751 Имеются в виду рассуждения Платона о душе: ср. Платон. Законы 10, 896a-897c. В тексте Григория нет буквальной цитаты из Платона и остается неясным, к чему относятся слова «хвалю сказавшего это» – к тому ли, что следовало до, или что следует после этой похвалы. 763 Сл. 42, 17 ,8–10; SC 384, 86 ­­ 1.596. Отголосок арианской фразы «Было, когда не было (Сына)». 767 Сл. 40, 5, 1–15; SC 358, 204–206 ­­ 1.545–546. Мы будем подробно рассматривать тему Божественного света в главе IV. 771 В этих словах отражена вера в то, что одни ангелы приставлены к каждому конкретному человеку («ангелы-хранители»), тогда как другие покровительствуют целым городам и странам. 774 В системе Дионисия только высший чин получает озарение непосредственно от Бога; низшие чины получают его через посредство высших. 777 Сл. 28, 23, 4–25, 28; SC 250, 148–156 ­­ 1.406–408. Ссылка на «рассказы» из жизни муравьев показывает, что Григорий мог быть знаком с произведениями грекоязычной естественнонаучной литературы, такими как «Об истории животных» и «О рождении животных» Стагирита, которые он, по-видимому, имеет в виду в Слове 31-м, когда говорит об «истории животных» и природе «рождения животных». См. Сл. 31, 10, 14–17; SC 250, 294 ­­ 1.449. Ср. Norris. Faith, 124. 787 Выражение, заимствованное из античнойфилософии (оно встречается у Пифагора, Секста Эмпирика и Аристотеля), нередко цитируется Отцами Церкви: ср. Иустин Философ. Фрагменты (PG 6,1585 B); (Псевдо-) Афанасий Александрийский . Определения (PG 28, 533 C) и др. 789 Ср. Сл. 40, 8, 1–2; SC 358, 212 ­­ 1.547: «...мы являемся двойными по естеству, т.е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого...» Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф. 26:41 ; Ин. 6:63 ; Гал. 5и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. 791 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. 792 Сл. 38, 11, 8–19; SC 358, 124–126 ­­ 1.527. Тот же текст в Сл. 45, 7; PG 36, 632 ­­ 1.665. Ср. также PG 37, 688–689 ­­ 2.179.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2751 Аксаковские чтения: Материалы XI Всероссийской научной конференции (Уфа, 2 октября 2009 г.): 100-летию Аксаковского народного дома посвящается/Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы; Аксаковский фонд, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова. Уфа: Вагант, 2009. 264 с. 2752 И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова/Группа славян. исследований при Оттавском ун-те; ИМЛИ РАН. , 2007. С. 24. (Письмо от 6 июля 1863 г.) 2754 См.: Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов: Ист. очерки: V. Славянофильство//ВЕ. 1872. Т. 6 (38). Нояб. С. 47–97; Дек. С. 618–678. 2755 Погодин М. П. К вопросу о славянофилах//Славянофильство: pro et contra: Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология/Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. В. А. Фатеева. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. С. 397–398. Полностью см.: Гражданин. 1873. 12 марта. 11. С. 347–352; 26 марта. 13. С. 415–420. 2756 См.: Милюков П. Н. 1) Разложение славянофильства: Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев//Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 3 (18). Май. С. 46–96; 2) Славянофильство//Энциклопедический словарь/Изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1900. Т. XXX. С. 307–314. 2757 Флоровский Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов//Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 45, 50. 2758 Рубинштейн Н. Л. Историческая теория славянофилов и ее классовые корни//Русская историческая литература в классовом освещении: Сб. ст.: В 2 т. М.: Изд-во Коммунист. академии, 1927. Т. 1. С. 106. 2759 По поводу этой даты приведу следующую цитату: «До самого последнего времени считалось, что именно зимой 1838/39 года Хомяков представил сюда для рассмотрения статью «О старом и новом», которой суждено было войти в историографическую традицию в качестве одного из первых программных заявлений славянофильства. В последнее время найдены архивные свидетельства о том, что статья Хомякова была написана двумя годами раньше, как ответ на «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева» (Каплин А. Хомяков Алексей Степанович//Славянофилы: Ист. энциклопедия/Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2009. С. 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

в объеме Ин. 11:1–45 выявлено 190 узлов разночтений. На лексико-синонимические замены пришлось 38 случаев, т. е. около 20% разночтений. В ходе исследования было обнаружено, что часть списков относится к Афонской редакции, которая возникла в XIV в. под влиянием нового греческого Четвероевангелия (см. Глава 5, § 11). Проведеный для этой редакции подсчет узлов дал 36% лексико-синонимических замен от общего числа разночтений, за пределами редакции количество замен упало до 17%. Сходная картина наблюдается в других пассажах евангельского текста (Алексеев 1986). На матерале этих подсчетов можно сделать следующие предварительные выводы. а) Синонимические замены лексики при переписке текста без редактирования составляют от 5 до 10% общего числа всех перестроек текста. Как кажется, замены эти носят спонтанный, случайный характер, отражая языковые навыки писца. б) При разного рода редактурах и пересмотрах текста, проводимых, как представляется, с использованием иноязычного оригинала, резко возрастает объем синонимических замен, доходя до 35% от общего числа перестроек текста. Таким образом, присутствие 17% синонимических замен в «старом» евангельском тексте, существовавшем до «4-й редакции», говорит о том, что в его истории имели место редакционные переработки. Если всякое редактирование сопровождается столь существенным обновлением лексики (что, однако, еще нельзя считать доказанным), то методика создания истории текста только с опорой на лексические пласты, как это у О. Неделькович, может быть в известной степени оправдана. Но вполне достоверные результаты даст, конечно, такое исследование, в котором будут взаимосвязаны лексические и соответствующие им грамматические перемены в тексте. в)  Накопление несистематических перемен в тексте в ходе его длительной переписки не может привести к возникновению нового текста, ибо доля лексических замен низка, а сами замены носят разнонаправленный характер. Ср. в вышеприведенных примерах замену врътоград на виноград и наоборот в одних и тех же источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Метод обучения состоял в неустанном упражнении памяти. Ученик должен был тщательным образом вызубрить весь предмет в тысячах и тысячах подробностей. Для этого учителю приходилось повторять материал снова и снова. Поэтому в раввинистической терминологии «повторять» (евр. «шана») означало также «учить». Более зрелым ученикам книжник предлагал несколько тем для обсуждения. В ходе обсуждения приводились ссылки на решения предыдущих книжников. В конце учитель резюмировал свое учение каким-либо афоризмом. Этот материал в свою очередь становился частью устной традиции, которая передавалась последующим поколениям учеников. Поскольку всякое знание Закона носило строго традиционный характер, у ученика были лишь две обязанности: все точно запомнить и никогда не учить чему-либо такому, что ему не было бы передано. Раввины говорили, что идеальный ученик похож на смазанный известью (т.е. забетонированный) резервуар, который не теряет ни капли, попавшей в него. Задача ученика точно передавать следующему поколению слова учителя распространялась не только на идеи, но даже на манеру выражения и выбор слов. У более строгих ессеев ученик даже клялся «никому не сообщать доктрины иначе, чем сам получил» (Ипполит, Опровержение всех ересей 9.23). Очевидно, что Иисус из Назарета во многих отношениях напоминал типичного иудейского книжника. Он собрал вокруг себя группу учеников, откликнувшихся на его зов: «Следуй за мной». Они обращались к нему как к «Рабби» (см. Ин.1:38:4:31:9:2 ; Мк.9:5:11:21:14:45  и др.). Однажды они попросили его составить молитву и научить ей их, как и Иоанн Креститель сделал для своих учеников ( Лк.11:1–2 ). Чтобы ученикам было легче запоминать его учение, Иисус облек особо значимые части учения в ритмическую структуру. Однако методы обучения у Иисуса не походили на таковые у современных ему учителей. Его слушатели скоро обнаружили: если книжники сплошь и рядом ссылаются на авторитет предыдущих книжников, Иисус учит «как власть имеющий» ( Мф.7:28 ). Более того, у Иисуса мы находим особенность, которая, насколько нам известно, не имела параллелей у других еврейских учителей: свои высказывания он предварял словом «аминь» (обычно переводится как «истинно говорю вам...»). Далее нам еще предстоит увидеть, какое значение имеет эта черта для понимания его личности и власти. Пока лишь отметим, что эту черту добросовестно передали сначала (устно) первые поколения учеников, а затем – (письменно) евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В Книге Бытия о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом(см.: Быт.12:2-3, 22:18), а также как о семени Исаака (см.: Быт.26:4) и Иакова (Быт.28:14). В Книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (см.: Быт.23:5-6). В Новом Завете в Евангелиях от Луки и Матфея (см.: Лк.3 и Мф.1) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии Человеком и Сыном Человеческим. Например: Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину... (Ин.8:40); Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20). Само выражение «Сын Человеческий» — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной Книге пророка Даниила (см.: Дан.7:13-14), которое в Новом Завете применительно ко Христу упоминается около 80 раз. Апостолы также называли Христа человеком, например ап. Павел (см.: 1 Тим.2:5). В Деян.17Господь Иисус Христос назван Мужем, в 1 Кор.15:45, 47, 49 — вторым Адамом.    Священное Писание совершенно недвусмысленно указывает на реальность человеческой природы Спасителя, как телесной, так и духовной, и Его единосущии нам по человечеству.    О теле Спасителя в Священном Писании говорится многократно. Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (см.: Мк.14:8). По словам ап. Петра, Господь вознес наши грехи на теле Своем (см.: 1 Пет.2:24). Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (см.: Мф.27:58-60). Тело Спасителя было обрезано (см.: Лк.2:21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (см.: Ин.4:6), требовало сна (см.: Мк.4:38), было способно к болезненным ощущениям (см.: Лк.22:41-44 и Ин.19:30) и, наконец, вкусило смерть.    Слова «душа» и «дух» в Новом Завете по отношению к человечеству Христа употребляются как взаимозаменяемые. Душа усвояется Христу с ее силами и проявлениями, например в Гефсиманском молении Он говорит: Душа моя скорбит смертельно (Мф.26:38). Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Усвояются Ему и силы души, например ум (см.: Лк.2:52) и воля (см.: Мф.26:39; Лк.22:42), различные проявления душевной жизни, например радость (см.: Лк.10:21; Ин.11:15), возмущение (см.: Ин.11:33, 12:27), любовь (Мк.10:13, 16), ревность о славе Божией и гнев (см.: Ин.2:14-21), а также скорбь при мысли о страданиях и смерти (см.: Мф.26:38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Проповедуя вечную истину, Господь Иисус Христос перелагал, собственно говоря, Свою Богочеловеческую Личность в слова, в заповеди, в учение. Потому и говорил: Я сказал вам «истину, которую слышал от Бога» (Ин.8:40, 45). Цель пришествия Спасителя в мир — «свидетельствовать истину» (Ин.18:37). Поступающий по богочеловеческой истине идет к Свету, совершая свои дела Богом и в Боге (см. Ин.3:21). Будучи единосущной со светом, Богочеловеческая истина освящает собой людей (см. Ин.17:17, 19). Каждое слово Спасителя — это истина (см. Ин.8:45), исполненная Божественного света и силы; поэтому, в какую бы душу ни вошла, она изгоняет из нее грех, а вкупе с грехом ложь и рабство злу. Ведь познание, стяжание и обладание Божественной истиной — это единственный путь к свободе от греха и подчинения греху. По сей причине всеистинный Господь Иисус благовествует: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Свободными от чего? — От греха. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:34, 36). Истинная человеческая свобода состоит в свободе от греха и рабства греху, а это значит — от смерти и рабства смерти; а сверх того — в свободе от диавола и рабства диаволу, в котором вовсе нет истины, но который весь из лжи и во лжи (см. Ин.8:38, 44).    Являясь как вечная Божественная Истина, воплощенный Бог Слово возвещает учение, согласно которому точно такая же Истина и Бог суть и Дух Святой, и Бог Отец. Другими словами, Истина — это Трисолнечное Божество. В этом смысле Спаситель и нарицает Святого Духа Духом Истины, Который наставит Его последователей на всякую истину (см. Ин.14:17, 16:13).    Своим Воскресением из мертвых Господь Иисус Христос показал, что Он Победитель смерти, а Своим учением проповедал «воскресение» мертвых. Такое Его учение о воскресении — лишь отражение Его собственного Воскресения. Он воскрес, ибо всегда был Воскресением, всегда был Жизнью. Потому и изрек благовестие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

34. Григорий Богослов, свт. Oratio 38, in Theophania, 7//PG 36,317; Иоанн Дамаскин, св. De fide orthodoxa I,4//PG 94,800. 35. Ин.17:5. - Изд. 36. Bulgakov S. Le Paraclet. Paris, 1946. P.69-75 [на русском языке: Булгаков С., прот. О Богочеловечестве. Часть 2: Утешитель. Париж, 1936. С.75-81]. 37. Именно поэтому все Божественные имена, относящиеся к общей природе, можно отнести к каждой Ипостаси в аспекте " энергий " , то есть аспекте проявления Божества. См., например: Григорий Нисский, свт. Adversus Macedonianos, 13 [Против македониан, 13]: " Источник Всемогущества - Отец; Всемогущество - Сын; Дух Всемогущества - Святой Дух " (PG 45,1317); Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 11: " Истинный, Истина, Дух Истины " (PG 35,1164). 38. Григорий Богослов, свт. Oratio 30, theologica quarta, 20 [Слово 30, о богословии четвертое, 20]//PG 36,129. 39. Василий Великий, свт. Adversus Eunomium II,17 [Против Евномия, книга II, глава 17]//PG 29,605. 40. Кирилл Александрийский, свт. Thesaurus, assertio 33 [Сокровище, утверждение 33]//PG 75,572; Иоанн Дамаскин, св. De sacris imaginibus oratio III,18 [Против отвергающих святые иконы. Слово III,18]//PG 94,1337-1340; De fide orthodoxa I,13//PG 94,856. 41. См. цитировавшийся выше отрывок: Григорий Богослов, свт. Oratio 31, theologica quinta, 9//PG 36,144. 42. См. выражение " εις αιδιον εκφανσιν " у Григория Кипрского: Expositio fidei [Изложение веры]//PG 142,241; Contra Marcum [Против Марка]//PG 142,250; Apologia [Защитительное слово]//PG 142,266-267; De processione Spiritus Sancti [Об исхождении Святого Духа]//PG 142,290,300. 43. Василий Великий, свт. Epistula 38,4 [Письмо 38,4]//PG 32,329-332. См. также: Григорий Нисский, свт. Contra Eunomium I [Против Евномия, книга I]//PG 45,369; Ibidem//PG 45,416. 44. Например, пневматологическая формула синодика свт. Тарасия, зачитанного на VII Вселенском Соборе, в которой не отмечена разница аспекта бытия и аспекта проявления. Mansi 12,1122. 45. См.: 1Кор.1:23. - Изд. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Притча о богатом юноше.      В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12). Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9). И в Новом Завете безумными являются богатый фермер , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.). Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).

http://pravoslavie.ru/66151.html

Л. В. Нерсесян Евангелие от Иоанна Текстология Евангелие от Иоанна лучше др. Евангелий сохранилось на папирусах, причем папирус ¸ 52 c 5 стихами из 18-й гл. является одним из древнейших новозаветных папирусов (сер. II в.; ср.: Nongbri. 2005). К числу наиболее древних относятся также папирусы ¸ 90 (12 стихов из 18-й и 19-й глав), ¸ 66 (почти полностью главы 1-14 и ряд фрагментов остального текста), ¸ 5 (48 стихов из 1-й, 16-й и 20-й глав), ¸ 22 (17 стихов из 15-й-16-й глав), ¸ 28 (11 стихов из 6-й гл.), ¸ 39 (8 стихов из 8-й гл.), ¸ 45 (наряду с синоптическими Евангелиями и Деяниями св. апостолов в этом папирусе представлены отрывки из 4-й, 5-й, 10-й и 11-й глав), ¸ 75 (главы 1-15 следуют за Евангелием от Луки), ¸ 95 (7 стихов из 5-й гл.) (подробнее см.: The New Testament in Greek. 1995. Vol. 4. Pt. 1: Papyri; маюскулы изданы: Ibid. 2007. Vol. 4. Pt. 2: The Majuscules). Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия. 2-я четв. XII в. (Ath. Dionys. 38. Fol. 304v) Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия. 2-я четв. XII в. (Ath. Dionys. 38. Fol. 304v) Лучшим свидетелем текста Евангелия считается Ватиканский кодекс . Визант. текст издан на основе ркп. Paris. Coislin. gr. 199, XI в. 35 по классификации Нестле-Аланда) (см.: The Gospel According to John. 2007). Рукописная традиция Евангелия от Иоанна очень сложна для изучения, поскольку из 878 его стихов в среднем каждый 3-й имеет существенные варианты в традиции, а в отношении каждого 10-го стиха крайне трудно выбрать древнейшее чтение. Напр., нелегко определить, где следует поставить точку между Ин 1. 3 и 1. 4 (см.: Aland K. 1968; Korting. 1989). В Ин 1. 28 трудно сделать выбор между чтениями «Вифания» и «Вифавара» (см.: Laney. 1977; Riesner. 2002; Brown. 2003). В Ин 5. 2 существуют разные варианты наименования купальни (самые распространенные - «Вифезда», «Вифзафа» и «Вифсаида», см.: Jeremias. 1949; Devillers. 1999; Wahlde. 2006; Ceulemans. 2008). Из богословски значимых - разночтения в Ин 1. 18: «Единородный Бог» и «Единородный Сын» (см.: McReynolds. 1981; Fennema. 1985), в Ин 1. 34: «Сын Божий» и «Избранный Божий» ( Aland B. 2003; Flink. 2005).

http://pravenc.ru/text/469832.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010