкий, необразованный проповедник, неспособный говорить убедительно и красноречиво. Однако и книга Деяний (напр., 19,8), и послания (гл. 13) доказывают обратное. «Самоуверенность», опирающаяся исключительно на человеческие силы, объясняет стремление личности быть независимой от Бога. Павел познал, что порой Бог использует человеческую немощь, чтобы нагляднее проявилась Его собственная слава ( 2Кор. 12,7–10 ). Зная, что людей можно убедить только «явлением духа и силы», Павел уверенно использует свои дарования и опыт «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя... но способность наша от Бога... Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» ( 2Кор. 3,4.5.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Втор.5:6–21 ). 4) Основные евангельские заповеди ( ; Ин.13,34 ). 5) Символ веры (см.с.50) 6) Утренние и вечерний молитвы по краткому Молитвослову. 7) Число и значение таинств. Таинство нельзя смешивать с обрядом. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство же – это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Божия и благодать Его нисходит на верующих. С XIII века на Западе, а вскоре и на Востоке среди этих священнодействий выделили семь основных. 1) Крещение – знак вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству верных во Христе, к «Телу Христову» ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Ин.3:5 ). Совершается по вере крещаемого (взрослого) или по вере родителей (младенца). Христос заповедал крещение водой (символ очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть использованы снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин. Восприемниками (крёстными) называются те, кто берёт на себя обязанность духовно помогать крестившемуся на первых порах его жизни в Церкви (см. гл. VI). 2) Евхаристия , или Причащение, – участие в Тайной Вечере Господней (см. гл. III). 3) Миропомазание – таинство схождения Духа Божия на члена Церкви ( Ин.3:5; 15:26 ; Деян.10:44; 19:1–7 ). Знаменует посвящённость верных Богу, или их «царственное священство» ( 1Петр.2:9 ). При этом таинстве крещённого человека помазуют миром, благовонным маслом, которое священник получает от епископа (освящает миро Патриарх). В Восточной церкви миропомазание совершается сразу после крещения, в Западной – по достижении сознательного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010