Ис 29:18; 35:5; 42:7,18 и о добровольном ослеплении зрячих Ис 6:10; 42:19. Чудо обнаруживает суд, или испытание, которое есть основа всего служения Иисуса: принять Его означает принять свет миру, отвергнуть Его значит отвергнуть свет, закрыть глаза и стать слепцом по собственной воле. Ср. Мк 4:11–12, который указывает на Ис 6:10; 42:19, и Ин 12:40, где Исайя цитируется. Вспомним, что слепорождённый в продолжение всего рассказа подчёркивает своё неведение: он не знает, грешник ли Иисус (ст. 25), он не знает, кто такой Сын Человеческий (ст. 36), он знает одно — что раньше был слеп, а теперь видит (ст. 25). Напротив, иудеи обладают достоверным и исчерпывающим знанием: они уверены, что Иисус — не от Бога (ст. 16) и не Христос (ст. 22), что Он грешник (ст. 24; мы знаем…), что с Моисеем говорил Бог (ст. 29; мы знаем…), и они не нуждаются в том, чтобы их чему-то учил невежественный человек, не прошедший, подобно им, богословскую и экзегетическую школу (ст. 34). Они и в самом деле образованные члены общины, они — поистине видящие, но когда приходит свет истинный (1:9), они отворачиваются от него, потому что привыкли считать достаточным собственное ограниченное видение. Неужели и мы слепы? — вопрос начинается с частицы m», то есть говорящие подразумевают, что верен отрицательный ответ. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха — ср. у апостола Павла где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15); грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13). Слепые могут исполнить слово Иисуса (ст. 6–7) и таким образом получить зрение. Но те, у кого уже есть свет закона, не хотят оставить его ради высшего Света и в итоге становятся слепцами, утрачивая и тот свет, который у них был. Ср. 15:22 и ещё Притч 26:12. Грех остается на вас — глагол ‘пребывает, остаётся’ — одно из ключевых слов в четвёртом Евангелии; обычно оно употребляется, когда речь идёт о пребывании Христа, но также см. 3:36. Добровольная слепота неизлечима, ср. у синоптиков о хуле на Духа Святого (Мк 3:29 и параллельные места), и о грехе к смерти в 1 Ин 5:16–17.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: “Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших. Эти тела преходящи, именуется вечным носитель тела. Итак, сражайся, Бхарата! Рождённый неизбежно умрёт, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен” (1.3,18,26). Все это Кришна говорит “как бы с улыбкой” (2,10). “И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга. Поэтому – воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева. Всех богатырей, убитых Мною в сраженье, рази не колеблясь” (11.32-34). Не буду вступать в спор с философией, которая стоит за этими словами. Скажу лишь, что такая улыбка непредставима на лике Того, Кто плакал на пути к гробнице Своего друга Лазаря (см.: Ин. 11, 35). Такой совет невозможен в устах Того, Кто сказал о каждом человеке: Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И в божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения кармически сословного долга, нельзя признать Бога Любви … Греческие боги и герои – и те проявляли в подобных ситуациях больше человечности: Антигона сказала своему брату Полинику, пробуя отговорить его от мести другому брату те слова, которых не смог сказать Кришна – «Зачем же гневу поддаваться вновь? Какая польза родину разрушить» (Софокл. Эдип в Колоне, 1469-1470). И ВСЕ-ТАКИ ЕВАНГЕЛИЕ… Итак, высшая богословская формула гласит “Бог есть любовь”. Мы уже много говорим о любви, но ещё не дали её определения. Что ж, самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть да будут (см.: Быт. 2, 24) . В любви расширяется нервная периферия любящего и вбирает в себя боли и радости любимого человека. И потому путь любви – это вынесение своего жизненного центра из себя в другого. Это дарение, отдача, вверение, жертва.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

с. 95.] Мы, братья, будем великодушны, нося тяготы друг друга (см. Гал.6:2 ). Какой воин, увидев, что товарищ его взят в плен противниками, не вступает в борьбу и не сражается с противниками, чтобы исхитить товарища своего из рук взявших его в плен? Когда же не в силах он избавить его, тогда плачет и печалится, вспоминая о друге. Не гораздо ли паче мы должны друг за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). с. 140.] Моисей свел их [людей – С. М.] со ступени обрезания и поставил на ступень правды. Не ударяй, говорит, ближнего твоего неправедно, потому что если он ударит тебя, то ты взыщешь отмщение праведно. Господь же возвысил их со ступени правды и поставил на ступень благодати, говоря: не ищи отмщения на том, кто ударяет тебя в щеку, но обрати к нему и другую. с. 93.] Слышал ты... одну великую и легкую заповедь, ибо Человеколюбец Бог сказал: бремя Мое легко есть ( Мф.11:30 ). Что за тяжесть – отпустить брату прегрешения и получить от Бога прощение собственных своих прегрешений, чтобы смело говорить: Оставь мне долги мои, Владыка, потому что я оставил долги брату моему? Соблюдай эту заповедь: ни на кого не имей вражды, ни к кому не питай никогда ненависти. с. 149.] Душа... возлюби Бога твоего и служи Ему добрыми делами, чтобы, когда придет час смерти и разлучения, нашел Он тебя готовой и с великой радостью ожидающей Его. с. 203.] Всей силой возлюбим Господа, сотворившего нас, Благого и Человеколюбивого Владыку, возлюбим друг друга ради Господа. Смотри, сколько человеколюбия у Владыки! Он говорил ученикам Своим: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Не сказал: если будете приносить Мне тельцов и козлов, но говорит: да... любите друг друга ( Ин.13:35:34 ). Итак, братья, соблюдем любовь, чистоту, безмолвие, смиренномудрие и все, что прилично святым; возненавидим бесстыдство, многоглаголание. Ибо написано: муж язычен не исправится на земли; мужа неправедна злая уловят во истление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Так, одного бесноватого, которого исцелил Иисус Христос, демон часто приводил к огню, чтобы он сгорел, и к воде, чтобы потонул в ней (см.: Мф. 17, 14, 22). У другого бесноватого демон связал язык так, что при языке он не мог ничего сказать. Когда Господь изгнал беса, немой тотчас стал говорить (см.: Мф. 9, 27, 35). Еще другие два бесноватых жили во гробах, в которых, вероятно, бесы хотели заживо похоронить их, и были так свирепы и страшны, что никто не смел ходить тою дорогою, где они были. Из этих–то двух бесноватых человек Господь повелел бесам выйти — и войти, как они просили, в свиней. Когда они вошли в свиней, то немедленно погнали их в море и перетопили (см.: Мф. 8, 28, 34). Господь с тем, между прочим, и позволил им войти в свиное стадо, чтобы показать людям злость бесов 44 . Еще злость бесовскую можно видеть в людях, исполненных нечестия и разврата, произносящих хулы на святую веру и благочестие и уставы церковные, посмевающихся над лицами и предметами священными: потому что бесы не терпят всего священного. Бесы особенно жаждут погибели души человеческой, и диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). При крайней злости своей злые духи очень умны на зло — потому, что они и в начале получили от Бога ум, высший человеческого, и потому, что живут очень долго, никогда не умирая и все более и более изобретают средств — привесть в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того, они очень сильны, — что доказывают примеры бесноватых, которых иногда ничем нельзя было связать; а если и связывали в минуты их спокойствия, то они разрывали даже и железные цепи. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек делается совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Таков пример Иуды (см.: Лк. 22, 3–6; Ин. 13, 27–30). Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться и потому их ожидают несомненные, бесконечные муки во аде вместе с грешниками нераскаянными.

http://predanie.ru/book/220033-katehizic...

Мф.4:1—11; Лк.4:1—13). Много раз Спаситель изгоняет бесов из одержимых ими людей, обращаясь к нечистым духам как к существам самостоятельным, наделенным разумом (см. Мк.5:2—13, 1:23—26, 3:11, 9:25; Лк.4:34—35, 41). Когда фарисеи обвиняют Спасителя в том, что Он властью веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов (см. Мф.12:24), Он не только не отрицает их существования, но Своим ответом подтверждает, что действительно существует и сатана, и его царство: «Аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят?» (Мф.12:26—27; Мк.3:22—26; Лк.11:15—20). Царство Божие осуществляется в мире властью над нечистыми духами и изгнанием их из душ и тел человеческих силой Духа Святого — в чем признак Христовой веры (см. Мф.10:1; Мк.16:17). Нечистые духи — это существа, олицетворяющие зло и грех. Спаситель наглядно показывает и учит, что «только молитвою и постом» изгоняются они из человека и из мира (Мк.9:29). В приговоре, который Всеправедный Судия в день Страшного Суда изречет над грешниками: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41) — диавол и его ангелы ясно вычленяются и отличаются от грешных людей как существа реальные, личные и ответственные за свои поступки, которым определено вечное наказание. Ведь «бесы веруют, и трепещут» в силу того, что они — личные, самостоятельные и разумные существа (Иак.2:19). Всю природу своего существа они по собственной воле отдали на служение греху; они — единственные творцы греха в человеческом мире, тогда как люди — творцы греха лишь настолько, насколько они добровольно с ними соединились и духовно от них рождаются; по сей причине в вечной Книге сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). Ведь диавол — заклятый отец лжи и всего лживого, отец греха и всего греховного, поэтому он «человекоубийца искони» (Ин.8:44). Все мысли диавола, искусно собранные в целую философию греха и лукаво составленные в соблазнительную апологию зла, нацелены на то, чтобы отвратить людей от Бога, поэтому богоносный апостол и предупреждает: «Да не сделает нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Учитывая устоявшуюся традицию, слово noerÒj мы передаем двумя способами — чаще «духовный» (точно так же переводится и pneumatikÒj, но избежать дублирования невозможно), реже «умный» (точнее отражает корневое значение), а ¹suc…a как «безмолвие», сохраняя этот важный богословско–аскетический термин на всем протяжении трактата и почти не употребляя более точного варианта «покой». 313 Примечания составлены с использованием аппарата греческого издания; дополнительно установлены отдельные цитаты и аллюзии (в основном из Священного Писания), не указанные в издании Кутсы. 314 Здесь в значении «соглядатаи, лазутчики, дозорные, наблюдатели». Точно передать метафору, употребленную в этом и следующем предложении в двух контекстах, невозможно. 315 Обычное в богослужебных текстах, вслед за пророком Малахией (3, 20), метафорическое мессианское именование Христа. Ср. с предыдущим трактатом Каллиста, §2. 316 Письма 2, 2; PG 32, 228A. 317 Слово 3,1; PG 35, 517 A8 (qeopoiÒn относится к ™rhm…a). 318 podhgÒj, букв. «стоповодитель»; в словаре Lampe’a только однокоренные слова, но слово, хотя и редкое, не является неологизмом: его можно найти у древних поэтов и ряда церковных писателей (преимущественно Феодорита). 319 Исаак Сирин, Слово 34, ed. Joahim Spetsieri, Athenae, 1895, p.152 (по рус. пер. слово 41, с.174). 320 Слово 85, ibid., p.339 (скорее всего, имеется в виду 21 слово по рус. пер., с.94: «безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения»). 321 Это слово несколько раз встречается в трактате, но каждый раз приходится переводить его по контексту. Буквально оно означает «слитие», «слитность», подразумевается «с миром». Так, в одной из употребительных утренних молитв (седьмой, ко Пресвятой Богородице) оно встречается в выражении «мирскаго мя превышше слития сотвори». 322 См. 1 Тим. 5, 6. 323 Ср. Ин. 14, 17. 324 8–й член. 325 См. Деяния 1, 4. 13—14. 326 Ср. Флп. 2, 15. 327 Ср. Мф. 5, 13. 328 Ср. Рим. 10, 17. 329 См. Исх. 33, 20—23. Каллист развивает здесь толкование, ставшее классическим со времени Григория Богослова (Слово 28, 3, SC 250) и Григория Назианзина (Жизнь Моисея 2, 220—251, SC 1bis). 330

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Ирина Анатольевна 14 октября 2018, 14:14 Татьяна В., я вас благодарю за указания. Евангелие читаю. " Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин.13:34-35). Евангелие тем и хорошо, что читать его можно всю жизнь и находить в нём то, что соответствует на данный момент устроению души. О. Андрея тоже прочитала, прежде чем писать комментарии: " Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее " . Продолжу в другом комментарии (см. выше). Дмитрий 14 октября 2018, 12:32 Да, наверное вся суть в том и заключается, что научиться любить без войны со своими страстями и эгоизмом у нас никак не получится . А эти страсти так с нами срослись, что приходится резать по живому. Хотя Господь помогает- дает ситуации для исправления, и силы, чтобы по-христиански преодолеть их. Раба Божия Тамара 14 октября 2018, 11:39 Отец Андрей, какие поучительные Ваши статьи. Мы (симбиряне)Вас очень любим и ждем снова в наш Симбирск! Татьяна В. 14 октября 2018, 10:38 Сергей14 октября 2018, 00:15 Через год, один из этих детей напИсал в классе, при всех. Это не их вина. (c) Я православный человек, и знаю, что у каждого человека есть Свобода Воли (и выбора) , в том числе и у детей. И каждый САМ выбирает свой путь. Если они ЗНАЮТ, что можно безнаказанно нарушать правила, никакое " лечение " не поможет. Хотя мы с Вами говорим на разных языках и никогда видимо, друг друга не поймем. У меня кстати - вернулся матерщинник, извинился и вел себя тише воды и ниже травы Сергей 14 октября 2018, 00:15 Татьяна В.13 октября 2018, 13:38 Прекрасно вас понимаю. Из за этой ситуации сменили класс. Пара деток из семьи, где мат, был разговорным языком....были не бедны. И проплатили учительницу. Её первоначальный гнев сменился на толерантность. Через год, один из этих детей напИсал в классе, при всех. Мы просто ушли. Мы не можем изменить систему, перевоспитать родителей, но ...Слава Богу, есть выбор. Жена негодует, а мне жаль этих юных матерщинников. Это не их вина. Это очевидно. Чем лечить детей? Дисциплиной? Запретами? Увы, это бессилие, перед неспособностью поменять окружение этих деток. Здесь мы пасуем.

http://pravoslavie.ru/116254.html

Чего вообще требует от каждого человека Господь Иисус Христос как условия следования за Ним? – Одного, только одного: отвержения себя и взятия своего креста. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (παρνησσϑω αυτν), и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ; ср.: Мк.8:34 ; Лк.14:26–27 ; Ин.12:24–26 ). Отвергнуться себя – значит отказаться от себя во всей психофизической реальности своей пораженной грехом личности, то есть отречься от своей души, от своей воли, от своего разума, от своего «я», от своего антропоцентричного, эгоистического закона жизни и мышления. Человек достигает этого, если самоотверженным подвигом веры во Христа распинает в себе и вокруг себя грех и всё греховное; если умирает для греха и смерти, дабы ожить для безгрешного и бессмертного Владыки Христа (см. Кол.3:3–8 ; Рим.6:6, 10–13 ; Гал.2:19, 6:14 ). Разум же, в частности, отвергается себя, если, отказавшись считать себя самобытным творцом истины, мерилом истины и вождем истины, самоотверженным подвигом веры вверяет себя Владыке Христу, чтобы Он стал для него и творцом, и мерилом, и вождем истины. Человек соблюдет себя в жизнь вечную, если жертвенным подвигом веры погубит свою душу ради Христа, предаст ее Христу, ибо в Нем он вновь ее обретет, и причем – обновленной, облагодатствованной, сопричастной бессмертию и вечности. В этом и заключается смысл слов Спасителя: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (ερσει ατν, Мф.16:25 ), «сбережет ее» (σσει ατν, Мк.8:35 ; Лк.9:24 ; ср.: Лк.17:33 ), «сохранит ее в жизнь вечную» (ες ζων ανιον φυλξει ατν, Ин.12:25 ). Когда человек ради Господа отвергается себя, своей греховной души, своего порочного разума, своего пропитанного грехом «я», то всего себя поверяет он и предаёт Господу Христу, умирает ради Господа Христа, погребая в Нем зерно своей личности. И тогда в Божественных глубинах Христовой благодати зерно человеческой личности разъединяется, теряет свою форму, распадается, отлучается от всего греховного и смертного, освобождается от эгоистической оторванности и замкнутости, умирает для всего тленного и грешного – и человеколюбивый Господь оживляет его Своим бессмертием, увековечивает Своей вечностью, исполняет Своей истиной и тем самым делает его способным принести много плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ни о чем подобном в среде своих исследуемых Риз не сообщает. По-видимому, все умершие в его исследовании скончались естественной смертью или от несчастных случаев: нет ни слова об убийствах или самоубийствах, не говоря уже о казнях. Что касается места смерти 270 из 293 покойных супругов умерли либо у себя дома (161 случай), либо в больнице (109 случаев). Ни место, ни причина смерти, приведенных в исследовании Ризом, не представляют собой параллели с трагической и страшной смертью на Голгофе, постигшей Иисуса во цвете лет. 3. Третье, поистине огромное различие, состоит в том, что никто из вдов и вдовцов, опрошенных Ризом, даже не предполагал, что их близкие умершие воскресли из мертвых, тогда как скорбящие ученики Иисуса вскоре после Его смерти и погребения внезапно заговорили именно о воскресении. Каковы бы ни были переживания скорбящих у Риза и учеников Иисуса, мы видим, что они привели к поразительно различным последствиям. 4. Четвертое различие между пасхальным опытом учеников и переживаниями вдов и вдовцов у Риза связано с новозаветными сообщениями о том, что Иисус являлся не только отдельным людям, но и группам людей. По словам евангелистов, с воскресшим Иисусом встречались не только отдельные люди, названные по именам: Петр ( 1Кор.15:5 ; Лк. 24:34 ), Иаков ( 1Кор.15:7 ), Павел ( 1Кор.9:1; 15:8 ) и Мария Магдалина ( Ин. 20:11–18 ), но и группы: двенадцать апостолов (см., например, 1Кор.15:5 ), более пятисот последователей Иисуса ( 1Кор.15:6 ), семь учеников ( Ин. 21:1–14 ), Клеопа и другой ученик, не названный по имени ( Лк. 24:13–35 ), Мария Магдалина и «другая Мария» ( Мф. 28:9–10 ). Однако вдовы и вдовцы из первого исследования Риза, которые «ощущали присутствие» своих умерших супругов, «видели» их, «слышали», «говорили с ними» или «чувствовали их прикосновение» – все до единого переживали это в одиночку. Индивидуальная природа их переживаний составляет резкий контраст с новозаветными явлениями, когда встречи воскресшего Христа с группами людей не менее важны, чем встречи с отдельными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Дело благотворения есть дело великое, святое и в то же время весьма трудное. Еще в первые времена христианства, когда между верующими царили мир и любовь, когда верующие охотно приносили щедрые жертвы к ногам апостолов для раздачи нуждающимся, когда многие продавали свои имущества и цену их приносили в общину для благотворительных целей ( Деян.4:34–35 ), дело благотворения встретило немалые затруднения и вызвало потребность учреждения института диаконов и диаконисс; тем более может встретить затруднения это дело в наше время, когда между христианами оскудела любовь, когда нищенство обратилось в ремесло, когда явилось сильное предубеждение против подаяния милостыни, когда на этот способ благотворения многие стали смотреть как на потворство лености, на вредное для общества размножение нищенства, – а все это для некоторых послужило благовидным предлогом отказываться от пожертвований в пользу нуждающихся. Нищенство – такая пропасть, которая никогда не наполнится и не закроется, и нищие всегда были, есть и будут. Помощь нуждающимся и собирание милостыни можно только упорядочить, но нищенства не уничтожить. Заключим наше слово о благотворительности выпиской из книги одного высокочтимого автора, писавшего о современных способах благотворительности. Вот что он говорит по этому поводу. В древнем Риме расселась однажды земля: открылась бездонная пропасть, угрожавшая поглотить весь город. Как ни трудились, как ни старались поправить беду – ничто не удавалось; тогда обратились к оракулу; оракул ответил, что пропасть закроется, когда Рим принесет ей в жертву первую свою драгоценность. Известно, что затем последовало. Курций, первый гражданин Рима, доблестный из доблестных, бросился в пропасть, и она закрылась. И у нас, в новом мире, открывается страшная бездонная пропасть – пропасть пауперизма (см. ссылку 93), отделяющая бедного от богатого непроходимой бездной. Чего мы ни ввергаем в нее для того, чтобы ее наполнить! Целыми возами деньги и всяческие капиталы, массу проповедей и назидательных книг, потоки энтузиазма, сотни и тысячи придуманных нами общественных учреждений – и все пропадает в ней, и бездна зияет пред нами по-прежнему. Нет ли у нас оракула, который возвестил бы нам верное средство? Слово этого оракула давно сказано и всем нам знакомо: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Если б умели мы углубиться в это слово и взойти на высоту его, если б решились мы бросить в бездну то, что всего для нас драгоценнее: наши теории, наши предрассудки, наши привычки, связанные с исключительностью житейского положения, в котором каждый утвердил себя, и мы принесли бы себя самих в жертву бездны – она навсегда бы закрылась.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010